История фильма титаника
Глава 1. Зарождение идеи. Подводная одиссея Джеймса Кэмерона
История создания голливудского блокбастера об истории «Титаника», прежде чем обратиться в готовый сценарий, прошла очень долгий путь. У истоков амбициозного проекта стоял режиссер «Терминатора» Джеймс Кэмерон. Мечта поведать историю первого и рокового плавания грандиозного судна превратилась для Кэмерона в наваждение. В 1912 году «Титаник» врезался в айсберг и пошёл на дно. Это случилось по пути в Нью-Йорк, когда лайнер уже проплыл две тысячи четыреста миль, и с тех пор гибель «Титаника» занимала умы писателей и кинематографистов. Она легла в основу шестнадцати художественных, восемнадцати документальных фильмов и более ста тридцати книг.
Кэмерон впервые заинтересовался проектом почти за десять лет до того, как у него возникла идея снять фильм. Посмотрев документальный фильм 1987 года «Правда о «Титанике», снятый Робертом Д. Баллардом для канала «National Geographic» и посвященный обнаружению обломков, Кэмерон сделал несколько заметок: «Снять историю, привязанную к современности… происходящее в наше время пересекается с воспоминаниями выжившего героя… необходима загадка или главная сюжетная линия». Следующие десять лет Кэмерон был занят на съёмках «Бездны», «Терминатора-2» и «Правдивой лжи», но всё это время он не переставал думать о «Титанике» – «Эвересте среди катастроф». Однако всерьёз заниматься подготовкой сценария для будущего фильма Джим Кэмерон начал тогда, когда его друг Льюис Абернати на день рождения подарил ему свой труд о «Титанике».
В апреле 1992 года в Лос-Анджелесе состоялась премьера видеофильма Эла Гиддингса «Titanic: Treasure of the Deep» — «Титаник: Сокровище глубин». На премьеру он пригласил своего друга Джеймса Камерона (с ним он уже раньше работал в фильме «Бездна»). После просмотра Кэмерон попросил Гиддингса познакомить его с Анатолием Сагалевичем. Весной 1992 года Эл Гиддингс в телефонном звонке рассказал российскому учёному-глубоководнику, что «Титаником» всерьёз заинтересовался не кто иной, как Джеймс Кэмерон, и что он думает снять об этой трагедии настоящий художественный фильм, куда, по его замыслу, непременно должны быть вмонтированы натуральные съёмки на затонувшем лайнере. Причем, снимать под водой он хочет только с аппаратов «МИР», потому как заочно оценил их высокие технические и манёвренные возможности.
И вот знаменитый голливудский кинорежиссёр впервые в России. В июле Джеймс и Эл прилетели в Москву.
Из воспоминаний Анатолия Сагалевича:
«Мы летим с ним из Москвы в Калининград. Джеймс рассказывает о своих совершенно новых творческих замыслах — надоели разные кинофокусы, компьютерная графика, бесконечные ристалища… Словом, всё то, чего на экранах более чем с избытком; хочется создать по-настоящему человечный фильм, показать характеры людей, которые тогда плыли на «Титанике». И конечно же, с помощью подводных съёмок и специальных эффектов необходимо показать масштабность трагедии, происшедшей с «Титаником», своим величием, красотой и комфортом затмившим умы людей, которые на нем работали и которые по своей квалификации и в силу своей психологии не были готовы к эксплуатации этого гигантского судна, снискавшего себе репутацию непотопляемого. Необходимо, наконец, чтобы люди поняли, что «Титаник» был символом своего времени. «Конечно, непросто воплотить всё задуманное в художественном фильме, — говорил мне Джеймс Кэмерон. — Однако имеются соответствующие режиссёрские приемы, технические возможности. И, разумеется, большое значение будут иметь натурные глубоководные съёмки с ваших подводных аппаратов. Мы попробуем организовать подводную студию на глубине 3800 метров».
Я понял эти слова режиссёра лишь спустя три года, когда мы начали работать вместе».
Вернувшись из путешествия в Россию, Кэмерон увидел ещё один фильм, снятый с помощью русских глубоководников. В ноябре 1992 года в Оттаве с огромным успехом прошла премьера полуторачасового фильма о «Титанике», созданного фирмой «Аймакс»; он получил широчайший отклик в Канаде и Соединённых Штатах. Оба фильма, «Сокровища глубин» и «Титаника», равно как и результаты российских исследований, пробудили у публики новый интерес к теме «непотопляемого лайнера».
Последующие два года после того памятного приезда Джеймса Кэмерона в Россию ушли на размышления о создании фильма. Два года эпизодических встреч, переговоров, обсуждений. Однажды, устав от ожиданий и недоговоренностей, Сагалевич написал Джиму категорический факс: «Если Вы хотите делать фильм, то сейчас или никогда. Мы живы, в хорошей форме, и на аппаратах «МИР», которые сами сделаны на уровне искусства, можем под водой создать настоящее кино, которого в Голливуде ещё не было». После недели молчания, в ноябре 1994 года, в московской квартире учёного раздался телефонный звонок из Штатов. Звонил Джеймс. Он сказал:
— Мы приняли решение. Начинаем съёмки…
В 1995 году Джеймс предложил компании «Двадцатый век Фокс» профинансировать экспедицию, подобную описанной в фильме Балларда, в которой сам собирался принять участие. «Моей главной целью было опуститься на потонувший корабль, – признавался он потом. – А съёмки фильма были второстепенной задачей».
