Японские идолы
Япония сходит с ума по самым странным вещам. Например, по так называемым айдолам — юным девушкам и парням, которые поют, танцуют, принимают участие в фотосессиях и раздают автографы. Среди молодых людей это приобрело статус настоящего культа: на изображения с любимыми героями тратят безумные деньги, многие фанаты готовы убить за возможность стать ближе к ним, а порой и действительно это делают. Айдолам запрещено вступать в брак, появляться на людях с парой, а от постоянного внимания поклонников и давления продюсеров некоторые из них кончают с собой. По просьбе самиздата автор микроблога Murasaki Hiro, живущая в Японии и рассказывающая о её культуре русскоязычному миру, объясняет, как устроена индустрия айдолов, в кратком путеводителе по этому явлению.Кто такие айдолыh3p>Это молодые певцы или певицы, в основном подросткового возраста, обладающие яркой внешностью, с которыми в первую очередь можно увидеться и пообщаться на специально организованных фан-встречах и фотосессиях.
В 1980-х годах они выступали сольно и принадлежали, как правило, одному агентству, которое создавало для каждого отдельный оригинальный образ. Эти айдолы, в отличие от нынешних групп, активно участвовали в разных певческих конкурсах.src="http://res.cloudinary.com/dfgwnqcr3/image/upload/v1656844700/devicasbleskom50.width-1280.pngquality-80.jpegquality-80.giffigurep>Если описывать сегодняшний образ японского айдола, то это симпатичная юная девушка или парень, ведущие себя довольно кокетливо. Для девушек участие в группах айдолов — лишь ступень к дальнейшей карьере. На определённом этапе они уходят в одиночное плавание, становясь певицами, актрисами или моделями. С мужчинами всё чуть сложнее: они, как правило, надолго задерживаются в группах айдолов.Откуда появилисьh3p>Истоки такого явления, как айдолы, стоит искать в эпохе Эдо (XVII–XIX вв.), когда огромную популярность могла обрести девушка, которую регулярно видели в городском кафе. До нас дошли деревянные таблички с изображением девушек, расположенных по количеству отданных в их пользу голосов. Сегодня традиция голосования за самого популярного айдола также сохранилась. Например, популярная группа АКБ48 регулярно проводит голосование за самого яркого члена коллектива.Масштабыh3p>В 2017 году оборот рынка айдолов, по данным Лаборатории экономики Яно, достиг двух миллиардов долларов. В среднем фанаты тратят на билеты на концерты своих кумиров, встречи с ними и сопутствующие товары около 800 долларов в год.Самые яркие представителиh3figureimg src="http://res.cloudinary.com/db4ujjz3s/image/upload/v1656844702/gg350.width-1280.pngquality-80.jpegquality-80.giffigurep>Самыми успешными мужскими группами айдолов заведует агентство Johney’s, а самые популярные девушки собраны в коллектив АКБ48.
Johney’s собирают подростков, которых называют ещё johney’s junior, обучают их пению и танцами. Лучшие попадают в группы News, Smap, Arashi, Tokio. У некоторых из этих коллективов, помимо регулярных концертов, есть собственные ток-шоу. Агентство Johney’s имеет большой вес в индустрии развлечений Японии, поэтому его подопечные часто попадают в различную рекламу и коммерческое кино.
Основатель АКБ48 Ясуши Акимото раньше продюсировал сольных айдолов, но вскоре перешёл к работе с крупными коллективами. Для своей группы он даже открыл собственный театр, где регулярно проходят её выступления. Ставка на офлайн-площадку сработала, популярность у коллектива зашкаливала, так что девушек оттуда теперь можно увидеть едва ли не на каждой обложке и рекламном щите.src="http://res.cloudinary.com/daw8annno/image/upload/v1656844704/kawaibatenka2.width-1280.pngquality-80.jpegquality-80.pngfigureh3Кто становится фанатом айдоловh3p>Как правило, молодые люди впервые видят будущих кумиров по телевизору. Речь идёт не только о записанных на видео концертах, фиксируется даже повседневная жизнь айдола. Так человек впервые заинтересовывается кумиром, а вскоре попадает в один из многочисленных фан-клубов, завершая цикл перерождения в ярого фаната. Тёмная сторонаh3p>В первую очередь все негативные истории в индустрии айдолов связаны с безумием фанатов, поскольку они имеют колоссальное влияние на молодых людей. Айдолам контрактом запрещено вступать в брак и в любые отношения, поскольку они обязаны постоянно поддерживать интерес со стороны аудитории и даже вызывать в ней чувство влюблённости, а постоянный партнёр будет этому лишь мешать. Некоторые фанаты буквально теряют голову от любви к сконструированному образу. Однажды, например, на девушку-айдола напали с ножом во время фотосессии. Другую участницу группы айдолов едва не зарезал на улице другой влюблённый поклонник. Она до сих пор не может оправиться от полученной психологической травмы. Среди обезумевших поклонников существует странный миф, что окончательно и всецело обладать кумиром можно, лишь убив его.src="http://res.cloudinary.com/daw8annno/image/upload/v1656844704/kawaibatenka2.width-1280.pngquality-80.jpegquality-80.pngfigurep>Кроме того, в прессе периодически появляются сообщения о том, что агентства, владеющие айдолами, имеют тесные связи с якудза и занимаются эскорт-услугами, а их влияние на медиа столь велико, что подобные скандалы им чаще удаётся заминать.
