Екатерина рождественская сайт
— Катя, недавно у вас вышла новая книга — «Шуры-муры на Калининском». Как и другие ваши книги, она населена известными людьми и наполнена яркими бытовыми деталями. Для кого в первую очередь вы пишете?
— Я пишу и для себя, и для детей, и для друзей, для всех. Первую книжку «Жили-были, ели-пили» написала для мамы. (Алла Киреева, литературный критик, жена и муза поэта Роберта Рождественского. — Прим. ред.) Отправной точкой стал маленький клочок бумаги с рецептом губернаторской баклажанной икры от прабабушки, который попался мне на глаза. Это и рецепты, и какие-то истории. Все равно вся жизнь человека проходит на кухне: любовь, ненависть, битье посуды, объятия, то молоко убежало, то сломался холодильник... Вот я и написала о нашей семье на кухне.
— Мне особенно запомнился момент, как в 90-е годы вы готовили на даче папоротник. Читаешь, и перед глазами встает вся та изменившаяся, трудная жизнь…
— Да и сейчас мы будем так жить, перейдем на папоротник. Это очень хорошая еда, кстати. Другое дело, не каждый папоротник можно есть. Только «орляк». Он удивительно вкусный, похож на смесь грибов с баклажанами.
— А что сказала ваша мама о книге, написанной для нее?
— Я принесла ей только что отпечатанный экземпляр. Она взяла его в руки, вдохнула запах, а потом заплакала. Я спросила: «Мам, чего ты плачешь?» А она: «Дура, ты писатель!» Я вот с этим «дура, ты писатель» уже пишу одиннадцатую книжку.
— Кто же первым прочел десятую — «Шуры-муры на Калининском»? Ведь вашей мамы, как бы ни горько было это говорить, уже нет с нами… — Моя сестра Ксения. Она всегда читает первой, делает какие-то замечания. Кстати, это именно она сказала, что лучше не использовать настоящие имена известных личностей, а чуть-чуть изменять.
— Я не коренная москвичка, и, когда приезжала в детстве в Москву, мне казалось, что высотки на Калининском проспекте нежилые. Я думала, там какие-то организации, конторы.
— Мне было 13 лет, когда мы туда переехали, и действительно там было довольно сложно жить. Очень низкие потолки, маленькие квартирки, и народу столько, что утром дождаться лифта было невозможно, я всегда бегала на наш седьмой этаж пешком, но с 24-го этажа, где тоже жили люди, не очень-то побежишь. Напротив нашего дома располагался гастроном «Новоарбатский», куда бабушка, которую мы звали просто Лидка, ходила почти каждый день как на работу и всегда что-то приносила. За продуктами тогда нужно было охотиться. Лидка тратила на это по несколько часов в день. В общем, на ней держался весь дом.
Ели у нас очень много, потому что все время были гости, практически каждый вечер. Во многом благодаря удобному расположению нашего дома, да и семья наша была хлебосольной. Друзья родителей пешком приходили из ЦДЛ, ВТО или из концертных залов после выступления. У творческих людей кровь кипела, и нельзя было после концерта просто пойти домой и лечь спать, требовалось все выболтать, выпить и выпеть.
— Я так поняла, что, когда вы жили на Калининском, чаще всего в гости приходили Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев. Но и кроме них народу всегда было очень много. Вы кого-то в детстве выделяли, с кем-то вам было интересней общаться, чем с другими?
— Я не любила никого, просто ненавидела этих людей, потому что они отнимали у родителей время от общения со мной. Родители же были выездными, что редкость в то время. Очень много путешествовали, представляли нашу страну за рубежом, а если командировка выпадала куда-нибудь в Австралию или Южную Америку, то это длилось месяца по полтора. Когда они приезжали, я вцеплялась в них как клещ, а тут приходили всякие Кобзоны, Магомаевы, Гуляевы, Кристалинские и Пьехи. Ненавидя, я уходила на кухню готовить еду, только бы с ними не оставаться. Пристрастилась к готовке. Готовили мы в промышленных масштабах. Но бабушка меня переучила, и я поняла, что готовить людям надо только с любовью. Причем набор блюд зависел от советских периодов: когда были продукты и когда их не было. Скажем, если брать 90-е, довольно голодное время, мы нашли замечательный выход — томили все в горшочках.
