Как снимали фильм титаник
Первому из них суждено было войти в историю самым трагическим образом – едва спущенный на воду, он в первом же своем плавании в Америку, спустя всего четверо суток после выхода из британского порта Саутгемптона, столкнулся с айсбергом и затонул.
Не все пассажиры добрались до Нью-Йорка: из 2207 человек, находившихся на борту, погиб 1501. Это была чудовищная катастрофа, которая всколыхнула весь мир, и еще долго не сходила с первых полос газетimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/divv2emec/image/upload/v1658812526/18acd43087994225209b113efffd2e07.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="529" decoding="asyncimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dns2gk89t/image/upload/v1658812527/film-titanic-clar.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="537" decoding="asyncБесспорно, это один из самых выдающихся фильмов мира. Здесь все из ряда вон: и гигантский 200-миллионный бюджет, и 11 (!) Оскаров, полученных в 98-м, и неимоверные кассовые сборы, подобравшиеся к двум миллиардам… Впрочем, стоило ли ждать чего-то другого, когда за дело берется такой режиссерimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dy7ydowdd/image/upload/v1658812528/1-maxresdefault.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="450" decoding="asyncДжеймс Камерон: «Это был вызов. Снять фильм в самых экстремальных условиях, с самыми бескомпромиссными требованиями к нему. Я принял этот вызов, и мы проделали массу работыimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/djfkiziq2/image/upload/v1658812529/0-9dc9e-a2e4b116-orig.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="529" decoding="asyncРежиссер задумался о том, чтобы создать масштабный фильм о знаменитой катастрофе, еще в 1987-м году, незадолго после завершения работы над «Чужими», после того, как посмотрел документальный фильм о Титанике на канале «National Geografic» (в 85-м как раз состоялось первое погружение профессора Балларда на батискафе к останкам лайнера).
Но ни тогда, ни позднее возможности для съемок так и не представилось – Джеймс снимал продолжение «Терминатора». И лишь в 1993-м, когда знаменитый боевик был закончен, Камерон начал работать над проектом о Титанике всерьез, а толчком к этому послужила книга друга режиссера Льюиса Эбернети о крушении, которую тот подарил Джеймсу на день рожденияimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dmwefg17u/image/upload/v1658812530/0-9dcd4-53dddb3a-orig.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="529" decoding="asyncВ 1994-м Камерон написал сценарий к фильму эпических масштабов. В процессе подготовки он ознакомился с плаванием Титаника до мельчайших подробностей. Это было нетрудно, поскольку недолгий путь корабля известен буквально по минутам.
Наконец, в 1995-м режиссер провел переговоры с кинокомпанией 20th Century Fox о съемках документального короткометражного фильма с погружением к обломкам корабля. Сразу было оговорено, что фильм может стать основой полнометражной художественной картины, и вот, в сентябре 1995 года, получив 3 миллиона долларов, Джеймс отправился к месту катастрофы, в Атлантический океан, в точку в 800 км от острова Ньюфаундлендimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/djulcm0fs/image/upload/v1658812531/84smewomv6xd84l140-edzje-v6mcl0x6m9ikortyfy2tav-gnbfkjudpaoeozdk0zfmop49rti4mih-kjlhln9hcwgyjcwousdzuhtl2oev9idelvnmnibqtpri7u8d5vkkwyugy8wxerjv5fgtixqyiswzzw0qwnmgmf8vok50bjubtcxkmtoeuoiiwi-c.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="451" decoding="asyncДля погружения к Титанику Камерон воспользовался услугами русских – он арендовал научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», на борту которого имелись глубоководные батискафы «Мир-1» и «Мир-2», одни из самых совершенных аппаратов в мире на тот момент.
Вместе с русскими специалистами Джеймс лично совершил 12 длительных погружений к затонувшему кораблю, лежащему на глубине 3750 метров. Вид Титаника потряс режиссераimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dprj6kdve/image/upload/v1658812533/84smewomv6xd84l140-edyvcg9s2iazzxu96ujt-diu84nypdfhpzhrdhaolyguza-uup-inboqjevzus1wiv75qgwxdjo20cp54-fi0x0y.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="450" decoding="asyncДжеймс Камерон: «После того как я увидел обломки настоящего Титаника, мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов.
Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа Титаника». Наш фильм — кинематографический венок этим людямimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dls7ltcnx/image/upload/v1658812534/84smewomv6xd84l140-edaiejk2clbxaqfutj0an8mlm1c-hlcfvewgrfo6kk-3x1quvdlq8ka9srfmfqrzgghwafrgpjvguh0gacmcious.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="600" height="406" decoding="asyncДля съемок Джеймс использовал специально сконструированную его братом Майком глубоководную кинокамеру, способную выдерживать давление в 400 атмосфер. Там, на глубине, и речи не могло идти о репетициях, о дублях – каждое погружение занимало по четыре часа только в один конец, и стоило больших усилий. Поэтому нужно было найти способ репетировать наверхуimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dmgxswfmg/image/upload/v1658812535/1-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="720" height="480" decoding="asyncБыл изготовлен макет руин Титаника в масштабе 1/33 – со всеми мельчайшими подробностями, вплоть до перил – и съемочная группа взяла его с собой на борт «Академика Келдыша». Там, на корабле, посреди океана, Джеймс вместе с русскими операторами глубоководных аппаратов до мелочей прорабатывал те движения, которые им предстояло сделать на почти четырехкилометровой глубинеimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dtfxhwmib/image/upload/v1658812536/2-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="480" height="320" decoding="asyncМаленькие субмарины со встроенными объективами видеокамер и источниками света находились в руках операторов, которые ходили вокруг модели Титаника согласно указаниям Камерона. Потом, на глубине, они в точности повторяли свои действияimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dktku1hgk/image/upload/v1658812537/4-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="522" decoding="asyncВернувшись в Америку, Камерон продемонстрировал продюсерам 20th Century Fox отснятый материал, и заверил их, что готов приступить к полнометражной картине. К тому моменту уже был готов анимационный ролик о том, как произошла катастрофа, нарисованный на студии спецэффектов Камерона Digital Domain – позднее он войдет в фильм.
Главы студии приняли решение запустить проект, и вот, 16 сентября 1996 года, получив 110 миллионов долларов, Джеймс Камерон приступил к съемкам фильмаimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dprxqo0kk/image/upload/v1658812539/6-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="538" decoding="asyncНа главную роль рассматривался в первую очередь Мэттью Макконахи, но Камерон все же отверг его, поскольку он был слишком возрастным для роли юного Джека. Известно, что свою кандидатуру выдвигал даже Том Круз – его вовсе не рассматривали, поскольку он еще старше Макконахи.
Джеком Доусоном чуть было не стал Кристиан Бэйл, но и его отклонили в пользу Леонардо Ди Каприо, который, по мнению Камерона, подходил на роль наилучшим образом. На роль Роуз пробовалась Гвинет Пэлтроу, но в конце концов вместо нее взяли одаренную британку Кейт Уинслетimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dmxvaycct/image/upload/v1658812540/7-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="686" height="775" decoding="asyncВошедшая в фильм сцена погружения к обломкам Титаника - это комбинация съемок масштабной модели и реального Титаника, покоящегося на дне моря. Разумеется, съемки модели должны были выглядеть безупречно – ведь в фильме они были смонтированы с реальными съемками. И их действительно невозможно отличить друг от друга.
Вновь Джеймс воспользовался услугами братьев Скотаков, работавших с ним над «Терминаторами» и «Чужими». Эти мастера снова проявили себя как настоящие профессионалы, создав немалую часть спецэффектов для нового фильма Джеймсаimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dktqxmllu/image/upload/v1658812541/8-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="508" decoding="asyncПервой их задачей стало изготовление большого макета разрушенного корабля, который использовали для имитации глубоководных съемок. Этот макет был в четыре раза больше того, что Камерон брал с собой на «Келдыша». На объективы надевали специальные фильтры, а комнату заполняли дымом, имитирующим толщу воды – в результате обломки корабля в кадре выглядели так, будто это настоящие останки Титаника, покоящиеся на дне океанаimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dktqxmllu/image/upload/v1658812541/8-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="700" height="394" decoding="asyncИнтересная деталь: большую модель затонувшего Титаника перевернули кверху ногами, укрепив ее на потолке, и снимали снизу. Зачем это было сделано? Очень просто: так оказалось гораздо легче располагать осветительные приборы и кран для камеры, вообще управлять процессомimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dew0ch5d5/image/upload/v1658812543/9-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="518" decoding="asyncНо снять корабль снаружи - полдела: по сценарию требовалось еще и показать интерьеры корабля. О том, чтобы снять их на настоящем Титанике, не могло быть и речи: они давным-давно выглядят так, что их нельзя вставить в художественный фильм при всем желании, да и кинокамеру спустить на такую глубину и управлять ею дистанционно было бы невозможно – а без нее качество картинки не соответствовало бы поставленной задаче.
В результате в Калифорнии, на студии 20th Century Fox были созданы декорации интерьеров Титаника, в точности имитировавшие полуразрушенные и затопленные водой останки реального корабля. Их создавали буквально по квадратному сантиметру, с небывалой дотошностью имитируя все те изменения, которые происходят с вещами после многолетнего пребывания под водойimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/ds5avksht/image/upload/v1658812544/1445630436-titanic-facts-bow-of-wreckage.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="448" decoding="asyncЗа основу декораторы взяли съемки реальных затопленных интерьеров корабля, сделанные самим Камероном во время его погружений, а также сохранившиеся фото интерьеров Титаника начала 20 века, сделанные перед отплытием, и сохранившиеся элементы декора идентичного Титанику Олимпика. Был воссоздан холл первого класса (именно в первом классе, по сценарию, был найден рисунок Джека) – камин, стеновые панели, мелкие детали – все в точности соответствовало реальности. Самым главным требованием к декорациям был их вес – они не должны были всплывать под водой, ведь для съемок декорацию затопляли. Каждая панель стены весила около полутонны.
