Жизнь фотографа
жизнь фотографа
Как продолжать снимать без гарантийного талона на определенность?..
Недавно я дочитал любопытную книгу Оливии Лэнг – «Одинокий город». Если не вдаваться в подробности и без спойлеров, то в ней, среди прочего, автор вплетает в повествование истории различных ‘творцов’ второй половины XX века, рассказывая подробности их жизни (это вы узнали бы и из синопсиса, никаких спойлеров). Про каждого из них сегодня Google выдает сотни страниц, но при жизни, увы, совсем не каждый из них мог говорить хоть о каком-то признании обществом.
Путь любого фотографа (а также художника, музыканта, писателя и дальше по списку) лежит через густые тернии признания: быть замеченным/услышанным/увиденным, начать получать заказы и не бросить все, при обратном раскладе. Я знаю по себе, насколько это сложно – чувствовать, что ты движешься в нужном направлении в ‘своем деле’, если почти ничего об этом не сигнализирует и никто не откликается. В такие моменты любой захочет бросить всё и прекратить попытки. В такие моменты хочется увидеть хоть какой-нибудь знак. В такие моменты хочется поверить, что все получится, просто момент еще не настал…
Возможно, именно эти истории станут спасительным кругом от таких автоматических мыслей! Истории четырех фотографов, творчество которых долго оставалось незамеченным, а они не признанными. А в конечном счете: игра стоила свеч!
1. Эжен Атже
Наконец получил признание! За пару лет до своей смерти.
Сложно представить, но даже на заре распространения фотографии, можно было заниматься ей и все равно оставаться где-то в тени. Французский фотохудожник Эжен Атже был как раз в такой ситуации. Молодой человек начинал карьеру как артист передвижного театра, но ввиду низких заработков и травмы связок вынужден был оставить эту историю и переключиться на художественную деятельность. С 1888 года Атже занимается живописью, а также фотографирует повседневную жизнь Парижа еще до его глобальной перестройки. В каком-то смысле это прапрадедушка стрит-фотографии. Это был фотограф-урбанист, среди его работ главенствует классическая городская съемка. Однако, такие снимки совсем не покрывали расходы: зарабатывать Атже пытался в своем маленьком ателье «Атже – документы для фотохудожников». В основном это были заказы от различных художников, которые позднее ложились в основу их произведений, как исходник. Заказы были не регулярными и доходы скудными.
Фото: Эжен АтжеФотографии сюжетов для художников – мизерный заработок, фотографии Парижа – то, что автор делал для себя и с душой. Атже застал кардинальные перемены города: многое из того, что он снял в плане городской застройки уже не существует. Атмосфере старого Парижа удалось сохранится лишь на его карточках.
В 1925 (за два года до смерти фотографа) ателье мсье Атже регулярно посещает уже известный фотограф Ман Рей со своей ассистенткой Беренис Эббот. Эти двое были настолько под впечатлением от фотографий, что Эббот спускает все доступные финансы на покупку работ Эжена Атже. Уже после его смерти, именно Беренис Эббот станет куратором и агентом этой обширной коллекции.
Фото: Эжен АтжеМировой успех и признание фотограф получает в 1981 году. Популяризацией имени Атже начинает заниматься руководитель отдела фотографии МОМА, а его работы путешествуют по крупнейшим мировым галереям. Спустя 50 лет после своей смерти, французский фотограф все-таки получил признание.
2. Полина Вашингтон
Безысходность, отсутствие отклика, замкнутый круг. И, наконец, перерождение в новом видении. История успеха видного фотографа современности.
Если вы хотя бы немного в теме современных имен в фотографии и пользуетесь соцсетями, то вы наверняка ее видели. Нет, вы точно видели ее работы! Паблики, страницы, онлайн-издания и журналы наперебой публикуют их. Разумеется, сугубо по личной инициативе редакции. Сегодня, в 2021 году Полина на устах и экранах, но если отмотать всего на пару лет назад, то придется переворачивать игру обратно с головы на ноги. Там у девушки фотографа нет известного имени, заказов и, кажется, даже веры в какой-то успех.
Это современная история эпохи соцсетей, поэтому достаточно будет процитировать ее напрямую:
Вы можете смотреть и думать, мол да, Лейки, тачки – офигеть! Но позвольте мне помахать вам из прошлых лет, когда приходилось соглашаться на любую работу в фотографии, чтобы заработать хотя бы три тысячи рублей. Однажды я весь день снимала одну звезду. И после смены очень просила заплатить мне эти несчастные три тысячи сразу же, потому что нужно было как-то доехать до дома и купить продуктов. Я там была, и я знаю, что все это больше похоже на замкнутый круг, из которого нет выхода,— Полина ВашингтонНесколько лет назад у Полины рождается ребенок. Казалось бы: кредит на фототехнику, ипотека, теперь еще и забота о ребенке… на фоне продолжительного отсутствия массового отклика. Морали или некоего секретного ингредиента здесь не будет: фотограф берет тайм-аут в несколько месяцев, заряжается энергией, находит силы продолжать снимать и записывает видеокурс по своему авторскому видению. Спустя совсем не долгое время курс получит широкий отклик! Он станет лишь первым обучающим видео от Полины.
