Шарапов фото
40 лет фильму «Место встречи изменить нельзя». В честь юбилея картины Царьград решил вспомнить судьбы прототипов главных героев и вместе с автором «Бандитского Петербурга» Андреем Константиновым представить, кем бы они стали в другое времяРовно сорок лет назад, 11 ноября 1979-го, в честь Дня милиции на экраны вышла первая из пяти серий телефильма «Место встречи изменить нельзя», ставшего одним из самых популярных детективов советского кинематографа, который смотрят с удовольствием и сегодня.
Фразы героев стали крылатыми – от «Нет у вас методов против Кости Сапрыкина» и до «А теперь – горбатый!» (которая произносится, конечно же, в сочетании с резким движением рукой в исполнении Высоцкого в образе Жеглова) или «Не знаю, я там не был, а Фокс не рассказывал», сказанной Шараповым на «малине» у банды.
Памятник г. Жиглову и В. Шарапову. Петровка, 38. Фото: Anton Belitsky / Globallookpress
О главных героях и их прототипах сегодня и хотелось бы вспомнить – вместе с известным журналистом-расследователем, автором «Бандитского Петербурга» Андреем Константиновым.
У Шарапова было целых два прототипа
Банды «Черная кошка», за которой охотятся в фильме Глеб Жеглов и Володя Шарапов, как всем давно известно, в реальности не существовало. Вообще в послевоенной Москве было немало группировок, промышлявших разбойными нападениями и грабежами. А вот изображения чёрной кошки на самом деле оставляли на месте своих преступлений – обычно это были кражи – воровские компании, состоявшие из подростков: шалили они так.
Считается, впрочем, что за основу книги «Эра милосердия» братья Вайнеры взяли события, связанные с реальной красногорской бандой Ивана Митина, действовавшей, правда, не сразу после войны, как это происходит в фильме, а лет на 5-7 позже, в начале 1950-х. Но «митинские» были и впрямь жестокими – на их счету несколько убийств, в том числе, милиционеров.
И вот эту-то банду Митина и задерживал приятель будущих писателей Вайнеров Владимир Арапов, ставший прототипом того старшего лейтенанта-фронтовика, командира штрафной роты и разведчика, 42 раза ходившего за линию фронта, который пришел после Победы в МУР.
На самом деле, подлинный Арапов пришёл в органы в 19 лет, начинал в 37-м отделении милиции, но ещё до конца не определился на тот момент, хочет ли он всю жизнь посвятить поимке преступников.
Здание МУР. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Но произошло одно событие, которое и привело его в легендарный Московский уголовный розыск, где позже состоялось знакомство с Аркадием Вайнером, работавшим там же, на Петровке, 38.
Представьте, послевоенная Москва. Житье нищее, голодное. И вдруг в школах, находящихся недалеко от клуба фабрики «Парижская коммуна», начали пропадать детские пальтишки. Свидетели говорили, что ворует женщина. А отец в это время познакомился с девушкой, которая сказала, что она в клубе учительницей музыки работает,
– рассказывал сын Владимира Арапова Павел.
И что-то в её поведении показалось ему странным – фальшь какая-то была.
«Однажды он переоделся в женскую одежду и выследил, как его новая знакомая вышла из дома в пальто и шляпе, которую описывали свидетели», – вспоминал Павел Арапов.
Воровку поймали, но в МУРе обратили внимание на то, как именно вычислил её молодой опер. И пригласили его работать к себе.
В. Шарапов (Конкин). Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress
Впрочем, есть ещё версия (со ссылкой на Георгия Вайнера – из книги Мамонова «Последняя банда: Сталинский МУР против чёрных котов Красной Горки») о том, что «хотя Шарапов – собирательный образ, но у него есть прототип – Владимир Чванов, знаменитый сыщик МУРа, также ставший автором детективных книг.
Так что, вероятно, и тот, и другой, легенды МУРа, могли служить прототипами Шарапова.
Может быть, потому, что оба – и Арапов, и Чвалов – участвовали в поимке первого советского маньяка – Владимира Ионесяна, прозванного «Мосгазом», поскольку он представлялся сотрудником газовой службы.
