Натали портман в фильме черный лебедь
Голливудская кинозвезда, главная претендентка на «Оскара» за лучшую женскую роль, дала откровенное интервью кинообозревателю «КП» перед российской премьерой психологического триллера «Черный лебедь». Если слишком не приглядываться и не придираться, Натали Портман в «Черном лебеде» просто не отличишь от балерины. - Догадываюсь, что роль потребовала огромных физических сил. - Не то слово! Еще ни одна картина не давалась мне так тяжело, не стоила такого труда! Пришлось встать к станку - Тренироваться я начала за год до съемок и активно продолжала заниматься, когда они начались. Это был настоящий экстрим: я снималась по 15 - 16 часов в день, а до и после съемок работала у станка. Были такие дни, когда мне казалось, что утром я уже не встану, что я умру. Помогало то, что времени на раздумья у меня не было. Это как в экстремальной ситуации, когда нужно выжить любой ценой, - думать ни о чем нельзя, нужно идти вперед. Съемки «Черного лебедя» были именно такой ситуацией. Бюджет был совсем небольшой, поэтому снимали очень быстро, по нескольку сцен в день. Смены были очень длинными. Рабочая неделя начиналась в понедельник в 6 утра, но поскольку день ото дня заканчивали мы все позднее, то к пятнице переходили на вечерний режим: снимали с 8 вечера и до утра. И так несколько недель подряд. Представьте себе: суббота, 4 утра. Я на пуантах. Все, о чем я могу думать, - это как бы не сломать ногу. К счастью, у меня был прекрасный тренер, благодаря которому за время съемок я ни разу не потянула себе связки. Честно скажу, я очень переживала на премьере картины в Венеции, тяжело было вернуться даже к воспоминаниям обо всех трудностях. Повторять этот опыт я не хочу! - Насколько я знаю, вы занимались балетом в детстве. - Я бросила балет, когда мне было 13. Нет, какая-то база у меня осталась. Но что такое перерыв в 15 лет? Я возобновила занятия, когда мне было 28, в возрасте, в котором балерины уже на пенсию собираются. - А почему в детстве перестали танцевать? - Начала работать в кино, вот и перестала. Трудно было поддерживать ритм занятий, выкраивать по 2 - 3 часа в день. Да и вообще я максималистка - по мне, либо все, либо ничего. Я бы не смогла просто так заниматься балетом, обязательно стремилась бы выбиться в лучшие! - Нина - русское имя. Вас вдохновляли на подвиги русские балерины? - Точно могу сказать, что я изучала пластику Наталии Макаровой - никто лучше нее не делает «лебединые крылья». Все работавшие со мной эксперты сходились на том, что она - «золотой стандарт». К сожалению, то, что делает Макарова, очень трудно воспроизвести. Раньше я и не догадывалась, что руки в балете - это самое сложное. - Что вы сделали сразу после того, как ваши муки закончились? - Пошла на свадьбу подруги. Это было первое мероприятие, что я посетила после года затворничества. А потом просто сидела дома, пытаясь вернуться к нормальной жизни. Спать, есть, общаться с близкими людьми - короче, делать все то, чего я была лишена в течение целого года. О своих балетных мучениях я постаралась забыть.
Роль балерины в «Черном лебеде» далась актрисе нелегко.
