Ламарр хеди
В мире не было бы таких удобных и приятных вещей, как wi-fi и GPS, если бы не Хеди Ламарр, голливудская красотка, которая сыграла главную роль в первом европейском эротическом фильме «Экстаз». Она была еще и гениальной изобретательницей!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕp data-v-118e9e7a>Хеди (Хедвига Ева Мария Кислер) родилась в шумной и богатой еврейской семье. Ее отец был богатым директором банка, а мама – пианисткой. Девочка росла, как маленькая принцесса, путешествовала с родителями по всей Европе, занималась языками, танцами, музыкой. Училась в Вене, в очень дорогой частной школе, и там всей душой полюбила математику. Страсть к точным наукам отлично уживалась в сердце девочки со страстью к кино, и в 16 лет она сбежала из дома, чтобы родители не мешали следовать за мечтой.В 1930 году Хеди снялась в немецком фильме «Девушка в ночном клубе», а через три года в австрийском кино «Экстаз».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕФильм стал сенсацией – впервые в истории мирового кинематографа актриса изображала оргазм (говорили: чтобы добиться нужной мимики и звуков, режиссер колол Хеди булавкойРЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕp data-v-118e9e7a>А еще она в этом фильме долго купалась в озере обнаженной.Хеди Кислер сразу же стала суперзвездой. Все только и говорили, что об этом фильме. Во многих странах Европы кино запретили к показу, и показали только несколько лет спустя, вырезав все самое пикантное.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕfigure data-v-0ae5d9d6>Торговец Смертью
Родители Хеди были в ужасе: если их малютка вытворяет такое в 19 лет, чего ждать дальше? Они нашли дочери очень богатого жениха, действительно – очень богатого; его состояние считалось одним из самых больших в Европе. Фриц Мандл тоже был евреем, но он перешел в католичество, поддерживал Третий Рейх, а миллиарды он заработал на производстве оружия, в том числе Венгрии и Германии, нарушая Версальский договор.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕЗа глаза его называли Торговец Смертью, и это был очень циничный человекРЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕp data-v-118e9e7a>Хеди, слегка потерявшая уверенность в своей способности самостоятельно принимать решения, согласилась с родителями. Она тоже перешла в католичество и вышла замуж за 33 летнего миллиардера.Мандлы жили открыто, принимали знаменитостей, от Фрейда до Муссолини и Гитлера. Хеди, честно сказать, уже нетвердо помнила, что она еврейка, но фашизм ненавидела всей душой. И чувствовала, как тень этой ненависти ложится на ее мужа. А он быстро слетел с катушек от ревности: заставил ее бросить актерскую карьеру, а главное – рыскал по всей Европе, пытаясь скупить все-все-все копии фильма «Экстаз», чтобы никто, кроме него, не видел Хеди обнаженной.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕПонятно, что лучшей рекламы фильму было не придумать, всем было интересно его посмотреть.Хеди продержалась в этом браке четыре года. Потом поняла, что все. Дальше этот праздник жизни будет шуметь без нее. Она подсыпала в чай горничной снотворное, украла ее платье, переоделась, набила сумочку подаренными мужем драгоценностями и – на свободу. Маршрут был продуман заранее – сначала Париж (там она дождалась развода), потом Лондон, а оттуда пароходом в Нью-Йорк. Встречай, Америка, новую звезду!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕfigure data-v-0ae5d9d6>РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕh2 id="a1268071_c2" data-v-118e9e7a>Звезда ГолливудаКонечно, Хеди не пришлось даже ни о чем просить – слава той самой актрисы из «Экстаза» бежала впереди нее, и Голливуд ждал девушку с распростертыми объятиями. Единственное: ей рекомендовали не смущать пуританскую американскую публику лишними ассоциациями и взять псевдоним. Так она стала Хеди Ламарр. Она еще не добралась до Америки, прямо на пароходе подписала очень выгодный контракт с основателем студии MGM Луисом Мейером.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕВсе складывалось наилучшим образом (как тебе такое, Фриц Мандл, ревнивая и жадная ты скотина?).Хеди снималась с ослепительными звездами Голливуда, и с 1940 до 1949 года сыграла в 18 фильмах и заработала более 30 миллионов долларов.
