Фильм о человеке с 24 личностями
Голлум не входит в число главных героев «Властелина Колец», но его сюжетный вклад оказывается удивительно велик. По этой причине для действия фэнтези-цикла важно, что Голлум страдает раздвоением личности. У него есть «мягкая» сторона (тот характер, с которым Голлум родился) и «жестокая» сторона, возникшая под влиянием магического Кольца. Противостояния между двумя личностями Голлума – это одни из самых памятных сцен «Властелина Колец».
Раздвоение личности преступника может поставить суд и присяжных в тупик. Можно ли наказать человека за убийство, которое совершило его «альтер эго», если основная личность не помнит ничего из того, что натворило его тело? С другой стороны, если раздвоение личности может помочь преступнику отправиться в психбольницу, а не в тюрьму, то где гарантия, что злодей не будет имитировать заболевание? Эти интригующие вопросы рассматриваются в судебном триллере Грегори Хоблита на примере молодого человека, осужденного за жестокое убийство.
Хотя главный герой фарсово-романтической комедии братьев Фаррелли работает в полиции, он настолько дружелюбен и покладист, что об него все вытирают ноги. В конце концов у Чарли случается нервный срыв, который приводит к появлению агрессивного и уверенного в себе «альтер эго» по имени Хэнк. И без того сложные отношения между двумя личностями героя становятся особенно напряженными, когда Чарли посылают отконвоировать в другой штат привлекательную преступницу.
Южная Корея славится впечатляющими мрачными лентами, и «История двух сестер» не исключение из правила. Это мистико-психологический хоррор о девушке-подростке, которая возвращается домой после пребывания в психиатрической лечебнице и начинает страдать от визитов призраков и ужасных отношений с мачехой. Ближе к концу повествования выясняется, что часть событий фильма – галлюцинации главной героини и поступки ее «второго я», имитирующего реальную, но не живущую в доме женщину. Впрочем, признак в действии тоже, вероятно, участвует…
У многих супергероев есть «явная» и «тайная» личности, но в случае Брюса Бэннера это не разные костюмы, а разные тела и разные характеры. Когда сердце Брюса начинает часто биться, интеллигентный мужчина превращается в огромного здоровяка Халка, который крушит все на своем пути. Попытки Бэннера взять свое альтер эго под контроль – ключевая тема многих приключений с участием Халка.
Психологический триллер Брэда Андерсона более всего известен тем, что Кристиан Бейл для изображения изможденного бессонницей главного героя похудел до опасных для жизни 54 килограммов. Однако мы сейчас обсуждаем не приверженность актера своему искусству, а раздвоение личности. В «Машинисте» от него мучается главный герой. Неутолимое чувство вины заставляет его развить «альтер эго», которое подталкивает персонажа к тому, чтобы признаться в преступлении и принять заслуженное наказание.
Фильм Джеймса Мэнгольда начинается как традиционный триллер. Десять незнакомцев оказываются заперты наводнением в придорожном мотеле, и кто-то начинает одного за другим убивать гостей. Однако в определенный момент в сюжет вмешивается раздвоение личности, и оказывается, что многое из того, что происходит на экране, – это галлюцинации психопата, который ждет казни за свои преступления. Некоторые персонажи оказываются личностями центрального персонажа, от которых он по определенным причинам пытается отделаться.
Психологический триллер японского режиссера Сатоси Кона – это рисованный мультфильм, но по своему содержанию «Идеальная синева» куда глубже, сложнее и взрослее, чем большинство голливудских блокбастеров. Главная героиня картины – молодая музыкальная звезда Мима, которая уходит из поп-группы и пытается сделать новую, актерскую карьеру. Смена профессии проходит с трудом, Мима балансирует на грани нервного срыва, и она с ужасом начинает подозревать, что у нее появилось «второе я», которое совершает убийства. В итоге виновником преступлений оказывается другой человек, помешавшийся на главной героине и развивший «второе я», считающее себя «настоящей Мимой».
