Молодой мартин скорсезе
Мартин Скорсезе
Возраст: 80
Мартин Чарльз Скорсезе (Martin Charles Scorsese). Родился 17 ноября 1942 года в Куинсе, Нью-Йорк, США. Американский кинорежиссёр, актёр, продюсер и сценарист. Лауреат премии «Оскар».
Мартин Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности: так, опрос, проведённый в 2010 году популярным американским журналом Paste, показал, что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, оставив позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга.
Составитель официальной биографии режиссёра Винсент Лобрутто сравнивает его с ещё одной легендой мира кино - Стэнли Кубриком, «только Кубрик холоден и аналитичен, а Скорсезе - горяч и эмоционален».
Фильмам Скорсезе присущи выразительная жестокость и насилие, в кинематографических кругах он известен как мастер гангстерских лент. Огромное влияние на режиссёра оказали картины Кинга Видора, Джона Хьюстона, Майкла Пауэлла и Эмериха Прессбургера, Джона Форда, Элиа Казана, Бернардо Бертолуччи и многих других. Скорсезе предпочитает не менять создателей своих проектов, постоянно работая с Робертом Де Ниро, Леонардо Ди Каприо и монтажёром Тельмой Шунмейкер.
Скорсезе является обладателем около 105 всевозможных кинопремий и призов, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1976), премию «Золотой глобус» за режиссуру (2003, 2007, 2012), «Эмми» за режиссуру драматического сериала (2011) и приз Американской академии киноискусства «Оскар» (2007). Наиболее примечательные картины режиссёра - «Злые улицы», «Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа», «Славные парни», «Мыс страха», «Казино», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Отступники», «Остров проклятых», «Хранитель времени» и «Волк с Уолл-стрит» .
Франческо Скорсезе, дедушка Мартина по отцу, родился в коммуне Полицци-Дженероза в начале 1880-х годов. Мать Франческо умерла, когда ему было шесть или семь лет, поэтому после ещё одной женитьбы отца мальчик чувствовал себя брошенным. Вскоре он был усыновлён фермером, живущим по соседству. Работая в полях, Франческо начал думать об Америке, стране свободы, стране возможностей. В то время юноша был так называемым contadino - членом крестьянского класса фермеров, рыбаков и ремесленников. Он усердно работал на земле своего приёмного отца, у которого были большие планы на Франческо. Он желал, чтобы сын помогал ему ещё и по дому и когда-нибудь женился на одной из его дочерей, однако девятнадцатилетний Франческо был непреклонен: с каждым взмахом косы его желание отправиться в США всё увеличивалось. Отклонив предложение отца, он сел на судно и прибыл в Америку в начале XX века.
Что же до бабушки Мартина по отцу, Терезы, то она, как и её будущий супруг, родилась в Полицци-Дженероза. Тереза была великолепной кухаркой, создававшей классические блюда этого региона Италии. Маленькая, но волевая женщина покинула родину на небольшой лодке. После месяца странствий, голодания и болезней, Тереза увидела знаменитую зелёную леди с факелом - она наконец-то попала в США.
Дедушка Скорсезе по матери, Мартин Каппа, в честь которого позже назовут маленького Мартина, родился в коммуне Чиминна. Как и Франческо, Мартин почти не знал собственную мать и воспитывался приёмной семьёй. С достижением совершеннолетия, высокий, энергичный и элегантный молодой человек с необычными усами стал солдатом кавалерии.
Его будущая супруга, бабушка Скорсезе по матери, Доменика Каппа также родилась в Чиминне. Однажды она услышала стук копыт кавалерийских лошадей, проезжавших мимо её дома. Девушка выбежала на низкий балкон, откуда увидела солдат, восседавших на изнемогающих животных. Внезапно её глаза пересеклись с глазами симпатичного молодого воина в голубой униформе, на голове которого красовалась шляпа с большим белым пером. Они посмотрели друг другу в глаза и сразу же влюбились. После двадцати двух дней ухаживаний Мартин и Доменика поженились.
В 1912 году родилась их дочь Сара. Мартин отправился в Америку, дабы найти новую жизнь для своей семьи. Оттуда он писал Доменике письма с просьбами приехать к нему, но она попросту боялась поездки и продолжала отказывать. Разочарованный Мартин сочинил последний призыв, угрожая уйти от неё, если она не приедет в срочном порядке. Доменика и Сара попали на следующее же судно, но только потому, что вместе с ними плыл родной брат девушки. Когда корабль уже был готов к отправке, Доменика обнаружила, что брат пропал - она была обманута. Путешествие было долгим и тяжёлым.
В конце концов, две совершенно разные семьи поселились в Нью-Йорке, на Элизабет-стрит. Франческо, гордый мужчина безо всякого официального образования, устроился в Нью-йоркскую промышленную компанию, в верфях которой работал разнорабочим. Он, как и сотни других работников, находился под руководством вышестоящих, что совершенно его не устраивало. Мужчина покинул компанию и открыл десять продуктовых лавок. В начале 1900-х годов он обручился с Терезой в старой церкви святого Патрика. Скорсезе переехали на Элизабет-стрит, 241, а Каппа выбрали четвёртый этаж 232 дома через улицу.
Мартин Каппа работал на строительных лесах в небольшом городке Спрингфилд, что в штате Нью-Джерси, и возвращался домой только по выходным. Этот тяжёлый труд приносил ему сорок пять долларов в неделю - хорошие деньги для того времени. Не обходилось и без производственных травм - когда Мартин серьёзно повредил руку и выпал из рабочего графика, Доменика, профессиональная швея, приступила к работе, дабы уменьшить убытки. Как и многие итало-американки, женщина трудилась на дому, пытаясь выжить в демократическую эру свободного предпринимательства. Этому ремеслу она также обучала и дочерей, с интересом наблюдавших за её работой.
Мать Мартина Скорсезе, Кэтрин, родилась в 1912 году, а отец Чарльз (настоящее имя - Лучиано) годом позже. Росли они в Маленькой Италии, где Кэтрин ходила в среднюю школу, которую бросила, так и не окончив. Вместо учёбы она устроилась на фабрику по производству одежды для детских кукол, проработав там до семнадцати лет. С наступлением совершеннолетия девушка перешла на другой завод на Второй Авеню. Незадолго после этого брат Чарльза пригласил её к мистеру Силверману, «королю Нью-Джерси», как его называли в народе, обрабатывавшему одежду, сделанную на фабриках Нью-Джерси. Кэтрин проработала у Силвермана тридцать девять лет.
