Смерть хита леджера
Во вторник к обеду все уже всё знали про Хита Леджера. Его нашли в квартире Мэри-Кейт Олсен— он лежал голый на засыпанном таблетками полу; явное самоубийство. К вечеру того же дня всепоменялось: нашли его уже в собственном доме под одеялом, таблетки стали лекарствами, купленными по рецепту, и нет, они не были рассыпаны — лежали в бутылочке. А на следующий день выяснилось, что в полдень он еще был жив: служанка слышала его храп. Массажист, который нашел его, сперва позвонил хозяйке квартиры — позвонил три раза и только потом набрал 911. Телохранители Олсен приехали раньше скорой. То есть, конечно же, позже скорой, но раньше полиции. У кровати валялась свернутая в трубочку 20-долларовая купюра со следами кокаина. Поправка — без следов кокаина.
История смерти Леджера писалась и переписывалась в режиме реального времени в течение суток, писалась языком цифровых камер и RSS-потоков. Телевизионные бригады, блогеры, обеспокоенные граждане с мобильниками участвовали в этом похожем на затяжной сон сюрреалистическом мероприятии. 300 человек снимали вынос тела из дома на Брум-стрит. Еще сто ждали у похоронного бюро в Верхнем Ист-Сайде; фотографы так сгрудились вокруг гроба, что камеры упирались объективами друг в друга.
февраль 2006 года / Chris Weeks/WireImage/Getty Images
Google сообщает, что за три недели после его смерти англоязычная пресса написала о Леджере 24267 раз. Фактов сообщалась уйма, но связной истории из них не складывалось. Вместо этого вырисовывались две противоречащие друг другу коллективные выдумки. Согласно одной, Леджер был святым, согласной другой — забубенным грешником. Представители обеих точек зрения с жадностью ждали результатов судмедэкспертизы: отчет токсиколога манил и тех и других возможностью раз и навсегда доказать свою правоту.
«Не пишите, пожалуйста, гадостей», — попросил меня один голливудский функционер, предварительно засвидетельствовав исключительную доброту, чуткость, скромность и трезвость Леджера. Не писать гадостей — значит, рассказать, как Леджер был талантлив, великодушен, мил с окружающими, как любил свою дочку Матильду, как пил минералку San Pellegrino и диетическую колу. Гадости же — это, видимо, что-то вроде того, что на следующий день после его смерти напечатал английский таблоид The Sun со ссылкой на Ребекку Уайт, бывшую помощницу Наоми Кэмпбелл. Та утверждала, что Леджер, приходя в гости, первым делом просил кокаин и мог легко запить горсть из шести таблеток экстези шампанским. Если приглядеться, Уайт (по совместительству главная свидетельница в деле про кокаиновое видео с Кейт Мосс, всплывшее в 2005-м) — едва ли не единственный источник, сообщающий про наркотические безумства Леджера. Когда ее первоначальное интервью The Sun перепечатали все, кто мог, она дала еще одно, тоже английской Daily Mail, где утверждала, что Леджер слетел с катушек, поскольку панически боялся потерять опеку над дочкой. Она также поделилась наблюдением о том, что Леджер и его невеста Мишель Уильямс были друг другу не парой. Это интервью также перепечатала дюжина газет по всему миру. Позже Уайт предлагала поделиться дополнительной информацией со мной за гонорар в полторы тысячи долларов.
Кто бы ни был источником — «анонимные друзья семьи», «инсайдеры», «люди, близкие к...», — из их рассказов получались два Леджера: нормальный парень, который покупал ребенку диетические сосиски в магазине органических продуктов, и полубезумец — тот, которого некий очевидец видел накануне смерти в ночном клубе пляшущим в лыжной шапке с прорезями для рта и глаз и нахлобученном поверх нее капюшоне. Спор о последних месяцах жизни Леджера стал спором о его месте в истории кино, о том, кем он все-таки был — трагическим героем вроде Джеймса Дина или саморазрушителем на финальном витке, как когда-то Ривер Феникс. Причина его смерти, публикации которой все ждали, странным образом должна была прояснить для всех и смысл его жизни.
