Джилленхол эверест
джилленхол эверест
Сегодня в российский прокат выходит фильм «Эверест» — драма, основанная на реальных событиях. Мы выяснили, что думают о своих героях Джейсон Кларк и Джейк Джилленхол, а также о том, что значит покорить вершинуЛента исландского режиссера Бальтасара Кормакура открывала Венецианский кинофестиваль, а теперь добралась и до российского проката. Это история покорения Эвереста, самой высокой в мире горы, которая вместо триумфального восхождения оборачивается крахом. Сюжет не выдуманный: весной 1996 года коммерческие группы действительно пытались подчинить себе природу — без особого на то опыта, но под предводительством бывалых альпинистов. Стихия решила внести в эти планы коррективы: на спуске их накрыл буран, а дело закончилось трагедией. И как бы ни были опытны и ловки руководители экспедиций (их-то и играют Джейсон Кларк и Джейк Джилленхол) никакие навыки не смогли спасти их жизни. Мы решили спросить актеров о том, что для них значит Эверест, как проходили съемки и как они к ним готовились.
Джейк Джилленхол об Эвересте:
«Эверест — это также и метафора. Я запомнил это еще с малых лет — дети и взрослые используют его в переносном смысле, чтобы описать свои мечты и устремления, но некоторые люди воспринимают эту метафору буквально и пытаются достичь вершины. Это так похоже на жизнь — почти невозможно, но каким-то образом у тебя получается».
Джейсон Кларк об Эвересте и о том, почему образ горы так поражает воображение:
«Это самая высокая точка Земли. Выше нее нет ничего. Пропажа Мэллори и трагедия 1996 года — два самых значимых события в истории покорения Эвереста. Мэллори был первым, кто предпринял попытку подняться на вершину. Возможно, он этого так и не сделал — во всяком случае, предполагается, что он не дошел до конца, — и тем не менее долгое время считался первопроходцем. А 1996-й год отличился началом коммерческих экспедиций на гору, и мы знаем, что из этого вышло».
Джейк Джилленхол о фильме, героях и подготовке к съемкам:
«Поскольку этот фильм основан на реальных событиях, я считаю, в нем есть определенная ценность — все произошедшее изображено с должной ответственностью. В нем есть чувство долга по отношению к тем, кто погиб в той экспедиции, и дань уважения тем, кто ее пережил. Мы постоянно держали это в голове, когда снимали фильм, особенно это касается главных героев. Причины их поступков четко определены, потому что мы хотели изобразить участников экспедиции такими, какими они были, а они все были хорошими людьми. Истории часто требуют, чтобы в них были герои и их враги, потому что это создает необходимое напряжение. Скотт Фишер (герой Джилленхола. — Прим. Buro 24/7) в предыдущих трактовках этой истории выставлялся злодеем, хотя он вовсе не был таковым. Что интересно, люди ищут причину того, почему члены команды зашли так далеко, но я считаю, что они сделали это просто потому, что были превосходными альпинистами».
Джейсон Кларк о выездной съемке:
«Она изменила все. Впервые мы все встретились в Лондоне — и можно было ощутить некую отчужденность, смешанную с тревожным ожиданием: некоторые из нас были очень взволнованы, по понятным причинам. Затем мы разъехались по домам в разных частях света на Рождество и встретились вновь уже в Катманду. Мы почувствовали, что находимся в незнакомом, чуждом нам месте, едва приземлившись в аэропорту. А затем начались съемки, которые не были похожи на обычные будни. Это так здорово — общаться на высоте 14 тыс. футов. Мы делали то, что любим больше всего, в совершенно новом месте».
Съемки любого фильма сопряжены с теми или иными трудностями. Однако съемки картины ЭВЕРЕСТ по сложности превосходили все мыслимые границы, превратившись в настоящую экспедицию. Были задействованы различные локации, такие, как Непал, итальянские Альпы, павильоны римской студии Cinecittà и британской студии Pinewood.
Большая часть зрителей знакома с горой Эверест по документальным фильмам, поэтому режиссеру Бальтасару Кормакуру было очень важно добиться псевдодокументальной реалистичности. Он понимал, что ЭВЕРЕСТ будет правдоподобным только в том случае, если съемочная группа и актеры (а вместе с ними и зрители) почувствуют гору, эмоционально переживут все тяготы и лишения, с которыми столкнулись альпинисты в 1996 году. К чести режиссера надо отметить, что он никогда бы не просил актеров и съемочную группу делать что-то, к чему бы не имел отношения сам. Поэтому режиссер всегда был на передовой, в максимальной близости от актеров, а не отсиживался в теплой палатке, следя за происходящим в кадре по монитору.
