Блейки
Арту • Блейки (11 октября 1919 - 16 октября 1990) был американским барабанщиком джаз и руководителем оркестра. Он был кратко известен как Абдулла ибн Бухайна после того, как он на короткое время принял ислам в конце 1940-х.
Блейки сделал себе имя в 1940-х годах в большие банды Флетчера Хендерсона и Билли Экстайна. Затем он работал с бибоп-музыкантами Телониус Монк, Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. В середине 1950-х годов Хорас Сильвер и Блейки сформировали Jazz Messengers, группу, с которой барабанщик был связан в течение следующих 35 лет. Группа была сформирована как коллектив современников, но с годами группа стала известна как инкубатор молодых талантов, включая Фредди Хаббарда, Уэйна Шортера, Ли Моргана, Бенни Голсон, Кенни Дорхэм, Хэнк Мобли, Дональд Берд, Джеки Маклин, Джонни Гриффин, Кертис Фуллер, Чак Менджиони, Чик Кориа, Кит Джарретт, Сидар Уолтон, Вуди Шоу, Теренс Бланшар и Уинтон Марсалис. Биографическая энциклопедия джаза называет Jazz Messengers «архетипической группой хард-бопа конца 50-х».
Блейки был введен в состав Down Beat Jazz Зал славы (в 1981 году), Зал славы Грэмми (в 1998 и 2001 годах), а в 2005 году был награжден премией Грэмми за выслугу. Современный барабанщик Зал славы в 1991 году.
Содержание
- 1 Детство и начало карьеры
- 2 Джазовые вестники
- 3 Дальнейшая карьера
- 4 Стиль игры на барабанах
- 5 Наследие
- 6 Личная жизнь
- 7 Смерть
- 8 Награды
- 9 Дискография
- 10 Ссылки
- 11 Внешние ссылки
Детство и начало карьеры
Блейки родился 11 октября 1919 года, Питтсбург, Пенсильвания, вероятно, матери-одиночке, умершей вскоре после его рождения; ее имя часто называют Мари Роддикер (или Роддерикер), хотя собственное брачное удостоверение Блейки от 1937 года показывает, что ее девичья фамилия была Джексон. Его биологическим отцом был Бертрам Томас Блейки, родом из Озарка, Алабама, чья семья мигрировала на север в Питтсбург где-то между 1900 и 1910 годами. Дядя Блейки, Руби Блейки, был популярным певцом, хоровым лидером и учителем Питтсбурга посещал Университет Фиска.
Блейки описывается как «воспитанный со своими братьями и сестрами другом семьи, который стал суррогатной матерью»; он «получил несколько уроков игры на фортепиано в школе» и смог продолжить обучение самому. Согласно биографии Лесли Гурс, фигурой суррогатной матери была Энни Перон. Истории, рассказанные семьей и друзьями, а также самим Блейки, противоречат друг другу относительно того, сколько времени он провел с семьей Перонов, но ясно, что он провел с ними некоторое время, когда рос.
Столь же омрачены противоречиями. истории ранней музыкальной карьеры Блейки. Некоторые источники согласны с тем, что к тому времени, когда он был в седьмом классе, Блейки постоянно занимался музыкой и начал брать на себя взрослые обязанности, играя на пианино, чтобы зарабатывать деньги, и учился быть лидером группы.
Он переключился с фортепиано на барабаны в неопределенный момент в начале 1930-х годов. В часто цитируемом отчете об этом событии говорится, что под дулом пистолета Блейки был вынужден перейти от фортепиано к барабанам владельцем клуба, чтобы позволить Эрроллу Гарнеру взять на себя управление фортепиано. Правдивость этой истории подвергается сомнению в биографии Гоурса, поскольку сам Блейки приводит другие рассказы в дополнение к этому. Блейки использовал стиль агрессивного свинга Чика Уэбба, Сида Катлетта и Рэя Бодука ".
С 1939 по 1944 год Блейки играл с другим уроженцем Питтсбурга Мэри Лу Уильямс и гастролировал с оркестром Флетчера Хендерсона. Хотя источники расходятся во времени, большинство согласны с тем, что он ездил в Нью-Йорк с Уильямсом в 1942 году, прежде чем присоединиться к Хендерсону годом позже. Он присоединился к Хендерсону еще в 1939 году.) Играя в группе Хендерсона, Блейки подвергся неспровоцированному нападению со стороны белого полицейского штата Джорджия, в результате которого ему в голову была вставлена стальная пластина. Эти травмы привели к тому, что он был признан непригодным для службы в Второй мировой войне. В течение короткого времени он руководил собственной группой в клубе Tic Toc Club в Бостоне.
