Фото йоко оно
Джон Леннон называл свою вторую жену своей гуру
После того, как её третий муж умер и стал легендой, Йоко Оно навсегда осталась в его тени. И, тем не менее, продолжила свой собственный путь - как музыкант, как художница. Для одних она - та, что разбила “Битлз”, для других - та, что создала Джона Леннона. Но прежде всего она - это Оно.Правильная девочка Йоко
Йоко родилась в 1933 году в Японии в семье, далёкой от богемности. Её родители - из почтенных аристократических родов. Йоко родилась в Токио и жила там с матерью до в раннем детстве - отец в это время работал в США, в Сан-Франциско, одним из топ-менеджеров американского отделения Банка Японии. Мать Йоко дважды делала попытку переехать и жить с мужем. Первый раз ей пришлось вернуться в Токио через год, поскольку господина Оно перевели в Нью-Йорк и ему было нужно время, чтобы там устроиться. Второй раз, снова пожив вместе с мужем и отцом около года, госпожа Оно с дочерью вернулись на родину из-за начавшейся Второй Мировой войны.
Семья Оно с маленькой Йоко
И правильно сделали: в 1941 году США вступила в войну на стороне СССР и Великобритании, то есть - против Германии и Японии. Оставшихся в Штатах японцев, включая тех, у кого было американское гражданство, интернировали в специальные лагеря.
В Японии Йоко закончила престижную школу для детей аристократов - её одноклассником был сам наследный принц, ныне император Японии. Стала первой девушкой на философском направлении школы. Но её манил экзотический мир европейцев, с которым она соприкоснулась в детстве. Она захотела учиться в американском колледже. Родители сочли это достаточно престижным, и Йоко поступила в колледж искусств. Она собиралась стать оперной певицей. В общем, она была очень хорошей японской девушкой.
Йоко учили играть на пианино, которое она ненавидела так сильно, что даже притворно падала в обмороки, чтобы прогулять урок
Юная бунтарка
Чтобы понимать жизнь и творчество молодой Йоко, надо помнить, как только что закончившаяся война повлияла на мир. Раны, которые народы нанесли друг другу, были ужасающи. Японцы опустошили восточное побережье Китая, убивая жителей ради развлечения, из злобы или в ходе жесточайших экспериментов. Американцы сбросили атомные бомбы, уничтожив крупные промышленные города Хиросиму и Нагасаки. С людьми, естественно. Люди обратились в пепел. Что происходило в Европе, каждый житель бывшего СССР помнит прекрасно. Горы из детской обуви в освобождённых концлагерях заставили задаваться вопросом - где границы бесчеловечности для человечества?
После войны во все странах-участницах действовали сильнейшие противоположные векторы. Одни мечтали, чтобы жизнь стала как можно более “довоенной”, консервативной, уютной, полной мягких диванов и домашних блюд. Другие считали, что человечеству необходим радикальный скачок вперёд, в мир, который не готов вспыхнуть войной в любую секунду. И в искусстве, и в общественной мысли радикальный консерватизм боролся с радикальным же стремлением в будущее - куда угодно, но как можно дальше от всего, чем было человечество раньше.
Радикально новая музыка (рок-н-ролл), радикально новые танцы. В визуальном искусстве формируется авангардистское течение - то есть такое, которое стремится вперёд и делает это быстрее всего прочего человечества.
Йоко в колледже
В США Йоко прониклась этим стремлением вперёд, прочь от тех цивилизаций, которые и начинали войны, включая последнюю. Для начала, она стала феминисткой и вышла замуж в 23 года за мужчину, которого выбрала не просто сама, а вопреки воле родителей - молодого и нищего композитора Тоси Итиянаги. Они познакомились в Нью-Йорке, где Тоси учился в одной из самых крутых школ искусств в США.
Йоко и её первый муж (слева)
Йоко не только интересовалась авангардной музыкой, но и решила попробовать себя как художница. Новое визуальное искусство не предполагало обязательного умения или желания рисовать. В качестве инструментов можно было использовать буквально всё, на что было можно смотреть. У Йоко быстро сформировался особый стиль. Многие авангардисты были сосредоточены на обмане ожиданий вплоть до насмешки над публикой, на разрушении предметов, на удивлении ради удивления - чистый протест против того, чтобы увязать в старых, пыльных шаблонах.