Не понимала, во что ввязалась - Что же заставило вас согласиться на подобную каторгу? - Все, чего я боялась, и заставило меня согласиться... Это же прекрасная возможность бросить вызов самой себе - и физически, и эмоционально! Не говоря уж о возможности поработать с таким режиссером и партнерами. С Дарреном Аронофски у меня установилась настоящая телепатия, у меня никогда еще с режиссером ничего подобного не было. Мы словно вместе существовали в особой зоне. Даррен даже в 5 утра мог ответить на любой вопрос, никогда не терял фокуса. К тому же он добрый, я ему доверяла. И была готова выполнить любую его просьбу. Он не навязывал мне своего понимания того, что происходит в картине, где многое разворачивается как бы в двух пластах - в реальности и в болезненном воображении моей героини. «Играй свою версию», - говорил мне Даррен, каждый раз заставляя меня делать свой выбор, - в обсуждении мы бывало и не сходились. Еще он изолировал меня от остальных актеров. Впрочем, к одиночеству располагал и мой стиль жизни во время работы. В течение года я не занималась ничем, кроме подготовки к этой роли. Так что сыграть одиночество Нины было нетрудно. - Как и она, вы завтракали половинкой грейпфрута? - Да, диета тоже была экстремальной. - А в жизни вы не экстремалка? Боитесь чего-нибудь, кроме балета? - Ой, я много чего боюсь. Нет, я не против экстремальных опытов, но только если они не угрожают моей жизни. Скажем, нырять с аквалангом я еще могу, но ныряние без аппаратуры - уже не мое. В общем, я порядочная трусиха. Но в профессиональном смысле охотно иду на опасные вещи, поскольку они меня стимулируют. Хотя в случае с «Черным лебедем», думаю, я не вполне понимала, во что ввязываюсь. Я ведь и знать не знала, сколько потребуется усилий! Но это удивительный опыт. Знаю, что это банальность, но она верна: чем больше вкладываешь, тем лучше получается. - Вас интересуют характеры сильных женщин? - Мне по душе разнообразие. Нравится делать то, чего раньше не делала. Ну и, конечно, возможность исследовать в ролях то, что мне самой недоступно... Диплом Гарварда не мешает - У вас диплом Гарварда, что с актрисами бывает нечасто. Образование помогает в работе? - Очень! Обучение в университете показало мне, насколько много и серьезно я могу работать. Когда я получала список обязательного чтения на выходные, у меня все опускалось. Тысячу страниц невозможно осилить за 4 дня! А потом оказывалось, что возможно, что ты в состоянии проделать этот объем работы и почерпнуть из прочитанного то, что в состоянии переварить. Сам опыт того, что можно собраться и сделать рывок, пригодился мне в работе над этой картиной. Вдобавок изучение психологии оказывается нелишним, когда приходится разбираться в наваждениях моей героини. Между прочим, балетным танцовщикам свойственна религиозная психология: все танцоры труппы New York City Ballet как один обожествляют Баланчина. Я вижу поистине религиозную ритуальность и в том, как они готовятся к выступлению: перед каждым спектаклем надевают новые туфли, разбивают их и т. д. Боль, которую испытывают танцоры, тоже имеет религиозную подоплеку. - Только в мастурбации, которой увлеченно занимается Нина, ее нет. - Так она пытается освободиться от мира, в котором ей приходится заниматься удовлетворением чужих потребностей - настолько, что о своих потребностях она просто забыла. Нина должна вспомнить о том, как доставлять себе самой удовольствие, чтобы таким образом разбудить в себе художника. Вместо того чтобы искать свое отражение в глазах других, она начинает видеть мир собственными глазами благодаря удовольствию, которое для себя открывает. В общем, эта сцена играет важную роль в развитии психологии моей героини. Но, конечно, есть в ней и некая непристойность. - Если бы Нина пришла к вам на прием как к дипломированному психиатру, какой диагноз вы бы ей поставили? - Разумеется, у нее маниакально-депрессивный синдром. Анорексия и булимия. Нарциссические нарушения и раздвоение личности. В общем, Нина очень больна. Ей нужны годы терапии. - Если ваша дочь решит стать балериной, вы разрешите? - Наверное, нет... Но настаивать не буду. В танцорах есть что-то чарующее. Их работа не приносит легких дивидендов или больших денег, большинство из них никогда не становятся звездами. Это чистое искусство, которое делается только из любви. - А вас влечет чистая любовь к кино? - Да, я очень люблю свою профессию, но счастлива и тому, что моя работа приносит мне «легкие дивиденды». Так я называю поверхностные признаки успеха. Делать то, что тебе нравится, и получать за это деньги, - что может быть лучше? Хотя не могу сказать, что ставлю во главу угла призы. Работа иногда сама себя вознаграждает. Я говорю об удовлетворении, которое чувствуешь по ее выполнении. Хотя, разумеется, награды и номинации мне, как и всем, очень льстят. P. S. Через несколько месяцев после интервью стало известно, что «Черный лебедь» принес Натали Портман не только одну из лучших ролей в ее карьере и номинации на престижные премии. Было объявлено, что Портман беременна первым ребенком от 33-летнего французского хореографа Бенджамина Мильпьеда, с которым она познакомилась на съемках «Черного лебедя» и теперь счастливо помолвлена. Бенджамин играл в фильме роль одного из солистов балета.