«Горбатая гора»/Focus Features
Годом раньше если про Леджера и писали в желтой прессе, то в Entertainment Weekly на страничке «Все как у людей», предназначенной для тех ущербных знаменитостей, с которыми не происходит ничего страшного и возмутительного. Леджер познакомился с Мишель Уильямс на площадке «Горбатой горы», и они быстро стали лучшей на свете рекламой образа современной городской семьи: молодые, красивые, участники комитета по озеленению района. В октябре 2005-го у них родилась Матильда, после чего оба стали домоседами. Еще через два месяца начались восторженные рецензии и оскаровские номинации «Горбатой горе», пошла традиционная в таких случаях цепная реакция — Леджер переставал быть просто симпатичным талантливым актером. Все началось незаметно — одна журнальная обложка, другая, у дома стали появляться фотографы, кто-то что-то написал, кто-то что-то сказал, и в какой-то момент вдруг стало очевидно: Леджер — звезда.
Феномен звезды складывается из всего, что публика о ней знает», — писал киновед Ричард Дайер в 1986-м, за годы до того, как это «все» стало включать в себя домашние порнопленки, взлом мобильных телефонов, обсуждение результатов лицевой пластики по национальному телевидению и безнаказанные бесчинства веб два нольных комментаторов. Смелый, склонный к экспериментам характерный актер — кто-то говорил, что на заре карьеры, выбрав роль охранника-самоубийцы в «Бале монстров», он распугал всех своих поклонниц, — Леджер впервые столкнулся с необходимостью играть себя: Хита Леджера, счастливого семьянина, скромную восходящую звезду, будущего кумира миллионов.
«Бал монстров»/Lions Gate Films
Растущее внимание явно раздражало его. У него были недобрые отношения с прессой на родине: на австралийской премьере «Горбатой горы» журналисты расстреляли его и Уильямс из водяных пистолетов, когда они шли по красной дорожке. Леджер, как писали, был после этой истории чуть ли не в слезах и на следующий день клялся отцу, что продаст дом в Сиднее и окончательно переедет в Штаты. Двумя неделями позже он в Нью-Йорке получал награду Гильдии киноактеров. Проход по красной дорожке тут прошел без инцидентов — инцидент случился позже вечером: на вечеринке после церемонии была снята всплывшая посмертно пленка, на которой Леджер якобы нюхает кокаин.
Пленка, которую в газетах заочно называли чудовищной и шокирующей, была сперва куплена австралийской телестудией у частного лица, а после продана американскому телешоу «The Insider» — человек, предоставивший ее, получил в итоге $200000. Деньги были потрачены впустую: пресс-агент Леджера обратился к дюжине знаменитостей первого эшелона (от Натали Портман до Сары Джессики Паркер), и те пригрозили бойкотировать программу, если «The Insider» покажет пленку. Притом ничего особенно леденящего на ней нет: Леджер отхлебывает из горла пиво, говорит, что его девушка оторвет ему голову за то, что он пошел на вечеринку без нее, признается, что раньше, бывало, выкуривал по пять косяков в день, но теперь это в прошлом, показывает татуировку в виде буквы М в честь трехмесячной Матильды.
«Темный рыцарь»/Warner Bros.
Ничего особенного. Любой человек младше тридцати рано или поздно может произнести похожий текст, если ему дать пива и включить камеру. Пугающая странность не в словах, а в той самоуничижительной, едва ли не заискивающей интонации, с которой оскаровский номинант их произносит. Люди, знавшие Леджера, хором говорят, что на пленке тот не празднует, а напротив — держится из последних сил. Один английский режиссер, наблюдавший актеров во время предоскаровской лихорадки 2005-го, утверждает, что на следующий день после «Оскаров» Леджер сказал ему: «В хороших фильмах больше сниматься не буду. Если после каждой хорошей роли начинается такое — спасибо,не надо».