Однако он продумывал возможные сюжетные линии и в качестве одной из них предложил студии «историю Ромео и Джульетты на «Титанике». Кэмерон хотел, чтобы на фоне человеческой трагедии, катастрофы корабля и гибели более полутора тысяч человек, разыгралась любовная история между двумя совершенно разными персонажами – свободолюбивым юным художником по имени Джек Доусон и Роуз Дьюитт Бьюкейтер, девушкой из высшего общества, помолвленной с другим.
Из воспоминаний А. Сагалевича:
«Кэмерон загорелся идеей снять фильм о «Титанике», его не смущало, что за короткий период свет уже увидели две картины аналогичной тематики, но тревожило другое. «В том, что мы сделаем прекрасные съёмки под водой, я не сомневаюсь, — поделился как-то Джим своими опасениями со мной, — но нужна главная идея фильма, а её пока нет». Я ответил: «Мир устал от жестокости и насилия. Нужен человечный фильм, покажи красивую и большую любовь, сделай ее лейтмотивом картины». На мою романтическую тираду создатель «Терминатора» ответил вопросом: «А что такое любовь в твоем понимании?» Я тут же отреагировал: «Настоящая любовь — это полёт…»»
Кэмерон вспоминает: «Руководство киностудии отреагировало так: «М-м-м… трёхчасовой эпический фильм о любви, говорите? Да, это как раз то, что нам нужно. А будет там что-то от «Терминатора»? Ну там, истребители, перестрелки, автомобильные погони?..» Я ответил: «Да нет же, нет, ничего такого»». Он сказал руководителям «Фокс», что сможет сделать фильм меньше чем за сто миллионов, и попросил «пару миллионов» аванса на оплату подводной экспедиции, чтобы снять кадры затонувшего корабля, которые потом можно было бы использовать в законченном фильме. Глава компании «Фокс» Питер Чернин заинтересовался, но захотел узнать о проекте больше, прежде чем взяться за него.
23 августа 1995 года «Академик Мстислав Келдыш» с двумя аппаратами «МИР» на борту пришел в канадский порт Галифакс. К этому времени были закончены обсуждения специальных технических вопросов по дополнительному оборудованию аппаратов «МИР», изготовлены специальные приспособления для их установки на аппараты, подготовлено два десятка мощных светильников, которые должны были обеспечить масштабность киносъёмок на «Титанике». Впервые в мире были изготовлены кинокамера и специальный металлический цилиндр к ней с иллюминатором, рассчитанные на работу под высоким давлением — более 400 атмосфер. Джеймс Камерон решил вести съёмку с помощью забортной кинокамеры на подвижном устройстве. И ещё одно нововведение: на аппарат «МИР-2» установили малогабаритный телеуправляемый модуль, который должен был проникнуть в корпус «Титаника» и отснять внутренние помещения судна. Обе камеpы были сконструированы в Lightstorm Entertainment инженером Майком Кэмеpоном — бpатом режиссёра.
Пока шли все эти подготовки, Джон Бpуно — дpуг Кэмеpона, руководивший созданием визуальных эффектов в фильме «Бездна» и «Правдивая ложь», — pазpаботал pаскадpовку для тех сцен, котоpые должны были сниматься под водой. Он же был и одним из тех немногих, кто погpужался вместе с Кэмеpоном к «Титанику».
Для того, чтобы было легче демонстpиpовать и планиpовать пpедстоящие съёмки, команде «Келдыша», большинство котоpой не говоpило по-английски, на Digital Domain — студии эффектов, основанной Кэмеpоном в содpужестве со Скоттом Россом и Стэном Винстоном, — была построена модель останков «Титаника» pазмеpом в 3,65 метpов, в масштабе 1/33 – со всеми мельчайшими подробностями, вплоть до перил, – и съемочная группа взяла его с собой на борт «Академика Келдыша». Там, на корабле, посреди океана, Джеймс вместе с русскими операторами глубоководных аппаратов до мелочей прорабатывал те движения, которые им предстояло сделать на почти четырехкилометровой глубине. Маленькие субмарины со встроенными объективами видеокамер и источниками света находились в руках операторов, которые ходили вокруг модели Титаника согласно указаниям Кэмерона. Потом, на глубине, они в точности повторяли свои действия.
В сентябре 1995 года Кэмерон начал погружение на дно Североатлантического океана приблизительно в семистах милях к востоку от Галифакса (Новая Шотландия) на борту одного из двух российских подводных аппаратов «МИР-1».
Через два часа он опустился на глубину две с половиной мили и оказался на месте гибели «Титаника».
