Николай рыбников и алла ларионова фото
Одна из самых красивых пар советского кинематографа — Алла Ларионова и Николай Рыбников. 31 год назад, 22 октября 1990 года, не стало звезды фильмов «Девчата», «Девушка без адреса» и многих других картин, а супруга актера прожила еще десять лет. Закат жизни она встретила почти в безвестности, а о ее семейном счастье ходили не самые приятные слухи. Причем многие еще при жизни мужа. Издание StarHit.ru вспоминает, так была ли взаимной любовь в этом звездном союзе?
Чувства у будущих супругов возникли не сразу. Они познакомились еще студентами, Николай часто бывал в гостях у Аллы, знал ее родителей, но отношения не заводил. В ту пору у него была другая девушка. Хотя Ларионова уже тогда была им увлечена и признавалась, что плакала о нем в подушку.
Зато, когда он оказался свободен — вдруг остыла. А он воспылал настоящей любовью. Даже думал свести счеты с жизнью из-за нее. Остановил влюбленного юношу педагог, Сергей Герасимов, намекнув, что девушку надо завоевывать, а не совершать роковые глупости во имя нее.
И Рыбников последовал совету — присылал телеграммы и письма ей с признаниями любви, где бы она ни находилась. Но красавицу ничто не трогало. В то время Алла была увлечена Иваном Переверзевым. К браку с Рыбниковым ее подвела роковая случайность — актриса забеременела.
С ребенком под сердцем ее бросил отец малышки, в которого она была так влюблена. Он сорвался в Москву, где вероломно женился на другой, более выгодной, по мнению родителей, пассии. Алла осталась одна и в положении. Тут-то и появился Рыбников. Он сразу сделал предложение, и Алла не смогла отказать. Своего счастья он дожидался шесть лет.
«Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в „Высоте“, но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск — делать предложение», — вспоминала продюсер Светлана Павлова.
Кадр из кинофильма «Весна на Заречной улице» Режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Ефимович Миронер 1956 г.
Актеры поженились, совсем скоро у них родилась дочь Алена. На сплетни вокруг их брака они не обращали внимание. Тем более, Николай принял малышку как родную. Они жили в трехкомнатной квартире, потом смогли получить еще две комнаты, и их дом был всегда открыт для гостей. Алла была всегда рада им, а Николай — быстро уставал. Такой балагур на экране оказался в жизни весьма закрытым человеком.
Многие из друзей пары обращали внимание на то, что Алла — совсем не хозяйственная. Говорят, многими домашними делами занимался Николай. Зато она готовила на славу! Ее борщи вспоминали все, кто был хоть раз в доме актеров. Правда, порой среди гостей оказывались и тайные поклонники красавицы-актрисы — она не стеснялась принимать их ухаживания. Постепенно начала гулять «налево».«В Аллу многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы. Как говорила Мордюкова — для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси», — вспоминала Светлана Павлова.
Порой Ларионова пропадала на сутки. Николай сходил с ума, но терпел. Ведь она всегда возвращалась к нему. А значит, наверное, любила.
«Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила даже не меньше, чем он, просто по-своему. Во всяком случае, Алла переживала за мужа больше, чем за себя», — отмечала Павлова.
Кадр из кинофильма «Садко». Режиссер Александр Птушко, 1952 г.
В 80-е им пришлось несладко — случилась беда: сломала шейку бедра теща актера. Они как могли, ухаживали за ней. А тут и с деньгами стало трудно. Кинематограф не стоял на месте, и востребованность актеров стала ниже. А большая квартира требовала средств на ее содержание. Ближе к концу десятилетия Рыбников стал сдавать, начало ухудшаться здоровье. Он умер в 1990 году, во сне. Не выдержало сердце.
Алла Ларионова пережила мужа на десять лет. Но это время было для нее трудным. Начались проблемы с младшей дочерью, общей с Николаем, Ариной. Постепенно она отдалилась от детей, стала затворницей. В последние годы актриса сильно жалела, что так мало времени проводила с любимым мужем.
«Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: „Лапуля, я — спать!“ Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома — это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела», — сетовала Ларионова в последние годы жизни.
Когда артистки не стало, ее похоронили рядом с мужем, на Троекуровском кладбище. Несмотря на то, что при жизни о них ходили самые разные сплетни и слухи, и по сей день Ларионова и Рыбников остаются одной из самых красивых пар советского кино.
Ранее 5-tv.ru предлагал проверить, насколько хорошо вы знаете фильмы с Николаем Рыбниковым.николай рыбников и алла ларионова фотоНиколай Рыбников и Алла Ларионова были одной из самых красивых пар в советском кинематографе. В их союз изначально не верили, ведь Алла Дмитриевна в то время уже была звездой, причем не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Николай Николаевич только начинал строить карьеру и был пока малоизвестным актером. Позже многие удивлялись, как им удалось сохранить свою любовь и прожить вместе 33 года, ведь изначально Ларионова даже не обращала внимания на Рыбникова.
Онsrc="http://res.cloudinary.com/dwsxcz1rk/image/upload/v1659011668/widen_960_crop_677_434_0_0_q90_1076042_a00e5af666e4568cc4863ad81.jpg" width="960" alt="Николай Рыбников и Алла Ларионова: история любви красивой пары советского киноfigcaption readability="-23p>Источник: Legion-MediaНиколай Рыбников всегда интересовался театральным искусством и после окончания школы отправился играть в местный театра в Сталинграде. Впрочем, в то время он также думал о более серьезной профессии, поэтому поступил в медицинский университет. Но через год Рыбников понял, что больше всего ему нравится сцена: он оставил учебу, приехал в Москву и отправился на вступительные экзамены во ВГИК.
