Актер князев биография
Биография
Евгений Князев мечтал об актерстве с раннего возраста, но попасть в профессию удалось далеко не сразу. Артист даже успел усомниться в своем призвании, но любовь к творчеству не позволила покинуть сцену. Сейчас он любим и востребован как в театре, так и в кино, где его знают по ярким ролям в мистических проектах.
Детство и юность
Евгений Владимирович Князев родился 9 августа 1955 года в поселке Скуратово Тульской области. Для матери мальчика брак с его отцом был вторым, от прошлого союза остались две дочери. А спустя шесть лет после появления единственного сына женщина родила еще одну девочку, Марину.
Родители Евгения были простыми людьми. Отец работал в шахте, мать занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. Казалось, что у мальчика нет предпосылок к тому, чтобы увлечься актерством, но однажды он увидел спектакль «Голубой и зеленый», поставленный в местном ТЮЗе. В тот день Князев понял, что там, на сцене, другая жизнь и он хотел бы стать ее частью.
Уже в школьные годы Женя начал собирать открытки с фото знаменитых артистов. На обратной стороне каждой из них было написано, какой вуз исполнитель окончил. Поэтому, когда пришла пора поступать, юноша выбрал учебное заведение, выпустившее больше всего звезд, которыми он восхищался. Это оказалось Щукинское училище.
Первая попытка поступления оказалась неудачной. Князеву отказали из-за слишком юного возраста — ему было всего 16. Но, поскольку все вокруг твердили, что в театральный нельзя попасть без связей, Евгений отчаялся стать студентом прославленной «Щуки». Чтобы не терять время зря, он подал документы на горный факультет политехнического института.
Но юноша не расставался с мечтой о сцене. Уже на первом курсе он записался в студенческий театр миниатюр и чтецкий кружок. В этот период Князев постоянно участвовал в творческих конкурсах, завоевывая призовые места, и каждый раз убеждался, что его призвание — актерство.
На практику студента отправили в Ленинград, где он решил попытать счастья в местном театральном вузе. Его приняли, но мать была против того, чтобы сын бросал политех. Евгений решил доучиться, а после получения диплома вновь подался в Щукинское училище. Вторая попытка оказалась удачной, абитуриента зачислили на курс Людмилы Ставской.
Учеба в театральном вузе поначалу давалась тяжело, Князев едва не разочаровался в себе как в артисте. Но руководитель курса сумела найти к нему подход и помочь раскрыться на сцене. Вскоре талант Евгения стал очевиден.
Щукинское училище фактически стало для исполнителя вторым домом. Днем вместе со своим близким другом Евгением Дворжецким молодой человек работал в гардеробе, а после ходил по театрам, много читал. Он старался по крупицам впитывать в себя все, что могло бы пригодиться в будущем.
Театр
По окончании училища в 1982 году молодого артиста приняли в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. Его пригласил туда Евгений Симонов, который заметил Князева, еще когда тот учился на третьем курсе. Он пообещал исполнителю главную роль в своей постановке, но премьера постоянно откладывалась.
За это время Евгений успел поучаствовать в создании других спектаклей, играя преимущественно небольшие роли. Он дебютировал в «Антонии и Клеопатре», где его партнершей была Юлия Борисова. Позже они вместе работали над постановкой «Без вины виноватые».
Но театральный прорыв случился, когда Симонов поставил спектакль «Три возраста Казановы» по поэтическим пьесам Марины Цветаевой и исполнил давнее обещание, доверив Князеву роль молодого Казановы. В зрелом возрасте героя сыграл Василий Лановой, а в преклонном — Юрий Яковлев. Сотрудничество со столь великими артистами стало для Евгения большой честью и возможностью раскрыть новые грани таланта. Публика приняла постановку с восторгом.
После этого репертуар исполнителя обогатился новыми яркими образами, он играл в постановках по классическим произведениям Михаила Булгакова, Александра Пушкина и Льва Толстого, каждый раз срывая аплодисменты зрителей.
