Скульптор михаил аникушин
,Характеристики
.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}Название
comma
Юникод
U 002C
HTML-код
#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и многих других языках. Как и точка, иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме: для обособления (выделения):
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно.
Также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
Для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r117908877">Изображение
⹌⸴ⸯ
⸰
⸱
⸲Характеристики
Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
скульптор михаил аникушин
Всем жителям Санкт-Петербурга наверняка знаком памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея. Но все ли мы знаем его историю?
Многие думают, что он был установлен еще в царское время. Оказывается, памятник был открыт 19 июня 1957 года, а его авторами являются скульптор М. К. Аникушин и архитектор В. А. Петров. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда, которое было отложено из-за смерти И. В. Сталина до 1957 г.
Среди работ Аникушина несколько памятников Пушкину в разных городах на территории бывшего СССР, среди них три в Санкт-Петербурге - на площади Искусств и на станциях метро «Пушкинская» и «Черная речка». Кроме них скульптор создал памятники Чехову, Кутузову, Ленину (один из них - в Турку), балерине Улановой, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» и другие.
Скульптор Аникушин М. К., архитектор Петров В. А.
Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде
Бронза, гранит, 1949—1957; открыт в 1957 г.
Мастерская Аникушина в 1987 году. Михаил Аникушин работает над памятником Чехову.
Аникушин Михаил Константинович
Статуя А. С. Пушкина в вестибюле станции метро «Пушкинская», 1954 г.
Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда». Открыт в 1975, скульптор Аникушин М. К., архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский
Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда». Открыт в 1975, скульптор Аникушин М. К., архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский
Аникушин Михаил Константинович
Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
Аникушин Михаил Константинович
Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка», Санкт-Петербург, 1982)
Источник - http://vk.com/spb_culture?w=wall-91516171_33 (Группа ВК "За культурную столицу!)
Ранние годы
Михаил Аникушин родился в Москве 2 октября 1917 года в семье мастера-паркетчика Константина Филипповича Аникушина. Революция вынудила мать Миши, Анну Федоровну, вместе с детьми перебраться на малую родину отца – в дальнее Подмосковье, в село Яковлево, под Серпуховом. Деревенский уклад жизни и красота окружающей природы оказали воздействие на становление художественных наклонностей мальчика: Аникушин рисовал и лепил с самого раннего детства. В школу будущий скульптор пошел уже в Москве. С 1929 года обучался в студии рисования и лепки в Доме пионеров у Григория Андреевича Козлова. (Илл.1)
Академия художеств
После окончания школы Аникушин переезжает в Ленинград. В 1937 году был зачислен на первый курс Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ИНЖСА ВАХ) в мастерскую Василия Синайского и Александра Матвеева. Последний оказал решающее влияние на его становление как скульптора. Аникушин всю жизнь гордился тем, что он ученик Матвеева. В учебе Михаил Константинович всегда шел в ряду лучших, получал высшие баллы. Уже на третьем курсе обучения победил в своем первом всесоюзном конкурсе, обогнав почти 75 авторских коллективов. Это был проект памятника Низами для Баку, созданный в соавторстве со студентом архитектурного факультета В.А. Петровым. К сожалению, памятник так и не был установлен, но молодые авторы обратили на себя внимание. А потом началась война.
Война
Первые военные месяцы со студентами и преподавателями Академии Аникушин участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Как студент 5 курса он имел право на эвакуацию, но вместо этого в ноябре 1941 года добровольцем вступил в Народное ополчение, затем в Красную армию и с военным госпиталем легкораненых прошел всю войну. В минуты отдыха он брался за карандаш и делал зарисовки. Служба для Аникушина закончилась в Монголии в звании лейтенанта медицинской службы. В 1945 году он вернулся домой и в 1947-м завершил обучение в Академии художеств. Его дипломным проектом стала статуя “Воин-победитель”, фигура юноши-фронтовика. (Илл.2)
Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств
Пушкинская тема волновала М.К. Аникушина еще с первого курса института. В 1937 году был объявлен открытый Всесоюзный конкурс на установку памятника поэту в Ленинграде, в нем, среди других именитых скульпторов, принял участие и Александр Матвеев, наставник Михаила Константиновича. Не имея возможности участвовать в конкурсе, Аникушин все же создал небольшую глиняную модель памятника поэту. Любопытно, что первоначально планировалась установка памятника поэту на Биржевой площади, переименованной тогда в Пушкинскую. Но конкурс был прерван войной и памятник на Васильевском острове установлен не был.