С 1944 по 1947 год Блейки работал с Биг-бэнд Билли Экстина. Благодаря этой группе Блейки стал ассоциироваться с движением бибоп вместе со своими товарищами по группе. Майлз Дэвис, Декстер Гордон, Фэтс Наварро, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер и Сара Воан и другие.
После распада группы Eckstine, Блейки заявляет, что некоторое время путешествовал по Африке: «В 1947 году, после распада группы Eckstine, мы - совершили поездку в Африку. Я должен был остаться там три месяца, а я остался два года, потому что я хотел жить среди людей и узнать, как они живут и - особенно о барабанах », - заявил он в интервью 1979 года, обсуждая контекст решения на время:
«Я не поехал в Африку изучать ударные - кто-то это написал - я поехал в Африку, потому что мне больше нечего было делать. Я не мог получить никаких концертов, и мне пришлось Я поехал туда, чтобы изучать религию и философию. Я не беспокоился о барабанах, я не стал после этого. Я пошел туда, чтобы посмотреть, что я могу сделать с религией. Когда я был Когда я рос, у меня не было выбора, меня просто бросили в церковь и сказали, что это то, чем я собираюсь стать. Я не хотел быть их христианином. Мне это не нравилось. В этой стране можно было изучать политику, но у меня не было доступа к мировым религиям. Вот почему я поехал в Африку. Когда я вернулся, людям пришла в голову идея, что я поехал туда, чтобы узнать о музыке ».
— Арт Блейки ку взято Хербом Ноланом, DownBeat (выпуск за ноябрь 1979 г., стр.20)Известно, что Блейки вел записи с 1947 по 1949 год. В этот период он изучал и принял ислам, взяв имя Абдулла ибн Бухайна., хотя он перестал быть практикующим мусульманином в 1950-х и продолжал выступать под именем «Арт Блейки» на протяжении всей своей карьеры.
В начале 1950-х Блейки поддерживал таких музыкантов, как Дэвис, Паркер, Гиллеспи, Бад Пауэлл и Телониус Монк ; его часто считают самым чутким барабанщиком Монка, и он играл на первой записи Монка в качестве лидера (для Blue Note Records в 1947 г.) и на последнем (в Лондон в 1971 году), а также многие другие. Блейки гастролировал с Бадди ДеФранко с 1951 по 1953 год в группе, в которую также входил Кенни Дрю.
The Jazz Messengers
Блейки в туре, объявленном как часть "Giants of Jazz" в Гамбург, Германия, 1973 год17 декабря 1947 года Блейки возглавил группу, известную как «Посланники Арта Блейки», на своей первой записи в качестве лидера для Blue Note Records. В то время пластинки были выпущены со скоростью 78 оборотов в минуту, и две из этих песен были выпущены на сборнике "New Sounds" 10 "LP (BLP 5010). В октет входили Кенни Дорхэм, Сахиб Шихаб, Муса Калим и Уолтер Бишоп-младший
Примерно в то же время (1947 или 1949) он руководил биг-бендом Seventeen Messengers. Вскоре после этого группа распалась. Тэг Messengers окончательно закрепился в группе, которую сначала возглавляли Блейки и пианист Гораций Сильвер, хотя это имя не использовалось на самых ранних из их записей.
Название «Jazz Messengers» впервые было использовано для этой группы в записи 1954 года, номинально возглавляемой Сильвером, с Блейки, Мобли, Дорхэмом и Дугом Уоткинсом - записанный тот же квинтет The Jazz Messengers в Cafe Bohemia в следующем году, все еще действуя как коллектив. Дональд Берд заменил Дорхэма, и группа записала альбом, названный просто The Jazz Messengers для Columbia Records в 1956 году. Блейки взял на себя название группы, когда Сильвер покинул группу после первого года обучения (взяв с собой Мобли и Уоткинса, чтобы сформировать новый квинтет), и название группы расширилось, чтобы включить Блейки название, в конечном итоге остановившись на «Арт Блейки и джазовые вестники». Блейки руководил группой всю оставшуюся жизнь.
