Прачка тулуз лотрек
прачка тулуз лотрек
Трагедия жизни, творчества и любви маленького гения.
Рожденный в семье знатных аристократов Анри де Тулуз-Лотрек, волею судьбы был выброшен за борт нормальной жизни, на самое ее дно. Это было и спасением маленького гения и его гибелью, его успехом и позором. О драматической судьбе гениального французского художника 19 века, о его незаурядном таланте живописца, возведшем рекламу в ранг высокого искусства, об маленьком человеке, покорившем мир своим твердым характером и жизнелюбием далее - в обзоре.
Трагедия жизни маленького гения
Анри за мольбертом.
Анри де Тулуз-Лотрек, французский живописец, рисовальщик, литограф. Рожден был в 1864 году в одной из древнейших аристократических семей Франции, родители которого друг другу приходились кузенами, что генетически вело в их роду к рождению неполноценного потомства. Мальчуган с самого рождения рос слабым, хрупким, и больным.
В 13-летнем возрасте Анри, упав с лошади, сломал левую ногу, а через год, все при тех же обстоятельствах - правую. Кости срослись, однако прекратили свой рост и Лотрек как бы застыл в развитии на отметке 150 сантиметров. Эта проблема со здоровьем невероятно расстроила его отца, надеявшегося на то, что когда его сын вырастет и возмужает, они вместе будут ездить на охоту, бывать в обществе дворян, развлекаться с женщинами. Не оправдав надежды графа, сын в своей семье чувствовал себя изгоем.
Портрет Анри Тулуза-Лотрека. Автор: Джованни Болдини.
Голова Лотрека и кисти рук были непропорционально велики, а ноги очень короткими с маленькими ступнями. Чрезмерно большой череп Анри скрывал под черным котелком, неизменным почти на всех фотографиях, а увесистую челюсть прятал за густой бородой. Гардероб Лотрека состоял из неизменных мешковатых брюк и длинного пальто. А еще неизменным атрибутом в его руках была изогнутая бамбуковая трость.
Анри Тулуз-Лотрек. Фото.
Судьба приготовила Анри незавидную участь, ему изо дня в день приходилось доказывать, что он такой же, как и другие: ничем не хуже, а во многом даже лучше. И, что он также имеет право на счастье. Но, как оказалось, никому это не было нужным. И Анри ничего не оставалось, как пуститься во все тяжкие: пристрастившись к алкоголю, он опустился на самое "дно парижской богемной жизни", где имея деньги, можно было купить все что угодно, в том числе и любовь. И эта жизнь ему пришлась вполне по вкусу.
Автопортрет.
В 19-летнем возрасте Лотрек стал постоянным обитателем Монмартра и публичных домов и полностью посвятил свою жизнь живописи и наблюдениям за ночной жизнью Парижа, где его знала "почти каждая собака". Все естество Тулуза-Лотрека искало веселья, радости и праздника, одним словом, то чего ему не хватало в своей семье, он нашел мире, свободном от предрассудков и сверкающем весельем, в мире, пленившем и приютившем колченогого карлика. В нем Анри и проживет практически до конца своих дней.
Любовь и страдание Анри
Ко всем недостаткам и достоинствам Лотрека, он хотя и был маленького роста, но у него был необычайно большой половой орган. Он сам называл себя "кофейником с очень уж длинным носиком". Он вел беспорядочную половую жизнь со своими натурщицами, в частности, с Мари Шарле, молодой авантюристкой, которая и разносила слухи о необычных сексуальных достоинствах Анри. Среди обитательниц Монмартра он пользовался немалым успехом, так как был с ними обходителен, нежен и заботлив. Он без стеснения приглашал девушек из борделей в театры, прогуливался по ночным парижским улочкам, дарил подарки. Даже страстно влюблялся в танцовщиц, проституток и прачек. За свою безумную любовь к женщинам Анри даже получил прозвище «горбатого донжуана». Однако не об такой любви мечтал Анри…. Всю свою жизнь он так надеялся, что кто-нибудь полюбит его по-настоящему таким, каким он есть.
Живопись Анри де Тулуз-Лотрека.