Мартин Скорсезе родился в Нью-Йорке. Скорсезе вырос в очень набожной католической семье.
В детстве он часто болел астмой и поэтому не мог играть с другими детьми, из-за чего его родители или старший брат брали маленького Мартина с собой в кинотеатр. Именно в этот период жизни у него и стала развиваться страсть к кино, особенно он полюбил исторический жанр, так как, по меньшей мере, два фильма этого жанра - «Земля фараонов» и «Эль Сид» - имели глубокое и долгое влияние на него. Также в это время у него развивается интерес к неореалистическому кино. Он рассказывал про влияние на него документальных фильмов на итальянском, а также то, как «Похитители велосипедов» и «Рим, открытый город» вдохновляли его и повлияли на его взгляды, возможно, и благодаря его сицилийским генам.
В документальном фильме My Voyage to Italy Скорсезе отмечает сицилианский эпизод фильма Роберто Росселини «Пайза», просмотренный им вместе с родственниками, иммигрантами из Сицилии, который значительно воздействовал на его жизнь. Также он признаёт большое влияние на него Французской Новой Волны, и заявил: «Французская Новая Волна повлияла на всех режиссёров, работавших с тех пор, невзирая на то, смотрели они фильмы или нет».
Он также отмечает таких режиссёров, как Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Рай Сатьджит, Микеланджело Антониони как наиболее повлиявших на его карьеру. Изнаначально Мартин Скорсезе хотел стать священником, посещая среднюю школу Кардинала Хайза (Cardinal Hayes High School) в Бронксе, но выбрал кино, и поступил в Нью-Йоркский Колледж Наук и Искусства (сейчас известный как New York University College of Arts and Science), где он получил звание бакалавра искусств в 1964 году.
После увольнения с военной службы учится в Нью-Йоркском университете, где снимает два короткометражных фильма: «Что такая симпатичная девушка как ты делает в таком месте как это?» и «Это не только ты, Мюррей». Более известный короткометражный фильм Скорсезе - «Конкретная стрижка», снятый в 1967 году. Фильм критикует вмешательство американского правительства во Вьетнамский конфликт, из-за этого второе название фильма - «Вьет’67».
Первый полнометражный фильм Мартина Скорсезе носил рабочее название «Я позвоню первым» (I Call First) и снимался в 1967 году, после того как режиссёр закончил работу над своим короткометражным фильмом «Конкретная стрижка». Главную роль в картине исполнил начинающий актёр Харви Кейтель, который позже снимется в нескольких других работах Скорсезе. Фильм рассказывал историю любви Джей Р. и его девушки, живущих на улицах Нью-Йорка. К концу съёмок Скорсезе решил переименовать фильм в «Кто стучится в мою дверь?» (Who’s That Knocking at My Door?). После этого он снимает ещё две картины: полудокументальный фильм «Уличные сценки» и «Берта по прозвищу „Товарный вагон“» (Boxcar Bertha), основанный на реальной истории.
В 1973 году на экраны вышел фильм «Злые улицы». В фильме помимо Харви Кейтеля сыграл начинающий актёр Роберт Де Ниро, ранее работавший с Брайаном Де Пальмой. В центре сюжета фильма четыре парня, находящихся в тени своих родственников старшего поколения: Тони, итальянец около 30 лет от роду, заправляет местным баром; Майк претендует на звание серьёзного мафиозного воротилы, не роняет ни на секунду маску серьёзности, при том что единственный из всей компании действует исходя из понятий мафиози старого поколения; Джонни Бой занимает деньги у всех без всякого намерения вернуть, ему абсолютно наплевать на все понятия, законы и связи этого общества, ему просто нужно выпить, снять девочек, набить кому-нибудь рожу; и Чарли, племянник местного босса мафии, стремится воплотить в жизнь идеи великого Франциска Ассизского, но делает это «на улицах», по своей недальновидной мерке. Чарли очень религиозен, он испытывает свое терпение и веру: пытается спасти Джонни Боя, при том, что покидает свою подругу в момент приступа эпилепсии. В результате снятый Скорсезе фильм был высоко оценен публикой.
В 1974 году Эллен Бёрстин решилась на съёмки в новой картине Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живёт». Фильм не получил особых наград, кроме «Оскара» за лучшую женскую роль 1975 года. Фильм рассказывает историю Алисы, у которой умер муж, оставив её безработную с ребёнком на руках.
В 1976 году Скорсезе снимает фильм «Таксист», в котором впервые был полностью раскрыт талант Мартина Скорсезе как режиссёра. Также, помимо режиссёрской работы, критики высоко оценили актёрскую работу Роберта Де Ниро и работу оператора Майкла Чэпмена. Премьера состоялась 8 февраля 1976 года в США. Повторный выход состоялся 16 февраля 1996 года в США. В фильме Роберт Де Ниро играет таксиста, бывшего морского пехотинца Тревиса Бикла.
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (1976), две премии BAFTA. В общем итоге фильм получил 18 кинопремий, номинировался на четыре «Оскара» и 9 других премий.
Фильм был задействован в деле о попытке убийства президента США Рональда Рейгана.