Правой рукой Кормакура на съемках картины стал оператор Сальваторе Тотино, который работал с Роном Ховардом на таких фильмах, как КОД ДА ВИНЧИ и АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ, а также ФРОСТ ПРОТИВ НИКСОНА и НОКДАУН. Режиссеру и оператору удалось сообща передать всю эпичность величественной горы… и опасности, которые подстерегали альпинистов на каждом шагу. Учитывая практически неподъемное киносъемочное оборудование, которое приходилось перемещать с места на место, Тотино был весьма ограничен в маневренности и в выборе ракурсов съемки. К тому же пришлось оперативно решать проблему с замерзанием камеры. Впрочем, последняя проблема решилась практически сразу – кинематографистов спас обогревающий кожух для камеры ALEXA.
График съемок также не давал никому расслабиться. Производственный период начался 14 января 2014 года – небольшая съемочная группа выехала в Катманду. Сцены снимались на высоте 4877 метров, чтобы актеры почувствовали, с чем придется иметь дело впоследствии. «Высота бьет по голове, – вспоминает исполнитель главной роли Джэйсон Кларк. – И по мере восхождения удары все больнее и больнее. Акклиматизация у нас началась с базового лагеря. Нам, актерам, повезло больше, чем съемочной группе – у нас было время и возможность попутешествовать и осмотреть Гималаи, мы стали очень слаженной командой». Несмотря на то, что многие привыкли к шикарным номерам пятизвездочных отелей или, на крайний случай, к комфортабельным трейлерам, съемочная группа фильма ЭВЕРЕСТ (и даже актеры) сразу поняли, что горы внесут серьезные коррективы в их райдер.
Кормакур лишь вскользь упомянул о том, с чем пришлось столкнуться любителям комфорта: «Вода замерзала в бутылках, а палатки, разумеется, не отапливались. Нам приходилось спать под одеялами с электрическим подогревом. Мы с трудом выбирались из палаток по нужде – так было холодно. Актерам пришлось оставить всех ассистентов дома и обходиться своими силами. Они сами приходили на съемочную площадку и сами несли свою кладь».
Джеймс Бролин вспоминает это испытание с улыбкой: «Балт хотел, чтобы все было как можно более реалистичным. Мы использовали каждую минуту светового дня для работы и снимали практически без передышек. Мы забыли о том, что такое вызов актера на съемочную площадку или поход в трейлер для правки грима. Я помню, как лежал в постели и выдыхал огромные клубы пара. Глазам не мог поверить, что так холодно. Но как бы мы ни страдали тогда, нам очень нравилось то, что мы все снимаемся в этом знаменательном фильме. Мы сплотились в настоящий дружный коллектив».
Дэвид Бришерс, который положил жизнь на то, чтобы снять уникальные локации, отмечает: «Ни один из нас не работал прежде друг с другом, и такой неслаженной командой мы попали в настоящий водоворот событий – из хаоса Катманду к подножию самого Эвереста. Нам приходилось решать многочисленные трудности, возникавшие у съемочной группы. Многие из нас никогда не поднимались выше 4,5 километров над уровнем моря. При этом мы не могли себе позволить расслабиться и снизить темп, то есть нам было еще труднее, чем обычным альпинистам. Мы работали под чудовищным гнетом графика съемок, чтобы успеть снять очень много сцен за световой день».
«У нас было около 190 или 200 остановок на пути к Эвересту, поскольку большая группа и тяжелое оборудование - не так-то просто было доставить на место по извилистым горным дорогам, – продолжает продюсер Ники Кентиш Барнс. – Мы не слишком много ходили пешком, поэтому акклиматизация также была небыстрой и утомительной. Все логистические схемы, выработанные мной за годы, не работали в Гималаях».
Из Непала съемочная группа переехала на горнолыжный курорт Шнальсталь в северной Италии, чтобы снять сцену на леднике Сеналес. Группа состояла из 180 человек из Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Германии, Италии, США, Исландии и Непала. И без того непростые съемки осложнились внезапным снегопадом, самым интенсивным в истории курорта. Иногда съемочная площадка полностью исчезала под метровым слоем снега, который приходилось оперативно расчищать.
Художник-постановщик Гари Фриман рассказывает: «В горах мы натягивали тенты, а это сделать, поверьте, очень непросто, учитывая склоны под 45º и практически полное отсутствие растительности. Поскольку у Балта страсть к экстремальным локациям, мы иногда возвращались на предыдущее место и обнаруживали, что тент исчез под слоем снега. Моя команда не останавливалась ни на минуту – нам приходилось постоянно откапывать съемочную площадку из-под снега и восстанавливать все декорации».
Существенные коррективы в график съемок вносило стремление продюсеров избежать лавин. Да и ледник периодически был слишком опасен для работы, и съемочной группе приходилось выжидать подходящего момента. Когда погода меняла гнев на милость, съемочная группа и актеры перебирались на место съемок. Многие предпочитали снегоход, зимний квадроцикл, автосани или вертолет, другие передвигались по канатной дороге или в кресельных подъемниках. Сопродюсер Дэвид Бришерс вспоминает, как происходил подъем: «Это была первая локация, на которой все актеры ощутили, что значат слова «высота», «холод» и «порывистый ветер». Они работали на свежем воздухе по восемь или девять часов в день, периодически и по десять. Иногда у нас были и ночные смены».