Декораторы потратили массу времени на то, чтобы состарить вещи таким образом, словно они много лет находились под водой. Для этого детали интерьера покрывали лаком и жгли горелкой, повторяя эту процедуру снова и снова до тех пор, пока вещь не начинала выглядеть должным образом…
Далее пришел черед одной из самых дорогостоящих декораций в истории – огромный корабль был воссоздан в мельчайших подробностях стоящим у причала в доке ирландского Саутгемптона. Продюсеры приняли решение строить макеты Титаника не в США, а в Мексике – ими было выбрано удобное место на побережье Розарито, всего в 40 километрах от американской границы. Там и были возведены декорации корабля в неповрежденном состоянии, после чего, спустя пару месяцев, их частично разобрали и использовали, чтобы показать Титаник тонущимpimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dzvzjyxaj/image/upload/v1658812546/10-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="541" decoding="asyncПришвартованный» Титаник был огромен. Двести тридцать метров в длину, высотой с восьмиэтажный дом, колоссальная декорация обошлась в пятнадцать миллионов долларов – там были палубы, трубы, все надстройки и весь целиком правый борт с многими сотнями иллюминаторов.
Впечатление эта исполинская конструкция производила не меньшее, чем в свое время сам Титаник – даже несмотря на то, что целиком корабль все же не строили по причине нецелесообразности – реальный Титаник был еще на 30 метров длиннее.
Интересно, что нос так и не был построен из экономии – его дорисовывали на компьютере. В результате вышло еще дороже, чем постройка декорацииimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dvchgpstv/image/upload/v1658812547/84smewomv6xd84l140-edqdkt55snss5pjhb231yjofkdocnmwmfpoobt7j3zo7gxtmwbeodv9lggcozmsvwj1sdpyooishmby-ttz04ppki5rz42hf1qj9ltmomqzeispn6eenivya-2oobwn6xbxp8obkuuufdl-l1aj6okau.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="458" decoding="asyncСцена в доке стала довольно сложной для съемок, поскольку она вся целиком оказалась… перевернутой зеркально. Дело в том, что из-за постоянного в это время года направления ветра, относившего дым из труб не к корме, как требовалось по сценарию, а к носу, была построена декорация правого борта, в то время как Титаник, пришвартованный в доке Саутгемптона, располагался к берегу левой стороной.
В результате дым относило как надо, но все декорации дока пришлось строить в виде зеркального отражения – все здания были зеркальными копиями реальных зданий со старых фотографий, все до единой надписи были перевернуты зеркально, включая маленькие таблички на корабле и надписи на одежде членов команды. Кейт Уинслет не могла удержаться от смеха, читая на бескозырках матросов: «Enil Rats Etihwimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dmlc83znx/image/upload/v1658812548/original-357545-s9bdkjax3n-qwihf5kabsno4c.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="532" decoding="asyncimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dlriydosy/image/upload/v1658812549/behind-the-scenes-of-titanic-6.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="740" height="511" decoding="asyncОказалось немалой проблемой снимать сцены, постоянно держа в голове тот факт, что в итоге они окажутся перевернуты – герои должны были пользоваться левой рукой так, будто она правая, рули в машинах были с другой стороны, и т.д. Справиться с этим зазеркальем оказалось очень непросто… Но удалось сэкономить миллионы на декорации левого борта – обошлись одним правымimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dlriydosy/image/upload/v1658812549/behind-the-scenes-of-titanic-6.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="591" decoding="asyncВ сцене, в которой Джек и его друг Фабрицио выигрывают в покер билеты на Титаник у ирландских работяг, за окном не было порта – только зеленый экран. Вместо него позднее было размещено изображение модели корабля, созданное компанией 4ward с братьями Скотаками во главеСам корабль был даже не моделью, а плоским фотографическим изображением, вагоны и здания перед ним – макетами. Их невозможно отличить от полномасштабных декораций. Множество мелких деталей – дым, птицы в небе, люди на палубе – было нарисовано позднее, и иллюзия оказалась полнойimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/ds0kp8vjp/image/upload/v1658812551/14-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="541" decoding="asyncСцену отплытия сделали при помощи студии компьютерных спецэффектов Джеймса Камерона Digital Domain. Использовали 13,7-метровую модель Титаника, и отдельно толпу провожающих, которые махали руками на автомобильной парковке на фоне зеленого экрана. Все остальное было нарисовано: и вода, и дым, и пролетающие в воздухе птицы.
Люди на палубе отплывающего Титаника – тоже компьютерная графика. Художники добавили сотни мелких деталей, чтобы сделать сцену отплытия величественного корабля запоминающейся и реалистичнойpimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dcf7gxxcw/image/upload/v1658812552/15-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="541" decoding="asyncimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dew0ch5d5/image/upload/v1658812553/zcznxrnhvmw.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="604" height="397" decoding="asyncАктеры массовки работали над фильмом так долго, что стали чем-то вроде одной большой семьи. Они сумели проникнуться духом ушедшей эпохи настолько, что каждый из них начинал действительно ощущать себя матросом, кочегаром, ирландским рабочим из третьего класса или чопорной супругой миллионера с верхней палубы.