К сожалению, мы не можем обойтись без раскрытия всего сюжета, чтобы объяснить, как «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера попал в наш список. Ведь почти на всем своем протяжении этот культовый и провокационный политический триллер настаивает, что персонажи Брэда Питта и Эдварда Нортона – два разных человека. Лишь в кульминации выясняется, что экстремист Тайлер Дерден – альтер эго безымянного главного героя и что все их беседы и даже потасовки были в голове персонажа Нортона. Благодаря этому сюжетному ходу картина позволяет опомнившемуся главному герою попытаться остановить теракт, который организовало его «второе я».
Маменькин сынок 80-го уровня, главный злодей «Психо» Альфреда Хичкока не может избавиться от материнского гнета даже через много лет после ее смерти. Хотя Норман Бейтс убил свою мать, он не смог закопать ее и забыть о ней. Вместо этого его сознание раздвоилось, и «второе я» Бейтса начало изображать его мать, носить ее одежду, ругать сына… И даже совершать убийства из ревности. Конечно, надо быть исключительным психом, чтобы ревновать к своей второй личности! Но на то «Психо» и классика «маниакального» хоррора.Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!Вы смотрели 0 фильмов из нашего топа!Поделиться в социальных сетяхфильм о человеке с 24 личностями
С 16 марта в российском прокате триллер М. Найта Шьямалана «Сплит», в котором действует преступник с расщепленным сознанием, вмещающий в своем теле как минимум 24 личности. Это может показаться невероятным, но история, рассказанная в фильме, имела под собой реально зафиксированный пример такого множественного раздробления единой личности. Более того — реальный случай закончился, что особенно интересно, не пожизненным заключением в психлечебнице (как можно было бы ожидать), а выздоровлением.
В психиатрии существует термин «диссоциативное расстройство личности», описывающий состояние, при котором внутри отдельно взятого человека зарождаются и функционируют несколько личностей, каждая из которых в разные моменты времени способна перехватывать контроль над общим телом. По данным профессиональных организаций, в странах Европы и Северной Америки на начало 2010-х годов таким расстройством страдает от 1 до 5% населения в зависимости от конкретной страны и методики подсчета. Обычно в таких случаях пациент имеет одну-две дополнительных личности, но в истории психиатрии хорошо известен классический — и редчайший — случай американца Билли Миллигана, сознание которого вмещало в себя еще 23 отдельных личности разного возраста и пола, со своим особым темпераментом.
Уильям Стэнли Миллиган родился во Флориде 14 февраля 1955 года и был вторым ребенком в семье из трех детей. Детство его нельзя назвать спокойным: отец постепенно погружался в депрессию и алкоголизм, в конце концов покончив с собой, когда Билли было четыре года. Позднее исследователи отметят, что первые признаки расщепленного сознания у мальчика, скорее всего, проявились примерно в то же время, и к пяти годам у Билли уже имелись три дополнительных личности (немой мальчик Шон, девочка-дислексик Кристин и безымянный мальчик).
Затем мать уехала из Флориды в Огайо, забрав детей с собой, но и на новом месте дела у нее шли не очень хорошо. Она вышла замуж за Чалмера Миллигана, который вскоре после свадьбы начал избивать жену, в то время как Билли терпел от него не только побои, но и сексуальные домогательства. По мере того как мальчик рос, в нем оформлялись все новые и новые личности, что очень мешало ему получить не только постоянную, но и вообще хоть какую-то нормальную работу (одно время он даже работал телохранителем местного драгдилера).
Все это закономерно закончилось попыткой вооруженного ограбления в 1975-м, когда Билли был пойман и отсидел до начала 1977-го. Уже в конце того же года Миллиган был вновь арестован — на этот раз за несколько попыток изнасилования, предпринятых около Университета Огайо; одна из его жертв позднее скажет, что насильник вел себя «как трехлетняя девочка», но истинный смысл этого замечания поймут значительно позже. Миллиган, уже известный полиции, был вскоре опознан, в его квартире провели обыск и обнаружили там несколько видов оружия, что нарушало условия его освобождения из тюрьмы. Так Миллиган попал в тюрьму штата Огайо.
