Лайма вайкуле национальность
Биография Лаймы Вайкуле
Лайма Вайкуле – прима прибалтийской и российской эстрады, исполнительница композиций «Вернисаж», «Чарли» и «Я вышла на Пикадилли», которые стали хитами на долгие годы. Также Лайма Снялась в нескольких художественных фильмах, в том числе и в криминальной драме «В русском стиле», где сыграла главную роль. Народная артистка Латвийской республики, также награждена орденом Дружбы (Россия) в 2011 году и премией «Золотой граммофон» в 2019 году. На фото: Лайма ВайкулеДетство, юность: Цесис – Рига
Лайма родилась весной 1954 года в латышской семье Янины и Станислава Вайкулисов. Помимо Лаймы у родителей подрастали еще трое детей: две девочки и мальчик. Родители снимали часть большого деревянного дома в Цесисе. Пока папа и мама находились на работе, с детьми оставалась бабушка. Именно этот дом и времяпровождение с бабушкой и стали первым воспоминанием Лаймы из детства. По словам певицы, условия в нем были не лучшими, поскольку семья жила довольно бедно: зимой дом замерзал до такой степени, что покрывался слоем льда. Тогда, чтобы согреться, все три девочки спали вместе на кровати в кухне. Лайма Вайкуле в детстве В 1957 году, когда Лайме было 3 года, вся семья переехала жить в Ригу. Отец устроился рабочим, мама — продавцом, а через какое-то время была повышена до директора магазина. Едва малышка подросла, ее определили в детский сад на пятидневку. Лайма вспоминала, что в первый день, когда родители привели ее в садик, она бросилась к маме с криком, чтобы та не бросала ее насовсем. С тех пор страх больше никогда не увидеть родителей преследовал девочку постоянно. Родители Лаймы Вайкуле Вскоре к нему добавился еще один: в 5 лет после няниного наказания в темной кладовке у Лаймы развилась клаустрофобия. Об своих симптомах девочка никому не рассказывала — в критических случаях она только стискивала зубы и пыталась глубже дышать. Иногда в это время девочку забирала преподаватель музыки, чтобы разучить с ней новые песни — только тогда девочка ощущала себя почти счастливой. Детство Лаймы прошло в Риге Именно детский сад с пятидневкой и недетскими испытаниями повлиял на то, что Лайма повзрослела очень быстро. Позже она прокомментировала, что не обижается на родителей за свое одиночество, ведь у них не было иного выхода.В начале 60-х, когда Лайма уже училась в школе, ей очень нравилось заходить по утрам перед уроками к подружке, которая жила в очень уютном доме. Ей безумно нравились крошечные канапе, которые готовила хозяйка дома и подавала к завтраку. Школьные каникулы Лайма иногда проводила у папиного брата на рижском взморье. Там она веселилась с двоюродными братьями и сестрами.
Когда Лайме было 13 лет, в одни из таких каникул все девочки собрались на вечеринку. Однако их тревожила одна проблема — и Лайме, и ее сестрам было нечего надеть. Тогда Вайкуле предложила купить ткани и самим сшить платья, несмотря на то, что раньше она не прикасалась к швейной машинке и понятия не имела о кройке. Ткань девочки купили одну на всех и сшили себе новые наряды. Как рассказывала певица, на той вечеринке за ними сразу стали ухаживать молодые парни.
Лайма Вайкуле в юности (слева) Характер девочки усложнялся с каждым годом. Она, так отчаянно нуждавшаяся в одобрении в детстве, незаметно для себя перестала интересоваться тем, что о ней думают люди, становясь все более независимой и даже “колючей”. Лайма с раннего детства поняла, что станет хирургом. Родители были только рады — зная о музыкальных предрасположенностях девочки, они не проявляли инициативы и не пытались поддержать ее порыв. Пока Лайма была еще школьницей, их дом посетила учительница музыки, предлагавшая отдать Вайкуле в музыкальную школу. Папа и мама, вежливо выслушав педагога, сошлись во мнении, что Лайме лучше быть врачом. Так в 1967 году, после окончания 8 класса, Вайкуле поступила в медицинское училище и начала проходить практику на скорой. А поговорить? Лайма Вайкуле Немаловажную роль в судьбе Лаймы сыграла девушка по имени Рута, ее подруга с первого курса училища. Внешне уравновешенная и почти всегда спокойная девушка была просто образцово-показательной студенткой, в отличие от бунтарки Вайкуле. Чтобы завоевать расположение Лаймы, Рута придумывала самые жуткие истории про своих родителей и даже «посадила» родного папу в тюрьму, а сама стала «наследницей» богатой бабушки. Она сдавала в ломбард ценности и так практически покупала дружбу яркой и свободолюбивой Лаймы.Однажды девушки, спрятав портфели перед уроками, зашли в самое популярное кафе Риги и познакомились с местными красавицами, которые были несколько старше. Знакомство закрепилось распитием портвейна в подъезде, что тогда считалось особым шиком среди местной молодежи. Тогда же в жизни Лаймы и Руты появились мальчики, которые произвели впечатление на юных и неопытных девушек. Так у Вайкуле началась «взрослая жизнь». Однако после череды опасных приключений отношения с Рутой у Лаймы сошли на “нет”
Первые шаги к успеху
Несмотря на то, что события в жизни Вайкуле шли вразрез с ее мечтами о музыкальной карьере, Вайкуле все же забросила учебу в медучилище — Лайма решила, что лучше быть “хорошей певицей, чем плохим врачом”, и начала всерьез заниматься музыкой и гастролями. Лайма Вайкуле в молодости Впервые Лайма оказалась на сцене еще в 1965 году в рамках конкурса вокалистов. Мероприятие проводилось в Риге, в Доме культуры завода ВЭФ. Тогда Вайкуле отправилась на конкурс, чтобы составить компанию школьной подруге, которая стеснялась выступать сольно. На конкурсе Вайкуле услышал вокальный педагог Леонид Заходник и пообещал заниматься с ней музыкой бесплатно, если она, в свою очередь, обещает ему стать лучшей певицей Латвии.В то время Заходник «ставил» голоса певцам Раймонда Паулса, поэтому спустя время он привел Лайму к знаменитому маэстро на прослушивание. Зная характер подростка, Леонид не предупредил Лайму, что в филармонию она идет на прослушивание, а не на выступление. Девочка распевалась как ни в чем не бывало, как вдруг где-то из глубины сцены к ней подошел Паулс и, похлопав по плечу, сказал: «Малышка, я тебя беру». В 1969 году Раймонд взял Лайму Вайкуле на работу в Рижский оркестр радио и телевидения, убедив, что там она сможет набраться опыта, чтобы позже стать солисткой.