Только с личной жизни у Хеди Ламарр все было не очень. Она шесть раз выходила замуж но каждый раз это была какая-то новая модификация Фрица Мандла: тупой, ревнивый абьюзер, не способный видеть рядом с собой самостоятельную, яркую личность. Один вообще угрожал ей бейсбольной битой, а из последнего брака она выползла, потеряв все свое состояние. Но у нее были талант, вера в себя и силы жить дальше.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕfigure data-v-0ae5d9d6>РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕh2 id="a1268071_c3" data-v-118e9e7a>Изобретение за роялемА в Европе полыхала вторая мировая война. Хеди ловила каждую новость оттуда, ненависть к фашизму и сострадание к оставленной родине разрывали ей сердце.
Иногда она вспоминала, что ее муж разговаривал с учеными о том, чтобы найти способ управлять оружием по радио. Поразительно – над этой задачей бились лучшие изобретатели, а решила ее голливудская актриса.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕp data-v-118e9e7a>Хеди познакомилась с авангардным музыкантом, композитором Джорджем Антейлом. Они играли на рояле в четыре руки и говорили о том, о чем говорили тогда все: о войне. Хеди вспомнила про своего первого мужа, Торговца Смертью, ка кона жаловался, что никак не получается наводить торпеды на цель радиосигналом, потому что корабли противника глушат радиосигналы помехами на той же частоте. - А вот если бы, - начала размышлять Хеди вслух, - а если бы сделать так: начало сигнала посылать на одной частоте, потом переходить на другую и передавать окончание сигналаРЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕp data-v-118e9e7a>Это же будет как игра в четыре руки, говорила она, и, пожалуй, такой сигнал не заглушишь. И там нужна такая деталь для переключения частот, говорила она, как валик у механического пианино. Он же поместится в торпеду! А частот должно быть 88, по числу фортепианных клавиш.И вот так они разговаривали, разговаривали и придумали свою систему передачи информации – Псевдослучайную перестройку рабочей частоты. В 1940 году они представили свою систему Национальному совету изобретателей Америки. Она обошла в конкурсе несколько сотен тысяч других предложений. Соавторы запатентовали свое изобретение и подарили его правительству США, а от положенных выплат отказались. Прошли годы, и на основе этой технологии люди создали системы GSM, GPS, Bluetooth и Wi-Fi.
А Хеди умерла в 2000 году в доме престарелых во Флориде. Свой прах она завещала развеять над Австрией – далекой, но любимой родиной.
Фото: Legion Media
ламарр хеди
нем. Hedwig Kiesler
Хеди Ламарр в фильме МГМ «Райское тело», 1944 Имя при рождении Хедвиг Ева Мария Кислер Дата рождения 9 ноября 1914 Место рождения
- Вена, Австро-Венгрия[1][2][3][…]
- Кэсселберри[d], США[2][4][5]
США Профессия актриса, изобретатель, автобиограф, сценаристка, актриса кино, кинопродюсер, музыкант, модель, эстрадная артистка Карьера 1930 — 1958 Награды
EFF Pioneer Award (1997)
Национальный зал славы изобретателей США (2014)
Звезда на голливудской «Аллее славы»
IMDb ID 0001443 hedylamarr.com (англ.) Медиафайлы на ВикискладеХе́ди Лама́рр (англ. Hedy Lamarr, урождённая Хедвиг Ева Мария Кислер (нем. Hedwig Eva Maria Kiesler); 9 ноября 1914, Вена, Австро-Венгрия — 19 января 2000, Кэсселберри , Флорида, США) — австрийская и американская киноактриса и изобретательница, чья популярность пришлась на 1930—1940-е годы.
Биография
Личная жизнь и съёмки в кино
Хедвиг Ева Мария Кислер родилась 9 ноября 1914 года в Вене и была единственным ребёнком управляющего банком Эмиля Кислера (1880—1935), родом из Львова, и его жены Гертруды Кислер (дев. Лихтвиц; 1894—1977), пианистки из богатой будапештской еврейской семьи.
