Русские вампиры
Один из главных российских сериалов весны — «Вампиры средней полосы», история про мирную коммуну кровопийц, живущих бок о бок с обычными людьми в современном Смоленске. В конце мая нас ждет еще один сериал про вампиров — на этот раз экранизация «Пищеблока» Алексея Иванова. На этот год запланирована и еще одна экранизация важной российской книги про вампиров — «Ампира V» Виктора Пелевина. На Западе тренд на вампиризм тоже бодрится — неловкий, но все же «Дракула» на Netflix год назад, вампирский дискурc в Resident Evil Village, Bloodlines 2 где-то на горизонте — но в России он разгорается особенно ярко. В плане вампиров мы всегда были на своей волне — что в XIX, что в XXI веке. Сегодня поговорим о вампирах в русской литературе — хоть их и не очень много, но таковые нашлись даже в СССР, и стоят упоминания как неприметные, но важные памятники русскоязычного хоррора.
«Упырь»
А.К. Толстой, 1841
Как известно, литературная жизнь вампиров началась далеко не с «Дракулы» Брэма Стокера. Одним из первых произведений про мифического кровопийцу стала «История вампира» (1819) Джона Полидори, личного врача Байрона. Полидори тусовался с Байроном в «год без лета», и тот рассказал ему фантастическую историю: у студента умирает друг, а потом студент внезапно встречает его живым и здоровым в другой стране, да еще и женатым на его сестре. Байрон историю не закончил, но доктор записал ее и обратил в рассказ про эксцентричного лорда-кровопийцу Ратвена, который так же неожиданно воскресает из мертвых. Примечательно, что в тот же «год без лета» Байрон косвенно способствовал появлению «Франкенштейна». В следующие десятилетия текст Полидори вдохновил ряд европейских писателей на свои истории про вампиров, и лишь под конец века вышла главная из них — Брэма Стокер написал «Дракулу».
Увлекся «Вампиром» и граф А.К. Толстой. В 1868 году он перевел «Коринфскую невесту» (1798) — стихотворение Гете, где предположительно вообще впервые упоминается вампир — но свои истории про кровопийц написал еще раньше. Первую — «Семья вурдалаков», в 1839-м, когда ему был всего 21 год, но издали ее лишь после его смерти. Вторая же, «Упырь», вышла в 1841 году и была отлично принята критиками. Герой повести, дворянин Руневский, встречает на балу странного человека, который указывает на пару его знакомых и утверждает, что они вампиры (настаивая при этом на русском «упыри»). Другие знакомые уверяют Руневского, что это все бредни сумасшедшего, но следующие события заставляют его поверить в невозможное — хоть и далеко не сразу. Детализированного вампиризма как такового в «Упыре» не так и много, но во второй половине повести персонажи переживают вещи, необычные даже с учетом гоголевской прозы.
«Вурдалак из Заозерного» Александр Шейнин, 1966
Несмотря на наследие Гоголя и эксперименты А. К. Толстого материальное интересовало великих русских писателей XIX века больше, чем фантастическое — поэтому эксперименты вроде «Упыря» не получили много эпигонов. В советской же литературе для сверхестественного и жуткого вовсе не осталось места. Представить себе вампира в послевоенной русской литературе чрезвычайно сложно, и я, признаться, даже не надеялся их там встретить. Однако благодаря заметке Мишеля Климина с сайта Sygma наткнулся на рассказ Александра Шейнина «Вурдалак из Заозерного» (или «На хуторе Заозерный»»).
Для 1966 года необычна уже сама фабула: в волгоградской деревне при странных обстоятельствах — от кровопотери — умирают люди; для выяснения обстоятельств на место под видом рыбака приезжает следователь из города. Злодеем оказывается военный преступник, который кошмарит местное население с помощью специальной птички-вурдалака из Южной Америки, выступающей вроде как кровяным «передатчиком» между героем и жертвой. Климин отмечает наличие в рассказе тонких отсылок к Стокеру, и в целом характеризует произведение как очень необычное для своей эпохи:
«С одной стороны, оно отсылает к народным представлениям о живых мертвецах и зле, которое они несут. С другой, текст раскрывает неочевидные принципы функционирования таких представлений в материалистическом мире советской литературы».