Первый возглавлял, как рассказывал его сын, штаб по поиску убийцы, второй вычислил сожительницу Ионесяна, через которую вышли уже на самого изверга.
«Он же убил топориком женщину в Марьиной роще, где находилось наше отделение, – вспоминал Чвалов. – Среди похищенного им был большой телевизор «Темп»: ясно было, что в руках он телевизор не потащит, ему понадобится машина. Легковую поймать на той улице было непросто: они ходили редко. Зато грузовики – часто. Стали опрашивать водителей в автохозяйствах, один подвозил мужчину с телевизором – до Трифоновской улицы. В районе Трифоновской мы задержали сожительницу Ионесяна и нашли телевизор. А самого преступника поймали уже в Казани».
Интеллигентность Шарапова преувеличена, а Жеглов – явный карьерист
Фото: Mykhailo Koifman / Shutterstock.com
А вот про Глеба Жеглова, который как раз-таки, как считалось долгое время, не имел чёткого прототипа, рассказал в одном из поздних интервью Георгий Вайнер:
Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и... взяточник, – говорил младший из братьев-писателей. – В конце концов, его посадили, и он один из всех, кто шёл по этому делу – а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы – ни в чём никогда не признавался и в течение трёх лет добивался и добился, чтобы его дело пересмотрели.
И ведь мало того, что его освободили – «за недоказанностью», так он ещё и два года потратил потом на то, чтобы восстановиться на службе, и не просто в МВД, а на своём месте начальника ОБХСС Дзержинского района Москвы.
«Он вышел на работу, а на другой день подал заявление об отставке. На «гражданке» он занялся более прибыльным делом – плодоовощной торговлей в Москве. Там у него были очень большие доходы, он любил жить на широкую ногу... но, в конце концов, что-то там у него случилось, и он покончил с собой», – приводит грустную историю жизни подлинного Жеглова Вайнер.
Впрочем, мы воспринимаем и Жеглова, и Шарапова больше сквозь призму фильма – в книге-то это совсем другие персонажи.
Кадр из фильма. Фото: Vyacheslav Panov / Globallookpress
А вот в картине «Место встречи изменить нельзя» – образы, созданные Высоцким и Конкиным. Один – жёсткий, принципиальный опер. И другой – интеллигентный, стремящийся к справедливости, бывший фронтовик.
«Интеллигентность Шарапова вы преувеличиваете, – считает между тем Андрей Константинов. – Он – офицер, прошедший войну, который командовал зэками в штрафной роте. Это человек, достаточно много повидавший, убивавший и которого убивали. Что касается принципиальности Жеглова, вы тоже, мне кажется, не совсем правы. Жеглов – он в фильме тёртый калач и, безусловно, карьерист. Помните, как Груздева он легко отправил в тюрьму? Если бы не Шарапов, был бы в тюрьме Груздев, а Жеглов не маялся бы совестью».
Кстати, сам Георгий Вайнер тоже признавался:
«Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 1945-46 годов, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убеждённость в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием».
Писатель Георгий Вайнер, декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Фото: Зотин Игорь / Фотохроника ТАСС
В девяностые и тот, и другой могли бы сами влиться в ОПГ
Константинов, к слову, полагает, что в сегодняшнем мире вряд ли нашлось бы место и Жеглову, и Шарапову – прежде всего потому, что оба и были как раз «идеологически мотивированными».
А вот в 1990-е могли стать кем угодно, – полагает автор «Бандитского Петербурга». – В эпоху перелома, ухода одних смыслов и прихода других, боюсь, что они могли бы либо оставаться в органах и начать заниматься какими-то не только праведными делами, либо бросить и оказаться на обочине жизни, либо попасть в банды. Но оставаться просто такими же они бы вряд ли смогли. Потому что это, во-первых, достаточно молодые люди, во-вторых, это люди действия, которые не хотят просто так сидеть и ждать, а хотят что-то совершать в этой жизни.
И сегодня они тоже, скорее всего, не смогли бы вписаться в нынешнюю систему правоохранительных органов.