Николай Николаевич, в отличие от многих актеров, не сразу стал сниматься в кино, да и первые роли были эпизодическими и не принесли ему особого успеха. Лишь после выхода картины «Весна на Заречной улице» в 1956 году о нем заговорил весь Союз.src="http://res.cloudinary.com/dw3js291n/image/upload/v1659011670/widen_960_crop_600_358_0_0_q90_1076072_5f8141374e3e154e734ec71af.jpg" width="960" alt="Николай Рыбников и Алла Ларионова: история любви красивой пары советского киноfigcaption readability="-23p>Источник: Legion-MediaАктер стал символом 50-х годов и часто играл простых рабочих парней и бригадиров. Следующая кинолента «Высота», где он снимался вместе с Инной Макаровой, стала не менее популярной. Рыбников не жалел своих сил и всегда серьезно относился к работе, не подавая виду, что ему может быть тяжело.
Николай Рыбников также снялся в таких фильмах, как «Две жизни», «Девушка без адреса», «Им покоряется небо», «Война и мир» и во многих других. Но, пожалуй, главной ролью его жизни была роль любящего и заботливого мужа.
Она
Алле Дмитриевне суждено было стать актрисой, ведь ее заметили еще в детском садике и предложили сниматься в кино. Кинодебют состоялся позже, так как тогда мать не хотела отпускать маленького ребенка на съемочную площадку. Будучи ученицей восьмого класса, она впервые попала в мир кино, снявшись в одной из картин Юлия Райзмана, а спустя два года ее пригласили сниматься в киноленту Александра Довженко «Мичурин».
По рассказам членов съемочной группы, становится понятно, что режиссер серьезно относился к своей работе и ответственно выбирал актеров. Когда ассистент Георгий Натансон привел на съемочную площадку Ларионову, Довженко заулыбался и расцвел, увидев талантливую и красивую девушку.
Именно Натансон посоветовал ей поступать во ВГИК и помог получить одну из главных ролей в ее жизни, после которой она стала всемирно известной. Кажется, что Алла Дмитриевна действительно родилась, чтобы стать звездой.
«Мне на роду было написано стать актрисой. Меня ведь и назвали в честь Аллы Тарасовой. Позже при встрече она в шутку назвала меня дочуркой», — рассказывала Ларионова.
Она, как и советовал Георгий Натансон, поступила во ВГИК, а вскоре начала сниматься в кино. Он привел ее к Александру Птушко, который тогда работал над фильмом-сказкой «Садко». Если с актером, который должен был сыграть Садко, режиссер быстро определился, то на роль Любавы никак не мог найти актрису. Ему нужна была талантливая и красивая девушка, которая бы подходила исполнителю главой роли Сергею Столярову.
Птушко согласился взглянуть на Ларионову, о которой ему постоянно говорил Натансон. Когда же режиссер увидел актрису, сказал: «Жора, ты обыкновенный гений. У нас есть Любава». В 1953 году Алла Дмитриевна отправилась на Венецианский кинофестиваль, где все внимание было приковано к ней. Картина «Садко» удостоилась награды «Серебряный лев», а Ларионова получила множество предложений от голливудских режиссеров — сам Чарли Чаплин целовал ей руки и просил, чтобы она снялась и у него.Не пропуститеОднако строгая советская делегация заявила, что такой талант нужен на родине. Представители СССР поспешили сказать, что у актрисы расписаны контракты на пять лет, поэтому она никак не сможет согласиться на предложения голливудских режиссеров. На самом же деле никаких контрактов не было, и Ларионова с грустью отправлялась в серую Москву.
К счастью, ее сразу же утвердили на главную роль в фильме «Анна на шее», которая закрепила за ней статус звезды. После такого успеха в Анну Дмитриевну были влюблены многие мужчины, но самым преданным и любящим оказался ее однокурсник Николай Рыбников.
Ониsrc="http://res.cloudinary.com/dzhfjuymq/image/upload/v1659011671/widen_960_crop_587_325_0_0_q90_1076102_e73102dcdbbf2809fbe6a7eac.png" width="960" alt="Николай Рыбников и Алла Ларионова: история любви красивой пары советского киноfigcaption readability="-23p>Источник: кадр из фильма «Седьмое небо»Рыбников и Ларионова познакомились в 1948 году на вступительных экзаменах во ВГИКе. Удивительно, что парня из простой семьи руководитель курса Сергей Герасимов сразу же зачислил, а вот юная красавица ему не очень понравилась. Мало того, режиссер даже отказывался признавать ее красивой, привлекательной и фотогеничной девушкой, отмечая, что у нее большой нос, не те губы, да и сама она не обладает актерской внешностью.
Но истинным ценителем ее красоты оказалась супруга Герасимова, актриса Тамара Макарова, которая отметила, что у абитуриентки очень красивые глаза василькового цвета. Считается, что именно актриса уговорила мужа зачислить на курс Ларионову.Не пропуститеХотя существует легенда, что во время споров двух мастеров в аудитории неожиданно появился молодой человек, который попросил его место отдать девушке, а сам он зарекся перепоступить в следующем году. Этим молодым человеком оказался Николай Рыбников. src="http://res.cloudinary.com/dxdoqxls2/image/upload/v1659011674/widen_960_crop_600_385_0_0_q90_1076062_ff8d6f8d18c504f44d36f5903.jpg" width="960" alt="Николай Рыбников и Алла Ларионова: история любви красивой пары советского киноfigcaption readability="-23p>Источник: Legion-MediaОднокурсники хорошо дружили, а Николай Николаевич тайно был влюблен в свою приятельницу, но боялся признаться ей в любви. Все знали, что Алла Дмитриевна ждет настоящего, сильного мужчину, который будет старшее нее. Как и многие девушки, она нашла свой идеал в кино — ей очень нравился французский актер Жан Габен.
