Любимая эпоха режиссера Тодда Хейнса, 1950-е, в «Кэрол» скорее уловка. Время действия здесь – Рождество, и даже вынесенное в название имя героини звучит его отголоском (christmas carol – рождественский гимн). В рождественскую ночь случается чудо. Неважно где: «Как называется этот город?» – спросит еще сонная Терез (Руни Мара) у Кэрол (Кейт Бланшетт), которая стоит у окна с дымящейся чашкой и жмурится на утренний свет. Эпоха – яркая подарочная упаковка. Ах эта любовно стилизованная палитра 50-х, для большей убедительности снятая оператором Эдвардом Лахманом на Super 16 mm. Ах эти платья, шляпки, интерьеры, тяжелозадые автомобили. Чтобы достать подарок, упаковку нужно разорвать, но Хейнс не спешит, рифмуя боль разрыва и сладость ожидания.
Они знакомятся в большом нью-йоркском супермаркете. Молоденькая черноволосая Терез в колпаке Санта-Клауса работает в отделе игрушек. Осанистая блондинка Кэрол в богатой шубе ищет подарок дочери. «А что бы выбрали вы сами, если бы вам было четыре года?» Железную дорогу, моментально отвечает Терез, и Кэрол, оформив заказ, забывает на стойке перчатки. Но все сказано еще до разговора, без слов. «Кэрол» – фильм взглядов. Героини замечают друг друга сквозь предпраздничную толпу, как будто ее не существует. Глаза Кэрол слегка прищурены, как от сигаретного дыма. У Терез – распахнуты. Классический сюжет: юность и опыт, воспитание чувств. И немного нуар – эпоха располагает и к этому.
Кэрол разводится с нелюбимым мужем (и всеми этими невыносимыми ужинами с его родителями). Тот требует единоличной опеки над дочерью. У Терез есть парень, точнее, это он думает, что она у него есть. До суда Кэрол запрещено видеться с дочерью. Они с Терез садятся в машину и едут на запад. Муж (Кайл Чандлер) нанимает частного детектива, чтобы уличить Кэрол в измене. В чемодане лежит пистолет.
Деконструктор
Тодд Хейнс прославился фильмом «Вдали от рая» (2002) – эталонной стилизацией мелодрам 1950-х, работавшей на разрыв шаблона: сюжетом там тоже была запретная любовь – гомосексуальная и межрасовая, что для Америки 50-х было в равной степени скандально и никак не могло быть показано на экране.
Во многом автобиографический роман «Цена соли» будущей звезды детективов Патриции Хайсмит был написан под псевдонимом и в 1952 г. разошелся тиражом более миллиона копий еще до официального издания. К 90-м, когда название сменилось на «Кэрол», а Хайсмит вернула на обложку свое имя, книга успела стать классикой гомосексуальной литературы. Но в 2015 г. Тодд Хейнс скорее прячет, чем акцентирует, скандальный для гомофобных 1950-х мотив. Ничего не манифестирует и не разоблачает.
Его «Кэрол» – частная, интимная история. Социальные роли важны в ней не меньше гендерных, но те и другие – лишь антураж для взглядов. Чувственность которых, однако, опосредована объективом: Терез – талантливый фотограф-любитель. Поначалу она робеет снимать людей, но раскрепощается, фотографируя Кэрол. Самые интимные моменты фильма – не постельные сцены (снятые с редким целомудрием), а разглядывание фотографий. Сюжетно лидер в паре – опытная Кэрол, но сам ее образ формируется взглядом Терез, рождается в ванночке с проявителем. Не случайно история рассказана ретроспективно и фильм начинается с ее финала.
«Реалисты, к числу которых принадлежу и я, – писал Ролан Барт, – принимают фото отнюдь не за «копию» реального, а за эманацию прошлой реальности, за магию, а не за искусство». Так в ванночке с проявителем возникает рождественская магия и проецируется на экран: Терез возвращает Кэрол после разрыва, а Тодд Хейнс возвращает 1950-е не в качестве красиво разорванной ретро-упаковки, но как подарок.