«Либо это была бы какая-то кардинальная перепрошивка личности, либо они в этом времени без остатка растворились бы, и всё, – уверен Андрей Константинов. – Наше время не несёт в себе какого-то идеологического стержня. Время, где непонятно, где свои, а где чужие, что хорошо и что плохо, и как на самом деле нужно поступать, чтобы не оказаться лузером... Ведь это легко у нас – выпускать какие-то бесконечные сериалы про ментов, и там такие бедные, но честные, поэтому производящие впечатление туповатых, менты. И возникает вопрос: а на основании чего эти люди такие? Что ими движет? Воспоминания о советском детстве? Клятва пионерскому галстуку? И откуда берутся такие, как полковник Захарченко, у которого в квартире гора наличности?».
А. Константинов. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress
Поэтому Жеглова и Шарапова сложно представить в современной полиции.
«Вспомните, как они живут в комнате Шарапова: делят кусок сахара, у них нет ни одежды, ни какой-то собственности. Они – лохи, говоря сегодняшним языком. На них посмотрели бы и сказали: вы что, с гор спустились? Вы чего такие – пешком ходите, на трамвае ездите? Вы, вообще, офицеры МУРа или кто?».
Зато тот самый кошелек, который Глеб Жеглов засунул в карман Кирпичу, чтобы иметь основания его задержать, – это, подчёркивает Константинов, спокойно существует и сегодня, и даже процветает.
«Сейчас за счёт соцсетей и хайпов общественное мнение встаёт на сторону того, кто первый громче крикнет и при этом не пытается разобраться: а что, собственно говоря, случилось на самом деле? – не сомневается собеседник Царьграда. – Как, кто, при каких обстоятельствах, действительно подбросил или нет? История с Иваном Голуновым очень показательна в этом смысле: никто не захотел разобраться, что на самом деле там произошло. Потому что если подбросили наркотики этому Голунову, то, во-первых, кто, во-вторых, с какой целью, в-третьих, почему никто не арестован? Наркотики есть, а хозяина у них нет. Вот вам и вся история про то, «на чью сторону встает» общественное мнение».
То есть и у Кирпича был шанс перевернуть ситуацию – когда он закричал в трамвае, мол, «фронтовику руки крутят!», однако голос его был слаб и никто его не услышал.
«А если бы это «фронтовику руки крутят!» было в соцсетях, то у Кирпича имелся бы очень большой шанс. Он бы кричал: «Кровавая гэбня! Это он, мильтон поганый, кошелёк мне на входе подложил!» Но шанс был бы и у Жеглова. Знаете, как зэки говорят: «Больше всего шансов у тех, кто первым добежал до оперчасти». Кто первым добежал до оперчасти, тот и прав. А в нынешнее время роль оперчасти играет интернет-сообщество, которое поднимает волну либо в одну сторону, либо в другую, вот и всё», – уверен Андрей Константинов.шарапов фото
Владимир Шарапов – герой не только фильма «Место встречи изменить нельзя» (и романа «Эра милосердия», по которому и снят фильм), это сквозной персонаж нескольких произведений братьев Вайнеров. Его судьбу можно легко проследить по нескольким детективным романам и фильмам, снятым по этим книгам. А вот Глеб Жеглов так и остался героем только одного произведения Вайнеров. И, соответственно, одного фильма.
Нет, если бы не смерть Высоцкого, то, скорее всего мы бы смогли проследить его дальнейшую судьбу. По рассказам Вайнеров, Высоцкий очень хотел снять продолжение «Место встречи». Он пришёл к ним хорошо продуманной идеей, сюжетом следующего фильма. И буквально заставил их сесть за работу. Высоцкий умер, когда было написана уже около половины сценария. Никого другого в роли Жеглова сценаристы уже не видели. И сценарий так и остался незаконченным.
Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год
Но это сценарий. А как же персонаж? Повзрослевший Шарапов же фигурирует в других книгах! Да. Вот только написаны они были практически все до «Эры милосердия». Фактически, выражаясь языком нынешнего времени, «Эра милосердия» - спин-офф. И после неё вышла всего одна книга, где один из героев был Шарапов – в 1978 году «Лекарство против страха», где он уже шеф МУРа (в тот же год она и была экранизирована, ещё до выхода «Место встречи»).