Писатель Елизаров после «Библиотекаря» неоднократно говорил о том, что советская литература скрывает массу неочевидных жемчужин. Кажется, рассказ Шейнина вполне подходит под это описание — как уникальный пример «советской южной готики».
«Дозоры»
Сергей Лукьяненко, 1998 — 2014
В 1992 году Коппола освежил интерес к классическому вампиризму, аккуратнее прочих перенеся на экран «Дракулу» Стокера. Освежать было зачем: вампиры постепенно отрывались от своих корней. Еще в 70-х роман Энн Райс «Интервью с вампиром» позволил узнать историю кровопийц на дистанции в несколько сотен лет, а в 94-м его экранизировали. Вампиры постепенно интегрировались в современное человеческое общество, а в книгах заняли нишу городского фэнтези. Именно в этом жанре выступил Сергей Лукьяненко: как он сам говорил, ему хотелось написать фэнтези в современном сеттинге, без сложного погружения в древние эпохи.
Ограничения, ритуалы и средства борьбы с вампирами по сравнению с привычными у Лукьяненко изменены и перемешаны — например, серебро особо не вредит, но серебряные пули бьют больнее. Чеснок не работает, зато известное правило с приглашением вампира домой — вполне (фанаты, правда, находят у Лукьяненко в этом правиле дыры). Действия вампиров в местном лоре вроде как «регламентированы» на современный лад: каждый должен пройти регистрацию у Дозора, большинство перешло на донорскую кровь, а если захотелось свежей — для убийства требуется лицензия. Также важно отметить, что это лишь часть разношерстного бестиария «Дозоров», хоть и важная. У Лукьяненко вампиры — низшая каста в иерархии Иных наряду с оборотнями, но употребив много свежей человеческой крови, они могут стать Высшими вампирами. Например, как Геннадий Саушкин, обескровивший для этой цели 52 гастарбайтера.
«Empire V» и «Бэтман Аполло» Виктор Пелевин, 2006 и 2013
Еще один подробно прописанный вампирский универсум в русскоязычной литературе создал Виктор Пелевин. Его кровопийцы — элита. Посвященные в нее берут себе имена божеств (для солидности — еще и с порядковыми номерами, как у монархов). С человеческой кровью они впитывают умения жертвы и могут читать ее мысли; также каждый носит при себе «конфету смерти», которая дает им способности даосских монахов. Вампиры контролируют важнейшие для обычного человека (в представлении Пелевина) феномены — гламур и дискурс (не спрашивайте), тем самым определяя поведение общества.
Интересен подход Пелевина к классическому вампиризму. В продолжении романа — «Бэтман Аполло», фигурирует сам граф Дракула: он находится в оппозиции современным вампирам и кроме прочего рассказывает, как одному человеку удалось договориться с вампирами не порабощать его и его сторонников — и этим человеком был Будда!
«Ампир» станет вторым российским полным метром после «Generation П» (также существует немецкая постановка «Чапаева и Пустоты»), который также снимет Виктор Гинзбург. Главного героя сыграет Oxxxymiron. Осенью прошлого года сообщалось, что фильм выйдет в 2021 году — правда, с тех пор новостей о нем не было, а пандемия могла замедлить работу над фильмом.
«Пищеблок»
Алексей Иванов, 2017
До «Пищеблока» Иванов прославился весьма разноплановыми книгами — например, историческим романом «Сердце Пармы», или остросюжетным «Ненастьем» про 90-е. Захода на территорию сверхъественного от Иванова никто не ожидал, но он сделал это чрезвычайно красиво. 1980 год, Олимпиада в Москве и «олимпийская» смена в пионерлагере «Буревестник» недалеко от Самары. Взрослые и дети устало выполняют принятые десятки лет назад пионерские ритуалы, в то время как буквально в ближайших кустах, а то и у койки соседа по комнате, проводятся ритуалы вампирские.
