Алексей толстой фотографии
Стремившийся познать все радости жизни Толстой не выносил меланхоликов. Фото: Михаил ОЗЕРСКИЙ/РИА Новости
НАШ ГАРГАНТЮА
Самые знаменитые книги Алексея Толстого - «Хождение по мукам», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Петр Первый», «Детство Никиты» и «Аэлита» с «Гиперболоидом инженера Гарина». И вот попробуйте найти между их сюжетами что-то общее. Трагическая история о революции. Обожаемая многими поколениями детская сказка. История про царя-реформатора. Прекрасная автобиографическая повесть о детстве. И два научно-фантастических романа, про Марс и про лазеры.
Он был невероятно разносторонним автором. Начинал как поэт, стал автором десятков пьес, сочинил, кроме «Буратино», множество детских сказок. За не такую уж долгую жизнь - всего 62 года - написал чудовищно много. Еще ведь были масса повестей и рассказов - например, «Гадюка» или «Граф Калиостро» (последний потом превратился в «Формулу любви»), плутовской роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (который многие, в том числе внучка писателя Татьяна Толстая, считают его шедевром). И неимоверное количество газетных статей.
А еще, между прочим, был «Дневник Вырубовой» - скандальная, «желтая» книга, будто бы написанная фрейлиной императрицы Александры Федоровны; там подробно рассказывается о развратности царского двора. Толстой не афишировал, что сочинил эту фальшивку (в соавторстве с Павлом Щеголевым), но многие современные литературоведы убеждены: их рук дело. Несчастной Анне Вырубовой (которая в реальности, видимо, не переживала никаких эротических приключений, оставаясь старой девой) пришлось возмущаться и оправдываться. Но Алексея Николаевича это вряд ли сильно волновало.
Толстого многие открыто не любили. Целые толпы эмигрантов не могли ему простить, что он, уехав было из послереволюционной России, все-таки переметнулся на сторону большевиков. Но многие совершенно искренне восхищались и его талантом, и его натурой. «Всюду, куда приходил он тогда (в 1910-е годы. - Ред.), его встречали улыбками, веселыми возгласами. Вообще это был мажорный сангвиник. Он всегда жаждал радости, как малый ребенок, жаждал смеха и праздника», - писал Корней Чуковский. Он же вспоминал о колоссальной работоспособности Алексея Николаевича, который, похоже, ужасно жалел, что не может десятью руками писать десять книг одновременно.
Александр Блок писал: «Много в Толстом и крови, и жиру, и похоти, и дворянства, и таланта». Алексей Варламов, автор превосходной биографии Толстого, называет его «советским Гаргантюа, гедонистом и эпикурейцем». Толстой ужасно не любил меланхоликов. Но и сам мог до ужаса раздражать тех, кто так или иначе оказался обижен жизнью.
«ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО, ПОРА НА ПАРТСОБРАНИЕ!»
Толстого называли «красным графом» или еще эффектнее - «рабоче-крестьянским графом». Он одновременно был дворянином и советским писателем. Это всегда порождало немало шуток: входит к Толстому лакей и говорит: «Ваше сиятельство, пора на партсобрание!»
Причем некоторые (например, Иван Бунин) подозревали, что никаким графом он по крови не был - мать якобы родила его не от законного мужа, а от любовника. Сегодня биографы считают, что все-таки Толстой - генетически граф. Но уже толком и не разберешься, потому что в этой семье кипели мексиканские страсти. Мать в девичестве воспылала страстью к графу Николаю Толстому, сама решила выйти за него замуж, а через какое-то время устала от его скверного характера. Сначала пыталась лечить депрессию морфием, потом с такой же безоглядной пылкостью ушла к помещику Алексею Бострому, уже будучи беременной будущим классиком русской литературы. Скандал был огромный. Законный муж умолял ее вернуться.
В этом любовном треугольнике разыгрывались ужасные сцены: муж и его счастливый соперник в исступлении бросались друг на друга, Бостром укусил графа Толстого за руку, тот в ответ выхватил револьвер и ранил его… И все это на глазах у глубоко беременной женщины. В итоге последовал развод, и церковь запретила графине вступать в повторный брак. А главное, граф Николай Толстой отказался признавать ребенка. Не хотел, чтобы к нему переходил графский титул (тот Алексею в итоге достался, но когда он уже был юношей).