В шестнадцать лет Хедвига ушла из дома, поступила в театральную школу и начала сниматься в кино, дебютировав в немецко-австрийском фильме «Деньги на улице» (1930). В том же году актриса была приглашена в Берлин Максом Рейнхардтом. Мировую известность ей принёс чехословацко-австрийский фильм Густава Махаты «Экстаз» (1933, роль Евы). Десятиминутная сцена купания обнажённой девушки в лесном озере, вполне невинная по меркам XXI века, в 1933 году вызвала бурю эмоций. Картину запретили к показу в ряде стран, с цензурными купюрами она была выпущена в прокат лишь через несколько лет. В том же году Хедвига вышла замуж за фабриканта оружия, австрийского миллионера Фрица Мандля, который впоследствии пытался выкупить из венского проката все копии фильма «Экстаз»[6].
Летом 1937 года, после четырёх лет неудачного брака, Хедвига Мандль, сбежав от мужа в одежде своей горничной[7], отправилась из Лондона в Нью-Йорк на пароходе «Нормандия». Актрисе не пришлось обивать пороги в Голливуде — реакция на «Экстаз» была слишком громкой, чтобы его забыли кинематографисты. Прямо на «Нормандии» она подписала контракт с основателем студии MGM Луисом Майером. По его совету, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций у пуритански настроенной публики США, Хедвига Кислер взяла псевдоним — Хеди Ламарр, который был заимствован у актрисы MGM Барбары ла Марр, прежней любимицы Майера, умершей в 1926 году от разрыва сердца на фоне злоупотребления наркотиками[6].
За свою голливудскую карьеру актриса сыграла в таких популярных фильмах, как «Алжир» (1938, роль Габи), «Леди из тропиков» (1939, роль Манон де Верне), «Квартал Тортилья-Флэтт» (1942, экранизация романа Дж. Стейнбека, реж. Виктор Флеминг, роль Долорес Рамирес), «Рискованный эксперимент» (1944), «Странная женщина» (1946) и «Самсон и Далила» (1949, эпическая лента Сесиля де Милля). Последнее появление на экране — в фильме «Самка» (1958, роль Ванессы Виндзор). В общей сложности она заработала на киносъёмках тридцать миллионов долларов.
Хеди Ламарр была замужем шесть раз, имела троих детей.
В 1966 году пятидесятидвухлетняя актриса попыталась вернуться на экран, но этому помешала развёрнутая против неё травля. Имея резкий, неуживчивый характер и привычку откровенно высказывать нелестное мнение о Голливуде и его нравах, Хеди Ламарр нажила себе много влиятельных врагов. Однажды её обвинили в краже из магазина во Флориде туфель, стоивших менее ста долларов. И хотя суд отверг обвинение, пятно на её репутации от этого инцидента осталось надолго.
Ещё больший урон репутации нанесла ей изданная в 1966 году автобиография под названием «Экстаз и я», которую написали нанятые[кем?] для этой цели писатели Лео Гилд (Leo Guild)[8] и Сай Райс (Cy Rice)[9]. Пытаясь остановить публикацию, Ламарр предъявила иск издателю, заявив, что описанные в книге события её личной жизни «вымышлены, ложны, вульгарны, скандальны, пасквильны и непристойны», однако проиграла в суде[10][11]. В телевизионном интервью 1969 года Ламарр публично опровергла своё авторство этой книги, назвав её в большой степени вымыслом[12]. Книга содержала также защищённый копирайтом материал из статьи, опубликованной в 1965 году в журнале Screen Facts за авторством Джина Рингголда (Gene Ringgold)[13], который предъявил иск самой Хеди Ламарр[14].
В 1998 году Хеди Ламарр подала иск против компании Corel за размещение в конце 1997 года её изображения на упаковочных коробках графического редактора CorelDRAW, потребовав пятнадцать миллионов долларов в виде компенсации морального ущерба. Иск встретил возражения со стороны Corel, поскольку компания не использовала фотографий актрисы, — изображение, ставшее победителем проводимого компанией ежегодного конкурса, было создано неким Джоном Коркери цифровым способом с помощью программы CorelDRAW, а следовательно, по утверждению юристов компании, не принадлежит Хеди Ламарр. По словам адвоката актрисы Майкла Макдоннела, стороны пришли к обоюдовыгодному соглашению, однако Макдоннел отказался раскрыть сумму компенсации, полученную Ламарр. В результате сделки компания Corel получила пятилетнюю лицензию на использование изображения Хеди Ламарр для рекламы своей продукции[15][16].
