Larionova
larionova
Биография Аллы Ларионовой
Алла Ларионова – советская актриса, о чьей красоте и таланте в своё время ходили легенды. Дебютная роль Любавы в экранизации сказки «Садко» принесла ей международный успех на венецианском кинофестивале в 1953 году. Судьба актрисы могла быть иной: сам Чарли Чаплин приглашал ее в Голливуд, обещая главную роль в своем фильме. Но актрис из СССР не выпускали за «железный занавес» на работу. Культовой картиной, принесшей Ларионовой славу и безумную популярность в Советском Союзе, стала «Анна на шее». Народная артистка РСФСР, лауреат премии Гильдии актеров российского кино. Ушла из жизни весной 2000 года. На фото: Алла ЛарионоваДетство, юность, семья
Алла родилась зимой 1931 года в семье Валентины и Дмитрия Ларионовых. На момент ее рождения родители уже воспитывали сына Володю. Родители Аллы, Валентина Алексеевна и Дмитрий Андреевич, познакомились в Гражданскую войну – оба были партизанами в бригаде Котовского. Отец, верный ленинец, член РСДРП(б) с начала 1918 года, всегда охотно трудился там, куда направляла его партия. Депутат московского Бауманского районного совета, он был назначен сначала директором небольшой фабрики, затем ему доверили должность директора районного пищеторга. Алла Ларионова в детстве Статью Дмитрий Андреевич напоминал актера Николая Охлопкова: был высоким, представительным мужчиной. Скончался в 1967 году, когда карьера Аллы была на самом пике: от неосторожно срезанной при бритье родинки у него развилась меланома. Он никогда, по сведениям соседей, не использовал свое служебное положение. Семья долгое время жила в стареньком доме. Задняя дверь выходила во двор, куда из кинотеатра неподалеку выходили после сеанса зрители. Девочка постоянно слышала, как они делились мнениями о том, или ином фильме, а позже вспоминала:Чему тут удивляться [говорила она о своем успехе– прим. ред. uznayvse.ru], ведь я с ранних лет знала, что нравится кинозрителям, а что нет!». О своем отце-бессеребреннике говорила: «Сколько себя помню, дома всегда был пустой холодильник. Захочется чего-нибудь вкусненького – у папы один ответ: пойдите в магазин и купите».Валентина Алексеевна, несмотря на то, что окончила всего четыре класса, женщиной была интеллигентной и деятельной. Устроилась завхозом в детский сад, вела хозяйство: сначала свое, затем у ставшей знаменитостью дочери, которую она растила обычно, как и всех советских детей. Как-то летом малышню отправляли на детсадовскую загородную дачу. Однажды туда приехали кинооператор и ассистенты, выбрали из всех детей двух мальчиков и Аллу, сняли на камеру пробы и уехали. Позже Ларионовым предложили снять их дочку в кино, но родители отказались. Алла Ларионова могла снять в кино еще в детстве Аллочке исполнилось десять, когда началась война. Отец сразу ушел в народное ополчение, а Валентина Алексеевна вместе с детьми эвакуировалась в Мензелинск, город в Татарстане. В местном госпитале Алла впервые почувствовала себя артисткой: она выступала перед ранеными, читала стихи и пела. Девочке с энтузиазмом аплодировал будущий народный артист Советского Союза Зиновий Гердт, получивший ранение в ногу.
Семья Ларионовых воссоединилась в столице по окончании войны. Через год юную Аллу неподалеку от школы заметила Надежда Кушнеренко, помощница режиссера Александра Довженко, начинавшего снимать художественный фильм «Мичурин». Тут уже мама ничего не могла поделать, хоть и была против: девочка очень хотела сняться в картине и в итоге сыграла одну из помощниц селекционера.