Инсталляции Йоко всегда имели чёткую, не сразу очевидную идею. Они не обманывали зрителя, хотя и хватали его стереотипы, чтобы вывернуть потом наизнанку. Йоко также предпочитала холодноватые по цветовой гамме, почти стерильные инсталляции с очень чёткими линиями предметов. Этот стиль намного позже потряс воображение Джона Леннона.
Йоко на фоне одной из своих инсталляций
Возможно, всё это делало искусство Оно несколько конформным и “беззубым” по меркам авангардистов, но на родине, в том числе у родителей, оно вызывало шок. Выбора и творчества дочери они понять не могли.
Пожалуй, единственные знакомые, кто в Японии мог оценить творчество Йоко, были русская жена дяди Йоко Анна и её сестра Варвара Бубнова - вторая сама была художницей-авангардисткой и выставлялась ещё с двадцатых годов.
Художница в отчаянии
Йоко устраивала выставки, ставила спектакли, но внимание широкой публики они не привлекали. Йоко жаждала славы, а получала максимум признание среди любителей жанра. Это выводило её из себя. Гиперэмоциональная по характеру, она билась в истерике, устраивала полупоказательные попытки суицида - раз за разом её спасал муж. Но его терпения хватило ненадолго. Отношения Тоси и Йоко охлаждались, пока, наконец, он не уехал в Японию, оставив жену в США.
После очередной попытки суицида слухи об эмоциональных срывах Йоко дошли до её родителей. Они забрали дочь и положили на лечение в дорогую психиатрическую клинику. Тогда же Тоси оформил с ней развод. Йоко чувствовала себя раздавленной. В таком состоянии и нашёл её самый горячий поклонник её творчества, американец Энтони Кокс. Как только он узнал, что родители насильно вывезли художницу в Японии, он кинулся следом. В больнице выхаживал её, а потом сделал предложение. В США они вернулись вместе.
Йоко со вторым мужем
Энтони во всём поддерживал жену, в чьё дарование глубоко верил. Она выпустила сборник стихов, родила от него дочь Киоко, сделала небольшой вклад в историю авангардистских фильмов и продолжала работать над выставками.
В 1966 году Йоко, Энтони и трёхлетняя Киоко выехали в Лондон - у Йоко была выставка, а семья поехала её поддерживать. На эту выставку и пришёл Леннон. Как он сам вспоминал, его поразила одна инсталляция: зрителю предлагалось подняться по стремянке под потолок, чтобы заглянуть на стену сквозь подвешенную над лестницей лупу. Леннон был уверен, что в лупе не будет видно ничего, по канонам всех авангардистов, которых он видел. Но на стене оказалось написано слово “ДА”. Этот маленький разрыв шаблона буквально очаровал певца.
А у Йоко перевернулся мир. С Энтони она была потому, что он оказался единственным, кто давал поддержку, в тяжёлый момент, когда ей так нужна была поддержка. А Джон - он оказался тем мужчиной, которого она смогла, наконец, полюбить.
Но против этой любви было всё. Две их семьи. Серьёзная разница в возрасте - Йоко было 33 года, Джону - 26. У него были и свои карьерные обязательства. А Йоко буквально сходила с ума. Преследовала Джона, звонила ему, писала записки, ночевала под дверью. Буквально терроризировала и… И Джон, вместо того, чтобы обзавестись секьюрити, бросил семью и стал с ней встречаться.
Джон Йоко = “Битлз” - Джон
Йоко почти не говорила с Джоном о любви. Её страсть выражалась по-другому. Она делилась с ним своими взглядами, бесконечно рассуждала вслух о той или иной общественной несправедливости, о современном искусстве, о будущем и музыки, и человечества. Всё, что она говорила, поражало воображение Леннона.
Йоко и Джон в начале своего романа
Он пробовал приводить её с собой на репетиции “Битлз”, высказывал там радикально новые для всей четвёрки музыкальные идеи. Он хотел, вслед за Йоко, идти вперёд. Записал её в нескольких новых композициях группы. Бунт против разворота курса с уже проторенной денежной дорожки поднял Пол МакКартни. Остальные парни встали на его сторону, и Леннон объявил, что уходит. Из группы и вообще сильно вперёд, пока они намерены топтаться в собственном прошлом.
Группа заявила всем любопытным, что Йоко развалила проект. Однако вот что любопытно - Леннон, продолжая творить уже с Йоко, поднимался на новые вершины славы, а личные проекты МакКартни были далеко не настолько же успешны.
Леннон пришёл в феминизм, в эгалитаризм (идею всеобщего равенства в правах и предоставляемых обществом возможностях), стал сначала резким пацифистом, потом, напротив, радикальным социалистом, мечтающим о революции. В каждом его новом слове и в каждом новом творении чувствовалось теперь дыхание Йоко.
Знакомых Леннона пугало то, насколько сильно на него влияет Оно
Про одну из самых популярных своих песен, “Imagine”, например, Леннон открыто говорил, что Оно должна считаться её соавтором. Сама концепция была заимствована Ленноном из сборника Оно, где каждое стихотворение начиналось с этого слова. Другой хит Леннона, “Give Peace a Chance”, тоже был написан под сильным влиянием Оно.
Песня Йоко “Sisters O Sisters”, выпущенная в 1972 году, стала одним из феминистских гимнов. Песня Леннона с теми же мотивами “Woman Is A Nigger Of The World” (название отсылает к практике использовать слова типа “девчонка” как оскорбления и эксплуатации женщин) настолько же популярной не стала.
Джон и Йоко давали концептуальные интервью - самое знаменитое, конечно, то, что в пижаме. Эти двое просто отвечали на вопросы любого, кто зайдёт, лёжа в пижамках на кровати. И такой простой жест вдруг раз, и впрыгнул в историю - и искусства, и движения пацифистов, поскольку Джон и Йоко говорили в основном о мире и войне. Влюблённые выпустили 8 альбомов. Один из них вошёл в сто лучших альбомов двадцатого века по версии журнала “Rolling Stones”.
Пара переехала в Нью-Йорк, поскольку Йоко было важно видеться со своей маленькой дочерью. Бывший муж пытался добиться лишения Йоко родительских прав.
Союз Оно и Леннона не был безоблачным. На одной вечеринке Джон, будучи под наркотиками, открыто изменил Йоко. Вскоре они разбежались. Но через два года помирились. У них родился сын Шон. На первые пять лет его жизни Джон отошёл от творчества и активизма - теперь его больше интересовало возиться с ребёнком. Йоко продолжала активно творить, сосредоточившись на некоторое время на выставках.
Жизнь после смерти (Джона)
В 1980 году Джон вернулся в музыкальный мир с новым альбомом, “Double Fantasy”. На обложке был запечатлён поцелуй Джона и Йоко. Песни внутри были тоже записаны совместно: на каждую композицию Леннона - запись от Оно. Возвращение нельзя было назвать триумфальным, но оно, тем не менее, порадовало поклонников.
У пары снова бросились брать интервью и автографы. После одного из интервью Джон и Йоко рука об руку входили под арку своего дома. В этот момент раздалось пять выстрелов. Джон упал, истекая кровью, Йоко принялась звать на помощь. Моментально подлетела полицейская машина, за считанные минуты певца довезли до больницы. Но он был пробит четырьмя пулями и умер от кровопотери, едва оказавшись в руках врачей.
Йоко оказалась очень крепкой женщиной. Ей давно уже за 80, и она творчески активное и продолжает громко высказывать мнение по общественным и политическим вопросам.
Йоко Оно
Она написала десять книг (часть из которых посвящены погибшему возлюбленному), записала восемь сольных музыкальных альбомов, часть из которых были высоко оценены критиками, а порой приходились по вкусу и широкой публике (хит из альбома “Starpeace” “Hell in Paradise” висел в разных чартах достаточно высоко). Время от времени продолжала устраивать выставки. Она ведёт Инстаграм и Твиттер - в последнем, например, она поддержала кампанию против домогательств, а в ответ на новость об избрании Трампа записала крик и выложила его как самое точное выражение её мнения по этому поводу. Устраивала Твиттер-конкурс хокку среди пассажиров лондонского метро. И, хотя Йоко перенесла в 2016 году инсульт, очень даже возможно, что она найдёт, чем нас ещё удивить.
А пока что их общая песня "Imagine" не теряет своей популярности, и на неё записывают кавер за кавером новые звёзды. Уже ради одной этой песни, возможно, стоило создавать союз "Оно Леннон".
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
фото йоко оно
Когда Йоко Оно обвиняли в том, что она по-настоящему не любила ни одного из своих супругов и использовала мужчин, чтобы построить карьеру, она находила в себе силы только на грустную улыбку. Художница признавалась, что еще в детстве поняла простую истину — в жизни нужно рассчитывать только на свои силы и хвататься за каждый шанс, который выпадает на твою долю. Даже если это причинит кому-то боль.
Детство Оно было тяжелым сразу по нескольким причинам. Она застала Вторую мировую войну, поэтому яростно выступала за пацифизм, училась в элитной школе, но постоянно сталкивалась с насмешками одноклассников, и даже дома чувствовала себя лишней.
Ее родители — Исоко и Эисуке происходили из знатных и благородных семей, женились друг на друге по расчету и всю жизнь сохраняли прохладные отношения. Когда у них появилась дочка, они обеспечили ей безбедную жизнь, дали хорошее образование, но не показали главного — то, какой может быть счастливая семья.
Первая «любовь»
К слову, Йоко Оно никогда и не мечтала о том, что однажды встретит прекрасного принца и проведет с ним всю оставшуюся жизнь. Родители будущей художницы были против того, чтобы она до совершеннолетия общалась с парнями, и контролировали каждый ее шаг. Как только Йоко получила свободу, она пустилась во все тяжкие.
На роль первого возлюбленного она выбрала парня, который бы точно не понравился ее отцу и матери, и демонстративно привела его домой. Ее избранником стал нищий пианист Тоси Итиянаги, который зарабатывал гроши, но зато имел полезные знакомства среди богемы.
Вопреки воле родных Оно вышла за него замуж и уговорила Тоси переехать в США. Там она устроилась работать переводчицей, а ее супруг занимался тем, что обеспечивал ей доступ в творческие круги Нью-Йорка.
Йоко была настоящей карьеристкой: на вечеринках она легко заводила полезные знакомства и на глазах у супруга флиртовала с другими мужчинами, которые в будущем могли бы оказаться ей полезными. В какой-то момент она начала открыто изменять Тоси, и он в первое время закрывал глаза на ее интрижки. В душе пианист знал, что у него нет никаких шансов на то, чтобы стать известным музыкантом, поэтому надеялся на помощь Йоко и исполнял каждый ее каприз. Друзья Оно называли мужчину не иначе, как подкаблучником.
Художница встречалась со скульпторами, живописцами, арт-дилерами. Сделала несколько абортов. Но все ее усилия были напрасными — ценителей искусства не интересовали ее работы. Постепенно Оно начала скатываться в депрессию.
Добили ее слова Энди Уорхола: «Она все время путается под ногами. Она все время что-то делает. Она все время кому-то подражает».
Услышав это из уст художника, девушка окончательно слетела с катушек: постоянно рыдала и несколько раз пыталась свести счеты с жизнью.
Муж, который похитил дочку
Родители настояли на том, чтобы Йоко вернулась в Японию. Они говорили: в родной стране она обязательно добьется успеха, и пообещали помочь ей с продвижением, но на деле — поместили дочку в психиатрическую клинику, где ее пичкали транквилизаторами.
Девушка превратилась в свою бледную тень, перестала вставать с кровати, но однажды в палату к ней заглянул врач и сказал, что ее ждет посетитель. Им оказался мужчина по имени Тони Кокс. Он признался, что еще в Нью-Йорке стал фанатом творчества художницы и проделал большой путь для личного знакомства. Оно обрадовалась такому, хоть и скудному вниманию, и попросила незнакомца о помощи.
Тот разыскал родителей девушки, заявил, что в клинике она медленно умирает, и добился того, чтобы она перестала принимать препараты. На деле Тони оказался не благородным спасителем, а настоящим мошенником. В штатах он занимался продажей запрещенных веществ и вращался в авангардных кругах, но когда у него начались проблемы с законом — бежал за границу. Он узнал о непростой судьбе Йоко, выяснил, что у нее влиятельные родители, и понял: японка может стать его шансом на спасение, но и она была не промах.
Художница видела в мужчине человека, который вызволил ее на свободу, и была им абсолютно очарована. Она развелась с первым супругом, тут же снова вышла замуж, а потом обнаружила, что беременна. Йоко снова хотела сделать аборт, но врачи ей запретили. Спустя девять месяцев она родила дочку Киоко, бросила ребенка на нянь и вернулась в творчество. Ее второй муж не обладал никакими талантами, но Йоко нашла ему применение и сделала своим продюсером. Тони помогал ей организовывать выставки, занимался закупкой материалов и знакомил с нужными людьми.
В Японии художнице быстро стало скучно: она вернулась в США, а потом поехала покорять Англию. Муж с маленькой дочкой ездил вместе с ней. Родители были так увлечены работой, что не обращали на малышку никакого внимания. Она могла по несколько суток одна сидеть в захламленной квартире без еды и игрушек.
С каждым годом отношения Йоко и Тони становились все напряженнее: они скандалили, пытались решать проблемы в кабинете психолога, но все-таки подали на развод. Несколько лет они через суды пытались решить, кому достанется опека над дочкой. К тому моменту Оно уже успела закрутить роман с Ленноном. Тони выиграл дело — девочку отдали ему.
Вскоре он женился второй раз на девушке по имени Мелинда, которая была адептом некого духовного культа. Она вовлекла туда и Тони. Он взял маленькую Киоко и переехал в Калифорнию. Мужчина тщательно скрывал свое местонахождение от бывшей супруги и запрещал дочке с ней общаться. Йоко не видела Киоко больше 20 лет.
Надрывный роман с Джоном Ленноном
Первый муж помог ей хоть немного прославиться в США, второй — организовывал ее выставки в Великобритании, но по-настоящему популярной Йоко Оно стала благодаря Джону Леннону. С ним она познакомилась на своем перформансе и сразу поняла, что не может упустить этого мужчину.
Леннон был невероятно популярен, богат, а еще — женат. Он мог стать для Йоко, которая мечтала о деньгах и славе, проходным билетом в мир большого искусства, и она решила, что его супруга должна подвинуться.
Наплевав на какую-либо мораль, Оно начала заваливать «битла» романтическими письмами, звонила ему днем и ночью, присылала странные подарки, караулила у студии, а однажды, когда его супруга уехала по делам, заявилась к нему домой. Леннон не выдержал такого внимания и сдался. Его жена Синтия, вернувшись в особняк, застала Джона и Йоко в постели. До этого она считала японку простой фанаткой The Beatles и не видела в ней соперницу, но вот — уже стояла на обломках своего брака.
«Это было как удар под дых. Я даже не разозлилась. Я была просто огорошена… Поэтому, вместо того чтобы кинуться на них с кулаками и начать выяснять отношения, я почувствовала, что мне необходимо немедленно оттуда убраться», — вспоминала Синтия.
Леннон заплатил Синтии несколько миллионов отступных и подал на развод. Он потом не раз признавался, что только рядом с Йоко смог понять, что такое настоящая любовь, перед которой померкли и деньги, и слава, и обожание миллионов поклонников.
«Я всю жизнь мечтал о женщине с черными волосами, широкими скулами, красивой и умной. О женщине с душой свободного художника. О женщине, близкой мне по духу. О женщине, которую я когда-то хорошо знал, но потерял и не могу отыскать. Я встретил Йоко, и моя мечта воплотилась. Это единственная женщина, с которой мы похожи во всем. Спасение, наконец-то! Я ждал этого целую вечность», — говорил Леннон, потерявший голову от чувств.
Их роман был бурным и противоречивым. Свою страсть Йоко и Джон переводили на язык искусства. Как-то раз они семь суток подряд пролежали в кровати перед журналистами, отвечая на их вопросы, организовали митинги против войн, принимали участие в откровенных фотосессиях, запускали в небо сотни белых воздушных шаров с призывами остановить насилие, вместе записывали песни, а в 1969 году поженились.
Ни друзья, ни коллеги музыканта не понимали, что он нашел в этой странной японке. Леннон настолько глубоко погрузился в отношения с художницей, что потерял себя. Он принимал участие во всех ее проектах, снимался с ней в документальных фильмах, ездил за ней по миру, начал пропускать репетиции и постепенно стал забывать, что он великий певец, от которого завит не только его карьера, но и будущее всей группы The Beatles.
«Она ни черта не понимала в музыке, но указывала, как Полу петь, а мне, как играть. Мы были в бешенстве, но ничего не могли с этим поделать. Джон будто не слышал нас», — признавался барабанщик группы Ринго Стар.
Теперь практическая каждая репетиция группы заканчивалась скандалом, а спустя год после свадьбы Йоко и Джонна The Beatles распались. Поклонники ансамбля тут же обвинили во всем Оно и еще несколько десятилетий называли ее «коварной ведьмой», которая отняла у мира лучшую группу на свете.
Экс-участники The Beatles не спешили оправдывать японку, и только недавно Пол Маккартни признался, что коллектив был на грани распада еще до того, как художница стала его «пятой участницей».
«Можете быть уверены, Йоко никогда бы не смогла нас разрушить… По сути, на тот момент группа рассыпалась сама по кусочкам, и никто из нас не хотел предпринимать каких-либо действий по ее спасению. В силу молодости, в нас ключом били максимализм и гордыня. На самом деле, Йоко сумела показать Джону новую и прекрасную сторону творческой жизни. По сути, именно она помогла ему стать самостоятельным музыкантом», — заключил Маккартни.
Но даже «внеземная любовь» Джона и Йоко не помогла им избежать проблем, с которыми сталкиваются обычные пары по всему миру. Музыкант и художница были сильными личностями, и со временем уживаться под одной крышей для них стало тяжело. Йоко предложила Джону на время разъехаться, чтобы понять, что они представляют отдельно друг от друга.
Такой шаг пошел влюбленным на пользу: разлука Леннона и Оно продлилась полтора года, после чего их чувства вспыхнули с новой силой. В 1975-м Йоко родила от музыканта сына, которого назвала Шоном.
После появления наследника Леннон окончательно забыл о музыке: он взял на себе все заботы о мальчике, занялся его воспитанием и позволил жене строить карьеру. Семейная идиллия Йоко и Джона продлилась всего пять лет. В 1980 году певца убил сумасшедший поклонник Марк Чепмен. Он подкараулил «битла» на пороге его дома и выпустил в него пять пуль из револьвера.
Мужчина, который так и не смог заменить «битла»
После смерти знаменитого супруга Йоко Оно горевала недолго. Несколько месяцев она прилежно играла роль «скорбящей вдовы», а потом начала распродавать имущество музыканта — его личные письма, черновики недописанных песен, неизданные альбомы и фотографии.
Через полгода она снова вышла замуж. Художница понимала, что уже вряд ли найдет такого же влиятельного мужчину, как Леннон, поэтому наконец-то позволила себе расслабиться. Ее новым избранником стал малоизвестный антиквар. Самуэль Хавадтои был на 18 лет моложе Йоко. Их брак держался втайне вплоть до того момента, когда пара окончательно рассталась, а это случилось спустя 10 лет после свадьбы. Кажется, это замужество прошло для Оно совершенно бесследно: про своего четвертого мужа художница не говорила ни слова ни в одном из интервью.
18 февраля Йоко исполнилось 89 лет. Она по-прежнему занимается искусством, устраивает авангардные выставки, пишет книги об умершем прославленном муже и продолжает получать обвинения в том, что наживается на имени Леннона даже спустя 40 лет после его смерти.