Фото: Полина ВашингтонА дальше историю легко наблюдать в соцсетях: новое видение девушки фотографа, работа с искусственным светом, признание… Всё то, что наверняка было сложно визуализировать несколько лет назад, возвращаясь с редкой съемки и хоть каким-то доходом.
Фото: Илья Нодия3. Илья Нодия
Мечты о работе в столице, сансара каталогов и редких свадеб, вера в себя и воля стечения обстоятельств.
Об Илье в широких кругах слышно не так много: в пабликах не мелькает, в журналах его имя не пестрит, однако в своих кругах этот молодой человек известен. Некоторые даже называют его ‘самым западным из российских фотографов’. Больше всего Нодия известен как рекламный фотограф, а также автор почти всех фотографий для серии квестов «Клаустрофобия».
Карьера Ильи сложилась не сразу, это тоже история про подъемы и спуски вниз. Снимать молодой человек начал в родном Омске: портреты друзей и знакомых, затем свадьбы, к которым у него был серьезный подход, потом свадьбы, еще раз свадьбы. В какой-то момент казалось, что карьера пошла вверх: появилось много заказов, появились финансы на качественную аппаратуру, личностный рост… Но всё это уперлось в потолок. А серьезный подход к работе над каждой фотосессией постепенно уходил, уступая место однотонному потоку.
Илья с девушкой собрали вещи и, в поисках большего простора для работы, уехали в столицу:
В Москве у нас не было родственников, работы, жилья, с собой у нас было лишь немного денег, которые кончились на пятый день, пара сумок и грипп с температурой 38,7. Так начался для нас первый московский декабрь,— Илья НодияШло время, а взлета не намечалось. Работы по специальности Ильи (IT) также. В итоге молодой человек оказался сначала в отделе продаж «М.Видео», а затем предметным фотографом для магазина женской обуви. Отличные тернии, чтобы остановить попытки искать знаки и пытаться.
Фото: Илья НодияИстория Ильи похожа на историю Полины Вашингтон. Несмотря на такую ситуацию он просто продолжил делать то, что может, не опустив руки: снимать женскую обувь и платки для каталогов и брать непостоянный поток свадебных фотосессий. На одной из них ему посчастливилось встретить интересного человека, который и положил начало одной из портретных серий Ильи, а затем череде путешествий. С «Клаустрофобией» оказалась примерно такая же история: всего лишь случай, стечение обстоятельств.
Это не глава в школьном учебнике, чтобы писать какие-то выводы. Их можно сделать самому. Каждая из этих историй иллюстрирует то, что тяжелые периоды, застой и отсутствие признания встречаются многим. Герои этих реальных историй лишь иллюстрируют, как оно может круто повернуться. Просто спустя время.
Фото: Вивиан Майер4. Вивиан Майер
Величайший стрит-фотограф XX века. Снимавшая в стол.
Это не совсем история про признание, которого фотограф долго не мог добиться. Это история про то, как человек снимал, только потому что любил это дело.
Вы наверняка уже слышали про детскую няню, которая была еще и великим стрит-фотографом XX века? Если нет, то вкратце: Вивиан Майер была простой няней. Няней с Rolleiflex наперевес. Она воспитывала чужих детей, а в свободное время гуляла и фотографировала простую жизнь американцев в деталях. Всё то, что ее глаз выхватывал в происходящем. К сожалению, мы уже не узнаем, посещала ли она художественные магазины, ходила ли на выставки, и что сама думала о фотографии. Но факт богатой насмотренности налицо: так снимать мог только человек с воспитанным чувством визуального вкуса и видением.
Архивы фотографий за долгие годы нашли только после ее смерти. До этого момента… она просто никому их не показывала. С этой находки для мира стало одним великим уличным документалистом больше. Возможно, если бы она жила в наше время соцсетей и выкладывала свои снимки в Инстаграм, то известность и признание получила бы еще при жизни! Смартфон заменил бы двухобъективный Rolleiflex, а Apple включало бы ее в свои ежегодные подборки «Снято на Iphone». Были бы выставки, известность и финансы, чтобы не работать няней.
Фото: Вивиан МайерЕё история не похожа на три предыдущих, героям которых приходилось долго пробиваться, чтобы быть услышанными. Вивиан Майер даже не пыталась это делать. Всё новые и новые отснятые пленки просто добавлялись в коробки к остальным. Если вы хотите получить признание, то так точно делать не стоит.
Когда-то давно я услышал очень меткую истину: если кто-то поет громче тебя – не пытайся его перекричать, просто пой в другом месте. И тебя услышат. Возможно, история каждого из трех героев в той или иной степени это иллюстрирует.