Но Жеглова в ней тоже не было. Почему?
Просто Глеба Жеглова к этому времени тоже уже не было в живых. И его судьбу можно проследить только по некоторым интервью братьев Вайнеров.
Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год
Жеглов из книги и Жеглов из фильма – это совершенно разные персонажи. И внешне, и внутренне. Внешне Жеглова Вайнеры описали так:
В этот момент с шумом растворилась дверь, и в кабинет влетел парень - смуглый, волосы до синевы черные, глаза веселые и злые, а плечи в пиджаке не помещаются. Мельком взглянул, засмеялся - как пригоршню рафинада рассыпал:
- Ты Шарапов? Здорово! Жеглов моя фамилия...
Есть и косвенное упоминание о возрасте - всего на несколько лет старше Шарапова. Лично мне, при прочтении книги, представлялся некто похожий на молодого Ерёменко младшего.
Но это внешнее несоответствие. Внутренне было гораздо глубже. Георгий Вайнер как в одном из интервью рассказал, что «выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убежденность в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием». В фильме же огромное обаяние Высоцкого сместило акценты.
Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год
Но вернёмся к теме – что стало с Жегловым дальше. Об этом тоже сказал Вайнер в одном из интервью – после 1953 года, когда началось разоблачение культа личности, "сталинский палач" Глеб Жеглов покончил с собой.
Повторюсь, что всё сказанное Георгием Вайнером относится исключительно к литературному Жегову, которого придумал он сам, У Жеглова, которого сыграл Высоцкий в фильме "Место встречи изменить нельзя", скорее всего была бы другая судьба. Его Жеглов скорее всего если бы и погиб, то в перестрелке на оперативном задании, но ни как не от суицида. Этого Жеглова Владимир Семёнович хотел показать в продолжении фильма. Но не успел...
Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме "Место встречи изменить нельзя", режиссёр Станислав Говорухин, Одесская киностудия, 1979 год
В отличии от Жеглова, дальнейшую судьбу Владимира Шарапова можно легко проследить по другим повестям и романам авторов.
Владимир Конкин в фильме "Место встречи изменить нельзя", режиссёр Станислав Говорухин, Одесская киностудия, 1979 год
Как я уже упомянул в начале, Шарапов на самом деле - это сквозной персонаж цикла книг "Следователь Тихонов", большинство из которых написано раньше "Эры милосердия". И в них он является начальником и наставником главного героя. По сути, выражаясь языком нынешнего времени, «Эра милосердия» - это спин-офф (или как это ещё называют в народе - вбоквел), когда из успешной серии книг или фильмов берётся второстепенный персонаж, и ему создаётся своя история.
И вот как выглядит служебный путь этого персонажа.
В 1945 году старший лейтенант Владимир Шарапов вернувшись в Москву с фронта становится оперуполномоченным оперативной бригады отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска Описано в романе «Эра милосердия» и в фильме «Место встречи изменить нельзя» (в роли Шарапова – Владимир Конкин).
Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме "Место встречи изменить нельзя", режиссёр Станислав Говорухин, Одесская киностудия, 1979 год
К середине 60-х Шарапов уже в звании майора, командир группы захвата и наставник молодого инспектора уголовного розыска старшего лейтенанта Станислава Тихонова. Описано в повести «Часы для мистера Келли». По мотивам повести снят художественный фильм «Свидетельство о бедности», в котором действие было перенесено в Одессу, а майора Шарапова из МУРа заменили на подполковника Тарасова из ОБХСС. (сыграл Григорий Острин).
Григорий Острин в фильме «Свидетельство о бедности», режиссёр Самвел Гаспаров, Одесская киностудия, 1979 год
В конце 60-х – начале 70-х, Шарапов – подполковник и начальник отдела в МУРе (в котором работает Тихонов). Об этом говорится в повести «Ощупью в полдень» (не была экранизирована) и в романе «Визит к Минотавру» («наш славный шеф, подполковник милиции Шарапов»). В экранизации романа эту роль сыграл Владимир Самойлов. Вот только из подполковника МУРа его там сделали прокурором и изменили фамилию на Уваров. Но при этом он сам рассказывает в фильме, что пришёл в МУР после войны из полковой разведки, участвовал в поимке банды «Чёрная кошка».
