Все фильмы хичкока
Учитывая, сколь важен был Хичкок на рубеже 1960-х, есть что-то гнетущее в том, что уже к концу десятилетия он оказался не у дел. Этому унылому, блеклому триллеру о глобальном шпионаже не хватает звезд, энергичности, а порой и связности. Хичкоку еще и навязали альтернативную концовку.
51. «Семейный заговор» (Family Plot), 1976
В своей финальной работе Хичу громко хлопнуть дверью, увы, не удалось — даже несмотря на сценарий от написавшего «К северу через северо-запад» Эрнеста Лемана. На сюжет, включающий фальшивого экстрасенса (Барбара Харрис) и хитроумное похищение, лучше не обращать внимания, а знаменитому таланту Хичкока по части экшена мешают развернуться дешевые спецэффекты.
50. «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much), 1956
Хичкоковский ремейк его собственного детектива 1934 года (см. пункт 24) — кино вовсе не плохое, и посредственным оно выглядит только на фоне остальной фильмографии. Мастер саспенса здесь в очередной раз разворачивает свой любимый мотив о человеке, принятом за кого-то другого: Джеймс Стюарт играет американского врача, который в отпуске оказывается втянут в заговор с убийством.
49. «Страх сцены» (Stage Fright), 1950
Джейн Уаймен и Ричард Тодд разыгрывают классический сюжет с поисками убийцы в плохо принятом публикой детективе Хичкока. Впрочем, стоит как минимум дождаться появления в кадре китчевой Марлен Дитрих в роли актрисы-соперницы Уаймен, щеголяющей репликами вроде такой: «И зачем женщины выходят за отвратительных мужчин?»
48. «Диверсант» (Saboteur), 1942
Этот приключенческий детектив кажется сухой выжимкой из «К северу через северо-запад», но вполне заслуживает внимания и сам по себе. Подозреваемый в поджоге сотрудник авиабюро (Роберт Каммингс) мчит через всю страну, чтобы остановить подлинного злоумышленника, шпиона, который в разгар войны намерен сжечь еще один завод.
47. «Юнона и Павлин» (Juno and the Paycock), 1929
Наряду с «В случае убийства набирайте М» это одна из самых театральных по духу картин Хичкока — не случайно она оказывается и одной из наименее значительных, несмотря на сильную игру Сары Оллгуд и Маире О’Нилл. Рабочая дублинская семья наследует состояние — и стремительно начинает терять душу. Что за павлин? Оставим за мастером саспенса право на загадку.
46. «Венские вальсы» (Waltzes from Vienna), 1934
Один из самых нетипичных для Хичкока фильмов, эта вымышленная история о сыне Иоганна Штраусса не входит в число его лучших работ. Тот же Трюффо в своей книге интервью с мэтром тактично замечает: «У вас тогда были не лучшие времена». Он прав — слава богу, что с мюзиклами Хич быстро покончил.
45. «Номер семнадцать» (Number Seventeen), 1932
Хичкок сам написал сценарий этого детектива о бездомном, который натыкается на преступное логово. Впоследствии, впрочем, режиссер называл фильм катастрофой — и был слишком строг к себе: за час хронометража «Номер семнадцать» как минимум не успевает наскучить. Но лучшие фильмы автора были все же впереди.
44. «Богатые и странные» (Rich and Strange), 1931
Скучающая семейная пара путешествует по миру — и попутно оба супруга пускаются в романы на стороне. «Богатые и странные» обаятельно эксцентричны (если не сказать извращенны), хотя и по-настоящему цельного фильма из них не выходит. Тем не менее это завораживающая сноска к центральной хичкоковской идее о том, что за самое странное поведение ответственны обычно не преступники, а наши друзья и родные.
43. «Молодой и невинный» (Young and Innocent), 1937
Это в некотором роде перепевка «39 ступеней» — причем заметно уступающая им, — но обаяния вечный для Хичкока сюжет об ошибочной идентификации не лишен. Даже если звучит слишком знакомо: невинного человека обвиняют в убийстве, и он бежит на поиски настоящего преступника в компании бойкой дамы, которой суждено стать больше, чем просто соратницей.