Хеди Ламарр скончалась на восемьдесят шестом году жизни 19 января 2000 года в Кэсселберри[17] (близ города Орландо во Флориде). Согласно завещанию прах актрисы был развеян на её родине в Австрии, в Венском Лесу.
Научная деятельность
Помимо кино, Хеди Ламарр занималась изобретательской деятельностью. В 1942 году совместно с Джорджем Антейлом она запатентовала систему, позволяющую дистанционно управлять торпедами[18]. Технология «прыгающих частот» была оценена лишь много лет спустя. День рождения актрисы — 9 ноября — назван Днём изобретателя в немецкоговорящих странах[19].
Толчком к изобретению послужило сообщение о потопленном 17 сентября 1940 года эвакуационном корабле, на котором погибло семьдесят семь детей[6]. Незаурядные способности Ламарр в точных науках позволили ей воспроизвести многие технические детали разговоров об оружии, которые вёл её первый муж со своими коллегами. Желая дать своей стране военное преимущество, вместе со своим другом, авангардистским композитором Джорджем Антейлом, жившим неподалёку, Хеди Ламарр приступила к изобретению радиоуправляемой торпеды, которую нельзя будет перехватить или заглушить. Она поделилась с Антейлом очень важной идеей: если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель, а если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике. Такая смена каналов связи гарантирует безопасную передачу информации. До того времени псевдослучайные коды использовались для шифровки информации, передаваемой по неменяющимся открытым каналам связи. Здесь же был сделан шаг вперёд: секретный ключ стал использоваться для быстрого изменения каналов передачи информации.
В августе 1942 года Ламарр и Антейл получили патент на изобретение «Системы секретной связи» (англ. Secret Communication System), зарегистрированный под номером US2292387A[20]. Патент, сроком действия до 1955 года, описывает секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Однако американский флот тогда отверг этот проект из-за сложности реализации; ограниченно использовать его начали лишь в 1962 году, и, таким образом, отчислений за него изобретатели не получили. Но спустя полвека этот патент лёг в основу связи с расширенным спектром, которая стала использоваться повсеместно, от мобильных телефонов до Wi-Fi.
В 1997 году Хеди Ламарр была официально награждена за своё изобретение, но актриса не присутствовала на церемонии и лишь передала аудиозапись своего приветственного слова[6].
В начале 2014 года Хеди Ламарр была внесена в Национальный зал славы изобретателей США.
Факты
- Актриса имела необычную привычку говорить о себе в третьем лице[21].
Фильмография
- 1930 — Деньги на улице / нем. Geld auf der Straße — девушка за столиком ночного клуба
- 1931 — Буря в стакане / нем. Sturm im Wasserglas — секретарь
- 1931 — Чемоданы мистера О. Ф. / нем. Die Koffer des Herrn O.F. — Хелен, дочь бургомистра
- 1932 — Деньги не нужны / нем. Man braucht kein Geld — Кэтти Брандт (главная героиня)
- 1933 — Экстаз / нем. Extase — Ева
- 1938 — Алжир — Габи
- 1939 — Леди из тропиков / Lady of the Tropics
- 1940 — Я возьму эту женщину
- 1940 — Шумный город
- 1940 — Товарищ Икс / Comrade X — Федора, московская вагоновожатая
- 1941 — Приходи со мной жить