Это была архетипическая хард-боп группа 1950-х годов, играющая драйвовое, агрессивное продолжение боп с ярко выраженными блюз корни. К концу 1950-х саксофонисты Джонни Гриффин и Бенни Голсон, в свою очередь, на короткое время были членами группы. Голсон, как музыкальный руководитель, написал несколько джазовых стандартов, которые начинались как часть книги группы, такие как «Я помню Клиффорда », «Along Came Betty» и «Blues March », и часто возобновлялись более поздними выпусками группы. «Whisper Not » и «Are You Real» были другими композициями Голсона для Блейки.
Выступление на джазовом фестивале Umeå, Швеция. 1979С 1959 по 61 год в группе участвовали Уэйн Шортер на тенор-саксофоне, Ли Морган на трубе, пианист Бобби Тиммонс и Джими Мерритт. на басу. Группа записала несколько альбомов для Blue Note Records, включая The Big Beat и A Night in Tunisia. С 1961 по 1964 год группа была секстетом, в который добавился тромбонист Кертис Фуллер и заменил Моргана, Тиммонса и Мерритта на Фредди Хаббарда, Седара Уолтона и Реджи Уоркман соответственно. Группа превратилась в полигон для молодых джазовых талантов и записала такие альбомы, как Buhaina's Delight, Caravan и Free For All. В то время как ветераны время от времени снова появлялись в группе, в целом каждая итерация Посланников включала в себя состав новых молодых игроков. Наличие Посланников в своем резюме было обрядом посвящения в джазовом мире и сразу передавало добросовестность.
Многие выпускники Messenger стали сами по себе джазовыми звездами, например: Ли Морган, Бенни Голсон, Уэйн Шортер, Фредди Хаббард, Бобби Тиммонс, Кертис Фуллер, Чак Мэнджиони, Кит Джарретт, Джоанн Брэкин, Вуди Шоу, Винтон Марсалис, Брэнфорд Марсалис, Теренс Бланшар, Дональд Харрисон и Малгрю Миллер. Полный список выпускников Арта Блейки и Jazz Messengers, включая тех, кто на самом деле не записывался с группой, см. The Jazz Messengers.
Более поздняя карьера
В радиоинтервью, KJAZ, Аламеда, Калифорния, октябрь 11, 1982Блейки записал десятки альбомов с постоянно меняющейся группой Jazz Messengers. У него была политика поощрения молодых музыкантов: как он заметил в микрофон во время живого выступления, результатом которого стали альбомы A Night at Birdland в 1954 году: «Я останусь с молодежью. Когда они станут слишком взрослыми, я получу несколько более молодых. Сохраняет ум активным. "
После того, как с трудом выдержали эру фьюжн в 1970-х (записи этого периода менее многочисленны и включают попытки использовать такие инструменты, как электрическое пианино), группа Блейки возродилась в начале 1980-х, с приходом неотрадиционалистского джаза. Уинтон Марсалис какое-то время был трубачом и музыкальным руководителем группы, и даже после ухода Марсалиса группа Блейки продолжала служить полигоном для Джонни О'Нила, Филипа Харпера, Теренс Бланшар, Дональд Харрисон и Кенни Гаррет и другие.
Он продолжал выступать и гастролировать с группой до конца 1980-х годов. Ральф Петерсон-младший присоединился к группе в 1983 году в качестве второго барабанщика из-за слабого здоровья Блейки. Рон Винн отмечает, что Блейки «играл с такой силой и яростью, что в конце концов потерял большую часть слуха, а в конце жизни часто играл исключительно инстинктивно». Он упорно отказывался носить слухового аппарата, утверждая, что он бросил его времени прочь, так что большая часть времени он играл, ощущая вибрацию. Джавон Джексон, игравший в последнем составе Блейки, утверждал, что он преувеличил степень потери слуха. «На мой взгляд, его глухота была немного преувеличена, и она была преувеличена им. Он плохо слышал одним ухом, но он мог прекрасно слышать другим. Он мог прекрасно слышать вас, когда вы играли что-то плохое, и он поспешил сказать: «Эй, ты это пропустил». Но на что-нибудь вроде «Не думаю, что буду доступен для следующего концерта», он отвечал: «А? Я вас не слышу» ». Другой товарищ по группе, Джеффри Кизер, утверждал, что« он был выборочно глухим. Он оглох бы, когда вы спросили его о деньгах, но если бы было очень тихо и вы поговорили с ним один на один, то он мог бы вас отлично слышать ».