К моменту возобновления конкурса в 1949 году, Аникушин был дипломированным скульптором, преподавателем скульптурного факультета Академии художеств. Представив свой проект во втором послевоенном туре конкурса, он обошел маститых скульпторов и получил государственный заказ на создание памятника. Торжественная закладка монумента состоялась в 1949 году, а установлен он был в 1957 году. За это время Аникушин дважды полностью переделывал полномасштабную модель. Первый раз по просьбе членов комиссии, второй — по собственной воле. (Илл.3)
В.Б. Азаров (пушкинист, член комиссии) – «Чем отличается новый вариант от предыдущего?»
М.К. Аникушин – «Внешне – почти ничем, в то же время движение, характерные черты раскрылись теперь совсем по-другому. Образ стал естественнее, жест свободнее, исчезла мешавшая мне прежде некоторая натянутость».
По воспоминаниям скульптора, он постоянно испытывал беспокойство и неудовлетворенность результатом своей работы. Окончательный вариант Аникушин создал всего за пять месяцев, после вдохновившей его поездки в Италию. За эту работу Михаил Константинович получил Ленинскую премию и всеобщее признание. Скульптор, что называется, «проснулся знаменитым».
Памятник В.И. Ленину на Московской площади
В 1968 году М. К. Аникушин совместно с архитектором В. А. Каменским победил в конкурсе на создание памятника В. И. Ленину, который должен был появиться в Ленинграде к 100-летию со дня рождения вождя пролетариата в 1970 году.
«Я стремился преодолеть уже известное и внести какие-то новые штрихи. Образ Ленина должен выражать самое главное — знамя Октября, сгусток энергии, воплощение человечности. Мне представлялось необходимым выразить не только характер определенной личности, но прежде всего — характер исторических действий этой личности». (М.К. Аникушин)
Место установки памятника (Московская площадь) диктовало определенные условия для размеров будущей скульптуры: высота фигуры вождя составила чуть больше 8 метров, а высота монумента в окончательном виде — 15 метров. Для работы над скульптурой такого масштаба не нашлось подходящего помещения, поэтому было решено полностью перестроить одноэтажное здание старой оранжереи в Вяземском саду. Проектирование мастерской выполнялось архитектором Филиппом Ароновичем Гепнером с учетом профессиональных пожеланий Аникушина. Все должно было быть максимально удобным для скульптора, ведь на работу над памятником Ленину были определены очень короткие сроки. В результате было построено уникальное здание — образцовая скульптурная мастерская для создания крупноформатных моделей памятников. Михаил Аникушин работал в стенах мастерской с 1969 по 1997 год. (Илл.4)
Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
Другим важным этапом в творчестве Аникушина стало создание мемориала «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». Идея сооружения такого памятника появилась давно. В результате проведенных конкурсов в 1969 году создание монумента на площади Победы было поручено творческой группе в составе скульптора М.К.Аникушина и архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского.а. Средства на создание памятника собирали всей страной по призыву поэта-фронтовика Михаила Дудина. . Работа над проектом длилась несколько лет: авторы консультировались с историками, военными специалистами, рабочими и инженерами, с жителями блокадного города.Основная композиционная схема монумента сложилась к 1973 году и включала ансамбль из девяти скульптурных групп («Блокада», «Непобедимые», «Народное ополчение», «Литейщицы», «Летчики и моряки» и пр.), повествующих о подвиге ленинградцев. Наблюдательность и многочисленные зарисовки, сделанные во время войны, помогли Аникушину показать своих героев очень достоверно и убедительно. Прообразами многих персонажей стали люди, , которых лично знал скульптор: добровольцы, студенты его института, однополчане. (Илл.5)
«Искренность, индивидуальность – мой авторский протест против т. н. обобщенных, условных памятников.» (М.К. Аникушин)
Мало кому известно, что с самого начала работы над памятником Михаил Константинович задумал включить в композицию еще один образ – маленького ребенка. Фигура мальчика должна была стать символом продолжения жизни, вдохновляющим людей на победу, «душой» и центральной идеей памятника. Но в 1975 году властям показалась неуместной идея установить на въезде в город скульптуру, изображающую обнаженного ребенка. Напрямую скульптору никто не отказал, но фигура мальчика так и не была установлена. По воспоминаниям близких людей, скульптор очень тяжело переживал это событие. (Илл.6)
Портретное творчество
Особое место в творчестве Аникушина занимали портреты. Скульптор искренне увлекался своими “героями”, стремясь во всех тонкостях прочувствовать характер персонажей.