Летом того же года Леджер и Уильямс переехали в Бруклин, где купили дом, ставший на недолгое время их Камелотом. Их, как это ни смешно звучит, очень любили соседи и местная малотиражная пресса. «То, что сейчас, — самый нормальный период в нашей жизни, — говорил тогда Леджер в интервью. — Мы нашли свое место на карте. Мне не хочется никуда переезжать. Мы очень счастливы».
«Меня здесь нет»/Killer Films
Судя по всему, так это и было. Тодд Хейнс, в чьем «Меня здесь нет» снимались и Леджер, и Уильямс, вспоминает, как Леджер нуждался тогда в своей невесте: «Если мы должны были снимать сцену, накануне у него начинались приступы паники. Он звонил Мишель в Нью-Йорк, она
по телефону пыталась его научить каким-нибудь приемам релаксации или просто говорила с ним, пока он не уснет. В итоге он обычно засыпал под утро где-нибудь в углу с мягкой игрушкой дочки в руках. Спал где-то час, а потом приходил на площадку».
Годом позже все кончилось. Друзья говорили, что две самостоятельные кинокарьеры и семья оказались несовместимы, остальные — что в деле замешаны наркотики и что будет суд по поводу опеки. Уильямс с Матильдой уехали просветляться в ашрам в Индию. А желтая пресса тем временем обнаружила нового Хита Леджера. Он уже не годился для странички «Все как у людей» — это был повеса и самый завидный холостяк города, человек в шляпе набекрень, у которого был роман, кажется, одновременно со всеми. Этот Леджер прожил три месяца.
После его смерти эти три месяца бесконечно сканировали в поисках улик, свидетельств нервного срыва, чего-то еще. Те, кто был с Леджером рядом, в один голос говорят, что вокруг него было полно наркотиков, но сам он к ним не прикасался, даже когда ему предлагали, — ничего крепче сигарет. Последнее интервью, которое он дал, было записано перед Новым годом в связи с хейнсовским «Меня здесь нет», где Леджер сыграл одну из версий Боба Дилана. Корреспондент лос-анджелесской Times впоследствии утверждал, что у Леджера заплетался язык и он не понимал вопросов, но, когда видеозапись этого разговора была обнародована, на ней оказался совершенно трезвый, спокойный человек, рассуждающий о том, что любой, даже самый почтительный и добросовестный биограф неизбежно лжет о своем герое: «Любой биограф делает слишком много выводов. А наш фильм изящно их избегает — мы не делаем вид, что понимаем, кто такой Дилан. Он остается где-то там, в тени. Это же важно — сохранить тайну».
«Темный рыцарь»Warner Bros.
Тодд Хейнс говорит, что, когда они познакомились с Леджером в 2006-м, тот мучился, пытаясь выполнить аналогичную задачу, — Леджер почти на два года ушел из кино, чтобы написать сценарий об английском певце Нике Дрейке. «Попытка впихнуть этот бесконечно сложный, прекрасный, загадочный образ в рамки стандартной биографии казалась Хиту кощунством, — говорит Хейнс. — У него была идея сделать из всего этого чистую аллегорию. В какой-то момент Дрейк превратился у него в девушку, которая едет на поезде через всю Европу. Кажется, он хотел, чтобы Мишель ее сыграла». Ник Дрейк страдал от бессонницы, хронической депрессии и умер в 26 от передозировки антидепрессантов. Если подумать, что Леджер потратил два года, пытаясь впихнуть его в свою голову, — это может показаться ответом на все вопросы, но, видимо, это слишком простой ответ, чтобы быть правдой.
«Всем, конечно, очень хочется понять, что это было, — говорит Хейнс. — Понять, как он умер в том числе, потому что это вроде как должно послужить ключом к загадке. У живых людей редко бывает законченная роль, как в пьесе, — любая жизнь обрывается на полуслове. В случае с Хитом это случилось так неожиданно — и, поскольку он подавал такие надежды, люди, конечно, будут искать ответы, хотя их это, наверное, совершенно не касается».