Натали Портман: «Что может быть лучше, чем делать любимую работу и получать за это деньги?!»
ЛИЧНОЕ ДЕЛО Натали ПОРТМАН родилась 9 июня 1981 года в Иерусалиме. Отец - врач, мать - художница. В 3 года родители перевезли ее в США. В 11-летнем возрасте Натали предложили работу в модельном агентстве, а через полгода она уже снималась в «Леоне» у Люка Бессона. Окончила школу с отличием, поступила в Гарвард и, будучи прилежной студенткой, снималась только во время каникул в фильмах ведущих американских режиссеров - Вуди Аллена, Майкла Манна, Тима Бертона. Стала мировой звездой, сыграв королеву Амидалу в саге Джорджа Лукаса.
натали портман в фильме черный лебедь
Даррен Аронофски сказал журналистке Ким Мастерс в радиоинтервью (трансляция KCRW «Бизнес», 14 февраля 2011 г.), что Натали Портман не только тренировалась в течение года в качестве танцовщицы, чтобы подготовиться к роли, но и заплатила за обучение самостоятельно. Карман пока фильм не нашел инвесторов. Аронофски приписал создание фильма вообще посвящению Портмана и энтузиазму. В интервью с Чарли Роузом Натали Портман заявила, что одной из самых сложных задач создания фильма, помимо тренировок и танцев, было изменение ее голоса. Она заявила, что до работы с Дарреном Аронофски, директора постоянно критиковали то, что они считали детским качеством ее голоса, и поощряли ее работать с вокальными тренерами, чтобы сделать его звучащим глубже и взрослее. Роль Нины требовала, чтобы Портман отступила назад и сделала свой голос более детским. Она чувствовала, что это вернуло ее к точке, которую она усердно старалась оставить позади.Натали Портман рассказала, что режиссер Даррен Аронофски будет старательно пытаться натравить ее и Мила Кунис друг на друга во время съемок, чтобы усилить напряженность на экране между их персонажами. Это включало разделение двух актрис во время съемок и отправку каждой из них пугающих текстовых сообщений о выступлении друг друга в тот день. Однако, по словам Куниса, это имело обратный эффект; поскольку они уже были хорошими друзьями перед съемками, всякий раз, когда они узнавали, что у другого дела идут хорошо, они отвечали поздравительной поддержкой, а не соперничеством. Сара Лэйн, двойник тела и танца Натали Портман, выступила с публичным заявлением незадолго до выхода DVD / Blu-Ray в марте 2011 года, заявив, что продюсеры фильма попросили ее не проводить интервью до окончания сезона награждений, поэтому Натали Портман получит большую часть танцевальный авторитет. Промо-ролик, посвященный спецэффектам, использованным в фильме, также был изменен, поэтому в него не вошли аспекты того, как лицо Лейна было заменено цифровым образом на лицо Портмана во время сложных танцевальных движений, на которые Лейн был приглашен выступить. Хореограф (и жених Портман) Бенджамин Миллепид противодействовал комментариям Лейна: «Это было так правдоподобно, это было фантастически, это прекрасное качество движения. В настоящее время есть статьи, рассказывающие о ее двойном танце [Сара Лейн], из-за которого звучит так, будто она много из работы, но на самом деле она просто сделала работу ног, fouettés и одну диагональную фразу в студии. Честно говоря, 85% этого фильма - Натали ". Режиссер Даррен Аронофски также опроверг утверждения Лэйна: «Вот реальность. У меня было несколько кадровых снимков в фильме. В фильме 