В прокате с 10 марта
кэрол руни мара
Фильм является экранизацией романа Патриции Хайсмит «Цена соли» ( «The Price of Salt»).Роль в фильме была предложена Руни Маре еще в 2011-м году, сразу же после съемок «Девушки с татуировкой дракона», но тогда она отказалась. Позже, когда из проекта уже ушла Миа Васиковска, Мара все же согласилась.Это второй фильм Тодда Хейнса с Кейт Бланшетт, первым был «Меня там нет» (2007).Фильм был снят в формате «Супер-16», чтобы придать ему внешнее сходство с фильмами конца 1940-х – начала 1950-х. Стиль фильма был вдохновлен фотографиями Вивиан Майер, Рут Оркин, Элен Левитт и Эстер Бабли. Большое влияние на создателей фильма оказал фотограф Сол Лейтер, который известен тем, что фотографировал через окна и использовал отражения в них.За основу для персонажа Кэрол (Кейт Бланшетт) был взят образ Вирджинии Кент Катервуд (1915-1966), светской львицы из Филадельфии, которая была на 6 лет старше Патриции Хайсмит, и с которой у Хайсмит был роман в 1940-х. То, что Катервуд была лесбиянкой, стало причиной того, почему ее лишили опекунства над дочерью.Во время съемки сцен, когда персонажи Кейт Бланшетт и Руни Мары разговаривают по телефону, актрисы решили на самом деле разговаривать по телефону, чтобы все было более естественно и им самим было проще это сыграть.Несмотря на то, что у Руни Мары в этом фильме 71 минута экранного времени, что составляет 60 % от всей длительности фильма, а у Кейт Бланшетт только 65 минут, студия выдвинула Бланшетт на все номинации в качестве актрисы, исполнившей главную роль, а Мару – как актрису, сыгравшую роль второго плана.Кэрол курит сигареты не только потому, что это было общепринято в те времена, но и потому, что курение подчеркивает ее определенные состояния. Кэрол курит, когда она уверена в себе или кокетлива, или же когда она чем-то озабочена или в чем-то ограничена. Однако она не курит вовсе во время поездки с Терезой, что подчеркивает то, что она в этот момент счастлива. И она снова начинает курить, когда возвращается домой и пытается решить проблемы с опекунством дочери. Терезу же показывают курящей, когда она испытывает смущение, как во время ее первого свидания с Кэрол, или в моменты тревоги, когда они едут обратно в отель в Чикаго, когда их роман перестает быть тайной. Также она держит сигарету, когда копается в коробке с фотографиями.На написание романа «Цена соли» Патрицию Хайсмит вдохновила блондинка в норковой шубе (госпожа Е.Р. Сенн, урожденная Кэтлин Уиггинс), которая заказала куклу у Хайсмит, когда та временно работала продавщицей в игрушечном отделе магазина «Bloomingdale» в Нью-Йорке в рождественский сезон 1948 года. Она закончила наброски истории уже той же ночью, и вероятно в момент написания находилась под влиянием ветряной оспы, которую она обнаружила у себя на следующий день. Роман Хайсмит закончила в 1951 году. А в переизданной версии романа 1990 года, она добавила в послесловии фразу о том, что лихорадка стимулирует воображение.Изначально Патриции Хайсмит опубликовала роман «Цена соли» в 1952 году под псевдонимом Клэр Морган. Позже роман был переиздан в 1984 году издательством лесбийской литературы Naiad Press. Хайсмит 38 лет опровергала слухи о том, что именно она является автором того романа. Однако в итоге ее уговорили на публикацию романа под новым названием, в котором появилось послесловие от самой Хайсмит. Роман был опубликован под названием «Кэрол» в Великобритании в 1990 году издательством Bloomsbury Publishing, и автором была указана уже не Клэр Морган, а Патриция Хайсмит. Еще до переиздания в 1990 году было продано около миллиона копий романа.Руни Мара была большой поклонницей Кейт Бланшетт еще с 13 лет, и их совместные съемки стали для нее своего рода воплощением мечты.На Каннском кинофестивале 2015 года зрители после просмотра этого фильма 10 минут аплодировали стоя.Исполнительный продюсер Тесса Росс рассказала, что на создание фильма ушло 11 лет упорного труда.Трое мальчиков, которые подбегают к модели поезда выставленной в магазине игрушек, после того как Кэрол уходит из него, это Дашил, Роман и Игнатиус – сыновья Кейт Бланшетт и Эндрю Аптона.Это уже второй фильм по роману Патриции Хайсмит, в котором снялась Кейт Бланшетт. Первым был «Талантливый мистер Рипли» (1999).События фильма разворачиваются с рождественских праздников 1952 года. В офисе «New York Times», в сцене с Терезой и фоторедактором, на стене можно заметить календарь с апрелем месяцем 1953 года, а в записке Кэрол просит Терезу о встрече тем же вечером в пятницу, 17 апреля. Это дает зрителю понять, что с момента их последней встречи прошло три с половиной месяца.