Бюджет титаника
Хобби Джеймса Кэмерона
-->
К середине 90-х у Джеймса Кэмерона была довольно хорошая репутация в Голливуде – он снял двух «Терминаторов», сумел развить придуманную Ридли Скоттом историю в «Чужих» и даже справился с боевиком и Арнольдом Шварценеггером в «Правдивой лжи».
И когда он принес в кинокомпанию 20th Century Fox новый сценарий, который описал как
«Ромео и Джульетта на «Титанике»,
проекту был дан зеленый свет. Правда, не потому, что боссам студии понравилась трехчасовая любовная история, в которой не было ни роботов из будущего, ни самолетов с вертикальным взлетом, и которая имела к фантастике весьма отдаленное отношение, а потому, что им хотелось удержать перспективного режиссера. В конце концов, великие люди имеют право на маленькие слабости.
У Кэмерона было хобби – он любил подводный мир, корабли и рассматривал «Титаник» как «Эверест кораблекрушений». Впрочем, его предыдущая попытка совместить два увлечения – в фантастическом триллере «Бездна» 1989 года – была не самой удачной: при бюджете в $70 млн мировые кассовые сборы составили только $90 млн. Это, конечно, позволило избежать полного провала, но осадок у продюсеров остался – возможно они думали, что нельзя в будущем позволять Кэмерону совмещать хобби и работу. Тем не менее, разрешение на съемки «Титаника» режиссер получил, как и почти неограниченный бюджет.
Бюджет растет
-->
К созданию фильма Кэмерон подошел очень скрупулезно. Сначала он спустился к обломкам настоящего «Титаника – с помощью российского научного судна «Академик Мстислав Келдыш» и батискафов «Мир-1» и «Мир-2»; заодно построил масштабную копию разрушенного корпуса корабля, а также создал (на своей студии «Digital Domain») анимационный ролик о катастрофе. Все это обошлось 20th Century Fox в $3 млн, но позволило кинокомпании проникнуться величием замысла.
Дальше – больше. Судостроительная компания из Ирландии Harland and Wolff (она строила и «Титаник», и два других аналогичных корабля – «Олимпик» и «Британик») рассекретила свой архив и предоставила режиссеру чертежи, считавшиеся утраченными.
Декораторы изучали старые фотографии, чтобы восстановить внутреннюю обстановку судна,
а в Мексике, недалеко от города Росарито, была создана новая студия, съемки в которой позволяли снимать огромную (около 230 метров) декорацию «Титаника» на фоне океанского горизонта.
._s_banner_native3 { position: relative; z-index: 10; float: right; width: auto; margin: 0 0 5px 20px; max-width: 300px; font: normal 13px/16px 'Roboto'; } ._s_banner_native3 .ad_native_img__img { display: block; width: 100%; } ._s_banner_native3 .ad_native_sponsored { position: absolute; top: 0; left: 0; padding: 2px 5px; background: rgba(255,255,255,.7); color: #333; } ._s_banner_native3 .ad_native_img { margin-bottom: 7px; } ._s_banner_native3 .ad_native_sponsored_clone { display: none; } ._s_banner_native3 .ad_native_title { font: bold 16px/1.2 "Lora", serif; color: #595959; margin-bottom: 5px; } ._s_banner_native3 .ad_native_desc { font: normal 13px/1.25 "Roboto", sans-serif; color: #505050; }Собственно съемки начались в июле 1996 года – со сцен на «Келдыше» из начала и конца фильма, и вместо запланированных 138 дней растянулись на 160. Были проблемы с персоналом, пребывание в холодной воде негативно сказалось на здоровье членов съемочной группы, получили травмы несколько каскадеров – правда, гильдия киноактеров после расследования признала, что об их безопасности все же заботились.
Стоимость картины в итоге выросла с первоначальных $110 млн до $200 млн – и это еще до выхода в прокат сделало «Титаник» самым дорогим фильмом на тот момент; сейчас, разумеется, такие цифры уже мало кого смущают.
Актеры и роли
-->
Звезд в нынешнем понимании Кэмерон в фильм не пригласил. Британская актриса Кейт Уинслет, хоть и имела номинацию на «Оскар» (за роль второго плана в «Разум и чувства»), но карьеру начала совсем недавно и знаменитой ее тогда назвать было, пожалуй, нельзя. То же самое и с Леонардо Ди Каприо – в те годы еще никто не предполагал, сколь долгим окажется путь этого многообещающего (у него тоже была номинация на «Оскар» за роль второго плана — за фильм «Что гложет Гилберта Грэйпа») актера к заветной награде Американской киноакадемии. И сколько хороших ролей ему потребуется для этого сыграть.
Были еще Билл Пэкстон (он сыграл охотника за сокровищами Брока Лаветта, нашедшего в затонувшем «Титанике» портрет Розы) и Билли Зейн (Каледон, жених Розы). Но уже после того, как фильм стал настоящим событием в кинематографе,
превратившиеся в звезд актеры, выражали недовольство методами работы режиссера.
Например, Уинслет, которая простудилась при работе над «Титаником», заявила, что не будет больше работать с Кэмероном, если, конечно, это не позволит ей заработать много денег. Ди Каприо критиковал сам съемочный процесс за ту опасность, которую он подвергался – по его словам, в этом не было никакого смысла.
Кэмерон за «Титаника» никогда не извинялся, но признавал, что требовал от персонала и актеров очень много.