Были такие чугунные горшочки, в которых можно запечь все что угодно: перловку с жареным луком и морковкой, крошеное мясо, остатки от бульона, рис или гречку, курицу или сосиски, колбасу, зеленый горошек. А если находился сыр, то сверху все это посыпалось сыром. Рецепта никакого не было, и блюдо всегда получалось по-разному, но довольно вкусно. Как-то мама по большому блату достала вырезку, прямо целую палку (почему-то вырезку называли палками), мы ее запекли по-французски: немножечко с майонезом, с луком, с сыром. А наш гость композитор Оскар Фельцман взялся эффектно вынести это блюдо гостям, но поскользнулся и уронил его на пол. И ничего, гости ползали и собирали куски, а потом положили все обратно и съели, совершенно не поморщившись, потому что понимали, что другой вырезки не будет, это шик и роскошь, вот и отряхнули от пыли и от чьих-то волос...
— В одной из ваших книжек я читала, что вы как-то вынесли огромное блюдо то ли с пирогом, то ли с блинами, и на табличке сверху было написано «ноль очков». Гости хохотали, потому что вся компания сидела на диете и подсчитывала очки. — Это была огромная стопка с лепешками. Да, была такая очковая диета, у всех имелись маленькие книжечки… Знаете, как раньше были бальные книжки, где записывалось, кто вас пригласил на какой танец: на мазурку, на вальс. А в наших книжечках писалось количество очков. Скажем, хлеб — столько-то очков, лимон — столько-то. Свыше 20 очков есть было нельзя, считалось, что все пойдет в жир.
— Когда появилась мода на диеты?
— В начале 70-х. На той «очковой» сидели почти все женщины, которых я знала, жены композиторов, поэтов, артистки, поскольку они всегда что-то кудахтали по поводу того, как они поправились. Очки считали жены Марка Фрадкина и Оскара Фельцмана, и еще телеведущая Светлана Моргунова. Когда папа стал писать песни, к нам в дом влилась какая-то совершенно новая группа людей. Раньше у нас бывали писатели, поэты, художники, архитекторы, а с начала 70-х стали приходить певцы, композиторы. Тогда же у нас появился и детский доктор Ленечка Рошаль. И когда сестра маленькая заболевала, родители обращались к Рошалю, который подписывал рецепты: «Доктор Неболит».
— Это правда, что он любит самую простую еду, гречку с луком?
— Да, да, это его! А Кобзон обожал кухню своей мамы, и мы узнавали, как она готовит. В картошку добавляли лук, заливали яйцом — получался такой картофельный омлет. Ося ел и радовался.
— Какое впечатление производят на людей так называемые звезды сейчас — я представляю. Когда, например, Боярский идет по Питеру, там гудят автомобили, я это наблюдала. Молодых звезд при этом часто не узнают, нет никакой реакции. А тогда звезд на весь Союз было несколько человек, все их знали, от старушки до младенца. И как реагировали люди на того же Кобзона, или Магомаева, или Пьеху?
— Просто те звезды были совершенно другой величины. Собирали гигантские залы, стадионы и вели себя по-другому, все были очень достойные и совсем неглупые люди. Они имели прекрасное образование, хорошо говорили. С ними было интересно общаться. Их нигде нельзя было увидеть, только на «Голубых огоньках», на концертах из Колонного зала. А живьем — большая редкость, разве что если ждать где-то у служебного входа. Конечно, весь наш дом прознал, что звезды ходят к нам в гости. Соседи устраивали партизанские засады, прятались за цветами в холле, выспрашивали у меня, когда кто придет. Консьержки специально менялись, потому что, скажем, в прошлую смену она увидела Кобзона и теперь подгадывала дежурство, чтобы увидеть Магомаева.