Юная Алла Ларионова в мамой На съемках юную красавицу заметили, стали приглашать как статистку на «Мосфильм». В первый эпизод со словами Алла попала в картине Юлия Райзмана «Поезд едет на Восток». И с нетерпением ждала окончания школы, чтобы поступить в театральный вуз.Для себя Ларионова выбрала два профильных института: ГИТИС и ВГИК. На прослушивании в первый вуз провалилась: увидела в комиссии знаменитого Андрея Гончарова и разволновалась настолько, что забыла слова. Во второй прошла не сразу: Сергей Герасимов решил, что внешность Аллы не вписывается в каноны, и не хотел брать ее на курс. Лишь благодаря его супруге и ассистентке, актрисе Тамаре Макаровой, что-то разглядевшей в абитуриентке, в 1948 году девушку зачислили на курс.
Творческий путь
Алла училась на втором курсе, когда ее пригласили на пробы в картину Александра Птушко «Садко». Главный герой уже был определен, его играл Сергей Столяров. А вот с Любавой была проблема, режиссеру не подошла ни одна из двухсот претенденток. Но лишь в студии появилась Ларионова, он воскликнул: «Есть Любава! Иди, девочка, в соседнюю комнату, читай сценарий, готовься к съемкам». Об этом вспоминал Георгий Натансон, знавший Аллу со времен «Мичурина». Алла Ларионова в фильме «Садко» Картина вышла на экраны в 1952 году и произвела фурор. Творческую группу, в которую наряду со Столяровым и Лидией Вертинской входила и Алла, пригласили в Венецию на кинофестиваль. «Садко» удостоился «Серебряного льва». Надо заметить, «Золотой лев» в 1953 году не был вручен никому. Алла Ларионова в молодости Ларионову называли яркой восходящей звездой советского кинематографа, ей расточали похвалы зарубежные актеры и режиссеры, которые незамедлительно хотели заполучить русскую красавицу в свои картины. Но съемки на «загнивающем западе» в СССР были запрещены. За актрису все решили чиновники, ссылаясь на ее плотный съемочный график, якобы расписанный на десять лет вперед. Единственное о чем до конца своих дней сожалела актриса, что ей пришлось отказать даже Чарли Чаплину. А ведь она вполне могла бы покорить Голливуд. Алла Ларионова в фильме «Анна на шее» Но Ларионова вернулась на родину и стала королевой советского кино после съемок в драме Исидора Анненского «Анна на шее» (1954), в которой исполнила главную роль. Ее партнерами по съемкам были Александр Вертинский, Ирина Мурзаева, Михаил Жаров. Вертинский был против кандидатуры Ларионовой, он предлагал взять на роль актрису постарше. Но увидев, с какой самоотдачей работает Алла, изменил отношение к ней. Алла Ларионова и Александр Вертинский Танцевальные репетиции буквально изнуряли молодую актрису, она с трудом переставляла отекшие ноги. Все жертвы были не напрасны: премьера фильма произвела фурор, зрители ходили в кинотеатры по три-четыре раза, чтобы еще раз увидеть Ларионову. Алле стали мешками приходить письма с восхищенными признаниями. Кадр из фильма «Двенадцатая ночь» Еще больше их стало после съемок в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи» Яном Фридом. В фильме актриса сыграла графиню Оливию, а ее экранным возлюбленным стала… Клара Лучко, воплотившая в картине сразу два образа – брата и сестры Себастьяна и Виолы. Позже Ларионова сыграла Оксану в «Полесской легенде», дьячиху Раису в «Ведьме», Анну Одинцову в драме «Отцы и дети». Алла Ларионова в фильме «Ведьма» С конца 50-х актриса редко появлялась на главных ролях. Виной тому, считала Ларионова, косвенно стало внимание министра культуры Георгия Александрова. Актриса ему нравилась, и как-то раз мужчина пригласил ее на банкет. На мероприятии он поблагодарил ее за труд и весь вечер старался быть рядом. На следующее утро сотрудники «Ленфильма» начали заискивать перед ней, вскоре поползли слухи о романе актрисы с министром. Из уст в уста передавалась история о том, как Александров купал Ларионову в ванной с шампанским. Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле Позже, когда министр попал в опалу, завистники (а среди них были такие маститые звезды, как Любовь Орлова и Марина Ладынина) пытались «потопить» Ларионову слухами об их связи. Однако сама актриса и все ее близкие и коллеги всегда говорили однозначно: такого быть не могло. Аллу прекратили звать в кино, в театре тоже начались трудности: ей не подписывали разрешение на командировку и не давали суточных, из-за чего она не могла уехать в Ялту на съемки фильма «Илья Муромец». Только после звонка новому министру культуры травля прекратилась. Алла Ларионова в фильме «Дикий мед» И все же в 60-е карьера актрисы пошла на спад. Она появилась в нескольких фильмах («Ко мне, Мухтар!», «Дикий мед», для которого она загримировалась «под дурнушку», «Дядюшкин сон», «Фокусник» и др.), но культовых персонажей среди ее героинь больше не было. А в 70-е она и вовсе исчезла с больших экранов, вытесненная более молодыми актрисами. Вместе с супругом Николаем Рыбниковым она ездила по стране, купаясь в лучах людского обожания. Алла Ларионова в фильме «Семья Ивановых» (1975) Последней, неоконченной ролью в кино стала учительница из дипломной работы Вячеслава Афонина «Тихий ангел прилетел…», снятая в 1995 году. Алла Ларионова в 90-еЛичная жизнь Аллы Ларионовой
Во время учебы во ВГИКе вчерашний «гадкий утенок» расцвел, а после роли в «Садко» уже ни у кого язык не повернулся бы назвать Аллу «некрасивой», как это когда-то сделал Сергей Герасимов. Прекрасная Алла Ларионова Карьера Аллы устремилась ввысь. В нее влюблялись партнеры по съемочной площадке, посетители Театра киноактера, где она трудилась с 1953 года, чиновники и министры. Если она приходила на киносеанс или в театр как зритель, то весь зал смотрел только в ее сторону. Евгений Моргунов хвастался, что на съемках Ларионова как-то раз спала в его огромной кровати – подходящего по размерам реквизита не было, пришлось одалживать у корпулентного актера. Домой Ларионова возвращалась к родителям в полуподвал с самодельными окнами и ванной на кухне.На съемках «Садко» Ларионова познакомилась с Иваном Переверзевым. Актер был старше ее на 15 лет и на тот момент уже сделал себе имя благодаря фильму «Первая перчатка» и мужественной внешности. Алла влюбилась без памяти, у них завязался роман, но делать предложение Переверзев не спешил.
На фото: Иван Переверзев в 50-е годы Алла знала, что ее однокурсник Николай Рыбников был безоговорочно в нее влюблен. Точнее, на первых курсах влюблена была она, а он был увлечен другой. Но стоило девушке остыть, как Николай, напротив, потерял голову. Он пытался добиться ее внимания шесть лет, избил распускавшего слухи про Аллу Вадима Захаренко и даже пытался покончить с собой, но, к счастью, был спасен.Однокурсники и педагоги, включая самого Сергея Герасимова, пытались убедить Николая либо забыть красавицу, либо завоевать. Рыбников выбрал второй вариант и с тех пор писал Алле трогательные письма, в каких отдаленных уголках страны бы она ни была:
Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!Во время съемок «Полесской легенды» в Минске Алла поняла, что носит под сердцем ребенка. И вскоре узнала, что примерно на том же сроке находится актриса Кира Канаева и отец ее ребенка – тот же человек. Переверзев сорвался в Москву и вернулся обратно со штампом в паспорте. Женой стала... его бывшая сумасшедшая любовь Надежда Чередниченко. Та не питала никаких иллюзий по поводу Ивана: «Укрылся от проблем», – говорила она. Но всё же приняла его предложение руки и сердце. Алла Ларионова и Николай Рыбников Предательство любимого заставило Аллу позвонить Рыбникову Перед самым Новым, 1957 годом, Рыбников приехал к возлюбленной. Он знал, что она ждет от другого. Тем не менее, 2 января они вместе пришли в загс и расписались. Дочка Алёнка родилась в феврале, и Николай всегда ситал девочку родной. Через четыре года родилась их общая с Николаем дочь Арина. Алла Ларионова с детьми на отдыхе По словам окружающих, Рыбников никогда не делал различия между девочками, но главной его любовью была жена – Лапуля, так он ее называл все тридцать с лишним лет, которые они прожили вместе. Николай боготворил жену Близкие удивлялись, как такие непохожие люди могли не просто существовать вместе, а быть невероятно красивой и гармоничной парой. Ведь Ларионова всегда любила большие компании, светские вечера и всеобщее внимание. Рыбников, напротив, был довольно замкнутым и необщительным человеком, а вечера любил коротать дома. Ларионова была, как бы сейчас сказали, светской львицей Некоторые близкие друзья супругов утверждали, что Алла скорее позволяла любить, чем любила на самом деле. Что актриса якобы порой заводила ни к чему не обязывающие романы на стороне, о которых Николай знал, ужасно ревновал, но не мог ничего сделать.
Когда мама Аллы сломала шейку бедра и за ней требовался уход, Николай был рядом, часто в ущерб своей карьере и финансовому благополучию. А оно с какого-то момента начало резко портиться: к 80-м обоих уже давно не звали на главные роли, денег не было даже на содержание их просторной квартиры. Не все в порядке было и с детьми: старшая дочь Алёна, хоть и окончила школу с тройками, делала успехи в профессии режиссера монтажа, а вот младшая Алина начала выпивать. Отдушиной немолодых супругов стала дача.
Алла Ларионова с дочерьми В 1990 году Николай умер – во сне у него произошел сердечный приступ. После этого Алла практически перестала сниматься в кино, разлюбила шумные компании и стала затворницей. После смерти отца Алина окончательно попала в зависимость от алкоголя, а однажды собрала компанию друзей в родительской квартире, и кто-то из ее приятелей вынес все ценности. Ларионова не стала заявлять в милицию, но настояла, чтобы дочь съехала от нее. После смерти мужа Алла потеряла вкус к жизниСмерть и память
Незадолго до трагического дня актриса летала на гастроли со спектаклем «Коварство, деньги, любовь» в Белгород. По словам Станислава Садальского, на борту ей стало плохо, Ларионову уложили в проходе. Нонна Мордюкова дала свой нитроглицерин. Валентина Титова предложила помочь снять парик, но артистка отказалась со словами: «Никогда! Умирать – так в парике». Потом ей стало легче, от госпитализации Ларионова отказалась. Алла Ларионова в старости А 25 апреля 2000 года дочь Алена вместе со спасателями вскрыла дверь в ее квартиру, поскольку мама не отзывалась на звонки. Врачи констатировали смерть от обширного инфаркта во сне. Ей было 69 лет. Уже после смерти некогда народной любимицы выяснилось, что последние годы она прожила в нищете.Похоронили прекрасную Любаву пятидесятых годов на Троекуровском кладбище, рядом с ее мужем Николаем Рыбниковым. В ее день рождения на доме №7 в Банном переулке была открыта мемориальная доска. В 2003 году писательница Лиана Полухина в память об Алле Ларионовой и ее муже издала книгу «Любовь на Заречной улице».
На могиле у Аллы Ларионовой В 2004 году Алина Рыбникова умерла из-за цирроза печени. Алёна Рыбникова была в браке, но детей у них с мужем не родилосьh2>Лучшие фильмыsrc="http://res.cloudinary.com/djnrql9xb/image/upload/v1641896280/polina-abdulova_1629293570.jpg" alt="Полина АбдуловаПолина Абдулова редакторimg alt="Редакция УзнайВсё.ру" src="http://res.cloudinary.com/degj7vcie/image/upload/v1637027509/meta-logo1.pngОбнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl Enterbr>В 1950–60-е самым простым ресурсом социологического исследования в области кино было наличие или отсутствие в продаже открыток с портретами актеров. Так вот, открытки с портретом Аллы Ларионовой считались дефицитом, хотя новые и новые тиражи печатались постоянно. Их раскупали мгновенно! Так восполнялся дефицит красоты.
Алла Ларионова. Репродукция. Фотография: ИТАР–ТАСС
В начале 50-х Алла Ларионова была первой красавицей советского кино. Статная блондинка с огромными серо-голубыми глазами, с чувственным ртом обладала не только яркой внешностью, но и темпераментом, обаянием, жизнелюбием. Она рано начала сниматься, еще учась во ВГИКе. Тогда у взрослых-то актеров было мало работы — руководство страны велело кинематографистам взять курс на шедевры, не распыляться по мелочам. А Ларионова защищала диплом в институте несколькими полнометражными фильмами, в которых успела сняться в годы учебы… Дебютировала актриса в киносказке Александра Птушко «Садко» 1952 года, в роли Любавы, невесты главного героя. «Фильм, отмеченный «Серебряным львом» Венецианского фестиваля (куда дебютантка поехала в чужом, «государственном» платье), навсегда запечатлел эталонный женский облик советских 1950-х: здоровая пышность натуральных античных форм в сочетании с умопомрачительной сероглазой невинностью, очаровательной суровостью и обязательным для русской женщины умением ждать суженого из-за тридевяти земель», — писала киновед Лилия Шитенбург в «Новейшей истории отечественного кино».
1954-й и 1955-й — пик актерской карьеры Ларионовой. Один за другим выходят на экраны фильмы: «Анна на шее» Исидора Анненского и «Двенадцатая ночь» Яна Фрида. «Анна на шее» имела оглушительный успех — причем долгие годы! Ларионова в роли чеховской Анны оказалась, как говорится, стопроцентным попаданием. Актриса любила жизнь, комфорт, красоту, праздник — все это нашло выражение в образе молодой жены старого чиновника. Анюта–Ларионова бросается в водоворот светских развлечений с аппетитом изголодавшегося человека, жадно поглощает все, что предлагает новая жизнь. В ее резвости, впрочем, уже различимы ноты тоски. Законной любви в жизни Анюты не будет, счастье придется вырывать тайком.
Кадр из фильма «Садко»
Кадр из фильма «Анна на шее»
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь»
Блеснув, как яркая комета, в 50-е, Алла Ларионова никогда уже не имела в кино таких интересных, значительных работ. Судьба подарила ей ранний бурный успех, но отказала в протяженности актерского пути. Из дальнейших ее ролей можно вспомнить, пожалуй, Наташу из «Трех сестер» Самсона Самсонова, роскошную женщину при скромном, странном мужчине в фильме Петра Тодоровского «Фокусник», колоритную мещанку в картине Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!». В 60–70-е Ларионова снималась, но мало, в ролях второстепенных, а то и вовсе эпизодических. Со своим мужем, актером Николаем Рыбниковым, Ларионова много ездила по стране — с фильмами и выступлениями. Они были яркой звездной парой. Алла любила быть на людях, комфортно себя чувствовала в любой компании. А Рыбников в жизни был человеком застенчивым, страдал от того, что везде его узнают. Их союз подтверждал тезис о противоположностях, которые притягиваются.
Фильмография Аллы Ларионовой не так велика, как могла бы быть. А зрительскую любовь она вызывала огромную, да и сегодня кинопленка излучает свет ее красоты и обаяния. Об обстоятельствах жизни Ларионовой до сих пор судачат. Потому что она была больше чем актриса — она была звезда. Яркая индивидуальность, копировать которую бессмысленно.