Биография актрисы татьяны лавровой
Мы в соцсетях:
© «24smi.org», 2010 - 2022. Использование материалов, авторские права на которые принадлежат 24smi.org, возможно только с прямой активной ссылкой на первоисточник. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Категория интернет-ресурса 18
биография актрисы татьяны лавровой
Биография
В биографии Татьяны Лавровой, казалось, было все: и яркие роли, и яркие романы с прославленными деятелями искусства. Но все же ей не удалось ни устроить личную жизнь, ни в полной мере реализоваться в творчестве. Современники описывали актрису как натуру страстную, гордую, противоречивую — она металась от одной идеи к другой, меняла мужчин, театры, окружение, но так и не смогла найти то, что сделало бы ее счастливой.
Детство и юность
Татьяна Евгеньевна Андриканис — так звучит настоящая фамилия артистки — родилась в российской столице летом 1938 года. Судьба ее была предопределена, ведь она выросла в творческой среде. Родители были связаны с кинематографом: отец — оператор и режиссер-документалист, народный артист РСФСР Евгений Андриканис. Среди достижений мамы, кинооператора Галины Пышковой, — повесть режиссера Владимира Герасимова «Испытательный срок».
Детство Тани закончилось в возрасте 12 лет после развода родителей, который она перенесла тяжело. Девочка осталась жить с мамой и отчимом, но продолжила поддерживать связь с отцом. В его доме она всегда была желанной гостьей.
После окончания школы будущая звезда советского кино поступила в Школу-студию МХАТ, где выделялась редким артистическим даром. В 1959 году Андриканис вручили диплом о высшем образовании. На тот момент ее имя уже было известно московским театралам.
Театр
На подмостки Московского художественного театра Татьяна впервые вышла, еще будучи студенткой. Ей, молодой неопытной актрисе, доверили играть Нину Заречную в спектакле «Чайка» по пьесе Антона Чехова. Вместе с ней на сцене блистали признанные мастера актерской профессии, поэтому многие скептически относились к решению отдать роль дебютантке. Но артистка затмила всех, а о ее таланте с восторгом отзывались авторитетные критики.
Уже тогда стало понятно, что в театре Татьяну ждет большое будущее. Но, поскольку публике было тяжело запомнить фамилию Андриканис, руководство попросило исполнительницу выбрать простой и звучный псевдоним. Тогда актриса стала Лавровой.
К окончанию вуза восходящую звезду сцены уже ждали в труппе МХАТа. Помимо «Чайки», в ее репертуаре появились и другие интересные постановки. Но когда Олег Ефремов пригласил Татьяну в «Современник», она легко рассталась с труппой. Актриса всегда была открыта для экспериментов.
В новом театре Лавровой повезло сдружиться с Галиной Волчек, которая доверила ей играть Гитель в своем дебютном спектакле «Двое на качелях». Пьеса имела громкий успех, а Татьяна в кратчайший срок стала примой труппы. За 17 лет в «Современнике» она успела сыграть главные роли в постановках «С любимыми не расставайтесь» и «На дне».
Но в 1978 году у актрисы случилось недопонимание с Волчек, после чего она написала заявление об уходе. Татьяна вернулась во МХАТ, но там хватало своих звезд, и самым ярким образом, который она воплотила, стала Аркадина из все той же «Чайки». При жизни Ефремова актриса играла героиню, даже когда здоровье подводило ее. После прихода Олега Табакова ее сменила другая исполнительница, но художественный руководитель продолжал поддерживать Лаврову материально.
Фильмы
Экранный дебют актрисы случился еще в детстве. Она снялась в эпизоде мелодрамы «Марите», над которой работала в качестве оператора Галина Пышкова. Премьера фильма состоялась в 1947 году, после чего последовал длительный перерыв в карьере, обусловленный необходимостью завершить учебу.
Уже после окончания вуза Татьяна предстала перед зрителями в художественной ленте режиссера Владимира Герасимова «Песня о Кольцове», где сыграла Варю Лебедеву. На съемочной площадке молодой артистке вновь удалось поработать вместе с мамой.
Сотрудничество с Герасимовым продолжилось во время работы над фильмом «Испытательный срок» о буднях работников уголовного розыска. Татьяна очутилась в компании именитых коллег, среди которых были Олег Табаков, Олег Ефремов, Вячеслав Невинный.
Но всесоюзная слава пришла к Лавровой в 1961 году вместе с драмой Михаила Ромма «Девять дней одного года». Главная роль в любовном треугольнике физиков-ядерщиков, которых сыграли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, сделала актрису знаменитой.
На кинофестивале в Карловых Варах лента Ромма была отмечена главной наградой — «Хрустальным глобусом», в Мельбурне и Сан-Франциско режиссера удостоили дипломов, а в СССР вручили Государственную премию имени братьев Васильевых.
Культовую мелодраму с молодой исполнительницей в главной роли посмотрели 23 млн советских и зарубежных зрителей, а ее фото печатались во всех газетах. Но спустя несколько лет актриса обронила в интервью:
«Моя история с кино не очень состоялась».
После громкого успеха режиссеры не засыпали Татьяну предложениями, и на экране она вновь появилась лишь через четыре года. Премьера оптимистической драмы Михаила Швейцера и Софии Милькиной «Время, вперед!», в которой Лавровой досталась роль второго плана, состоялась в 1965-м.