— Каким человеком был Муслим Магомаев? И действительно ли он производил на женщин магическое впечатление? — В его жизни бурлили страсти. Магомаев был совершенно замечательным, теплым, ласковым человеком. К женщинам относился удивительно! Всегда вставал, когда дама входила. Муслим Магометович по характеру и внешне был немножко экзотический. Очень красивый, очень достойный, такой восточный принц, при этом, опять же, хорошо образованный. В него влюбилась моя сестра, ей было два года. Ксения очень стеснялась и совершенно обожала его, а он сажал ее к себе на колени и учил играть на пианино. И вот они играли в четыре руки, она, естественно, била кулаками, а он пытался из этого извлечь какие-то ноты и какую-то мелодию. Сестра довольно долго по нему сохла, но, видимо, это было взаимно. Такая история любви...
— А кто в вашей семье любил Кобзона?
— Кобзона все любили, его нельзя было не любить, но больше всех — моя бабушка Лидка, которую Иосиф брал с собой на гастроли, она занималась цветами. Ему дарили тонны цветов на каждом концерте, и бабушка моя собирала букеты, расставляла, какие-то относила Иосифу, чтобы украсить его номер. Звал он ее «Цветочница Анюта». А потом, когда они собирались уже уезжать из города, она все эти цветы перла к какому-нибудь памятнику, выбирала что-то такое, что ей самой было по душе. Ленину цветов от нее не доставалось, только ученым или артистам.
— У вашей бабушки удивительная судьба…
— Моя прабабушка Поля с семьей приехала из Саратова. Она не работала, работал прадед — обивщиком мебели. Довольно серьезный, умелый, его «выписали» для оформления некоторых залов Эрмитажа еще при царе. А Лидка, бабушка моя, поступила в балетное училище, и потом ее приняли сразу в Московский театр оперетты. Ее подруги и друзья из прошлой балетной жизни приходили в наш дом. Все с удивительной биографией и удивительными свойствами. Один — Володька — все время был под «Шипром», это такой едкий и очень модный в то время одеколон. При этом ходил в обносках, какие-то нитки висели. Он оставил после себя самую большую музейную коллекцию оперных пластинок. Все деньги тратил на это, считая, что тем самым сохраняет историю. А другой бабушкин дружок — танцовщик Сева — был голубых кровей во всех смыслах этого слова, сын чуть ли не каких-то князей. Красавец просто удивительный. Все время бабушке в подарок приносил то какую-то штучку производства Фаберже, то еще что-то, в общем, какие-то осколки прежней роскоши, читал наизусть стихи Бодлера по-французски. Этот аристократический Сева умер во время фитнеса, когда Джейн Фонду смотрел — видимо, у него сердце не выдержало ее красоты. Но ему под сто лет было. Его похоронили с моей бабушкой в одной могиле, настолько они близко дружили.
И подружки у Лидки были совершенно шикарные, и все назывались вот так — Павка, Надька, Олька. Наверное, это с их юности так повелось. Удивительный культурный пласт, люди глубочайшей мудрости, Соломоны. Они знали ответы на все вопросы, причем не поверхностно, а очень глубоко, с обоснованием. Сочетание энциклопедических знаний, гибкости ума, деликатности и при этом безумной легкости в характере. Была там замечательная Иветта Арнольди неразбавленных итальянских кровей. Иветта вышла замуж, и муж жил с ней довольно долго, но потом решил ее бросить и переженился на ее маме, что-то сподвигло на это. Другая бабушкина подруга — Надька — с лихо отрезанной челкой и с вечной «беломориной» на губе. Она очень любила выпить, и когда выпивала, почему-то все время падала со стула, валялась на полу и жутко хохотала, это была какая-то ее такая фишка. Она мне подарила замечательную коллекцию старинных рождественских открыток. Жила она с мужем, которого звали Эльтон, в доме, окнами выходившем на памятник Пушкину. А когда эти двое уже не могли себя обслуживать и ходить в магазин, отдали свою комнату, как говорили, «государству» и съехали в дом ветеранов. И этот Эльтон ежедневно с шоссе Энтузиастов на велосипеде ездил по своим старым местам, на Пушкинскую площадь, вокруг дома катался. На велосипеде в 95 лет!