Из воспоминаний Джеймса Кэмерона:
«В какой-то миг меня озарило: «Титаник»- вовсе не миф. Его существование не ограничивается прошлым, оно простирается в настоящее. Он находится на дне, на глубине двух с половиной миль в том самом месте, где затонул, столкнувшись с айсбергом. И если у вас достанет изобретательности, вы можете спуститься туда и взглянуть на него. И заснять его.
С той минуты я не сомневался как в необходимости снять этот фильм, так и в необходимости запечатлеть реальный корабль… чего бы мне это ни стоило. На организацию экспедиции глубоководного погружения ушло несколько лет; в конце концов она была укомплектована следующими техническими средствами: крупнейшим в мире исследовательским центром на плаву, русским судном «Академик Мстислав Келдыш»; двумя из пяти существующих в мире батискафами, способными спуститься с людьми на глубину залегания «Титаника», «МИР-1» и «МИР-2»; специально сконструированным для фильма и способным опускаться на большие глубины дистанционно управляемым аппаратом (ДУА), прозванным «Снуп Дог» (или просто «Проныра»); наконец, также изобретённой для фильма особой камерой, корпус которой выдерживал высокое давление, первой камерой, не только функционирующей за пределами батискафов на океанских глубинах, но и способной, благодаря специальной конструкции и под водой воспроизводить естественные движения съёмочного аппарата. Добавьте к этому букет мощнейших подводных юпитеров, команду одержимых фанатиков, состоящую из инженеров, кинотехников, учёных-маринистов, насквозь просоленных мореплавателей русского, американского и канадского происхождения, и вы получите картину первой в мире голливудской экспедиции, отправившейся на океанское дно».
«К каждому погружению мы готовились как к высадке на Луну, часами отрабатывалось каждое движение на миниатюрных макетах батискафов, всё фиксировалось видеокамерами, вычерчивались схемы, строились диаграммы, команды батискафов получали подробнейшую раскадровку предстоящих съёмок. Разумеется, всякий раз на дне всё шло наперекосяк. Например, в и без того крохотном иллюминаторе ограничена видимость, и штурману приходится управлять машиной весом в 18 тонн среди бурных, непредсказуемых подводных течений и — в кромешной тьме. В представленном вашему вниманию рецепте стопроцентных удовольствий недостаёт лишь одного — безумного режиссёра, заставляющего оба подводных агрегата находиться в непосредственной близости и друг от друга и от горы металла, опутанной стальными кабелями.
По-настоящему я постиг катастрофу лишь при втором погружении. До меня вдруг дошло: я находился на палубе «Титаника». Время исчезло. Вон там шлюпбалка, от которой только что отчалила спасательная лодка № 1 с Люсиль и сэром Космо Дафф-Гордоном на борту. Позже эту шлюпбалку используют для спуска складной лодки № 3, но не раньше чем через неё шагнёт Брюс Исмей, одновременно шагнув к бессмертию и позору, став нарицательным персонажем, спасшимся с «Титаника» под крики полутора тысяч пассажиров уходящего под воду корабля. Я буквально видел капитана Смита, прощавшегося с командой, а волна уже накрывала капитанский мостик. Видел и 1-го помощника Мердока, в те последние секунды прекрасно отдающего себе отчёт в том, что он не успевает изменить курс корабля, что гибель тысячи людей в ледяной пучине неизбежна, но не оставляющего своих тщетных попыток».
«Когда я вернулся на «Келдыш» после того погружения, чувства переполняли меня. Я досконально изучил все нюансы катастрофы, а сейчас побывал на борту, и эмоции буквально обрушились на меня. Я рыдал при мысли о невинных жертвах. В ту ночь я понял, что и проект и фильм обречены на провал, коль скоро мне удастся донести до зрителя пережитое мною.»
В течение последующих двадцати восьми дней он совершил ещё двенадцать погружений. Участники экспедиции обнаружили, что четырехсотфутовый нос «Титаника» превосходно сохранился. При помощи специально сконструированных камер удалось снять практически неповреждённые каюты, украшенные резными деревянными панелями; канделябры, которые выглядели как новенькие, двери, по-прежнему висевшие на петлях, и груды мебели, которые отнесло в угол зала потоками воды. Это были уникальные кадры.
«После того как я увидел обломки настоящего «Титаника», мне стало ясно, что я не имею права ни в чём схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съёмки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа «Титаника»». Наш фильм — кинематографический венок этим людям». © Джеймс Кэмерон
Но это было лишь самое начало долгого и крайне непростого пути. Кадры со дна у команды уже имелись, но теперь предстояло заснять вернувшийся из небытия «Титаник» 1912 года. А как это делает Джеймс Кэмерон? Правильно — он буквально строит «Титаник» заново.
«Титаник — Самый лучший фильм» специально для «Историко-Исследовательского Сообщества Титаника»
история фильма титаника
К середине '90-ых Джеймс Кэмерон добился огромного успеха благодаря суровым фантастическим боевикам вроде «Чужих» или «Терминатора». Публика и студии ждали от режиссёра покорения новых вершин жанра, но Кэмерон резко изменяет правила игры и снимает не просто исторический фильм, а, возможно, величайшую love-story – «Титаник».