По воспоминаниям многих участников съемок, ощущение было совершенно фантастическое: Камерону действительно удалось воссоздать атмосферу начала 20-го века, и суметь передать свое видение каждому, кто находился в кадреimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/depbhemrb/image/upload/v1658812555/16-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="539" decoding="asyncНемалого труда стоили великолепные панорамные съемки Титаника, плывущего по волнам Атлантического океана. За основу этих съемок взяли кадры с кораблем Lane Victory времен Второй мировой войны, идущим полным ходом в открытом море – его сняли с вертолетаimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/drtgfercs/image/upload/v1658812556/84smewomv6xd84l140-edt-h-l7wmfmoxtoyhxnzra5dm6dvq5xg5gbm-c9unhxwdykj0kaizxon4hksiqzzuw3fgrlucirkrp4lzt1slbgme-1oum202aqlgdx9jilb.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="464" decoding="asyncПотом движение камеры повторили в студии, точно таким же образом сняв неподвижную 13,7-метровую модель корабля на темном фоне, которую использовали при съемках сцены отплытия. Управляемая при помощи компьютера, студийная камера в точности повторила движение камеры, укрепленной на вертолете, с которого снимали Lane Victory. В результате достигли полного реализма – как если бы плывущий Титаник снимали с вертолетаimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dd6of90yj/image/upload/v1658812557/17-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="340" decoding="asyncДесятки людей, которые хорошо видны на панорамном обзоре корабля стоящими у перил и прогуливающимися по палубам, добавлены при помощи компьютерной графики – их сняли каждого по отдельности на студии Digital Domain при помощи технологии motion capture, а потом их трехмерные копии поместили на модель корабля.
Особенно дорого дался продолжительный панорамный обзор Титаника с Джеком и Фабрицио на носу.
Джон Ландау, продюсер: «Мы называли этот эпизод Кадром на миллион долларов. Не только потому, что он обошелся примерно в такую сумму, но и потому, что для Джеймса он был едва ли не одним из самых важных кадров во всем фильме. Он показывал мощь, величие и красоту Титаника во всем великолепии. Это очень важно для всей истории – увидеть корабль при ярком свете дня во всех подробностях и поразиться тому, насколько он огромен, какой он величественный, сколько гордости и труда вложили в него создателиpimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dsq3smao6/image/upload/v1658812559/18-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="340" decoding="asyncimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dombvjs6r/image/upload/v1658812560/84smewomv6xd84l140-edep02e3xl8eqkhcbmdgf3ckvzbfzwipz-svxj4gv67zyrag6aqq-mwcpuo-susbkw-kvxsefxd7d94qjoyfvld1gdda8d8ibdsvybaionotv.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="500" height="563" decoding="asyncДжеймс Камерон: «Если вы не оцените корабль, вы не оцените катастрофу. Зритель должен был понять, чем был Титаник до того, как стал символом несчастья и вошел в историю таким печальным образом. А кроме того, эта сцена еще и выражает характер Джека – свободолюбивого и отчаянного парня с нешуточными амбициями и большими планами на свою юную жизнь. Вот почему мне так нравится эта сцена».
Съемочной команде Камерон говорил: «Представьте, что мы снимаем рекламный ролик компании White Star Line».
Леонардо Ди Каприо и Дэнни Нуччи сняли на фоне зеленого экрана в студии Digital Domain, сымитировав освещение и ветер. «Я король мира!» Потом совместили съемки актеров с панорамной съемкой неподвижной 13,7-метровой модели, снятой в студии при помощи управляемой компьютером камерыpimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dmcayijvf/image/upload/v1658812561/w960.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="525" height="328" decoding="asyncimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dxlogah7i/image/upload/v1658812562/titanik.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="600" height="400" decoding="asyncА на следующем этапе добавили реальную воду, изображение которой получили при съемках Lane Victory, разнообразные фактуры на изначально бесцветной модели, и множество деталей – фигуры людей, полученные при помощи motion capture, дым из труб, небо на заднем плане, пролетающих птиц…
Это была огромная работа, но благодаря ей получился тот самый момент, который придает повествованию особый драматизм: до катастрофы четыре дня, но все выглядит так благополучно, что одна мысль о том, что Титаник вот-вот погибнет, кажется невероятной… Тем пронзительнее будет драма, которая развернется далее по сюжетуimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dtsjob7lk/image/upload/v1658812563/19-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="340" decoding="asyncПришел черед съемок на Титанике. Сотни декораторов создали роскошные интерьеры корабля в идеальном соответствии с исторической документацией – в их распоряжении было несколько сотен черно-белых фотографий, услуги квалифицированных консультантов-историков и задокументированные воспоминания выживших в катастрофе. На основе этого были созданы интерьеры, которые не уступали настоящим ни в одной мелочиimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dcbbx25xa/image/upload/v1658812564/0-9dcb7-6f9efac1-orig.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="529" decoding="asyncЗадача декораторов тем более усложнялась, что они должны были изготовить не просто интерьеры, придуманные дизайнерами картины – нужно было идеально воспроизвести внутреннее убранство некогда реально существовавшего Титаника. Интерьеры воссоздавались при помощи той самой компании White Star Line, которая заказывала в 1909-м строительство и отделку корабля (она существует до сих пор, как и изготовители люстр, ковров, посуды для Титаника).