«В нем чувствовалась мужская сила, а это очень важно для женщины. Еще школьницей я увидела его в картине «У стен Малапаги». Я безумно его любила», — признавалась Ларионова.
Куда же тогда было простому студенту Коле Рыбникову, когда эталоном был сам Жан Габен? Он так и продолжал тихо ее любить, а вскоре она стала звездой, и шансов добиться ее расположения было еще меньше. Хотя позже актриса признавалась, что в то время Рыбников ей тоже нравился, но она как воспитанная девушка не могла признаться в своих чувствах.«Коля мне очень нравился, но я это всячески скрывала, потому что он тогда был влюблен в другую девушку. Я, конечно, очень переживала, а потом все личное отошло на второй план. Меня пригласили в картину “Садко”», — объясняла Алла Дмитриевна.
После успеха и мирового признания ее больше не интересовали простые однокурсники. То она влюблялась в актера Михаила Кузнецова, но ни о каком романе не могло быть и речи, так как мужчина был женат. Вскоре Ларионова столкнулась с завистью, из-за которой ей было не до романтических отношений. Однажды появился слух, что она была возлюбленной министра культуры Георгия Александрова.
«Это ужаснуло. Мне столько наговорили про мои отношения с Александровым, что у меня волосы дыбом встали», — говорила Ларионова.
После таких новостей отношение к популярной актрисе резко изменилось. Чтобы реанимировать свою репутацию, ей пришлось писать письмо в Министерство культуры и просить нового главу разрешить эту проблему. Вскоре ей сообщили, что ее имя включено в список кинематографистов, отправляющихся во Францию. Здесь она познакомилась с актером Жераром Филиппом, который сразу же увлекся ей.
«Да, мы симпатизировали друг другу, кокетничали на глазах у всей советской делегации. Однажды я назвала его Жерарчиком, а он меня – Алчиком. На прощальном приеме он написал на ресторанном меню: “Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен”. Он мне нравился, он очаровывал», — делилась актриса.
И опять Рыбников был на вторых ролях, но он везде следовал за ней после окончания учебы и больше не скрывал своих чувств. Однажды актер так отчаялся, что решил свести счеты с жизнью. Тогда его остановил Сергей Герасимов, который заявил: «Если ты любишь — добейся, докажи!».
Когда Николай Николаевич не мог быть рядом с любимой, он отправлял ей телеграммы, в которых непременно писал: «Люблю, помню, целую». Но сердцу, как известно, не прикажешь — Ларионова влюбилась в другого мужчину, актера Ивана Переверзева. Актеры познакомились еще во время съемок фильма «Анна на шее», но сблизились на съемочной площадке картины «Полесская легенда».
В Минске, где проходили съемки, у них начался бурный роман. Однако позже Переверзев неожиданно уехал в Москву на несколько дней. Оказывается, в это время он успел жениться на другой женщине. Ларионовой, которая тогда носила ребенка, объяснил, что он слабый человек, а она очень сильная, поэтому справится с трудностями.
Алла Дмитриевна решила позвонить человеку, который всегда был рядом, который всегда ее поддерживал. И в этот раз Рыбников примчался к любимой женщине, сразу же попросил ее руки и сообщил, что будет любить ее ребенка как родного.
«Коля приехал ко мне в Минск, где снималась «Полесская легенда», в канун Нового года. Мы с приятельницей встречали Колю на вокзале. Первое, что я увидела, когда открылась вагонная дверь, — огромный торт «Прага», а потом и самого Рыбникова», — вспоминала Ларионова.
В первые дни нового 1957 года пара отправилась в загс, где сначала их не хотели расписывать, так как не было заранее поданного заявления. Но в другом учреждении, признав в них советских звезд, сразу же согласились провести церемонию. Это событие Алла Дмитриевна в шутку назвала большой глупостью, ведь решение тогда приняла поспешно.
После торжества радостный Рыбников вернулся на съемочную площадку фильма «Высота», на премьере которого впервые появился уже не просто с любимой женщиной, а с женой. Интересно, что Николай Николаевич, как и его герои, был способен на настоящие поступки и был таким же сильным, мужественным — таким, какого всегда ждала Алла Дмитриевна, но почему-то не сразу заметила все эти качества в однокурснике.
Рыбников боготворил свою жену и всех актрис сравнивал с ней. Тяжело было коллегам актера, ведь он всегда считал, что Ларионова могла бы сыграть лучше, чем его партнерши. Известно, что во время съемок легендарных «Девчат» он желал видеть свою жену на месте Надежды Румянцевой и Светланы Дружининой.
«Софи Лорен? Да она в подметки не годится моей Алле», — твердил актер.
Вскоре у супругов родилась дочь Алена, которую Николай Николаевич обожал, а о настоящем отце девочки он никогда не вспоминал. Через четыре года в семье появилась вторая дочь Арина.
«У Коли был совершенно непредсказуемый, увлекающийся характер. Только не подумайте, что по части женщин. Когда мы поженились, он сказал: «Я однолюб, и кроме тебя для меня никого не существует». Хотя в ту пору его звездного пика девчонки сходили по нему с ума», — говорила Ларионова.
Действительно, несмотря на популярность и любовь поклонниц, Николай Николаевич был предан любимой жене и даже не думал увлекаться другими женщинами. Он не только души не чаял в супруге и детях, но также брал на себя ведение хозяйства: на кухне всегда главным был он, его фирменные зимние заготовки любили все друзья, да и уборкой и стиркой тоже занимался актер.Не пропуститеКазалось, что у такой пары никогда не бывает скандалов, а Ларионова признавалась, что от этого их семью спасали частые расставания. «При первой же возможности мы мчались друг к другу и к нашим дочерям. Честно говоря, я не понимаю, как это люди могут быть все время рядом: и просыпаются вместе, и завтракают вместе, и в отпуск вместе, — вот тут и сковородкой можно огреть», — считала Алла Дмитриевна.
