Как научиться смешно рассказывать анекдоты
Все рассказывающие анекдоты люди делятся на три категории.
Первое место занимает рассказчик умелый, вызывающий бурю восторгов и громкий хохот, который при этом сам не смеётся.
Другие любят поведать забавную историю и посмеяться вместе со всеми над сказанным.
А к третьей категории, в которой я не желала бы оказаться никому, относятся «весельчаки», которые начинают совершенно безудержно хохотать, еще даже не приступив к анекдоту, икают от смеха на протяжении своего рассказа и в полной тишине заканчивают рассказывать анекдот, смеясь в одно лицо… С вами бывало такое? Тогда вынуждена констатировать — это клиника. Вам срочно нужно учиться искусству анекдотаp>
Рассказывая анекдот, человек как будто играет в театре одного актера. Если вы не обладаете минимальными способностями к лицедейству, то лучше отказаться от риска быть непонятым, а еще чего хуже — побитым. Приятнее выслушать смешную историю от других и посмеяться над хорошей, но чужой шуткой, чем, стоя в напряженной тишине в качестве рассказчика, понимать, в какую лужу только что угодили, стремясь блеснуть остроумиемp>
Но если очень-очень хочется научиться острить, надо много практиковаться. Для начала посмешите зеркало. В этом нет ничего странного, многие ораторы, когда репетируют речь, смотрят на свое отражение, отрабатывая жесты и мимику. Может быть, глядя на свою постную физиономию и произнося при этом погребальным голосом длинный монолог, по ошибке названный анекдотом, вы поймете, почему все окружающие спешно уходят по своим делам, когда вы объявляете, что сейчас будет свежий прикол в вашем исполненииp>
Кстати, «длина» анекдота тоже имеет значение. Перед тем как поведать забавную байку на несколько минут, надо удостовериться, что апогей рассказа достоин того, чтобы слушатели тратили на вас свое внимание. Начинающим «байкерам» лучше отдавать предпочтение коротеньким, забавным анекдотикам. Не затягивайте с повествованием, вдаваясь в подробности, иначе будьте готовы к тому, что окружающие начнут откровенно зеватьpp>Пусть первым оценивает ваше умение юморить близкий человек. Мама, сестра, брат, лучший друг не постесняются указать вам на недостатки, тогда как в большой компании люди из вежливости будут улыбаться и тактично молчать. Лучше уж пусть родня откроет вам глаза на длинную бороду, которая волочится за рассказанным только что анекдотомp>
Рассказчик анекдотов должен четко понимать, на какие темы в определенном кругу можно острить, а на какие нет. Скабрезные истории на грани пошлости оставьте для друзей. Не каждая история, начинающаяся фразой «пошла Красная шапочка как-то к бабушке…», предназначается для детских ушей и юных девушекp>
Никогда не объясняйте смысл анекдота какому-нибудь «жирафу» — все равно не дойдет! Если все остальные слушатели ржут как сумасшедшие, вы при этом, ухмыляясь, понимаете, что произвели фурор, а кто-то рядом бубнит «не понял… а в чем прикол?», это означает только одно… Вы стали душой компании, знатоком самых свежих приколов и, конечно же, выбрались из третьей категории. Того и гляди, станете вторым Петросяном! Не дай Бог…
как научиться смешно рассказывать анекдоты
Недавно мне задали вопрос, как стать хорошим рассказчиком, и в чем заключается искусство рассказчика. Вернее, вопрос был задан чуть иначе, но смысл был такой. Я обязательно включаю блок по «искусству рассказчика» в свои курсы по ораторскому и актерскому мастерству, поэтому для меня ответ на сей странный вопрос — не составит труда, несмотря на то, что данная тема имеет множество подтем и подводных «почему». Итак…
Есть различные форматы рассказываемых историй, в зависимости от различных задач рассказчика. Я сейчас буду говорить укрупненно, поскольку классификация подобных историй – это предмет глубокого исследования. Итак:
1) «Короткий» формат (я называю его еще «формат анекдота»). Думаю, не надо пояснять, что это такое.
2) «Средний» формат (чтецкий номер, монолог, и прочее). Как разбирать и читать монолог – я пояснял тут. Если не помните – почитайте, поскольку некоторые термины из той статьи я буду использовать и сейчас. А я иду дальше.
3) «Длинный» формат. Существует несколько разновидностей такого формата, так как у них все же разные задачи. Перечислю некоторые:
- доклад или презентация,
- отчет (подведение итогов),
- вебинар (выступление с последующей продажей),
- информационно-обучающий урок (например, для раскрутки ютуб-канала),
- видео-презентация (онлайн) с последующим «продающим» предложением.