В 1970-х годах Джон Хинкли посмотрел фильм «Таксист» не менее 15 раз и, по-видимому, отождествлял себя с главным героем фильма. Несколько последующих лет Хинкли преследовал Джоди Фостер (игравшую в фильме малолетнюю проститутку) по стране и дошёл даже до того, что, узнав из журнала, что она учится в Йельском университете, поступил туда же на курс писательского мастерства. В конце 1980 г. Хинкли написал Фостер множество писем, а также дважды говорил с ней по телефону. Получив вежливый, но однозначный отказ, он, тем не менее, не стал отказываться от своих намерений. Хинкли был уверен, что, прославившись на всю страну, он может добиться равного социального статуса с Фостер. Подобно герою фильма Тревису Биклу, Хинкли начал преследовать президента Джимми Картера с целью его убийства. В марте 1981 г. Хинкли написал Фостер ещё несколько записок. Их тон заметно отличался от предыдущих и побудил её передать их декану. Декан, в свою очередь, передал записки в полицию, однако местонахождение Хинкли установить не удалось. Вскоре Хинкли попытался убить Рональда Рейгана и был арестован.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк» (New York, New York) - лирическая драма с элементами комедии и большим количеством музыкальных номеров. Съёмки проходили в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, США. Фильм вышел на экраны в 1977 году. В главных ролях заняты Роберт де Ниро и Лайза Миннелли. Заглавная музыкальная тема New York, New York позднее стала чрезвычайно популярной в исполнении Фрэнка Синатры.
«Последний вальс» (The Last Waltz) - документальный фильм Мартина Скорсезе (1978), запечатлевший заключительный концерт канадо-американской рок-группы The Band, который прошел в День благодарения 26 ноября 1976 года в концертном зале «Уинтерлэнд», Сан-Франциско. Звуковая дорожка к фильму вышла отдельной пластинкой. Работу Скорсезе принято считать эталоном «концертного кино».
В 1978 году, когда Мартин Скорсезе едва не умер от передозировки наркотиков (он нюхал кокаин), Роберт Де Ниро, навестив режиссёра в больнице, попытался уговорить его никогда больше не употреблять наркотики и высказал пожелание, чтобы Скорсезе снял фильм о боксёре. Сначала Скорсезе отказался (он не любил картины о спорте), но Де Ниро в конце концов сумел его переубедить. Многие утверждают, что Де Ниро спас режиссёру жизнь, сумев настоять на его возвращении к работе.
В результате Скорсезе снял фильм «Бешеный бык» об известном американском боксёре итальянского происхождения, чемпионе мира Джейке Ла-Мотта. Сюжет построен как воспоминания постаревшего Джейка в 1960-х годах о расцвете и конце своей блестящей карьеры на боксёрском ринге. Своё прозвище Джейк получил за неукротимый бойцовский дух и бешеный нрав, который также испытали на себе его близкие. Фильм повествует о непростых взаимоотношениях Джейка со своим братом, промоутером и тренером Джоуи и женой Викки. Фильм был высоко оценен критиками и получил Оскар за лучшую мужскую роль и за лучший монтаж (фильм имел номинации ещё в шести категориях).
В 1987 году Мартин Скорсезе приступает к постановке фильма с рабочим названием «Страсть». Интересно отметить, что свой вклад в создание картины внесли представители самых разных христианских конфессий: католик Скорсезе, который в молодости собирался принять церковный сан, Казандзакис - православный христианин Греческой церкви, автор сценария Поль Шредер - последователь кальвинизма.
К работе привлекли серьёзный ансамбль исполнителей, и картина бы не состоялась, если бы актёры, которые почли за честь работать с мастером, не согласились сниматься за скромный гонорар. Предварительно планировалось, что съёмки пройдут в Израиле, но это оказалось дороже с точки зрения бюджета и не столь безопасно. В картине нет масштабных спецэффектов - чудеса Спасителя изображены весьма скромно. Также в картине нет многолюдной массовки - это опять-таки последствия ограниченного бюджета. В октябре 1987 года съёмки начались в Марокко.
В январе 1988 года Скорсезе вернулся в Нью-Йорк, чтобы закончить постпродакшн-фазу картины. Режиссёр очень торопился закончить монтаж, так как предчувствовал, что выпуск картины в массовый прокат будет сопровождаться серьёзными трудностями.
В августе 1988 года состоялась премьера фильма в США и Канаде.
В 2006 году Мартин Скорсезе снял ремейк популярного гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка», вышедшего в 2002 году, фильм носил название «Отступники». В главных ролях снялись Леонардо Ди Каприо и Мэтт Дэймон. Фильм рассказывал про двух лучших выпускников полицейской академии, которые оказались по разные стороны баррикады: один из них - агент мафии в рядах правоохранительных органов, другой - «крот», внедрённый в мафию. Каждый считает своим долгом обнаружить и уничтожить противника, но постоянная жизнь в искажённых реалиях меняет внутренний мир героев.
В первый уикенд после своего выхода на экраны «Отступники» заняли первое место по дебютным кассовым сборам в США, заработав 26,887,467 $ и опередив фильмы «Работник месяца» и «Техасская резня бензопилой: Начало». В Великобритании в дебюте фильм уступил только картине «Дьявол носит Prada», однако в следующую неделю вышел на первое место. По состоянию на 15 декабря 2006 года фильм собрал 118,7 млн $ в США и 219,5 млн $ по всему миру, став самым коммерчески успешным фильмом Скорсезе. Так же фильм получил отличные отзывы кинокритиков и ряд наград, включая шесть номинаций на «Золотой глобус» в категориях «лучший фильм», «лучший режиссёр», «лучший актёр» (Леонардо Ди Каприо), две «лучший актёр второго плана» (Джек Николсон и Марк Уолберг) и «лучший сценарий». Однако лишь в одной номинации, за лучшую режиссуру, фильму удалось получить приз.
Именно 26 февраля 2007 года Мартин Скорсезе получил долгожданную премию «Оскар». Номинирован он был шесть раз: в 1981 году за фильм «Бешеный бык», в 1989 году за работу «Последнее искушение Христа», в 1991 за фильм «Славные парни», в 2003 году за «Банды Нью-Йорка», в 2005 году за фильм «Авиатор» и в 2007 году за фильм «Отступники».
Личная жизнь Мартина Скорсезе:
Скорсезе вступал в брак пять раз, четырежды разводился. Его первой женой была Ларейн Мари Бреннан (Laraine Marie Brennan), у них есть дочь Кэтрин. В 1976 году Скорсезе женился на писателе Джулии Кэмерон. В этом браке родилась вторая дочь режиссёра - Доменика Кэмерон-Скорсезе (Domenica Cameron-Scorsese), ставшая актрисой и снявшаяся в фильме отца Эпоха невинности. Однако брак продлился лишь год. Развод лег в основу первого фильма Кэмерон, чёрной комедии God’s Will, в котором также сыграла их дочь Доменика. С 1979 по 1983 год Скорсезе был женат на актрисе Изабелле Росселини. Затем его женой в 1985 году стала продюсер Барбара де Фина (Barbara De Fina), их брак также закончился разводом в 1991 году. С 1999 года женат на Хелен Моррис (Helen Morris). У них есть дочь Франческа, которая снялась в фильмах Скорсезе «Отступники» и «Авиатор».
