Мулаты в россии
У детей никогда не заходит разговор о цвете кожи. Этим озадачены только взрослые
Почему-то, когда печатаются колонки, в которых пишут про интернациональные браки, про выбор русских, татар в качестве супруга человека не своей нации, комментаторы не скупятся на оскорбления, унижения, сообщения, в которых четко и ясно прослеживается нетерпимость к другим нациям, расам. Все начинают «обсасывать» тему, смешивая с грязью, и считают, что все это правильно и верно. Я не понаслышке знаю, что такое расизм, именно с ним я сталкиваюсь каждый день, выходя из дома на работу и возвращаясь с работы домой.
В 2005 году, приехав в Санкт-Петербург из Татарстана, я познакомилась со своим будущим мужем. На тот момент я даже и предположить не могла, как сложится моя судьба и что она будет как-то связана с Африкой и с расизмом. Когда ты молод, тебе кажется, что весь мир у твоих ног и что все в жизни легко решаемо. И уж о том, что в нашей стране могут быть какие-то нацистские организации, которые несут пропаганду в массы изо дня в день, знать не можешь. Тебе кажется, что все проблемы по плечу и что, имея мужа-иностранца и детей, ты не будешь испытывать дискомфорт в нашем обществе, а все, что говорят, — выдумки и преувеличение.
Я не понаслышке знаю, что такое расизм, именно с ним я сталкиваюсь каждый день, выходя из дома на работу и возвращаясь с работы домой
Когда на работе узнали о том, что у меня есть знакомый из Африки — именно знакомый, так как на тот моменты мы были едва знакомы и встречались на курсах по изучению языка, — со мной перестали здороваться за руку, объясняя, что, имея таких друзей, я перестала быть для них личностью, достойной уважения. Ну да ладно, с кем не бывает, у каждого свое отношение к миру. Попросили уйти с работы. Сейчас я понимаю, что это были звоночки — даже не звоночки, а звон колокола, который предупреждал, насколько все плохо у нас с толерантностью.
«Всегда нужно брать с собой диктофон»
С появлением детей стала замечать все больше негатива со стороны людей. Когда устраивала их в детский сад, заведующая поликлиникой отказывалась подписывать карту медосмотра: «Таким, как вы, не место в саду, там и русским места мало». Сказала, что сделает все, чтобы мы туда не попали…
Но диктофонная запись нашего разговора, заявление в прокуратуру и в министерство здравоохранения остудили ее пыл, и дети получили законное место в саду по прописке. Я поняла, что всегда нужно брать с собой диктофон, потому как приходится часто доказывать людям, что расизм имеет место быть.
Имея мужа-иностранца и детей-мулатов в России, начинаешь видеть проблему расизма изнутри. Люди считают своим долгом высказать тебе в глаза свое презрение, оскорбить или просто фыркнуть громко и ясно. И все потому, что моя семья не похожа на их семьи.
Со стороны татар не было ни одного негатива за 10 лет
Но в этом блоге тема пойдет не о том, как все плохо и безвыходно, а о том, как отличается реакция на детей-мулатов и интернациональные пары в таких местах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и татарстанская глубинка, а также в городах за пределами Российской Федерации.
С появлением детей стала замечать все больше негатива со стороны людей…
Могу сразу сказать, что кардинально. Если здесь, в столице России, проезд в метро с детьми для меня считается самой крайней мерой, то в Казани все гораздо лучше. И так со всем общественным транспортом. Если сравнивать отношение русских и татар (встречаемых мною), то со стороны татар не было ни одного негатива за 10 лет. Только праздное любопытство. Самые популярные вопросы: где познакомились? откуда муж? на каком языке говорят дети? И задают их везде: пока стою в очереди, пока прохожу регистрацию на рейс, даже когда останавливаюсь, чтобы поправить ребенку рюкзак рядом с сидящими на скамейке людьми – тут же начинается допрос, впрочем, без негативной подоплеки.
Садясь в поезд Москва – Казань и видя, что соседи по вагону — татары, я могу уже расслабиться и спокойно продолжать путь. Много позитива и улыбок с их стороны. Возможно, потому, что я не татарка и им дела нет до того, за кого русские выходят замуж. Возможно, мне просто везло и не попадались ярые противники межрасовых браков.
Помню, когда впервые с тогда еще будущим мужем поехали в Казань и его всю дорогу угощали чак-чаком и пирожками, он был в таком шоке от гостеприимства, что все время спрашивал: «В чем здесь подвох?»
Если по приезде в Арзамас мы в течение двух часов искали такси, которое отвезет нас до Дивеево, и не могли найти, потому что все «таксисты», дежурившие у вокзала, отказывались сажать в машину «черных» (только за двойную плату договорились с одним самым смелым отвезти нас до места), то в одном из маленьких городов Татарстана водитель даже пытался шутить на английском, с интересом расспрашивал, кто мы и откуда.
Если выбирать место отдыха в России между столичными городами, курортными и Татарстаном, выберу последнее, потому как считаю, что люди в Татарстане более терпимо относятся к другим расам и что там безопаснее
Хочу отметить, что чем дальше от столичных городов, тем терпимее и спокойнее люди, не только татары, но и русские, нет агрессии с их стороны, выпадов. Что касается русских и татарских детей, так те практически не видят разницы между собой и моими. Татарские дети порой уверены, что и мои тоже татары, и никогда разговора не заходит о цвете кожи. Этим озадачены больше взрослые.
Отдыхать – в Татарстан, на ПМЖ – в Европу
Если выбирать место отдыха в России между столичными городами, курортными и Татарстаном, выберу последнее, потому как считаю, что люди в Татарстане более терпимо относятся к другим расам и что там безопаснее. Но если выбирать в качестве места для постоянного проживания между Россией и Европой, то выберу Европу, потому что там наша семья ощущает себя по-настоящему в безопасности. Там мы просто люди, на которых не обращают такого внимания, как в России, не задают вопросов, не лезут в личную жизнь, не нападают, не дискриминируют.