Хотел бы уточнить, что любое видео с Вашим выступлением «работает» совсем не так, как выступление на «живую» аудиторию. Последнее – сложнее и ответственнее. Вообще, как сделать тематическое видео с «задачами внутри» — это отдельная тема для разговора. Поэтому в данной статье я буду говорить о «живом выступлении».
Отмечу, что любое выступление на «живую» аудиторию – имеет свои ключевые моменты. Вопрос в том, что в «сжатом и живом» формате – они используются не в полном объеме, а делается ставка на какой-то один элемент. Или 2-3 элемента.
В качестве примера рассмотрим, как смешно и интересно рассказывать ЛЮБЫЕ анекдоты.
Как Вы думаете, что самое важное в рассказе любого анекдота? «Сам анекдот, и если он смешной – все будут смеяться», — скажете Вы. И будете правы и… не правы.
Главное, в любом анекдоте и вообще любой истории – это Вы. Точнее, Ваше воображение. Ведь – когда Вы рассказываете анекдот – Вам смешно. Отчего? Ну, во-первых, из-за самой истории. А во-вторых (и это главное) – потому, что Вы как бы «видите» ее «внутри себя». Вас забавляет не только сама ситуация, но и те образы, которые Вы представляете (воображаете). И Вы ДЕЛИТЕСЬ своим видением этой истории. И это-то и есть самое интересное.
Хороший рассказчик анекдотов – это человек, у которого ПРЕКРАСНО РАЗВИТО воображение. Как его развивать? Могу Вам сказать, что это не так-то просто и сделать. Поскольку тут требуется не только актерское воображение, но и образное воображение. Для того, чтобы развивать образное воображение – Вам помогут… мультфильмы. Ведь – что есть мультфильм? Копилочка образов. Причем, сделанных таким образом, чтобы подчеркнуть характерность самих героев и их приближенность к нашей жизни.
Вспомните Винни-пуха или Пятачка («Винни-Пух»), или Волка и Зайца (из советского мультфильма «Ну погоди!»). Или еще какого-то персонажа из мультика. Еще мне очень нравятся герои из старого советского мультика «Фильм, фильм, фильм…», в котором образы доведены до крайней выразительности и характерности. «Накидайте» себе так образов 10-15. И ответьте себе на вопрос: что Вас в них «цепляет» и ПОЧЕМУ они так запоминаются?
Правильно – эти герои взяты из жизни. Они очень ПОХОЖИ на нас. Все мы знаем и этого «Зайца», и этого «Волка», и «Винни-Пуха», и «Пятачка», и «Ослика», и «Крокодила Гену», и «Чебурашку». Они «живут среди нас». Присмотритесь к своему ближайшему окружению. Должно быть, Вы уже (и давно) знаете тех людей, которые могли бы стать прототипами «мультяшных» героев. А если нет – то кто Вам мешает подобрать (воспроизвести) их аналог из жизни?
Запомните, чтобы интересно и смешно рассказывать анекдоты – Вам потребуется:
- хорошее воображение (и умение распознать в «мультяшных» образах реальных героев),
- умение интриговать,
- умение менять темп и ритм истории.
Возьмем в качестве примера один из известных анекдотов. Он приведен ниже. Жирным шрифтом я подчеркнул ключевые слова («ключи», что это такое – я говорил при разборе монологов – тут). После произнесения любого «ключа» следует использовать паузу. На всякий случай, я вставил слово «пауза» после выделенных «ключей», так нагляднее.
Что получается:
«День настал, улеглась сова (пауза) спать в дупле. И вдруг (пауза) страшный удар по дереву. Что такое? Опять удар — чуть дерево не рухнуло... (пауза). Выглядывает сова из дупла (пауза) и видит внизу (огромная пауза) здоровенного (пауза) кабана. — Эй, сова, лети немедленно, Винни-Пуха зови. Скажи, что Пятачок (пауза) дембельнулся!»
Читая анекдот – Вам надо представить себе «сову», подыскав близкий и понятный Вам человеческий или мультяшный образ. Какая она? И какой жизненный образ вызвал бы у Вас определенные ЯРКИЕ эмоции УЗНАВАЕМОСТИ? Я бы представил в качестве «совы» миленькую бабушку «божий одуванчик». И вообще, большинство анекдотов, которые я знаю, должны начинаться как добрые истории, очень неспешно, побуждая рассказчика смаковать каждую деталь «этого мультяшного мира» — с умилением.
Далее – надо вспомнить старый и милый сердцу образ Пятачка из старого советского мультфильма про Винни-пуха. А теперь представьте, что Пятачок у нас теперь – «вдвшник». С бутылкой водки, почти полностью опорожненной, которую он хочет разбить себе об голову (или об голову кого-то еще). Весь мокрый, только что после купания в фонтане. В рваной тельняшке и с синяком под глазом. С двухдневной щетиной. И с сигареткой во рту.