В 1992 году Князев познакомился с Петром Фоменко, которого считает одним из своих учителей. Плодотворное сотрудничество началось со спектакля «Дело», где актер исполнил небольшую, но яркую роль. После этого режиссер задействовал его во всех своих постановках. Евгений играл в «Пиковой даме» и «Чуде святого Антония».
Но вскоре Фоменко покинул труппу, загоревшись идеей создания собственной театральной мастерской, а Князев остался в Театре имени Вахтангова. Он был верен этой сцене даже в тяжелые времена, хотя получал приглашения в иные столичные театры. Исполнитель отказывался от постоянного места, но иногда сотрудничал с другими труппами, играл в антрепризных постановках. Образы, которые воплощал актер, интересные и неожиданные. В их числе Берлиоз из одноименного спектакля.
С началом XXI века в биографии знаменитости открылась новая страница. Евгений Владимирович был выбран ректором Щукинского училища, где до этого числился в качестве преподавателя. Забот у актера только прибавилось, но он показал себя как честный и мудрый руководитель, всегда хлопотал во благо родного вуза, за что неоднократно переизбирался в должности.
В 2010 году с приходом в Вахтанговский театр режиссера Римаса Туминаса у актера словно началась новая жизнь на сцене. Он получил роль Алексея Каренина из спектакля «Анна Каренина». В интервью Евгений Владимирович признавался, что, читая роман в молодости, относился к мужу главной героини отрицательно. Но с годами понял, как на самом деле драматична его судьба.
Особое отношение у знаменитости к роли Тиресия из спектакля «Царь Эдип». В нем исполнитель блистает в компании своей бывшей преподавательницы Людмилы Максаковой и ученика — Виктора Добронравова. По словам Князева, он лично убедил воспитанника прийти в Труппу театра имени Вахтангова.
Среди других заметных постановок с участием Евгения Владимировича — «Посвящение Еве» и «Горячее сердце». По отношению к спектаклю «Улыбнись нам, Господи!» в прессе не встречалось иных эпитетов, кроме как «потрясающий» и «грандиозный». В нем артист играл вместе с Сергеем Маковецким, Юлией Рутберг, Алексеем Гуськовым.
Ярким событием в творческой жизни исполнителя стало создание моноспектакля «Борис Годунов». На сцене знаменитость читает отрывки из произведения Александра Пушкина под аккомпанемент симфонического оркестра.
Фильмы
Князев в большей степени театральный актер, но на его счету множество ролей в кино. На экранах он дебютировал в 1983 году в эпизоде мелодрамы «Поздняя любовь», снятой на основе одноименной пьесы Александра Островского.
После этого фильмография Евгения Владимировича регулярно пополнялась, на счету появились главные роли. В каждом образе артист смотрелся настолько гармонично и убедительно, что на улице поклонники обращались к нему, называя по имени персонажа.
В 2000 году Князев порадовал публику появлением в сериале «Простые истины», где ему пригодился опыт работы в вузе. Ему досталась небольшая роль школьного психолога Павла Сергеевича, но и она оставила след в сердцах зрителей.
Но образом, благодаря которому артиста еще долго узнавали на улице, стал знаменитый прорицатель Вольф Мессинг из биографического сериала «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время». Евгений Владимирович был утвержден на роль без проб, ведь режиссер не видел в ней никого другого.
За год до начала съемок исполнителя начали готовить к образу, пробуя разные варианты прически и грима. Сам он до этого почти ничего не знал о своем герое, поэтому начал искать о нем достоверную информацию. Князев пришел к выводу, что Мессинг был наделен особым даром, но не использовал его во вред.
Поэтому все разговоры о том, что прорицатель пытался с того света помешать созданию фильма, артист назвал бредом. Более того, он считает, что Мессинг покровительствовал их команде, ведь в период съемок грянул кризис и многие проекты были заморожены, но только не лента о телепате. Смерть одного из актеров драмы Князев считает трагической случайностью.
После успеха мистического сериала актер без лишних суеверий еще неоднократно соглашался на участие в подобных проектах. Так, он сыграл отца главной героини в биографической драме «Вангелия» о великой провидице.