За 11 лет из России мигрировало больше 25 афро-русских семей, знакомых мне лично. Кто-то подал на беженство во Францию, Норвегию, Германию, Чехию, Испанию, Великобританию, кто-то мигрировал по трудовой визе в Канаду, кто-то уехал в Америку и остался там нелегально — и никто не хочет возвращаться обратно. Не потому, что там пособия и высокие зарплаты, а потому что там безопасно…Анна Верес, фото автора
мулаты в россии
Не́гры и мула́ты в Росси́и — группа россиян и иммигрантов, полностью или частично происходящих от принадлежащих к негроидной расе выходцев из центральной и южной Африки. В их числе также дети от межрасовых браков и специалисты, приглашаемые в Россию работать по контракту, например, профессиональные спортсмены.
Содержание
Терминология и этимология
Представителей негроидной расы в русском языке обычно называют неграми[1]. Слово «негр» восходит к исп. negro «чёрный» через посредство других европейских языков (нем. Neger, фр. nègre). Хотя в русском языке это слово, в отличие от англ. Negro и особенно вульгарного англ. nigger, не несёт отрицательного подсмысла (о чём свидетельствует наличие статьи «Негры» во множестве авторитетных словарей без особых помет, в частности таких как «бранное», «вульгарное», «просторечное» и т. п.)[2][1][3][4][5], в последние годы его иногда стараются избегать.
Термин «афророссияне» используется российской печатью (см. ссылки) и может обозначать разные явления: россиян африканского происхождения; африканцев, не являющихся гражданами России и играющих в составе российских спортивных команд; российские экипажи судов, ходящих под флагами африканских государств[6] и т. д. Он образован по аналогии с термином «афроамериканцы».
Демография
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)По сведениям Института Африки РАН, за годы помощи Советского Союза развивающимся странам в нём побывало порядка 70 тысяч африканцев[7]. Большинство, окончив обучение, уехали на родину, где благодаря полученному образованию занимали ведущие должности в различных областях промышленности, торговли, культуры и науки. Также многие прославились на государственной службе. В последние двадцать лет наблюдается такое явление, как миграция чернокожих из России в другие страны с более благоприятной обстановкой.
История
Хотя значительная часть экономики Российской империи строилась на сельском хозяйстве, Россия не нуждалась в целенаправленном ввозе чернокожих рабов из Африки, так как практически весь сельскохозяйственный труд выполнялся свободными или крепостными крестьянами[8]. Поэтому миграция в Россию людей негроидной расы с последующим их укоренением на новой родине из-за географической отдалённости могла происходить лишь эпизодически, как единичные случаи[9]. Она никогда не была массовой и, соответственно, негры (арапы, мавры) традиционно были большой диковинкой для подавляющей массы населения России. Среди первых известных африканских иммигрантов — Абрам Ганнибал, прадед по материнской линии А. С. Пушкина. В XVIII веке распространилась мода на чернокожих слуг, которых называли «арапами» или «арапками».
При дворе российского императора имелась штатная должность «араб Высочайшего двора». Многие из придворных арабов были выходцами из США. Первым американским арапом стал камердинер посланника США Джона Квинси Адамса — Нельсон. Один из американских арапов — Неро Принс — у себя на родине был в числе основателей местной масонской ложи и занимал пост великого мастера[10]. Его жена Нэнси Принс (англ.)русск. вела во время пребывания в России дневник[11]. На рубеже XIX—XX вв. одним из «арабов Высочайшего двора» был уроженец Островов Зелёного Мыса Георгий Мариа — основатель рода, представители которого до сих пор живут в Петербурге. Георгий Мариа умер в 1912 году, оставив пятеро детей: Виктора, Сергея, Николая, Георгия и Екатерину. После революции его сыновья работали на заводах, а в 1941 году были призваны в ряды Красной Армии. Один из них — Николай Георгиевич Мариа — погиб в 1943 году в Синявских болотах. Другой сын — Георгий Георгиевич Мариа прошёл всю войну[12].
Относительно заметным началом появления в России чернокожих можно считать период индустриализации СССР 1930-х годов, когда по указанию партии из-за границы было приглашено большое количество инженеров ведущих западноевропейских и американских компаний, была налажена внешняя торговля и масштабные поставки современного промышленного оборудования и техники, а также с помощью квалифицированных иностранных специалистов создавалась отечественная система высшего технического образования.
Закономерно, что частью приехавших из США инженеров, предпринимателей, представителей интеллигенции были негры. В определённом количестве они обосновывались в Советском Союзе на годы, а иногда и заводили семьи и оставались насовсем (см., например, Джеймс Паттерсон). На данном этапе такие случаи в масштабах страны, впрочем, оставались скорее единичными и не оценивались коренным населением как особое явление. Укоренению в СССР некоторых специалистов-негров способствовал общий экономический и эмоционально-психологический подъём страны на контрастном фоне Великой депрессии в странах Запада[13], а также прочная идеологическая установка в СССР на пролетарский интернационализм: в отличие от США, здесь негры не подвергались направленной расовой дискриминации, скорее наоборот.
В 2010 году в Новозавидовский совет депутатов был избран уроженец Бенина Жан Сагбо, ставший первым чернокожим политиком в России[14].
Дети фестиваля
Де́ти фестива́ля или фестива́льные де́ти[15] — обобщённое название родившихся в послевоенном СССР мулатов и метисов, одним из родителей которых являются неевропеоиды стран Африки, Латинской Америки и, в меньшей степени, зарубежной Азии. Прежде всего этот фразеологизм относится к родившимся в Советском Союзе детям представителей негроидной расы выходцев из «Чёрной Африки» как к наиболее отличающимся внешне от остального населения.