Супруги восхищали своих поклонников, публика всегда с радостью их встречала. Однако в 90-х годах ситуация изменилась: Рыбникова все реже приглашали сниматься, он впадал в депрессию и не мог смириться с тем, что он, некогда популярный артист, звезда советского кино, нуждается в работе и довольствуется незначительными ролями. Николай Николаевич не смог выдержать такого удара и в 1990 году ушел из жизни за несколько месяцев до своего 60-летия.
Алла Дмитриевна тяжело переживала потерю мужу и места себе не находила в большой квартире. К тому же особых предложений не было и у нее. В последнее время она больше вела затворнический образ жизни и вспоминала любимого Колю.
«Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: “Лапуля, я — спать!” Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома — это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела», — признавалась актриса своей подруге.
В 2000 году Алла Дмитриевна, как и ее супруг, во сне ушла из жизни — у нее случился обширный инфаркт. Она не дожила всего год до своего 70-летия. Артистку похоронили рядом с мужем. Алла Ларионова и Николай Рыбников, 1988 г. Фото: Николай Акимов/ТАССp> «Бывали, конечно, и у мамы с папой ссоры. Но это никогда не принимало драматического оборота. Покричат-покричат и возвращаются в русло мира и любви. Ласковое прозвище Лапусик не сходило с папиных уст — маму он называл именно так. А когда между ними «пробегала черная кошка», переходил на официальное «Алла». Мама никогда публично папе в любви не признавалась, она была более сдержанной в своих чувствах. Но когда папы не стало, сразу сникла, потухла, потерялась», — рассказывает Елена Рыбникова, дочь Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова.
— Елена Николаевна, с какого возраста вы себя помните?
— Яркое воспоминание детства: мне шесть лет и я снимаюсь вместе с папой в фильме «Им покоряется небо». В шесть часов утра к нашему подъезду подъезжает служебный «рафик», который отвозит нас на Киностудию имени Горького. Светлана Светличная, играющая мою маму, со мной очень ласкова. А вот режиссер фильма Татьяна Лиознова кажется женщиной строгой. Ее все боятся, и я в том числе. Она носит клетчатые юбки и редко улыбается… В соседнем павильоне снимается сказка «Королевство кривых зеркал», и в перерывах мы с близняшками Олей и Таней Юкиными, которые играют там главные роли, носимся по киностудии.
Был еще один фильм, в котором я снималась вместе с мамой и папой, — «Млечный путь». Там я появляюсь в кадре на руках у отца. Но мне тогда было года два, поэтому съемок я не запомнила. Зато сохранились фотографии, на которых я сижу на коленях у Михаила Ивановича Жарова, а рядом — мама.
— Где вы тогда жили? src="http://res.cloudinary.com/dv56yzzfx/image/upload/v1659011675/86.jpg" loading="lazy"> Алла Ларионова в фильме «Анна на шее». 1954 г. Фото: АРХИВ «7 ДНЕЙp> — Когда мне было пять лет, из квартиры в Аптекарском переулке, где я родилась, мы переехали в кооперативный дом кинематографистов рядом с метро «Аэропорт» — на улицу Черняховского. Все наши соседи были знаменитыми артистами: тетя Муза (Крепкогорская) и дядя Жора (Юматов), Майя Булгакова, Всеволод Санаев и многие другие. Но прожили мы там недолго. Родители в тот период снимались очень много и заработанные деньги тратили на улучшение жилищных условий. Мы переехали в пятикомнатную квартиру в Марьиной Роще, а в нашу трехкомнатную в актерском кооперативе въехали Леонид Гайдай и Нина Гребешкова. Мы с мамой даже потом приезжали к ним в гости в нашу бывшую квартиру.
Из дома в дом с нами переезжала бабушка, мамина мама, Валентина Алексеевна Ларионова. Дедушку мы, внучки, видели редко — они с бабушкой разошлись, после чего дед завел себе молодую жену. Бабушка осталась с дочкой, а дед забрал сына — дядю Володю. Во втором браке у него появилась еще дочь. Между моей мамой и ее единокровной сестрой общения не было, а вот с братом мама общалась всегда.
Когда нас с сестрой Ариной привозили навестить дедушку, он нас все время путал, хотя я старше на четыре года. Дед — Ларионов Дмитрий Андреевич — и бабушка — сибиряки, познакомились в дивизии Котовского. Бабушка, кстати, очень интересно рассказывала о Котовском — каким он был необыкновенным человеком. Потом бабушка работала завхозом в детском саду, но, когда родилась я, она уволилась, чтобы сидеть со мной. Родители ведь постоянно были в разъездах. Нам с сестрой нанимали и нянечек, но они в основном помогали по хозяйству, а воспитанием нашим занималась именно бабуля. Она была строгая, старой закалки. В 90 лет бабушка сломала шейку бедра и слегла. Это вообще было самое тяжелое время для нашей семьи — конец восьмидесятых — начало девяностых годов. Родители маялись в отсутствие достойной работы. В девяностом году умер папа, и бабушка страшно горевала, рыдала: «Почему он? Должна была уйти я…» Еще и Арина начала вести бесшабашный образ жизни. Все заботы по уходу за бабушкой легли на мамины и мои плечи. Я уже жила отдельно, но приезжала к маме через день, чтобы помыть бабушку.
А папиных родителей я не знала. Он и его младший брат Слава очень рано остались без мамы. Видимо, их отец, который вскоре снова женился, уделял мало внимания детям, раз Николай взял на себя заботы о младшем брате. Поэтому он и вырос таким хозяйственным — с детства по кухне и по дому делал все сам.