Помимо биографических проектов, в фильмографии знаменитости немало исторических картин. Евгений Владимирович дважды играл Льва Троцкого — сначала в сериале «Девять жизней Нестора Махно», затем в мелодраме «Страсти по Чапаю». Оба раза образ дался ему блестяще.
В 2014 году в прокат вышла драма «Зеркала» о Марине Цветаевой. В ней Князев получил роль поэта Бориса Пастернака. На съемочной площадке компанию исполнителю составили Виктория Исакова, Роман Полянский и Виктор Добронравов. Их совместная работа была отмечена номинациями на «Нику» и «Золотого орла».
Не побоялся Евгений Владимирович и примерить неоднозначный образ Иосифа Сталина, которого воплотил в сериале «Орлова и Александров». Он показал советского вождя с новой стороны — влюбленным мужчиной, за что многие его раскритиковали. Примечательно, что исполнитель не соответствовал роли по росту: при отметке 185 см он выше своего героя как минимум на 10 см.
В 2019-м Князев появился в сериале Владимира Краснопольского «Экспроприатор». Сюжетно фильм предваряет события популярной детективной драмы «Бандитский Петербург» и повествует о годах становления криминального авторитета по прозвищу Барон. Артист сыграл родственника матери тогда еще начинающего мелкого вора.
Личная жизнь
Говоря о личной жизни, Евгений Владимирович подчеркивает значимость семьи. С будущей женой Еленой Дунаевой, искусствоведом по образованию и преподавателем Щукинского училища, актер познакомился в театре. Он влюбился с первого взгляда и решил пойти на хитрость, попросив девушку помочь подготовиться к конкурсу чтецов. Вскоре они отправились на первое свидание.
В браке у пары родились две дочери, обе окончили ГИТИС. Александра отучилась на продюсерском факультете, Анастасия выбрала для себя театральную режиссуру.
Евгений Князев сейчас
Князев продолжает заниматься как экранными, так и театральными проектами. Порой получается совместить обе стороны творческой жизни, как это случилось в 2022 году. Тогда состоялась премьера видеоверсии спектакля «Война и мир» по Толстому, поставленного в Театре имени Вахтангова. Исполнитель снимался в компании Сергея Маковецкого и Ирины Купченко.
В мае у знаменитости случился конфликт с Виктором Сухоруковым, который заявил, что покинул Театр имени Вахтангова во многом из-за Евгения Владимировича. В ответ на это актер подчеркнул, что в период совместной работы у них не было разногласий, и обратил внимание на то, как еще недавно бывший коллега нелестно отзывался о труппе Театра имени Моссовета, откуда тоже ушел.
Фильмография
- 1988 — «Работа над ошибками»
- 1999-2003 — «Простые истины»
- 2005 — «Звезда эпохи»
- 2006 — «Девять жизней Нестора Махно»
- 2007 — «Судебная колонка»
- 2008 — «Монтекристо»
- 2009 — «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время»
- 2011 — «Группа счастья»
- 2013 — «Страсти по Чапаю»
- 2013 — «Сын отца народов»
- 2014 — «Орлова и Александров»
- 2015 — «Неподсудные»
- 2017 — «Мир вашему дому!»
- 2019 — «Не ждали»
- 2022 — «Воланд»
Интересные факты
Среди звездных выпускников педагога — Станислав Дужников, Мария Куликова и Владимир Яглыч.Когда Князеву предложили роль священника в фильме «Путешествие с домашними животными», он решил сначала получить благословение в церкви. Местный батюшка даже научил артиста правильно проводить отпевание.В интервью Евгений Владимирович признался, что не пересматривает проекты со своим участием. Редкое исключение он сделал для «Пятого ангела», которого окружающие очень хвалили.актер князев биография
‚ О запятой в верхней части строки см. Апостроф. Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:6em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена совсем иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r130061706">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (11-th)
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Символ со сходным начертанием: ‚ Запятая ,Изображение
или UTF-16 0x2C ,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и многих других языках. Как и точка, иногда используется как десятичный разделитель.
Содержание
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Изображение
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: или
⸴: или
⸲: или
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно. Стандартные
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)