Однако детство мальчика, судя по всему, было счастливым. Призвание свое он ощутил рано - и в юности начал сочинять. Чуковский в мемуарах чуть ли не с ужасом вспоминает, как однажды увидел на столе у молодого Толстого 12 пухлых тетрадей, и на обложке каждой стояли даты: «1901», «1902»… «То было полное собрание неизданных и до сих пор никому не известных юношеских произведений Алексея Толстого, писанных им чуть ли не с четырнадцатилетнего возраста!» Там были и «вирши», и проза, и рассказы о студенческой жизни - все подряд, и все достаточно наивно.
Но потом он от поэзии отказался, перешел на прозу, а талант его окреп. И он прославился, а еще свел дружбу с большими писателями и поэтами Серебряного века. Однажды - и без этого не обходится ни один рассказ о Толстом - стал секундантом Максимилиана Волошина на дуэли с Николаем Гумилевым (она случилась из-за поэтессы Елизаветы Дмитриевой, писавшей под пышным псевдонимом Черубина де Габриак). Дуэлянтам повезло - они умудрились не прикончить друг друга.
Алеша с матерью. Примерно 1900 год.
Фото: РИА Новости
ЖИЗНЬ И СУДЬБА
Шпион в глазах Сталина
Самым драматическим событием в его жизни, наверное, стала эмиграция и годы, проведенные за границей - в Турции, во Франции, в Германии… За эти несколько лет он успел много всего написать. И Алексей Варламов считает, что, если бы он остался в Париже или Берлине, в 30-е мог бы получить Нобелевскую премию вместо Бунина. Но он вернулся, за что его многие проклинали. Часто говорили, что он приехал в СССР только ради денег и славы, ради того, чтобы стать первым писателем России. Но Чуковский, который знал его лучше многих, говорил, что в эмиграции Толстой «словно разучился шутить и смеяться». И возвращение далось ему с большим трудом. Толстой сам писал: «4 июня 1923 года, в первый день приезда в Петроград, в день моей лекции, за полчаса до нее, с тараканьими ногами от страха встречи с тем, что я еще не знаю и не чувствую».
Но он быстро вписался в советскую жизнь - а жизнь эта была по тогдашним меркам роскошной. Его выпускали за границу. Он переехал в Царское Село, и гости были изумлены пышностью его дома. Михаил Пришвин вспоминал: «Хозяин роскошен в своем добродушии, хозяйка очень добра, мальчики свободны и воспитаны, на стенах не дурные копии, а подлинники всяких мастеров, ковры, драгоценная мебель, посуда из вкусного стекла… Вероятно, это единственный в стране реликт московского барского быта…». Михаил Булгаков высмеял его в «Театральном романе», да и многие относились к «рабоче-крестьянскому графу» с иронией. Толстой закатывал царские приемы, вкусно и много ел и пил, и это сказывалось на здоровье: в 1934 году он перенес два инфаркта подряд, и врачи боялись, что он не выживет. Но, как только он оправился, начал писать «Приключения Буратино» по мотивам «Пиноккио» Карло Коллоди. И хохотал: «Превосходный сюжет! Надо написать, пока этого не сделал Маршак».
Еще создается впечатление, что он был вась-вась со Сталиным: постоянно писал ему письма и вообще пользовался большой благосклонностью вождя. Но Александр Фадеев вспоминал, что зимой 1945 года его вызвал Сталин и сообщил: «Вы, товарищ Фадеев, руководитель Союза писателей, а не замечаете, что крупные международные шпионы сидят рядом с вами». И назвал несколько имен писателей - Петра Павленко, Ильи Эренбурга… А потом добавил: «Разве вам неизвестно, что Алексей Толстой - английский шпион?»
