Гузеева в место встречи изменить нельзя фото
гузеева в место встречи изменить нельзя фото
Современные зрители хорошо знают Ларису Гузееву как неизменную ведущую скандальной телепередачи «Давай поженимся». А любители советского кино помнят актрису по роли Ларисы Огудаловой в картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс».Кстати, приглашая Гузееву, Рязанов был уверен, что эта картина станет ее дебютом и много лет гордился, что «зажег» новую звезду отечественного кинематографа.
Но не так давно Лариса призналась, что еще до «Жестокого романса» снялась у Станислава Говорухина в его культовом фильме «Место встречи изменить нельзя». Как актрисе удалось попасть на съемочную площадку и познакомиться с Владимиром Высоцким?
«Я курила «Беломор» и через слово сквернословила»
Приступая к работе над картиной «Жестокий романс», режиссер Эльдар Рязанов решил взять на главную женскую роль не известную актрису, а дебютантку. По словам мэтра, ему захотелось снова стать первооткрывателем нового имени в кино. Так, как это произошло с Людмилой Гурченко после «Карнавальной ночи» или с Ларисой Голубкиной после «Гусарской баллады».
На кастинг были приглашены несколько начинающих актрис, в том числе и вчерашняя студентка Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Лариса Гузеева.
По словам Гузеевой, она в то время хипповала, поэтому на пробы явилась в соответствующем виде — рваных заношенных джинсах и стоптанных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета, и вплетенными в распущенные волосы денежными купюрами.
«В довершение всего я курила «Беломор», смачно сплевывала сквозь зубы и через слово сквернословила», — вспоминала Гузеева.
Неудивительно, что поначалу Рязанов и вся съемочная группа впали в ступор. И только когда актрису переодели и причесали, то все вздохнули с облегчением — вот она, Лариса Огудалова.
Рязанов был на 100% уверен, что «зажег» новую звезду
Правда, была еще одна проблема: у Гузеевой, уроженки Оренбургской области, сохранился специфический для тех мест говорок, который никак не подходил для жительницы города на Волге.
Поэтому озвучивание роли Ларисы Огудаловой Рязанов доверил другой актрисе — Анне Каменковой, которая отлично с этим справилась. А все романсы, в том числе и знаменитый «А напоследок я скажу», исполнила известная цыганская певица Валентина Пономарева.
Выйдя на большой экран в ноябре 1984 года, «Жестокий романс» сразу же завоевал любовь зрителей. А Лариса Гузеева моментально стала одной из самых популярных актрис.
Что касается Рязанова, то режиссер был на 100% уверен, что именно он «зажег» новую звезду отечественного кинематографа. И на протяжении долгих лет не подозревал, что в действительности лавры первооткрывателя актрисы Гузеевой принадлежат совсем другому режиссеру.
«Ты знаешь, что я у тебя в фильме «Место встречи изменить нельзя» снималась?»
Правда выяснилась совершенно неожиданно. Однажды, уже в 2000-х Лариса Гузеева на какой-то вечеринке разговорилась со Станиславом Говорухиным. И, как бы между прочим, сообщила известному режиссеру:
«Слава, а ты знаешь, что я у тебя в фильме «Место встречи изменить нельзя» снималась?»
Говорухин признался, что совсем не помнит Ларису, но пообещал при случае пересмотреть свой фильм. На прощание Гузеева посоветовала ему обратить внимание на эпизод в ресторане «Астория».
Через некоторое время Говорухин перезвонил Ларисе и сказал, что действительно узнал ее в одной из посетительниц ресторана. При этом режиссер попросил Гузееву рассказать, как ей удалось проникнуть на съемочную площадку.
«Я о себе была очень высокого мнения»
И Гузеева рассказала, что будучи студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, она в ноябре 1978 года случайно оказалась в Москве. От кого-то из приятелей она узнала, что в ресторане «Центральный» в течение двух ночей будут проводиться съемки новой картины Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в главной роли.
Познакомиться со знаменитым Высоцким было мечтой Ларисы еще с детских лет. Поэтому она решила любым способом попасть на съемки.
«Он ведь был потрясающей личностью, фактически звездой первой величины в Советском Союзе. Я же о себе была очень высокого мнения. Что это за прыщавые мальчики, которые вились вокруг меня в институте? Нет, меня достоин лишь Питер О’Тул, Лоуренс Оливье или Владимир Высоцкий», — откровенничала Гузеева.
Ассистент увидел в девушке подходящий типаж
Правда о том, каким образом ей удалось проникнуть в ресторан, Гузеева умолчала. Но зато, оказавшись внутри, она сразу же обратила на себя внимание помощника режиссера. Увидев в незнакомой девушке подходящий типаж, ассистент Говорухина попросил костюмеров подобрать ей платье, а гримерам дал команду сделать прическу «а-ля 40-е».
После этого Ларису подвели к артисту Андрею Градову, исполнителю роли муровца Коли Тараскина, и сказали, что по сценарию они должны танцевать фокстрот.
Так Лариса Гузеева сыграла свою первую роль в кино.