Ныне Скорсезе проживает в родном Нью-Йорке.
Мартин Скорсезе практикует трансцендентальную медитацию. В декабре 2010 года он выступил на благотворительном вечере Фонда Дэвида Линча в поддержку обучения трансцендентальной медитации молодёжи из группы риска, ветеранов, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и других людей, подверженных сильному стрессу.
Фильмография Мартина Скорсезе:
1967 - Кто стучится в дверь ко мне? (Who's That Knocking at My Door) - Гангстер
1970 - Уличные сценки (Street Scenes) (документальный) - Интервьюер
1972-2009 - Великие представления (Great Performances) (фильм-спектакль)
1972 - Берта по прозвищу «Товарный вагон» (Boxcar Bertha) - Клиент борделя
1973 - Злые улицы (Mean Streets) - Джимми Шорт (нет в титрах)
1974 - Итало-американец (Italianamerican) (документальный) - Ведущий, интервьюир
1976 - Таксист (Taxi Driver) - пассажир такси
1976 - Пушечное ядро! (Cannonball!)
1978 - Последний вальс (Last Waltz, The) (документальный) - Ведущий, интервьюир
1978 - Американский парень (American Boy: A Profile of: Steven Prince) (документальный) - Интервьюир
1980 - Бешеный бык (Raging Bull) - эпизод
1983 - Король комедии (King of Comedy, The) - Телевизионный директор
1983 - Анна Павлова (Anna Pavlova / Anna Pawlowa - Ein Leben für den Tanz) - Гатти-Кассаза
1985 - После работы (After Hours) - эпизод
1986 - Цвет денег (Color of Money, The) - эпизод
1986 - Вокруг полуночи (Round Midnight) - Гудли
1989 - Нью-Йоркские истории (New York Stories) - эпизод
1990 - Сны Акиры Куросавы (Dreams) - Винсент Ван Гог
1990 - Кидалы (Grifters, The) - эпизод
1990 - Сискел и Эберт: будущее кино (Siskel Ebert: The Future of the Movies) (документальный)
1991 - Виновен по подозрению (Guilty by Suspicion) - Джо Лессер
1992-2022 - HBO: Первый взгляд (HBO First Look) (документальный)
1993 - Эпоха невинности (Age of Innocence, The) - Фотограф (нет в титрах)
1994 - Телевикторина (Quiz Show) - Спонсор
1995-2005 - Биография (Biography) (документальный)
1995 - Найти и уничтожить (Search and Destroy) - Бухгалтер
1995 - История американского кино от Мартина Скорсезе (Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, A) (документальный) - Рассказчик
1998 - С такими друзьями, как эти... (With Friends Like These...) - эпизод
1999 - Муза (Muse, The) - эпизод
1999 - Мое путешествие в Италию (Mio viaggio in Italia, Il) (документальный) - Ведущий
1999 - Воскрешая мертвецов (Bringing Out the Dead) - эпизод
2001 - В пятницу вечером с Джонатаном Россом (Friday Night with Jonathan Ross) (документальный)
2002 - Умерь свой энтузиазм (Curb Your Enthusiasm)
2002 - Банды Нью-Йорка (Gangs of New York) - эпизод
2003 - Десять лет под влиянием (A Decade Under the Influence) (документальный) - камео
2003 - Чарли: Жизнь и искусство Чарли Чаплина (Charlie: The Life and Art of Charles Chaplin) (документальный)
2003 - Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд (Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex, Drugs and Rock 'N' Roll Generation Saved Hollywood) (документальный)
2004 - Тэннер против Тэннера (Tanner on Tanner)
2004 - Подводная братва: На рыбалку (Shark Tale: Gettin' Fishy with It) (анимационный)
2004 - Молния в бутылке (Lightning in a Bottle) (документальный) (нет в титрах)
2005 - Нет пути назад: Боб Дилан (No Direction Home: Bob Dylan) (документальный)
2008 - Rolling Stones. Да будет свет, The (Shine a Light) (документальный) - Мартин Скорсезе
2010 - Фран Лебовитц. Ораторское искусство (Public Speaking) (документальный)
2010 - "Роллинг Стоунз" в изгнании (Stones in Exile) (документальный)
2010 - Лицо к лицу (Face 2 Face) (документальный)
2010 - Данте Ферретти: итальянский художник-постановщик (Dante Ferretti: Scenografo italiano) (документальный)
2012 - Кастинг (Casting by...) (документальный)
2012 - Вуди Аллен (Woody Allen: A Documentary) (документальный)
2012 - Бок о бок (Side by Side) (документальный)
2013 - Соблазненные и покинутые (Seduced and Abandoned) (документальный)
2013 - Вторжение к Бергману (Trespassing Bergman / Bergmans video) (документальный)
2014 - Роджер Иберт. Это и есть жизнь (Life Itself) (документальный)
2015 - Хичкок / Трюффо (Hitchcock / Truffaut) (документальный)
2016 - Люмьеры! (Lumière!) (документальный)
2017 - Спилберг (Spielberg) (документальный)
2020 - Сальваторе — сапожник снов (Salvatore: Shoemaker of Dreams) (документальный)
2021 - Представьте, что вы в городе (Pretend It's a City) (документальный)
2021 - Истории поколения с папой Франциском (Stories of a Generation - with Pope Francis / Stories of a Generation - Con Papa Francesco) (документальный)
Озвучивание Мартина Скорсезе:
1986 - Цвет денег (Color of Money, The)
1990 - Кидалы (Grifters, The) - читает текст
1999 - Воскрешая мертвецов (Bringing Out the Dead)
2004 - Подводная братва (Shark Tale) (анимационный)
2004 - Авиатор (Aviator, The)
Режиссерские работы Мартина Скорсезе:
1959 - Везувий VI (Vesuvius VI)
1963 - Что такая симпатичная девушка как ты делаешь в таком месте, как это? (What's a Nice Girl Like You Doing in a Place Like This?) (короткометражный)
1964 - Это не просто только ты, Мюррей! (It's Not Just You, Murray!) (короткометражный)
1967 - Кто стучится в дверь ко мне? (Who's That Knocking at My Door)
1967 - Конкретная стрижка (Big Shave, The) (короткометражный)
1970 - Уличные сценки (Street Scenes) (документальный)
1972 - Берта по прозвищу «Товарный вагон» (Boxcar Bertha)
1973 - Злые улицы (Mean Streets)
1974 - Итало-американец (Italianamerican) (документальный)
1974 - Алиса здесь больше не живет (Alice Doesn't Live Here Anymore)
1976 - Таксист (Taxi Driver)
1977 - Нью-Йорк, Нью-Йорк (New York, New York)