139 танцевальных кадров. Сто одиннадцать Натали Портман нетронуты. Двадцать восемь - ее танцевальная двойка Сара Лейн. Вы делаете математику, это 80% Натали Портман. "Мила Кунис была привлечена к проекту после того, как ее коллега Натали Портман предложила ее режиссеру Даррену Аронофски. Кунис имел видео-чат с Аронофски по скайпу и получил роль без официального прослушивания. На съемочной площадке этого фильма Натали Портман познакомилась со своим будущим мужем, хореографом Бенджамином Миллепидом. Сама Портман подчеркнула иронию, что его персонаж в фильме насмехается, когда его спросят, будет ли он заниматься сексом с Ниной, и пошутила, что он, очевидно, был хорошим актером.
Сценарий занял около десяти лет, чтобы добраться до экрана.
На этой неделе нашей главной героиней стала актриса Натали Портман. Последнее время эта актриса приковывает к себе все внимание прессы: сначала Натали Портман порадовала нас неожиданными новостями о своей беременности и помолвке с французским хореографом Бенжамином Мильпье, а потом получила престижную награду «Золотой Глобус» за лучшую женскую роль в фильме «Черный лебедь» и теперь является главной претенденткой на главную кинонаграду года – премию «Оскар».
Натали Портман: роль мечты
Натали Портман определенно можно отнести к числу людей, которым удивительным образом удается успевать все.
В 13 лет Натали сыграла свою звездную роль маленькой подружки бандита в фильме Люка Бессона «Леон», в 17 поступила сразу в два престижных университета – в Йель и Гарвард – и в итоге окончила последний со степенью бакалавра психологии.
Этим летом актриса готовится встретить сразу три радостных события: рождение малыша, свадьбу с возлюбленным и свое 30-летие.
Еще одним очень радостным подарком для Натали Портман могла бы стать премия «Оскар» за роль в фильме «Черный лебедь». Картина Даррена Аронофски рассказывает историю примы нью-йоркского балета Нины, которая готовится станцевать свою судьбоносную партию, но вдруг встречает преграду в виде молодой амбициозной соперницы.
Для самой Натали Портман роль Нины стала тоже по-настоящему судьбоносной: именно на съемках фильма «Черный лебедь» Натали познакомилась со своим нынешним женихом Бенжамином Мильпье.
Еще до начала съемок Портман называла роль балерины ролью своей мечты: «Это невероятно, но Даррен вынашивал идею этого фильма 8 лет. Впервые он рассказал мне о ней, когда я еще училась в колледже: у него ничего не было написано на бумаге, но он четко обрисовывал в голове сюжет. Меня больше всего привлекла главная тема фильма – балет. Я всегда мечтала сняться в картине, посвященной танцам, но при этом хотела сыграть сложный многогранный характер. В этом фильме моя мечта исполнилась».
Также Портман говорит, что у нее и ее героини Нины есть много общего: «Нина сначала старается всем угодить – своей матери и своему балетмейстеру, пытается вписаться в определенные стандарты. У меня было то же самое в начале карьеры, но потом я поняла, что единственный путь к совершенству – угождать самой себе».
Балетная школа Натали Портман
Съемки в фильме «Черный лебедь» дались Натали Портман нелегко: вхождение в роль балерины нью-йоркского театра Нины потребовало серьезной спортивной подготовки. Натали тренировалась по пять часов в день под присмотром Мэри Боуэрс – балерины, которая танцевала в нью-йоркском театре 10 лет.