Владимир Самойлов в фильме "Визит к Минотавру", режиссёр Эльдор Уразбаев, Киностудия имени Максима Горького, 1987 год
Кроме того, к этому периоду стоит отнести и действие романа «Я, следователь». В экранизации есть момент, когда следователь Микеладзе, сыгранный Вахтангом Кикабидзе, звонит на Петровку и разговаривает с сотрудником уголовного розыска Владимиром Шараповым. Не помню, вроде этого момента в книге нет. Да и сама книга к циклу про следователя Тихонова отнесена условно – авторы ни разу не назвали его по имени или фамилии, что и дало возможность в экранизации на студии Грузия-фильм сделать его следователем тбилисского УВД Микеладзе.
В повести «Гонки по вертикали» про подполковника Шарапова Тихонов говорит, что он был одним из работавших по делу Мосгаза и поймавших одного из первых советских серийных убийц – Ионесяна. Так же в повести упоминается супруга Шарапова – Варвара, роман с которой начался сразу после Великой Отечественной войны. В экранизации повести подполковника Шарапова сыграл Николай Засухин.
Николай Засухин в фильме "Гонки по вертикали", режиссёр Александр Муратов, Киностудия имени Довженко, 1982 год
Последнее книжное появление Шарапова приходится на конец 70-х. В романе «Лекарство против страха» (другое название «Лекарство для Несмеяны») – Владимир Шарапов уже начальник МУРа в звании генерала милиции. Роман экранизирован дважды – в 1978 году генерала Шарапова сыграл Георгий Жжёнов.
Георгий Жжёнов в фильме "Лекарство против страха", режиссёр Альберт Мкртчян, Свердловская киностудия, 1978 год
А в 1989 в фильме «Вход в лабиринт» - Юрий Горобец. Вот только генерала Шарапова заменили на полковника Голицина.
Юрий Горобец в фильме «Вход в лабиринт», режиссёр Валерий Кремнев, киностудия имени Максима Горького, 1990 год
В остальных же книгах про Тихонова Шарапов больше не упоминался.
Ну и осталось добавить, что практически весь цикл про инспектора Московского уголовного розыска Станислава Тихонова был экранизирован ещё раз в 2016 году в сериале с таким же названием – «Следователь Тихонов». В нём роль Владимира Ивановича Шарапова, наставника и начальника главного героя сыграл Сергей Шакуров.
Сергей Шакуров в сериале "Следователь Тихонов", режиссёр Александр Роднянский, Нон-стоп продакшн, 2016 год
[Источники...]
Использованы кадры из художественных фильмов Одесской киностудии, киностудии им. Горького, киностудии имени Довженко, Свердловской киностудии
И фрагменты из интервью с Георгием Вайнером
Оригинал поста опубликован мной на моём канале в Яндекс Дзен в статьях Судьба Глеба Жеглова и Судьба Володи Шарапова
Киношный Шарапов в исполнении Владимира Конкина совершенно непохож на опера из книжек братьев Вайнеров. В романе «Эра милосердия», который лёг в основу «Места встречи изменить нельзя», молодой оперативник – парень славянской наружности: блондин с щербатой улыбкой и вздёрнутым вверх носом.
Как Володя Шарапов ордена надевал: читаем в книге
Вайнеры были не очень недовольны кандидатурой Конкина на роль главного героя в фильме. Писатели заявляли, что артист недостаточно широк в плечах для крутого разведчика, который 22 раза отважно пересекал линию фронта и регулярно доставлял оттуда немецких пленников-«языков».
В четвёртой серии «Места встречи» есть эпизод, в котором Шарапов приходит на праздник, устроенный для коллег-милиционеров. Владимир здесь впервые при полном параде: со всеми своими орденами и медалями. Сотрудники МУРа не могут скрыть удивления и восхищения тем, сколько наград заслужил их юный, 25-летний друг. Не исключение - и антипод Владимира - Глеб Егорович Жеглов, который тоже на миг раскрывает рот.