В честь 20-ой годовщины со дня мировой премьеры, предлагаю вам узнать о самых ярких эпизодах создания этого легендарного фильма.
До съёмок
Джеймс Кэмерон давно положил глаз на владения Посейдона. В 1989-ом он снял гуманистически-инновационную «Бездну»; в марте 2012-го им была покорена Марианская впадина (Джим стал первым её гостем аж с 1960-го!); а действие сиквелов «Аватара» развернётся, в том числе, в пучинах морей планеты Пандоры.
Кэмерон во время подводных съёмок фильма "Бездна" (1989)
Одной из граней этой его водной страсти является жгучий интерес к знаменитым кораблекрушениям. Например, в 2002-ом году он снял для канала Discovery документальный фильм про гордость гилеровской Германии — линкор «Бисмарк», потопленный в 1941-ом и ставший братской могилой для 2.000 моряков.
Но вне всяких сомнений, самым известным объектом интереса Кэмерона стала другая катастрофа — крушение пассажирского суперлайнера «Титаник», со студенческой скамьи бывшая для него "Эерестом среди кораблекрушений". Кэмерон грезил экспедицией, и однажды к нему пришла шикарная идея: заставить Голливуд проспонсировать его авантюру. Много лет спустя на одной из пресс-конференций, посвящённой выходу «Титаника» в 3D, Джим сделал шутливое признание:
"Мне не столько хотелось сделать фильм, сколько спуститься к месту крушения".
Номер газеты с новостью о крушении лайнера "Титаник"
Написав сценарий, Джим отправился с ним к боссам студии ХХ век Фокс, где изложил фабулу фильма как «Ромео и Джульетта на корабле». В ответ он услышал нечто типа «Окей, Джим... Трёхчасовой романтический эпик – это как раз то, что нужно. А есть ли там перестрелки или погони? Есть там что-то в духе «Терминатора»?» Получив отрицательный ответ, студия всё же дала Джиму зелёный свет, т.к. надеялась на долгосрочное сотрудничество… Сотрудничество вышло и впрямь долгосрочным, ведь следующий совместный проект Кэмерона со студией Фокс случился спустя лишь 12 лет в уже упоминавшемся «Аватаре».
Итак, Джеймсу нужно было обосновать необходимость натурных съёмок. Фильм решили начать с эпизода, где исследователи снуют среди проржавелых останков былого величия в поисках алмаза. Но почему бы не сделать это в декорациях, с макетами и компьютерной графикой? На такое пошлое предложение Кэмерон ответил:
"Если стоимость такой реализации будет икс рублей, то лучше потратить икс плюс 30 процентов и снять всё на месте взаправдашнего крушения!"
Съёмки на воде стартовали в 1995-ом. За время "Атлантической" командировки Джим и Ко совершили более 10 погружений к реальным обломкам Титаника, испытывая давление в 6.000 фунтов на квадратный дюйм и рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки. Несмотря на привлечение самой передовой техники и российских специалистов, без инцидентов подобные погружения не обошлись: однажды батискаф задел винтом корабль – никто не пострадал, но знаменитая парадная лестница, живописно показанная в фильме, была сильно повреждена.
Интерьеры "Титаника"
Работа на глубине велась очень кропотливая: за время съёмок киношники провели с кораблём времени больше, чем сами пассажиры. В результате вся команда стала испытывать чувство глубокой несправедливости и скорби, ведь описываемые в фильсе события произошли с реальными людьми, которые погибли. Джим это прокомментировал так:
Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать.
По завершении натурных съёмок, Джим сосредоточился на доработке сценария, желая почтить память погибших безупречной работой. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схемы отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере. В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.
Оригинальный сценарий Джеймса Кэмерона
Закончив сценарий, Кэмерон выступил со соледующим заявлением:
"Все мои фильмы – истории любви. Титаник – не фильм катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз будет разрушена – зритель будет оплакивать её как реальную трагедию".
Но от слов – к делу. Заручившись помощью Ирландской судостроительной компании «Harlandand Wolff», Джим стал строить гигантские реплики Титаника. Благо, корабелы даже предоставили оригинальные чертежи посудины. А чтобы было куда это добро в натуральную величину поместить, в одном из мексиканских заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили бассейн водоизмещением 17 млн. галлонов.
Один из макетов "Титаника"
Внутри декораций всё было не менее эпично, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда, их цвета и дизайн – всё было воссоздано из натуральных материалов по фотографиям и чертежам. А для проверки результатов даже привлекли двух Титаниковедов! Более того, всю необходимую утварь предоставила компания «Уайт Стар Лайн»: та самая, что заниалась снабжением настоящего Титаника!
Итак, всё готово для того, чтобы начать вдыхать жизнь в этот оживший призрак.
Съёмки
В роли Джека Доусона режиссёр видел только ДиКаприо. Но это не значит, что студия не рассматривала другие кандидатуры. В их число попал Кристиан Бэйл, Том Круз, Мэттью МакКоннахи и даже Маколей Калкин. МакКонахи, к слову, был студийным фаворитом.