все фильмы хичкока
13 августа 1899 года родился Альфред Хичкок — режиссёр, который вывел жанр триллера на новый уровень. В каждой своей картине он различными приёмами создавал неповторимый саспенс — ощущение напряжённости и неопределённости. Кроме того, на несколько секунд Хичкок обязательно появлялся в кадре.
1. Психо
Psycho
- США, 1960 год.
- Психологический хоррор.
- Длительность: 109 минут.
- IMDb: 8,5.
Девушка расстаётся с разведённым мужчиной, крадёт на работе деньги и уезжает из города. По пути она останавливается в мотеле, которым руководит приятный молодой человек Норман Бейтс. Но, как выясняется, у него очень странные отношения с матерью, которая не появляется в кадре.
Этот фильм давно стал эталоном триллеров. Он заслуженно признан одной из лучших работ Хичкока, а имя обаятельного сумасшедшего Нормана Бейтса уже стало нарицательным.
Позже другие режиссёры сняли три продолжения истории, но ни один фильм не смог повторить успех оригинала. В 1998 году режиссёр Гас Ван Сент покадрово переснял фильм Хичкока с другими актёрами. А в 2013-м стартовал сериал «Мотель Бейтса» — приквел истории «Психо», где действие перенесли в наши дни.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
2. Окно во двор
Rear Window
- США, 1954 год.
- Детектив, триллер.
- Длительность: 112 минут.
- IMDb: 8,5.
Профессиональный фотограф из-за перелома ноги вынужден постоянно сидеть дома. От скуки он наблюдает за соседями из окна, выходящего во двор. И постепенно начинает подозревать, что в одной из квартир дома напротив произошло убийство.
Этот фильм интересен необычным подходом к съёмкам. Многие события здесь показаны как бы с точки зрения стороннего наблюдателя — через окно. К тому же, помимо детективной, в окнах разворачиваются вполне будничные, но увлекательные драматические истории.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
3. Головокружение
Vertigo
- США, 1958 год.
- Триллер, драма, детектив.
- Длительность: 128 минут.
- IMDb: 8,3.
После гибели напарника у детектива Скотти Фергюсона развивается акрофобия и начинаются частые головокружения. Старый знакомый нанимает Фергюсона в качестве частного сыщика, чтобы проследить за женой. По мнению заказчика, она хочет совершить самоубийство. Детектив спасает девушку и понимает, что влюбился в неё. Но дальше всё становится только сложнее.
Этот фильм разрушает каноны детективного триллера. Динамичная сцена здесь помещена в начало, но дальше действие развивается очень медленно, а расследования как такового в фильме нет. Также интересно, что в заставке Хичкок использовал новаторские для тех лет визуальные эффекты.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
4. На север через северо-запад
North by Northwest
- США, 1959 год.
- Приключенческо-шпионский триллер.
- Длительность: 136 минут.
- IMDb: 8,3.
Главный герой Роджер Торнхилл работает рекламным агентом. Но однажды контрразведка принимает его за мифического секретного агента, которого никто не знает в лицо. Спецслужбы пытаются убить Роджера, но таинственная незнакомка помогает ему спастись.
В основу фильма легла реальная история времён Второй мировой войны. Тогда британская разведка придумала образ несуществующего спецагента и заставила врагов тратить время и силы на его поиски.
Смотреть в iTunes →
5. В случае убийства набирайте «М»
Dial M for Murder
- США, 1954 год.
- Детектив.
- Длительность: 105 минут.
- IMDb: 8,2.
Бывший теннисист, женатый на богатой наследнице, начинает подозревать супругу в неверности. Боясь развода и потери состояния, он решает убить жену и придумывает идеальный план, который обеспечит ему стопроцентное алиби. Герой находит своего старого знакомого из колледжа и шантажом заставляет его пойти на убийство. Но даже идеальный план может дать сбой.
Этот фильм — довольно точная экранизация пьесы Фредерика Нотта «Телефонный звонок». Интересно, что Хичкок не стал адаптировать сюжет под кинематограф. Практически всё действие происходит в одних и тех же декорациях, что создаёт ощущение театральной постановки. По мнению Хичкока, это только помогает сделать сюжет более напряжённым.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
6. Ребекка
Rebecca
- США, 1940 год.