Иванов искусно сталкивает очень реалистично описанный мир поздней, умирающей советской пионерии с нечистой силой — что оказывает ошеломляющий эффект как на читателя, так и на некоторых героев «Пищеблока», явно не ожидавших такой фигни в своем простом советском детстве. Как и многие тексты Иванова, «Пищеблок» напрашивается на экранизацию — которая уже готова: 19 мая выходит первый из восьми эпизодов сериала. Продюсер сериала уже выразил надежду, что «Пищеблок» может стать международным событием — дескать, тут и советская эстетика, и вампиры. Станет ли — мы еще узнаем, но первоисточник уже можно назвать одним из самых самобытных произведений про вампиров — и в российской, и мировой культуре.
бест
тест
русские вампиры
Закадровый голос. Вы можете в это верить или не верить, но мы существуем. И мы – это вы. Просто мы питаемся кровью. А так мы вполне обычные. У нас такие же проблемы, как и у всех остальных. Мы так же радуемся, так же, как и вы, испытываем чувство голода, с которым боремся, как это делаете вы. Но вы, когда проголодаетесь, отправляетесь в магазин. Однако в ваших магазинах нет того, в чем нуждаемся мы. А потому мы, когда хотим есть, идем в ресторан или в бар, или в клуб. Там наша добыча сама нас находит.
Возле ночного клуба стоит машина, в ней сидят трое мужчин. К машине подходит парень, он пьяным голосом интересуется, подвезут ли его до загородного поселка Вешки. 300 рублей, пойдет? И чего вы такие смурные? Парень садится в машину.
Закадровый голос. В отличие от вас мы охотимся не на любую добычу, а только на раненную. На всю голову раненную. Или с полностью ампутированными моральными принципами. Так что нас можно считать санитарами, мы единственные, кому на вас не наплевать.
Машина останавливается в лесу. Пассажира вытаскивают из салона автомобиля, швыряют лицом в сугроб. Тот говорит: но это не моя остановка. А вот для вас, походу, это конечная. Парень поднимается, оскаливает рот, в котором видны клыки, в невероятном прыжке бросается на бандитов.
Утро. Убитые вампиром бандиты рассажены возле деревьев, к их венам присоединены трубки, откуда кровь скачивается в пластиковые бутылки.
Закадровый голос. В отличие от вас мы свою добычу не убиваем, мы оставляем за ней выбор. Или она так и останется добычей, или больше не станет нам попадаться.
Вампир забирает бутылки с кровью и выходит из леса.
Смоленск, отделение полиции. Один из полицейских угощает молоком ежика на своем рабочем столе.
Капитан полиции Анна Остроумова работает с потерпевшей. Старушка пишет заявление о краже у нее бидона. Анна наклоняется над ней и говорит, что «бидон» пишется через «д», а вместо с…дили надо писать «украли». В документах материться нельзя. Старушка: а воровать бидоны, значит, можно.
К Анне сзади подходит один из ее коллег, просит дать ему степплер, при этом он шлепает Анну по заднице. Анна берет степплер, разворачивает наглеца, заломив ему руку, и всаживает ему скобку в спину.
К Анне подходит ее начальник, подполковник полиции. Подышать свежим воздухом не желаешь? Анна: а что, путевки в санатории дают? Нет, в лесу два трупа обнаружили. Старушка спрашивает, кто же будет заниматься расследованием кражи бидонов. Подполковник сообщает потерпевшей, что ее дело будет расследовать ФСБ: это ведь важнее убийства.
Молодой парень (вампир Женёк) ведет запись поста на своем канале в YouTube. Что с вами происходит после укуса вампира? В первую очередь это потеря памяти. Вы просто какое-то время болеете, у вас температура 37,2, голова болит, вы закидываетесь таблетками, проклинаете мужика, который вчера рядом с вами расчихался. А мужик этот, может быть, и вовсе не при чем.