На месте ДиКаприо едва не оказался Мэттью Макконахи
Список желающих вжиться в образ Роуз был куда внушительней. За роль бились Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Кэмерон Диаз, Мадонна, Джоди Фостер, и даже Шерон Стоун.
Для Кейт Уинслет съёмки в "Титанике" стали одной из первых киноролей
Жениха Роуз должен был изобразить Майкл Бьен — завсегдатай фильмов Кэмерона: они работали в обоих «Терминаторах», «Бездне» и «Чужих». Другими кандидатами были Пирс Броснан, Эдриэн «Горец» Пол и Руфус Сьюэлл. В итоге роль отошла Билли Зэйну: которого режиссёр заметил в фильме «Фантом».
Кстати, о Зэйне. Помните сцену его ссоры с Роуз? По сценарию девушка д.б. плюнуть в лицо ревнивца. Вместо слюны, живописно стекающей по его щеке, хотели исользовать яичный белок. В сцене, которая попала в финальынй монтаж ленты, вместо белка использовался вазелин.
А вот первой совместной сценой, в которой снялись Лео и Кейт, стал эпизод с ню-портретом. Дело в том, что масштабные декорации всё ещё не были готовы, и Кэмерон чуть ли не из пальца высосал этот момент, лишь бы занять главных героев.
Между прочим, рисующие руки ДиКаприо принадлежат самому Кэмерону.
Джим и Лео во время съёмок одной из самых пикантных сцен фильма
Занятно ещё вот что. Джим — левша, а Лео — правша. Поэтому на стадии постпродакшена делали инверсию кадра, чтобы всё было максимально правдоподобно. Также инверсию делали самому Титанику, отчаливающему от британского порта: Джим снимал один борт, а настоящий Титаник в 1912 прислонялся к пирсу другим.
Как видите, Кэмерон точен до последней мелочи.
К сожалению, у подобного перфекционизма существовала и обратная сторона. Его маниакальный и бескомпромиссный идеализм стал настоящей страшилкой для всей команды. «God damn it! Тhat's exactly what I didn't want!» — именно эту фразу было слышно на площадке чаще всего. Молодцом держался только Билл Пэкстон (исполнивший роль исследователя обломков): у Кэмерона он снимался в «Терминаторе», «Чужих», «Правдивая ложь» и знал, чего ожидать.
Актёр Билл Пэкстон, российский инженер Евгений Черняев и мастер визуальных эффектов Джон Бруно
Другим актёрам приходилось несладко.
Простуда и грипп, почечные инфекции и переохлаждение, переломы – со всем этим приходилось сталкиваться почти каждый день. Кейт Уинслет серьёзно повредила локоть и зареклась когда-либо вновь работать с Кэмероном. (своё обещание она продержит 20 лет: осенью 2017-го стало известно, что она сыграет в продолжениях «Аватара») Гильдия киноактёров даже инициировала разбирательство на предмет обеспечения необходимых условий для команды, но санкций не применила.
Тем не менее, иногда напряжение зашкаливало: команда даже предполагала, что у Кэмерона – раздвоение личности, и порой его мрачное альтер-эго начинает доминировать. Его тёмную сторону даже нарекли «Mij» — что есть палиндром от «Jim». Сам же он на все нападки отвечал так:
Съёмки фильма – война. Война между бизнесом и эстетикой.
И как на любой войне, не обошлось без жертв. Таковой стала психика кого-то из персонала: бедолага не выдержал прессинга и, дабы проучить режиссёра-диктатора, отравил чан с обедом для персонала. Итог – 80 пострадавших, полсотни госпитализированных. Но вероятной цели эта подлость не настигла: Джим успел вывать рвотный рефлекс и избавиться от отравы. Тем не менее, по описанию очевидцев, вид у Кэмерона был такой, будто он нюхал клей с 4-ёх лет… А коварного злодея так и не вычислили.
Кэмерон, Уинслет и ДиКаприо на съёмках фильма
Эти и иные оказии увеличили как съёмочный период, так и расходы – «Титаник» стал первым фильмом с официально подтверждённым бюджетом в $ 200.000.000! Студия была в ярости, звучала идея увольнения Кэмерона и рестарт всего проекта, но Рубикон был пройден, и с такими затратами пути назад не было. В качестве утешения Джим предложил студии отказаться от своего процента от сборов.
Боссы восприняли это как насмешку – в кассовый успех ленты почти не верили.
После съёмок
Отснятый материал Кэмерон хотел снабдить прорывными визуальными эффектами, к созданию которых привлёк компанию «Диджитал Домейн». Именно специалистам этой мастерской мы обязаны красотам лент «Правдивая ложь», «Аполлон 13», «Куда приводят мечты», «5-ый элемент», «Армагеддон», «Послезавтра», «Трансформеры», «2012», «Аватар», «Трон: Наследие», «Тор», «Реальная сталь», etc. Всего в копилке фирмы более 90 фильмов и 7 премий Оскар.