Раймонд Паулс и Лайма Вайкуле Репетиции уже шли полным ходом, когда знакомый музыкант Вайкуле предложил ей место солистки в Аджарской филармонии. Лайма была настроена решительно, поэтому будущий музыкальный руководитель стал пытаться уговорить родителей Лаймы отпустить ее в турне по Кавказу. Родители девушки были против, но что-то запретить дочке, которая считала себя самостоятельной, не могли. В 1970 году Лайма ушла от Паулса и уехала в тур по Аджарии. На концертах с ансамблем она исполняла репертуар на английском в разных жанрах. Разговор со счастьем. Лайма Вайкуле Тур был довольно успешным до одного трагического инцидента. Однажды автомобиль, в котором девушка возвращалась с очередного выступления, врезался в другую машину. Завязалась драка между музыкантами и пассажирами первого авто. Во время потасовки раздался выстрел. От одной и той же пули пострадали два музыканта из ансамбля.Раненых отвезли в больницу, а остальных – в ближайшее отделение милиции. Стрелявший человек был сотрудником внутренних органов. Чтобы не потерять звание, он умолял Лайму соврать, что она услышала два выстрела: первый предупредительный и второй, направленный на человека в целях самозащиты. Лайма отказалась давать ложные показания, однако после суда за драку все же были арестованы двое музыкантов и худрук ансамбля.
Лайма Вайкуле про жизнь в Аджарии Однако произошедшее было еще не самым тяжелым испытанием для певицы. Хозяйка дома, в котором жила Лайма жила на Кавказе, выставила её с вещами на улицу — после случившегося Вайкуле перестала быть участницей и зарабатывать деньги. В местной филармонии над Вайкуле сжалились и поселили ее в местную цирковую гостиницу. Некоторое время спустя Лайма вместе с родителями музыкантов, находившимися под следствием, приехала в суд и, по собственным воспоминаниям, испытала жуткий страх от всего происходившего: на ее глазах осудили двух ее коллег из ансамбля. Позже подписка Лаймы о невыезде была аннулирована, и она вернулась домой в Ригу после своего первого гастрольного тура. Лайма Вайкуле в начале карьеры В начале 70-х Лайма вернулась к занятиям в медицинском училище и, став самой примерной выпускницей, начала готовиться к поступлению в рижский мединститут. Однако все изменил очередной телефонный звонок из Ленинграда — знакомый пианист предложил Вайкуле приехать в Северную столицу, поскольку его ансамблю срочно нужна была певица. Музыка снова победила — отложив поступление, Лайма уехала из Риги, чтобы петь в зале гостиницы «Ленинград» для иностранных туристов. Также в начале 70-х Вайкуле успела поработать в Ялте, исполняя композиции для отдыхающих в ресторане “Ницца” на Черноморском побережье. Молодая Лайма Вайкуле в «Юрас перле» С 1979 по 1984 год певица работала в знаменитом варьете «Юрас перле» (или “Морская жемчужина”) в Юрмале. Это место часто сравнивают с “Карнеги-холлом”, легендарным концертным залом Нью-Йорка. Для Вайкуле это место стало особенным — именно благодаря ему певица приобрела популярность и смогла неплохо заработать на собственных выступлениях. Со звездами эстрадыРасцвет карьеры
После ряда успешных выступлений Лайма окончательно решила сделать выбор в пользу музыкального образования. В 1984 году певица поступила в ГИТИС на факультет эстрадной режиссуры. Параллельно Лайма снова начала сотрудничать с Раймондом Паулсом. Кроме западных композиций и песен на русском языке в репертуаре Вайкуле появились и латышские песни, которые она исполняла вместе с собственным коллективом «Лайма». Тогда же Раймонд Паулс написал для Вайкуле песню «Верококо». Лайма Вайкуле в 80-е В 1986 году молодую певицу заметил Илья Резник — он предложил Лайме исполнить композицию «Ночной костер», написанную на его стихи. Впервые она прозвучала в радиоэфире, спустя некоторое время Лайма выступила с этой композицией на телепередаче «Песня-86». В том же году певица стала участницей советско-итальянского концерта, исполнив знаменитый «Вернисаж» в дуэте с Валерием Леонтьевым. Валерий Леонтьев и Лайма Вайкуле – Вернисаж (1986) 1987 год подарил ей еще один популярный хит «Еще не вечер» и участие в творческом вечере Раймонда Паулса, проходившем в популярном концертном зале «Россия». О Вайкуле заговорили, как о новой советской эстрадной звезде, подающей огромные надежды. После участия в чешском конкурсе «Братиславская лира», где ей вручили главный приз, Лайма стала довольно узнаваемой на территории Союза певицей. Чувствуя громкий приближающийся успех, Вайкуле начала работать над сольной программой. Певица всегда тонко чувствовала модные тренды В 1988 году состоялся первый самостоятельный концерт Лаймы Вайкуле. Довольно символично и то, что выступление прошло в том же зале, где двумя годами ранее певица выступала на творческом вечере своего вдохновителя, Раймонда Паулса. Лайма Вайкуле в 90-е В 1989 году по приглашению американского продюсера Стэна Корнелиуса Лайма отправилась в Америку для съемок на ТВ и работы над своим первым альбомом. Тогда же на экраны выше советско-американский фильм о певице. Западные СМИ называли Вайкуле ”русской Мадонной”, и зал рукоплескал певице даже на иностранных концертах. Русская Мадонна 90-е годы в творческой карьере Лаймы ознаменовались записью