- Триллер.
- Длительность: 130 минут.
- IMDb: 8,1.
Спустя год после гибели жены Ребекки богатый владелец поместья Максимилиан де Винтер находит себе юную возлюбленную. Но новой миссис де Винтер со всех сторон напоминают о Ребекке, особенно домработница миссис Денверс. И это давление становится всё сильнее.
По мнению многих критиков, миссис Денверс воплощает образ лесбиянки, хоть об этом и не говорится прямо. Картину даже проверяли на соответствие Кодексу Хейса, который регулировал нравственные качества фильма. Но официально придраться оказалось не к чему.
7. Верёвка
Rope
- США, 1948 год.
- Триллер.
- Длительность: 81 минута.
- IMDb: 8,0.
Двое друзей ради развлечения убивают своего сокурсника. Они душат его верёвкой, а тело прячут в сундук. После этого друзья решают устроить вечеринку в той же квартире и приглашают на неё отца убитого, его невесту и преподавателя. Однако орудие убийства заставляет их осознать весь ужас содеянного.
Для Хичкока «Верёвка» была экспериментальным проектом. Он впервые режиссировал цветной фильм, причём с минимумом монтажных склеек. Для этого даже были построены раздвижные декорации: их можно было менять, не останавливая камеру. Поэтому сам заголовок «Верёвка» здесь имеет несколько значений: это и орудие убийства, и метафора связанности действий и последствий, и само построение кадра без склеек.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
8. Незнакомцы в поезде
Strangers on a Train
- США, 1951 год.
- Нуарный триллер.
- Длительность: 101 минута.
- IMDb: 8,0.
Двое незнакомцев встречаются в поезде и в порыве откровенности делятся своими жизненными неурядицами. Первый хочет развестись с женой, а другой яростно ненавидит отца. В итоге один из попутчиков предлагает совершить убийства крест-накрест (каждый устраняет того, кто мешает другому). Прелесть в том, что у заказчика будет железное алиби, а у убийцы не будет мотива. Второй отвергает его предложение, но потом оказывается в безвыходном положении.
Помимо идеи, которая позже неоднократно повторялась другими авторами, фильм запомнился многим сценой с разваливающейся каруселью. Здесь Хичкок снова использовал передовые на тот момент технологии. Миниатюрная копия карусели была снята отдельно, а потом аккуратно вмонтирована в кадры.
Смотреть в iTunes →
9. Дурная слава
Notorious
- США, 1946 год.
- Детектив.
- Длительность: 101 минута.
- IMDb: 8,0.
Дочь человека, обвинённого в измене родине, знакомится с агентом ФБР. Он просит её помощи в раскрытии нацистского заговора в Рио-де-Жанейро. Теперь девушка должна выйти замуж за немецкого агента и выяснить планы заговорщиков по созданию ядерной бомбы. Но муж начинает что-то подозревать, и шпионка оказывается в смертельной опасности.
Идея фильма появилась ещё во времена Второй мировой войны, когда о ядерном оружии люди знали довольно мало. Интересно, что Альфред Хичкок, чтобы создать правдоподобный сценарий, стал наводить справки об использовании урановой руды. Из-за этого он сам попал под подозрение ФБР.
10. Леди исчезает
The Lady Vanishes
- Великобритания, 1938 год.
- Триллер, комедия.
- Длительность: 97 минут.
- IMDb: 7,9.
Во время посадки в поезд на Айрис падает цветочный горшок. Пожилая попутчица мисс Фрой помогает девушке зайти в поезд и угощает чаем. Однако наутро мисс Фрой исчезает, все окружающие утверждают, что её никогда не было, а ложные воспоминания лишь следствие удара по голове.
Альфред Хичкок решил сделать акцент на звуковой составляющей. Резкие гудки поезда напоминают женский крик и создают атмосферу фильма.
11. Тень сомнения
Shadow of a Doubt
- США, 1943 год.
- Триллер.