Фильмы, над спецэффектами к котороым трудилась студия Digital Domain
Панорамные виды корабля стали делать на фоне хромакея с использованием моделей-копий: одна — 14-метровая, вторая — 20-метровая. Последняя, кстати, могла переламываться пополам. Собранные модели искусственно «заселили» цифровыми человечками; над процессом был занят Боб Легато, который отсканировал лица актёров, каскадёров и даже мордахи своих детей. За труды он удостоился Оскара.
Но на стадии постпродакшена стояла задача не только изобразить потопление корабля, но и врывание водных масс в каюты и трюмы. На одну только парадную лестницу ушло 340 тонн воды; всего же для съёмок затопления интерьеров было единовременно использовано 19 млн литров.
«Гибель „Титаника“» (1912). Работа немецкого художника Вилли Штёвера
Отдельные требования были у Кэмерона к кульминационной сцене с креном и переломом лайнера:
Я хотел показать это как ужасающе хаотичное событие, каковым оно и являлось.
Поначалу Джим собирался снимать всё с живыми статистами и каскадёрами, для чего было привлечено около 250 человек. Но угроза здоровью показалась слишком явной даже для него; в итоге смертельные падения создавали уже потом с помощью цифровых технологий.
По завершении работы над визуальной частю фильма, необходимо было позаботиться о мощном саундтреке. Джим хотел, чтобы музыкой к фильму занялась Энья, но её участия он не добился. Когда же режиссёр услыхал мелодии Джеймса Хорнера к ленте «Храброе сердце» – сомнения отпали сами собой. Парни уже работали вместе над фильмом «Чужие» – и это плохая новость. Почему? Памятуя давление со стороны Кэмерона, композитор зарёкся вновь работать с Кэмероном и уже 10 лет держался от его фильмов стороной.
Слева направо: Уилл Дженнингс (автор слов), Селин Дион и Джеймс Хорнер (автор музыки)
Кэмерон клялся дать ему полную свободу в творчестве и сроках. Не желая испытывать судьбу и зная о любви Кэмерона к Энье, Хорнер писал музыку, вдохновляясь её работами. Песня «My Heart Will Go On» — тоже его рук дело. Её он написал тайком от заказчика: Джим был противником теории «заглавной песни» и не желал её вставлять даже в финальные титры. Но после прослушивания демо-версии с вокалом Селин Дион – без колебаний измени лсвоё мнение.
Сложные спецэффекты и трудности с музыкально частью (Селин Дион тоже согласилась не сразу – её уговорил муж) значительно отодвинули премьерную дату: вместо лета (идеального времени для блокбастеров), фильм увидел свет поздней осенью. Кстати, впервые его показали в ноябре на Кинофестивале в Токио: пресса тогда описывала реакцию как «прохладную». Но выпуск ленты в широкий прокат всё расставил на свои места.
Джеймс Кэмерон - король мира!
Кстати, о местах.
— «Титаник» стал самым дорогим фильмом своего времени.
— «Титаник» стал первым фильмом, собравшим кассу в $ 1.000.000.000. Этот рекорд фильм удерживал более 10 лет, пока его не побил сам Кэмерон со своим «Аватаром».
— «Титаник» - единственный фильм, возглавлявший североамериканский прокат в течение 15 недель подряд. В течение 16 недель прокат возглавлял «Инопланетянин», но не подряд, а суммарно с ререлизом.
— «Титаник» - первый фильм с 1950-го, получивший 14 номинаций на «Оскар».
— «Титаник» - один из трёх фильмов в истории кино, удостоившийся 11 премий «Оскар».
— «Титаник» - рекордсмен продолжительности проката: он составляет 287 дней.
— «Титаник» - первый фильм в истории, удостоившийся «Оскара» как лучший фильм, где продюсер, сценарист, редактор и режиссёр – один человек.
— «Титаник» - первый фильм Кэмерона, где не присутствует/упоминается ядерный взрыв.
Послесловие: я настолько стар, что помню всю эту истерию вокруг "Титаника". Он смотрел на вас с экранов телевизора (кассета с фильмом была в каждой приличной семье), смотрел с футболок, рюкзаков, пеналов, альбомов с наклейками и тысяче других мелочей, которые сметались с прилавков не за надобностью, а из-за принта с Кейт и Лео. Это было нечто неслыханное; нечто такое, что снилось очень малому числу режиссёров. 20 лет назад "Титаник" был просто повсюду. Это был грандиозный триумф, прорубивший дорогу не только на вершину бокс-оффиса, но и к сердцам миллионов киноманов, которые, как и предсказывал Джим, восприняли трагедию гибели любви героев фильма столь же чутко, как и трагедию гибели самого Титаника.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Каким мог быть "Терминатор 2"
"Ксеногенезис" Джеймса Кэмерона
"Человек-паук" Джеймса Кэмерона
"Планета обезьян" Джеймса Кэмерона
Как снимали ядерный взрыв для "Терминатора 2"
Вы знали, что главную роль в «Титанике» мог сыграть Мэттью Макконахи? Актер в шоу Watch What Happens Live в прошлом году признался, что действительно проходил пробы на роль Джека Доусона вместе с Кейт Уинслет. По словам Макконахи, он так понравился съемочной группе, что посчитал, что роль у него уже в кармане, и даже уведомил об этом своего агента. Но в судьбу фильма вмешался Леонардо ДиКаприо. Джеймс Кэмерон рассказывал, что когда ДиКаприо вошел в комнату для прослушиваний, режиссер оглянулся и понял, что в ней находится уже весь женский состав съемочной команды. ДиКаприо обладал невероятным магнетизмом, который в итоге стал решающим фактором при выборе главного актера фильма. Режиссер вспоминал: «Когда я окинул взором комнату, то сразу подумал, что найму-ка я лучше этого парня».