Кстати, с Владимиром Высоцким Гузеева все-таки познакомилась. Но эта встреча не имела никаких последствий. Как иронично заметила Лариса, потому что в этот день с ним познакомились еще 3985 женщин.
«Платили хорошо, ну, я и убежал на два дня»
Между прочим, фильм «Место встречи изменить нельзя» стал дебютным не только для Ларисы Гузеевой, но и для фронтмена группы «Моральный кодекс» Сергея Мазаева.
В одном из кадров ресторанной сцены можно заметить молодого Мазаева, играющего на саксофоне. Самое интересное, что как раз в это время Сергей отбывал службу в рядах советской армии.
«Мне позвонил друг и сказал, что нужно сыграть музыканта. Платили хорошо, ну, я и убежал на два дня. Там я видел знаменитых актеров, на второй день приехал Владимир Высоцкий», — вспоминал Мазаев.
Причем о том, что в его картине снимался Мазаев, Станислав Говорухин тоже долго не подозревал.
Комментарии
Глеба Жеглова, Володю Шарапова и Фокса в исполнении Владимира Высоцкого, Владимира Конкина и Александра Белявского наверняка знают все зрители. А вот женских персонажей фильма «Место встречи изменить нельзя» наверняка многие даже не вспомнят. А ведь в этом легендарном телесериале Станислава Говорухина снялись самые талантливые и самые красивые советские актрисы. Кто из них был тайно и безответно влюблен в Высоцкого, а кому он помог создать один из самых ярких образов в фильмографии – далее в обзоре.
Наталья Фатеева
Наталья Фатеева в фильме *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Приглашая звезд советского кино на второстепенные роли в свой фильм, Станислав Говорухин применял «запрещенный прием»: зная, что они могут отказаться от сьемок, если им не предложат главную роль, режиссер заманивал их перспективной оказаться на одной площадке с самим Владимиром Высоцким. Для многих из них это было весомым аргументом. Так, например, Татьяна Ткач, сыгравшая подружку Фокса, признавалась, что работу в этом фильме воспринимала как поездку к морю и встречу с Высоцким. Таким же образом Говорухин заманил на роль бывшей любовницы Фокса, модистки Ирины Соболевской, Наталью Фатееву.
Кадр из фильма *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: gorotdel.ru
В отличие от других актрис, восхищавшихся талантом Высоцкого, Фатеева не скрывала, что он вызывает в ней куда более сильные чувства: «Он мне и как мужчина очень нравился. Чувствовалось, что он способен на поступок… Мне вообще импонируют мужчины такого типа. Не люблю высоких, красивых, ярких. Это чисто природное: может понравиться поступок, взгляд, даже запах. Я сразу фантазирую, что за этим стоит… Я была влюблена в Высоцкого. Но никогда не говорила ему об этом и даже старалась не поднимать глаза во время беседы. Я знала, что с его проницательностью он все сможет прочесть в моих глазах». Догадывался ли сам Высоцкий о чувствах Фатеевой – неизвестно, но их роман так и не состоялся. Актриса с грустью вспоминала, что во время московских съемок «Места встречи…», которые проходили неподалеку от ее дома, Высоцкий с Говорухиным зашли к ней в гости только один раз.
Наталья Фатеева в фильме *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Одна из самых красивых советских актрис Наталья Фатеева | Фото: press.lv
На тот момент Наталье Фатеевой было 45 лет, она уже была признанной звездой советского кино, в фильмографии которой уже были роли в фильмах «Битва в пути», «Три плюс два», «Джентльмены удачи», «Розыгрыш», «Соль земли» и др. Ее называли советской Элизабет Тейлор и одной из красивейших актрис, но при этом главных ролей почти не предлагали. Хотя она много снималась, большинство ролей были проходными. «Место встречи…» стало для нее шансом напомнить о себе зрителям и режиссерам. Ей удалось создать весьма сложный образ, в котором во многом угадывалась она сама: за маской красивой, самодостаточной и сильной дамы в ее героине скрывалась женщина с неустроенной судьбой…
Народная артистка РСФСР Наталья Фатеева | Фото: alabanza.ru
Лариса Удовиченко
Лариса Удовиченко в роли Маньки-Облигации | Фото: kinoistoria.ru
Из всех женских персонажей в этом фильме зрителям наверняка больше всего запомнилась девица легкого поведения по прозвищу Манька Облигация, которую сыграла Лариса Удовиченко. Изначально Говорухин предлагал ей роль Вари Синичкиной, но этот образ показался ей слишком пресным – характерная роль была намного интересней, и она сама вызвалась на роль разбитной Маньки. Режиссер опешил – мол, какая из нее девушка легкого поведения при внешности юной, милой, наивной, воздушной барышни! Но Удовиченко все же получила желаемое. Когда она позже спросила у Говорухина, почему же он все-таки изменил свое решение, он ответил: «Я подумал, что если ты так хочешь, значит, у тебя должно получиться».