И, конечно, номер один среди подруг — Павочка. Она практически жила жизнью моей бабушки. Еще с опереточных времен, когда была примой. И всегда неровно красила губы ярко-красной помадой. Я ее помню с тех пор, как она подрабатывала гадалкой. К ней стояли очереди. Когда приходила к нам, то сразу раскидывала картишки гостям: и Гуляеву, и Раюше Фрадкиной, и Нелечке Кобзон, и Муслиму Магомаеву. Павочка садилась за стол, и все знали, что вот сейчас начнется. Она со всеми шушукалась, со всеми уединялась, раскладывала пасьянсы и никогда не делала свой вердикт всеобщим достоянием, говорила: «Я, как врач, держу тайну».
— В своих книгах вы пишете, что на новогодний стол люди делали запасы чуть ли не в течение всего года. Где-то закупали консервы, где-то деликатесы. Возможности у советских людей были разные, но ваш отец и его друзья пользовались всеобщим уважением и любовью. Каким образом решался вопрос с продуктами у советской элиты? — Связи имелись у всех, не только у элиты, но, скажем, больше всего связей всегда было у врачей. Еще советским людям к праздникам обязательно выдавали продуктовые заказы на предприятиях. Где-то набор был побогаче, с икрой, лососем, печенью трески и гречкой, а где-то попроще — какие-нибудь конфеты ассорти, которые гремели в коробке и все время вылезали из своих ячеек, сгущенное молоко, майонез и рис, скажем. Но всегда что-то было.
— Ваш отец был членом Союза писателей. Из чего состоял продуктовый набор для писателей?
— В него обязательно входила курица. Если венгерская, то это счастье, потому она была белая, отмытая, потрошеная, без перьев, как бройлеры сейчас. Но иногда давали заказы с советской курицей — такой синей, лапы с педикюром, а ее несчастная головка жалостливо свешивалась из авоськи. Еще были крупы, колбаса типа сервелата, обязательно какие-нибудь консервы: тушенка, шпроты, сайра, та же печень трески. Конфеты. Плюс мог быть кусок мяса. Если буженина, то это уже прямо радость невероятная. Заказы писателям выдавал лично директор ресторана ЦДЛ в подвальчике особняка на Герцена. Я туда за ними ходила.
— А в советском продуктовом раю — Елисеевском магазине — у вас были связи?
— В Елисеевский полагалось прийти от кого-то. Мы как-то пошли от Кобзона. По дороге туда папа, как всегда, стеснялся, что его узнают на улице, из-за этого сутулился и вжимал голову в плечи — ему казалось, что так его никто не заметит… Директора мы долго ждали в предбаннике возле кабинета. Принял он нас не сразу, мы ждали, когда от него выйдет предыдущий посетитель. Вышел какой-то космонавт. Ну а что вы хотите, все хотели хорошо кушать. Директор, а это был Юрий Соколов, которого потом расстреляли, встретил нас в белом халате, как доктор, и это меня немножко смутило. Он сразу позвонил куда-то, через некоторое время пришла тетечка с большим количеством пакетов из толстой серо-коричневой бумаги, сейчас она модная, крафтовая, а тогда — единственно возможная упаковка. Нам достались роскошные продукты, в том числе вырезка и экзотический ананас. Чем папа мог отплатить кроме денег? Только билетами на концерт. Это был такой натуральный обмен. Я шла домой и несла пакет, из которого гордо торчала верхушка ананаса. Все смотрели на меня и на этот хвостик, а не на папу. Так ему было гораздо комфортней. Часть продуктов из Елисеевского пошла тогда на праздничный стол в ресторане «Московский», где праздновали папин юбилей.
— Вы все дни рождения праздновали в ресторане?