В архивах компаний сохранились данные о множестве вещей, бывших на борту. Кроме того, в качестве образцов брали элементы интерьера Олимпика, который благополучно проплавал по морям до 1935 года, а после списания его детали попали в отель «Белый лебедь» в Англии. Владельцы отеля любезно предоставили эти раритеты декораторам для копированияimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/djq3hn2on/image/upload/v1658812566/0-9dcb9-b6ed483d-orig.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="529" decoding="asyncС задачей справились идеально: главная лестница со всеми ее пролетами была построена в студии так тщательно, что ни один пассажир первого класса с реального Титаника, если бы он оказался на съемочной площадке, не смог бы отличить эту лестницу от той, по которой он спускался и поднимался во время плавания.
Интересный факт: лестница была построена на 10 процентов больше по размерам, чем оригинальная – дело в том, что люди в 1912-м были ровно на 10 процентов меньше ростом, чем люди конца 20 века… Перфекционизм Камерона здесь, пожалуй, проявился особенно яркоimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/decqgz7nl/image/upload/v1658812567/0-9dcbe-a144de4e-orig.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="529" decoding="asyncПримечательно, что именно эти декорации потом должны были затопить водой в эпической сцене разрушения – так что они изначально строились на дне бетонного резервуара, на платформе с гидроцилиндрами, способной, словно лифт, опускаться вниз на пять с лишним метров. Именно сюда по окончании съемок всех необходимых сцен хлынет неудержимый поток соленой воды, сносящий все на своем путиimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/db33o8xfw/image/upload/v1658812568/21-kinopoisk.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="500" height="752" decoding="asyncВнимание к деталям было просто беспрецедентным. Все, абсолютно все соответствовало оригиналу – даже столовые приборы, даже графины и бокалы, рисунки на салфетках. Воссоздали и логотипы White Star Line на потолке, и дверные ручки, и даже ковер на полу столовой не просто полностью соответствовал ковру на настоящем корабле – он даже был изготовлен той самой компанией, которая восемьдесят лет назад сделала его специально для настоящего Титаникаimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/ds5avksht/image/upload/v1658812569/0-9dcb2-f18fa3f7-orig.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="529" decoding="asyncimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dpdfvcl8f/image/upload/v1658812570/920x460.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="800" height="400" decoding="asyncimg loading="lazy" src="http://res.cloudinary.com/dchxbrxzo/image/upload/v1658812571/4653848-0.jpg" alt="Как снимали фильм "Титаник"" title="Как снимали фильм "Титаник"" width="600" height="375" decoding="asyncbr>как снимали фильм титаник
Главные роли в фильме исполнили Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо
Фото: EAST NEWS
1. Поражающие своей реалистичностью картины гибели «Титаника» заставляют зрителя не верить собственным глазам. Однако не все это заслуга компьютерной графики. Создатели фильма «заставили» тонуть практически идентичную натуральному кораблю копию «Титаника». Новый «Титаник» начали строить в начале 1996 года на побережье «Rosarito Beach», что в мексиканском штате «Baja California». Там был создан гигантский павильон студии «20th Century Fox», в котором снимали большинство сцен для фильма.
Там же при помощи пяти тонн динамита был создан бассейн с водоизмещением четыре миллиона литров, в котором в будущем будет «плавать», а в последствии и «тонуть» наибольшая модель в истории кинематографа. Кстати, финальная модель созданного корабля достигала 231 метров в длину, тогда как настоящий лайнер был всего на 34 метра длиннее. К слову, длина «Титаника» составляла 270 метров. Бутафорский «Титаник» был высотой с восьмиэтажный дом. Колоссальная декорация обошлась в пятнадцать миллионов долларов. Макет корабля создавался почти целый год, затем полгода ушло на разбор судна.
Новый «Титаник» начали строить в начале 1996 года, на побережье «Rosarito Beach»
2. Сцены падающих в воду людей с терпящего бедствие «Титаника» были сняты с помощью каскадеров, которых снимали на кинопленку, когда они падали с высоты 6-ти метров. А после того, как отснятый киноматериал был отсканирован и перенесен в компьютер, аниматоры «Digital Domain» «удлинили» прыжки каскадеров с 6-метровой высоты до 21-метровой при помощи компьютерной техники «захвата движения».