Может быть, в этот момент над графом нависла огромная опасность. Но в конце концов и Павленко, и Эренбург не были арестованы - они умерли своей смертью. А над Алексеем Николаевичем уже сформировалась туча, еще худшая, чем сталинский гнев. У него была последняя стадия рака легких, от которого он и умер в феврале 1945-го. Оставшись в истории пусть не главным русским писателем ХХ века, но, безусловно, входящим в число самых интересных.
алексей толстой фотографии
С автором сказки о Буратино, писателем Толстым, многие знакомы с детства. Однако из-под пера «красного графа» вышло немало и других замечательных произведений.
Алексей Толстой: граф или не граф?
Алексей Николаевич принадлежал к знаменитому роду Толстых, который восходил к 14-му веку и пестрел самыми что ни на есть незаурядными представителями. Одним из наиболее интересных предков писателя был деятель Петровской эпохи, дипломат и сенатор Пётр Андреевич Толстой. Именно он в 1717-м вывез из Италии мятежного царевича Алексея, обманными посулами уговорив его вернуться на родину. После смерти царя Петра Екатерина I пожаловала Толстому титул графа. Но когда на престол взошёл сын царевича Алексея, Пётр II, Петра Андреевича сослали в Соловецкий монастырь, где в 1729-м он и отдал богу душу.
С рождением Алексея связана любопытная и весьма драматическая история. Николай Александрович Толстой, отец писателя, имел титул графа, был очень известным и влиятельным человеком в Поволжье. Мать, Александра Леонтьевна, занималась сочинительством и носила в девичестве литературную фамилию — Тургенева. Одним словом, мальчик, появившийся на свет в 1883-м, просто обязан был связать свою жизнь с писательством. Однако проблема заключалась в том, что довольно длительный период Алёша не знал, кто его биологический отец и какова его настоящая фамилия.
В замечательной повести писателя «Детство Никиты» главный герой живёт на степном хуторе. Его отец — немного смешной бедный помещик, который постоянно борется с нуждой. Таким человеком был отчим Толстого, Алексей Аполлонович Бостром, которого он долгое время считал своим отцом. Получилось так, что мать Алексея ушла от мужа, будучи в положении. История по тем временам довольно редкая, но так уж случилось.
Алексей Толстой в детстве. (wikipedia.org)
Детство Алёши, как и его героя Никиты, прошло на хуторе. В школу он не ходил, под руководством приглашённого учителя обучался дома. Маленький Толстой всем сердцем любил русскую природу, свои родные места и литературу. В 10 лет по совету матери он даже написал свой первый рассказ.
Когда перед 17-летним Алексеем встал вопрос получения документов, то вдруг выяснилось, что он не Бостром, а Толстой. Несколько лет Александра Леонтьевна добивалась, чтобы Николай Александрович признал сына. Но тот был непреклонен. Он никак не мог простить жене её поступка. Графом Толстым Алексей Николаевич стал только в 1901-м после скоропостижной смерти отца в Ницце от инфлюэнции.
Творчество Алексея Толстого: к прозе через поэзию
Алексей Толстой в очках и галстуке. (wikipedia.org)
Окончив школу, Толстой, мечтая сделать карьеру инженера, поступил в Петербургский технологический институт. Однако довольно быстро он понял, что это не его дело. Зато учёба на отделении механики не прошла даром. Когда Алексей Николаевич стал писать свои научно-фантастические произведения, полученные знания ему очень пригодились.
Довольно рано Толстой женился. Быстро и развелся. Вообще писатель был женат четыре раза. Он считал, по воспоминаниям первой жены Булгакова Татьяны Николаевны Лаппа, что «жён менять надо, настоящий писатель должен жениться не менее трёх раз».
Возвращаясь к творчеству Алексея Николаевича, следует сказать, что его путь в литературу лежал через поэзию. Рождение Толстого-поэта произошло в Париже, куда он отправился в 1906-м. Именно там, в столице Франции, в это время собрался весь цвет русской поэзии Серебряного века. Алексей Николаевич довольно легко вошел в этот круг и получил в нём неплохие отзывы о своих стихах. И всё же вскоре ему стало понятно, что не поэзия является главным его уделом, а проза.