Считается, что впервые массовое появление русских-метисов и русских-мулатов вызвал прошедший в Москве в 1957 году VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, отсюда и название. Открывшийся в 1960 году Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы принимает студентов из дальнего зарубежья, среди которых немало чернокожих. Большим успехом пользовалась команда КВН РУДН «Дети Лумумбы». Этими же словами часто называют вообще всех «русских негров».
Чернокожие спортсмены в России
В российских футбольных командах играет немалое количество выходцев из Африки. В 2000 году камерунский футболист Жерри-Кристиан Тчуйсе получил гражданство России. После этого в спортивной прессе возникла полемика, следует ли приглашать игрока в национальную сборную. Однако сам Тчуйсе предпочёл играть за сборную Камеруна, а по правилам ФИФА футболист, проведший хотя бы одну игру за одну национальную сборную, не может быть заявлен для другой.
Баскетболист ЦСКА Джон Роберт Холден, получивший гражданство России из-за лимита на легионеров в российской баскетбольной Суперлиге, стал одним из игроков основы сборной России, и именно его точный бросок на последней минуте финального матча чемпионата Европы 2007 года принёс сборной золотые медали.
В 2007 году гражданство РФ принял другой афроамериканский баскетболист, Келли Маккарти, выступающий за БК Химки. Так как по правилам за сборную может играть лишь один натурализовавшийся игрок, он был призван в российскую команду только после отказа Холдена и выступил на Евробаскете-2009.
Членом сборной России по кёрлингу является Нкеирука Езех. Её отец — нигериец, а мать — чувашка. В составе сборной она приняла участие в зимних Олимпийских играх 2002, 2006 и 2010 годов.
За сборную России по мини-футболу выступают двое натурализованных чернокожих бразильцев — Сирило (c 2005) и Пула (c 2008).
Общественные движения негров в России
В Санкт-Петербурге создано общественное движение «Африканское единство». Движение объединяет граждан России и студентов из африканских стран.
См. также
Напишите отзыв о статье "Негры и мулаты в России"
Примечания
↑ 1 2 См. словари русского языка разных годов издания:Негр // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.;
Негры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.;
Негр // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : ГИ «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : ГИНС (т. 2—4), 1935—1940.;
[www.ozhegov.org/words/18182.shtml Негр] // Ожегова (первое издание 1949 г., ссылка на издание 1992 г. совместно с Н. Ю. Шведовой);
[www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=xefr=xzar=xag=xab=xsin=xlv=xaz=xpe=xword=Негр] // Новый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой (2000 г.);
[www.gramota.ru/slovari/dic/?word=негрыall=x Негры] // Большой толковый словарь русского языка. / Гл. ред. С. А. Кузнецов. ↑ Негры — статья из Большой советской энциклопедии. ↑ Негритянская литература — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939 ↑ Негритюд // Энциклопедия социологии ↑ Различные статьи в энциклопедии «Кругосвет» и в Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. ↑ [ru.obkom.net.ua/news/2005-04-06/1601.shtml Афророссияне сделали из Одессы черную «жемчужину у моря»], ОБКОМ. ↑ info.trud.ru/issue/article.php?id=200603160451002 ↑ «…types of serfdom which differed little from slavery except for legal technicality. Consequently, despite Russia’s overwhelmingly agricultural economy, which had some attributes in common with plantation system in New World, where was no need to import…» A. Blakely, «Russia and the Negro», p. 29, Howard University Press, 1986, ISBN 0-88258-146-5, 9780882581460. [books.google.com/books?ei=I1-xSZ6GFojMlQTm3_yBAQid=u9doAAAAMAAJdq=Russia and the Negro: blacks in Russian history and thoughtq=serfpgis=1#search_anchor] ↑ Единственным — и, по-видимому, не вполне удачным — опытом относительно массового (несколько сотен человек) ввоза африканцев на территорию империи стало заселение неграми в XVII веке ряда деревень в окрестностях Адзюбжа (Адзюбиса) в Абхазии (тогда — часть Османской империи). Ныне Адзюбжа является местом проживания особой расово-этнической группы — абхазских негров. ↑ Зимин И. [old.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10240998@SV_Articles «Арапы» царского двора] // Санкт-Петербургские ведомости. — 2007. — Вып. 029. ↑ [digilib.nypl.org/dynaweb/digs/wwm97263/@Generic__BookTextView/185;hf=0#X Prince, Nancy
A narrative of the life and travels of Mrs. Nancy Prince] ↑ Тарасова Н. Высочайшего двора служители… // Наука и жизнь. — 2014. — В. 10. — С. 136—141. ↑ Orlando Figes [entertainment.timesonline.co.uk/tol/arts_and_entertainment/books/non-fiction/article4396888.ece The Forsaken: From the Great Depression to the Gulags: Hope and Betrayal in Stalin’s Russia by Tim Tzouliadis]. — The Sunday Times, 27 июля 2008 года. ↑ [russian.rt.com/inotv/2010-09-14/V-Rossii-izbran-pervij-chernokozhij В России избран первый чернокожий депутат], RT, CNN (14-09-2010). ↑ Карпов, В., спецкор «Труда» [www.trud.ru/issue/article.php?id=200707141230601 А был ли чёрный мальчик?] — Труд, № 123, 14 июля 2007 года.
Ссылки
- [www.russianwomenmagazine.com/russian/counsel/racism.htm Бытовой расизм в жизни подростка-метиса из афро-русской семьи]. [webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:KSzyE9c8MJcJ:www.russianwomenmagazine.com/russian/counsel/racism.htm Архивировано из первоисточника 1 мар 2015].
- Елена Новосёлова. [www.rg.ru/Anons/arc_2003/0529/9.shtm Афрорусские.] За последние четыре десятилетия в России родились 25 тысяч чернокожих детей. Российская газета (29 мая 2003).
- Ирина Белашева. [www.vremya.ru/2000/151/4/2540.html Черный человек.] Второй год в Москве работает фонд, который пытается объединить всех „афрорусских“».
- [www.africana.ru/Golden/info/black_russians_project.htm Телепроект «ЧЕРНЫЕ РУССКИЕ»]
- [www.kommersant.ru/doc.html?DocID=648284IssueId=30013 Афророссияне не попали в финал], Коммерсантъ (9 фев 2006).
- [www.ogoniok.com/archive/2000/4673/46-23-25/ Афророссияне в журнале «Огонёк»]
- [www.mk.ru/numbers/1783/article59873.htm Черным по белому] В хижинах дяди Тома теперь живут афророссияне. Московский комсомолец(недоступная ссылка — история) (2005). [web.archive.org/web/20051126073634/www.mk.ru/numbers/1783/article59873.htm Архивировано из первоисточника 26 ноя 2005].
- Л. Грибанова. [www.nashi-deti.ru/articles/15/ ДЕТИ-МЕТИСЫ В РОССИИ: СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ].
- [www.russianwomenmagazine.com/russian/counsel/name.htm Имена детей-метисов от афро-русских смешанных браков] На каком языке говорит афро-россиянка Паола Николаева?.
- [zapiski-rep.sitecity.ru/ltext_1112152723.phtml?p_ident=ltext_1112152723.p_0802012726 Национальность: Афрорусский]limit report Cached time: 20220207100100 Cache expiry: 86400 Dynamic content: false CPU time usage: 0.400 seconds Real time usage: 0.423 seconds Preprocessor visited node count: 4571/1000000 Preprocessor generated node count: 72044/1000000 Post‐expand include size: 57328/2097152 bytes Template argument size: 19031/2097152 bytes Highest expansion depth: 13/40 Expensive parser function count: 2/100 Lua time usage: 0.007/17.000 seconds Lua memory usage: 831 KB/100 MBTransclusion expansion time report (%,ms,calls,template) 100.00% 307.279 1 - -total 58.74% 180.484 1 - Шаблон:Примечания 22.65% 69.608 2 - Шаблон:Публикация 14.67% 45.071 6 - Шаблон:Cite_web 13.32% 40.929 1 - Шаблон:Даль 11.41% 35.053 1 - Шаблон:Статья 10.58% 32.509 4 - Шаблон:Публикация/! 10.20% 31.328 1 - Шаблон:Словарь_Ушакова 8.63% 26.508 1 - Шаблон:Бсокр 7.94% 24.401 1 - Шаблон:Нет_источников_в_разделе -->
Отрывок, характеризующий Негры и мулаты в России
Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя.Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними.
Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.
– Тит, а Тит! – сказал берейтор.
– Чего? – рассеянно отвечал старик.
– Тит! Ступай молотить.
– Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка.
В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов.
Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами.
Остатки войск Ланжерона и Дохтурова, смешавшись, теснились около прудов на плотинах и берегах у деревни Аугеста.
В 6 м часу только у плотины Аугеста еще слышалась жаркая канонада одних французов, выстроивших многочисленные батареи на спуске Праценских высот и бивших по нашим отступающим войскам.
В арьергарде Дохтуров и другие, собирая батальоны, отстреливались от французской кавалерии, преследовавшей наших. Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на этой плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и, запыленные мукой, с белыми возами уезжали по той же плотине, – на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно. так же убитыми.
Каждые десять секунд, нагнетая воздух, шлепало ядро или разрывалась граната в средине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко. Долохов, раненый в руку, пешком с десятком солдат своей роты (он был уже офицер) и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. Влекомые толпой, они втеснились во вход к плотине и, сжатые со всех сторон, остановились, потому что впереди упала лошадь под пушкой, и толпа вытаскивала ее. Одно ядро убило кого то сзади их, другое ударилось впереди и забрызгало кровью Долохова. Толпа отчаянно надвинулась, сжалась, тронулась несколько шагов и опять остановилась.
Пройти эти сто шагов, и, наверное, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное, думал каждый. Долохов, стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед, покрывший пруд.
– Сворачивай, – закричал он, подпрыгивая по льду, который трещал под ним, – сворачивай! – кричал он на орудие. – Держит!…
Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его.
– Пошел на лед! пошел по льду! Пошел! вороти! аль не слышишь! Пошел! – вдруг после ядра, попавшего в генерала, послышались бесчисленные голоса, сами не зная, что и зачем кричавшие.
Одно из задних орудий, вступавшее на плотину, своротило на лед. Толпы солдат с плотины стали сбегать на замерзший пруд. Под одним из передних солдат треснул лед, и одна нога ушла в воду; он хотел оправиться и провалился по пояс.
Ближайшие солдаты замялись, орудийный ездовой остановил свою лошадь, но сзади всё еще слышались крики: «Пошел на лед, что стал, пошел! пошел!» И крики ужаса послышались в толпе. Солдаты, окружавшие орудие, махали на лошадей и били их, чтобы они сворачивали и подвигались. Лошади тронулись с берега. Лед, державший пеших, рухнулся огромным куском, и человек сорок, бывших на льду, бросились кто вперед, кто назад, потопляя один другого.
Ядра всё так же равномерно свистели и шлепались на лед, в воду и чаще всего в толпу, покрывавшую плотину, пруды и берег.
На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
- Амалия Затари
- Би-би-си
11 июня 2020
На Россию не распространились охватившие Запад протесты Black Lives Matter, но не потому, что в стране нет расизма. Один из последних вопиющих случаев проявления расовой дискриминации произошел на этой неделе - рунет облетел ролик, на котором водитель "Яндекс.Такси" в Брянске отказывается везти темнокожего.
Пострадавшим оказался 21-летний студент Брянского государственного университета (БГУ) имени Петровского Рой Ибонга. Снятый им ролик опубликовал паблик "Подслушано Брянск" во "ВКонтакте". Сидящий за рулем таксист говорит: "Если мне человек не нравится, я его не повезу, это мой автомобиль". На прямой вопрос Роя "Вы расист?" водитель отвечает: "Конечно, да".
Позже в "Яндекс.Такси" извинились перед Роем за поведение водителя. "Спасибо, что нашли возможность рассказать об этом недопустимом случае. Мне очень жаль, что вам пришлось столкнуться с таким", - написал ему представитель сервиса.
В тот же день, как сообщили СМИ, водителя отключили от сервиса. "Водителям, склонным к хамству и расизму, не место в "Яндекс.Такси", - заявили в компании.
Об инциденте Рой рассказал в своем "Инстаграме". В комментариях ему начали писать как слова поддержки, так и расистские оскорбления. Позже он закрыл свой аккаунт.
Некоторые пользователи соцсетей раскритиковали решение "Яндекса" отстранить таксиста от работы в кризис и призвали бойкотировать сервис.
Би-би-си поговорила с Роем и другими темнокожими жителями России о том, как часто они сталкиваются с расизмом и почему, по их мнению, Россию не затронули антирасистские протесты.
Рой Ибонга, 21 год, студент
"Один раз меня не пустили в кафе"
Я приехал в Россию в декабре 2017 года, чтобы учиться. Я выбрал Россию, потому что мне нравится эта страна, и у меня были знакомые, которые уже тут жили и учились. Учусь в Брянске, потому что у меня было приглашение от БГУ. Мне нравится тут жить и учиться, тут хорошо и спокойно.
С расизмом сталкиваются все африканцы, которые живут в Брянске. Если ты, например, заказал такси, если таксист приехал и увидел, что ты иностранец, он может просто уехать. Этот случай с такси [попавший в СМИ] - не первый, это случается уже давно. В этот раз я просто снял это на видео и опубликовал, чтобы показать людям, как к нам относятся.
Здесь, в Брянске, такое происходит каждый раз. Мои друзья тоже с этим сталкиваются, но они не могут рассказать об этом, они молчат, потому что не говорят по-русски.
Один раз меня не пустили в кафе, это было в прошлом году. Я пришел в кафе, а охранник мне говорит: вы не можете войти, вам нельзя. Я спрашиваю: почему нельзя? Он отвечает: вы не можете войти, потому что в прошлый раз тут были какие-то африканцы, которые подрались. Я говорю: а причем тут я? Я пришел посидеть, отдохнуть. Он говорит: нет. Я даже администратору позвонил, и тот тоже сказал, что в кафе мне нельзя.
На улице я с расизмом не сталкивался. Люди на тебя смотрят, но это все, что происходит.
Я не знаю, почему люди так к нам относятся. Может, потому что мы недавно приехали, и люди еще не привыкли нас видеть. Здесь очень мало темнокожих. Тут есть дискриминация, но, может, люди просто не знают, как к нам относиться. Я так думаю.
Я был в Москве, и между Брянском и Москвой есть огромная разница. Такое ощущение, что Москва это вообще другая страна. В Москве к темнокожим относятся очень хорошо, не как здесь. Там я никогда не сталкивался ни с какой дискриминацией.
"Я никогда не встречал, чтобы полиция в России била людей просто так"
Проблемы, которые происходят сейчас в США, есть там уже давно: то, как люди относятся к черным и белым, как полиция относится к темнокожим. Это очень плохо. Я думаю, что в России нет протестов, потому что в России есть законы, и все боятся попасть в тюрьму. Потому что тут все знают, что если ты будешь так обращаться с человеком, то тебя за это посадят.
Здесь я никогда не встречал, чтобы полиция в России била людей просто так. Если они заподозрили, что у тебя что-то есть - наркотики или что-то еще плохое, - то они подойдут, но по-нормальному будут с тобой общаться. Я никогда не видел, чтобы полицейские в России били темнокожих. Лично я с российской полицией никогда не сталкивался, опыта общения с полицейскими в России у меня нет.
Если я сталкиваюсь с какими-то проявлениями расизма, то просто ухожу и всё. А что еще делать? Я не знаю. Не надо быть агрессивным или еще что-то, лучше просто уйти. Потому что человек все равно ничего не поймет, он все равно будет всегда так к тебе относиться.
Я игнорирую это все, конечно, как еще на это реагировать... Но вообще это стресс в голове, ты начинаешь думать: почему я родился черным?
Я из Республики Конго и до России жил только в Конго. С расизмом я впервые столкнулся в России. Да, я это воспринимаю очень болезненно. А что еще думать? Ты родился черным, и есть люди, для которых это проблема. Не знаю, почему так. Ты выходишь на улицу, и все на тебя смотрят, как будто ты не человек. Это очень обидно, на самом деле.
Изабель Кастильо, 27 лет, менеджер по маркетингу
Я родилась в Южно-Сахалинске. Потом, после школы, уехала в Петербург учиться в университете, а сейчас живу и работаю в Москве.
Когда я жила в Южно-Сахалинске, в школьные годы то, что я темнокожая, чувствовалось каждый день и каждую минуту. В школе было очень много травли, потому что дети жестокие сами по себе.
Было очень тяжело каждый день с этим справляться, хотя моя школа была далеко не самая худшая, а даже наоборот - одна из лучших в городе, лицей с физико-математическим уклоном.