1978 - Последний вальс (Last Waltz, The) (документальный)
1978 - Американский парень (American Boy: A Profile of: Steven Prince) (документальный)
1980 - Бешеный бык (Raging Bull)
1983 - Король комедии (King of Comedy, The)
1985 - Удивительные истории (Amazing Stories)
1985 - После работы (After Hours)
1986 - Цвет денег (Color of Money, The)
1987 - Плохой (Bad) (короткометражный)
1988 - Последнее искушение Христа (Last Temptation of Christ, The / Dernière tentation du Christ, La)
1989 - Нью-Йоркские истории (New York Stories) (эпизод «Уроки жизни»)
1990 - Славные парни (Goodfellas)
1991 - Мыс страха (Cape Fear)
1993 - Эпоха невинности (Age of Innocence, The)
1995 - Майкл Джексон: Видео великие хиты - История (Michael Jackson: Video Greatest Hits - HIStory) (документальный)
1995 - Казино (Casino)
1995 - История американского кино от Мартина Скорсезе (Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, A) (документальный)
1997 - Кундун (Kundun)
1999 - Мое путешествие в Италию (Mio viaggio in Italia, Il) (документальный)
1999 - Воскрешая мертвецов (Bringing Out the Dead)
2002 - Банды Нью-Йорка (Gangs of New York)
2003 - Блюз (Blues, The) (документальный)
2004 - Авиатор (Aviator, The)
2005 - Нет пути назад: Боб Дилан (No Direction Home: Bob Dylan) (документальный)
2006 - Отступники (Departed, The)
2008 - Rolling Stones. Да будет свет, The (Shine a Light) (документальный)
2009-2012 - Подпольная империя (Boardwalk Empire)
2009 - Остров проклятых (Shutter Island)
2010 - Фран Лебовитц. Ораторское искусство (Public Speaking) (документальный)
2011 - Хранитель времени 3D (Hugo)
2011 - Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире (George Harrison: Living in the material world) (документальный)
2013 - Волк с Уолл-стрит (Wolf of Wall Street, The)
2016 - Молчание (Silence)
2016 - Винил (Vinyl)
2019 - Ирландец (Irishman, The)
2021 - Представьте, что вы в городе (Pretend It's a City) (документальный)
2022 - Дьявол в белом городе (Devil in the White City, The / Devil In The White City: Murder, Magic And Madness At The Fair That Changed America, The)
Сценарии Мартина Скорсезе:
1963 - Что такая симпатичная девушка как ты делаешь в таком месте, как это? (What's a Nice Girl Like You Doing in a Place Like This?) (короткометражный)
1964 - Это не просто только ты, Мюррей! (It's Not Just You, Murray!) (короткометражный)
1967 - Кто стучится в дверь ко мне? (Who's That Knocking at My Door)
1967 - Конкретная стрижка (Big Shave, The) (короткометражный)
1973 - Злые улицы (Mean Streets)
1990 - Славные парни (Goodfellas)
1993 - Эпоха невинности (Age of Innocence, The)
1995 - Казино (Casino)
1995 - История американского кино от Мартина Скорсезе (Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, A) (документальный)
1999 - Мое путешествие в Италию (Mio viaggio in Italia, Il) (документальный)
2016 - Винил (Vinyl)
Продюсерские работы Мартина Скорсезе:
1967 - Конкретная стрижка (Big Shave, The) (короткометражный)
1973 - Злые улицы (Mean Streets)
1990 - Кидалы (Grifters, The)
1993 - Голый в Нью-Йорке (Naked in New York)
1993 - Бешеный Пёс и Глори (Mad Dog and Glory)
1995 - Толкачи (Clockers)
1995 - Найти и уничтожить (Search and Destroy)
1995 - История американского кино от Мартина Скорсезе (Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, A) (документальный)
1996 - Утеха сердца моего (Grace of My Heart)
1997 - Сдвиг по фазе (Kicked in the Head)
1998 - Страна холмов и долин (Hi-Lo Country, The)
2000 - Можешь рассчитывать на меня (You Can Count on Me)
2001 - Дождь (Rain)
2002 - Дикая банда (Deuces Wild)
2003 - Блюз (Blues, The) (документальный)
2004 - Новый Франкенштейн (Frankenstein)
2004 - Невесты (Brides / Nyfes)
2004 - Молния в бутылке (Lightning in a Bottle) (документальный)
2004 - Авиатор (Aviator, The)
2005 - Нет пути назад: Боб Дилан (No Direction Home: Bob Dylan) (документальный)
2006 - Отступники (Departed, The)
2008 - Роскошная жизнь (Lymelife)
2009-2014 - Подпольная империя (Boardwalk Empire) - исполнительный продюсер
2009 - Остров проклятых (Shutter Island)
2009 - Молодая Виктория (Young Victoria, The)
2010 - Фран Лебовитц. Ораторское искусство (Public Speaking) (документальный)
2011 - Хранитель времени 3D (Hugo)
2011 - Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире (George Harrison: Living in the material world) (документальный)
2013 - Волк с Уолл-стрит (Wolf of Wall Street, The)
2014 - Роджер Иберт. Это и есть жизнь (Life Itself) (документальный) - исполнительный продюсер
2014 - Драконы Нью-Йорка (Revenge of the Green Dragons)
2016 - Перестрелка (Free Fire) - исполнительный продюсер
2016 - Пазманский дьявол (Bleed for This) - исполнительный продюсер
2016 - Молчание (Silence)
2016 - Винил (Vinyl) - исполнительный продюсер
2017 - Снеговик (Snowman, The) - исполнительный продюсер
2017 - Слон и бабочка (Elephant and the Butterfly, The / Drôle de père) - исполнительный продюсер
2017 - Война токов (Current War, The)
2019 - Сувенир (Souvenir, The) - исполнительный продюсер
2019 - Неогранённые алмазы (Uncut Gems) - исполнительный продюсер
2019 - Ирландец (Irishman, The)
2020 - Ширли (Shirley)
2020 - Фрагменты женщины (Pieces of a Woman)
2021 - Холодный расчёт (Card Counter, The)
2021 - Сувенир: Часть 2 (Souvenir: Part II, The)
2021 - Представьте, что вы в городе (Pretend It's a City) (документальный)
2022 - Последние кинозвёзды (Last Movie Stars, The) (документальный)
последнее обновление информации: 18.08.2022
молодой мартин скорсезеМногие воспринимают Мартина Скорсезе в первую очередь, как создателя гангстерских боевиков, несмотря на его режиссёрскую многогранность.