— Только юбилеи. Поскольку день рождения папы 20 июня, в обычные годы мы принимали гостей на даче. У нас перед домом большая полянка, на которой накрывались столы (и сейчас накрываем там же в папин день рождения). А в это время на заборах гроздьями висели соседи, которые хотели посмотреть вблизи на Кобзона с Магомаевым, на Таривердиева, на Пугачеву. Она была, по-моему, один или два раза, я бы не сказала, что Алла Борисовна вошла в круг наших постоянных гостей. В первый раз ее привел Кобзон, она спокойно сидела среди всех на лужайке, ничем особым не отличалась. Все было тихо-мирно. Гости приходили в гости, а не на работу. Поэтому, если кто-то пел или читал стихи, это было по его решению, по его желанию. Без обязаловок. Но обычно больше всех пел Кобзон. А роль тамады всегда брал на себя Борис Брунов, замечательный конферансье с потрясающим чувством юмора. У рояля часто оказывались композиторы Бабаджанян, Фельцман, Фрадкин, Мовсесян. Плюс певцы — Гуляев, Кобзон, Магомаев, Кристалинская, Пьеха, так что недостатка в исполнителях не было.
— Ваших родителей все вспоминают как идеальную любящую и удивительно гармоничную пару. Скажите, как папа с мамой заботились друг о друге? — В нашей семье был культ личности отца. По умолчанию. Никто его не насаждал, он возник сам собой. Просто все очень ценили папу, его обожала Лидка, теща, ради него она рано вставала и готовила ему кашку. Я ребенком никогда не играла в громкие игры, понимала, что он у себя в кабинете работает. И мне с детства всегда было очень интересно, что же папа такое говорит маме, что она совершенно преображается в лице и у нее загораются глаза. Ведь он не мог пройти мимо нее, не дотронувшись, не поцеловав в шейку, не погладив. Когда я чуть-чуть подросла и мое ухо стало дотягиваться до их шепота, оказалось, что папа говорит что-то простое-простое, типа: «Аленушка моя, детонька моя». Какие-то такие очень ласковые прекрасные слова, которые необходимо слышать женщине. Думаю, это была одна из самых великих любовей XX века.
— Она отображалась в стихах и в фотографиях. А как это начиналось?
— Они познакомились в Литературном институте, куда папа приехал из Петрозаводска. Он два года пытался поступить в Литинститут, но его не принимали ввиду отсутствия таланта. В Петрозаводске он был женат. Этот брак очень радовал папину маму, мою бабушку, но не радовал его самого. С первой женой папа прожил буквально месяц, потом уехал в Москву и там познакомился с мамой. Он ухаживал за мамой не один, был конкурент — Евгений Евтушенко. Но тому был дан отпор. А поскольку Евтушенко очень не любил, когда ему отказывали, то наговорил отцу на маму всякой ерунды, мол, она известная личность, с которой кто только не был. В общем, со всякими такими подробностями. Любви родителей это не помешало, наоборот, укрепило. И, что удивительно, мама потом не препятствовала общению отца с Евтушенко. Она была мудрой и понимала, что отцу необходим человек одного уровня и таланта. И что такой человек помогает ему двигаться вперед.
— Катя, вы говорили, что родители часто бывали за границей. Я помню, когда мои собственные родители возвращались из зарубежных поездок, их чемоданы пахли как-то особенно.
— Да! Я тоже нюхала чемоданы. Там была всякая жвачка, пахучие ластики, шоколадки и прочее, что вызывало восторг: одноразовые вилочки, фасованная порционная соль, перец и сахар, которые давали в «Аэрофлоте» во время полета. Это я обожала. Родители всегда привозили подарочки. Я до сих пор натыкаюсь на списки того, что мне было нужно, что я просила: скажем, какие-нибудь красные колготки, или лаковые туфельки, или шариковую ручку. Еще из экзотических стран родители привозили фрукты, которые сейчас на каждом углу можно купить, но тогда мы даже названий не знали: личи, маракуйя, мангостан. Я их в школу носила и всем показывала, дети ели по чуть-чуть, отрезая микроскопические кусочки… Даже просто зеленые яблоки, которые называются гренни смит, пахли на весь чемодан. Таких яблок у нас не было, и папа знал, что это доставит мне огромное удовольствие. И игрушки, конечно, родители привозили. Из Швеции мне привезли Барби. Она была сделана на шведский манер — блондинка, чуть-чуть в рыжину, со скандинавскими чертами лица.