- 1941 — Девушки Зигфилда
- 1941 — Г. М. Пульхэм Эсквайр
- 1942 — Квартал Тортилья-Флэтт / Tortilla Flat
- 1942 — Перекресток — Люсьенн Тальбо
- 1942 — Белый груз
- 1944 — Райское тело
- 1944 — Конспираторы
- 1944 — Рискованный эксперимент / Experiment Perilous — Аллида Бедеро
- 1945 — Её высочество и гонец / Her Highness and the Bellboy — принцесса Вероника
- 1946 — Странная женщина — Дженни Хагер
- 1947 — Обесчещенная леди / Dishonored Lady
- 1948 — Давайте поживём / Let’s Live a Little
- 1949 — Самсон и Далила — Далила
- 1950 — Леди без паспорта — Марианна Лоресс
- 1950 — Медный каньон
- 1951 — Мой любимый шпион
- 1954 — Вечная женственность / The Eternal Female (не закончен)
- 1954 — Влюбленный Парис
- 1957 — История человечества
- 1958 — Самка
Примечания
↑ Library of Congress Authorities (англ.) — Library of Congress. ↑ 1 2 Internet Movie Database (англ.) — 1990. ↑ Pas L. v. Genealogics (англ.) — 2003. ↑ WikiTree (англ.) — 2008. ↑ Munzinger Personen (нем.) ↑ 1 2 3 4 Ирина Марголина. Синий чулок. Сеанс (9 ноября 2014). Дата обращения: 10 ноября 2014. ↑ Otto Friedrich. City of Nets: A Portrait of Hollywood in the 1940s (англ.). — reprint. — University of California Press, 1997. — P. 12–13. — ISBN 0-520-20949-4. ↑ Leo Guild в базе данных IMDb ↑ Cy Rice в базе данных IMDb ↑ Hedy Lamarr Loses Fight to Stop Autobiography (англ.) // The Tuscaloosa News : newspaper. — 1966. — 27 September. — P. 10. ↑ Hedy Lamarr Loses Suit to Halt Book (англ.) // The New York Times : newspaper. — 1966. — 27 September. — P. 74. ↑ Hedy Lamarr--1969 TV Interview на YouTube (англ.) ↑ Gene Ringgold в базе данных IMDb ↑ «Lamarr Autobiography Prompts Plagiarism Suit», The New York Times, 7 February 1967, p. 18 (Article Preview) ↑ Hedy Lamarr Sues Corel (англ.) (7 April 1998). Архивировано 6 июля 2011 года. ↑ Polly Sprenger. Corel Caves to Actress Hedy Lamarr (англ.). Wired News (30 November 1998). Архивировано 15 июня 2013 года. ↑ Roger Moore. Hedy Lamar: 1913-2000 Screen Legend Dies At 86 (англ.) // The Sentinel. — 2000. — 20 January. ↑ Патент 2292387 ↑ 09.11 ist Tag der Erfinder (нем.). Tag-der-Erfinder.de. Дата обращения: 4 февраля 2018. ↑ Secret Communication System ↑ Barton, Ruth. Hedy Lamarr: The Most Beautiful Woman in Film. — Lexington, Kentucky : The University of Kentucky Press, 2010. — ISBN 978-0-8131-2610-4.Литература
- Christopher Young. The films of Hedy Lamarr (англ.). — New York: Citadel Press, 1979. — ISBN 978-0-8065-0579-4.
- P. Kranzpiller. Hedy Lamarr (нем.). — Bergatreute: Eppe, 1997.
- P. Körte. Hedy Lamarr: die stumme Sirene (нем.). — München: Belleville, 2000.
- A. Gaines. Hedy Lamarr (англ.). — Vero Beach: Rourke Pub., 2002.
- R. Walters. Spread spectrum: Hedy Lamarr and the mobile phone (англ.). — Great Britain: BookSurge, 2005.
- Trina Robbins. Hedy Lamarr and a Secret Communication System (англ.). — Capstone Press, 2006.
- Ruth Barton. Hedy Lamarr: The Most Beautiful Woman in Film (англ.). — Lexington, Kentucky: The University of Kentucky Press, 2010. — ISBN 978-0-8131-2610-4.
Ссылки
- hedylamarr.com (англ.) — официальный сайт Хеди Ламарр
- Зал Славы Изобретателей (англ.)
- The Official Tribute Site (Фонд Хеди Ламарр) (англ.)