В школе я вообще не могла за себя постоять. Мои родители об этом особо не знали, потому что я им не рассказывала. У меня есть старший брат, и в школе он мне в этом плане помогал. Потому что иногда ситуация доходила до того, что ему приходилось за меня заступаться и драться.
Я мечтала уехать из города, потому что даже когда я просто шла по улице, на меня все оглядывались, смотрели мне вслед. Меня и моего папу постоянно разглядывали. Это очень неприятно, было очень сложно с этим жить.
Когда я переехала в Петербург, все стало гораздо лучше, там такого не было. Я вообще стала забывать о том, что я как-то отличаюсь от других людей. И в целом с проявлением какого-то расизма я снова столкнулась, уже когда закончила университет, начала работать и снимать квартиру.
"Только славянам"
Особенно с этим много было проблем в Москве. В Петербурге было проще, потому что там я находила жилье в основном через знакомых. В Москве, когда ищешь с нуля, очень сложно. Во всех объявлениях все хотели сдать квартиру "только славянам".
Если в разговоре по телефону люди узнавали, как меня зовут, то даже прописка не могла стать для них гарантией того, что я платежеспособный человек. Приходилось идти на ухищрения, встречаться с людьми лично, чтобы они увидели, что я нормальный человек с нормальной работой и не превращу их квартиру в притон.
В детстве все это меня очень сильно задевало, потому что я не понимала, почему мои одноклассники так себя ведут. В подростковом возрасте мне очень хотелось уехать, каждый день был, как день сурка.
В более взрослом возрасте меня перестало это задевать. В этом плане очень помог университет. Там я совершенно перестала замечать, что как-то отличаюсь, начала работать над собой и понимать, что мое отличие - это мое преимущество, а не мой недостаток, как я считала раньше.
Сейчас я достаточно часто слышу какие-то шутки на тему того, что я темнокожая, но пропускаю их [мимо ушей]. У всех, с кем ты знакомишься, когда обстановка становится более неформальной, начинаются шутки. Сейчас я либо не реагирую на это, либо подхватываю, если понимаю, что в этой шутке нет зла. Потому что если каждый раз злиться, то никаких нервов не хватит.
"Мою маму объявили врагом народа"
Такое происходит из-за недостатка знаний у людей. У нас многонациональная страна, но с людьми не работают, никто не объясняет Васе из деревни, что такое многонациональная страна, что нас отличает и что объединяет.
У меня есть яркий пример - моя мама. Она русская, с Сахалина. С папой они познакомились в Киеве, когда он учился по обмену. Когда моя мама вышла замуж за папу, ее объявили врагом народа.
Это был СССР, 1985-1986 год. В университете ей начали ставить тройки, хотя она была круглой отличницей. Когда она рожала, у нее на следующий день был назначен экзамен - ей не разрешили его перенести. Ей не разрешили нормально защитить диплом. Она была круглая отличница, но в дипломе у нее стоит тройка, потому что ей сказали, что выше тройки не поставят.
С тех пор сознание людей немного изменилось, люди стали путешествовать, но не все. Всё равно большая часть нашей страны не изучает мир, не изучает культуру. Те, кто нормально относится к темнокожим - у них есть образование, они путешествуют, они знают, что мир многообразен.
Я слежу за протестами в США, у меня там живут родственники и друзья, мы общаемся об этом. Во-первых, я очень восхищена тем, как люди отстаивают свои права. При этом мародерство, поджоги и прочее - это плохо. Это может даже в какой-то мере заслонять все, ради чего эти протесты затевались.
В России этого не происходит, потому что у нас нет лидера, который мог бы подхватить это и возглавить. И лозунг Black Lives Matter для Запада более актуален, чем для нас, потому что у нас нет столько темнокожих.
России больше свойственен расизм по отношению к людям из бывших советских республик. Те, кто мог бы протестовать, - это они, они не могут выйти на улицы, потому что многие из них нелегалы.
Максим Никольский, 24 года, журналист
Почему в России нет протестов?
Да, я слежу за протестами в США. Я симпатизирую протестующим, я понимаю их и уважаю их право на публичное выражение своего мнения на улице. Что касается того, что происходит после заката - поджогов, грабежей и так далее, - это другой разговор.
Почему протесты не происходят в России? На мой взгляд, тут несколько причин. Во-первых, тема полицейского насилия в России не так ярко выражена и не так сильно присутствует в широком общественном дискурсе. Даже если посмотреть, как освещается тема превышения полицейскими своих полномочий, то ею занимаются достаточно специализированные СМИ с узкой аудиторией, их не читает все российское общество.
Вторая причина, мне кажется, связана с особенностями полицейских систем в России и в Штатах. Если в США полиции в принципе дано достаточно большое количество прав с точки зрения применения насилия к гражданам, в России этих прав полицейским официально не дано. Поэтому в США часто происходят истории, когда полицейские угрожают гражданам физическим насилием, стреляют в них, стоят коленями у них на шее и так далее.
В России же большинство пыток и других проявлений того, что мы называет полицейским насилием, происходит тайно и никогда не попадает на видео, и мы узнаем об этом только из рассказов очевидцев или потерпевших. А картинка играет очень большую роль. Даже если мы посмотрим на применение полицией силы во время разгона протестов в Москве, - как только появляются фото, сразу же возникает широкий общественный резонанс.
Третья причина, как мне кажется, заключается в том, что Россия очень редко в плане протестов оказывается солидарна с другими странами Запада. По этой же причине здесь не проходили Fridays for Future Греты Тунберг. Потому что те проблемы, которые актуальны для Запада, для нас, как правило, не очень актуальны.