«Я занималась танцами с 5 до 13 лет, и из них всего шесть месяцев я училась балету. За это время я успела освоить лишь набор классических движений и научиться немного чувствовать ритм музыки. На этом мои балетные таланты заканчивались. На съемках тренеры помогали мне избежать травм, ведь из-за них мог бы приостановиться съемочный процесс. И еще мне приходилось плавать почти каждый день для того, чтобы привыкнуть к сильным физическим нагрузкам и стать выносливее. За время тренировок я просто влюбилась в балет – мне действительно нравилось танцевать, и только эта страсть позволила мне выдержать все нагрузки», – признается актриса.
Но если бы не танцевальные номера в фильме «Черный лебедь», то актриса не встретила бы свою любовь на съемочной площадке – французский хореограф и танцор Бенжамин Мильпье был одним из тренеров Портман.
«Бенжамин показывал мне движения, а потом смотрел, какие из них я могу хорошо повторить, и снимал мои танцы на видео, чтобы потом продемонстрировать Даррену», – говорит Натали и шутит, что именно режиссер фильма Даррен Аронофски заставил ее сесть на жесткую диету перед съемками, а потом поспособствовал тому, что она опять набирает килограммы – благодаря счастливому знакомству Натали с Бенжамином на съемочной площадке и последовавшей за этим беременности актрисы.
Портман даже раскрывает подробности своей чудо-диеты, которая перед фильмом позволила ей потерять 9 килограммов: «Мне не пришлось ради этого отказываться от булочек и пирожных, я всегда питалась здоровой едой и была вегетарианкой, но мне удалось похудеть за счет питания маленькими порциями – я ела часто, но понемногу».
Шансы Натали Портман на «Оскар»
Но одной физической подготовки было недостаточно: ежедневные тренировки на пуантах, которые Портман искренне называет «настоящей средневековой пыткой», нужно было сочетать и с психологическими занятиями. Здесь актрисе помог ее гарвардский диплом бакалавра психологии.
«С точки зрения психологии, балет можно отнести к маниакальным пристрастиям – таким же, как анорексия и булимия, например, – рассуждает Натали Портман. – Только представьте, что весь этот процесс завязывания пуантов и подготовки к выступлению – целый ритуал, а балетмейстер – настоящий человек-бог для балерины. В балете есть что-то магическое, сакральное и даже религиозное. В этом он похож на кино: актеры подчиняются режиссеру, потому что он помогает им создать правильное видение роли».
И Натали Портман как настоящий профессионал полностью подчинялась режиссеру фильма «Черный лебедь» Даррену Аронофски: «В работе Даррен всегда предельно сконцентрирован и любит дисциплину. В этом мы с ним похожи. Только благодаря ему фильм смог получиться – он создал сложные характеры, но в то же время дал всем актерам свободу добавлять в своих героев частичку себя».
В этом году фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски будет в числе главных претендентов на премию «Оскар», которая состоится 27 февраля. На актуальный вопрос по поводу номинации на «Оскар» Натали Портман отвечает, что для нее премии не так важны.
«Вложить всю свою душу в фильм и надеяться, что люди это оценят – это единственное, о чем актер может мечтать. Тот факт, что зрители выходят из кинотеатров взволнованными и вдохновленными, является для любого из нас лучшей наградой».
Как ты думаешь, получит ли Натали Портман заветную статуэтку «Оскар»? С 10 февраля ты сможешь сама оценить игру Портман в фильме «Черный лебедь», а пока высказывайся в комментариях.
Натали Портман играет балерину, которой впервые предстоит станцевать главную партию – в «Лебедином озере» Чайковского. Как уверяет хореограф (Венсан Кассель), новая редакция балета должна стать «более реалистичной», но в сценах репетиций и премьеры показан набор картинок, который возникает в головах большинства зрителей при слове «балет»: белые пачки, плавные лебяжьи движения рук и т. д. Заодно пересказывается содержание сказки. Это очень гуманно: название-то слышали все, а вот сюжет могут и не знать.