Это было одно из маленьких чудес, из которых соткана история этой картины. И сейчас, окидывая ее взглядом, кажется, что если бы что-то пошло не так, то мы бы никогда не увидели фильма Кэмерона — по крайней мере, в том виде, что сейчас. По легенде, все началось со случайного просмотра документалки про крушение «Титаника» по каналу National Geographic, после которой режиссер «заболел» идеей снять фильм об этой катастрофе. Уже спустя несколько лет и проектов он будет нырять вместе с российскими подводниками на местах катастрофы лайнера, чтобы своими глазами увидеть главный корабль эпохи на дне Атлантики. Дальше съемочная группа столкнется с вереницей финансовых трудностей, которая чуть не погубит дорогостоящий фильм. Но в итоге Кэмерон выйдет из ситуации не просто сухим из воды, но очень богатым человеком.
Paramount PicturesДело в том, что когда бюджет «Титаника» в очередной раз вышел из берегов, режиссер поставил на кон свое состояние и отказался от фиксированного гонорара, согласившись на проценты от сборов. И если бы «Титаник» утонул», как писали многие газеты и критики после премьеры фильма, то вряд ли бы Кэмерону дали снять «Аватар» и его продолжения. О безбедной жизни миллионера, который может теперь снимать фильмы по десять лет, тоже можно было бы забыть. И таких «чудес» было еще очень много: от неправильной стороны лайнера, которую построили на площадке (из-за чего все приходилось снимать в зеркальном формате), до желания Кэмерона сделать «историческую» часть на корабле длиной ровно 160 минут — именно столько «Титаник» тонул в реальном времени.
Paramount PicturesГде-то помогла удача, где-то — героические жертвы Кэмерона и его команды, но в итоге судьба «Титаника», мягко говоря, сложилась. Картина вышла в американский прокат в конце 1997 года и стартовала слабо, еле-еле обогнав боевик «Завтра не умрет никогда» про Джеймса Бонда по итогам первого уик-энда. Но затем сарафанное радио сделало свое дело, и фильм-катастрофа Кэмерона 15 недель подряд возглавлял американский бокс-офис — рекорд всех времен проката в США, который не покорен до сих пор. Некоторые эксперты считают, что обновить его больше не удастся ни одному фильму, учитывая плотность современного кинотеатрального календаря. В конце этого победного шествия случилась церемония вручения «Оскар», где «Титаник» тоже поставил рекорд, выиграв 11 статуэток (что удавалось в истории только «Бен-Гуру» и третьей серии «Властелина колец»). Таким образом, картине Кэмерона удалось совершить чудо — покорить одновременно два мира: зрителей и профессионального Голливуда. Картина первой собрала в прокате $1 миллиард, а также открыла второе прибыльное окно для дорогих фильмов в календаре. После «Титаника» голливудские боссы уже не боялись выпустить зимой «Властелина колец», новые выпуски «Звездных войн», а Кэмерон — уже упомянутый «Аватар». И все картины просто взорвали прокат, навсегда девальвируя понятие «летний блокбастер».
Paramount PicturesБуквально с самой премьеры, наблюдая за удивительной судьбой «Титаника», критики, киноведы и простые зрители будут вновь и вновь пытаться разгадать секрет этого впечатляющего, но кажущегося на первый взгляд довольно простого фильма. Самая смешная гипотеза принадлежит писателю Умберто Эко, который был убежден, что успех «Титаника» сделали «американские простушки», «которые как две капли воды похожи на Кейт Уинслет». Мол, каждая из них, стоя перед зеркалом, мечтает скинуть лишние килограммы и превратиться в Шэрон Стоун, но именно «Титаник» показал подобным барышням, что, даже оставаясь собой, они могут заполучить такого красавца, как Леонардо ДиКаприо.
Еще одна, куда более распространенная, версия — что «Титаник» вышел в нужное время, открыв собой эпоху релиза фильмов, в которой повсеместный информационный шум становится важнее художественных достоинств. Действительно, про «Титаник» писали и пишут до сих пор, пытаясь разгадать его успех в прокате. Удивительно длинную жизнь в прокате легко объяснить желанием не просто прикоснуться к фильму и увидеть его собственными глазами, но и составить/высказать личное мнение — тоже очень характерная позиция в эпоху социальных сетей. Даже этот текст продолжает генерировать инфошум вокруг картины Кэмерона, хотя «Титаник» вышел в прокат 23 года назад. Особо радикальные критики, кстати, вообще не обращали внимания на художественные качества фильма, сводя их к распространенным клише про «простенькую мелодраму», «затянутую историю», «плоских героев» и другим распространенным выводам, кочующим из рецензии в рецензию. Согласиться с ними мне сложно, но толика правды в этом есть, если трактовать их слова шире: «Титаник» — это действительно больше, чем фильм, который сложно оценивать и разгадывать, оставаясь только в рамках критического дискурса.