— И освободил вашу маму от всех бытовых хлопот? src="http://res.cloudinary.com/drda10mjn/image/upload/v1659011679/86.jpg" loading="lazy"> С дочерью Аленой. 1958 гp> — Да, когда бывал дома. Его кулинарные умения отличались разнообразием. Папа превосходно готовил супы и всю жизнь баловал нас своими фирменными, знаменитыми в кинематографическом мире пельменями. А мы, дети, помогали их лепить. Еще папа великолепно запекал свиную ногу в духовке. Делал домашние заготовки, соленья. А по случаю мог приготовить и плов в казане. У него были друзья в Ташкенте, они его научили.
Николай Рыбников был человеком поступков! Ради жены и дочерей был готов на все. По нашей просьбе мог сорваться куда-то и вернуться, например, с велосипедами. Маме на день рождения однажды достал цветной телевизор. Дарил ей драгоценности, украшения. Когда папа уезжал на съемки, а мама оставалась в Москве, каждую свободную минуту он звонил домой. И откуда бы папа ни звонил, телефонистки узнавали его голос и даже не спрашивали номер нашего телефона — помнили наизусть и сразу соединяли. Правда, кажется, они не отказывали себе в удовольствии послушать разговоры любимых артистов.
Как и во всяких отношениях, бывали, конечно, и у мамы с папой ссоры. Но это никогда не принимало драматического оборота. Покричат-покричат и возвращаются в русло мира и любви. Ласковое прозвище Лапусик не сходило с папиных уст — маму он называл именно так. А когда между ними «пробегала черная кошка», переходил на официальное «Алла». Мама никогда публично папе в любви не признавалась, она была более сдержанной в своих чувствах. Но когда папы не стало, сразу сникла, потухла, потерялась. Говорила мне: «Алена, это удивительно, но о папе вспоминается только хорошее». «Вдова» — страшное слово, оно накладывает незримую печать на женщину. Человек может не меняться внешне, но что-то происходит с ним внутри, взгляд становится другой. Когда не стало Сергея Федоровича Бондарчука, те же перемены я заметила и в Ирине Константиновне Скобцевой…
— В детстве вы страдали от недостатка внимания со стороны родителей? Их же подолгу не было дома.
— Мы с сестрой никогда в жизни на родителей не обижались. Они нам четко объясняли, что едут работать для того, чтобы у нас были ботиночки новенькие, платьица, игрушки хорошие… Когда по телевизору шли фильмы с участием родителей, бабушка обязательно усаживала нас к экрану, а еще на стенах у нас висели красивые портреты мамы и папы, чтобы мы не забывали, как они выглядят. Помню забавный случай. Аришке было три года, когда понадобилось удалить ей гланды — у нее все время болело горло. И вот заходят они с мамой к главврачу в кабинет, а у него на стене висит в рамочке портрет генсека — Никиты Хрущева. И вдруг Ариша как закричит, указывая пальчиком на этот портрет: «Ой, папа, папа!» Все были в недоумении, повисла пауза. Но мама объяснила — любая фотография в рамке ассоциируется у ребенка с папой. Тогда все посмеялись. src="http://res.cloudinary.com/djohtz6tv/image/upload/v1659011681/86.jpg" loading="lazy"> Николай Рыбников с Инной Макаровой в фильме «Высота». 1957 г. Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФОp>Мы понимали специфику работы наших родителей, поэтому относились к их долгим отлучкам нормально. Зато когда родители возвращались, они всегда привозили подарки. И не для того, чтобы нас подкупить и расположить к себе, а просто так было заведено. Получалось, что и для нас возвращение родителей — большой праздник, и для них тоже! И сейчас, когда я смотрю интервью всех этих «звездных» детей, которым родители якобы чего-то недодали, мне хочется перейти на «французский»! Так и напишите! Ибо не надо винить родителей в своих бедах, бесталанности и несостоятельности. Нашу семью ведь тоже не обошла беда. Моя сестра Арина ушла из жизни в 43 года. Но она сама не хотела работать, общалась с сомнительными людьми, шла на поводу у своих вредных привычек. А ведь мама всегда была рядом с ней и слепо ее любила, поддерживала и защищала, несмотря ни на что. Чего мы с мамой только не делали, чтобы вернуть Арину к нормальной жизни. Но не помогли ни любовь, ни поддержка, ни лечение. Как я сегодня понимаю, есть люди, которые запрограммированы на самоуничтожение. И ничего не может этот процесс остановить. Эту версию в одном интервью высказал Валерий Золотухин, потерявший сына. Когда я проанализировала его слова, для меня многое встало на свои места. Я с ним полностью согласна.
— Как к вам с сестрой относились в школе?
— Мы учились в самой обычной школе в Марьиной Роще. Родители к учителям, конечно, не ходили, за них отдувалась бабуля, хотя детьми мы с сестрой были спокойными и особенных нареканий не вызывали. Но в старших классах я стала замечать какое-то необъективное отношение к себе со стороны учителей и одноклассников. По-моему, это была обыкновенная зависть. Приятельницы завидовали тому, что мы были всегда хорошо одеты. А учителя, наверное, ждали, что знаменитые родители придут на поклон. Нам стали занижать оценки. Конечно, я поделилась этим с мамой. И мама предложила: «Алена, давай я организую у вас в школе концерт, чтобы ты в спокойной обстановке могла окончить десять классов». В это время родители много гастролировали по стране с программами «Поют артисты кино». Папа пел свои хиты из «Весны на Заречной улице» и «Высоты». А мама эти концерты вела, так как не была поющей артисткой. И вот она обзвонила всех своих коллег, участников программы, и все как один приехали поддержать подругу и ее дочь на школьный концерт. В актовый зал школы, по-моему, набился весь район. Концерт шел уже несколько часов, а актеры все подъезжали и подъезжали. Даже нет смысла перечислять, кто участвовал, — все самые популярные артисты 50—70-х годов. Помню — единственным, кто так и не успел приехать, был Марис Лиепа.