И один раз, казалось, судьба улыбнулась Анри. Он встретил девушку своего круга, с чистой душой и сердцем ангела по имени - Алина. Лотрек бросил пить и кутить, даже сделал ей предложение. Но чуда, увы, не случилось. Шокированные родители девушки вернули ее в монастырь, где та воспитывалась до недавнего времени… Тузлук понял, что не дано ему судьбой тихое семейное счастье.
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
И Анри продолжал наслаждаться легкостью, молодостью, силой и красотой людей, окружающих его на Монмартре. Разнузданное веселье, простые вульгарные развлечения были по нраву Лотреку. Всем усилием своей воли Лотрек делал вид, что ему безразличны и косые взгляды, и сострадание, и презрение окружающих.
Женщина в корсете.
Спасение в искусстве
Анри Тулуз-Лотрек. Фото.
Лишившись возможности жить обычной жизнью аристократа, Анри посвятил всего себя рисованию и живописи, она стала его спасением. Он с детских лет удивлял родных своими рисунками, и ему пророчили судьбу художника. Первые азы он получил в студии художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца.
В 1885 году Анри окончательно переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской он рисовал как одержимый. Лотреку импонировала смелая, выразительная угловатость произведений Дега и стиль японских гравюр, в них он черпал свое вдохновение. А со временем он создал свой оригинальный и неповторимый почерк.
Монмартр в те годы был практически центром парижской художественной жизни. Поэтому Анри здесь находил сюжеты для своего творчества: быт парижской богемы, кабаре и танцзалы, танцовщицы, актрисы и проститутки.
Ла Гулю с двумя подругами в Мулен Руже. (1892).
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
Как-то судьба его свела с Ван Гогом, они стали друзьями. Два отверженных человека непростой судьбы, два великих постимпрессиониста познакомились в ателье Кормона. Оба обладали бурным темпераментом и огромным запасом творческой энергии. Однако на этот мир они смотрели по-разному: Винсент стремился любить и сопереживать, а Анри был холоден и отстранён, лишь наблюдал за происходящим. Перед гибелью Ван-Гога Лотрек напишет пастелью его портрет, где Винсент запечатлён в профиль, сидящий в одиночестве в кафе, наедине со своими мыслями.
Портрет Ван Гога
Живя среди изгоев общества, Лотрек любил наблюдать за лицами женщин, излучавших то грусть, то восторг, а то печаль или безразличие. С большим интересом художник рисовал совсем юных и уже увядших женщин с помятыми лицами, припухшими веками, усталым ртом. Анри никогда не приукрашивал своих моделей, даже иногда изображал их в весьма грубой манере, искажая до неузнаваемости. И, когда его спрашивали, почему он уродует женщин, отвечал: "потому, что они уродливы".
Он не мог простить ни природе, ни людям свое уродство. Он своим творчеством мстил всем, изображая своих моделей в гротескном виде, часто с едкой иронией. Хотя Анри и был всегда в центре внимания любых сборищ, но оно было таким для него обидным… Не о такой славе ему мечталось.
Анри Тулуз-Лотрек
Среди его работ знаменитая серия картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц, одна из которых и "наградила" любвиобильного карлика сифилисом.
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
Жанна Авриль. (1893).
Поцелуй.
Сидящая танцовщица в розовом трико.
Пастель Анри де Тулуз-Лотрека.
Взлет рекламной карьеры
Тулуз-Лотрек был одним из первых высококлассных художников, серьезно занявшимся созданием афиш, ему удалось поднять жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.
Афиша Мулен Руж.
Как-то хозяин Мулен Руж, будучи на грани разорения, повелся на уговор Анри, заключающийся в том, что тот сделает рекламу его заведению. И когда хозяин, спустя время, увидел творение Анри - пришел в полный ужас. Однако афиша сработала как бомба, она никого не оставила равнодушным. Популярность Мулен Руж взлетела до небывалых высот. Художники назвали ее «Творением Дьявола, призванным погубить живопись». В одночасье к Лотреку пришла популярность и слава, к нему начали выстраиваться в очередь звезды и знаменитости за подобной рекламой.
Афиши Тулуз-Лотрека.
Художник стал необычайно знаменит и востребован во многих сферах. Пошли заказы на иллюстрации для переплетов, он рисовал комиксы, и создавал витражи. Его приглашали на выставки в Лондон и Брюссель.