— Цирковые, балетные, драматические артисты в зарубежные поездки брали с собой гречку, тушенку, кипятильник, чтобы готовить в номере, а суточные откладывали на покупки. Ваши родители тоже так делали?
— Нет, тушенку они с собой не возили. Но всегда брали икру. Когда на Каннском фестивале папа был членом жюри, они устраивали вечеринки а-ля рюс с водкой и икрой. Единственное, на что им хватало денег, это на багет и сливочное масло, но получался роскошный стол, который вызывал восторг у остальных членов жюри. Я думаю, родители экономили за счет того, что у них было очень много друзей, и все их приглашали на обеды и ужины. В Каннах в жюри папа был несколько раз. В том числе и в тот год, когда начались студенческие волнения во Франции. Тогда родители добирались на перекладных в революционный Париж. И оттуда мама написала бабушке: «Я участвовала в демонстрации, стояла на баррикаде с бутылкой красного вина и флагом, только не было обнаженной груди». (Речь о картине «Свобода на баррикадах» (1830) французского художника Эжена Делакруа. — Прим. ред.)
— Думаю, это все равно очень эффектно выглядело. Расскажите, как мама одевалась, чтобы представлять страну на международном фестивале? — Это было очень ответственно. Собирали всегда с миру по нитке. Перед поездкой в Канны у нас появились две спекулянточки — близняшки Катарина и Каролина. Когда-то их звали Оля и Лена, но они поменяли имена, чтобы быть как героини «Кабачка «13 стульев». Этот аргумент в паспортном столе посчитали убедительным. Контакты спекулянтов тогда передавали с рук на руки, как телефоны хороших врачей, директоров магазинов. Дело, которым Катарина и Каролина занимались, было не очень законное, поэтому требовались рекомендации проверенных людей. У спекулянтов не было выбора размеров, каждая вещь существовала в единственном экземпляре. Хочешь не хочешь — бери, а потом доводи до ума. Делай какие-то вставки, если тебе мало, или, наоборот, ушивай, если велико. Зато все наряды заграничные.
— Откуда у близняшек был доступ к заграничным товарам?
— Муж одной из них окончил Институт международных отношений, имел дипломатический паспорт и часто ездил, его не проверяли. В секонд-хендах он по низким ценам покупал вполне приличные вещи и привозил в Москву. Плюс Катарина и Каролина работали в Доме моды на Кузнецком, и у них были связи с остальными девочками, которых любили одевать богатые дядечки. Если вещь выходила из моды или просто надоедала, ее по небольшой цене сбрасывали близняшкам, и те уже торговали по хорошим ценам.
— Многие в те времена и сами что-то шили.
— Да, большой популярностью пользовался журнал «Рижские моды» с выкройками. Конечно, у мамы была возможность шить в ателье Литфонда, но приходилось ждать очень долго. В районных ателье измучают многочисленными примерками, а в результате вещь все равно не сидит. Зато маме шил Слава Зайцев. Папа привез из Японии какую-то потрясающую ткань, серебряно-золотую с черным, и Слава создал из нее очень красивый костюм, мама его долго носила. Тогда мир был тесным и маленьким, все друг друга знали.
— В 70-е возникла мода на антикварную мебель. Я знаю, вы ее до сих пор любите.
— Люблю. Потому что я в этом росла. У людей интерес к антиквариату родился из-за того, что очень уж надоели ковры, распластанные на стенах, и ужасные застекленные полки из ДСП. И тут в 70-е случился массовый переезд из старых домов в какую-то новую жизнь. В прямом смысле на помойку выкидывали бабушкины сундуки, буфеты и так далее. Так антиквариат попал в оборот. Это был целый бизнес — проехаться вечером по дворам на грузовике, собрать на помойках красное дерево, карельскую березу, резные дубовые буфеты, отреставрировать и потом продать за большие деньги.