Часто те, кто мечтает стать айдолом и пробиться в мир шоу-бизнеса, не до конца осознают, что их ждёт. Многие готовы жертвовать личной жизнью и свободой в обмен на популярность, но случается, что в итоге они не добиваются ничего. Например, недавно одна из девушек-айдолов в одночасье бросила свою группу и исчезла. Как потом выяснилось, она покончила с собой из-за разногласий с управляющим агентством.японские идолы
Прошлись по японским моделям, можно и заглянуть в мир японской индустрии развлечений. Помимо мужчин, совмещающих работу моделью с другими видами деятельности, есть мужчины, которые совмещают несколько творческих аспектов)). На этом и хочу акцентировать внимание. Итак, кто сейчас наиболее популярен в современной японской культуре? Вот некоторые из них.
Начнем с J-pop’а (японская поп-музыка). «Arashi» («шторм, буря») — идол-группа из пяти человек, по которой сходят с ума миллионы фанатов. Так или иначе, каждый из этих парней занимаются помимо музыки еще и актерской деятельностью. Плюс ведут популярное шоу на японском ТВ.
Матсумото Джун – главный красавчик группы. Вдвойне популярным Джун стал после дорамы «Цветочки после ягодок» (роль- Цукаса Домёдзи). Вот тут-то у фанаток унесло крышу окончательно.
Масаки Аиба – еще один товарищ, который, помимо упомянутых выше талантов, еще и работает на радио.
Казунари Ниномия – этот участник «Arashi» пошел еще дальше: он занимается озвучиванием (сэйю). Ниномия успел сняться во многих фильмах, особенно стоит отметить роль Сайго в фильме Иствуда «Письма с Иводзимы», который получил ряд наград и номинаций, в том числе и «Оскар».
Шо Сакураи – тоже не отстает от коллег по цеху))
Ну и лидер группы (никогда бы не подумала!) – Оно Сатоши. Этот парень напоминает милого ребенка (а ему 30 лет, между прочим). О нем ходят очень хорошие отзывы по поводу актерской игры в театре. Также Сатоши…скульптор. В 2007 году в Японии прошла его персональная выставка.
Еще один идол – Такуя Кимура, участник группы «SMAP» и актер, при чем и тем, и другим занимается ооочень активно :)
«Мистер Мозг»
Есть такая профессия в Японии – сэйю, т.е. актер озвучивания аниме. Так вот сэйю невероятно популярны. Конечно, с такими-то голосами.
Многие из них тоже не ограничиваются одной профессией, как, например, Мамору Мияно, который еще и поет. Не знаю, считают ли его на родине красивым, как по мне – далеко нет. Зато в своем деле Мамору настоящий профи! Один из лучших. Мой любимый сэйю. Для сравнения голосового перевоплощения можно глянуть пару анимешек. Ну а его озвучка Лайта Ягами из «Тетрадь смерти» (аниме, думаю, понравится всем без исключения: даже если вы терпеть не можете этот стиль рисовки, сюжет впечатляет) просто гениальна.
Да и поет очень недурственно.
Упомяну еще одного поющего товарища из этого цеха – Дайске Оно . Он стал популярен после «Темного Дворецкого» (Себастьян Микаэлис). На мой взгляд, при высоком мастерстве озвучивания (голос — что надо!) и всем моем уважении, в вокале надо еще немало совершенствоваться ))
Ну а рокеров в Японии ох, как много!
Хайд – солист групп «L’Arc-en-Ciel» и «Vamps», а также сделал немало сольных проектов. Хайд успел сняться и в кино – «Мооn Child» вместо со своим другом Гактом, но об этом позже.
Мияви — очень популярен не только в Японии, но и в мире, среди поклонников J-rock’а. В детстве он мечтал стать футболистом, но после травмы ноги все свое внимание переключил на гитару. В его песнях гитаре уделяется очень много внимания. Очевидцы, которые были на его концертах в России, говорят, что его live-выступления просто невероятные. Интересно было бы посмотреть.