Шарапов при полном параде, фото из открытых источниковИтак, какие награды заслужил Владимир Иванович за годы Великой Отечественной? Полный перечень можно найти в романе: писатели детально описали то, как Володя закрепляет на мундире каждый орден и каждую медаль.
В том числе – два ордена Отечественной войны и два Красной Звезды. Кстати, создатели киноленты поскромничали: почему-то решили оставить герою лишь по одному из каждых орденов…
Неожиданная награда на груди героя «Места встречи»
Также у опера есть орден Красного Знамени и многочисленные медали - за бои под Москвой, сталинградские сражения, освобождение Варшавы и за взятие немецкой столицы, Берлина. В фильме, опять-таки в отличие от книги, Шарапову добавили ещё медаль за оборону города Ленинграда, дабы сделать его боевой путь ещё более весомым.
Владимир Шарапов, фото из открытых источниковКроме того внимательные зрители могли разглядеть на груди Владимира медали за отвагу (в количестве двух), боевые заслуги и за храбрость. Пожалуй, самый необычный и неожиданный орден Шарапова - польский «Военной доблести» или «Виртути милитари». Это - награда с большой историей, учреждённая ещё в XVIII веке. В 1944-м было принято решение о том, что орден может быть вручаться не только соотечественникам, но и союзникам по коалиции.
А историки… против!
"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источниковСпециалисты по военной истории успели раскритиковать такой выбор писателями наград для своего героя. В первую очередь они выразили немало сомнений по поводу именно польского ордена... Дело в том, что у «Виртути милитари» - несколько степеней, и Шарапову могла полагаться всё же более низкая степень. Золотой крест со звездой был уделом высших военачальников...
Удивление экспертов вызвало и то, что при большом количестве наград и солидной фронтовой биографии, Шарапов оставался старшим лейтенантом. Звание, на самом деле, при подобном раскладе могло и должно было быть выше.
Почти Герой Союза
"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источниковВ любом случае, награды нового сотрудника МУРа подтверждали его героический путь. Два ордена Отечественной войны можно было получить за действительно серьёзные подвиги, а орден Красного Знамени вручали тем, кто был представлен к званию Героя Советского Союза. Так что неприметный и «недостаточно широкий в плечах» Шарапов - личность отважная и легендарная.
Писатели братья Вайнеры сильно сомневались, что Конкин похож на человека, способного заслужить все эти награды. Однако режиссёр Говорухин был иного мнения. Он непреклонно отстаивал кандидатуру артиста. Лишь во время съёмок Станислав Сергеевич неожиданно понял, что на роль Шарапова надо было всё-таки пригласить совсем другого артиста. Создатель фильма даже знал фамилию и имя актёра, который мог преобразиться в героя-разведчика, - Леонид Филатов. Но менять что-то было уже поздно: съёмки шли вовсю...
История персонажа
Владимир Шарапов — герой советского сериала «Место встречи изменить нельзя», сотрудник Московского уголовного розыска и ближайший соратник Глеба Жеглова. На экране его образ раскрыл актер Владимир Конкин.
История создания персонажа
В основу сериала легли события романа «Эра милосердия». Авторы, братья Вайнеры, при создании персонажа вдохновлялись образом реального человека — московского милиционера Владимира Чванова. Он прославился на всю Москву бесстрашием и собственным детективным методом, ключевая особенность которого — браться за расследование как можно раньше, в идеале — не более чем через 4 часа после совершения преступления.
Так Чванов раскрыл десятки громких ограблений и убийств, например, поймал знаменитого серийного убийцу Ионесяна по кличке Мосгаз. По преданию, он также участвовал в расследовании серийных убийств в Амстердаме и успешно вычислил преступника, причем инициатива пригласить московского милиционера исходила лично от королевы Нидерландов.
Биография Владимира Шарапова
О довоенной биографии героя ничего не известно. В книге Владимир Иванович Шарапов, как и его прототип, — бывший фронтовик, обладатель государственных наград. Во время войны он командовал ротой разведки и пересекал границу 42 раза, каждый раз возвращаясь с «языком» или требуемыми сведениями. При этом литературному герою всего 22 года (в фильме 25).