Последние выступления Блейки были в Июль 1990. Он умер 16 октября от рака легких.
Стиль игры на барабанах
Блейки принял агрессивный свинг-стиль современников Чик Уэбб, Сид Кэтлетт и Рэй Бодук в начале своей карьеры, и наряду с Кенни Кларком и Максом Роучем известен как один из изобретателей современного бибопа стиль игры на барабанах. Макс Роуч описал его так:
Арт был оригинальным... Он единственный барабанщик, чье время я узнал сразу. И его фирменный стиль был потрясающим, мы его называли Гром. ' Когда я впервые встретил его на 52-й улице в 1944 году, у него уже была полиритмичность. Арт, пожалуй, лучше всех поддерживал независимость всех четырех конечностей. Он делал это раньше, чем кто-либо ».
Его игра на барабанах постоянно использовалась традиционной рукоятки, хотя в более поздних появлениях он также замечен использующим подобранную рукоятку. В 1973 году с Джинджер Бейкер можно увидеть, как он неоднократно менял хват во время выступления.
В качестве вспомогательных материалов для Кена Бернса из серии Джаз отмечает: «Блейки - крупная фигура в современном джазе и важный стилист по барабанам. С самых первых сессий записи с Экстайном, и особенно во время своих исторических сессий с Монком в 1947 году, он источает силу и оригинальность, создавая темный звук тарелок. перемежается частыми громкими акцентами малого барабана и бас-барабана в триоли или кросс-ритмах ". Этот источник продолжает:
Хотя Блейки не рекомендует сравнивать свою музыку с африканской игрой на барабанах, он перенял несколько африканских приемов после своего визита в 1948-1919 гг., Включая постукивание по боковой стороне барабана и использование локтя на том-томе для изменить высоту тона. Позже он организовал записи с несколькими барабанщиками, в том числе с некоторыми африканскими музыкантами и пьесами. Его часто подражаемый товарный знак - резкое закрытие хай-хэта на каждой второй и четвертой доле - было частью его стиля с 1950–51. … Громкий и властный барабанщик, Блейки также слушает своих солистов и отвечает на них.
Наследие
Наследие Блейки и его групп - это не только музыка, которую они производили, но и возможности, которые они предоставили нескольким поколениям джазовых музыкантов.
Джазовые вестники воспитали и повлияли на многих ключевых фигур движения хард-боп конца 1950-х - начала 1960-х годов и неотрадиционалистов движение 1980-х и 1990-х годов, в обоих из которых джазовые вестники играли стилистически основополагающую роль. По словам барабанщика Синди Блэкман вскоре после смерти Блейки, «когда джаз был на грани вымирания [в 1970-х], сцена все еще существовала. Искусство поддерживало ее». Блейки был введен в Зал славы джаза (в 1982 году), Зал славы Грэмми (в 2001 году), а в 2005 году был награжден премией «Грэмми за выслугу лет».
25 июня 2019 года, Журнал New York Times перечислил Арта Блейки среди сотен артистов, чей материал, как сообщается, был уничтожен во время Вселенского пожара 2008 года.
Личная жизнь
Помимо своих музыкальных интересов, Блейки описал Джерри «Тигр» Пирсон как рассказчик, имеющий «большой аппетит к музыке [...] женщинам [и] еду», а также интерес к боксу.
Блейки был женат четыре раза и долгое время был длительные и другие отношения на протяжении всей его жизни. Он женился на своей первой жене, Кларис Стюарт, когда был еще подростком, затем на Дайане Бейтс (1956), Ацуко Накамура (1968) и Анне Арнольд (1983).
От этих отношений у него было 10 детей - дочери Гвендолин., Эвелин, Джеки, Кадиджа, Сакина и Акира, а также сыновья Арт-младший, Такаши, Кенджи и Гамаль. Сэнди Уоррен, еще один давний соратник Блейки, опубликовал книгу воспоминаний и любимых рецептов еды с периода конца 1970-х до начала 1980-х годов, когда Блейки жил в Нортфилде, штат Нью-Джерси с Уорреном и их сыном Такаши.