Очередной удар судьбы
Наконец-то Лотрек получил от судьбы маленький подарок - искреннее признание, но счастье маленького гения оказалось недолгим. Одухотворенный успехом, Анри в 1893 году в Париже открыл первую персональную выставку своих живописных работ. Увы, приговор общественности был жесток: «Грязные работы похотливого карлика, не имеющие ничего общего с искусством». Для Анри это был удар ниже пояса. Он уже привык к восхищению, которое вызывали его афиши. А мир, как оказалось, не простил его стремления быть свободным от предрассудков и правил. «Мои картины не грязные,- говорил он,- они - правдивые, а правда иногда безобразна».
Анри Тулуз-Лотрек. Фото.
Но самое страшное для Анри было то, что родители и близкие считали, что он опозорил их род. Когда у его матери однажды спросили, какой ее любимый художник: «Только не мой сын»,- ответила графиня. Она, как и многие другие, вообще не считала его художником. Ну что тут скажешь, когда даже самый близкий человек не смог понять Анри. Да и родной дядя, который при свидетелях сжег 8 картин племянника со словами: «Этот недостойный мусор не будет позорить наш дом»... И это был человек, который поддерживал Лотрека в занятиях живописью с самого детства. Это он подарил ему первую коробку красок, это с ним они обсуждали планы на будущее. И что уж говорить об остальных...
«Я пародия на человека, естественная реакция на которого - смех». У Лотрека уже не было иллюзий, и он опускался все ниже и ниже. Он не просил о помощи - это было равносильно - признать свое поражение. Он перестал рисовать…
Портрет матери художника.
Маленькому гению была предназначена участь многих гениальных людей – жизненный путь длиною в 37 лет. Он умер на руках своей матери в 1901 году от алкоголизма и сифилиса, истощивших его организм.
Родители, чтобы спрятать позор семьи, собрали и спрятали все рисунки и картины Анри в родовом замке. Однако прошло некоторое время и мир осознал, что Анри довел презренную рекламу до высочайшего уровня искусства. А его картины в наши дни продаются за миллионы долларов.
Прачка.
Так, полотно "Прачка", написанное Тулуз-Лотреком в 1886-1887 годах, продано на нью-йоркском аукционе Christie's за 22,4 миллиона долларов. Это - рекорд для картин художника.
Потрясающая история жизни русского художника Василия Перова, получившем свою фамилию с легкой руки местного дьячка.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Прачка», 1886Тулуз-Лотреку было 23 года, когда он написал картину «Прачка». Юный и неуверенный в своих силах Анри еще учился в мастерской Фернана Кормона и ответственно следовал всем советам учителя. На утренних занятиях Кормон, вдохновленный последними археологическими находками, пытался увлечь учеников монументальными сценами из жизни первобытных людей, а завершая урок, советовал выходить на улицу и делать зарисовки прямо в гуще монмартрской повседневности.
Выполнять домашние задания было исключительно приятно – старшие друзья-художники щедро делились с новичком Лотреком списком отборнейших злачных мест и закоулков Монмартра, где жизнь просто кипела. Однажды, выходя из ресторанчика, Лотрек заметил худенькую девушку с огненно-рыжими волосами и не удержался: "Как хороша! Типичная шлюха! Вот бы написать ее!" Кармен Годен оказалась не шлюхой, а простой работницей, смирной и скромной, а потом еще и ответственной натурщицей, моделью нескольких портретов кисти Лотрека.
Анри писал матери, что нашел девушку с волосами из чистого золота, рассказывал друзьям, что рыжие женщины – это для венецианцев, и был страстно увлечен Кармен.
Лотреку все женщины были ангелами – он смотрел на их волосы цвета золота немного снизу вверх. Этот взгляд на модель легко проследить и в «Прачке». Лотрек был ниже тех женщин, которых писал и в которых влюблялся. Но уже тогда, в последние годы ученичества, он доставал из них эту внутреннюю бурю, пронзительную печаль и неизбывное одиночество. Этот портрет Кармен Годен и не портрет уже – мы даже глаз ее не видим. Только мороз по коже – вдруг повернется…
Анонимный покупатель в 2005 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке купил эту картину за рекордную на тот день для Анри де Тулуз-Лотрека сумму – 22 миллиона долларов.