Что касается личной жизни, то в «Месте встречи…» упоминается, что Шарапов не женат и бездетен. В литературном продолжении романа «Гонки по вертикали» у него, однако, есть жена Варвара Синичкина, с которой они познакомились сразу после войны. Она также служит в милиции и впоследствии трагически погибает. Кроме того, у Шарапова есть приемный сын, а в сериале «Следователь Тихонов» — еще и дочь, которая продолжает дело отца.
Образ Шарапова, с моральной точки зрения, противопоставлен его напарнику Глебу Жеглову, который поддерживает позицию «цель оправдывает средства» и готов на все ради того, чтобы вершить собственную справедливость. Жеглов не любит признавать ошибки, а Шарапову, напротив, не чужда самокритика, а также жалость и сочувствие. Владимир считает, что законы военного времени неуместны в мирной жизни, а соблюдение правил и следование моральным стандартам — обязанность следователя. Он сторонник идеи гуманизма и приоритета закона, популярной в то время в либеральных кругах.
Название романа — «Эра милосердия» — обозначает позицию Шарапова: война уже позади, и настало время, когда нужно ценить жизнь и самому оставаться человеком в любых ситуациях.
Владимир Шарапов в книгах и фильмах
По воспоминаниям Аркадия Вайнера, кандидатура Конкина на роль следователя была им отвергнута. Внешне он слишком сильно отличался от книжного описания: в «Эре милосердия» Шарапов был могучим мужчиной, обладателем недюжинной физической силы. Кроме того, в книге он описан как рослый блондин со вздернутым носом и маленькими глазками, весьма далекий от общепризнанных идеалов красоты. Актер Владимир Конкин в молодости был стройным брюнетом интеллигентного вида, облик которого не вязался с фронтовыми подвигами и героическим противостоянием бандитам после войны.
Тем не менее решением режиссера на роль все равно утвердили Конкина. По слухам, дело решило то, что актеру покровительствовал начальник Гостелерадио Сергей Лапин. Есть и другая версия: «бледный» напарник нужен был для того, чтобы оттенить характер главного героя, блестяще сыгранного Владимиром Высоцким. Это противоречит главной идее романа: в «Эре милосердия» симпатии авторов были на стороне Шарапова, а после выхода кино однозначным любимцем публики стал Жеглов.
Съемки фильма проходили трудно. Помимо антипатии писателей, Конкину пришлось выносить грубость Высоцкого. По его словам, хуже, чем он, ним еще никто не обращался: беспричинные смены настроения, крики и истерики сопровождали все съемочные дни. Дошло до того, что Конкин пытался сбежать домой в Киев. Ситуацию спас актер Виктор Павлов, который поддержал Владимира и уговорил его дотерпеть до конца.
В фильме «Визит к Минотавру» персонаж носит другую фамилию — Уваров, однако, узнав историю следователя, зритель понимает, что это один и тот же герой. Основные факты биографии совпадают: служба в разведроте, приход в уголовный розыск после войны, участие в уничтожении «Черной кошки» — знаменитой преступной банды, действовавшей в столице.
Персонаж Шарапова упоминается в песне группы «Любэ» «Атас», вошедшей в одноименный дебютный альбом коллектива.
Цитаты
Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом им начинать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.
Мне! Сберкнижку — мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем.
Самое дорогое на свете — глупость, потому что за нее дороже всего приходится платить.
Библиография
- 1967 — «Часы для мистера Келли»
- 1969 — «Ощупью в полдень»
- 1972 — «Визит к Минотавру»
- 1974 — «Гонки по вертикали»
- 1975 — «Эра милосердия»
- 1978 — «Лекарство для Несмеяны»
Фильмография
- 1971 — «Я, следователь…»
- 1978 — «Лекарство против страха»
- 1979 — «Место встречи изменить нельзя»
- 1983 — «Гонки по вертикали»
- 1987 — «Визит к Минотавру»
- 2016 — «Следователь Тихонов»