Также для эпизодов, в которых пассажиры «Титаника» падают с большой высоты в воду, снимали настоящие брызги от падения обычных предметов, брошеных в океан. Таким образом, вместо ожидаемых трех недель на то, чтобы симулировать динамику всплесков воды при помощи компьютера, на эту работу ушел всего час.
Сцены падающих в воду людей с терпящего бедствие «Титаника» был использован труд каскадеров, которых снимали на кинопленку, когда они падали с высоты 6-ти метров
3. Главная лестница «Титаника» со всеми ее пролетами была построена так тщательно, что ни один пассажир первого класса с реального «Титаника», если бы он оказался на съемочной площадке, не смог бы отличить эту лестницу от той, по которой он спускался и поднимался во время плавания.
Интересный факт: лестница была построена на 10 процентов больше по размерам, чем оригинальная – дело в том, что люди в 1912-м были ровно на 10 процентов меньше ростом, чем люди конца 20 века. Вообще, задача декораторов по созданию внутреннего убранства корабля усложнялась тем, что они должны были изготовить не просто интерьеры, придуманные дизайнерами картины – нужно было идеально воспроизвести их.
В архивах сохранились данные о множестве вещей, бывших на борту. Кроме того, в качестве образцов брали элементы интерьера «Олимпика», который благополучно проплавал по морям до 1935 года, а после списания его детали попали в отель «Белый лебедь» в Англии. Владельцы отеля любезно предоставили эти раритеты декораторам для копирования. Примечательно, что именно эти декорации потом должны были затопить водой в эпической сцене разрушения – так что они изначально строились на дне бетонного резервуара, на платформе с гидроцилиндрами, способной, словно лифт, опускаться вниз на пять с лишним метров. Именно сюда по окончании съемок всех необходимых сцен хлынет неудержимый поток соленой воды, сносящий все на своем пути.
Специально созданные декорации должны были затопить водой в эпической сцене разрушения – так что они изначально строились на дне бетонного резервуара, на платформе с гидроцилиндрами
4. Во время панорамных съемок палубы «Титаника» можно увидеть сотни пассажиров, которые прогуливаются по кораблю. Все они были сняты на большой копии судна, а затем оцифрованы, размножены и нанесены на нарисованную модель «Титаника». Поэтому при внимательном просмотре можно обнаружить двух совершенно одинаковых персонажей.
5. Для съемок «Титаника» было создано 4 абсолютных копии лайнера: корабль размером 7,5 метра в масштабе 1:35, 13 метров — масштаб: 1:20, 18 метров — масштаб 1:14,5 и 44 метра - масштаб 1:6. Последнюю копию корабля в процессе съемок фильма разломают пополам. Также отдельно была построена носовая часть корабля, размеров в 7,5 метра, а также 7-метровая и 15-метровя кормовые части корабля.
Для съемок «Титаника» было создано 4 абсолютных копии лайнера
6. Основным инструментом компании «Digital Domain» во время создания цифровой океанской воды к «Титанику», стало программное обеспечение, созданное компанией«Arete» при помощи анализа результатов спутниковой съемки плывущих кораблей. Разработчики изучали динамику волн, оставляемых плывущими кораблями, исследовали влияние скорости ветра на волны, количество света, поглощаемое и отражаемое водой. Кроме того «Digital Domain» улучшила программу путем добавления в нее возможности удаления виртуальной камеры на большие расстояния, а также создание разнообразных траекторий ее полета.
7. Известно, что портрет обнаженной Роуз – дело рук самого Джеймса Кэмерона. Медальон девушки создан компанией Tiffany из не самого дорогого камня танзанита, но после выхода фильма цены на этот камень взлетели в несколько раз.
Известно, что портрет обнаженной Роуз – дело рук самого Джеймса Кэмерона
8. Для съемок Джеймс использовал специально сконструированную его братом Майком глубоководную кинокамеру, способную выдерживать давление в 400 атмосфер. Там, на глубине, и речи не могло идти о репетициях, о дублях – каждое погружение занимало по четыре часа только в один конец, и стоило больших усилий. Поэтому нужно было найти способ репетировать наверху. Был изготовлен макет руин Титаника в масштабе 1/33 – со всеми мельчайшими подробностями, вплоть до перил – и съемочная группа взяла его с собой на борт «Академика Келдыша».
Там, на корабле, посреди океана, Джеймс вместе с русскими операторами глубоководных аппаратов до мелочей прорабатывал те движения, которые им предстояло сделать на почти четырехкилометровой глубине. Маленькие субмарины со встроенными объективами видеокамер и источниками света находились в руках операторов, которые ходили вокруг модели Титаника согласно указаниям Камерона. Потом, на глубине, они в точности повторяли свои действия. Интересная деталь: большую модель затонувшего Титаника перевернули кверху ногами, укрепив ее на потолке, и снимали снизу. Зачем это было сделано? Очень просто: так оказалось гораздо легче располагать осветительные приборы и кран для камеры, вообще управлять процессом.