К Женьку подходит пожилой вампир (дед Слава/Святослав Вернидубович). Ты совсем дебил? Всего два дня, как клыки отрастил, а выпендриваешься, как мэр на Дне города. Женёк: я с каждым днем все лучше себя контролирую. А тут я просто делаю запись блога для своих подписчиков. Дед Слава: я зачем тебя обратил? Чтобы ты перестал в интернете ссать всякой чепухой о вампирах, что они солнца боятся, что в зеркале не отражаются. И теперь ты всем решил чистую правду про вампиров рассказать? Женёк: да не всем, а только моим подписчикам. Это примерно три тысячи человек, средний возраст около 14 лет. Кто поверит этим малолетним засранцам, которым наговорил всякой ерунды один дебил? Нет, конечно, дебил только с точки зрения их родителей. Дед Слава: ты дебил с любой точки зрения.
Дед Слава обнаруживает на полке три бутылки с кровью. Ух ты, аж целых три сиськи! Женёк: это моя первая добыча. Дед Слава: надеюсь, все тихо прошло? Женёк: как на свадьбе у глухонемых.
Анна приезжает в лес, на место, где были обнаружены трупы. Она обращается к криминалисту: что у тебя, Егорыч? Тот отвечает: у меня простатит, беременная кошка и послезавтра отпуск. А тут два трупа. Анна: протокол дашь мне потом. Кто обнаружил? Местный. А в протоколе ты ничего полезного не найдешь, все как обычно. Анна: телефоны у них собрал? Что еще? Время смерти примерно восемь утра. Причина – потеря крови. Всей крови. Ты не ослышалась. Так что дело будет громкое, вон начальство из Москвы уже прибыло, так что ходим-дрожим.
Анна подходит к приезжему из Москвы, называет фамилию и звание. Москвич представляется: Иван Жалинский, следователь, капитан Главного управления Московского уголовного розыска по раскрытию особо тяжких преступлений. Анна: и что, в Москве убивать перестали, раз вы к нам пожаловали? Жалинский: нет, в столице с убийствами полный порядок. Анна: уф, от сердца отлегло! Жалинский: подобные убийства уже были в Мытищах и Ярославле. А у капитана Остроумовой имя есть? Анна: и даже отчество – Анна Петровна. Жалинский: значит, можно просто Аня: Анна: можно, просто Анна Петровна. Жалинский: о любых результатах сразу докладывать лично мне. Анна: а можно получить материалы по Мытищам и Ярославлю? Жалинский: разумеется, можно, но нельзя.
Жалинский отходит в сторону, Анна обнаруживает в снегу металлический жетон с выбитым на нем загадочным символом.
Дед Слава и Женёк сидят за столом. Перед ними два стакана с кровью. Женёк: ну, долгих лет тебе, дед! Дед Слава: и все-таки ты дебил! Вампиры прихлебывают кровь. Дед Слава морщится: разве это кровь? Химия сплошная. И чем только люди сейчас питаются? Женёк: да вы потерпите до выходных, когда белорусы на шопинг пожалуют, будет вам кровь чистая, свежая, без ГМО. Дед Слава отвешивает Женьку подзатыльник. Да, хорошая кровь будет. Вот только крахмала многовато.
Женёк смотрит на стоящий на плите чайник, направляет на него руку, кряхтит. Дед Слава: что, рожаешь? Женёк: да, свои сверхспособности. Ведь кое-кто летать умеет. Дед Слава: а ты можешь жаром срать. Женёк: так себе сверхспособность. А я хочу силой воли предметы в пространстве перемещать. Дед Слава: ничего, со временем все придет.
Женёк сосредоточенно смотрит на ручку входной двери, она начинает поворачиваться. Получилось! В комнату врывается Анна, она подходит к Женьку, вставляет в его раскрытый рот дуло пистолета: трупы в Вешках – твоих рук дело? Дед Слава: что он там натворил? Анна: полный лес трупов, полностью обескровленные.
