Жака де башер
Шел 1954 год. Финал конкурса молодых дизайнеров, организованного Международным секретариатом шерсти, ныне известного как Woolmark Prize. Для финального снимка победителей позируют начинающие и никому еще не известные Карл Лагерфельд и Ив Сен-Лоран. Первый взял приз за лучший дизайн пальто, второй — в категории вечерних платьев. Они едва знакомы и сами еще не догадываются, что совсем скоро станут двумя главными дизайнерами поколения, определявшими моду на десятилетия вперед. А заодно пройдут в своих взаимоотношениях этапы дружбы, конкуренции и самой настоящей вражды, о которой будут даже написаны целые книги.
Ив Сен-Лоран и Карл Лагерфельд, 1982ROXANNE LOWITTБиографы и журналисты любят описывать историю Сен-Лорана и Лагерфельда на манер противостояния эдаких Моцарта и Сальери. Доля истины в этом есть: дисциплинированный, волевой и поразительно трудолюбивый Карл всегда выглядел полной противоположностью яркого, всегда фонтанирующего идеями и даже в чем-то взбалмошного Ива. Первый любил проводить время за чтением книг в своей огромной библиотеке, второй — на богемных парижских вечеринках с громкой музыкой, литрами алкоголя, наркотиками и случайным сексом. Удивительно, но внешне они оба производили ровно противоположное впечатление. Лагерфельда с его быстрой речью, резкими суждениями и «фирменным» комбо из прически «конский хвост», больших солнцезащитных очков и черных митенок было видно за версту, в то время как тихий Сен-Лоран при знакомстве казался самым застенчивым человеком на свете.
Ив Сен-Лоран в финале показа Christian Dior, 1960Fotobank / Getty Images Карл Лагерфельд на примерке в Доме Jean Patou, 1960-еFotobank / Getty ImagesНо вернемся к событиям 54-го. Как и положено настоящему Моцарту от моды, молодой да ранний Ив Сен-Лоран во всем опережал конкурента. Всего в 18 лет (Карл был на 3 года старше) он уже выиграл главный конкурс дизайнеров, а всего через год уже работал в Доме Christian Dior, даже не имея формального образования. Еще 2 года спустя, после внезапной смерти самого Кристиана Диора, он уже возглавит этот Дом — и после первой же коллекции станет самым обсуждаемым дизайнером Парижа. Правда, всего через 3 года, из-за скандала, вызванного показом Beatnik (чинная модная публика тогда не оценила меховые шапки и кожаные куртки в кутюрной коллекции), он теряет работу и оказывается в армии, но по возвращении в Париж открывает Дом моды уже под своим именем — и снова гремит на весь мир. С тех пор он семимильными шагами идет к статусу легенды — и в 1983-м году получает его, становясь первым дизайнером, удостоившимся ретроспективы в музее Metropolitan при жизни.
Ив Сен-Лоран с моделями на показе своей кутюрной коллекции осень-зима 1982Fotobank / Getty Images Карл Лагерфельд с моделями на показе Chanel осень-зима 1984Fotobank / Getty ImagesДля Лагерфельда же старт был не таким стремительным. Долгое время он довольствовался вторыми ролями в Домах меньшей значимости, много работал на фрилансе и даже однажды вынужден был выступить под псевдонимом (первую коллекцию для Дома Jean Patou он создал под именем Роланд Карл). Но методичный Кайзер от своих целей не отступал. Он брал блестящей эрудицией, начитанностью, знанием сотен тысяч самых разнообразных референсов и железной дисциплиной. Наверное, ни один дизайнер мира не работал так много и с такой отдачей, как Карл Лагерфельд. Он никогда в жизни не ссылался на плохое самочувствие, дурное настроение или отсутствие вдохновения. Он мог одновременно рисовать эскизы, руководить примеркой и давать комментарии журналистам. Такое удивительное сочетание железной воли и многозадачности в 1983-м году (тогда же, когда открывается прижизненная ретроспектива Сен-Лорана) привели его к заветной работе мечты — позиции креативного директора Chanel, которую он сохранил за собой до самой смерти — и которая крупными буквами вписала его имя в историю моды. Он открыл двери для нового поколения дизайнеров, которые делали себе имя на возрождении затухающих исторических Домов вместо того, чтобы работать над собственной маркой и делать ее узнаваемой. В отличии от Сен-Лорана, который еще при жизни вписал свои инициалы в один ряд с культовыми лого Chanel, Dior и Givenchy, Лагерфельд использовал именную марку скорее как бизнес-машину по продаже бесконечных лицензий, а всю свою страсть и энергию направлял на то, чтобы поддерживать наследие своих предшественников в больших Домах и вновь делать их успешными и желанными.