- Ламарр Хеди (Hedy Lamarr) Архивная копия от 25 марта 2020 на Wayback Machine на сайте «Чтобы Помнили»
- TCDb
- AllMovie
- AlloCiné
- ČSFD
- Датская национальная фильмография
- Discogs
- Filmportal
- Internet Movie Database
- Кинопоиск
- Rotten Tomatoes
- The Peerage
- Большая каталанская
- Большая норвежская
- American National Biography
- Britannica (онлайн)
- Brockhaus
- Notable Names Database
- Universalis
- Find a Grave
- gravsted.dk
- WikiTree
- BIBSYS: 99068678
- BNC: a19531941
- BNE: XX1081745
- BNF: 13751573n
- CiNii: DA11763230
- GND: 107547724
- GTAA: 123598
- ISNI: 0000 0001 1690 159X
- LCCN: n85201966
- NKC: pna2010574785
- NLA: 35941294
- NLP: A32610774
- NSK: 000054079
- NTA: 108825957
- NUKAT: n2005130615
- SUDOC: 058547568
- VIAF: 95314842
- WorldCat VIAF: 95314842
Сто и один год назад родилась Хеди Ламарр — знаменитая американская актриса и просто красавица. В день ее рождения отмечают День изобретателя в немецкоговорящих странах — Австрии, Германии и Швейцарии. Думаете, это совпадение? Вовсе нет: дело в том, что Хеди Ламарр считается создательницей метода, необходимого для работы таких технологий, как GPS, Bluetooth, Wi-FI и CDMA.
Хеди Ламарр и ее другу Джорджу Антейлу принадлежит патент на изобретение «секретных систем коммуникаций», включающих технологию передачи ложных сигналов на разных частотах.
В дальнейшем это изобретение стало основой для создания метода передачи информации по радио, называемого FHSS (frequency-hopping spread spectrum, псевдослучайная перестройка рабочей частоты). А FHSS, в свою очередь, лег в основу множества беспроводных технологий, которыми мы пользуемся сегодня.
До сих пор сторонники и противники Ламарр не могут решить, заслуживает ли актриса похвалы за свое изобретение. Что ж, дьявол кроется в деталях — к ним и следует обратиться в поисках ответа на вопрос. Нам придется углубиться в биографию Ламарр — впрочем, это будет совсем не скучно.
"Any girl can be glamorous. All you have to do is stand still and look stupid!" Hedy Lamarr #quotes pic.twitter.com/Jf6vRrakaB
— Susan Dolan (@GoogleExpertUK) November 4, 2015
Стой смирно и веди себя глупо
Как говорила сама Ламарр, «любая девушка может быть очаровательной; все, что ты должна для этого делать, — стоять смирно и вести себя глупо». Технического образования у Хеди не было. Молодая еврейка училась в театральной школе, а в кино впервые снялась в 1930 году, в возрасте шестнадцати лет.
Тремя годами позже она обрела мировую известность благодаря фильму «Экстаз». В ленте есть эпизод, где обнаженная героиня купается в озере. До этого в кино таких сцен не было — общественность оценила новизну приема и смелость актрисы. Тогда же Ламарр стала первой женщиной, сымитировавшей оргазм перед камерой. Уж это точно был прорыв — правда, связанный с огромным скандалом. Во время съемок этой сцены Хеди для большей правдоподобности колола себя английской булавкой.
Swedish poster to 'Ecstasy' (1933), a film highly controversial in its day for nude scenes involving Hedy Lamarr. pic.twitter.com/Z58R1HcIk7
— Wrong Reel (@WrongReel) October 25, 2015
Церковь негодовала, фильм запретили к прокату, а Ламарр в тот же год вышла замуж за фабриканта оружия, австрийского миллионера Фрица Мандля. Муж был очень ревнив, держал молодую жену в ежовых рукавицах и всюду возил с собой. Несмотря на еврейское происхождение, Мандль был связан с фашизмом (в его австрийской версии) и пытался договориться с нацистской Германией о поставках вооружений — правда, переговоры успехом так и не увенчались.
Хеди присутствовала на деловых встречах мужа. По слухам, на них лично бывали Гитлер и Муссолини. Ламарр также сопровождала Мандля во время визитов в военные лаборатории, где много узнала о действии противокорабельного оружия и систем наведения. Как у большинства актеров, память у нее была прекрасная.
Хеди не разделяла политические взгляды мужа — она ненавидела фашизм. Прожив четыре года в несчастливом браке, Ламарр решила бежать от мужа в США. После нескольких неудачных попыток актрисе это удалось: подсыпав снотворное приставленной к ней горничной, Хеди переоделась в ее одежду и была такова. Чтобы легче было начать новую жизнь, актриса прихватила с собой сумочку с драгоценностями.
Как засунуть пианино в торпеду
В Голливуде актрису приняли с распростертыми объятиями. Примерно в возрасте двадцати пяти лет Ламарр решила найти женского эндокринолога, который объяснил бы ей, как повлияет гормональная терапия на внешний вид груди. Так она познакомилась с Джорджем Антейлом — композитором, музыкантом, изобретателем и журналистом в Esquire и Coronet, помимо прочего публиковавшим статьи о том, как вести себя с женщинами в зависимости от их гормональных характеристик.
Шел сентябрь 1940 года. Разговор о женском торсе перерос в беседу о торпедах. Хеди знала, как работают радиоуправляемые торпеды, самым большим недостатком которых была несовершенная система наведения — обнаружив угрозу, противник легко глушил сигнал, отправляя помехи на той же частоте. Актриса предложила отправлять сигналы по частям на разных частотах.
Hi-Fi History: Hedy Lamarr went on to develop tech that is now found in Wi-Fi mobiles https://t.co/axd9tLhAaN pic.twitter.com/R5zw9XsVPz
— Owain Wood (@owainwood) October 22, 2015
Техническая реализация этой идеи легла на плечи Антейла, что он и исполнил, правда, на свой лад. Согласование передатчика с приемником было решено осуществить с помощью валика механического пианино. Кроме того, Джордж предложил отправлять сигналы короткими очередями по 88 частотам, так как в пианино 88 клавиш.
Испытав изобретение на 12 механических фортепиано, которые Антейл использовал в постановке своего «Механического балета», свежеиспеченный научный дуэт запатентовал находку, а после бесплатно передал ее армии США.
Hedy Lamarr, Hollywood star's patents helped make Wi-Fi and GPS possible. Gave the patent to the Navy pic.twitter.com/JSdt7Avaql
— maria ulloa (@healthwhealth) July 8, 2015
Правда, новинку в армии не оценили — изобретение выглядело громоздким и трудноприменимым. После неудачи Антейл возмущался: «Боже мой! Я так и вижу, как они говорят: «Мы не можем засунуть пианино в торпеду!» К разработке Ламарр и Антейла военные вернулись в пятидесятых годах, а реализовали ее на практике в начале шестидесятых.
А был ли инженер?
На самом деле Ламарр была не первой, кто занялся FHSS. Идея уже витала в воздухе — человечество совершило бы то же открытие и без участия Хеди и Джорджа.
Недоброжелатели обвиняют Ламарр в корыстолюбии и банальном воровстве: актриса якобы украла идеи у мужа и его сотрудников, ведь больше она ни над чем не работала и не получила ни одного патента. Это, кстати, не совсем правда: до того как начать работу над FHSS, девушка изобрела аналог бульонных кубиков со вкусом колы для изготовления домашних прохладительных напитков.
Но история Хеди — не только о том, кто первым изобрел FHSS. Еще она о патриотизме, способности гибко мыслить и выходить за рамки собственных представлений о мире. Ламарр пожертвовала патент армии США для борьбы с нацистами. Его отвергли и взамен предложили принять участие в рекламной кампании по продаже военных облигаций. Хеди согласилась и заработала для союзников $7 млн.
Ламарр и Антейл зарегистрировали свой патент всего через восемь месяцев после Перл-Харбора. Сложись история по-другому — эта разработка могла бы спасти жизнь тысячам американских и английских военных моряков.
Почему изобретение Хеди отвергли в сороковых и вернулись к этой разработке лишь много лет спустя, по истечении срока патента? Такое часто случается с изобретениями. Возможно, сыграл роль и тот факт, что технологию представили кинодива и композитор.
В 1997 году Фонд электронных рубежей официально наградил актрису за изобретение FHSS. В начале 2014 года Хеди была введена в зал славы изобретателей. Необычная биография и шумиха в СМИ превратили историю Ламарр в легенду, которая продолжает обрастать мифами сообразно фантазии авторов по сей день.