- Длительность: 108 минут.
- IMDb: 7,9.
Старшеклассница из маленького городка от скуки начинает мечтать о том, чтобы к ней приехал её дядюшка Чарли, которого она не видела. Чудесным образом её желание сбывается. Но постепенно девушка начинает подозревать, что дядюшка вовсе не тот, за кого себя выдаёт. Тем более что полиция в другой части страны ищет опасного преступника.
Этот фильм первым из работ Хичкока признали настоящим шедевром.
12. 39 ступеней
The 39 Steps
- Великобритания, 1935 год.
- Триллер.
- Длительность: 86 минут.
- IMDb: 7,8.
Новая знакомая главного героя просит защитить её от преследователей. Ричард не воспринимает слова девушки всерьёз, но ночью ту убивают. Ричард пытается доказать свою невиновность, но в итоге его преследует и полиция, и настоящие убийцы.
В этой картине для создания напряжённости режиссёр использовал очень быструю смену кадров, что для 1930-х годов было очень необычно. В результате действие выглядит очень динамичным и нервным даже по сегодняшним меркам.
13. Спасательная шлюпка
Lifeboat
- США, 1944 год.
- Военная драма.
- Длительность: 97 минут.
- IMDb: 7,8.
Немецкая подводная лодка и американский корабль тонут после сражения. Переполненная шлюпка с американскими моряками подбирает капитана немецкой субмарины. Они надеются, что он сможет показать им путь к безопасной гавани. Однако капитан даже в такой момент не планирует мириться с врагами.
Уже в послевоенное время картина добралась до ФРГ. При этом капитана-немца превратили в нидерландского добровольца, чтобы не вызывать у зрителей негативных ассоциаций.
14. Птицы
The Birds
- США, 1963 год.
- Ужасы, триллер.
- Длительность: 120 минут.
- IMDb: 7,7.
Идея фильма возникла после событий 1960 года, когда на город Капитола в Калифорнии набросились сотни буревестников, отравившихся моллюсками.
Очаровательная Мелани Дэниелз едет в гости к своему новому приятелю. По дороге на неё нападает чайка, но потом оказывается, что это лишь начало апокалипсиса: все птицы начинают атаковать людей.
Альфред Хичкок решил провести аналогию между птицами и людьми. В начале картины пернатых держат в клетках. В конце люди сами оказываются заперты в домах и машинах.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
15. Альфред Хичкок представляет
Alfred Hitchcock Presents
- США, 1955–1965 годы.
- Антология.
- Длительность: 10 сезонов.
- IMDb: 8,6.
Альфред Хичкок известен не только полнометражными фильмами, но и своими новеллами, собранными в сериале-антологии «Альфред Хичкок представляет» (после седьмого сезона — «Час Альфреда Хичкока»). Многие из коротких пугающих историй признаны классикой кинематографа и послужили прообразом для множества сюжетов.
Очень известна, например, серия «Открытое окно» о нескольких медсёстрах, которые заперлись в доме от убийцы, но забыли закрыть окно в подвале. Также многим знаком эпизод «Человек с Юга» о странном пари. Герой должен 10 раз подряд зажечь зажигалку, иначе ему отрубают палец. Эту историю в комедийном ключе обыграли в фильме «Четыре комнаты».
Новеллы Хичкока — концентрированное напряжение без лишних сюжетных линий и затягивания. Именно за это их так любят зрители. К тому же в начале и конце каждой серии сам автор комментирует свои истории.
Бонус: «Хичкок»
Hitchcock
- США, 2012 год.
- Фильм-биография.
- Длительность: 98 минут.
- IMDb: 6,8.
Этот байопик снят по документальной книге Стивена Ребелло «Хичкок. Ужас, порождённый «Психо». Сюжет рассказывает об отношениях знаменитого режиссёра и его жены, а также соавтора Альмы Ревиль во время съёмок легендарного «Психо».
Альфреда Хичкока сыграл Энтони Хопкинс, его жену — Хелен Миррен. А актёров, исполнивших главные роли в «Психо», — Джеймс Д’Арси и Скарлетт Йоханссон.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →