Маргерит стенель
Маргерит Стенель прожила долгую бурную жизнь (85 лет), полную авантюризма и приключений. Ее считают куртизанкой.
Засветилась на связях с высокопоставленными персонами. В ее любовниках значились и король Камбоджи и французский президент Феликс Фор. Последний, как утверждают, умер в ее объятиях.
Недаром к ней приклеилось прозвище - мадам похоронное бюро.
Маргерит была замужем за художником Адольфом Стенелем, у них родилась дочь Марта.
Супруги устроили в Париже великосветский салон, где любили бывать Массне, Эмиль Золя и мн. другие.
Ее обвиняли в убийстве своего супруга и мачехи, а также в краже драгоценностей из их дома. Марта была помещена в тюрьму Сен-Лазар. Состоялся скандальный процесс, в ходе которого была оправдана и уехала в Лондон.
Там вступила в новый брак с бароном Робертом Скарлетом, но это не помешало ей иметь несколько аристократов любовников из высшего света.
Окончила свое существование в доме престарелых, всеми позабытая.
маргерит стенель
Двузубый шпиль собора Байонны я заметила еще в прошлом году, транспортируясь из Дакса в Андай Он самоуверенно возвышался над окружающим пейзажем. Большому городу – большой собор.
Так-то в любом новом месте в этой поездке у меня всегда находится три важных дела – дойти пешком до главной площади, оглядеться там и выпить по погоде – прохладительного или горячительного, пойти на рынок, и уже там чем-нибудь закусить. А вечером – на арену.
Я уселась на площади Пастера, на террасе кафе Kalaka, елозя стулом по щербатой брусчатке. Подошел прекрасный молодой человек - мол, мадам, а у нас кофе нет, мы – чайная… В кофецентричных странах всегда почему-то хочется чаю, поэтому неси, моя радость, свой дарджилинг.
Пью чай. Бестиарий главного фасада Сен Мари скалится мне в чашку. Готики предрассветный сон, думаю я патетически. А фиг-то, Виолле ле Дюк, - отвечает мне зануда google. Плохо безвылазно сидеть в сети. Самостоятельно я бы родила креативную концепцию – ну и что, что далекую от реальности, они все такие.
На самом деле Собор Сен-Мари в Байонне, начиная с 12-го века, складывался из элементов разных исторических периодов, то есть страдал то от разрушений, то от восстановления. Романский собор – пожар – готический собор – наводнение и французская революция – восстановление – Виолле ле Дюк и его ученики. Два шпиля, каждый высотой по 85 метров, как раз были добавлены к фасаду в самом конце XIX века.
Еще одна необычная особенность - это «замковые камни» в сводчатом потолке. Они были восстановлены и рассказывают историю города Байонна (если, конечно, у вас нет остеохондроза).
После трех веков английского правления Байонна в 1451 году стала частью французского королевства. Вот след этих событий: лилии Франции рядом с леопардами Англии.
Тут изображен средневековый корабль и его команда, источник богатства и успеха Байонны, его морской силы.
Часовни горят пурпуром и сусальным золотом. Реставрация закончена буквально только что – в конце прошлого года, после примерно трех лет работы. Тотальный пурпур – знак, что к капеллам приложил руку Луи Шарль Огюст Стенель (но поскольку он был эльзасцем, правильнее было бы его называть Карлом Августом Штайнелем). Витражист и реставратор, он занимался восстановлением церковных зданий по методу Виолле-ле-Дюка. В чем заключался метод? В творческой интерпретации. В-л-Д был улучшателем – историческое здание доводилось до некого идеального состояния, которое могло не иметь ничего общего с его реальной историей.
В соборе Святой Марии, между 1873 и 1896 годами, Штайнель расписал семь часовен вокруг апсиды и создал витражи с изображением четырех неоготических Апостолов.
витражи выполнены в стиле собора в Шартре. Этот, например, изображает евангелиста Марка. Я коллекционирую странные изображения льва св. Марка, этот, похожий на гончую, будет в топе.
А дальше на меня, пока я гуглила про собор, упала из поиска странная история. То ли детектив, то ли роман для взрослых, не пойми что. Вот так придешь в церковь, а на тебя там вывалят мешок скабрезностей.
Короче, вместе со Штайнелем в Байонне работал и его 38-летний сын Адольф, "застенчивый, серьезный, трудолюбивый, но безликий" и, как считал даже его отец, "без особого таланта".
В соборе Стенель-младший расписал единственную часовню - святого Мартина. Я ее видела, большую часть полотна занимает парус раздувшегося плаща, который Мартин с видимым усилием пытается поймать и разрезать.
С этим Адольфом и связана мыльная опера, французский детектив конца XIX века – история фам фаталь Маргерит Жин Жапи, более известной как Маргерит Стенель.
В Байонне 15-летняя Маргерит оказалась против своей воли – в дом респектабельной старшей сестры ее услали родители - «для маскировки материнства, столь же бесчестного, как преждевременного». В 1880-х годах в провинциальных буржуазных семьях идеи свободной любви не встречали понимания.
В Байонне Маргерит встречает Адольфа Стенеля и выходит за него замуж.
Еще один персонаж этой истории - Феликс Фор, тогдашний президент Республики. Два обстоятельства помогли ему остаться в истории. Фор - адресат "Я обвиняю", открытого письма Эмиля Золя по делу Дрейфуса. И он единственный президент Франции, умерший в Елисейском дворце.
С 1897 года у президента Фора была любовная связь с Маргерит. Она, тем не менее, считалась замужней женщиной, и всегда заботилась о карьере мужа, это облегчало Адольфу его супружеские несчастья. Президент сделал Адольфа Стенеля последним официальным художником Третьей республики и даже заказал ему собственный портрет, монументальную картину «Вручение президентом Республики наград выжившим на сгоревшем редуте» и наградил крестом Почетного Легиона.
Но 6 февраля 1899 года президент Франции Феликс Фор неожиданно умер от апоплексического удара.
Одна из газет узнала, что причиной смерти стало «чрезмерное служение Венере». Президента обнаружили в Елисейском дворце со спущенными до лодыжек штанами. По черной лестнице спешно уходила Маргерит. Шутки пошли самые скабрезные. Любовнице Фора дали прозвище la pompe funèbre, "похоронный насос" - перед смертью у Фора с Маргерит был секс модели "Моника Левински" и оргазм плавно перешел в агонию. Будущий премьер Жорж Клемансо пошутил: Il voulait être César, il ne fut que Pompée. Типа элегантная игра слов… По версии светских хроникеров, смерть Фора объяснялось прозаически: в ожидании любовницы он принял две пилюли афродизиака, а когда она приехала — еще две.
Дело мадам Стенель стало для Парижа многосерийной мыльной оперой: вот Маргерит раскрывает список своих известных любовников, вот антидрейфусарды обвиняют ее в сговоре с "Еврейским синдикатом" и намеренном убийстве Феликса Фора. Вот после 7-часовой речи адвоката на процессе мадам Стенель оправдывают…
А в Стране Басков об Адольфе Штайнеле вспомнили только три года назад, когда был объявлен тендер на реставрацию фресках собора Байонны. Мол, а еще ж капелла Сэн Мартэн, где работал этот несчастный… как его…