«Воображариум доктора Парнаса»/Lionsgate
Кристофер Пламмер, снимавшийся вместе с Леджером у Терри Гиллиама в «Воображариуме доктора Парнаса», впоследствии говорил репортерам, что физически Леджер был так плох, что казалось, у него пневмония. Знакомый режиссер, последний раз говоривший с ним по телефону в первых числах января, теперь утверждает, что многие тогда всерьез волновались за Леджера: «Самое нелепое, никому не хватало смелости сказать ему что- то напрямую, мне в том числе. Казалось, это как-то неловко, невежливо, что ли, вдруг он после этого перестанет брать трубку, когда я звоню. Дело даже не в том, что он был звезда. Это немножко выходит за рамки обычного социального общения — взять и сказать знакомому: «Знаешь, дружок, а ты ведь убива- ешь себя».
За три дня до похорон Леджера был опубликован пресловутый отчет судмедэкспертизы. Из него следовало, что накануне смерти Леджер принял две таблетки успокоительного, две — чтобы не заснуть, потом снотворное и две таблетки болеутоляющего такой силы, которое обычно принимают раковые больные. Смерть стала результатом несчастного случая, но это примерно такой же несчастный случай, как героиновая передозировка или когда человек, напившись, таранит машиной ограждение набережной. Как и жизнь Леджера, заключение о его смерти каждый может трактовать как вздумается.
Журнал «Афиша» №230 c 28 июля по 10 августа 2008 года
смерть хита леджера
Детские и юношеские годы биографии мужа Агаты Муцениеце – Павла Прилучного, карьера в театре и кинематографе, лучшие роли. Личная жизнь и рождение детей, причины расставания супругов.
Причина смерти
По результатам аутопсии было установлено, что причиной смерти Хита Леджера стала передозировка лекарственными препаратами, среди которых были обезболивающие, транквилизаторы и снотворные вещества. Согласно заключению врачей, смерть была вызвана интоксикацией вследствие употребления темазепама, гидрокодона, оксикодона, диазепама, доксиламина и алпразолама — и все эти лекарства были выписаны актеру врачами.
Самая популярная версия
Многие связывают смерть Леджера с психическими проблемами, которые начались после подготовки к роли Джокера в «Темном рыцаре» (2008) Кристофера Нолана.
Для того, чтобы вжиться в драматический образ, артист провел 43 дня в мотеле в полном одиночестве. Также актер изучал комиксы и вел «дневник наблюдений» за своим героем.
В этом же дневнике он хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии гиен, улыбающегося клоуна и Алекса ДеЛарджа из «Заводного апельсина», с которого впоследствии были скопированы мимика и жесты будущего персонажа Леджера.
Актер лично сделал наброски образа, который, по его мнению, должен был быть у Джокера, и не выходил из этого амплуа на протяжении всех съемок.
Некоторые психологи предполагают, что актер довел себя до биполярного расстройства, что привело к бесконтрольному приему антидепрессантов и последующей смерти. О методах, с помощью которых Леджер готовился к роли, высказывался и его отец в документальном немецком фильме «Слишком молодой, чтобы умереть». По словам Кима Леджера, Хит всегда работал с полной отдачей, но в этот раз зашел слишком далеко.
Что было до этого
Однако стоит отметить, что изменения в состоянии Хита Леджера начали происходить еще до начала съемок картины Нолана.
Через два месяца после выхода «Горбатой горы» артисту предстояло пережить резкий рост популярности, пристального внимания прессы и поклонников. Надо заметить, что Леджера это только раздражало. На премьере «Горбатой горы», проходившей в Австралии, журналисты и вовсе расстреляли актера и его спутницу Мишель Уильямс из водяных пистолетов — прямо на красной дорожке. После этого инцидента у Хита состоялся откровенный разговор с отцом: находившийся в подавленном состоянии Леджер сказал, что хочет продать дом в Сиднее и переехать в США насовсем.