Маленькие субмарины со встроенными объективами видеокамер и источниками света находились в руках операторов, которые ходили вокруг модели Титаника согласно указаниям Камерона
9. При создании декорации котельной пошли на хитрость: ради экономии средств построили только половину котельной, разместив позади нее зеркало, отражение в котором играло роль оставшейся декорации. Длинный ряд паровых котлов – на самом деле иллюзия, с каждой стороны котлов не пять, а два с половиной, а отражения кочегаров в зеркале на заднем плане надежно скрыты клубами пара. Кстати, на съемочной площадке намеренно создали душную и жаркую атмосферу для полной аутентичности, так что пот здесь самый настоящий.
«Титаник» — это фильм-легенда. На создание ленты длиной 194 минуты потратили $ 200 млн. Всем известно, что он был 14 раз номинирован на «Оскар», а его рекорд по кассовым сборам не мог побить ни один фильм в течение целых 10 лет. Но мало кто знает о том, что Кэмерон не отпускал актеров даже в туалет (не спрашивайте, как они справлялись), а Уинслет чуть не покинула съемки навсегда.
Мы в ADME являемся преданными поклонниками кинокартины Джеймса Кэмерона, поэтому спешим рассказать о том, как проходили съемки «Титаника». Кстати, если вы не видели альтернативную концовку, то в конце статьи вас ждет сюрприз.
Портрет Розы написал сам режиссер
Мы знаем, что Леонардо Ди Каприо — отличный актер, но художник из него так себе. Нарисовать Кейт сам он не мог, поэтому за кисть взялся сам Джеймс Кэмерон, всем известный режиссер «Титаника». Именно его рука с карандашом красуется на крупных планах в фильме. Кстати, здесь есть еще одна причина, по которой мы восхищаемся скрупулезностью главного режиссера «Титаника»: Ди Каприо — правша, а Кэмерон — левша. Чтобы не было киноляпа, он отзеркалил картинку.
В 2011 году рисунок продали на аукционе за $ 16 тыс.
В финальной сцене много скрытых символов
Бдительные зрители давно заметили, что в финальном эпизоде часы на главной лестнице показывают 2 часа 20 минут. Именно в это время затонул настоящий «Титаник». Но не все обратили внимание на то, что во время поцелуя Джека и Розы капитан Смит начинает хлопать последним. Эта деталь неслучайна: она символ того, что капитаны покидают корабли в последнюю очередь. Значит, и аплодировать Смит тоже должен последним.
Эмма Томпсон помогла Уинслет с обнаженной сценой
Молодая актриса сильно переживала, когда снималась обнаженной перед Леонардо Ди Каприо. Кейт призналась, что настроиться на процесс ей помогла коллега по фильму «Разум и чувство»: «Я работала с Эммой Томпсон, которая очень раскрепощенный и расслабленный человек. Я видела, как она раздевается перед камерой, и поняла, что это просто часть истории».
У трогательной пожилой пары были реальные прототипы
Молчаливые объятия пожилых супругов за миг до смерти каждый раз вдребезги разбивают сердца зрителей. Но еще печальнее становится оттого, что у этой пары были реальные прообразы. Их звали Исидор и Ида Штраус.
Когда «Титаник» потерпел крушение, для Иды, Исидора и их служанки Эллен Берд уже подготовили место в шлюпке. Но благородный Исидор отказался покидать лайнер, пока на борту оставались дети и женщины. Тогда Ида тоже решила остаться, сказав мужу: «Мы прожили так много лет вместе. Куда ты, туда и я».
Кстати, Кэмерон снял их спор, но в финальную версию фильма его не включил. А зря: эти 26 секунд точно бы не помешали киноленте.
Кейт Уинслет не ходила на прослушивание
Уинслет даже и не мечтала, что ей достанется одна из главных ролей в фильме подобного размаха, но это не мешало ей с нетерпением ждать прослушивания. Однако на первый этап, когда актер приходит в своей обычной одежде и работает с режиссером по кастингу, ее так и не пригласили.
Британская звезда рассказала, что ее попросили прилететь в Лос-Анджелес. В студии ей выдали настоящий костюм, показали партнера, который играл Джека (это был не Ди Каприо), и попросили отыграть несколько сцен. Посмотрите видео выше, Кейт там просто очаровательна. После второй серии кинопроб Уинслет получила желаемую роль.
Во время съемки потопа у команды не было права на ошибку
Джеймс Кэмерон очень внимателен к деталям, поэтому интерьеры корабля были воссозданы тщательнейшим образом. Разумеется, это потребовало больших финансовых затрат.
Когда пришло время снимать сцену, в которой вода с грохотом обрушивается на прекрасную парадную лестницу, команда режиссера сильно нервничала. Дело в том, что у них не было права на ошибку, потому что во время дубля все декорации разрушал настоящий поток воды. А денег на повторную реконструкцию никто бы не выделил. Хорошо, что у них все вышло с первой попытки.