Во время подготовки судебного процесса по его делу странным поведением заключенного особенно заинтересовались психиатры. В ходе серии медицинских обследований Миллиагну сначала ошибочно диагностировали шизофрению, а затем — множественное расстройство личности. Это дало возможность его адвокатам выдвинуть линию защиты, согласно которой Миллиган не может быть признан в полной мере ответственным за свои действия, поскольку совершала их отдельная личность, проявляющаяся из-за психически нестабильного состояния обвиняемого. В 1978-м он был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику и пробыл в различных медицинских учреждениях последующие десять лет.
На начальной стадии лечения, в конце 1970-х, у Билли было выявлено 10 альтернативных личностей, среди которых две (Артур Смит, британский интеллектуал-эстет и Реджен Вадасковинич, югославский эксперт по оружию и рукопашному бою) осуществляли контроль над остальными, устанавливая для них правила и «часы посещений» физической оболочки Миллигана. Позднее, во время углубленной терапии, врачи обнаружили еще 14 дополнительных личностей, основная часть которых была объявлена нежелательными Артуром и Редженом по различным мотивам, чаще всего — за неподчинение общим правилам или физическую опасность для тела.
В число основных 10 личностей, кроме двух лидеров, входили такие разные персонажи как лесбиянка Адалана (ответственная за изнасилования, поскольку испытывала сильную потребность в близости с женщиной), восьмилетний мальчик Дэнни (принимающий на себя боль всех остальных личностей) и механик Томми, умеющий взламывать замки и освобождаться от смирительной рубашки. Среди нежелательных личностей попадались тоже очень разнообразные: начиная от двух приятелей из Бруклина, промышляющих мелким криминалом, и заканчивая пародистом, который издевался над тюремной охраной и другими личностями, пародируя их акцент. Что интересно, почти все личности Миллигана занимались творчеством — в основном поэзией и рисованием, а также игрой на музыкальных инструментах, причем каждая личность имела собственные предпочтения в каждом их виде.
Картина Билли Миллигана «Старый амбар». Предположительно нарисована «16-летним ловкачом Томми» — одной из личностей Миллигана.
По мере лечения врачи обнаружили у Миллигана и двадцать четвертую — пожалуй, наиболее интересную — личность. Это был некто Учитель — своего рода мета-сознание, имеющее доступ к воспоминаниям всех прочих личностей, и способное выстроить их в правильном порядке. Насколько можно судить, именно благодаря работе Учителя (который активно общался с медиками, помогая им узнавать все необходимые подробности жизни пациента) Билли Миллиган смог постепенно достичь целостности.
Он был признан излечившимся и не представляющим опасности для общества в 1988 году и окончательно освобожден в 1991-м, став — впервые за свою сознательную жизнь — единой личностью. В середине 1990-х он перебрался из Огайо в Калифорнию, основал кинокомпанию и планировал работать в кинематографе, однако потом оставил эту затею. Позднее его след теряется, поскольку его друзья и знакомые потеряли с ним связь, и о его передвижениях по стране имеется очень немного данных. Но точно известно, что 12 декабря 2014 года Билли Миллиган скончался от рака в Колумбусе, штат Огайо, немного не дожив до шестидесяти лет.
Портрет из позднего творчества Билли Миллигана
Случай Миллигана вошел в учебники психиатрии и стал основой для как минимум двух документальных книг о его жизни, не считая бесчисленных попыток экранизировать его историю. Одну из них предпринимал в начале 1990-х не кто иной как Джеймс Кэмерон, но эта идея кончилась ничем (Миллиган пытался судиться с Кэмероном, что, вероятно, тоже поубавило у последнего решимости). Затем его роль поочередно переходила к Мэтью Макконахи, Джонни Деппу, Брэду Питту, Шону Пенну и Джону Кьюсаку, но на данный момент проект остается в производственном аду, хотя не далее как в 2015-м была подтверждена информация о том, что на этот раз Миллигана сыграет Леонардо ди Каприо. Как бы то ни было, пока единственный художественный фильм, в котором история Билли Миллигана используется в качестве сюжетной основы (пусть и в серьезно переработанном виде) — это «Сплит» М. Найта Шьямалана.