"Косо смотрят, отсаживаются в метро"
Сталкивался ли я с расизмом в Москве? Да, сталкивался. Как правило, это такой casual racism (бытовой расизм) - он не несет в себе ярко выраженной расовой ненависти, как это происходит, например, в США, у которых есть наследие рабства, не исчезнувшее до сих пор. Это такой расизм в повседневной жизни - косо смотрят, отсаживаются в метро. Но каких-то серьезных проявлений расовой ненависти по отношению ко мне я не замечал. Во всяком случае, во взрослом возрасте.
Был один случай, когда меня отказались обслуживать в баре. Этому нет оправдания, безусловно. Но это был правый бар. Я пришел туда, заказал пиво. И бармен просто посмотрел на меня и сказал: нет. И ушел. Но второй бармен меня обслужил. Это был скорее единичный инцидент. Больше это косые взгляды, отсаживание в метро, достаточно надоедливые вопросы. То, что делает твою жизнь немного сложнее, но на ее качество не влияет.
Мне приходилось за свою жизнь путешествовать по разным регионам России, и я честно могу сказать, что нигде не встречал откровенно негативного отношения к людям другой национальности или другого цвета кожи. Лично я не испытывал серьезного дискомфорта в других городах и регионах.
Более того, в прошлом году я был в длительной командировке на Северном Кавказе, в Дагестане. И там я, с точки зрения чувства комфорта, связанного с моей внешностью, чувствовал себя немного комфортнее, чем в Москве.
Люди там гораздо более приветливые и меньше внимания уделяют твоей внешности, чем в крупных городах (я говорю про сельскую местность - я был в горах, не в Махачкале). Вопреки стереотипам, сельские и провинциальные жители зачастую относятся к людям иной внешности более терпимо и с большим пониманием, чем мы привыкли об этом думать. Но я могу говорить только за Северный Кавказ.
Я сталкивался с расизмом в школе - в младшей и средней. И это оставило на мне достаточно большой отпечаток. Я учился в школах на окраинах Москвы, и там расизм, безусловно, был. В том числе это исходило не только от детей, но и от родителей, которые так своих детей воспитывали.
После одного из инцидентов, когда моя мама пришла на родительское собрание и пожаловалась, что меня оскорбляют из-за внешности, родители тех, кто оскорблял, ей ответили: ну вы же сами виноваты, вы родили такого ребенка.
В старшей школе я перешел в достаточно элитный лицей, и там была совсем другая атмосфера, гораздо более либеральная. Там были дети и - самое главное - родители с куда более широким и открытым сознанием. Там я чувствовал себя гораздо более комфортно, и там я смог раскрыться как человек и как личность. И никто никогда не поднимал тему, что я внешне могу как-то отличаться. Все зависит от места и от людей вокруг тебя.
"Основная проблема в России - это casual racism"
В детстве меня это, конечно, задевало. Я зачастую не хотел идти в школу. С возрастом это уходило. Сейчас меня некоторые вещи могут задевать, конечно. Например, я до сих пор помню прекрасный момент на журфаке, когда я придерживал девушке дверь, и кто-то за моей спиной сказал: о, на журфаке МГУ появился черный дворецкий.
Такие вещи могут задевать, но в общем и целом сейчас уже намного меньше. Потому что я научился принимать себя, я научился принимать все, что во мне есть, как достоинства, понял преимущества своей внешности.
Основная проблема в России - это casual racism, и его причиной часто становится необразованность. Я искренне считаю, что в 80-90% случаев люди, которые как-то меня задевали, делали или говорили что-то, что я считаю неприемлемым, не со зла, а потому что у них такое воспитание. Насколько они повидали мир, настолько они понимают мир.
В целом я так и отношусь к людям, которые через полминуты после знакомства спрашивают, откуда я, и другие подобные вещи. Или называют меня "экзотикой". Я научился на это не обижаться, делать так, чтобы меня это не задевало. И я правда считаю, что нечего из-за этого сильно расстраиваться.
Но я искренне надеюсь, что с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество со временем эти проблемы сойдут на нет, главное, чтобы у нас вместе с этим не появилось этого институционального расизма, который есть в странах Запада.
Камилла Огун, 21 год, российская баскетболистка, выступает за подмосковный клуб "Спарта энд К"
Я слежу за протестами в США с самого начала. И следила за всеми этими вопиющими убийствами. Я отношусь хорошо именно к протестам как к митингу, потому что я тоже как бы в недоумении, и для меня - шок то, что происходит с темнокожими людьми в Америке, все эти расистские выходки со стороны власти меня просто убивают изнутри.
Но я против грабежей, поджогов имущества. Это уже выходит за рамки дозволенного. Но я за то, чтобы люди выходили и отстаивали свои права, в которых их правда ущемляют. Мы все люди и мы все равны.
Я думаю, что в России не проходят протесты против расизма, потому что в тех странах, где они проходят, темнокожих людей все-таки больше.
Конечно, у нас есть такая же проблема, но все-таки не в такой степени, как в других странах, в которых сейчас проходят протесты. Во-вторых, в России все всегда замалчивается, мы привыкли замалчивать проблемы.
Я, конечно же, сталкивалась с расизмом, особенно в детском возрасте - дети все жестокие. Особенно в Старом Осколе, когда в городе темнокожих можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Мне еще немного повезло, потому что у меня был достаточно толерантный класс, и мы прошли большой путь вместе с самого детского сада, они все были привыкшие. Но остальные в школе называли меня очень обидными словами. Это был расизм, да, меня оскорбляли, осуждали.
Невоспитанное любопытство
Когда я переехала в Москву играть в московский клуб, мне было 12 лет. Расизма точно стало меньше. В Москве я больше сталкивалась не с расизмом, а с каким-то невоспитанным любопытством. Типа: "А ты что, из Африки?", еще что-то, такие неприятные вопросы. Для многих такие вопросы даже не кажутся обидными.