Кадр из фильма *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: fakty.ua
Самый известный эпизод с участием ее героини – «орфографический» – родился случайно. Лариса Удовиченко рассказывала: «Каждым своим словом, взглядом, жестом Высоцкий задавал тон партнерам. Импровизировал он – импровизировали мы… Помните, она спрашивала, как писать: облигация или аблигация. Я по своей неграмотности не знала и спросила Высоцкого. Володя ответил: «Пиши «облигация». А режиссер Говорухин подслушал и ухватился: «О! Замечательно! Оставим в картине». В этом образе Удовиченко была настолько убедительна, что после выхода фильма на экраны ей начали присылать письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!» Один из заключенных после освобождения действительно явился к ней домой, и актрисе пришлось обращаться за помощью в милицию.
Кадр из фильма *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Лариса Удовиченко в роли Маньки-Облигации | Фото: kinoistoria.ru
На тот момент Ларисе Удовиченко было 24 года, она только 2 года назад окончила ВГИК. В кино актриса дебютировала еще в школьном возрасте и на тот момент успела сыграть уже больше 15 ролей – правда, в основном, это были лирические героини. Манька Облигация помогла ей выйти из этого амплуа и продемонстрировать другие грани своего таланта. Когда ее спрашивали о секрете ее профессионального успеха, она отвечала: «Я всегда играю саму себя, но в тех обстоятельствах, которые мне предлагают». После этого Удовиченко снималась очень много и стала одной из самых успешных и востребованных отечественных актрис, но роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» до сих пор остается одной из самых ярких в ее творческой биографии.
Народная артистка России Лариса Удовиченко | Фото: kino-teatr.ru, 24smi.org
Светлана Светличная
Светлана Светличная в фильме *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Наверное, многие зрители удивятся, что в этом фильме снималась и еще одна знаменитая актриса, которая была эталоном красоты и притягательности в СССР, – Светлана Светличная. Образ Нади Колесовой был далек от образа роковой красавицы, в котором зрители на тот момент уже привыкли видеть актрису, и ее не узнали на экранах даже родители. На тот момент ей было 39 лет, она снималась уже 20 лет, и за ее плечами были прославившие ее роли в фильмах «Герой нашего времени», «Бриллиантовая рука» и «Семнадцать мгновений весны». Но после этого в ее творческой биографии случился вынужденный простой. Светличная признавалась: «Я особенно признательна Станиславу Сергеевичу за то, что он пригласил меня на съемки в этой картине в тот период, когда я находилась в забвении. Никто меня никуда не звал, и я думала: «Всё, закончилась моя творческая жизнь». Когда мне позвонили из Одессы и сказали, что предлагают небольшую роль, я так этому обрадовалась... Большая роль, небольшая – мне было совершенно безразлично. Мне важно было снова быть в тренаже. К тому же, в главной роли снимался Высоцкий».
Светлана Светличная в фильме *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Светличная очень волновалась, что не сможет справиться с ролью Нади, потерявшей сестру. На помощь актрисе пришел Владимир Высоцкий, который дал ей несколько важных подсказок. По его наблюдениям, женщины в момент потрясения обычно пытаются чем-то занять руки. Диалог Нади и Глеба Жеглова проходил на кухне, и Высоцкий посоветовал актрисе машинально протирать посуду полотенцем. В итоге эта сцена получилась очень органичной, по словам Светличной, «вся эта пластика легла на состояние героини». Она рассказывала: «Володя меня спас. Сказал Говорухину: «Слава, ты знаешь, она должна реветь… Когда приходит беда, женщина обычно начинает стирать или мыть посуду…» – это было очень точно. А еще он предложил мою героиню называть не по имени-отчеству, а просто Надюшей. И сразу стало как-то легко… Стоит ли говорить, что Володя сыграл просто блестяще. Он вообще обладал каким-то невероятным притяжением».
Светлана Светличная и Владимир Высоцкий в фильме *Место встречи изменить нельзя*, 1979 | Фото: vokrug.tv
Ее творческую судьбу вряд ли можно было назвать очень удачной – Светличную часто приглашали на съемки, но роли оказывались проходными – большинство режиссеров просто эксплуатировали ее эффектную внешность и не давали возможности раскрыть свой актерский потенциал. При этом ее включали в составы всех советских делегаций во время зарубежных поездок. «Снимали других, а мною только хвастались», – говорила актриса.
Светлана Светличная в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: paparazzi.ru
После съемок у Говорухина новые предложения в 1980-х гг. ей поступали все реже и реже, а в 1990-х гг. о ней и вовсе забыли. За 10 лет она снялась только в двух фильмах в эпизодических ролях. Когда ее муж ушел из жизни, ей пришлось думать не о творческой реализации, а о выживании, и звезда кино мыла полы в домах богатых соседей и торговала сапогами. Вернуться в кино Светличная смогла только в 2004 г., но прежней популярности у нее уже не было…
Заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная | Фото: kino-teatr.ru, star-magazine.ru
Судьбоносными стали съемки в этом фильме и для их коллег: Как «Место встречи», которое «изменить нельзя», изменило судьбы актрис.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
-->