На YouTube-канале Netflix появился трейлер документального фильма о Билли Миллигане - самом известным человеком с диссоциативным расстройством идентичности (с т.н. "множественной личностью").
Документалка "Монстры внутри: 24 лица Билли Миллигана" уже доступна в онлайн-кинотеатре.
В голове Билли, умершего в 2014 году в возрасте 59 лет, "сожительствовали" не менее 24 разных личностей. В 1970-х он обвинялся в нескольких ограблениях и трёх изнасилованиях. В результате его отправили на принудительное лечение.
">Дэниел Киз написал о нём документальные романы "Множественные умы Билли Миллигана" и "Войны Миллигана".
В 1997 году Тодд Графф и Дэнни Де Вито написали на основе "Множественных умов" сценарий художественного фильма "Переполненная комната", который должен был снять Джеймс Кэмерон. Производство затянулось за долгие годы, в течение которых на роль Билли планировались, среди прочих, Джонни Депп, Брэд Питт, Шон Пенн, Колин Фаррелл и Леонардо Ди Каприо. Весной этого года долгострой приобрела компания Apple, переформатировав его в сериал, а на главную роль назначили Тома Холланда.Осторожно, в материале есть спойлеры!
Пока фильм про Билли Миллигана с Леонардо Ди Каприо в главной роли находится в разработке, на большие экраны вышел психологический триллер «Сплит» с Джеймсом МакЭвоем. В основу картины легла история маньяка с расщеплением личности. В теле Кевина их живёт 23, и совсем скоро должна появиться ещё одна: самая страшная, по прозвищу Зверь. Проанализировать ленту и рассказать о том, что такое диссоциативное расстройство идентичности, АиФ.ru попросил психотерапевта и эксперта в психологии кино Татьяну Салахиеву-Талал.
Кевин и Билли
Билли Миллиган — это реальный человек, который страдал диссоциативным расстройством идентичности (DID). В его теле уживались целых 23 субличности разного пола, возраста и мировоззрения. Среди них было 10 главных и 13 нежелательных идентичностей, отлучённых от сознания за деструктивное поведение. В конце семидесятых годов мужчину обвинили в трёх изнасилованиях. Однако отправили Билли не под арест, а в психиатрическую больницу, поскольку обнаружили, что преступления совершал не он сам, а его альтернативная личность: девятнадцатилетняя лесбиянка, про действия которой тот ничего не знал.
Основная гипотеза по поводу причины такого расщепления — сексуальная травма, нанесённая Билли отчимом. Первый раз он изнасиловал своего пасынка в сарае, когда тому было 8, и продолжал это делать несколько лет. Однако первые две субличности появились у Миллигана в возрасте 2-3 лет.
Был ещё один случай, который круто изменил жизнь Билли. В 16 лет, когда он учился в колледже, однокурсницы неудачно и унизительно над ним подшутили. Из-за этого Билли хотел покончить с собой. Но спрыгнуть с крыши помешали субличности, желавшие жить. Они овладели им, усыпили и запретили выход в сознание. Пробудился настоящий Миллиган только спустя много лет на суде, когда психиатр вызвал его настоящую личность для дачи показаний по делу об изнасиловании. До этого момента он считал себя мёртвым.
Что же общего у Кевина из «Сплита» с этим человеком? Во-первых, в его теле живёт 23 личности и ожидается появление ещё одной. Среди них есть доминантные и нежелательные. Некоторые из них носят те же имена, что и субличности Миллигана. Во-вторых, главный герой похищает трёх девушек, одна из которых (Кейси) переживает ту же детскую травму, что и Билли. Только насилует её не отчим, а дядя.
На мой взгляд, эта история основана на случае Билли Миллигана, только хитро выстроена как бы в обход неё. Возможно, это как-то связано с авторскими правами.
Патриция, Деннис и Хедвиг
В теле Кевина — 23 личности, однако в самом фильме мы видим только 4. Другие вытеснены в подсознание двумя доминантами: Патрицией и Деннисом. Всех остальных они усыпили и убрали в бессознательное, разрешив проявляться только девятилетнему Хедвигу, которого прекрасно сыграл МакЭвой. Хедвиг безобидный, хорошо общается с Кейси. В фильме есть много забавных моментов, связанных с этим персонажем.