Классическое меховое пальто Кэрол было сшито из меха, взятого с нескольких моделей винтажных пальто. Дизайнер по костюмам Сэнди Пауэлл рассказала, что это пальто разваливалось каждый день и в каждой сцене, где его использовали.Филлис Наж написала первый вариант сценария еще в 1996 году.В 2016 году этот фильм был признан Британским институтом кино лучшим ЛГБТ-фильмом всех времен.В своем интервью Сара Полсон рассказала, что в оригинальном сценарии ее роль была «более цельной», однако, к ее сожалению, в итоге она была сильно урезана.И Кейт Бланшетт и Руни Мара носили парики на протяжении всех съемок.Режиссер Тодд Хейнс обычно создает для своих фильмов специальные книги с изображениями, которые помогают представить визуальное ощущение, которое должно быть у фильма. В эти книги попадают фотографии, кадры из фильмов, картины, журналы и прочие источники, которые помогают сформировать стилистику фильма. Все это предназначено для оператора. Для этого фильма были собрана информация по одежде, прическам, макияжу, по тому, как женщины вели себя в то время. В книге были отмечены следующие фильмы: «Короткая встреча» (1945), «Головокружение» (1958) – за ощущение того времени, «Шугарлендский экспресс» (1974) – за инновационную операторскую работу Вилмоша Жигмонда, «Любовники и леденцы» (1956) – за места съемок, «Пожиратель тыкв» (1964) – за интерьеры. Также в книгу попали городские фотографии, сделанные Эрнстом Хаасом, Элен Левитт и Вивиан Майер. В итоге получилось более 80 страниц фотоколлажей. На составление этой книги у режиссера ушло два месяца.Это фильм с самым большим количеством номинаций на премию «Золотой глобус» 2015 – их у него 5.Сценаристка Филлис Наж является давней подругой автора романа Патриции Хайсмит.Город Цинциннати в штате Огайо использовался для съемок сцен Нью-Йорка и Нью-Джерси 1950-х годов. Весной 2014 года проходили съемки в центе города, в Иден-парке, в Гайд-парке, в местности под названием Over-the-Rhine, а также в городах Чевиот, Гамильтон, Лебанон и Вайоминг. Дополнительные съемки проходили в городе Алегзандрия, расположенном на севере штата Кентукки.В романе «Цена соли» повествование ведется от третьего лица и только с позиции Терезы.Фильм был произведен в сотрудничестве со студией Dirty Films Ltd., лондонская кинопроизводственная компания, совладельцами которой являются Кейт Бланшетт и ее муж Эндрю Аптон.Когда Кэрол и Тереза едут по направлению к дому Кэрол, они проезжают тоннель. Только вместо Тоннеля Линкольна, соединяющего Нью-Йорк и Нью-Джерси, был использован тоннель в Цинциннати (Lytle Tunnel). Из-за того, что тоннель имеет небольшую длину, для съемок сцены приходилось проезжать через него по несколько раз.В одном интервью режиссер Тодд Хейнс рассказал, что Кейт Бланшетт напомнила ему актрису Монику Витти, сыгравшую Витторию в фильме «Затмение» (1962). Хейнс даже сделал отсылку к Витти в одной сцене, где Тереза работает над фотографией спящей Кэрол с прядью волос на щеке. Положение волос Кэрол в этой сцене такое же, как у спящей Виттории в одной из сцен фильма 1962 года.Во втором письме Кэрол просит Терезу встретиться с ней 17 апреля – в этот же день у Руни Мары день рождения.Автомобиль Кэрол это Packard Super Deluxe 8 1949 года. Машина Харжа - Cadillac Series 75 Fleetwood Limousine 1952 года. Машина Эбби - Packard Custom Eight 1950 года с откидной крышей. Желто-красные машины такси, которые в фильме стоят припаркованные, это Chevrolet 1950 года и Dodge 1949 года.Перед началом работы над фильмом режиссер Тодд Хейнс составил плейлист из 79 песен и инструментальный композиций, которые были популярны в те времена. В этот плейлист также вошли песни, которые упоминались в самом романе. Это музыку он распространил среди актеров и членов съемочной группы, а также дал ее композитору фильма, чтобы им всем было проще проникнуться настроением того времени.Когда фильм был объявлен в 2012 году, предполагалось, что его режиссером станет Джон Краули.В сцене в проекторной комнате показывают фильм «Сансет бульвар» (1950). Этот фильм является любимым фильмом сценаристки Филлис Наж, поэтому использовались кадры из него.Филлис Наж за свою карьеру написала сценарии всего к двум фильмам, и у обоих из них в названиях использованы женские имена. Первый фильм был «Миссис Харрис» (2005).Кэрол курит сигареты в 9 сценах, в общей сложности 6 минут и 23 секунды.В сцене с вечеринкой должна была сыграть британская группа The Jive Aces, однако они не смогли принять участие в съемках из-за несогласованности рабочих графиков.Оператор Эдвард Лахман сыграл эпизодическую роль журналиста в офисе New York Times.