Кстати, с Марисом Эдуардовичем была связана забавная история, которую мне рассказала мама. Несмотря на звание первого танцовщика Большого театра, любимца женщин, в том числе самых влиятельных, Лиепа был очень демократичным и обаятельным в общении человеком. Поскольку мама в сборных концертах мастеров искусств была ведущей, он всегда перед выходом на сцену сдавал ей на хранение свое кольцо. Дело в том, что во время исполнения балетных па кольца иногда слетают с рук — так Марис лишился многих своих украшений. А этот перстень был необыкновенной красоты, с большими бриллиантами. Однажды мама решила пошутить: возвращается Лиепа после своего номера за кулисы — просит у мамы кольцо. А она виновато разводит руками: «Нету, пропало». Марис в ответ лишь посмотрел на маму с недоумением и сказал: «Ну и фиг с ним!» Мама всегда говорила о Лиепе с восхищением — считала, что в такие моменты раскрывается человек, проверяется его качество!
Другая забавная история связана с Людмилой Гурченко, это уже папа рассказывал. После концерта «Товарищ кино» Людмила Марковна объявила участникам: «Так, сейчас все едем ко мне!» Артисты охотно согласились. По дороге заехали в магазин — купили выпить. Но дома Гурченко первым делом переоделась, а потом… села за рояль и стала петь — концерт продолжился. А все голодные — хотят перекусить и расслабиться после работы. Тогда папа незаметно вышел на кухню, нашел картошку, почистил, сварил. Достал Люсины запасы из холодильника, все порезал, накрыл красивый стол. Вернулся в гостиную: «Товарищи, антракт! Приглашаю всех к столу». Гурченко была поклонницей антиквариата, и у нее в буфете стояла редкая старинная посуда. Один такой сервиз и попался под руку папе — он сервировал стол какими-то необыкновенными квадратными тарелками, которыми, как потом выяснилось, хозяйка никогда не пользовалась — держала их для красоты. Но никакого возмущения со стороны Людмилы Марковны не последовало, она лишь посмеялась вместе со всеми. src="http://res.cloudinary.com/djohtz6tv/image/upload/v1659011681/86.jpg" loading="lazy"> Алла Ларионова с дочками Аленой и Ариной. 1960-е гг. Фото: из личного архива Светланы Павловойp> — А с кем ваши родители дружили больше всего?
— Сергей Федорович Бондарчук и Ирина Константиновна Скобцева были, пожалуй, самыми близкими друзьями родителей из артистов. Ирина Константиновна даже стала крестной моей сестры. А свою дочь назвала Аленой потому, что ей очень нравилось мое домашнее имя. Близкие меня называют только так, хотя по паспорту я Елена. В годы моего детства мы всей семьей часто бывали у Бондарчуков в гостях: и в московской квартире, и на даче. Сергея Федоровича помню хмурым, однако, когда он общался с детьми, всегда улыбался. Был у него фотоаппарат «Поляроид», и он нас фотографировал. Последний раз я ездила к Бондарчукам в гости, когда родился Федя. Младенец лежал в своей кроватке, а мы с Аленой бегали по огромной квартире. У нее были потрясающие куклы, таких даже я, совсем не обделенная игрушками, никогда не видела. Помню кабинет Сергея Федоровича красного дерева, огромную гостиную с выходом на невероятный балкон, на котором можно на велосипедах ездить. С этого балкона был хорошо виден Кремль — дом находился в начале Тверской улицы. В один из дней на этом балконе Сергей Федорович даже приготовил на мангале шашлыки.
Но мой папа пошел еще дальше! Мы жили на последнем (восьмом) этаже и получили разрешение построить в квартире настоящий камин, пробив дымоход на крышу. Помню, в конце весны собрались гости, в том числе и Бондарчуки, и папа поставил жариться шашлыки прямо в нашем камине. Но что-то не заладилось, и дым повалил в комнату, а оттуда через открытые окна — на улицу. Родители с гостями были на кухне и неладного не заметили. Зато дым увидели соседи. Я с другими детьми была в детской и вдруг вижу, как к нашим окнам на выдвижной лестнице приближается человек в пожарной форме. Испуганная, я бросилась с этой новостью к родителям. Они сперва даже не поверили. Слава богу, пожарные не успели нас залить — взрослые как-то уладили инцидент.
Родители были очень компанейскими (особенно мама) и гостеприимными (особенно папа). Мама дружила с артистами из цыганского трио «Ромэн», ее близкими подругами были Рита Гладунко, Лионелла Пырьева, Лариса Лужина (с Ларисой Анатольевной теперь дружу и я — мы соседи по даче). У нас любила бывать Нонна Викторовна Мордюкова, причем не одна — часто приходила с разными кавалерами. Однажды пришла с Владиславом Дворжецким — у них тогда был роман. Мама потом ворчала: «Ну Нонка никогда заранее не предупредит — просто берет и приходит, да еще и не одна…» А перед Дворжецким оправдывалась: «Ты извини, у меня тут такой бардак, я не знала, что вы придете». Он ответил с юмором: «Алла, в какой бы я дом ни пришел, мне все хозяйки почему-то говорят, что именно сегодня у них бардак». Все дружно расхохотались. Владислав Вацлавович показался мне очень спокойным человеком — весь вечер скромно просидел за столом. А Нонна Викторовна — огонь — всегда душа компании!