Скорсезе потомок итальянских иммигрантов. Маленький Мартин своё детство провел в кинотеатрах Нью-Йорка. Больного астмой ребенка попросту не с кем было оставить и родители или брат брали его с собой в кино. Родившаяся любовь к этому искусству и предопределило его судьбу. Он мог стать священником, но всё же выбрал учёбу в Нью-Йоркском колледже наук и искусств.
Молодой Мартин СкорсезеСкорсезе громко заявил о себе фильмом «Злые улицы» (1973), встав на путь долгосрочного сотрудничества с начинающим тогда актёром Робертом Де Ниро. Их совместная работа в «Таксисте» (1976), где Де Ниро исполнил главную роль бывшего военного, который работает в такси, принесла картине Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Обретая успех, в то же время, режиссёр становился зависимым от кокаина и в 1978 году чуть не поплатился за это жизнью, переусердствовав с очередной «дорожкой». На выручку пришёл всё тот же Роберт Де Ниро. Он уговорил Мартина снимать кино о боксёре Джейке Ла-Мотте известное как «Бешеный бык» (1980), заставив погрузиться Скорсезе в работу. За этот фильм Де Ниро получил «Оскар», а режиссёр новую волну признания и высокую оценку критиков.
Кадр из фильма "Злые улицы"90-е для Скорсезе эпоха фильмов про мафию. Особенно можно отметить две картины с Де Ниро - «Славные парни» (1990) и «Казино» (1995). «Славные парни» вышли в один год с «Крёстным отцом 3» (1990), и именно они ассоциируются у меня с воплощением гангстерского кино того времени, а не финальная часть трилогии про дона Корлеоне, да простит меня Коппола.
Кадр из фильма "Славные парни"В новом тысячелетии для Скорсезе стартовала эпоха сотрудничества с Леонардо ДиКаприо: «Банды Нью-Йорка» (2002), «Авиатор» (2004), «Отступники» (2006), «Остров проклятых» (2009), «Волк с Уолл-стрит» (2013). Из этих всех фильмов лично меня впечатлили «Остров проклятых» и «Авиатор». «Остров», это мощное исследование человеческого разума. Одно дело, когда ты делаешь это в книге (фильм снят по одноимённому роману Денниса Лихэйна), но когда используешь только киноязык и достигаешь не меньшего, а может даже большего эффекта, это восхищает. «Авиатор» впечатлил меня актёрской работой ДиКаприо, правда с тех пор Лео неоднократно повышал планку и перепрыгивал её, но это не отменяет факта, что Говард Хьюз в его исполнении шикарен.
Кадр из фильма "Авиатор"Как и любой великий режиссёр, Скорсезе имеет собственный почерк. Первое, что приходит в голову, это приём тишины. Например в сцене из «Бешеного быка». Девственная тишина и сквозь неё прорываются звуки ударов и щелчки фотокамер, что создаёт дополнительное напряжение. Сам Скорсезе мог частично подсмотреть данный приём у Годара в «Банде Аутсайдеров» (1964). Ведь Мартин признавался, что являлся поклонником фильмов французской новой волны, которые оказали на него влияние и в творческом плане. Картинам Скорсезе также свойственен гиперреализм, это касается моментов насилия, демонстрируемого во всех жутких подробностях и обилие мата, от которого уши сворачиваются в трубочку. Ещё режиссёр мастерски ломает «четвёртую стену» в тех эпизодах фильма, где вводит зрителя в курс событий, используя прямое обращение героя, как в «Волке с Уолл Стрит» или прибегает к закадровому голосу.
Сцена из фильма "Бешеный бык"Отрывок из фильма Годара "Банда Аутсайдеров"Сцена из фильма "Волк с Уолл-стрит" (Начало 3:30) Резюмируя, хотелось бы сказать, что для меня Мартин Скорсезе, это, прежде всего «Таксист» и «Бешеный Бык». Именно эти две картины приходят мне в голову, когда слышу его фамилию. По ним также можно увидеть насколько глубокий и талантливый Де Ниро, который может играть не только итальянских мафиози. Мартин не отличается выбором оригинального сценария. Это может быть адаптация уже снятых картин, как например «Отступники» ремейк китайского фильма «Двойная рокировка» (2002), с которым Мартин взял «Оскар» за режиссуру, или экранизация художественных произведений, мемуаров. Всё это не мешает ему привнести свой оригинальный авторский взгляд в эти произведения и влюбить в них миллионы поклонников. Я с нетерпением жду «Ирландца» (2019) на Netflix и верю, что это будет триумфальное возвращение Мартина Скорсезе в амплуа режиссёра гангстерских фильмов.