Хотя этот французский живописец и родился в богатой аристократической семье, его жизнь отнюдь не была лёгкой, поскольку уже в подростковом возрасте он перенёс несколько серьёзных жизненных ударов. Анри де Тулуз-Лотрек (годы жизни 1864-1901) в возрасте тринадцати или четырнадцати лет сломал себе обе ноги, которые долгое время не заживали должным образом. Вполне вероятно, это было вызвано редким заболеванием, которое называется пикнодизостоз. Именно поэтому у парня был развит вполне себе мощный торс взрослого и полноценного мужчины, но при этом его тело сохранило коротенькие ножки и рост художника не превышал 152 сантиметров.
10 Самых Известных Картин Анри де Тулуза-ЛотрекаВ подростковом возрасте он воздерживался от общения со сверстниками и посвятил всего себя исключительно художественному искусству. Благодаря семейным связям в самом начале 1880-ых годов ему удалось начать обучение у известного французского мастера по имени Леон Бонна (годы жизни 1833-1922). Несмотря на то, что обучение у Бонна, безусловно, оттачивало все его навыки, оно также познакомило парня со знаменитым Монмартром и ночной жизнью Парижа – столицы Франции. Уже к двадцати годам он стал полноценным алкоголиком и завсегдатаем разных публичных домов.
За свою творческую карьеру, которая длилась всего лишь два десятилетия, Тулуз-Лотрек написал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и 5 084 рисунка. Многие из его произведений изображают на себе ночные гулянки творца по улочкам и забегаловкам Парижа. В этой статье вы откроете для себя некоторые из самых известных картин Анри де Тулуза-Лотрека – художника-модерниста, написавшего великое множество картин, со временем классифицированных как постимпрессионистские творения.
1 место. «В „Мулен Руж“: Танец»
«В „Мулен Руж“: Танец»- Дата создания: 1890 год
- Размеры: 115,6 х 149,9 сантиметров
- Место нахождения: Филадельфийский Музей Искусства (Филадельфия, штат Пенсильвания, США)
«В „Мулен Руж“: Танец» – это вторая работа Анри де Тулуза-Лотрека из серии картин, изображающих на себе популярное кабаре Парижа – столицы Франции. «Мулен Руж» или же «Красная Мельница» только-только распахнул свои двери в 1889 году, и практически сразу французский художник стал одним из его лучших клиентов.
На полотне изображается известный танцор канкана, который учит новичка приёмам и движениям этого популярного танцевального номера. Как и во многих других подобных произведениях, Тулуз-Лотрек добавил на задний план множество разных людей, которых он знавал лично, включая собственного отца и владельца данного заведения.
2 место. «В „Мулен Руж“»
«В „Мулен Руж“»- Дата создания: 1892-1895 годы
- Размеры: 123 х 140 сантиметров
- Место нахождения: Чикагский Институт Искусств (Чикаго, штат Иллинойс, США)
«В „Мулен Руж“» – это название ещё одной очень большой и популярной картины, на которой изображён интерьер только что открывшегося парижского кабаре «Мулен Руж». К тому времени заведение проработало уже пару лет и стало одним из самых популярных ночных клубов французской столицы.
Помимо очередного множества своих близких знакомых, художник также включил в эту работу автопортрет – он стоит прямо перед очень высоким мужчиной на заднем плане полотна. Среди других участников сюжета сразу несколько известных танцовщиц кабаре и знакомые живописца. Мадам с зелёным лицом в правой части картины однажды была обрезана, так как произведение никто не хотел покупать, но со временем художник и его арт-дилер решили, что проблема вовсе не в ней и вернули эту женщину на законное место.
3 место. «Полировщик Мрамора»
«Полировщик Мрамора»- Дата создания: 1882-1887 годы
- Размеры: 65,5 х 81,3 сантиметра
- Место нахождения: Художественный Музей Принстонского Университета (Принстон, штат Нью-Джерси, США)
«Полировщик Мрамора» – это ранняя работа Анри де Тулуза-Лотрека, полностью завершённая где-то между 1882 и 1887 годами. Вполне вероятно, это произошло в период, когда он ещё учился в мастерской популярного французского творца по имени Фернан Кормон (годы жизни 1845-1924) – человека, который чуть ранее и не так, чтобы долго, но обучал знаменитого нидерландского живописца, имя которому Винсент ван Гог (годы жизни 1853-1890).