Кстати, не пугайтесь внешнего вида). Стиль Visual Kei – это неотъемлемый атрибут японских рокеров. Многие, кто несведущ в этом вопросе, увидев такой колоритный макияж на рокерах из Страны Восходящего Солнца, думают, что все они геи. Неа. Это часть их культуры и один из способов не терять внимание и любовь своих фанатов.
На своей свадьбе Мияви выглядел не cовсем по-рокерски :).
Ну и куда же, говоря о Джей-роке, без японского бога? Просто не могу не упомянуть. Главный идол японской музыкальной культуры – Гакт. Меня очаровал его голос, но, читая его биографию впервые, без скептицизма не обошлось: певец, актер, танцор, мультиинструменталист, дизайнер и т.д. и т.п. Ага, думаю, у нас таких актрис-певиц, актеров-певцов, вагон и маленькая тележка! Все с вами ясно. Да не тут-то было! Перфекционист – это диагноз. И познакомившись поближе со всеми сферами деятельности Гакта, убедилась: за что не берется – все делает просто потрясающе.
Пример актерского мастерства. Вот благородный самурай:
Вот псих-каннибал, все из того же «Мистера Мозга».
В жизни японских поп-звезд нет ничего заманчивого. Они подписывают кабальные контракты, запрещающие романтические отношения. Продюсеры контролируют каждый шаг своих подопечных, публично наказывают за проступки и кладут в карман заработанные ими миллионы. Певицам остается скромное жалование и, если повезет, слава. Мику Танабе не везло, но недавно она все же оказалась в центре внимания. Для этого ей пришлось победить в игре «Камень, ножницы, бумага». «Лента.ру» разобралась, как устроена японская поп-индустрия, и рассказывает о ее странностях.
Последний шанс
Мику Танабе выступала в знаменитой японской поп-группе AKB48 около 10 лет, но почти никто не помнил ее имени. В коллективе без малого три сотни участниц, поэтому среди них легко затеряться. Когда в 2014 году поклонники группы выбирали самых популярных певиц, Мику заняла только 71-е место. Ее почти никогда не звали на телевидение, а на выступлениях прятали позади солисток.
Мику исполнилось 24 года, и она почти утратила надежду на славу. Ей было известно, что после 25 лет певицы в группе не задерживаются. «Похоже, карьера идола близится к концу, но я хочу сделать то, что могу», — написала она в своем блоге. У нее оставалась еще одна, хотя и очень призрачная надежда — победа в турнире по игре «Камень, ножницы, бумага».
Записаться на турнир может любая участница AKB48, даже самая непопулярная. Если ей удастся победить, продюсеры позволят ей ненадолго занять место солистки, записать песню и сняться в собственном клипе. Мику шесть лет не пропускала ни одного турнира, но всякий раз проигрывала.
Последняя попытка оказалась удачной. К своему удивлению Мику побеждала одну соперницу за другой и неожиданно для себя дошла до финала. Турнир транслировался по телевидению, толпа поклонников ревела, как на боксерском поединке. Мику испугалась: вдруг и правда станет звездой? Она мечтала об этом все десять лет.
Победа Мику Танабе
Рефери дал команду, и она сложила пальцы в кулак — «камень». Другая финалистка показала «ножницы». Зал взревел, а Мику упала на колени и расплакалась: она победила. Десять лет — очень непростые десять лет — прошли не зря.
Трудовые лагеря J-Pop
При желании попасть в такие группы, как AKB48, может почти каждый. От претендентов не требуют ни впечатляющих вокальных данных, ни умения танцевать, ни даже привлекательной внешности. У этого есть неприятная сторона. Если на Западе каждая знаменитость — царь и бог, то в Японии и Южной Корее продюсеры относятся к своим подопечным, как к обычным наемным работникам. Даже записывая мегахиты, артисты могут претендовать только на зарплату и притом не очень высокую.
Начинающие идолы (так в Японии называют поп-звезд) подписывают кабальные контракты и соглашаются безропотно трудиться на компанию почти всю свою карьеру (семилетний срок — обычное дело, но бывает и дольше). От них требуют почти рабской покорности и беспрекословного выполнения любых приказов.
Новичков, как правило, направляют в специальное общежитие — не то монастырь, не то трудовой лагерь. Отбирают мобильные телефоны и начинают учить пению, танцам и актерской игре. Занятия не оставляют ни минуты свободного времени. Впрочем, покидать общежитие без разрешения и сопровождающего все равно нельзя.
Но самое главное, контракты запрещают артистам любые романтические отношения. Никаких свиданий — за этим следят строже, чем в Саудовской Аравии. Даже вступить в брак можно только с разрешения компании. И такого разрешения, можно не сомневаться, не последует. Японский идол должен быть невинным — такова традиция.