Кадр из фильма "Таксист"
Биография Мартина Скорсезе
Мартин Скорсезе, подаривший миру свой талант и мастерство, больше, чем режиссер. Он – явление в мировой культуре, классик киноискусства, не перестающий удивлять зрителей и меняться, при этом оставаясь самим собой. На фото: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)Ранние годы
Мартин Скорсезе – ньюйоркец в третьем поколении, потомок итальянских эмигрантов. Он родился в семье рабочих Кэтрин и Чарльза Скорсезе 17 ноября 1942 года. Мартин рос в Квинсе, где ежедневно бандиты совершали налеты и выясняли отношения. Он был болезненным ребенком, страдал от частых простуд и приступов астмы. Родители-католики настояли на его обучении в приходской школе, желая, чтобы их сын стал священником. Но у Мартина были совсем другие планы. Мартин Скорсезе в детстве В своих интервью режиссер не раз шутил, что он хотел стать гангстером, а потом священником, а потом снова гангстером, потому что так было заведено законом улиц. Но на самом деле он с самого раннего детства грезил о кино. Картины, увиденные им во время киносеансов, на которые его брали с собой родители, произвели настолько сильное впечатление, что после нескольких лет обучения в католической школе он решил поступить в Университет наук и искусств. Для Кэтрин и Чарлза решение сына было неожиданным, но они поддержали его. Их сын должен был стать первым Скорсезе с высшим образованием.Мартин поступил учиться, однако вскоре был призван на срочную службу и был вынужден прервать учебу. После возвращения он продолжил обучение в университете Нью-Йорка.
Творческий путь
После окончания учебы Мартин снял несколько короткометражных лент на остросоциальные темы, которые привлекли внимание к молодому режиссеру. Мартин Скорсезе в молодости Первый полнометражный фильм – «Кто стучится в дверь мою», вышел в 1967 году, роли исполнили Зина Бетьюин и Харви Кейтель. Отзывы критиков были положительными, но все отмечали «шероховатости» и выражали надежду, что, набравшись опыта, Скорсезе будет снимать более удачные фильмы. В следующих работах режиссеру также не удалось достигнуть успеха: ленты «Уличная сцена» и «Берта товарный вагон» были признаны интересными, но не более. Но Мартина не интересовали мнения критиков и коллег, он был увлечен идеей нового фильма. Мартин Скорсезе в начале карьеры Картина «Злые улицы», резонируя со ставшей в 70-х годах популярной книгой Марио Пьюзо, идеализирующей образ гангстера, развенчивала мафиозную романтику. Скорсезе, не понаслышке знавший безобразное нутро преступного мира, начиненное кровью и наркотиками, воплотил на экране образ человека, вынужденного стать преступником или пожертвовать жизнью во имя спасения другого человека. Мартин Скорсезе на съемках фильма «Злые улицы» В отличие от последующих, эта лента показывала внутренний мир героя, нежели его восхождение к верхушке преступного олимпа. Роль Чарли, терзающегося чувством вины за предстоящее предательство, исполнил Харви Кейтель, а роль Джонни Боя – Роберт Де Ниро. Первый опыт Скорсезе и Де Ниро оказался удачным, предвестником огромного будущего успеха и положил начало их долгой дружбе. «Злые улицы» положили начало дружбе Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро После трагикомедии «Алиса здесь больше не живет» с Эллен Берстин и Крисом Кристофферсоном вышла картина, которой было суждено произвести эффект бомбы – никто до этого не снимал ничего подобного. Урбанистическая лента «Таксист» бросила вызов устоявшимся тенденциям в кинематографе и обнажила пороки общества, предпочитающего не замечать зло. Восхитительный и возмутительный фильм нашел отклик в сердце каждого зрителя. Трейлер фильма Мартина Скорсезе «Таксист» (1976) Многослойная аллюзийная трагедия, события которой разворачиваются на фоне мрачного Нью-Йорка, отсылает и к библейским мотивам, и описывает реалии настоящего времени. Темы, поднятые в фильме, одиночество, борьба с внутренними демонами и душевная драма героя, одновременно и палача, и жертвы, в исполнении Де Ниро, каждый кадр фильма – шедевр киноискусства. В картине также снялись Кейтель и совсем юная Джоди Фостер, которой досталась роль проститутки. На съемках фильма «Таксист»«Таксист» (1976) – один из лучших фильмов мирового кинематографа, ставший венцом эпохи неонуара и началом постнуара, воплощающего параноидальную эстетику распада личности.Период с 1977 по 1990 год был отмечен такими несомненными успехами, как драма «Бешеный бык», «Король комедии», «Цвет денег», и триллер «Мыс страха», в которых Скорсезе продолжил сотрудничество с Де Ниро, а также снял Пола Ньюмана, Уиллема Дефо и Тома Круза. На съемках фильма «Бешеный бык» Лента-аллегория «Последнее искушение Христа» содержала рассуждения режиссера на тему его личных отношений с богом; она вызвала негодование у церкви и чуть не стала причиной трагедии. Режиссер получал угрозы от фанатиков и, опасаясь расправы, был вынужден нанимать телохранителей. Мартин Скорсезе и Уиллем Дефо на съемках картины «Последнее искушение Христа» Продолжением гангстерской темы стали «Славные парни» с Де Ниро, Рэем Лиоттой и Джо Пеши. Идея неотвратимости возмездия, перекликающаяся с темой преданности, семейных ценностей и религии, была искусно передана художником. Невероятно жестокий и реалистичный, фильм является одним из лучших в своем жанре. Скорсезе и Де Ниро на съемках фильма «Славные парни» В начале 2000-х в прокат вышли «Банды Нью-Йорка». Участие в фильме приняли Дэниел Дэй-Льюис, Брендан Глиссон и Джим Бродбент. Но в интервью изданию Parade мастер отметил, что без участия Леонардо Ди Каприо, пригласить которого ему предложил Де Ниро, такого успеха картина бы не имела. Именно с «Банд» и началось долгое сотрудничество Скорсезе и Ди Каприо. Мартин Скорсезе и Леонардо Ди Каприо на съемках фильма «Банды Нью-Йорка» Снятые Скорсезе фильмы вошли в классику мирового кино, актеры, снявшиеся в них, получили награды, в том числе заветного Оскара и британскую BAFTA. Однако сам мастер, номинировавшийся на Оскара не менее 9 раз, получил главный приз киноакадемиков в 2006 году за свой фильм «Покойники», в русском прокате получивший название «Отступники». Мартин Скорсезе на церемонии вручения премии «Оскар» В основу картины, снятой по мотивам гонконгской «Двойной рокировки», была положена история ирландского мафиози и работавшего на него агента ФБР. Лео Ди Каприо и Мэтту Дэймону достались главные роли, также в фильм были приглашены Джек Николсон, Марк Уолберг и Алек Болдуин. На съемках фильма «Отступники» Мастерски поставленная картина, сочетавшая черты тонкой психодрамы и роскошного полицейского триллера, снова произвела фурор своим скептицизмом и отсутствием хэппи-энда, символизирующего безнадежность города грехов в частности, и всего преступного общества в целом. Мартин Скорсезе, Лео Ди Каприо и Мэтт Дэймон После «Отступников» режиссер представил несколько картин, вызвавшие неоднородную реакцию у зрителей. Короткометражка «Ключи от Резервы» 2007 года, лента, более относящаяся к авторскому кино, нежели к игровому и снятая в псевдокомедийном жанре, была посвящена творчеству Альфреда Хичкока. Некоторыми критиками тонкая ирония Скорсезе была воспринята как насмешка, и фильм не занял полагающегося ему места в галерее шедевров мастера. В съемках картины приняли участие Саймон Бэйкер и Майкл Стулбарг. Скорсезе во время работы над короткометражкой «Ключи от Резервы» «Американский парень» был снят в 2009 году в необычном даже для Скорсезе стиле беседы режиссера с его давним другом, и словно иллюстрировал судьбу вымышленного персонажа, некоего Стивена Принца. Собеседник рассказывал Мартину о наркотиках, женщинах и преступлениях, об удачах, которые прошли незаметно, и о трагедиях, которые можно было бы избежать.