Блейки на год путешествовал по Западной Африке (1948 г.), чтобы изучить культуру и религию ислама, которые он принял, изменив свое имя; его обращение произошло в конце 1940-х годов, в то время, когда другие афроамериканцы находились под влиянием миссионера Ахмади Кахили Ахмеда Насира, согласно Энциклопедии мусульманско-американской истории, и одно время в тот период Блейки руководил читающей Коран джаз-бандой в тюрбане под названием «17 посланников» (возможно, все мусульмане, что отражает представления о роли Пророка и роли музыки как проводников божественной вести). Друг вспоминает, что, когда «Арт принял религию [...], он делал это на своих условиях», говоря, что «мусульманские имамы приходили к нему домой, молились и разговаривали, а затем через несколько часов [ мы] пойдем [...] в ресторан [... и] выпьем и закажем ребрышки ", и предполагает, что причины изменения названия включали прагматический:" как и многие другие черные джазовые музыканты, принявшие Муслим имена », музыканты сделали это, чтобы позволить им« заселиться в отели и войти в «места только для белых», предполагая, что они не афроамериканцы ».
Барабанщик Кейт Холлис, размышляя о ранней жизни Блейки, заявляет, что его товарищ-барабанщик «стал принимать наркотики, чтобы справиться»; как и многие другие представители той эпохи, Блейки и его группы были известны своим употреблением наркотиков (а именно героина ) во время путешествий и выступлений (с разными оценками влияния Блейки на других в этом отношении).
Другие конкретные воспоминания о том, что Блейки отказался от серьезного употребления алкоголя во время игры (после того, как барабанщик Сид Катлетт в начале своей карьеры наказал его за выпивку во время выступления), и предполагают, что влияние «чистокровного кота» Винтона Марсалиса привело к тому периоду, когда он был менее пострадавшие от наркотиков во время выступлений. Блейки был заядлым курильщиком; он появляется в облаке дыма на обложке альбома Buhaina's Delight, а в расширенных кадрах выступления 1973 года с Ginger Baker Блейки начинает длинную "дуэль" барабанщиков с зажженной сигаретой..
Смерть
Блейки жил в Манхэттене, когда он умер 16 октября 1990 года от рака легких, через пять дней после своего 71-го дня рождения, в больнице Святого Винсента и Медицинский центр. У него остались шесть дочерей (Гвендолин, Эвелин, Джеки, Сакина, Кадиджа и Акира) и три сына (Такаши, Гамал и Кенджи).
На его похоронах в абиссинской баптистской церкви 22 октября 1990 г. собралась трибьют-группа из прошлых джазовых вестников, в том числе Брайан Линч, Джавон Джексон, Джеффри Кизер, Винтон Марсалис, Теренс Бланшар, Валерий Пономарев, Бенни Голсон, Дональд Харрисон, Эссиет Окон Эссиет и барабанщик Кенни Вашингтон исполнил несколько самых знаменитых песен группы, таких как «Along Came Betty» Голсона, «Moanin '» Бобби Тиммонса и «One by One» Уэйна Шортера. Джексон, член последней группы Jazz Messengers Блейки, вспоминал, как его опыт общения с барабанщиком изменил его жизнь, сказав: «Он научил меня, как быть мужчиной. Как встать и нести ответственность». Музыканты Джеки Маклин, Рэй Брайант, Диззи Гиллеспи и Макс Роуч также почтили память Блейки на его похоронах.
Награды
Дискография
Ссылки
Внешние l чернила
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Артом Блейки .блейки
Родившись в 1919 году, джазовый барабанщик Арт Блейки дебютировал на сцене во время «бибоп-революции» в 40-х годах. Успев поработать вместе с такими гигантами джаза, как Телониус Монк и Чарли Паркер, Блейки сумел развить свой собственный, плотный и напористый стиль игры, сочетавший полноту бибопа с «качем» классического ритм-н-блюза. В 50-х годах он собрал группу The Jazz Messengers, чье замысловатое звучание, по сути, и создало хард-боп. За свою долгую карьеру Блейки записал огромное количество альбомов, а через его «посланников джаза» прошли многие значимые фигуры послевоенного джаза.