новых альбомов — Вайкуле удалось выпустить семь новых пластинок, записанных на территории России и Латвии. Записи Вайкуле успешно раскупались не только на территории бывшего Союза, но и по всему миру. Не обошлось и без масштабных гастролей — с 1991 года Лайма посетила с концертами множество европейских стран, Японию и США. В 1993 году певица получила специальный приз от принца Монако на World Music Awards, выступив с песней Breakin’ Away. Laima – Breakin Away С начала 2000-х Лайма стала регулярным гостем фестиваля “Новая волна” в Юрмале, а также огромного количества сборных музыкальных концертов, которые транслировались по федеральным каналам. Также до 2014 года Вайкуле несколько раз принимала участие в “Голосящем КиВиНе” в качестве члена жюри. На сцене В 2015 году у Лаймы произошел конфликт с продюсером Игорем Крутым. Его причиной стал переезд фестиваля “Новая волна” из Юрмалы в Сочи. В год отмены Вайкуле организовала в Юрмале собственный фестиваль Laima Rendezvous Jūrmala, участниками которого стали исполнители из разных стран. Крутой не принял такого шага и неоднократно выразил недовольство в СМИ по этому поводу. Вайкуле и Крутой поругались после переноса «Новой волны»Личная жизнь Лаймы Вайкуле
Еще будучи студенткой медицинского училища в конце 60-х, Лайма почти в одночасье перестала быть «гадким утенком», каковым считала себя еще со школы. Тогда у нее появилось сразу несколько взрослых ухажеров — студентов медицинского института. Ребята не подозревали о наличии соперников, и каждый считал себя единственным в жизни девушки. В юности у Лаймы Вайкуле была масса поклонников Поэтому в 16 лет Вайкуле, отчаявшись выбрать достойнейшего, устроила для них своеобразный рыцарский турнир. Будущая певица пригласила всех своих кавалеров на день рождения, решив, что с ней в итоге останется самый неревнивый. Как и ожидалось, ребята разочаровались и ушли, а единственный оставшийся на празднике ухажер принялся объяснять строптивой девушке, как она всех унизила. Много лет спустя Лайма вспоминала об этих событиях так:Каждый из этих ребят, красивых и умных, годился в спутники жизни. Можно было выйти замуж, нарожать детей, но я как будто предчувствовала, что сцена станет главным в моей судьбе.Приехав на работу в Ленинград в 1970 году, в ансамбле Лайма встретила бас-гитариста Андрея Латковского. Молодые люди были познакомились еще в Риге, однако тогда 16-летняя Лайма не впечатлила музыканта. Спустя несколько лет перед ним стояла подросшая очаровательная девушка, и молодой человек сразу потерял голову. Вскоре у Андрея и Лаймы появились романтические чувства друг к другу. Лайма Вайкуле и Андрей Латковский в молодости С самого начала отношений Латковский оберегал Лайму — молодой человек всегда проверял, тепло ли она одета, и не разрешал Вайкуле гулять в сомнительных компаниях. По словам певицы, Андрей был романтичным и обходительным, поэтому произвел на нее колоссальное впечатление.
В Ригу к родителям Вайкуле они вернулись вдвоем с новостью о своем союзе. Дальше Лайму ожидало знакомство с семьей Латковского. По словам Вайкуле, тогда для нее самым важным было понравиться дедушке возлюбленного, Викентию Латковскому, известному государственному деятелю. Очаровательной певице это удалось с лихвой — новая девушка сына настолько впечатлила родителей Андрея, что они стали настаивать на свадьбе.
Лайма Вайкуле в шоу «В гостях у Дмитрия Гордона» Однако сама Вайкуле к браку не была готова. К тому же как раз в то время влюбленные устроились на работу на круизном лайнере, который ходил за границу — как официальных супругов их был туда не пустили. А после окончания турне Андрей и Лайма не стали возвращаться к вопросу женитьбы, продолжая жить в гражданском браке.В одном из интервью Лайма рассказывала о своей ранней беременности, которая произошла во время учебы в медицинском — тогда девушке пришлось сделать аборт. Маме Лайма долго не могла рассказать о том, что с ней произошло. Позже Вайкуле узнала, что детей она больше никогда иметь не сможет — потомства за долгие годы счастливой жизни у Вайкуле и Латковского так и не появилось. О раннем аборте певица сожалеет на протяжении долгих лет, комментируя случившееся с собой так:
Умоляю, девочки, не делайте аборт! Если забеременели и боитесь, что не справитесь сами, лучше отдайте ребёнка мне!О браке у Лаймы Вайкуле тоже особое мнение. По словам певицы, она не стремилась замуж, желая сохранить свою свободу и самостоятельность. Тем не менее, вместе с Андреем они живут много десятков лет и в 2020 году отпраздновали пятидесятилетие их знакомства. Лайма Вайкуле и ее гражданский муж Лайма считает, что отчасти благодаря отсутствию штампа в паспорте им с Андреем удалось сохранить самое главное в отношениях между мужчиной и женщиной – взаимное уважение. Латковский стал для нее не просто близким человеком, но и преданным другом. Певица обожает животных Особенно явно певица поняла это в 1989 году, когда американские врачи вынесли ей страшный вердикт — онкология. После сложной операции, которая потребовалась певице, с ней регулярно постоянно находился ее гражданский муж. По мнению Вайкуле, именно благодаря Андрею она справилась со страшной болезнью и начала жить заново.