С ее сыном Володей Тихоновым я была знакома с детства. Мордюкова и Тихонов еще были супругами, когда родители взяли меня, маленькую, в Павловский Посад в гости к родителям Вячеслава Васильевича. Там я и познакомилась с Володей, который был старше на семь лет. В доме жила овчарка, грозно лаявшая на нас с Володей. Мы от нее забрались на диван, поджали ноги и весь вечер боялись с этого дивана слезть, так как овчарка за нами приглядывала. В последний раз я видела Володю совсем взрослым. Я с родителями уже не жила, но была у них в гостях, когда раздался звонок в дверь. Открываю — стоит Володя в шикарном костюме, настоящий красавец! Знаю, что он сам шил себе модные пиджаки. Мы обрадовались друг другу. Он говорит: «А я к твоей бабушке за деньгами...» Видимо, они заранее договорились, что Тихонов зайдет одолжить денег… Больше мы не виделись, совсем скоро его не стало. src="http://res.cloudinary.com/dxdoqxls2/image/upload/v1659011683/90.jpg" loading="lazy"> Когда папа уезжал на съемки, а мама оставалась в Москве, каждую свободную минуту он звонил домой. И откуда бы папа ни звонил, телефонистки узнавали его голос и даже не спрашивали номер нашего телефона — помнили наизусть» 1968 г. Фото: риа новостиp> Еще родители всю жизнь дружили и с нашими бывшими соседями по дому на улице Черняховского: Георгием Юматовым и Музой Крепкогорской, мы часто с мамой бывали у них в гостях.
— С именем Георгия Юматова ведь связан несчастный случай в жизни вашей мамы…
— Мама как-то поехала на сборный концерт вместе с Юматовым и потом жаловалась: «Он ужасно вел машину, ужасно! Все время переключал передачи, и меня бесконечно мотало взад-вперед!» В итоге произошла авария: Юматов во что-то врезался и мама ударилась лицом. Ее срочно отвезли в больницу, была рассечена губа, пришлось зашивать. Сегодня в СМИ можно услышать, что операцию провели грубо и шрам, оставшийся на губе, положил конец кинокарьере мамы. Это неправда! Шрам был практически незаметен и легко маскировался гримом. А кино для родителей закончилось, как и для всех артистов их поколения, в перестройку. Изменилось время, изменились ценности — изменилось кино…
— А у вас в семье была машина?
— На пике популярности папа заказал себе «Волгу» с оленем, двухцветную: белый верх и голубой низ. Про нее в то время легенды ходили. Это был такой эксклюзив, что повсюду наша машина воспринималась как космический корабль. И папа, и мама умели водить. Причем мама делала это очень хорошо. Нонна Викторовна вспоминала, с каким удовольствием ездила с мамой. Восхищалась подругой, потому что сама никогда не водила. А вот когда папа умер, мама перестала садиться за руль. Наверное, потеряла уверенность в себе. С тех пор ее возил мой супруг Саша на наших «Жигулях»-«семерке», когда бывал свободен. src="http://res.cloudinary.com/dnjho7fkn/image/upload/v1659011685/86.jpg" loading="lazy"> С Николаем Еременко-мл. и Нонной Мордюковой в фильме «Семья Ивановых». 1975 г. Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФОp> — Как во времена дефицита мама одевалась?
— У нее был потрясающий вкус, она шила на заказ, ей доставали какие-то отрезы, материалы. Долгое время мама дружила с Зоей Федоровой. У Зои Алексеевны были потрясающие наряды, которые она привозила от дочери из США. И мама даже несколько концертных платьев у нее купила. Мама и нас, детей, одевала. Когда родители были с концертами на БАМе, они нам с Аришей купили по дубленке. Кроме этого привезли с гастролей трехлитровые банки черной и красной икры. Когда мы стали постарше, а мама куда-то собиралась с выступлениями, мы ей делали разные заказы. Например, однажды я попросила привезти мне сумку через плечо — писк моды. И мама вернулась с такой сумкой.
— Чего больше всего боялись ваши родители?
— В семидесятые годы в СССР часто падали самолеты. Конечно, такие новости в советских СМИ замалчивались, но разговоры ходили. На эти годы пришелся и самый насыщенный период гастролей моих родителей. Однажды папа не смог выехать на выступления, потому что самолет, на котором он должен был лететь, разбился по дороге в Москву. Билет на этот самолет еще долго потом лежал на журнальном столике у нас дома… Я хорошо запомнила слова, сказанные мамой кому-то по телефону в те дни: «Нет-нет, самолетом мы не полетим. Пусть дольше, но мы поедем поездом. Понимаете, у нас дети! И мы не имеем права рисковать, летая самолетами».