Анна видит стоящую на столе бутылку с кровью, берет ее, отпивает из горлышка. Все-таки инициировать этого дегенерата было плохой идеей. Дед Слава: то же самое ты мне сказала 70 лет назад.
Флешбэк. Советские милиционеры на мотоцикле с коляской преследуют убегающих и отстреливающихся бандитов. Мотоцикл тормозит у подворотни. Капитан милиции Анна Остроумова приказывает двоим милиционерам идти в обход, сама вбегает в подворотню. Во дворе она подбегает к деду Славе: пригнись, тут же стреляют! Так тут все время стреляют, что же мне, ползать теперь? Анна настаивает на том, чтобы дед лег на землю. Она видит в окне второго этажа бандита с пистолетом в руке, стреляет. Бандит падает во двор. Дед Слава: лихо ты его, прямо влет! Анна снова уговаривает деда Славу спрятаться. Тот говорит, что он заговоренный. Во дворе появляется еще один преступник. Они с Анной стреляют друг в друга, оба падают. Дед Слава склоняется над раненной Анной: тебе нельзя умирать, кто же тогда с этой мразью бороться будет? А хочешь жить вечно? Анна: это плохая идея. Дед Слава делает длинным ногтем надрез у себя на руке, выступившей кровью поит Анну.
В больницу привозят раненного. Доктора (Жана Ивановича) срочно вызывают в реанимацию. Жан в это время в ординаторской занимается сексом с медсестрой Люсей. Доведя женщину до оргазма, Жан застегивает брюки и отправляется в реанимационную палату. На каталке лежит окровавленный мужчина. Жан приступает к реанимационным процедурам. Помогающий ему врач сообщает, что пациент врезался на своей BMW в ограду возле больницы. Жан разговаривает с пациентом, чтобы тот не терял сознание. Пациент отключается. Жан использует по назначению дефибриллятор. В палату входит Люся. Жан: почему так долго? Нужна кровь для переливания. А какая у него группа? Жан ногтем подцепляет кусочек засохшей крови с лица пациента, подносит палец к своему рту, пробует: вторая, положительная. Алкоголя нет, странно. А вот холестерина многовато, молодеет атеросклероз.
Женёк говорит, что он все делал правильно, не стал сливать всю кровь у своих жертв. Когда я уходил, оба были живы. Анна: говоришь – двое? Дед Слава: плохо дело, обязательно теперь хранители объявятся. Дед Слава видит в окно, как к его дому подъезжает машина, оттуда выходит крупная пожилая женщина (Ирина Витальевна), идет к дому. Дед Слава: скажешь солнышко – тут же лучик.
Дед Слава впускает в квартиру хранительницу. Та спрашивает: это не твой паршивец натворил дел в Вешках? Дед Слава: что вы, у него мозгов – с ракушку. Да и бздливый очень. Ирина Витальевна напоминает вампирам о договоре, который еще в 1749 году был заключен между ними и людьми. Ты помнишь, что в случае убийства вампиром человека виновный должен быть уничтожен? Так что, если не найдете виновного – сам понимаешь, твой щенок и еще кое-кто пострадают. Анна говорит, что подобные случаи отмечены в Ярославле и Мытищах. Дед Слава обещает, что Анна найдет убийцу. Я бы перекрестился, если бы не был язычником. Ирина Витальевна направляется к выходу. Ее провожает дед Слава: у меня к вам еще просьба, надо бы дырку у нас на дороге заделать. Ирина Витальевна молча выходит из квартиры. Дед Слава запирает дверь и кричит: а как только дело до реальных вещей доходит – так вы сразу в кусты? Вампиры вы, кровососы! Сталина на вас нет. И Грозного. Обоих.
Женёк спрашивает деда Славу: так что, эти хранители – обыкновенные люди? А почему мы их не грохнем, тогда станем жить без их закона. Анна: только этот закон и позволяет нам оставаться людьми. Дед Слава: ты это поймешь. Если только выживешь. Ты понимаешь, кто теперь первый кандидат на кирдык?