«Мое творческое кредо – показать человека таким, каков он есть. Не хочу я награждать его какими-то чертами, что-то придумывать, а он сам должен выразиться.» (М.К. Аникушин)
Аникушин увековечил память многих выдающихся современников. Особенно мастер любил работать над образами деятелей культуры, науки, искусства. Среди них кораблестроитель Н. Н. Исанин, физиолог В. М. Бехтерев, физик А. Ф. Иоффе и многие другие. (Илл.7)
Большое внимание Михаил Константинович уделял работе над портретам творческих людей, со многими из них он состоял в дружеских отношениях . Скульптор считал, что творчество – это «высочайшее напряжение мыслей, чувств, душевных сил художника, попытки проникнуть в неизведанное». Аникушин несколько лет работал над скульптурными изображениями балерины Галины Улановой, в одних он раскрыл ее вдохновенный артистический образ, в других изобразил ее «в быту». Портрет Георгия Свиридова, с которым Аникушин был связан теплой дружбой, он создал по просьбе самого композитора. Еще одним выдающимся произведением стал надгробный памятник другому близкому другу скульптора — актеру Николаю Черкасову.
Жена артиста, Нина Николаевна Черкасова, писала: «Как-то ко мне зашел скульптор Аникушин, делавший фигуру для памятника Черкасову на его могиле… Он сел в его кресло, устало, как-то по-черкасовски опустил руки и спросил меня: «Так он сидел?» Я была потрясена совершенно неожиданным сходством». (Илл.8)
Памятник А. П. Чехову в Москве
В 1960 году Аникушин, в числе трех скульпторов, был приглашен к участию в закрытом конкурсе на создание памятника Чехову для Москвы. В декабре 1962 года ему было поручено дальнейшее проектирование. Но работа над памятником затянулась более чем на 30 лет. Причин было много, но одна из важнейших — постоянное недовольство скульптора своим произведением.
К этой работе скульптор возвращался постоянно. Модель памятника была принята художественным советом еще в 1974 году. Но мастер не стал снимать форму для отливки, а пошел в своих поисках дальше. (Илл.9)
Писатель Даниил Гранин вспоминал: «Мастерская Аникушина была заставлена фигурками Чехова, он сделал чуть ли не две сотни вариантов и все не мог остановиться. Это была требовательность к себе большого мастера. Среди вариантов, на мой непросвещенный взгляд, были шедевры, а Миша все искал и искал нечто соразмерное его любви к Чехову».
Сам Михаил Константинович говорил, что ищет состояние своего персонажа, которое «передавало бы температуру 37,1». С одной стороны, Чехов, действительно, был болен туберкулезом, с другой – это «духовная» температура человека, сострадающего чужой боли.
«Я очень люблю Чехова, его творчество, может быть, поэтому так долго идет работа. Этот творческий экзамен не только перед зрителями, но и перед самим собой я должен знать». (М.К. Аникушин)
Аникушин так и не увидел воплощения своего «Чехова» в бронзе. Незадолго до своего ухода, в начале 1997 года он дал распоряжение формовать фигуру в гипсе. Памятник в Камергерском переулке у здания МХАТа был открыт в 1998 году.
Михаил Константинович Аникушин скончался 18 мая 1997 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища. В Петербурге установлен памятник Мастеру, мемориальные доски, посвященные скульптору, среди петербуржцев сохраняется «живая» память о мастере, а где-то в космосе вращается малая планета под номером 3358, названная его именем. (Илл.10)Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.