У актеров был персональный тренер по плаванию
Режиссер хотел, чтобы актерский состав был достаточно выносливым. И хотя Кейт Уинслет занималась плаванием 3–4 раза в неделю, этого было мало. Именно поэтому было принято решение предоставить актерам личного тренера. Актрису дополнительные тренировки ни капли не смущали, наоборот, она получала от них удовольствие.
Кейт Уинслет отказалась надевать гидрокостюм
Во время съемок сцен в воде на всех актерах были гидрокостюмы. Они нужны для того, чтобы люди не получили переохлаждение, ведь вода в бассейне была всего 15,5 градуса. Но Кейт Уинслет решила пережить этот опыт взаправду, поэтому отказалась от гидрокостюма. В результате звезда заболела пневмонией и чуть не ушла из проекта, но Кэмерон уговорил ее остаться.
Кэмерон не разрешал актерам выходить из воды
Масштабные съемки «Титаника» затягивались, что не на шутку давило на Джеймса Кэмерона. Особенно тяжело пришлось актерам во время съемки сцен со спасательными шлюпками. Чтобы еще больше не выбиваться из графика, режиссер угрожал уволить любого, кто надумает выйти из воды в туалет.
Кэмерон тщательно готовил массовку из 150 с лишним актеров
Мы все помним душераздирающие сцены с тонущими пассажирами «Титаника». Чтобы снять их, Кэмерону потребовалось более 150 актеров. Но самое удивительное заключается в том, что он отвел каждого из статистов в сторону, чтобы дать героям имена и рассказать об их судьбе. Так режиссер хотел убедиться в том, что даже кажущиеся незначительными персонажи в фильме все же имели свою историю.
Кэмерон также следил за тем, чтобы каждый актер смог правильно изобразить ту эпоху. Для этого он организовал для статистов урок о манерах и обычаях 1912 года. Занятие вела Линн Хокни, хореограф «Титаника».
История «Сердца океана» и его дальнейшая судьба
Это роскошное украшение и права на его копирование и продажу еще до выхода «Титаника» в прокат купила J. Peterman Company. Когда фильм вышел в свет, Джон Питерман делал огромные партии ожерелья с синим сердцем и продавал их фанатам по всему миру. Потом фирма обанкротилась, и оригинальное колье пришлось продать, чтобы раздать долги. Его местонахождение, к сожалению, никому не известно. Сам Питерман шутит, что оно «где угодно, но только не на дне океана».
После выхода фильма «Сердце океана» изготовила ювелирная компания Asprey Garrard. Их ожерелье было продано на благотворительном аукционе за $ 1,4 млн. Также во время аукциона было выдвинуто условие: певица Селин Дион должна надеть «Сердце океана» на кинопремию «Оскар». Затем ожерелье было передано в дар бывшему Национальному музею кораблекрушений в Чарльстоне, где оно и по сей день выставлено на всеобщее обозрение.
Костюмы главных героев продали за большие деньги
Джон Питерман, который купил права на реализацию копий «Сердца океана», приобрел у студии 20th Century Fox еще и костюмы главных героев. Среди его улова оказалось розовое шифоновое платье (в котором Роза была в свой последний день на «Титанике») и расшитое бисером вечернее платье (в котором героиня Уинслет идет на вечеринку с Джеком). Также Питерман приобрел шерстяной жилет, подтяжки и вельветовые брюки Джека.
В итоге Питерман продал эти костюмы: за розовое платье он получил $ 11,5 тыс., за красное — $ 2 тыс., а за вещи Джека — $ 9 тыс.
Красный лак на ногтях постаревшей Розы — импровизация
Как вспоминает Билли Зейн (актер, сыгравший богатого жениха Розы), Кэмерон на съемках был очень требовательным и строгим. Но даже он не устоял перед очарованием Глории Стюарт, которая играла пожилую Розу. Когда они снимали крупным планом, как Стюарт взбирается на перила, Кэмерон вдруг сказал: «Глория, что это за красный лак для ногтей?» Актриса поспешила объяснить свою ошибку, но Кэмерон ее прервал: «Неважно, мне нравится!»
На создание винтажного гардероба у команды ушел год
Еще одна причина восхищаться колоссальным трудом Джеймса Кэмерона — костюмы героев. Ему было чрезвычайно важно, чтобы наряды сидели идеально. На работу с костюмами у дизайнеров ушел целый год. Кэмерон предъявлял высокие требования к исторической точности гардероба героев и не жалел денег на его совершенствование. Однако режиссер не берег дорогую винтажную одежду и заставлял актеров часами плавать в холодной воде при полном параде.
У фильма есть альтернативная концовка
Как вы прекрасно помните, в конце нам показывают состарившуюся Розу. Она стоит на краю лайнера и бросает в воду дорогое бриллиантовое ожерелье «Сердце океана». Под красивую музыку голубой камень в форме сердца погружается в пучину. Но существует и другая версия финала. Не будем ее пересказывать, посмотрите сами.
А что необычного о съемках «Титаника» знаете вы?