Анна у входа в отделение полиции догоняет Жалинского. Тот в наушниках слушает музыку. Он протягивает наушник Анне: послушайте. Та слышит песню в исполнении группы «Агата Кристи» про трупных червей. Это что, гимн Единой России? Надо поговорить. Она просит Жалинского дать ей ознакомиться с материалами по Мытищам и Ярославлю. Жалинский снова ей отказывает. Он говорит Анне, что на месте преступления в лесу у Вешек были найдены следы крови еще одного человека. Может быть, это и есть убийца.
Дед Слава читает старый выпуск газеты «Правда». Женёк: что, ностальгируете? Дед Слава: вот тут сообщение с смерти Элвиса Пресли. Женёк: так вы его фанат? Дед Слава: дурак ты. Мне на него наплевать было, пока он не переехал к нам и не стал Валерой Леонтьевым.
В квартиру входит Жан. Он швыряет Женьку сумку, в которой находятся принесенные из больницы емкости с кровью. Жан заглядывает в холодильник, обнаруживает там бутылки с кровью. Так у нас что, новый кормилец объявился? Это хорошо. А то сколько я еще вас тянуть буду? Жан пробует кровь. А я сегодня уже такую пробовал.
Звонит телефон Анны. Она сообщает Жалинскому, что выяснила, кто этот третий человек, который был в лесу.
Анна и Жалинский приезжают в больницу. Жан и Люся приводят их в палату, но пациент, кровь которого пробовал Жан, оттуда исчез. Жалинский возмущается бардаком, который царит в провинции: тут что, бюджетники вообще на работу забили? Он требует, чтобы Жан предоставил ему все записи камер видеонаблюдения. Тот говорит, что на днях делал операцию при свечах, какие уж тут камеры.
К Жалинскому подходит полицейский и докладывает, что машина, врезавшаяся в больничную ограду, принадлежит некому Сергею Барановскому, студенту местного университета. Жалинский говорит Анне, что ее сотрудник плохо подготовлен. Та отвечает, что это – ее лучший специалист. А где тогда худшие? В Москве, на повышение уехали.
Женёк спрашивает деда Славу, когда Жан стал вампиром.
Флешбэк. 1812 год, Смоленск. В медицинскую палатку французской армии врывается крестьянин в зипуне и с вилами в руках. Он требует доктора. Жан стреляет из пистолета в спину деду Славе. Ах ту гад, такой зипун испортил! Дед Слава пронзает грудь француза вилами. Нет, ты не умрешь, еще многих лечить придется. Дед Слава инициирует Жана.
Женёк: так он, значит, мог отсюда уехать потом, хоть во Францию, хоть на Мальдивы? Почему здесь остался? Дед Слава: а зачем? У нас ведь так хорошо!
Жан приходит на кладбище. Там он встречается со своей бывшей женой (Ольга Анваровна). Это твоих рук дело? Ты их убила? Барановский ведь твой студент. Ты ведь ко мне уже месяц за кровью не приходишь. Ольга говорит, что она соблюдает закон. А если бы я кого-то захотела убить, то убила бы тебя. Или ты думаешь, я все еще та наивная дурочка, которая 81 год тому назад в тебя влюбилась? А что касается убийства, то я эту ночь провела с мужчиной. Или ты думаешь, у меня больше никого нет? Жан: я очень надеюсь, что твой мужчина подтвердит твои слова.
Дед Слава ругает Женька за то, что тот лег в его гроб и сделал там селфи. Еще раз возьмешь – я твои клыки тебе в голову вдавлю. Женёк: а зачем вам гроб? Вы же сами говорили, что все это ерунда, ну, как то, что вампиры чеснока боятся, что все это фигня. Дед Слава: надо отличать фигню от традиций. Атеисты ведь тоже яйца на Пасху красят.