Любопытно, но Толстой принадлежал к числу тех писателей, которые всегда оказывались в центре творческой жизни, были участниками всевозможных литературных скандалов. Так, например, ему «посчастливилось» быть секундантом на самой громкой дуэли, состоявшейся в 1909-м между Гумилёвым и Волошиным. Алексей Николаевич выступал на стороне последнего, и его задача сводилась к тому, чтобы на как можно большее расстояние своими широкими шагами развести дуэлянтов.
Жизнь и творчество Толстого в дореволюционный период тесно связаны с историческими событиями, происходившими в то время в России. В 1914-м страна вступила в Первую мировую войну. Это событие резко изменило образ жизни молодого писателя. Он принял решение стать военным корреспондентом московской газеты «Русские ведомости», известной своими либеральными взглядами, и совершить несколько поездок на фронт. Впечатления, полученные Толстым на войне, отразились в его произведениях «На горе», «Буря», «Прекрасная дама».
В 1917-м началась революция. Сначала Февральская, затем Октябрьская. Отношение Толстого к этим двум революциям было диаметрально противоположным. Первую он принял, вторую — нет. Летом 1918-го писатель, оставив Москву, захватив жену и сына, отправился на юг, сначала в Харьков, затем в Одессу. Весной следующего года Толстые покинули Россию.
Толстой в эмиграции: «что было перетерплено — не рассказать»
Алексей Толстой за рабочим столом. (wikipedia.org)
Свой поспешный отъезд в Константинополь Алексей Николаевич описывал так: «Час был тяжёлый. Но тогда точно ветер подхватил нас, и опомнились мы скоро, уже на пароходе. Что было перетерплено — не рассказать. Спали мы с детьми в сыром трюме рядом с тифозными, и по нас ползали вши».
Недолго продержавшись в Париже, где жена работала швеёй, а Алексей Николаевич написал свой первый роман «Сёстры» из трилогии «Хождение по мукам», Толстые перебрались в Берлин, где находилось большое количество русских издательств. Однако всё мучительнее писатель ощущал свою зависимость от чужбины, о чём сетовал в письме Чуковскому: «Не знаю, чувствуете ли вы с такой пронзительной остротой, что такое родина, своё солнце над крышей?»
Кроме того, Алексей Николаевич стал замечать, что за временами смуты «совершается грандиозное — Россия снова становится грозной и сильной». И он опять решил «изменить всё». Писатель опубликовал открытое письмо, где «признавал реальность существования в России правительства, называемого большевистским, принимал точку зрения, что никакого другого правительства ни в России, ни вне России — нет». Летом 1923-го Толстые вернулись в страну Советов.
Роман Алексея Толстого «Пётр Первый» — «книга надолго»
Алексей Толстой с женой. (wikipedia.org)
Ступив на родную землю, Алексей Николаевич, как вспоминал Чуковский, «сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки». Увлёкшись фантастикой, он дописал начатый ещё в эмиграции роман «Аэлита», а к 1927-му завершил «Гиперболоида…».
За фантастикой последовало увлечение историей. Над двухтомным романом о «Петре» Толстой трудился целых 16 лет. Работал он и над 3 частью, но завершить её так и не успел. Тем не менее два тома, вышедшие из-под пера Алексея Николаевича, получили не только государственное признание (Сталинская премия 1941-го), но и радушно были встречены коллегами по литературному цеху. «Я в восхищенье от толстовского «Петра» и с нетерпеньем жду его продолженья», — писал Пастернак. «Перечитывал «Петра» Алексея Толстого вчера на ночь. Очень талантлив!» — вторил ему Бунин. «"Пётр» — первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга — надолго", — резюмировал Горький.
Впрочем, творческая одарённость Толстого проявлялась во всех его произведениях. Однако большинству читателей Алексей Николаевич запомнился в качестве писателя пролетарского.
В 1936-м на съезде Советов председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов во всеуслышание заявил: «Передо мной выступал всем известный писатель Алексей Николаевич Толстой. Кто не знает, что это бывший граф Толстой! А теперь? Один из лучших и самых популярных писателей земли советской…»