Помимо замечательной техники, использованной Тулузом-Лотреком, в этом произведении также подчёркивается и мысль о том, что в то время он изучал анатомию человеческого тела. В данную работу Анри интегрировал рыхлые, а иногда даже сломанные мазки, такие характерные для художников-импрессионистов.
4 место. «Женщина за Туалетом»
«Женщина за Туалетом»- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 67 х 54 сантиметра
- Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)
«Женщина за Туалетом» – это картина, на которой изображена рыжеволосая женщина, вполне вероятно – проститутка, сидящая на полу в ванной комнате. Так и неясно, начала ли она только что принимать ванну, или уже закончила это делать. Девушка раздета до пояса, она сидит спиной к зрителю и смотрит чуть в сторону от него.
Живописец часто посещал публичные дома и встречался с их ночными бабочками, после чего часто включал всех в свои картины. Долгое время считалось, что он завершил данную работу в 1896, но тщательный анализ полотна, проведённый не так давно, показал, что правильно датировать картину нужно 1889 годом.
5 место. «Портрет Сюзанны Валадон»
«Портрет Сюзанны Валадон»- Дата создания: 1885 год
- Размеры: 55 х 46 сантиметров
- Место нахождения: Национальный Музей Изящных Искусств (Буэнос-Айрес, Аргентина)
«Портрет Сюзанны Валадон» – это картина, на которой изображена известная французская художница по имени Сюзанна Валадон (годы жизни 1865-1938), ставшая самой первой женщиной-художником, принятой в Национальное Общество Изящных Искусств – группу творцов, произведения которых впервые выставлялись ещё в 1860-ых годах.
Сюзанна была близкой подругой Тулуза-Лотрека, они вместе гуляли и развлекались в парижском районе на Монмартре. Также она была и моделью, которую часто изображали на многих самых известных картинах, в том числе и в произведении «Танец в Буживале» (1883 год), принадлежащем кисти Пьера-Огюста Ренуара (годы жизни 1841-1919).
6 место. «В Постели»
«В Постели»- Дата создания: 1893 год
- Размеры: 54 х 70,5 сантиметров
- Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)
«В Постели» – это общее название целой серии картин, на которых изображены женщины в постели. Вполне вероятно, все они были лесбиянками, потому как в некоторых других творениях их с лёгкостью можно увидеть целующимися друг с другом.
Некоторые из этих произведений были проданы за значительные денежные суммы – от десяти до двенадцати миллионов американских долларов за каждую. Также считается, что все они изображают на себе проституток, работавших в борделе на улице Амбуаз в Париже.
7 место. «Прачка»
«Прачка»- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 93 х 75 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
«Прачка» – это картина, на которой изображается так называемая «прачка». Девушки подобной профессии были крайне популярной темой во французском искусстве, потому как почти все эти женщины также подрабатывали и проститутками.
На этой конкретной картине отображается секс-работница по имени Кармен Годен, которая позировала для данной картины в 1886 году. Это полотно также было продано за вполне себе кругленькую сумму, потому как анонимный покупатель выкупил её за 22,4 миллиона американских долларов ещё в 2005.
8 место. «Ла Гулю у Входа в „Мулен Руж“»
«Ла Гулю у Входа в „Мулен Руж“»- Дата создания: 1891-1892 годы
- Размеры: 79,4 х 59 сантиметров
- Место нахождения: Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
«Ла Гулю у Входа в „Мулен Руж“» – это произведение, название которого точно описывает то, что на нём изображается. Ла Гулю – это прозвище женщины, настоящее имя которой Луиза Вебер (годы жизни 1866-1929) – популярной танцовщицы кабаре «Мулен Руж».
Справа от неё находится её родная сестра, слева же – любовник девушки, все вместе они входят в популярное парижское кабаре. Что ещё примечательно в этой работе, так это то, что художник использовал небольшое пространство для изображения всех фигур. К слову сказать, сам Тулуз-Лотрек считал эту картину лучшей работой в серии «Мулен Руж».
9 место. «В Салоне на Улице „Мулен Руж“»
«В Салоне на Улице „Мулен Руж“»- Дата создания: 1894 год
- Размеры: 111,5 х 132,5 сантиметра
- Место нахождения: Музей Тулуза-Лотрека (Альби, Франция)
«В Салоне на Улице „Мулен Руж“» – это картина, изображающая на себе интерьер публичного дома на улице Амбуаз, что в Париже. Девушки в ожидании прибытия клиентов, в их числе находится и женщина по имени Мирей, её можно увидеть на переднем плане холста.
Она была одной из фавориток художника во времена, когда он посещал сей публичный дом. Примечательно, что название данной картины указывает нам на то, что она работала в этом заведении, на самом деле это не так. А это значит, что он нарисовал это увлекательное произведение искусства благодаря своему богатому воображению.
10 место. «Экзамен на Медицинском Факультете»
«Экзамен на Медицинском Факультете»- Дата создания: 1901 год
- Размеры: 65 х 81 сантиметр
- Место нахождения: Музей Тулуза-Лотрека (Альби, Франция)
«Экзамен на Медицинском Факультете» – это картина Тулуза-Лотрека, написанная в период с начала мая по июль 1901 года – всего за несколько месяцев до того, как он скончался от осложнений, вызванных алкоголизмом и сифилисом.
Она стала последней картиной, которую он написал в своей жизни, к слову сказать, на момент смерти ему было всего лишь 36 лет. На полотне изображается двоюродный брат живописца – Габриэль Тапье де Селейра, который сдаёт устный экзамен на учёную степень в области доктора медицинских наук. На самом деле он уже успел получить эту степень двумя годами ранее – в 1899.
Тулуз-Лотреку было 23 года, когда он написал картину «Прачка». Юный и неуверенный в своих силах Анри еще учился в мастерской Фернана Кормона и ответственно следовал всем советам учителя. На утренних занятиях Кормон, вдохновленный последними археологическими находками, пытался увлечь учеников монументальными сценами из жизни первобытных людей, а завершая урок, советовал выходить на улицу и делать зарисовки прямо в гуще монмартрской повседневности. Внеклассные задания Кормона нравились Лотреку куда больше, чем академические штудии.Выполнять домашние задания было исключительно приятно – старшие друзья-художники щедро делились с новичком Лотреком списком отборнейших злачных мест и закоулков Монмартра, где жизнь просто кипела. Однажды, выходя из ресторанчика, Лотрек заметил худенькую девушку с огненно-рыжими волосами и не удержался: "Как хороша! Типичная шлюха! Вот бы написать ее!" Кармен Годен оказалась не шлюхой, а простой работницей, смирной и скромной, а потом еще и ответственной натурщицей, моделью нескольких портретов кисти Лотрека (1, 2, 3, 4).
Анри писал матери, что нашел девушку с волосами из чистого золота, рассказывал друзьям, что рыжие женщины – это для венецианцев, и был страстно увлечен Кармен.
Если и могло художника в то время что-то обрадовать больше, чем ее благосклонность, так это только признание из уст настоящего гуру, которого Лотрек боготворил и которому не видел равных во всем современном французском искусстве. Он никогда бы не посмел лично попросить Эдгара Дега взглянуть на свою мазню, это друзья Лотрека выпросили у метра хотя бы один взгляд бросить на картины Анри. Скупой на похвалы и неспособный к лести Дега был к Лотреку благосклонен, в отличие от Кармен, которая хранила верность любовнику, постоянно ее избивавшему.
Юный Анри работы Дега изучал и восхищался ими. «Прачка» Лотрека получилась гениальной эмоциональной противоположностью «Гладильщицы» Дега при явном сходстве композиции и совершенно идентичном расположении модели, стола, окна в пространстве. В отличие от Дега, Лотрек отбирает у девушки атрибуты ее профессии, переносит акцент из внешнего мира на внутренний. В отличие от анонимного и лишенного индивидуальных черт силуэта, написанного Дега, Лотрек бросает мягкие лучи на лицо своей героини. Так ангельское сияние освещает лица святых на древних фресках.
Лотреку все женщины были ангелами – он смотрел на их волосы цвета золота немного снизу вверх. Этот взгляд на модель легко проследить и в «Прачке». Лотрек был ниже тех женщин, которых писал и в которых влюблялся. Но уже тогда, в последние годы ученичества, он доставал из них эту внутреннюю бурю, пронзительную печаль и неизбывное одиночество. Этот портрет Кармен Годен и не портрет уже – мы даже глаз ее не видим. Только мороз по коже – вдруг повернется…
Анонимный покупатель в 2005 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке купил эту картину за рекордную на тот день для Анри де Тулуз-Лотрека сумму – 22 миллиона долларов.
Автор: Анна Сидельникова
Быть единственным наследником аристократичного рода, но не оправдать родительских надежд – это о нём. Иметь доступ в высшее общество, но слоняться с ворами, проститутками и танцовщицами в самых злачных местах Монмартра – это о нём. Быть талантливым живописцем, но прославиться созданием афиш для кабаре – это о нём. Быть гением, но умереть от алкоголизма и сифилиса в 36 лет – и это тоже о нём. Анри Тулуз-Лотрек. Что нашёл он среди борделей и кабаре? Почему именно они прославили его и убили?Будущий художник-постимпрессионист, мастер графики и рекламного плаката родился 24 ноября 1864-го года в городке Альби на юге Франции в семье аристократов. Родители вскоре, после смерти их первенца Ришара, развелись. Анри переехал с матерью в предместье Нарбонна, где получал домашнее образование, учился верховой езде.
Его называли «маленьким сокровищем». Он был единственным потомком знатного рода. Но в 13 лет мальчик сломал бедро, вставая с кресла. А спустя год, сломал и вторую ногу, упав в канаву. Пускай молодые, кости не хотели правильно срастаться. Последствия обеих травм оказались ужасными – ноги мальчика перестали расти и развиваться. С годами Анри Тулуз-Лотрек превратился в карлика с непропорционально большим туловищем и головой. Его рост так и остановился на отметине 150 сантиметров.
Анри Тулуз-Лотрек
Дорога на охоту, в армию и даже на балы для юного аристократа была отныне закрыта. Найти достойную пару для карлика также не представлялось возможным. Его мать была убита горем, а эксцентричный отец не был терпим к ущербному отпрыску. Единственным занятием, где рост не играл роли, была живопись. Ею Анри и занялся. Эта страсть привела юного Тулуз-Лотрека в Париж в 18 лет.
Анри Тулуз-Лотрек "Прачка"
В Париже Анри Тулуз-Лотрек посещает студии академических живописцев, одна классика его не вдохновляет. Гораздо ближе художнику стиль и манера Эдгара Дега. В 1885-м году Анри открывает студию на Монмартре, который в то время только становился пристанищем богемы и сомнительной публики. Но именно Монмартр стал для Тулуз-Лотрека главным вдохновением в жизни.
Анри Тулуз-Лотрек. "Женщины в борделе"
Именно здесь, в угарном веселье жарких кабаре и публичных домов, среди мелькающих ножек танцовщиц и звенящих бокалов сомнительного алкоголя, бок-о-бок с проститутками, ворами и извращенцами, Тулуз-Лотрек мог быть собой, не боясь насмешек. «Приличное аристократическое общество» не принимало его. Изображая обездоленных, сломленных судьбой, несчастных людей, художник изливал свою собственную боль и страх. Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми.
Анри Тулуз-Лотрек "В ресторане "La Mie"
Именно здесь, на Монмартре, родился Анри Тулуз-Лотрек-рекламщик. В октябре 1889-го года бизнесмен Жозеф Оллер открыл знаменитое на весь мир кабаре «Мулен Руж». На открытии нового заведения были все – и князь Трубецкой, и граф де Ларошфуко, и уже знаменитый художник Тулуз-Лотрек.
Примой «Мулен Руж» была 23-летняя, надменная и уверенная в себе танцовщица Ла Гулю. Тулуз-Лотрек был в числе её поклонников. И когда Оллер предложил ему нарисовать для «Мулен Руж» яркие, необычные афиши, тот согласился, не раздумывая. В центре первой афиши была изображена, естественно, Ла Гулю в окружении желающих её мужчин.