Деннис — чёткий, организованный, сильный, пунктуальный и волевой. С помощью этих качеств ему удаётся подавлять других. В тоже время у него есть «изъян»: ему нравится смотреть на голых танцующих девочек (кстати, этот порок появился после неудачной шутки над ним со стороны семнадцатилетних школьниц, что снова нас отсылает к истории Билли). Именно он украл Кейси вместе с подругами и запер их в подвале, пытался их изнасиловать, но в дело вмешалась Патриция, которая поставила его на место. Патриция оказывается довольно милой дамой и хорошо относится к пленницам. Вместе все эти личности ждут прихода ещё одной субличности — сверхчеловека по прозвищу Зверь — и делают всё для её появления.
Соседи по телу
До появления психиатрии это таинственное заболевание называли одержимостью дьяволом. Люди считали, что злые духи вселяются в человека и говорят вместо него чужими голосами на неизвестных языках, совершают страшные вещи. Сейчас оно именуется диссоциативным расстройством идентичности, но, к сожалению, по-прежнему демонизируется, что и показал Шьямалан в «Сплите». В фильме есть прямая отсылка к «дьявольской» природе этого расстройства: можно вызвать личность самого Кевина, если произнести его полное имя. Эту же мифологию мы видим в фильмах про одержимость, например, в «Экзорцисте».
В картине личности между собой общаются, борются, плетут интриги, в реальной жизни это не совсем так. Чаще всего у людей с таким заболеванием в сознании находится только одна идентичность, а когда «выходит» вторая, предыдущая «отключается». И та, которая активна в данный момент, не помнит, что происходило до этого с первой (диссоциативная амнезия), но бывают исключения.
Человек, постоянно сталкивающийся с провалами в памяти, в конечном счёте обращается за профессиональной помощью. И если психиатр (психотерапевт) диагностирует DID, то начинается лечение, целью которого является объединение идентичностей.
Психотерапия таких пациентов сводится к исследованию различных идентичностей человека, повышению его осведомлённости о собственном состоянии и о том, что с ним происходит. Врач должен помогать ему знакомиться с идентичностями и через различные техники обеспечивать возможность диалога между ними. Это даёт контроль над собственным состоянием и помогает интегрировать расщеплённые аспекты психики в единое целое.
Идентичности человека с DID нельзя воспринимать как реальных отдельных людей, живущих своей жизнью, развивающихся, взрослеющих. Например, у Билли Миллигана одна из его первых идентичностей — трёхлетняя Кристин — так и оставалась в этом возрасте, когда Билли было уже 22-23 года.
Излечение от диссоциативного расстройства идентичности возможно. История Билли Миллигана подтверждает это. На это ушло 10 лет. Судя по источникам, в результате психотерапии у него образовалась интегрирующая личность, называемая Учитель, контролирующая, понимающая и объединяющая все остальные. И в этой детали мы снова видим пересечение со «Сплитом», только в фильме 24 личность — это Зверь, разрушающий и деструктивный, что в очередной раз показывает, насколько Шьямалан стигматизирует и демонизирует человека с психическим расстройством.
За и против
В фильме режиссёр заостряет внимание на том, как психиатр Кевина пытается убедить профессиональное сообщество в существовании множественных личностей своего пациента. Этот момент отражает реальное положение вещей в американском психиатрическом сообществе и те споры, которые ведутся относительно DID. Официально этот диагноз есть и в DSM (американский классификатор психических расстройств), и в МКБ (международный классификатор болезней, на который опираются в России). Однако американские коллеги разделились в этом вопросе на два противоборствующих лагеря. Одни утверждают, что пациенты с DID существуют и нуждаются в специальной терапии, другие же называют этот диагноз выдумкой и способом получить деньги на лечение от страховых компаний.
Российские психиатры в большинстве своём не признают феномен множественной личности и предпочитают в подобных случаях ставить диагноз «шизофрения».