В итоге куда проще стало купить старинную мебель в комиссионке, чем выстоять очередь за какой-нибудь модной «Хельгой» или кошмарной стенкой, это занимало полгода, а то и больше. У нас был свой реставратор. Его телефон нам подарил замечательный композитор Арно Бабаджанян, когда узнал, что мама купила у одной актрисы антикварный гарнитур. Среди этой роскоши были старинные стулья, а в них — несметное количество клопов. Мы это обнаружили, когда гарнитур торжественно выгрузили на дачном участке. Мама чуть-чуть приподняла обивку, и оттуда посыпалось. Ткань и всю начинку в итоге сожгли, а остовы из красного дерева оставили. Мастер потом их и другую мебель очень долго и тщательно восстанавливал, казалось, он разговаривает с предметами. Получалась невероятная красота. Меня завораживали старинное зеркало, удивительный раздвигающийся стол, пламень красного дерева, резьба по дубу, обивка из шелка. — А папе важен был комфорт, роскошная мебель, модная одежда, деликатесная еда?
— Нет, он был совсем не того племени. Ему важны были только удобства для работы. Никакого выпендрежа, ни шарфика на шею, ни ультрамодного галстука. Свитер, сигаретки, самый простой и прочный стул, каша — абсолютно обычные мужские потребности. Но ему нравилось, что мама всем этим занимается, что люди приходят и радуются, как у нас красиво.
— Катя, а о чем будет ваша следующая книжка?
— Одиннадцатая книжка — это другой адрес: улица Горького, дом 9. В этом месте жизнь началась у нас с 1972-го по непонятно какой год.
— Вы поменяли много профессий: были переводчиком, фотографом, художником-модельером, главным редактором журнала, сейчас пишете книги. И что вам ближе?
— Вот как раз сейчас я и нашла любимое занятие. Оно, конечно, особо не приносит денег, на это жить нельзя, но книги пишутся для души. Я бы не выдержала период изоляции, если бы не писала. И теперь, в это сложное время, писательство помогает мне выживать. Всегда надо искать для своей души какое-то вдохновение, какую-то страсть, чтобы занять ее и чтобы дать ей работать, дышать. Иначе можно задохнуться.
— Что доставляет вам радость, кроме написания книг?
— Радость рядом. Это дети, внучка Полька. Друзья, которые меня очень поддерживают, без них я совершенно не могу. Все время жду возможности накрыть стол и всех позвать. Тем более что в этом году 90 лет отцу, и мы будем отмечать юбилей. Надеюсь, несмотря ни на что, мы все-таки соберемся на нашей полянке перед домом на даче и учудим что-нибудь замечательное. Я считаю, в любое время, какое бы сложное оно ни было, надо собирать вокруг себя людей, гостей, надо самой готовить для них еду, причем делать это с любовью. Потому что именно от этого зависят и вкус, и польза. Еще мы обязательно будем праздновать выход моей десятой, юбилейной книжки «Шуры-муры на Калининском», я опять накрою на стол, приготовлю форшмак и селедку под шубой, запеку мясо, наделаю салатов до горизонта, и пусть лучше останется, чем не хватит. Мне бабушка говорила: «Посмотри, ты все уже поставила на стол, а есть места, где скатерть видна. Как так можно гостей принимать?» Надо, чтобы не было видно скатерти!
екатерина рождественская сайт
ЕКАТЕРИНА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: "НАШУ ЖУТКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМО УКРАШАТЬ"
Назвать Катю Рождественскую фотографом - погрешить против истины. И сама она себя таковой не считает. Она просто украшает мир. Снимает для обложек журналов. Народ валом валит на выставку ее "Частной коллекции". А она... называет себя простой домохозяйкой. Поверьте, кроме фотографии, в ее жизни было много чего интересного.
Екатерина Робертовна Рождественская родилась 17 июля 1957 года в Москве в семье поэта Роберта Рождественского и литературного критика Аллы Киреевой.