Анри Тулуз-Лотрек. Афиша с танцовщице Ла Гулю
В создании афиш для кабаре Тулуз-Лотрек всё больше отдалялся от импрессионизма, с его глубоким анализом света и мимолётными ощущениями. Простые образы на его рекламе были понятны любому зрителю. Эти афиши были правдивы и тем привлекательны. В «Мулен Руж» начались аншлаги. Оллер подсчитывал прибыль. А Анри Тулуз-Лотрек нашёл жанр, где не было строгих правил, и он выдумывал их сам.
Параллельно с успехом в рекламе, Тулуз-Лотрек также выставлял свои масштабные полотна вместе с активистами брюссельской «Группы двадцати». О его работах хорошо отзывался и сам кумир молодого художника Эдгар Дега.
Анри Тулуз-Лотрек "Модель"
Но так часто компаньонами успеха художников на Монмартре были проблемы с алкоголем. Это слабость коснулась и Анри Тулуз-Лотрека. Видимо, чувство юмора, самоирония и успех у публики не победили внутренних монстров художника. Ощутимые последствия алкоголизма дали о себе знать уже после 30-ти лет. Приступы белой горячки дополнял сифилис – почти неизбежный «бонус» парижских борделей.
После инсульта, психатрической лечебницы и сильного истощения Анри Тулуз-Лотрек умер на руках своей матери в их родовом замке, не дожив до 37-ми лет.
За чуть менее, чем 20 лет творчества Анри Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, более 5000 рисунков. И хоть при жизни публика художника недолюбливала за его скверный характер и острый язык, через несколько лет после смерти гений Тулуз-Лотрека признали практически все. На него равнялись модернисты, он считается уже классиком сегодня, особенно в жанре афиш. А цены на его работы продолжают расти.
Анри Тулуз-Лотрек. "Улица Мулен. Медосмотр"
Анри Тулуз-Лотрек "Портрет Ван Гога"
Анри Тулуз-Лотрек "Поцелуй в постели"
Анри Тулуз-Лотрек "Лежащая обнажённая"
Анри Тулуз-Лотрек "Две девушки в постели"
Анри Тулуз-Лотрек "Ла Гулю с подругами входит в Мулен Руж"
Анри Тулуз-Лотрек "Мулен Руж"
Анри Тулуз-Лотрек "Жанна Аврил"
Подготовила Юлия Сидимянцева
Полотно "Прачка", написанное Тулуз-Лотреком в 1886-1887 годах, продано на нью-йоркском аукционе Christie's за 22,4 миллиона долларов. Это - рекорд для картин художника. Импрессионисты на первом из череды больших осенних торгов пользовались спросом, всего было продано полотен и скульптур на 160,9 миллиона долларов, сообщает The New York Times.
"Прачка" и еще 12 картин и скульптур до аукциона находились в частном собрании Бетт и Нисона Харрисов. На продажу эти произведения были выставлены наследниками владельцев.
Эксперт отдела импрессионистов и современного искусства дома Christie's отметил, что полотна Тулуз-Лотрека, Моне и Сезанна очень популярны среди новых миллионеров, сделавших свои состояния недавно. Благодаря им рынок произведений искусства находится на подъеме, сопоставимом с пиком пятнадцатилетней давности. Так, картина Клода Моне из серии "Кувшинки" была продана за 14 миллионов долларов, а натюрморт Сезанна - за 10,3 миллиона, пейзаж Камиля Писсарро - за 5,1 миллиона.
Специалисты также отметили, что цены на импрессионистов и постимпрессионистов высоки, но предсказуемы. А вот живопись XX века при нынешней ситуации на рынке приносит более значительную прибыль. Так, картина Пабло Пикассо "Сильветт на зеленом стуле" (1954) оценивалась максимум в 6 миллионов долларов, а ушла с молотка за 8 миллионов. Еще одна картина мэтра была продана за 6,7 миллиона, в то время как по самой оптимистичной оценке она могла бы стоить 5 миллионов.
Объявленная недавно продажа картин из музейных собраний также прошла успешно. Полотно французского пуантилиста Тео ван Риссельберга из нью-йоркского Музея современного искусства была приобретена за 3,1 миллиона долларов.