Лайма Вайкуле сейчас
Почти до конца марта 2020 года в загородном доме Вайкуле в Юрмале велась подготовка к новому фестивалю Laima Rendezvous Odessa. Однако пандемия коронавируса нарушила эти планы, и Лайме с Андреем пришлось уйти на вынужденную самоизоляцию. По словам певицы, на улицу она выходит лишь для того, чтобы выгулять собак в лесу, а в остальное время семья живет той же жизнью, что и раньше, но гораздо больше находясь в интернете. В социальных сетях латвийская прима часто делится своими мыслями с подписчиками. Например, в одном из постов Вайкуле назвала карантин уникальным шансом для переосмысления своей жизниimg decoding="async" alt="Сергей Маслодудов" src="http://res.cloudinary.com/dsbobuzqw/image/upload/v1681053352/sergey-maslodudov_1629293479.jpg" srcset="https://uznayvse.ru/images/svg/sprite.svg#placeholder 100w" data-srcset="https://images.uznayvse.ru/author_single/p/images/author/2021/8/sergey-maslodudov_1629293479.jpg 100w" sizes="100vwСергей Маслодудов редакторimg alt="Редакция УзнайВсё.ру" src="http://res.cloudinary.com/dsbobuzqw/image/upload/v1681053352/sergey-maslodudov_1629293479.jpgОбнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl Enterh2>Лайма Вайкуле - слушать онлайнлайма вайкуле национальностьЛайма ВАЙКУЛЕ
Л. Вайкуле родилась в марте 1954 года в Риге в рабочей семье. Ее отец — Станислав — был рабочим на производстве, мама — Янина — продавщицей в магазине. Никакого отношения к искусству оба не имели, однако бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке. Лайма вспоминает: «В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой…»
Несмотря на свой явный певческий талант, Лайма не хотела быть певицей, мечтая стать врачом. Даже когда в первом классе школьная учительница пришла к ее родителям и настоятельно рекомендовала им купить дочери пианино (мол, у Лаймы явный музыкальный талант), Лайма наотрез отказалась от такого будущего. И родители пошли ей навстречу (хотя даже если бы дочь захотела иметь пианино, эту мечту трудно было осуществить — масштабы их однокомнатной квартиры не позволяли разместить в ней столь громоздкий музыкальный инструмент).
В отличие от своей старшей сестры Яны Лайма росла сорванцом, эдаким «гадким утенком». Она ненавидела играть в девчачьи игры («дочки-матери», «классики»), предпочитая им более динамичное времяпрепровождение — «казаки-разбойники», штандер и т. д. «Я была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. Тяжелый ребенок, ужасный. В пять лет я «наказывала» своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. При этом старшая сестра говорила маме: «Неужели ты веришь ей? Да куда она пойдет!» Но я все равно уходила. За угол дома. Родители шли меня искать и, слава богу, быстро находили. А я ждала их и думала: «Почему так долго ищут?» Но я же упрямая, если бы не нашли — сидела бы там до утра!..
В детстве я часто оставалась дома вдвоем с бабушкой. То есть я думала, что это моя бабушка, а на самом деле это была хозяйка дома, где мы жили. Я ее любила, думаю, она меня тоже, но у нас иногда случались «выяснения отношений». Я помню, как-то она меня поругала, а я решила отомстить — отравить ее кур. У нас дома был змеиный яд, мама или папа пользовались им, не помню. Ага, думаю, змеиный яд — это то, что надо. Подмешала в корм. Естественно, ничего не произошло. Но скоро одна курица заболела, и я решила, что это я ее отравила. Ужасно переживала, молила бога, чтобы курица выжила… С тех пор ничего подобного никогда я не хотела сделать. Не то что не делала, а не хотела делать…»
Школьные дисциплины давались Лайме легко, и она первые несколько лет была твердой отличницей. Однако затем ее увлекла художественная самодеятельность (она занималась вокалом в рижском Дворце культуры), и точные науки отошли на второй план. С 11 лет она уже участвовала в многочисленных конкурсах, и первый серьезный успех пришел к ней в 1966 году, когда она стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов. Однако родители относились к успехам дочери с завидным спокойствием, считая ее увлечение музыкой делом несерьезным. Именно поэтому по их настоянию в 1969 году Лайма поступила в медицинское училище. Но природа взяла свое, и вскоре Лайма бросила училище и полностью посвятила себя музыке — стала выступать в составе вокально-инструментального ансамбля. Стоит отметить, что в 15-летнем возрасте на Лайму обратил внимание Раймонд Паулс, который в те годы руководил эстрадным оркестром. Он пригласил юное дарование в свой коллектив, обещая через год сделать солисткой, однако Лайма от приглашения отказалась. Ждать целый год она не хотела, тем более что в собственном ВИА она уже была первой солисткой и в тот год собиралась отправиться на гастроли по Кавказу.
Л. Вайкуле вспоминает: «Я тогда решила в своей детской голове, что мне интереснее поехать с роковым ансамблем на гастроли, чем каждый день ходить на репетиции к Паулсу, целый год петь в вокальном ансамбле и ждать, ждать, когда же Раймонд соизволит перевести меня в солисты. Я думаю, это был еще и вызов. Но, когда начались гастроли, мне все очень не понравилось. Не понравились сцены, гостиницы, эти переезды, эти репетиции в жутких условиях. Но решение было мое, и винить было некого.
Никогда я не была зависима от кого-либо, никто никогда не мог меня обидеть или оскорбить. Постоять за себя я научилась с детского сада.
У нас был случай, кажется, в Аджарии. В моих музыкантов стреляли милиционеры — совершенно несправедливо; мы возвращались с концерта и столкнулись с другой машиной, в которой сидели милиционеры. Они вели себя безобразно, и началась драка. И милиционеры стали стрелять. Двоих музыкантов ранили (у одного пуля прошла в миллиметре от сонной артерии) — их положили в больницу, а двое сидели в тюрьме. Ко мне приходил этот милиционер, который без предупреждения стрелял, на коленях стоял, чтобы я сказала, что он сначала в воздух выстрелил, большие деньги предлагал, но это было не так, и я не согласилась. Состоялся суд. Я запомнила его на всю жизнь, потому что сзади меня сидел сын милиционера и все время делал саблей так: шик-шик, шик-шик. Но я все равно рассказала все как было. А все остальные оказались подкуплены. А мои показания как несовершеннолетней, выяснилось, не имеют никакого значения — так что весь мой героизм был напрасен. Но главное не это, главное — я все сделала так, как хотела и считала нужным…»
В 1970 году на одной из дискотек Лайма познакомилась с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским. Андрей был из интеллигентной семьи — его отец преподавал в Рижском университете политэкономию, а мама работала экспертом торговой палаты Латвии. По словам Андрея, он только пришел из армии и сразу обратил на Лайму внимание. Получилось так, что они стали работать в одном коллективе, в оркестре. Поработали какое-то время, разошлись, потом опять поработали. Никаких отношений не было между ними, разве что симпатия…
«А потом опять судьба нас свела, и мы опять стали работать вместе, но уже в Ленинграде (это произошло в 1978 году. — Ф. Р.). Жизнь вне дома, гостиницы… Лайма и тогда была яркая, я стал ухаживать, и мы вместе пошли по жизни…»
В 1979 году Лайма стала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Причем она не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов в собственный коллектив. Шоу, которое исполняла в те годы Лайма, считалось одним из самых красочных во всей Прибалтике и привлекало к себе огромное количество зрителей. Именно тогда на нее во второй раз обратил внимание Раймонд Паулс, который совместно со своим соавтором, поэтом Ильей Резником, и вывел ее на всесоюзную сцену. О том, как это произошло, рассказывает И. Резник:
«— Это у нас самое популярное варьете. Здесь хорошие грибы и довольно интересная программа, — сказал Раймонд, когда вся наша коммуна — Алла Пугачева с дочкой, Евгений Болдин, я с сыном, Паулс с женой и дочкой — расположилась за элегантно сервированным столом.
Заговорили о делах.
Это была пора расцвета нашего музыкального товарищества. Мы часто навещали друг друга, перемещаясь в пределах треугольника Москва — Ленинград — Рига.
На этот раз нас принимал Раймонд.
У всех было приподнятое настроение: Алла днем записала одну из наших последних песен «Ты и я — мы оба правы, правы, правы…». Теперь можно было отдохнуть, расслабиться и посмотреть на гримасы «буржуазного и чуждого нашей морали» жанра.
На маленькой, выложенной оргстеклом и подсвеченной снизу площадке чередовались певцы и танцовщицы, мини-кордебалет и «женщина-каучук».
Гвоздем шоу была экстравагантная певица — Лайма. Она появлялась четыре-пять раз и исполняла переведенные на латышский самые известные западные шлягеры.
Имидж Лаймы вызывал любопытство. Что же там — за отстраненным взглядом, непривычной пластикой и далеко не вокальным голосом?
Этот визит в «Юрас перле» оказался не последним.
— Напишите что-нибудь для меня, — попросила как-то Лайма, — мне нужна программа для гастролей.
Но мы только улыбались и неопределенно пожимали плечами: рядом с нами всегда зримо и незримо присутствовала державная Алла.
Прошло время.
Как-то я напомнил Раймонду о той певице из варьете и ее просьбе.
— Я не уверен, — ответил Паулс. — На сцене она многое потеряет. Она прекрасно делает свое дело там…
К этой теме мы долго не возвращались.
А осенью 1986 года, когда мы написали песню «Ночной костер» и возник вопрос об исполнителе, решили дать Лайме шанс.
И вскоре она выступила в одной из передач телепрограммы «Песня-86».
— Ну как тебе? — спросил Паулс по междугородной связи.
— Мне понравилось. А тебе?
— Очень прилично, — ответил он.
…Надвигался Новый год. А вместе с ним и долгожданный «Огонек». Когда уже отзвенели кремлевские куранты и были осушены бутылки с безалкогольными напитками, глазам многомиллионного телезрителя явился новоиспеченный дуэт Валерий Леонтьев — Лайма Вайкуле. Они спели «Вернисаж». Песня вскоре выбилась в лидеры хит-парадов, а дуэт, вызвавший столько симпатий, мгновенно распался…
Вторую песню в «Огоньке» Лайма исполняла уже с балетом за спиной и с Паулсом у рояля. «Еще не вечер» был написан давно. Так давно, что и не помню когда. Помню только, что Алла категорически отказалась петь эту песню. Возможно, Пугачеву уже тогда привлекали новые темы, новые ритмы или просто текст попал под горячую руку. Короче, она отказалась. И вот мы к нему вернулись. С Лаймой Вайкуле.
Весь 1987 год прошел у нас с Раймондом под знаком Лаймы. Нам было интересно работать для этой певицы, обладающей артистизмом, сценическим мышлением. Мы написали около двадцати песен: эксцентрическую «Шаляй-валяй», ностальгическую «Чарли Чаплин», трагическую «Скрипач на крыше», элегическую «Самый медленный поезд», поэтическую «Три ветра» и многие другие комические и драматические песни.
Восхождение Лаймы на эстрадный олимп завершилось в Чехословакии на XXII ежегодном международном фестивале песни «Братиславская лира», где композитор, поэт и исполнительница «Вернисажа» были удостоены высшей награды — «Золотой лиры».
Сама Лайма так вспоминает начало своего восхождения на всесоюзный олимп: «Однажды Раймонд сказал мне: «Готовятся мои сольные вечера в «России». Ты должна быть!» (Речь идет о концертах в 1987 году. — Ф. Р.) А я к тому времени уже гастролировала, уже известная певица, уже заканчивала второе отделение (тогда считали, что человек, заканчивающий второе отделение, — главный). И я ответила: «Раймонд, не знаю, смогу ли я. У меня гастроли». Тогда он сказал: «Запомни, эти концерты сделают больше для твоей карьеры, чем любые съемки или гастроли». Я поменяла все свои графики и была на этих концертах — не потому, что поверила ему, нет, сыграло свою роль латышское воспитание — оно таково, что ты не можешь отказать старшему по возрасту, или по званию, или по положению… Представьте: после первых вечеров в моем гостиничном номере звонили не переставая два имевшихся там телефона, причем одновременно. В те дни я действительно стала популярной…»
Между тем уже через год в том же концертном зале «Россия» состоялись первые сольные концерты Лаймы в Москве. Тогда же она получила прекрасную возможность расширить свою зрительскую аудиторию и поработать на Западе. В том году на нее обратил внимание американский продюсер Стен Корнелиус — он приехал в Москву вместе со своим подопечным и познакомился с Лаймой. Через несколько месяцев она получила от него предложение поработать в Штатах и отбыла за океан. Однако тот заграничный вояж оставил в душе певицы двоякое впечатление: «Мне казалось, что я еду в рай. А приехала в Нью-Йорк, где полно бездомных и сумасшедших на улицах и постоянный вой полицейской сирены. Шесть месяцев прожила там не выезжая. Я почти забыла русский язык. Полгода достаточно, чтобы сойти с ума. Надо попробовать, чтобы понять. Со стороны моя жизнь казалась чудесной: личный повар, телохранитель, «Роллс-Ройс», огромный дом на берегу океана. И кроме похвалы и слов о том, какая я распрекрасная, я ничего не слышала. Но в это время в Латвии умер папа. А мне надо было работать и никому не показывать виду… Но ничего «глобального» из этого не вышло, хотя положительные отзывы Корнелиуса обо мне сделали свое дело. В одной из популярных газет вышла статья «Лайма — русская Мадонна», после чего я снялась в двух программах для американского телевидения. Меня заметили. Фирма грамзаписи MCA/GRP предложила контракт…»
Стоит отметить, что это был не последний контракт Лаймы с зарубежными партнерами. Например, в 1991 году она работала в Японии, где заключила самый крупный для себя на сегодняшний день контракт — на 95 тысяч долларов.
Однако самых преданных и верных слушателей Лайма, естественно, всегда находила только на родине. В начале 90-х она входила в десятку самых популярных исполнителей отечественной эстрады. Хотя на родине, в Латвии, у многих к ней было негативное отношение. В одной из рижских газет некий журналист, подписавшийся псевдонимом Сержант, написал о ней статью под названием «Русская армия уходит, а агенты остаются». Под «агентами» он подразумевал таких людей, как Лайма Вайкуле. Эта публикация настолько сильно задела певицу, что она не долго думая написала ответ, озаглавив его соответствующим образом: «Сержант никогда не станет генералом».
В 1991 году Лайма перенесла тяжелую болезнь, которая едва не привела к летальному исходу. «Я подошла к краю своей жизни и тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. И если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом. Сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: «Жизнь — это хождение по проволоке, а все остальное — ожидание». Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но сейчас я полностью с ними согласна…»
В 1993 году Лайма решила параллельно с творчеством заняться и бизнесом — открыла в Риге салон-парикмахерскую «Лайма-люкс». Однако через три года на вопрос: «Как идут ваши дела в бизнесе?» — она ответила: «Мой салон нерентабелен. Когда я начинала, думала, что это будет стоить, к примеру, 10 тысяч долларов, а оказалось — несколько сот… Получилось так, что все, что я занимала, теперь нужно отдавать. Добавьте сюда высокую аренду, эксклюзивную продукцию из США, зарплату работникам… Но я почти в это не вникаю, доверив все профессионалам. Кстати, по сравнению с московскими ценами стрижка в моем салоне стоит «копейки».
Кстати, о стрижке. Ряд косметических процедур (маникюр, педикюр) Лайма делает в своем салоне, а вот стричься предпочитает в Америке, в Филадельфии, куда специально вылетает к парикмахеру Анатолию Фарверу.
Еще более серьезная проблема свалилась на голову Лаймы в середине 90-х. Дело в том, что, кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги, Лайма и ее гражданский муж Андрей Латковский имели дачу в Юрмале. Однако по новому закону, принятому в Латвии, бывшие собственники, имевшие в 20 — 30-е годы в республике недвижимость и затем уехавшие за границу, теперь имели право получить эту недвижимость обратно. Вот и у дачи Лаймы объявился бывший хозяин, который теперь проживал в Швейцарии. Пришлось артистке вместе с мужем покупать себе новую дачу все в той же Юрмале.
Л. Вайкуле рассказывает: «Все потраченные на ремонт прежней дачи деньги нам так и не вернули. Хотя новые владельцы обещали заплатить 20 тысяч долларов, чтобы я освободила дом. Скрепя сердце едва заплатили тысячу. Увы, таков закон! Он не защищает людей, которые здесь жили десятилетиями. Кстати, объявившийся хозяин сюда, в Юрмалу, так и не переехал, предпочитая жить в Швейцарии…»
Весной 1996 года увидела свет новая программа Лаймы Вайкуле «Я вышла на Пикадилли». Московская премьера этой программы собрала полный аншлаг. Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, по столице давно ходили слухи о том, что в новой программе несравненная Лайма появится в новом образе — более драматичная и женственная (до этого она была копией Марлен Дитрих: мужские брюки, пиджаки, шляпы). Во-вторых, впервые за последние годы Вайкуле приехала в Москву со своим «крестным отцом» — Раймондом Паулсом, с которым она вновь возобновила творческое сотрудничество. Что касается Ильи Резника, то с ним у Лаймы случился конфликт, после которого она нашла себе другого поэта — куртуазного маньериста Владимира Пеленягрэ (стал известен после своего хита «Девочка моя» в исполнении С. Крылова). Суть своего конфликта с Резником Лайма объяснила следующим образом: «До некоторых пор я очень уважала этого человека и действительно многим ему обязана. Первый конфликт между нами произошел во время подготовки к творческому вечеру Резника в концертном зале «Россия». За несколько недель до этого мне вырезали узлы на связках и предписали постельный режим. Получив приглашение, я хотела отказаться, вежливо объяснив Илье, что мне нельзя говорить даже шепотом, не то что выступать. Но, чтобы не подвести друга, все же согласилась и пела «живьем», несмотря на предложение работать под фонограмму. Потом, конечно, слегла — у меня начался бронхит и жуткий кашель. А любой артист знает, насколько кашель опасен для голосовых связок. Прямо из «России» меня увезли в поликлинику Большого театра, и врач предупредил: еще одно выступление в таком состоянии — и я потеряю голос навсегда. Поэтому во втором концерте я выступать физически не могла. Резник, как человек очень самолюбивый, не смог простить мне отказа и во всех интервью пытался очернить меня.
Вскоре Илья уехал в Штаты, в Лос-Анджелес, но ненадолго — видимо, не прижился. В один из его приездов в Москву я сама позвонила ему, забыв о прошлых разногласиях: «Илюша, я хочу тебе помочь». Я как раз готовила новую программу и предложила Резнику написать для меня песню. Он обрадовался моему звонку, и примирение как будто состоялось. Однако это оказалось лишь видимостью… Резник назвал цену своих песен — в два раза большую, чем для других артистов. Но я постаралась не придавать этому значения, так как знала о его финансовых трудностях. Мне удалось уговорить Раймонда Паулса написать музыку — именно уговорить, потому что между ними был давний и серьезный конфликт. Так появилась песня «На улице Пикадилли». Я заказала студию в Америке, оплатила первый взнос, американские музыканты сделали аранжировку. И за два дня до моего отъезда в США приходит факс от Резника, в котором сказано что-то типа «мы посоветовались, и я решил», что запрошенный гонорар слишком мал и должен быть в два-три раза выше. Там же стояло условие, что я должна делать отчисления с каждого концерта, на котором исполняются его песни, и не имею права самостоятельно менять программу. В общем, по его мнению, мне не принадлежит ничего, кроме свежего воздуха. Поскольку человек я не бедствующий, в ответ на такую наглость я категорически отказалась от услуг Резника: «Спасибо за сотрудничество. Можете считать, что ваш текст свободен. Мы отказываемся от ваших услуг. До свидания». На этом наши отношения закончились…»
Стоит отметить, что в преддверии концерта Лайма очень сильно волновалась — боялась повторения неудач, которые сопутствовали ее прошлогодней программе. Тогда произошел ряд неприятностей, которые едва не выбили певицу из нормального рабочего состояния. Что же случилось? Сначала из-за какого-то пустяка угодил в милицию муж и продюсер Лаймы Андрей Латковский. А затем танцовщице балета Байбе пробила голову свалившаяся с летающего телевизионного крана камера, и девушку увезли в Склиф. Поэтому певица боялась, что нечто подобное может произойти и на этот раз. И она едва не ошиблась. В самом начале случилось ЧП: ротвейлер певицы Кэнди внезапно набросился на мать Лаймы и укусил ее. У Лаймы защемило сердце: неужели и на этот раз гастроли будут испорчены? Но все, к счастью, обошлось. По словам певицы: «Владыка Виктор благословил этот концерт, и вдруг все получилось удивительно просто и спокойно. Он назвал мой стиль «псевдоретро»: вместо насмешки над страной — глубокое уважение. И это самая лучшая похвала в моей жизни. Впервые мне было интересно мнение зрителя, человека непрофессионального. У меня исчезло ощущение того, что я всех важнее в этой жизни…»
В свое время Лайма не захотела заводить детей. А нынче всю нерастраченную материнскую энергию отдает братьям нашим меньшим — собакам. Наверное, нет в отечественной поп-тусовке человека более сердобольного к животным, чем Лайма. Один из танцоров ее ансамбля признается: «Когда мы с гастролями выступаем в другом городе, можно запросто проследить маршрут, по которому проехала Лайма: там на углах улиц едят бездомные псы».
Несколько лет назад Лайма решилась завести собаку и выбрала самую боевую породу — ротвейлера. Пса назвала Кэнди (в переводе с английского — «конфетка»). Однако, несмотря на безобидное имя, пес отличается крутым нравом. По словам самой Лаймы, пока ее нет, он кусает всех подряд. В понятие «всех» входят как близкие люди певицы (мама, муж), так и сослуживцы (например, новой управляющей салоном «Лайма-люкс» Кэнди разорвал рукав роскошной шубы). Стоит отметить, что слава о крутом нраве Кэнди простирается далеко за пределы нашего отечества. Был случай, когда Лайма вынуждена была отменить заграничные гастроли, так как устроители наотрез отказались принимать ее с Кэнди. А оставить собаку было не с кем.
Л. Вайкуле рассказывает: «Когда моя собака укусила маму (очень сильно), я плакала, просила прощения, потому что я виновата в этом и я не могу ее уничтожить. Был еще момент: она укусила Андрея, и Андрей ее заломал, прижал к земле, а я должна была подать ему поводок, чтобы он собаку придушил, покорил… Кэнди на меня так смотрела, что мне казалось, я предаю ее… Это мое несчастье, что она такая. Но Кэнди влюбила меня во все живое. В то, на что раньше я не обращала внимания…»
Вот уже 20 лет рядом с Лаймой ее верный друг и продюсер Андрей Латковский. Они до сих пор не расписаны. Лайма говорит: «Официально я не замужем. Я слишком дорожу своей свободой, чтобы позволить кому-либо ее у меня отнять. Если бы Андрей попытался это сделать, наши отношения закончились бы мгновенно. Я как мой ротвейлер: когда моя собака была маленькая, я пробовала заняться ее «спартанским» воспитанием — чтобы она у меня рядом ходила, на кровать не залезала… Друзья подарили мне детский манеж, я поставила его у кровати, посадила туда Кэнди, опустив в манеж руку, чтобы ей не было одиноко. А проснулась оттого, что она — нет, не плакала, не скулила, — она разбегалась и билась лбом в сетку. Потом отходила, опять разбегалась и опять пыталась разорвать эту сетку. Она хотела на свободу! Я такая же…
Наверно, любовь к свободе не позволяет нам с Андреем пойти дальше. Причем наши отношения не хуже, чем были в самом начале, а даже лучше и, как нам кажется, стали более прочными. И, может быть, в этом и заключается секрет, почему у нас брак гражданский. Мы в любой день можем разойтись каждый в свою сторону. И это нас удерживает еще крепче. Я всегда говорю: с того момента, когда человек начинает думать, что кто-то кому-то принадлежит (я имею в виду отношения между мужчиной и женщиной), в этот момент все и рушится…»
А вот что по этому же поводу говорит А. Латковский: «Мы считаем себя в браке, я — во всяком случае. Скажем, если бы мы решили родить ребенка, то, конечно, сразу бы расписались. А пока до этого не доходят руки. И так всю жизнь, хотя сначала мы не хотели это делать сознательно. Больше всего об этом переживали наши родители, наверное, им это неприятно до сих пор. Но мы думали по-другому: было время тяжелое, мы хотели чего-то добиться, посмотреть мир…
Когда во время концерта я стою сзади и смотрю на Лайму, у меня возникает такое чувство гордости за нее. Я чувствую, что вот это — мое. Да, чувство собственничества. Ведь я вижу не глазами зрителя, а глазами близкого человека, и я уверен, что никто так не может оценить Лайму, потому хотя бы, что не знает всего пути, как это начиналось с 17 лет…
Хотя что-то мне в ней, конечно, не нравится. Точнее — мне в ней не все нравится. Например, то, что она фанатичка на работе. Тогда она становится абсолютно неуправляемым человеком. С ней очень тяжело перед выходом на сцену, в гримерке… Я считаю, что это неправильно, потому что человек должен всегда управлять собой или это уже становится каким-то сумасшествием…»
Из интервью Л. Вайкуле: «Когда я читаю эти безумные материалы про ужасный шоу-бизнес, мне кажется, этот мир существует только в сознании корреспондента. Может, я так думаю потому, что мне всегда кажется: меня все любят. Дружить времени нет, но у нас очень хорошие отношения с Юрием Шевчуком, Ларисой Долиной, Леонидом Трушкиным, Аллой Пугачевой. Если куда-то ходим, то вместе с Валей Юдашкиным, Киркоровым…
Мне иногда кажется, что постепенно я становлюсь таким… неинтересным человеком, которого, кроме профессии, ничто больше не интересует. Если я свободна от работы на сцене, то у меня есть салон, где постоянно надо что-то подправить, изменить, улучшить. Есть обязательства в Америке, связи, которые я должна поддерживать. В конце концов, есть собака, которую я обожаю. Если я начну говорить, что при этом еще и читаю, смешно будет. Что-то серьезное читать от случая к случаю, по пятнадцать минут, когда выкроится время? Так что ничего, кроме газет, Чейза и Библии, я не читаю.
А кино? Мой любимый фильм — «Мотылек», о стремлении человека к свободе. Еще нравится очень старый фильм «Весь этот джаз». Выражения из фильма настолько жизненны и точны, что врезались в память…»Данный текст является ознакомительным фрагментом.Продолжение на ЛитРес
Лайма Вайкуле — одна из самых известных (если не самая) певиц Латвии, национальное достояние и гордость, регулярная гостья музыкального фестиваля «Новая волна» в Юрмале и «Голосящего КиВиНа» там же. В общем, и там, и сям успела, а вот как — сейчас расскажем.
Детство и юность
Лайма Станиславовна Вайкуле родилась 31 марта 1954 года в Цесисе, крохотном городке в Латвии. Ее родители были далеки от творчества и знали лишь музыку монет, заработанных честным трудом. Только бабушка, певшая в церковном хоре, помогла девочке понять, что искусство — тоже достойное ремесло.
Правда, это осознание пришло к Лайме совсем не сразу. Получив среднее образование, она поступила в медицинское училище, потому что даже не мечтала лечить людей голосом. Руками — это же совсем другое дело! Но, как вы уже и сами догадались, с карьерой в медицине у Лаймы так и не сложилось.
Карьера
Зато сложилось в другом месте, и довольно рано. Уже в 15 лет Лайма принимала участие в различных соревнованиях: например, выступила на конкурсе юных вокалистов в Доме культуры Рижского завода ВЭФ и заняла там четвертое место. В это же время ее учитель пения отвел подопечную на прослушивание к Раймонду Паулсу, и он, вдоволь насладившись голосом юного дарования, пригласил Лайму в качестве солистки в Рижский оркестр радио и телевидения.
Лайма не только пела в оркестре, но длительное время была также и ресторанной певицей. Она каталась по разным городам Латвии, выступая то тут, то там, повсюду собирая восторженные взгляды и овации. В 1979 году она стала солировать в варьете «Юрас перле», одним из самых известных по всей стране.
По прошествии десяти лет певица поняла, что творческая карьера из приятного занятия уже давно превратилась в профессию. Закрепить это осознание она решила в 1984-м, когда поступила в ГИТИС на режиссерское отделение. Выступает все-таки уже долго, может, стоит научиться режиссировать собственные программы? Тогда же в ее репертуаре появились песни на латышском языке — до этого он состоял исключительно из русскоязычных и зарубежных композиций.
©Екатерина Чеснокова/РИА Новости
Лайма продолжала выступать, параллельно получая образование. В 1986-м она познакомилась с поэтом Ильёй Резником, подарившим ей песни «Ночной костер» и «Вернисаж». Вместе с этими песнями она появилась на авторском вечере Раймонда Паулса в 1987-м, благодаря которому прославилась на весь Советский Союз и отправилась в Чехословакию на международный конкурс «Братиславская лира». Уже через год была готова ее большая сольная программа, премьера которой состоялась в ГКЦЗ «Россия». Именно в те годы она начала записывать студийные альбомы — сейчас ее дискография насчитывает 14 релизов.
Личная жизнь
В личной жизни Лаймы Вайкуле все относительно печально. Почему относительно? Потому что у нее есть возлюбленный, Андрей Латковский, с которым певица познакомилась в далеком 1970 году, и который до сих пор поддерживает ее во всех начинаниях. До этого он был басистом в ее ансамбле. Так что, если вы все еще думаете, будто басисты никогда ничего не добиваются, подумайте еще раз.
Лайма Вайкуле и Андрей Латковский
Соцсети Лаймы Вайкуле
Печаль союза Лаймы и Андрея в бездетности. И нет, это совсем не тот случай, когда возлюбленные в принципе не хотят продолжения рода, совсем наоборот! Пара пыталась завести ребенка, когда Лайме было 56, но, к сожалению, у нее случился выкидыш. Она подумывала даже взять сироту из приюта, но не получила благословления от духовника и от затеи отказалась.
Похоже, что ей так и не суждено было стать матерью, зато получилось стать любимой артисткой многих россиян. Тоже неплохо.
Популярные хиты
‚ Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:6em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r129328105">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)