Правда, он считал, что это оправдывается конечным результатом.
Миллиарды и «Оскар»
-->
Первоначально релиз был запланирован на 2 июля 1997 года – в Fox хотели попасть в «сезон блокбастеров». Но за несколько месяцев до этой даты Кэмерон объявил, что не успеет завершить спецэффекты, и кинокомпании пришлось смириться – в конце концов, на кону стояли $200 млн.
Премьера была сдвинута на конец года, и после серии предварительных показов (первым среди них и был на Международном кинофестивале в Токио), фильм в декабре вышел в американский прокат, а также еще на нескольких рынках. Начало, кстати, было не самое оптимистичное –
за первый уикенд картина собрала всего $28,6 млн; сейчас такой старт означает однозначный провал всего проекта.
Но Кэмерон в итоге оказался прав – «Титаник» возглавлял американский бокс-офис на протяжении пятнадцати недель, число кинотеатров, которые его показывали, выросло за это время с 2,67 тысяч до 3,23 тыс., а общие сборы достигли $600,7 млн. В мировом прокате тоже творилось нечто невообразимое – фильм заработал $1,244 млрд.
И с общей выручкой в $1,843 млрд «Титаник» на долгие двенадцать лет стал почти недосягаемым для конкурентов.
Опередить его смог только в 2010-м новый проект Кэмерона – трехмерный «Аватар», а вот вышедшему в 2015-м седьмому эпизоду «Звездных войн» не повезло. В 2012-м, к столетию трагедии «Титаника», фильм был переделан в 3D и снова выпущен в прокат, по итогам которого он добавил в свою копилку еще $342 млн.
На кинематографическом поле «Титаник» тоже оказался победителем. Фильм получил четырнадцать номинаций на «Оскар» — разделив эту цифру с «Все о Еве» (1950), а много лет спустя – и с комедией «Ла-Ла-Ленд» (2016).
По полученным наградам фильм Джеймса Кэмерона также оказался в числе лидеров – одиннадцать статуэток получили лишь эпик «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). Любопытно, что три приза достались лично Кэмерону – за лучший фильм (он был одним из продюсеров), за режиссуру и за монтаж.
А вот актеры «Титаника» остались без наград – Кейт Уинслет удовольствовалась только номинацией в категории «лучшая женская роль», а Леонардо Ди Каприо остался и без этого утешительного приза. Впрочем, сейчас мы знаем, что «Оскар» долго обходил этого актера стороной, но в итоге академики не смогли устоять перед его обаянием.
бюджет титаника
Общий бюджет фильма "Титаник" составил 200 миллионов долларов. Интересно, что на строительство настоящего лайнера в начале XX века компания White Star Line потратила 7,5 миллионов долларов. Если учесть инфляцию и пересчитать эту сумму на цены 1997 года (как раз когда вышел фильм), то бюджет составит 150 миллионов долларов. На что же съемочная группа потратила такие большие деньги?
Видео дня
Макет "Титаника"
Во-первых, был создан макет для подводных съемок затонувшего и разрушенного судна, который должен был в точности передавать интерьеры настоящего "Титаника". Кроме того, декораторы потратили много времени на то, чтобы все вещи, "оставшиеся" на корабле, выглядели состаренными. Для этого они покрывали их лаком и обжигали горелкой не один раз...
Во-вторых, в мельчайших деталях был воссоздан огромный корабль (44-метровая модель), который впоследствии частично разобрали и использовали, чтобы показать "Титаник" тонущим. Кстати, из экономии Кэмерон решил не строить нос корабля на реальном макете, он думал, что компьютерная графика обойдется ему значительно дешевле, но режиссер заблуждался. Вся компьютерная обработка стоила больших денег.
Кроме того, использовались и другие модели корабля: 7,5-метровая, 13-метровая, 18-метровая, которые в основном использовались в сценах, где судно погружается под воду. Был еще один макет кормовой части судна, его использовали для съемок разлома "Титаника" во время потопления.
Сложности съемок в воде и под водой
Кадр из фильма "Титаник"
Когда Кэмерон решил снимать полномасштабную картину про катастрофу лайнера, он отправился к затонувшему "Титанику" и даже опустился дно океана - к его развалинам. С собой он взял глубоководную камеру, сконструированную его братом Майком. Джеймсу удалось отснять неплохие кадры, однако их было недостаточно для сюжета, поэтому необходимо было доснимать под водой уже искусственные развалины, для которых и был создан один из макетов.
Кадр из фильма "Титаник"
Следующей трудностью стали съемки тонущего корабля, для которых очередной макет погружали в гигантский резервуар, постепенно заполняющийся водой. В основном все кадры, на которых внутрь судна протекает вода, снимались за один дубль.
Декорации и наряды
Кадр из фильма "Титаник"
Некоторые локации и предметы интерьера для макетов "Титаника" заказывали у той же компании, которая строила легендарный лайнер. Можно предположить, во сколько Кэмерону обошлись оригинальные металлические перила, тяжелые дубовые двери, деревянные лестницы и шлюпбалки! Кроме того, постарались и художники по костюмам, которые несколько месяцев изучали моду 1912 года перед тем, как приступить к работе.
Кадр из фильма "Титаник"
Конечно, все затраты окупились с лихвой. Общие сборы "Титаника" составили 2,185 миллиардов долларов. Такая астрономическая сумма долгое время считалась абсолютным рекордом, побить который удалось лишь "Аватару" спустя 12 лет.