В 1979 году она окончила МГИМО по специальности "международные отношения".
Занималась переводом с английского и французского языков романов Джона Стейнбека, Джона ле Карре, Сиднея Шелдона, Сомерсета Моэма и других.
Стала заниматься фотографией в 1998 году.
В 1999 году она начала публикацию серии фоторабот "Частная коллекция" в журнале "Караван историй", где снимались известные российские политики, телеведущие, актеры, журналисты в образах героев картин знаменитых и малоизвестных художников прошлого. Свою модель Рождественская фотографировала в интерьере, костюме и гриме персонажей всемирно известных шедевров живописи, добиваясь невероятного сходства с оригиналом, но сохраняя личностную оригинальность фотографируемого человека. К концу 2001 года в проекте было снято более 200 человек.
Рождественская снимает обложки для журнала "Караван историй" и газеты "7 дней".
Рождественская - автор более 30 фотопроектов. Среди них "Частная коллекция", "Ассоциации", "Мужчина и женщина", "Мечты детства" и другие.
Выставки фоторабот Рождественской с успехом проходили в Москве, Нижнем Новгороде, Киеве, Львове, Вологде и других городах России и ближнего зарубежья.
В апреле 2009 года Рождественская была избрана почетным членом Российской Академии художеств.
В 2005 году за фотопроект "Частная коллекция" удостоена премии "Серебряный венок".
Рождественская замужем за Дмитрием Бирюковым, первым заместителем генерального директора ОАО "Газпром-медиа", президентом издательства "Семь дней", выпускающего журналы "Итоги", "Караван историй", "Штаб-квартира" и еженедельник "7 дней".
В семье трое сыновей - Алексей, Дмитрий и Данила.
«В жизни так мало красоты, я пытаюсь хоть немного добавить ее от себя», - говорит Екатерина Рождественская. Работая с людьми знаменитыми, у которых свое видение прекрасного, а порой есть и капризы, она старается сделать свою работу так, чтобы она нравилась не только ей, но и самому герою и, конечно, читателям. Конфликты и скандалы - не ее история, наверное, поэтому невидимая очередь в ее студию со временем не становится короче.
М. Врубель. Пан Ефим Шифрин
Александр Домогаров. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту Антуана Жана Гро.
Ван Гог. Портрет младшего лейтенанта Милье. Александр Цекало
Алексей Нилов А. Браувер. Горький напиток.
Алика Смехова Плющ. Альфонс Муха.
Пьетро Беллотти. Старый пьяница Богдан Ступка
Вениамин Смехов Ван Гог. Доктор Поль Гоше.
Вера Алентова В Серов. Портрет княгини З. Юсуповой
А. Тулуз-Лотрек. Портрет Анри Самари. Гедиминас Таранда
Долинский Владимир К. Брюллов Портрет И.А. Крылова.
К Брюллов. Всадница. Екатерина Мцитуридзе
Иванушки International Адриан Браувер. Осязание
Лариса Вербицкая Оскар Блюм. Элегантное общество
Лариса Голубкина А. Е. Архипов. Девушка
Людмила Гурченко Густав Климт. Поцелуй
Густав Климт. Юдифь Людмила Гурченко
Пикассо. Любительница абсента. Людмила Гурченко
Дж. Болдини. Граф Роберт де Монтескью. Максим Галкин
К.Сомов. Портрет А Блока Максим Дунаевский
Марат Башаров Андреа дель Сарто. Портрет молодого человека
Марк Розовский.
Павел Корин. Жуков. Владимир Меньшов
Михаил Боярский Винсент Ван Гог. Автопортрет
Наталья Дарьялова Огюст Ренуар. Девушка с веером
Николай Басков Наполеон Бонапарт
М. Врубель Демон сидящий Николай Цискаридзе
И. Крамской. Портрет Л.Толстого Сергей Шакуров
В. Серов. Девочка с персиками Татьяна Веденеева
Элина Быстрицкая А.Е.Архипов. Девушка с кувшином