Клоэ севиньи
Хлое Севиньи сорок пять, она стала известной еще в середине 90-х, но, кажется, после некоторого затишья, случившегося в 2010-е, в последнее время о ней стали говорить так же много, как в 90-е. Это связано не только с юбилеем, хотя 45 лет — хороший повод, но и с тем, что Хлоя Севиньи идеально подходит нынешнему времени, так похожему на то, что творилось в Нью-Йорке, когда Севиньи оканчивала школу и получала свою первую модельную работу. ELLE рассказывает, кто такая Севиньи, о феномене культа ее личности и почему сейчас она интересна не меньше, чем в начале своей карьеры.
Откуда она взялась
Уже пару десятков лет Хлоя Севиньи ходит в дизайнерской одежде и ездит на Каннский кинофестиваль, но это не было дано ей с рождения: Севиньи провела детство в провинции в небогатой, но творческой семье. 18 ноября Севиньи исполнилось 45 лет — она родилась в 1974 году в Спрингфилде, штат Массачусетс, и росла в Дориене, штат Коннектикут. У ее матери польские корни, а у отца — франко-канадские. По воспоминаниям актрисы, у ее отца была огромная коллекция пластинок, а мама любила выискивать «сокровища» в секонд-хендах. Родители делали все, что могли, чтобы Хлоя и ее старший брат Пол имели спокойное детство, но все же Хлое пришлось рано пойти подрабатывать, чтобы иметь карманные деньги: она была няней и убирала корты в теннисных клубах, в которых состояли более обеспеченные соседи ее семьи.
Неудивительно, что, живя довольно бедной жизнью в богатом районе, девочка чувствовала себя подавленной, предпочитала проводить время в одиночестве или кататься на скейте вместе с братом. Отчасти от скуки провинциальной жизни, отчасти от этой подавленности она начала экспериментировать с легкими наркотиками. С другой стороны, по этим же причинам она начала шить и сама придумывала себе одежду. Еще одним способом бороться с провинциальной скукой для Севиньи стали поездки в Нью-Йорк. От Дариена до Манхэттена на поезде можно добраться за час, и Севиньи начала выбираться в жизнь большого города еще в школьные годы. Там в 17 лет в 1992 году ее заметила Андреа Линетт, редактор моды гранжевого феминистского журнала для подростков Sassy, и пригласила поучаствовать в съемках в качестве модели. Вскоре Севиньи стала стажером в этом же журнале и продолжала работать моделью для андеграундных брендов, например, снималась для X-Large — модной линии группы Beastie Boys, дизайном которой занималась основательница культовой альтернативной группы Sonic Youth Ким Гордон. Дружба с Ким Гордон, которая длится и по сей день, сыграла в судьбе Севиньи важную роль — она стала точкой входа в крутое, альтернативное арт-сообщество Нью-Йорка с его инди-режиссерами, независимыми музыкантами, дерзкими художниками и изобретательными дизайнерами.
Хлоя Севиньи — абсолютное воплощение американской мечты: она всего добилась сама, выбилась из жизни в провинции к успеху в одном из самых конкурентных городов мира — Нью-Йорке — и поселилась на престижном Манхэттене. Уже этого достаточно, чтобы поместить Севиньи в пантеон ролевых моделей, но есть в ней и то внутреннее и внешнее ощущение крутости, когда человек не стремится стать популярным и обладает достаточной самоиронией, чтобы не воспринимать популярность всерьез. Сегодня это актуально еще больше: в век инстаграма (запрещенная в России экстремистская организация) с его стремлением к миллионам фолловеров Севиньи выгодно выделяется своим нежеланием выставлять себя напоказ и равнодушием к славе, как бы напоминая: быть собой важнее, чем быть звездой. Таким отношением к себе она покоряла в 90-е, им же покоряет и сейчас.
Севиньи-актриса
Севиньи попала в кино так же случайно, как стала моделью. В 1994 году нью-йоркский фотограф Ларри Кларк, снимавший городских скейтбордистов, решил снять фильм про подростков своего поколения и позвал на роль сценариста Хармони Корина, тогда тоже катавшегося на доске. Корин написал историю, которая превратилась в скандальную драму «Детки» о потерянных тинейджерах в Нью-Йорке середины 90-х, когда в стране и в городе бушевала эпидемия ВИЧ и СПИДа. Сначала на главную женскую роль пригласили профессиональную актрису, но Корин взбунтовался и предложил заменить актрису, которая, по его мнению, не вписывалась в антураж, на непрофессионалку Севиньи.
Севиньи уже в то время была андеграундной it-girl, чей стиль копировали, хотя она по-прежнему собирала его по секонд-хендам и шила одежду сама. К моменту съемок «Деток» за ее плечами уже было появление в клипе Sonic Youth «Sugar Kane» и фотосессии в андеграундных модных журналах, она много тусовалась в местных клубах и проводила время со скейтерской тусовкой, поэтому Корин знал ее как «свою» девчонку и считал, что она идеально впишется в фильм.
На момент выхода в 1995 году «Детки» казался аудитории шокирующим: на экране подростки принимали наркотики, говорили о сексе и занимались им, тусовались и заражались ВИЧ. Сейчас картина считается классикой независимого кино, да и тогда уже был заметен ее потенциал остаться в истории артхауса. Для Севиньи «Детки» стали прорывом в кинокарьеру, а у Хармони Корина она позже снимется в его режиссерских работах «Гуммо» и «Осленок Джулиэн», и некоторое время эти двое будут встречаться.