Жак де Башер@ericnicholsonstylistНо за несколько лет до этого звездного назначения между Ивом и Карлом, которых и без того любили сталкивать лбами, случился самый настоящий конфликт. И не из-за творческой идеи или места в историческом Доме, как можно было бы подумать. Из-за мужчины. В 71-м Лагерфельд встретил парижского тусовщика Жака де Башера — и буквально потерял голову. А парой лет позже тот закрутил роман с... да-да, Сен-Лораном. И хотя позже он снова вернулся к Лагерфельду, дружбу было уже не вернуть: творческие соперники стали теперь еще и самыми настоящими врагами. Эта история станет достоянием общественности лишь в 2006-м году, с легкой руки Алисии Дрейк, которая пообщалась со всем близким окружением обоих дизайнеров и по итогам выдала скандальную книгу «Красивое падение: мода, гений и блистательные излишества в Париже 1970-х». До этого публике приходилось лишь гадать, за что язвительный Карл то и дело пускал шпильки в адрес застенчивого Ива. «Такой Ив мне не нравится, потому что я знал его другим. Он — один из самых забавных людей в мире. У него потрясающее чувство юмора, он делает удивительные пародии. Это абсурдно, когда он говорит, что у него не было молодости, потому что я знал его, когда она у него была. Просто он был одержим только одним желанием — стать богатым и знаменитым», — сказал как-то Кайзер Карл о своем заклятом друге в интервью одному французскому изданию, не уточняя, что именно их рассорило.
Ив Сен-Лоран на открытии собственной ретроспективы в музее Metropolitan, 1983Fotobank / Getty ImagesВсе остальное — уже история. Яркая звезда Сен-Лорана погасла так же стремительно, как и зажглась. В 98-м он перестал сам делать коллекции pret-a-porter собственного Дома, уступив место Альберу Эльбазу, а в 2002-м уже окончательно отошел от дел. Причина — долгая тяжелая болезнь, которая развилась из-за депрессии и пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам. Лагерфельд же проработал вплоть до самой смерти — и не выпускал из рук карандаша и блокнота даже на больничной койке. И стал, таким образом, настоящим подтверждением народной мудрости «тише едешь — дальше будешь».
Карл Лагерфельд после показа Chanel Cruise 2006Fotobank / Getty Imagesжака де башер
В книге о жизни и смерти Жака де БашераИздательство Editions Séguier готовит к печати книгу о Жаке де Башере — человеке, который стал причиной длительной ссоры Карла Лагерфельда и Ива Сен-Лорана. На протяжении 18 лет Башер был личным помощником Карла. "Я очень любил этого парня, меня соблазнял его шарм — признается дизайнер автору книги Мари Оттави. — Но у нас никогда не было физического контакта".
В 1970-х Лагерфельд представил своего подмастерье Иву Сен-Лорану. Эта встреча стала судьбоносной — роман Сен-Лорана и Башера разрушил отношения дизайнера с его тогдашним партнером Пьером Берже. Узнав об измене, Берже обвинил во всем Карла (к слову, Пьер отказался давать комментарии для книги о Жаке). Для Сен-Лорана этот период стал одним из самых сложных в жизни — он часто уходил в запои и начал употреблять наркотики.
В 1989 году Башер скончался от СПИДа, ему было всего 38 лет. Лагерфельд провел с Башером последние минуты — он спал на краю кровати Жака в больнице и организовал для него пышные похороны.
"Это все еще очень болезненная тема для Карла, — говорит Мари. — Они никогда раньше не рассказывали об этой главе своей жизни. Дизайнер видел последний вздох человека, которым он восхищался: его стилем, обаянием и врожденным чувством прекрасного. Это страшное испытание".
Помимо Карла французской журналистке Мари Оттави удалось также поговорить с Кензо Такадой, моделями Бетти Катро и Пэт Кливленд, а также с принцессой Дианой де Бово-Краон.
Книга выйдет под названием Jacques de Bascher, dandy de l’ombre ("Жак де Башер, призрачный денди").
Читайте также: M.I.A. выпустила первую коллекцию одежды.Неординарный Жак де Башер
В 2008 году с выпуском книги «Beautiful People» Алисии Дрейк – грозная сага, охватывающая четыре десятилетия парижской моды, а также хроника подъема Карла Лагерфельда и Ив Сен-Лорана – забытая неординарная личность снова стала на слуху у всех любителей кинематографа.