Итак, стоит наш «Пятачок», пошатываясь около дерева, глушит водку из горла, орет матом, вызывая «сову», и изо всех сил пинает «дерево» ногами.
Ну, как – представили? Забавно? Если нет – придумайте что-то еще, но так, чтобы «видя» свой образ – Вам захотелось улыбнуться.
Вот Вам два образа: «бабушка «божий одуванчик» — Сова, и «пьяный «вдвшник» — Пятачок. Всегда стремитесь к тому, чтобы образы в Вашем анекдоте были яркими, колоритными (даже гротескными) и совсем непохожими друг на друга.
Дальше что нужно делать? «Подготовить» слушателя к появлению «вдвшника». Как? Рассказывая изначально историю в ярко радушных тонах. «Бабулька ложится спать» (заботливо подкладывая подушечку под голову и улыбаясь каким-то своим мыслям). Как это мило!
И ВДРУГ! (Пауза, тут надо интриговать)…
Кстати, Вы должно быть не знаете, что значит «интриговать». Обычное описание сего действа Вам ни о чем не скажет.
Когда Вы интригуете – Вы до последнего момента стараетесь «не выдавать» основные ключи» истории. Основные ключи – это те, которые «взрывают» смысл самой истории и побуждают нас смеяться над несоответствием завязки (начала) истории и ее развязки (финала). Обычно, в любом анекдоте есть слово или слова, которые взрывают смысл всей истории. В данном случае я подчеркнул это слово жирной линией.
Рассказывая анекдот, мы все время «держим в уме» это главное слово, так как его произнесение – квинтессенция, кульминация нашей истории. Значит, нам надо постараться долгое время его не «продавать», создавая и пестуя через начальные образы, темп и интонации — «зону неожиданности» для восприятия нашей истории слушателем.
Перечтем всю историю заново (меняя некоторые слова из анекдота под наши образы), с учетом того, что мы уже теперь знаем:
«День настал, улеглась сова (представляем «бабушку-одуванчик») спать в дупле (медленно, умиротворенно, радостно). И вдруг страшный удар (резко) по дереву. Что такое (недоуменно)? Опять удар — чуть дерево не рухнуло... (нагнетая обстановку, медленно и почти с угрозой). Выглядывает сова из дупла и видит внизу (с МАКСИМАЛЬНЫМ удивлением и паузой) здоровенного (пауза) кабана (при этих словах нужно представить «Пятачка-вдвшника»). Пауза. — Эй, бабуль, лети скоренько, моего братишку Винни-Пуха зови (развязно, пьяно, вызывая на бой). Скажи, что его давний кореш — братишка Пятачок (на этом слове в Вашем воображении — он разбивает бутылку о голову) —
ПАУЗА —
— (очень медленно и с вызовом) дембельнулся! (после этого слова в Вашем воображении - «Пятачок» падает у дерева, выкрикивая «матерные слова» и засыпает).
Смешно? Забавно? И как только Вам станет НЕСТЕРПИМО забавно от этих образов и от этой истории — Вы сможете «заразить» ей кого-то еще. И только ТОГДА от нее станет забавно и другим.
Забавно — не в тексте. Забавное — в Вас.
Разберем еще один анекдот. И также «из жизни» Винни-Пуха и Пятачка (в скобках я указал комментарии, как надо произносить те или иные фразы, и что при этом представлять; ну, а жирным шрифтом я также как и раньше — выделил ключевые слова):
«- Пух, куда мы идем? — спрашивает Пятачок (весело, жизнерадостно, ведь они идут куда-то по очень важному делу, которое, конечно же, спасет мир).
— Свинью (пауза) бить («надо избавить мир от нечистой силы, это наша миссия, самое важное дело всей нашей жизни»).
— А если она убежит? (еще более радостно, явно «проникаясь» этой важностью и ответственностью перед миром).
ПАУЗА. ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО С ПРИЩУРОМ, ЯВНО ОЦЕНИВАЯ РАЗМЕРЫ ПРОИСХОДЯЩЕГО (почти как И.В. Сталин, возможно, даже чуть с его акцентом):
— Я тебе (большая пауза) убегу…».
Как Вы видите, знание определенных законов разбора историй «короткого формата» – позволяет сделать практически из любого анекдота мини-представление, создав удивительные и вместе с тем – жизненные и — исключительно ВАШИ образы. А искусство рассказчика – в том, чтобы «вкусно» и ДЕТАЛЬНО придумать эти образы, создав яркие и удивительные характеры, непохожие один на другой.
И интриговать, интриговать, интриговать…
До последнего слова.
Чтобы насладиться историей самому. И — через это — порадовать Ваших слушателей.
Искренне Ваш,
Александр Баринов