Сейчас в фильмографии Севиньи около семи десятков работ — это роли первого и второго планов и эпизодические появления в полнометражном кино, телефильмах, сериалах и короткометражках. В «Детках» Севиньи доказала свою способность быть органичной на экране и выглядела там круто и трогательно одновременно, поэтому через знакомых по творческой тусовке ее стали периодически звать в другие инди-фильмы, а потом и в более масштабные проекты. Правда, Севиньи твердо решила следовать заветам Курта Кобейна и не стремиться к популярности и отказывалась от работы в кино, которое было рассчитано на массовую аудиторию, так же как в начале модельной карьеры отказывалась сниматься для Vogue, считая его слишком мейнстримным.
Севиньи на протяжении всей карьеры отдает предпочтение артхаусу и независимому кино, за что ее очень уважают и поклонники, и коллеги. Она снималась в «Истине в вине» Стива Бушеми, культовых драмах «Последние дни диско» Уита Стиллмана и «Парни не плачут» Кимберли Пирс, чуть более массовом «Американском психопате» Мэри Хэррон, знаменитом «Догвилле» Ларса фон Триера и других фильмах. У Севиньи есть номинация на «Оскар» (за «Парни не плачут») и победа на «Золотом глобусе» (за роль второго плана в сериале «Большая любовь»). Ее карьеру не разрушил даже скандал вокруг фильма 2003 года «Бурый кролик» Винсента Галло, в финале которого она делала непостановочный минет Галло, игравшему у себя главную роль. Ходят слухи, что актриса намеренно согласилась на этот проект, чтобы сбавить обороты, которые набирала ее карьера, и не стать звездой. Звучит странно, но в случае с Севиньи вполне может быть правдой.
Сейчас Севиньи продолжает сниматься, поставив актерскую карьеру на первое место в своей жизни. Только в 2019 году ее можно было увидеть в наделавшем шуму сериале «Матрешка» и в комедии «Мертвые не умирают» Джима Джармуша. Севиньи, как и стремилась, не стала большой звездой с толпами фанатов, но ее преданные поклонники, полюбившие Севиньи еще за роли в инди-драмах 90-х, обожают свою героиню за преданность независимому кино и тщательному выбору небанальных проектов. Участие Севиньи всегда означает, что у картины будут определенные качества, делающие ее интересной, даже если в целом фильм скорее не удался.
Севиньи-икона стиля
Стиль — это то, что помогло Севиньи выбраться из провинции и из жизни, которая ее так утомляла. Она обожала модные журналы даже тогда, когда сама еще не могла покупать вещи с их страниц и искала «золото» в секонд-хендах. Те, кто знал Севиньи в 90-е, описывали ее модное чутье с восхищением, говоря о способности девушки предчувствовать тренды: сегодня она шла в клуб в чем-то, что никто не носил, а завтра все ее копировали.
Чувство стиля Хлои касалось не только одежды, но всей ее внешности. Пройдя через первые съемки, она побрилась налысо и долго ходила с радикально короткими волосами, выглядя как гранж-версия актрисы Джин Сиберг и светской львицы и музы Энди Уорхола Эди Сэджвик. Ровесники смотрели на нее с восхищением, а модные бренды пытались заполучить Севиньи для себя, но в моде, как и в кино, она очень избирательна: Севиньи запросто отказывалась работать с теми, чья одежда ей не нравилась, и с удовольствием сотрудничала с теми, кто был ей симпатичен.
Несмотря на то, что в 90-е Севиньи отказывалась сниматься в Vogue, в 2000-е она уже была на радаре у крупных Домов моды и успела поработать с Miu Miu, Louis Vuitton, Chloé, Proenza Schouler, Kenzo and Vivienne Westwood. В 2009 году она выпустила совместную коллекцию с Opening Ceremony, которую продавали в бутиках марки, а также в престижных концептуальных торговых центрах Barneys в Нью-Йорке, Colette в Париже и Dover Street Market в Лондоне, вещи из этой коллекции были замечены на Рианне и Виктории Бэкхем. Звучит как успех, но, тем не менее, Севиньи всегда критиковали: столько же раз, сколько она попадала в списки самых хорошо одетых знаменитостей, она попадала и в списки одетых хуже всех. Это говорит лишь об и так очевидном факте: Севиньи не боится экспериментировать и одеваться эксцентрично и не по канонам.
В 90-е Севиньи выглядела свежо, а сейчас — актуально, потому что происходит новый расцвет интереса к царившей в момент первой популярности Севиньи панковской эстетике DIY: в моде это Дэмна Гвасалия, Гоша Рубчинский и немного Симон Порт Жакмюс, в музыке — исполнители, выбивающиеся к миллионным прослушиваниям без поддержки лейблов благодаря интернету, в кино — энтузиасты, снимающие свои экспериментальные фильмы на собственные деньги. Сейчас в цене самоирония в противовес гламуру, причудливость в противовес классическим стандартам, и Севиньи — воплощение всего этого. Все, что окружает Севиньи, будь то одежда, музыка, кино или книги, представляет собой смесь интеллекта, дерзости и небанальной красоты. В 1994 году авторитетный журнал The New Yorker назвал Севиньи «самой крутой девушкой в мире», но, кажется, тогда мир по-настоящему еще не был готов к ней, а сегодня все делают и восхваляют то, кем и чем Севиньи была еще 20 лет назад.
Аглиуллина Маринаклоэ севиньи