Возвращается Жан. Дед Слава: слушай, а, может быть, это твоя графиня в лесу начудила? Жан говорит, что, по словам Ольги, эту ночь она провела с мужчиной. Дед Слава: сколько раз тебе повторять, что женщинам и гидрометцентру верить никогда нельзя.
Приходит Анна. Дед Слава говорит, что нужно взломать компьютер «московского жандарма». Это сделает Женёк. А ты, Аня, ему в голову залезешь. Женёк: это как – в голову? Анна берет паренька за руку, слышны его мысли: вот Жан может по крови все узнать, а старый хрен летать умеет. Только я ничего не могу. Анна: дед Слава, а ты знаешь, что он тебя за глаза старым хреном называет? Дед Слава: слышь ты, молодой хрен, отправляйся в полицию и взломай компьютер. Женёк говорит, что в одиночку сделать это не сможет. Жан утверждает, что у него срочная операция по пересадке почки. Дед Слава: ладно, хочешь что-то хорошо сделать – сделай это сам.
Анна сидит в ресторане гостиницы за столиком с Жалинским. Она извиняется перед ним за грубость, говорит, что теперь они должны работать вместе. В знак примирения Анна протягивает Жалинскому руку, слышит его мысли: а она хорошенькая, и рука приятная, и долго мою руку не отпускает. Анна прерывает рукопожатие.
Дед Слава входит в коридор гостиницы на этаже, где остановился Жалинский. Его останавливает уборщица: я старость, конечно, уважаю, но, если натопчешь – прокляну. Деда Става говорит, что он порядок уважает, при советской власти вырос. Уборщица уходит, дед Слава поднимается в воздух и, делая плавательные движения руками, перемещается к двери номера Жалинского. Он вскрывает замок, проникает внутрь, вставляет в порт ноутбука флешку. Женёк, находящийся в квартире вампиров, начинает скачивать информацию.
Анна продолжает беседу с Жалинским, периодически прикасаясь к его руке. Она читает мысли московского следователя: у нее рука – это фетиш? Да она ко мне просто клеится, так вот как она свои капитанские звездочки добыла. Жалинский предлагает Анне перейти на «ты». Анна спрашивает: а как ты относишься к версии ритуального убийства? Жалинский: думал над этим. Давай ко мне в номер поднимемся, винца выпьем, версии раскидаем. Анна: можно. Но только если работать, а не трахаться. Жалинский: да что ты, и в мыслях не было. Мне пора. Он встает из-за стола и протягивает Анне руку. Та свою руку не подает: пока, до завтра.
Жалинский направляется к себе на этаж. Анна бежит за ним, по пути набирает телефон деда Славы. Номер занят. Анна догоняет Жалинского у двери в номер, громко с ним разговаривает: я совсем забыла, что ты впервые в Смоленске. Может, я тебе город покажу? Жалинский: не надо. Анна: и правильно, на Смоленск лучше не смотреть. Жалинский замечает, что замок в двери открыт отмычкой. Он достает пистолет.
Дед Слава ставит ноутбук на стол, открывает окно и, запевая песню про «руки-крылья и пламенный мотор» прыгает на улицу.
Дед Слава с грохотом падает на землю прямо перед испуганным прохожим. Вам в больницу надо. Дед Слава: ничего, я сегодня помирать не собираюсь. Он поднимается с земли и бредет в сторону от гостиницы.
Жалинский осматривает номер: окно раскрыто, ноутбук не на том месте. Был взлом. Анна: у вас в Москве все такие мнительные? Жалинский включает компьютер: я теперь адрес знаю, у меня программа-ловушка есть. Похоже, мне понадобится экскурсия.
Дома дед Слава ругает Женька за то, что тот не успел скачать информацию. А я из-за тебя штаны порвал, совсем новые, 80 лет не проносил. Сейчас таких не шьют.