Paramount PicturesНо все же, если хорошенько присмотреться, в «Титанике» можно нащупать основные темы. Первая, разумеется, религиозная. Фешенебельный лайнер начала ХХ века легко сравнить с Ноевым ковчегом по форме, но не по призванию. Если библейское судно было единственным местом на Земле, где можно было спастись от потопа, то «Титаник» — это корабль, который искренне внушает спокойствие каждому пассажиру своей непотопляемостью, при этом оставаясь символом хрупкости рукотворного, человеческого мира. Мира, где совершенно не работает девиз «каждой твари по паре», где выживают преимущественно слабые (женщины и дети), а также взявшие на себя грех (преимущественно — мужчины), отказавшиеся следовать инструкциям во время эвакуации.
Если смотреть на «Титаник» через призму религии, то сцены катастрофы принимают особенный размах и символизм. Кэмерон в движении рисует перед глазами зрителя монументальное полотно с огромным количеством главных и второстепенных героев, которое можно сравнить, например, с триптихами Босха, разумеется, минус алхимия и магический символизм. Каждый образ — от играющих до последнего музыкантов или стоически встречающих волны богачей в дорогих смокингах и с бренди в руках до душераздирающих сцен с обнимающимися пенсионерами или матерью, читающей сказку детям за минуты до затопления, — тут подчинен всеобщему ужасу и органично встроен в панораму крушения. Как бы чудовищно это ни звучало, но Кэмерон настолько прямолинеен и точен в выборе персон и ситуаций, что от трагедии на экране невозможно отвести взгляд, сбиваясь то на вскрики, то на слезы. «Титаник» и в конце 1990-х производил сильнейшее впечатление, но сейчас фильм как будто обрел новую плоскость для трактовок.
Paramount PicturesКонечно, все дело в окружающей нас пандемии, которая, например, меня заставила посмотреть на фильм Кэмерона совсем иными глазами. В 1997-м, если вы помните, «Титаник» принято было воспринимать как фильм об одновременно ХХ веке и надвигающемся миллениуме. Кэмерону действительно удалось не только заглянуть в прошлое, но и поставить диагноз целому самому мерзкому, лживому и жестокому столетию в истории, ведь его «Титаник» — это не просто лайнер 1912 года, а модель мира в миниатюре. Но сейчас фильм воспринимается как ода ломкости окружающей действительности, в которую погрузились не 2200 пассажиров в Атлантике, а половина мира, запертого дома. И действительно: никакие айфоны, «теслы», высокоскоростной интернет, тотальное ощущение комфорта, в котором мы жили последние годы, не имеют никакого значения перед стихией, природой, а в данном случае — вирусом. И Кэмерон, изучая подробно историю «Титаника», блистательно уловил эту важную мысль, которая, видимо, была и будет актуальна для человечества всегда.
Paramount PicturesА что же любовь? «Титаник» — это не только фильм-катастрофа, но и история любви. Молодого и бедного художника Джека и уставшей от чопорной жизни Роуз. Но любовь по Кэмерону — не чудо, способное побороть любые невзгоды, а скорее — ключ к открытой и честной жизни. Джек в финале «Титаника» умирает, но благодаря его характеру и неугасаемой энергии он успевает развернуть жизнь Роуз в правильное направление, как она сама говорит, «спасти её». Но несмотря на то, что история любви пронизывает весь фильм, я бы не стал делать на ней акценты — это лишь один, пусть и значительный, слой в многоуровневом сюжете и постановке «Титаника», при помощи которого, правда, Кэмерон сшивает всю историю катастрофы воедино.
Кэмерону, как он сам признавался в интервью на DVD-изданиях фильма, было интересно рассказать быль о крушении «Титаника» близко к тексту, а также — снять фильм в самых невыносимых нечеловеческих условиях, который мог себе позволить Голливуд на тот момент. И если есть у великого «Титаника» и секрет, то он в том, что фильм бьет наотмашь на всех уровнях, по самым разным зрителям — от тех самых «простушек» Умберто Эко до фанатов истории и даже самых придирчивых синефилов, которые в складках картины найдут немало интересного. Для меня же главный секрет успеха фильмов Кэмерона — в их обезоруживающей прямолинейности и честности. Даже тратя на свои картины сотни миллионов долларов, он, как мало кто в Голливуде, всегда выстраивает картины вокруг искренних человеческих историй. Просто для того, чтобы внятно и захватывающе рассказать одну из таких, Кэмерону, в отличие от многих других коллег, нужно очень много денег.