В основном я либо отвечаю с сарказмом, либо игнорирую. Потому что не вижу смысла отвечать таким людям. Ничего я не буду им доказывать и рассказывать, мне кажется, это бесполезно. Были пара случаев, когда я переспрашивала: вы считаете этот вопрос приличным, адекватным? А люди отвечали: а что такого?
В баскетбольных клубах уже привыкли, что есть темнокожие девушки, и расизма как такового там, как правило, нет. Но когда ты выступаешь за [российскую] сборную, то всегда какие-нибудь комментарии в пабликах: а это точно русская, вы ничего не перепутали? У людей какой-то смех вызывает то, что темнокожая девочка играет за Россию.
Я думаю, что для того, чтобы справиться у нас в стране с расизмом, надо с детства прививать толерантность к другим национальностям. Максимально убрать слово "негр" из лексикона, особенно из лексикона родителей, когда они рассказывают детям о других нациях.
И надо правильно с самого детства рассказывать, что их называют "афроамериканец" или "темнокожий". Мы - темнокожие, и по-другому нас не надо никак называть. Мы не негры.
Проблема в том, что люди не видят в этом проблемы. Они считают, что это нормально, что у нас в России так и называют. Разговаривала недавно со взрослым человеком, и он употребил слово "негритоски". И говорит: ну, у нас так принято, мы с детства так называли. У нас такое воспитание просто в России, что это считается нормой.
В детстве это все очень сильно задевало. Я прям парилась. Я прям думала: почему так? Чем старше становилась, тем проще относилась. Сейчас вообще все равно, если честно.
Мне кажется, в детстве всегда всё принимаешь близко к сердцу. Ты не понимаешь, почему так, почему не по-другому. Когда я стала взрослей, я нашла ответы на вопросы, и все встало на свои места.
Почему я? Почему у меня другой цвет кожи? Почему на это все обращают внимание? Почему меня обзывают? Я же ничего не сделала. Ответы простые: я поняла, что дело не во мне, а в окружении. В людях, которые рядом со мной.
Алена Эль-Хуссейн, 25 лет, лингвист
Я родилась в Москве. Наверно, я сталкивалась с расизмом, да. Насколько меня это угнетало? Скорее, не так уж и сильно. Но тот факт, что мой облик, может быть, был для местной культуры не совсем привычен, то да, это было.
Я ощущала, что выделяюсь, либо - что меня выделяют. Было ли это всегда оскорбительно? Нет, не всегда. Были разные ситуации, но они случались не так часто.
Очень редко бывало такое, что кто-нибудь говорил что-то типа "черная". В основном это были какие-то совсем не образованные люди. Разные были ситуации, бывало неприятно. Но чаще какие-то стычки были связаны с моей личностью, а не с моим цветом кожи, если честно. Хотя, безусловно, "шоколадки" и так далее, это все было.
"Тесак в былые времена жил в моем районе"
Но вообще есть ощущение того, что людям просто дико воспринимать [темнокожих], особенно в каких-то местах за пределами Москвы. Я, например, была в Новгородской области, и там люди со мной фотографировались. Это трудно назвать агрессивным расизмом, это какая-то просто проблема.
[Неонацист] Максим Марцинкевич (Тесак - Би-би-си) в былые времена жил в моем районе, и да, я боялась встретить на районе кого-то из неонацистов, но я вообще пугливая. Когда я была подростком, Тесак уже вроде сидел, но много историй было, и было страшно.
Для меня тема протестов в США является очень острой, поскольку я там живу. Сейчас я в России, но живу на две страны, последний раз была в США в прошлом году.
Важно понимать ,что Америка - это другая страна, там другие процессы. В Америке есть определенный политический и социальный уклад, который на самом деле очень нуждается в новом этапе. Это касается не только прав темнокожих, это касается всей капиталистической системы в целом.
Поэтому реакция, которая там происходит, совершенно не удивительна, потому что люди там подавлены определенной системой, которая с российской системой не имеет ничего общего.
Расизм в США идет еще с колониальных времен. Сейчас кто-то из афроамериканцев просто озлоблен на белое население, а кто-то уже вглядывается в проблему капитализма и американской идеи. Американская идея - в капитализме, и расизм - это лишь вытекающее из нее. В этом и проблема.
"Реальный расизм в России - в отношении людей из Средней Азии"
В России другая ситуация. Русские мужчины или женщины порой чувствуют себя американскими белыми колонизаторами - "я белый человек". Незнание истории может вести к какому-то ощущению превосходства, которое притянуто за уши.
Обычно это просто смешно, к этому трудно относиться серьезно. Потому что не имеет под собой какого-то особого притеснения. Может быть, я к этому так отношусь, потому что лично меня это не задевает и лично мне это никак не перекрывает воздух.
Все-таки страна в другой ситуации, чтобы меня лично как-то ущемлял этот расизм. Может быть, в Америке он бы меня и ущемлял, если бы я там сейчас оказалась. Именно черный расизм в сторону темнокожих.
Но это все-таки ситуация не нашей страны. Не в нашей стране было рабство африканцев. Это не может задевать тут, потому что это другая история.
Мне кажется, что расизм есть в России, но по отношению не к темнокожим, которых тут не так много, а скорее к другим нациям. К людям из Средней Азии, например, в сторону которых проявляется реальный расизм. И почему в России нет протестов на эту тему - очень интересный вопрос.
Понятно, что люди могут не воспринимать кого-то из других стран, смотреть на них как на диковинку, но это все, наверно, от необразованности.
А вот расизм, который действительно есть, который реально является проблемой и который реально подавляет людей, которые здесь живут - это расизм в отношении приезжих из Средней Азии.
Это проблема, которую надо решать уже давно. И, возможно, протестов в России нет, потому что общество не совсем созрело, чтобы обратить на это внимание.