Анна с Жалинским входят в бар, расположенный в том же доме, что и квартира вампиров. Находящиеся в баре громилы задирают Жалинского, оскорбляют Анну. Москвич требует извинений перед девушкой. Начинается драка. Жалинский получает удар бутылкой по затылку, теряет сознание. Анна расправляется с хулиганами и приносит Жалинского к себе домой. Там его осматривает Жак. Он сообщает, что череп Жалинского цел, только сотрясение. Анна говорит, что впервые за 70 лет мужчина из-за нее в драку полез. Она предлагает оставить Жалинского на ночь. Он мне станет доверять, расскажет про Ярославль и Мытищи. Дед Слава: на тебя Женёк не чихал? Глупость так передается? Зачем его оставлять? Анна говорит, что Женёк вовсе не дурак, раз использовал Wi Fi бара.
В квартиру входит Ирина Витальевна и ее помощники. Она требует информацию об убийстве. Ее нет? Тогда я вашего щенка заберу. Дед Слава: да он же еще даже не вампир. Ирина Витальевна: тем лучше, котят слепыми топить надо. Дед Слава проделывает метаморфоз, превращается в крылатого монстра, поднимается в воздух, брызгает слюной на хранителей. Он напоминает хранителям, что всегда помогал людям, и от болезней, и от лиходеев. Теперь вы мне помогите. Ирина Витальевна: как? Не мешайте. Ладно, у вас неделя. Хранители покидают квартиру вампиров. Дед Слава снова превращается в старика, хватается за поясницу: как прихватило!
Утром деду Славе наносит визит Ольга. Она говорит, что у нее есть информация по убийству. Это слышит проснувшийся Жалинский. Дед Слава говорит, что можно сообщить информацию московскому следователю. Ольга: Барановский мой студент. Говорят, он постоянно бывает в гараже за музучилищем, там на стене граффити.
Жалинский уходит. Дед Слава звонит Анне.
Анна выходит из машины у гаража с граффити. Она достает пистолет и открывает гаражные ворота. В гараже она застает Жалинского, склонившегося над окровавленным телом Барановского. Анна кусает Жалинского в шею, инициируя его.
Анна привозит найденный в гараже труп в больницу, где Жан его исследует. Проверив на вкус кровь с тела, Жан утверждает: это не Барановский.
Дед Слава предлагает Ольге прийти к Жану и сдать ему кровь. Якобы Жан по крови вампира может определить, чью кровь тот недавно пробовал. Дед Слава считает, что, если Ольга убийца, она попробует по старой памяти уговорить Жана, чтобы тот ее выручил. Но Ольга сдает кровь и не просит Жана ни о каком одолжении. Дед Слава приходит к выводу, что Ольга не виновна.
Однако Анна устанавливает причастность Барановского к убийству в Мытищах, а Ольги – к преступлению, совершенному в Ярославле.
Дед Слава, Жан и Анна наносят визит Ольге. Там они обнаруживают и ее любовника – Барановского.
Полиция находит под Смоленском обескровленные тела. Это не только громкое преступление, но и нарушение одного древнего и тайного договора...
Третья жертва — реальная зацепка для следствия и большая проблема для вампиров. И у деда Славы уже есть подозреваемый.
Аннушка вынуждена работать на два фронта. Следствие подбирается к её семье всё ближе. Показания выжившего парня дают новую зацепку.
Вампиры хранят секреты не только от следователя, но и друг от друга. Что задумали Жан и дед Слава? И есть ли у них выбор?
Будущее семьи зависит от Аннушки. Она должна поймать настоящего убийцу прежде, чем он снова нанесёт удар.
Вампиры вне подозрений: убийца задержан. Но допрос преступника станет неожиданностью для всех.
Женёк подался в бега: по его следу идут «хранители» и полиция. Семья деда Славы в опасности. Они не единственные вампиры в городе?
Вампирам грозит истребление, оставаться в Смоленске нельзя. Клим жаждет мести и не знает пощады. Кто-то должен остановить его.
Вампиры из Смоленска раскроют секрет, почему они не боятся солнечного света и удалось ли им сохранить в себе человека во время съёмок.
Специальный эпизод, действие которого разворачивается в канун Нового года после случайного обращения Женька в вампира.