Если бы Джон Сибрук, интеллектуал из журнала «Нью-Йоркер», писал свою нашумевшую книгу Nobrow сейчас, то наверняка посвятил бы большую главу «Черному лебедю» – балетному триллеру с перьями, кровью, истериками в гримерке и педагогической стрижкой ногтей. Более лакомую и вопиющую иллюстрацию отсутствия иерархий, эксплуатации клише, смешения высокого и низкого до полной неразличимости трудно придумать. Но все это было бы банальностью, когда б не бронебойная интонация Даррена Аронофски.
Проблема Нины, героини Портман, в том, что она технична, но бесчувственна, как Барби. На взгляд балетмейстера, ей хорошо дается партия невинной Одетты, но катастрофически не хватает страсти в образе ее темного двойника Одиллии. Кукольность Нины лелеет деспотичная мать (Барбара Хирши), завалившая комнату дочери плюшевыми игрушками и контролирующая каждый ее шаг. А чувственность пытается грубо растормошить сначала хореограф – Кассель (насильно целуя Нину и давая ей домашнее задание помастурбировать), а потом дублерша-соперница (Мила Кунис), которой недостает техничности, зато сексуальности и темной энергии – в самый раз. Даже татуировка на спине – черные крылышки.
Режутся крылья и у Нины: она расцарапывает спину, как бы коротко мать ни стригла ей ногти. Внутренние демоны в Нине сидят и чешутся, но только к финалу (практически галлюцинаторному) ей удается выпустить их на волю. Добром это не кончается, зато искусство, подкрепленное злом, переживает триумф.
Тут у всякого не окончательно наивного зрителя неизбежно возникает вопрос: это режиссер всерьез или издевается?
По формальным признакам – издевается. Классику шмяк об пол и с упоением растер в кровь и сопли. Балетные страсти-мордасти надергал у итальянского маэстро ужасов Дарио Ардженто, физиологизм и расчесывание крылышек на нервной почве – у певца мутаций Дэвида Кроненберга. Прочие переклички и цитаты перечислять утомительно: любой киноман назовет навскидку десяток имен. Лет 15 назад такой постановочный метод назывался постмодернизмом.
При этом понятно, что «Черный лебедь» – что-то совсем другое. Потому что постмодернизм подразумевал непременную иронию, а у Аронофски ее нет.
И не было никогда. Ни в дебютном «Пи», ни в страшном «Реквиеме по мечте», ни в гомерически нелепом «Фонтане», ни в мощном «Рестлере», который считается зеркальной парой к «Черному лебедю»: там низкие жанры мелодрамы и потешных боев без правил возводились в ранг высокого страдания, здесь такой же штампованный эталон «классичности» смывают в бачок бульварных страстей.
История эстетики кусает себя за хвост: когда-то романтизм породил мелодраму и триллер, теперь эти жанры благодарно припадают к романтическому «Лебединому озеру» и жадно сосут из него родную, в сущности, кровь. Эта жадность, как ни странно, обеспечивает «Черному лебедю» стилистическую цельность и ту энергию, которой никогда не смогла бы дать ирония. И, конечно, эта жадность питает цепкий интерес массовой публики, проглатывающей фильм как биографии гениев в простодушном пересказе журнала «Караван историй».
В итоге ответить на простой вопрос – так хорош или плох «Черный лебедь» – невозможно. Он, как Одетта-Одиллия, наполовину бел, наполовину черен. В равной степени изощрен и наивен, умен и глуп. Он заставляет грызть ногти в поисках трактовок и почесывать интерес к зазеркалью балетного мира, не менее сказочного, чем сюжет «Лебединого озера». Ну где еще услышишь такие слова утешения: «Что бы ни случилось, ты ведь можешь и дальше танцевать партию Кошки, она тоже прекрасна».