«На Западе подобный контроль над личной жизнью — нечто неслыханное, — говорит директор японского бюро музыкального журнала Billboard Роб Шварц. — Возможны разве что параллели с попытками американских кинокомпаний контролировать звезд в сороковые годы».
«Это полезно для бизнеса», — объясняет Лаура Миллер, профессор японистики из Университета Миссури-Сент-Луиса. По ее словам, когда девушка одинока, поклонникам проще вообразить, что они могут завоевать ее сердце. А на таких фантазиях держится весь бизнес AKB48: к дискам группы прилагаются билеты, которые дают фанатам шанс встретиться с любимым идолом и пожать ей руку.
Запретная любовь
В 2013 году папарацци заметили, что из дома певца бой-бенда Generations вышла девушка. Лицо почти полностью скрывала кепка и марлевая повязка, но ее все равно узнали. Это была Минами Минегиси, и в отличие от Мику Танабе, ее знал каждый поклонник AKB48. Минами считалась одной из самых популярных в группе.
Через несколько дней СМИ опубликовали фотографии девушки, сделанные скрытой камерой. Тем же вечером в блоге AKB48 появилось видео: перед камерой сидела Минами с бритой головой. Из ее глаз текли слезы. Она тихим голосом проговорила, что просит прощения за неподобающее поведение у своих поклонников и руководства группы.
В конце обращения звезда AKB48 добавила, что оставляет менеджеру право решать ее судьбу, но умоляет позволить ей остаться в группе. И глубоко поклонилась. Девушку не уволили, но разжаловали из солисток в рядовые, отправив переучиваться с новичками.
Многие в Японии были шокированы этим видео, но только не поклонники. Унизительное наказание они восприняли с удовлетворением: нечего нарушать контракт. Участницы группы тоже встали на сторону продюсера (по крайней мере, на публике). «Если бы любовь не была запрещена, никаких идолов не было бы, — заявила Мирами Такахаси, поющая в группе с 2005 года. — Мир перевернется, если отменить это правило!»
Однако идолы — живые люди, поэтому скандалы случаются. Карьера двух участниц AKB48, Натсуми Хирадзимы и Руми Йонезавы, закончилась, когда кто-то сфотографировал, как они тайком бегают на свидания, и выложил снимки на японский форум 2channel. А певица Рино Сасихара пострадала от бывшего бойфренда, продавшего таблоидам ее интимные фото. В наказание ее сослали из Токио в менее популярный коллектив в провинции.
Парням подобное поведение чаще сходит с рук. Любовник Минами Минегиси попросил прощения у поклонников, и этого оказалось достаточно. Впрочем, порой достается и сильному полу. Когда Дзин Аканиси из группы KAT-TUN тайно женился, его менеджер отменил турне, распустил фан-клуб и запретил сниматься в намечающемся телесериале. Карьере певца это, мягко говоря, не пошло на пользу.
Отступники
Почему же идолы не уходят от издевающихся над ними продюсеров, если все действительно так плохо? Не так давно участники бой-бенда SMAP продемонстрировали, что бывает в таких случаях.
Если верить слухам, звезды SMAP решили основать собственную группу вместе с бывшим менеджером. Что произошло дальше, публике не сообщили, но бунт оказался подавлен в зародыше. Провинившихся артистов заставили прийти на телевидение и выстроили перед камерой. Молодые люди глубоко кланялись и смиренно просили прощения у 84-летнего предпринимателя Джонни Китагавы, которому принадлежит SMAP.
Внимательные поклонники обратили внимание, что место лидера группы Масахиро Накаи занял единственный музыкант, который хотел остаться в родной компании. Самого Накаи поставили с самого края. Японцам не понадобилось объяснять, что это значит. На следующий день таблоид Nikkan Gendai опубликовал репортаж с заголовком «Публичная казнь Накаи». Более серьезная пресса отделалась благожелательными заметками: никто не рискнул злить Китагаву.
Скорее всего, эта экзекуция отбила у коллег всякое желание повторять подобные эксперименты. Не для того они годами трудятся от заката до рассвета, отказываются от личной жизни и послушно выполняют любые прихоти начальства. Вспомним Мику Танабе — она работала десять лет, строго соблюдала контракт и все равно лишь по чистой случайности получила шанс проявить себя.
Мику стала солисткой — в первый и, скорее всего, последний раз. Певице выделили семь участниц AKB48, и они вместе записали сингл. Когда диск поступил в продажу, она обратилась к поклонникам через Twitter и попросила купить его хотя бы в память о ее удаче. На повторение успеха девушка не рассчитывала: «Вряд ли мне когда-нибудь придется снова занять центральное место на сцене».