Снова почувствовать себя в зените славы артистка смогла, когда зрители увидели фантастическую ленту «Таинственная стена». Актер Лев Круглый сыграл ученого, Татьяне досталась роль супруги. Яркая роль старшего лейтенанта Карпухина была сыграна Андреем Мироновым, которого, по слухам, знаменитость на дух не переносила.
В 1970-х в фильмографии актрисы появилось около десятка кинолент, наиболее заметной из них стала мелодрама «Вылет задерживается». За главную роль в этой картине исполнительнице на Международном кинофестивале в Монте-Карло вручили приз «Серебряная нимфа».
Достойна внимания и психологическая драма «Дневной поезд» Инессы Селезневой, в которой Татьяна Евгеньевна снова очутилась в окружении звезд советского экрана. С ней снимались Маргарита Терехова, Валентин Гафт, Алла Мещерякова.
В последующие десятилетия актриса снималась мало. Из заметных проектов — драма «Голос» Ильи Авербаха и четырехсерийный политический детектив «Последний довод королей». Последний снят по роману Флетчера Нибела и Чарльза Бейли «Семь дней в мае».
В начале 2000-х Лаврова вновь напомнила зрителям о себе появлением в трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино». За роль второго плана ей вручили приз от Гильдии актеров России. Но главной наградой стала «Ника». За статуэткой артистка приехала прямиком из больницы — ей сделали операцию на позвоночнике. Но она сцене она выглядела яркой и полной сил, чем восхитила друзей и поклонников.
Удалось знаменитости блеснуть и в драме «Превращение», созданной на основе романа Франца Кафки. После этого она снялась еще в таких проектах, как «Другая жизнь» и «Потерянные в раю». Последней работой в кино стал триллер «Иное», вышедший в 2007 году.
Личная жизнь
Первый серьезный роман Лавровой с Евгением Урбанским длился семь лет. В талантливого красавца, прозванного «советским Марлоном Брандо», Татьяна влюбилась студенткой. Старший на шесть лет артист был ее первым мужчиной, трепетное отношение к которому она пронесла через всю жизнь.
На момент знакомства Евгений был женат, но каждый раз, когда видел Лаврову на своих спектаклях, едва справлялся с волнением. В итоге он оставил семью, и влюбленные поселились в театральном общежитии, потом ютились за ширмой в коммуналке, где жила бабушка исполнительницы. Но союз разрушили вовсе не бытовые трудности: актриса узнала об измене Урбанского и не смогла простить.
На сцене «Современника» Татьяна познакомилась с Олегом Далем. В талантливого, искрометного артиста влюблялись как актрисы, так и поклонницы, но замуж он позвал Лаврову. Брак просуществовал полгода. По воспоминаниям коллег и друзей пары, муж злоупотреблял спиртным и артистка устала биться с его пороком.
1965 год оказался для знаменитости драматичным: она трудно переживала расставание с Далем, к этому добавилась горестная весть о гибели на съемках Евгения Урбанского. После этого Татьяна Евгеньевна решила попробовать устроить личную жизнь с человеком, далеким от мира искусства.
Третьим мужем артистки стал футболист «Торпедо» Владимир Михайлов, в браке с которым родился сын, названный в честь отца. Но появление наследника не спасло брак. Свободолюбивая и яркая актриса не терпела ревность и желание мужа подавить, навязать правила. Он раздражался, когда жена задерживалась после спектаклей, требовал отказаться от косметики и ярких нарядов. Лаврова ушла от него, забрав маленького Володю.
Последовавший позже роман с женатым Андреем Вознесенским был ярким, но драматичным. Поэт метался между двумя женщинами, не решаясь бросить одну ради другой. Татьяне он посвящал стихи и совершал ради нее безумные поступки — однажды усыпал пол в гостиничном номере апельсинами. Их отношения закончились болезненным расставанием и знаменитым стихом, в котором кровоточит каждое слово. После этого актриса пробовала построить жизнь с режиссером, чье имя предпочла не называть.
Владимир взял сценическую фамилию матери — Лавров. Он не продолжил знаменитую кинодинастию, став скульптором и дизайнером. У наследника знаменитости двое детей от разных женщин — девочки Евгения и Аглая. Татьяна Евгеньевна успела понянчить только старшую из внучек, которую обожала и пророчила ей актерскую славу.
Смерть
Народную артистку РСФСР госпитализировали в начале мая 2007 года в московскую 19-ю больницу. Врачи заподозрили инфаркт, но сердце оказалось здоровым. После обследования прозвучал диагноз — бронхит. Лаврова была заядлой курильщицей, не расстававшейся с пагубной привычкой десятилетиями. Также медики заподозрили у женщины рак желудка.
Татьяна Евгеньевна потребовала перевести ее в 57-ю больницу, где после осмотра у нее обнаружили пневмонию. Через неделю после перевода актриса скончалась, не дожив до 70-летнего юбилея год. Причиной смерти стало воспаление легких. Могила звезды советского кино расположена на Троекуровском кладбище.
Фильмография
- 1959 — «Песня о Кольцове»
- 1960 — «Испытательный срок»
- 1961 — «Девять дней одного года»
- 1965 — «Время, вперед!»
- 1967 — «Таинственная стена»
- 1971 — «Вся королевская рать»
- 1974 — «Вылет задерживается»
- 1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1976 — «Дни хирурга Мишкина»
- 1982 — «Голос»
- 1983 — «Последний довод королей»
- 1987 — «Так победим!»
- 2002 — «Кино про кино»
- 2002 — «Превращение»
- 2006 — «Иное»