Дальнейшие показы прошли гладко, однако после оскаровской церемонии актер говорил, что не хотел бы дальше играть хорошие роли, если после каждой из них его будет ждать «подобное».
Сохранилась пленка, на которой запечатлена вечеринка после вручения наград: там можно увидеть и Хита Леджера. Ничего скандального на видео не происходит — актер просто пьет пиво, рассказывает об их общей с Уильямс дочке, трехмесячной Матильде, и о том, как раньше скуривал по пять косяков за день, но завязал с этим. Однако знакомые Хита комментируют, что его состояние было крайне плохим, а сам артист «держался из последних сил».
Работа над «Меня там нет»
Вскоре Леджер начал еще одну серьезную работу — над картиной Тодда Хейнса «Меня там нет». Это биографическая драма, основанная на жизни и творчестве Боба Дилана. Главная особенность картины — в отрывках, посвященных разным периодам жизни музыканта, фигурируют разные персонажи: помимо Леджера в ленте сыграли Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Бен Уишоу, Кристиан Бейл и Маркус Карл Франклин.
Хейнса и Мишель Уильямс вспоминают, что в период работы над фильмом Леджер крайне нуждался в поддержке своей подруги. Накануне съемок актер часто звонил Уильямс, чтобы та помогла справиться ему с приступами паники.
Хиту нередко было необходимо поговорить с актрисой, чтобы просто заснуть — из-за проблем с бессонницей артист зачастую спал около часа, а затем шел на съемочную площадку. Этот период в жизни Леджера также связывали с употреблением наркотиков, однако знакомые и близкие актера, которые окружали его в то время, утверждают, что актер прикасался только к сигаретам.
Сценарий о Нике Дрейке
Леджера два года работал над собственным сценарием о знаменитом английском певце Нике Дрейке. Последние годы своей жизни Дрейк страдал от депрессии и бессонницы — и это нашло отражение в его творчестве. Музыкант умер в 1974 году от передозировки прописанного ему антидепрессанта триптизола, ему было всего 26 лет.
По словам Тодда Хейнса, Леджер хотел сделать проект с акцентом на аллегорию и тратил очень много сил, чтобы уместить в своей голове сложный образ певца и продумать, как картина будет выглядеть в конечном итоге.
Хейнс также проводил параллель между смертью актера и его работой над проектом, однако всегда подчеркивал, что это — крайне односложный ответ на все вопросы.
Проблемы в семье
Летом 2004 года в Канаде, во время съемок «Горбатой горы», Леджер начал встречаться с Мишель Уильямс. В 2005 году у пары родилась дочь, Матильда Роуз Леджер, но через два года актеры объявили о расставании.
О проблемах в семье Уильямс и Леджера в свое время категорично высказалась Ребекка Уайт. Она утверждала, что артисты не подходили друг другу, но Хит настолько боялся лишиться опеки над дочерью, что заработал себе психические проблемы.
Также Уайт отмечала, что актер в больших количествах употреблял наркотики и алкоголь. Впрочем, стоит помнить, что Ребекка Уайт — чуть ли не единственный человек, который свидетельствует об этом пристрастии Леджера.
После «Темного рыцаря»
Сразу после премьеры ленты Нолана Хит начал работать над ролью Тони Шепарда в фильме Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса».
Актер выдержал съемки практически до самого конца. Значительная часть материала уже была отснята, но этого все же было недостаточно. Тогда было принято решение изменить сюжет таким образом, чтобы после прохождения через волшебное зеркало облик Тони претерпевал изменения. В итоге героя дополнительно сыграли сразу три актера — Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл
В этот момент физическое состояние Хита Леджера уже было крайне плохим: окружающие его люди говорили, что актер похож на человека с затяжной пневмонией. За Леджера беспокоились многие знакомые, однако мало кто из них высказывал свои опасения напрямую.
22 января 2008 года Хит Леджер был обнаружен мертвым в своей нью-йоркской квартире на Манхэттене.
Согласно отчету судмедэкспертизы, актер принял уже перечисленные нами вещества в больших количествах — что и привело к его смерти.