Все эти домыслы художница отрицает. Она не скрывает, что благодаря именно Джону смогла осуществить все свои мечты, но все-таки испытывала к нему искренние чувства.
«Мы просто любили друг друга. Все остальное — поп-история».
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru
Нина ВасильеваОдна из самых известных любовных пар 20-го века - Джон Леннон и Йоко Оно.
Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы "Битлз".
Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги - талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую хдожницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко.
В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон - Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.
Джон Леннон и его первая жена Синтия:
Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:
"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.
Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история".
Джон Леннон и Йоко Оно:
Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной:
"Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".
"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой".
Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: "До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет".
Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа "Битлз" распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.
Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:
"Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.
"Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом.
Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка".
Внимание! Далее - откровенные фотографии!
Йоко Оно, Энди Уорхол и Джон Леннон:
В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.
В 1971 году выходит альбом Джона Леннона "Imagine". Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней "Imagine" достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл "Imagine" был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл "Imagine" снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона "Woman". В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".
В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья.
Позже в интервью Леннон сказал, что песни "Imagine" и "Love" можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.
В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.
Джон Леннон и Мэй Пэнг:
Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:
"Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: "Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!" - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.
В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: "Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!" Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: "Что такое со мной? Я хочу домой!" Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: "Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!" Но она отвечала: "Ты еще не готов к возвращению".
Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: "Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину".
Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона "Double Fantasy" вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.
Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл "Woman" с альбома "Double Fantasy". Сингл "Woman" достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона "Imagine". В США сингл "Woman" достиг второго места в хит-парадах.
Йоко Оно жива до сих пор и продолжает свою творческую карьеру.
http://top-antropos.com/
Музыка
Вся жизнь Йоко Оно связана с музыкой: в детстве художницу учила играть на скрипке ее тетя, русская скрипачка Анна Бубнова, три мужа — композитор Тоси Итиянаги, Энтони Кокс и Джон Леннон — тоже были музыкантами, а с 1971 по 1989 год Йоко совсем ушла от искусства в музыку. «Инструкции» тоже сравнивают с музыкальными партитурами и с хокку, указания художницы настраивают на созерцание, глубоко поэтичны. «Кажется, что коллективное чтение зачастую невыполнимых «рецептов» художника способно изменить реальность с помощью совместных усилий всего человечества», — подчеркивают в ММОМА.
Объединяя музыку, искусство и гражданский активизм, в 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон устроили два антивоенных протеста Bed-In For Peace и по неделе в марте и мае отказывались покидать кровать. В это время в числе прочего была записана песня All We Are Saying Is Give Peace A Chance. В том же 1969-м Йоко и Джон записали песню Imagine, основали группу Plastic Ono Band, а в 2009 году художница воссоздала этот проект в сотрудничестве с их сыном Шоном Ленноном.
Видео, скульптура, паблик-арт
За свою карьеру Йоко Оно успела снять множество фильмов на стыке искусства, перформанса и экспериментальной практики, от No. 4 (1966), также известного как Bottoms, до Fly (1970) года. После перерыва в художественной практике длиной почти в 20 лет Оно в конце восьмидесятых взялась за работу с бронзой — результатом стала, к примеру, фигуративная скульптура 1992 года Endangered Species 2319–2322, — в 2007-м представила паблик-арт-проект Imagine Peace Tower, в котором луч света каждый год освещает ночное небо Рейкьявика в память о Джоне Ленноне, в 2012-м вывела строчки из их песни Imagine на Таймс-сквер: фрагменты видео Imagine Peace транслировались на 15 рекламных билбордах.
Недавние выставки
За последние десять лет крупные выставки Йоко Оно проходили в нью-йоркском MoMA (2015), где сосредоточились на работах с 1960-го по 1971-й, франкфуртском Schirn Kunsthalle, лондонской Serpentine Gallery, а также в других крупных институциях. С апреля по июль этого года работы Йоко Оно показывали в Лейпциге, на выставке Peace Is Power. В Москве искусство Оно можно изучать до 24 ноября.