Родом из детства
Согласно результатам исследований, основной причиной диссоциативного расстройства идентичности является тяжёлое эмоциональное, физическое или сексуальное насилие в детском возрасте. В момент столкновения с острой травмой ребёнок испытывает большое количество эмоциональной боли, с которой не может справиться, и его психика включает защитный механизм: диссоциацию (восприятие ситуации со стороны, как будто это происходит с другим человеком, — прим. ред.). Именно этот механизм может в некоторых случаях приводить к формированию альтернативной идентичности: насилие словно бы произошло над ней, а не над ребёнком. И при столкновении с последующими травмирующими ситуациями начнут появляться новые идентичности, которые будут лучше справляться со стрессом.
Обычно у людей с таким диагнозом обнаруживают от 6 до 12 идентичностей. Однако известен случай, когда женщина заявляла, что у неё их 300.
Интересно, что идентичности действительно отличаются друг от друга по многим качествам: IQ, характер, почерк, мимика, жестикуляция, голос, показатели ЭЭГ, таланты. Например, согласно источникам, одна из идетничностей Билли Миллигана разговаривала и писала на сербохорватском языке, которого сам он не изучал.
Внешняя разница
Волосы на голове, усы или грудь, конечно, при смене идентичности не вырастут. Но вот голос, мимика, жестикуляция, поведение, тембр речи — всё это меняется.
После истории с Билли Миллиганом появилось очень много желающих «закосить» под больного с DID. Однажды поймали двух мужчин-насильников. Один из них начал доказывать, что имеет несколько личностей. На что психиатр ответил: «Две субличности — это, конечно, неплохо, но обычно у всех по три». После этих слов задержанный сразу же «перевоплотился» в другого человека. Так обман быстро раскрылся, тем более что в доме преступника сотрудники полиции обнаружили книги по психиатрии.
В фильме смены идентичностей прекрасно показаны. Чтобы стать женщиной, МакЭвою достаточно добавить шарф, остальное — актёрская игра.
Всегда ли расщепление личности — признак маньяка?
М. Найт Шьямалан делает действительно подлую вещь. Он демонизирует расстройство, говоря, что человек с таким диагнозом определённо должен быть опасен. Но это не так. В интернете даже есть англоязычный сайт, которые создали люди с DID. Там они призывают прекращать снимать фильмы про то, какие они плохие. Они доказывают всем, что не являются опасностью для общества.
Осторожно, спойлер!
Зверь в финале
Линии двух главных героев — Кейси и Кевина — развиваются параллельно на протяжении всего фильма. А драматическая развязка заключается в том, что Кевин, перевоплотившись в новую личность (Зверя), пожирает двух девочек, убивает психиатра и пытается расправиться с Кейси. Но девушку спасает то, что он обнаруживает на её теле следы от порезов и ожогов от сигарет как свидетельство той страшной травмы, с которой ей приходится иметь дело с раннего детства. Видя эти увечья, убийца щадит жертву и отпускает, называя «особенной и достойной жить». Почему он это делает? Потому что Зверь помешан на ницшеанской идее о Сверхчеловеке. Она заключается в том, что тот, кто пережил боль и страдания, возвышается над всеми остальными. Это утверждение в фильме доводится практически до фашистской идеи, потому что из неё рождается намерение уничтожать всех, кто в эту категорию не попадает.
Из всех персонажей «Сплита» автор явно симпатизирует Кейси. Её драматическая арка действительно любопытна. В конце картины есть мощная сцена, в которой спасшаяся от маньяка девочка сидит в полицейской машине и слышит известие о том, что за ней приехал дядя. В этот момент зритель осознаёт, что для неё весь ужас не закончился, и что Кейси ещё предстоит встреча с реальным злом в своей жизни.
Как бы парадоксально это ни звучало, но я воспринимаю её арку как историю исцеления. Столкнувшись второй раз в своей жизни с ситуацией насилия, Кейси вдруг понимает, что она не слаба, и что её травма — это сила. Благодаря ей она выживает. Возможно, именно это осознание изменит ту ситуацию, в которой девочка находится много лет, живя со своим дядей. В фильме на это есть только намёк. Его мы видим во взгляде полицейской, которая уловила в глазах Кейси нежелание ехать домой.