Документальная попытка переосмысления жизни человека, не являющегося ни медийной фигурой, ни даже реальным персонажем, по понятным причинам не стала хитом киносезона, но понравилась вдумчивому зрителю, свободному от предрассудков. В фильме снялся сам Скорсезе, а также Джордж Меммоли, Кэти МакГиннис и Джулия Кэмерон.
На съемках триллера «Остров проклятых» В 2010 году режиссер, словно давший своим поклонникам передышку, обрушил на них психологический триллер с шокирующей и драматической развязкой «Остров проклятых». Сложная драма, словно мозаика, складывающаяся из судеб и образов персонажей, которых сыграли Бен Кингсли, Марк Руффало, Макс фон Сюдов стала самой кассовой из всех творений режиссера. Главную роль в «Острове» исполнил Ди Каприо – это четвертая совместная работа двух гениев, которая из взаимной симпатии и уважения уже переросла в дружбу.Их следующий проект стал сенсацией и был отмечен небывалым успехом и снова неоднозначной реакцией публики и критиков. 2013 год, среди прочих его открытий, вошел в историю, как год создания киноленты «Волк с Уолл-Стрит». Снятая по биографической книге, написанной Джорданом Белфортом в тюрьме, драма хотя и стала воплощением так называемого «голливудского кино», однако содержала в себе обычную для Скорсезе провокацию.
«Волк с Уолл-Стрит» (трейлер) Фильм получился действительно звездным, в нем снялись Джона Хилл, Кайл Чэндлер, Марго Робби, Жан Дюжарден и Мэттью МакКонахи. Тонны наркотиков в изысканных декорациях, роскошные дома и автомобили, слово «fuck», употребляющееся около шестисот раз, стали обрамлением человеческой трагедии, к которой привела главного героя в исполнении Ди Каприо вечная погоня за деньгами. Самому Лео лента принесла более четверти миллиона долларов, сделав его самым высокооплачиваемым актером в мире, а для режиссера – еще одна победа над столь ненавистным ему ханжеством и заурядностью. Марго Робби, Лео Ди Каприо и Мартин Скорсезе на съемках фильма «Волк с Уолл-Стрит» В 2015 году Мэтр выступил в роли одного из продюсеров сериала «Винил», повествующего об эпохе 70-х, когда под гитарные аккорды рождались новые направления в музыке, и творилась современная история. И хотя зрителям понравилась подача сериала, его атмосфера, передающая дух свободы, под которым обрушилась система запретов и табу, HBO не стал заключать контракт на съемки второго сезона.Роман с музыкой
Отдельной историей в творческом пути мастера проходит музыка. Роман Скорсезе с рок-музыкой начался в конце психоделических 1960-х, когда он участвовал в создании документальной картины о фестивале в Вудстоке. Трейлер фильма Мартина Скорсезе «Последний вальс» (1978) Лента режиссера о последнем концертном шоу The Band «Последний вальс», вышедшая в 1978 году, вошла в учебные пособия как образец документального концертного фильма. На протяжении своей более чем долгой карьеры, Скорсезе снял документальные фильмы, в которых отдал дань уважения гению Боба Дилана, Джорджа Харрисона и группе Rolling Stones. Michael Jackson - «Bad» (режиссер клипа Мартин Скорсезе) Скорсезе является автором идеи и режиссером видеоклипа Майкла Джексона «Bad». С королем музыки его связывали дружеские отношения, он тяжело переживал преждевременный уход певца из жизни. Мартин Скорсезе и Майкл Джексон на съемках клипа «Bad» Премьера ленты «Молчание», состоявшаяся в 2017 году, стала еще одним предметом спора о сложных отношениях режиссера с богом, который предстает в картине незримым свидетелем творящегося на земле беззакония, предпочитая не вмешиваться в дела людей. Это третий фильм режиссера на тему религии, участие в нем приняли Эндрю Гарфилд, Киаран Хиндс и Лиам Нисон. «Молчание» (трейлер) Режиссер активно занимается фондом по поиску и восстановлению кинолент эпохи зарождения искусства кино, который он организовал около 30 лет назад. На 2017 год фонд насчитывает около пятисот восстановленных кинолент, считавшихся безвозвратно утерянными.Вклад, который Мартин Скорсезе внес в мировую культуру, сложно переоценить, но, по словам самого мастера, которому в 2018 году исполнилось 76 лет, ему предстоит еще очень многое сделать, прежде чем он сможет позволить себе отдых.