— И вы, и Арина снимались в кино. Ни у кого из вас не возникло желания пойти по родительским стопам? src="http://res.cloudinary.com/dnjho7fkn/image/upload/v1659011685/86.jpg" loading="lazy"> С Сергеем Бондарчуком и Ириной Скобцевойp> — У Арины, в отличие от моих детских съемок, была полноценная роль в картине «Вторая весна». В главной роли снимался папа, а она сыграла почтальона. Помню, что Арине понравился съемочный процесс. Жаль только, картина особого успеха не имела — вышла в прокате вторым или даже третьим экраном. Однако актерская профессия Арину не увлекла. У нее вообще не было каких-то выраженных интересов. Она окончила полиграфический техникум, работала в издательстве — как мне казалось, очень интересная и непыльная работа. Арина занималась подготовкой и выпуском туристических буклетов. А потом как-то все само собой в ее жизни сошло на нет. Может быть, это смерть папы так на нее повлияла…
Ну а я — человек домашний. С детства насмотрелась на постоянные разлуки родителей. Поэтому разъезды и командировки ненавижу, а актерская профессия с этим связана. Когда пришло время трудоустраиваться, мамина приятельница Светлана Аркадьевна Павлова предложила: «На телевидении есть такая профессия — режиссер монтажа, ты не хочешь попробовать?» Первое, что я спросила: «А там надо ездить в командировки?» — «Нет». — «Тогда я согласна!» Светлана Аркадьевна была директором картин в творческом объединении «Экран», она привела меня в монтажный цех. Мне там очень понравилось — на телевидении было так интересно! И я осталась. Всему обучилась в процессе работы. Потом другая мамина подруга, Калерия Венедиктовна Кислова, легендарный режиссер программы «Время», взяла меня в эту программу. На телевидении я проработала тридцать с лишним лет и никогда не пожалела о своем выборе. Кстати, Светлана Аркадьевна была добрым ангелом мамы в последние годы. Когда жизнь с Ариной стала невыносимой, мы уговорили маму разменяться с младшей дочерью. Так мама стала соседкой Светланы Павловой в доме в Банном переулке. На этом доме установлена мамина памятная доска.
— Скажите, а когда вы узнали, что Николай Рыбников вас удочерил?
— Об этом мне рассказала Светлана Аркадьевна, когда привела меня на работу в телецентр. Она предупредила: «Отношения в коллективе творческих людей — особые. Тебя обязательно будут спрашивать о тайне твоего рождения, поэтому ты должна знать, как все было на самом деле». Ну и подробно мне все рассказала. Так я узнала, что моим биологическим отцом был артист Иван Федорович Переверзев. А Николай Рыбников женился на беременной маме и записал меня своей дочерью, когда я родилась. Если честно, для меня это не стало откровением, не прозвучало громом среди ясного неба. До меня и раньше доходили какие-то слухи. Например, в детском лагере меня об этом спрашивали любопытные пионервожатые. Но я честно отвечала, что ничего не знаю. Смущалась, конечно. Но никогда в семье эту тему не поднимала. Я привыкла, что у меня знаменитые родители и слухи о них могли ходить самые нелепые. Николай Рыбников был моим настоящим отцом — я всегда это чувствовала и чувствую по сей день. И он никогда не давал повода в этом усомниться — к обеим дочерям относился с одинаковой любовью. Поэтому, когда я узнала подробности своего рождения, для меня абсолютно ничего не изменилось. Как я уже говорила, отец был человеком поступков, настоящим благородным мужчиной! И это дорогого стоит.
— Какие у него были увлечения? src="http://res.cloudinary.com/da3zpyyjs/image/upload/v1659011687/86.jpg" loading="lazy"> С подругой Светланой Павловой и дочерьми Аленой и Ариной. Москва, 1976 г. Фото: из личного архива Светланы Павловойp> — Папа собирал библиотеку. Он очень много читал. А так как в Москве невозможно было достать хорошие книги, папа привозил их чемоданами с гастролей со всех уголков Советского Союза. Если летел самолетом и понимал, что будет перевес, отправлял посылку с книгами домой по почте. Все новые приобретения в свою библиотеку папа обязательно подписывал.
Еще отец был поклонником хоккея. И когда смотрел матчи, обязательно пил валерьянку — до того нервничал. Мы с сестрой смотрели хоккей вместе с ним, я обожаю эту игру до сих пор. Помню, как-то папа сидел дома и смотрел чемпионат мира по хоккею. И вдруг вскочил с дивана, схватил какие-то вещи и улетел на этот чемпионат! За границу! Каково же было наше изумление, когда мы дома смотрели репортаж с финальной игры советской сборной и вдруг увидели папу, который после победы наших первым выскочил на лед их поздравлять. В архивах телевидения эта хроника сохранилась. И не случайно в фильме «Хоккеисты» 1964 года Николаю Рыбникову предложили главную роль — тренера хоккейной команды «Ракета».
— Домашние животные в вашей семье были? src="http://res.cloudinary.com/djohtz6tv/image/upload/v1659011689/90.jpg" loading="lazy"> Когда я узнала подробности своего рождения, для меня абсолютно ничего не изменилось. Отец был человеком поступков, настоящим благородным мужчиной!» Во время съемок картины «Седьмое небо». 1971 г. Фото: из личного архива Светланы Павловойp> — После фильма «Ко мне, Мухтар!» на выступлении в каком-то городе маме подарили маленькую беленькую собачку. Мы назвали ее Капелькой. Потом выяснилось, что это собака очень редкой породы — розовая болонка. Она обожала только маму. Нас, детей, кусала. Рычала, сидя на маминых вещах, и не подпускала нас к себе — не разрешала погладить. Кстати, мама рассказывала, что на съемках «Ко мне, Мухтар!» за ней бурно ухаживал Юрий Никулин. А однажды маме на какой-то телевизионной программе подарили кролика. Правда, прожил наш кролик недолго. Потом у нас были хомячки. А еще на кухне стоял красивый кругленький аквариум, в котором плавали три золотые рыбки. После болонки мы с Аришей завели собаку, маленького черного пуделя. Родители его приняли. А пудель этот в качестве хозяина выбрал папу. Они стали неразлейвода, песик и спал всегда только с отцом…
Помню, как выл наш пудель, когда папа умер. В тот день он пришел из баньки, за ужином выпил рюмочку и лег спать. Мама еще не спала, когда услышала этот вой собаки… Папа не дожил полтора месяца до своего шестидесятилетия. А мама прожила еще десять лет. Она умерла в 69 лет. В феврале 2000 года мы торжественно отпраздновали ее день рождения в ресторане Дома кино, а 25 апреля ее не стало. На Страстной неделе… Говорят, в эти дни Господь забирает избранных…