Южнотирольская часть итальянских Альп отличается очень красивым ландшафтом, отдаленно напоминающим природу Эвереста. Однако в Альпах съемочной группе и актерам работать было на порядок проще – можно было довольствоваться небольшой высотой, да и температура не опускалась к отметке -30°C, как на Эвересте. Джейк Джилленхол описывает тот съемочный период: «Всем нам казалось, что мы спим и видим один и тот же сон; это было что-то, не поддающееся пониманию. Съемочная группа, работающая на высоте 3658 метров над уровнем моря и укрывающаяся от снежной бури; шерпы, несущие на спинах гигантские вентиляторы; вертолет, сбрасывающий камеру по частям, а мы все вместе эти части ловим; установка камеры за 15 минут до первого дубля, и последующая перестановка камеры с одного валуна на другой… Я не представляю, как можно было все это организовать, да еще и снять фильм. Это за пределами моего понимания».
Чтобы сделать фильм еще более реалистичным, продюсеры наняли 11 настоящих шерпов, которые снялись в фильме. Непальцам довелось впервые покинуть свой дом и приехать в Италию, а затем некоторое время провести в студиях Cinecittà и Pinewood. О том, как шерпы отреагировали на декорации базового лагеря, выстроенные в павильоне студии, Бришерс говорит: «Они были ошарашены, потеряли дар речи. То, что шерпы никак не могли взять в толк, как они в мгновение ока оказались у подножия с детства известной горы, говорит о качестве работы наших декораторов».
Продюсер Тим Беван с благодарностью отзывается о вкладе шерпов в работу над фильмом: «Если гора и принадлежит кому-то, то только им. Шерпы являются неотъемлемой частью мифологии Эвереста и историй о покорении Эвереста. Кроме всего прочего они – наши негласные герои, поскольку помогали нам переносить тяжести». Шерпы помогли закончить подготовку площадки к съемкам, устроив импровизированную кухню так, как сделали бы это в базовом лагере. Они даже воспользовались кухней, чтобы приготовить нехитрый обед в конце очередной смены, и после этого их довольно часто можно было застать на «кухне».
Из Италии съемочная группа перебазировалась в павильоны британской студии Pinewood, где к тому времени декораторы воссоздали многие локации с видами на Эверест, включая ледопад в верхней части ледника Кхумбу, Южное Седло и вершину горы, которая была воссоздана в знаменитом павильоне 007. Съемки этих сцен требовали полного контроля над ландшафтом, в противном случае жизни актеров и членов съемочной группы могли подвергаться неоправданному риску.
Создание костюмов для героев фильма также было занятием куда более сложным, чем поход в ближайший магазин альпинистского снаряжения. Описываемые в фильме события происходили 20 лет назад. За это время и текстильная промышленность, и технологии альпинизма сделали много шагов вперед. Дизайнер костюмов Гай Сперанса подготовил по три костюма для каждого альпиниста: повседневная одежда; костюм, который актер носил в сценах между базовым лагерем и лагерем №3 (7468 метров); и теплое снаряжение для подъема на вершину. «Трудность состояла в том, чтобы найти устаревшие образцы альпинистских костюмов в большом количестве, – говорит Сперанса. В фильме очень много трюковых сцен и достаточно много героев, а одежда, как показывает практика, – вещь недолговечная».
Еще одним камнем преткновения стало тепло, точнее, неконтролируемая жара. Многие сцены снимались на малой высоте, а то и вообще в павильоне студии. В защищающем от гипотермии костюме альпинист чувствовал себя комфортно на высоте 8800 метров, а при комнатной температуре, да еще и под софитами актер запросто мог схватить тепловой удар. «В конечном итоге мы решили пошить костюмы сами, – говорит Сперанса. – Мы подобрали каждому из актеров его уникальный цвет, чтобы его можно было отличить от других даже на большом расстоянии. Кроме того, во многих кадрах актеры носят кислородные маски, очки и шапки».
Когда на Эвересте начался альпинистский сезон 2014 года, фильм был практически снят. Однако 18 апреля горные склоны сотрясла еще одна трагедия – 18 шерпов погибли под лавиной на леднике Кхумбу. Власти близлежащих стран были вынуждены временно приостановить поток туристов, направлявшихся к вершине. Лавина стала самым кровожадным стихийным бедствием в истории высочайшей горы в мире. В тот момент в базовом лагере к восхождению готовилась вторая съемочная группа фильма, оператор которой должен был отснять виды горы. К счастью, никто из кинематографистов не пострадал. Эта трагедия лишний раз доказала, сколь плачевным может быть опыт тех, кто стремится понять и обуздать природу… и то, какой в сущности хрупкой является человеческая жизнь.
25.09.2015 Автор: Артур Чачелов ИсточникUniversal