Его звали Жак де Башер. Этот возвышенный, непреодолимый парень был партнером Карла Лагерфельда в течение 18 лет, и его декадентский образ жизни стал бы его самым большим достижением. Он был извращенным темным ангелом, который соблазнил Ив Сен-Лорана, вызвав гнев Пьера Берже и раскол между кланами Лагерфельд и Сен-Лоран.
Он похоронил бы с ним эпоху немыслимого избытка, которая была в конце 70-х и начале 80-х – ушедшей эпохой. Она тем не менее, является частью истории моды, и над которой Жак де Башер, сказочный жиголо, парит как плохое предзнаменование.
Именно такой образ Жака журналистка Мари Оттави решила раскрыть в своей новой книге, опубликованной во Франции. И именно благодаря этой книге удалось узнать некоторые ранее невиданные детали биографии такого известного в своё время человека и несколько забытого в наших реалиях.
Она брала интервью у тех, кто знал его и взаимодействовал с ним в тот или иной момент, снимая завесу тайны с самых тёмных закоулков биографии Парижского парня. Это позволило разобрать биографию отвратительного и притягательного человека, чья жизнь была отмечена гедонизмом и отсутствием амбиций.
Вездесущий Призрак
Вы задумывались над тем, вдруг Жак де Башер никогда не существовал? Что, если он был, в конце концов, вымышленным героем, совмещающим образ сексуального хищника, модную, светскую личность и свидетеля ушедшей эпохи?
Эта теория про так называемого призрака истории, которую автор Мари Оттави считала находку с таким взглядом на историю Жака несколько интересной. Ведь она позволяла отойти от всех стереотипов, которые могли сложиться у историков и тем самым можно было посмотреть, как же на это отреагируют простые люди.
Тем временем критики говорили, что биография этого парня будет интересна лишь двум сотням геев из Парижа.
Этот комментарий сопровождал писательницу на всем пути написания книги. Но она твёрдо решила донести биографию этого знаменитого в своё время человека современным людям. И доказать, что его история интересна большей аудитории, чем кто-либо мог подумать.
Неограниченный секс-символ
Карл Лагерфельд считал его самым хорошим французом из всех, которых он успел встретить за время своего существования. Впервые Лагерфельд согласился подробно рассказать о человеке, который был его партнером и единственной любовью в его жизни. Как говорит Лагерфельд, – «Жак де Башер, когда он был молод, был дьяволом с лицом Гарбо.
Он не одевался, как и все, он был впереди всех, и он заставлял меня смеяться больше, чем кто-либо. Он был против меня. Он был также немыслим и презрен. Он был совершенен, вызвал невероятные случаи ревности».
В раннем возрасте, в подростковом возрасте, после соблазнения одного из своих учителей в старших классах, Баскер понял, что его непреодолимая красота и физическая манера поведения, из-за которых в него влюблялись как мужчины, так и женщины, стали бесценным оружием в мире отмечающий совершенство.
Эти возможности откроют все двери, которые в противном случае были бы закрыты для него. «Когда он понял, что у него есть преимущество над другими, – объясняет Оттави, – он видел возможность и знал, что все будет хорошо благодаря его индивидуальности и красоте». Жак всегда находился в центре внимания.
Ненадежный человек удовольствия
Секс играл главную роль в жизни Баскера. Он любил заниматься сексом с мужчинами, женщинами и не сдерживался. Эпоха к этому побуждала, ведь именно в этот период появились таблетки для борьбы с рождаемостью, феминизм. О сексуальных меньшинствах всё чаще начали говорить в средствах массовой информации.
Он никогда не был активистом, но в то же время, когда многие прятались за бородой, он не сомневался в своем гомосексуализме. Жак любил шокировать людей и поэтому не стыдился откровенно заявлять о своей нетрадиционной ориентации.
Он откровенно флиртовал с другими на улице и организовывал оргии у себя, где он не только занимался сексом с мужчинами и женщинами, но также любил нюхать кокаин.
Кто может обвинить Башера в бесстыдном общении с сексуальной вседозволенностью эпохи? Однако он не знал, что это приведет его к собственной смерти в виде вируса ВИЧ, который начал появляться в гей-сообществе в начале 80-х годов.
Он умер в 1989 году, в возрасте 48 лет. Его имя будет добавлено к растущему списку ранних жертв. К концу жизненного пути он и вовсе перестал общаться с людьми, не в силах нести свой физический упадок. Но Лагерфельд никогда не переставал его поддерживать и так и не смог поверить, что его любимого человека не стало.