Лучшие фильмы эдварда нортона
лучшие фильмы эдварда нортона
Не каждый актер умудряется с первой роли в кино сорвать куш в виде номинаций на «Оскар», BAFTA и Золотой глобус, но Эдварду это удалось. Увлекательный фильм, начинающийся как традиционный процедурал о суде над невинным подростком, которого застали над трупом высокопоставленного священника.
Но постепенно действие разворачивается в построенный на флешбэках триллер, в котором фигура обвиняемого героя Нортона раскрывается перед зрителем и главным героем, адвокатом Мартином Вейлом (Ричард Гир), с неожиданного ракурса.
Яркого актера не могли не заметить, и следом Нортон меняется ролями с Ричардом Гиром — теперь он уже играет адвоката. Герой Эдварда защищал знаменитого бизнесмена Ларри Флинта (Вуди Харрельсон), выпускавшего скандально известный журнал Hustler.
Фильм Милоша Формана не только о бунте против заскорузлости мышления — он еще и о дружбе. У Нортона особенная роль: с одной стороны, он играет типичного «дельца», ввязавшегося в защиту провокатора ради громкого дела в портфолио, с другой — именно его человечность в итоге оказывается решающим фактором, который спасает Ларри Флинта от огромного штрафа.
«Американская история Икс» (1998, реж. Тони Кэй)
По мнению некоторых зрителей, лучшая роль Нортона в карьере: устрашающе честная, отлично сыгранная и пугающая. Актер настолько убедительно воплотил образ американского националиста, что некоторые ультраправые сообщества даже избирали его персонажа в качестве ролевой модели — невзирая на то, что во второй половине фильма Дерек Виньярд отказывается от своих расистских взглядов.
Видимо, настолько настоящим получился персонаж: он действительно пугает своим суровым видом, откровенной ненавистью, и поэтому его перемена так весома и значительна. Недаром за эту роль Нортон получил вторую номинацию на «Оскар».
Удивительно, как одна роль может повернуть все вспять. После выхода фильма Нортон проснулся не звездой, а настоящим символом поколения американского общества потребления. Его одновременно запоминающееся и в то же время типичное лицо менеджера среднего звена идеально гармонировало с идеей бунта горожанина-потребителя, разочаровавшегося в «американской мечте».
Тут, кажется, и говорить ничего не нужно: вкупе с Дереком Виньярдом из «Американской истории Икс» эти две роли Нортона формируют его облик как актера, который берется за роли, требующие невероятных психологических трансформаций.
Еще одна выдающаяся роль: Нортон играет своеобразного антипода своего персонажа из «Американской истории Икс» — наркодилера, который в силу глупого стечения обстоятельств получил семь лет тюрьмы. Последний день, проведенный им на воле, становится временем для принятия запоздалых решений.
На наших глазах персонаж буквально рождается заново — из потерянного человека он превращается в человека, нашедшего правильный путь, пускай и поздно. И благодаря Нортону зрители проходят этот процесс духовной трансформации вместе с ним.
Вышедший почти в один год с «Престижем», этот фильм вроде бы играл с ним на одном поле, но и не совсем. Если в картине Нолана был показан триллер о противостоянии двух искусных мастеров иллюзии, то герой Эдварда Нортона — принципиально другой персонаж: трагичный и фатальный.
Эйзенхайм — джентльмен, который намерен помочь герцогине Софи бежать из нежеланного союза с высокомерным и жестоким принцем Леопольдом. Он — настоящий романтический идеал: ловкий, красивый и благородный человек, способный растопить сердце любой девушки.
Вслед за красивым образом иллюзиониста и дамского угодника Нортон презентовал образ диаметрально противоположный: невзрачный, не слишком интересный врач Уолтер, настолько жалкий, что даже жена, не стесняясь, ему изменяет.
Но здесь снова проявляется склонность Нортона к удивительным психологическим трансформациям: постепенно в его герое обнаруживается невероятное благородство, которое меняет как главную героиню, так и людей вокруг. Фильм по роману Моэма — не банальная мелодрама, а история о верности и чести. И персонаж Нортона служит ее катализатором.
Безусловно, у персонажа Нортона в шедевре Андерсона второстепенная роль, но немаловажная. Именно с подачи неравнодушного вожатого бойскаутов начинаются поиски пропавшего мальчика. Он будто пришел из «Бойцовского клуба»: невротичный, дерганый, постоянно дымящий сигаретами. Типичный представитель категории «вечных детей», для которого служба в лагере стала делом всей жизни.
Впоследствии похожего персонажа Нортон сыграет у Андерсона еще раз — в «Отеле “Гранд Будапешт”». Только на этот раз до абсурда загнавший самого себя в рамки дисциплины офицер будет служить условному злу, а не добрым детям.
«Бердмэн» (2014, реж. Алехандро Гонсалес Иньяритту)
В образе дико вредного актера Бродвея Эдвард неожиданно раскрыл себя как комического артиста. «Бердмэн» вообще легко расхватывается на архетипы, но Майк Шайнер — это ходячий символ всего актерского сословия Голливуда. Капризный, до ужаса невыносимый и вообще отвратительный человек, от которого, впрочем, невозможно оторвать взгляд — настолько он притягателен. Особенно на контрасте с несчастным героем Майкла Китона.
Ну и нельзя забывать сцену драки в трусах — такого кривляния мы не припомним со времен Бастера Китона, которого Нортон иногда напоминает.
«Сиротский Бруклин» занимает особое место в фильмографии Эдварда. Это его второй режиссерский проект и одновременно одна из самых трудных актерских партий. Нортон-режиссер как будто соревнуется с Нортоном-актером. Первому удается погрузить нас в Нью-Йорк середины XX века с джазовыми клубами, дорогими пентхаусами богатых властителей города и трущобами, которые вот-вот отправятся под снос.
Он бросает Нортона-актера в самое пекло борьбы за справедливость, победить в которой без жертв невозможно. Кажется, что с актерской партией Нортон справляется намного ярче. Не зря ведь при подготовке к роли одинокого частного детектива с синдромом Туретта, сопровождающимся нервным тиком и неконтролируемыми вспышками рифмоплетства, он несколько раз консультировался с людьми, страдающими этим заболеванием.