Кук сэм
кук сэм
Сэм Кук (англ. Sam Cooke; полное имя Сэмюэль Кук, англ. Samuel Cook; 22 января 1931 — 11 декабря 1964) — вокалист, стоявший у истоков соул-музыки. По оценке Allmusic, Сэм Кук является «важнейшим певцом в истории соул-музыки — её изобретателем и наиболее популярным и обожаемым исполнителем, причём не только среди афроамериканцев, но и среди белых».
Утром 11 декабря 1964 г. жизнь Сэма Кука оборвал пистолетный выстрел. Смерть 33-летнего певца наступила при загадочных обстоятельствах, которые до сих пор вызывают пересуды. Он был найден нагим (в одном плаще и туфле) в дешёвом лос-анджелесском мотеле. В убийстве Кука призналась администратор мотеля, Берта Франклин, которая утверждала, что Кук в подпитии ворвался в её комнату и попытался её изнасиловать.
Официальная версия смерти Кука — убийство в пределах необходимой обороны — вызвала опровержения со стороны близко знавших его людей. Поползли слухи о том, что оно было подстроено из расистских побуждений. В частности, певица Этта Джеймс, которая видела труп Кука, указывала на следы многочисленных побоев, которые невозможно объяснить самообороной.
При создании в 1986 году Зала славы рок-н-ролла было объявлено, что его изначальными членами будут считаться три покойных исполнителя — Элвис Пресли, Бадди Холли и Сэм Кук. В 1999 г. Куку была посмертна присуждена «Грэмми» за выдающиеся достижения, а журнал Rolling Stone поставил его на 4-е место в списке самых выдающихся певцов эпохи рок-н-ролла.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кук.Сэм Кук (англ. Sam Cooke; настоящее имя Сэмюэль Кук, англ. Samuel Cook; 22 января 1931 — 11 декабря 1964) — вокалист, стоявший у истоков соул-музыки. По оценке Allmusic, Сэм Кук является «важнейшим певцом в истории соул-музыки — её изобретателем и наиболее популярным и обожаемым исполнителем, причём не только среди афроамериканцев, но и среди белых»[1].
Дорога к славе
Кук был одним из восьми детей баптистского священника из Чикаго. Как и многие дети его круга, он с самых ранних лет пел в церковном хоре, а по вечерам развлекал публику в составе детского коллектива The Singing Children («Поющие дети»). В начале 1950-х Кук становится фронтсменом новаторского госпел-коллектива The Soul Stirrers, который пользовался большим успехом в кругах любителей госпела.
Между тем Кук мечтал о более широкой популярности, и не только в среде чернокожих. Его первым шагом в сторону поп-музыки стал сингл «Loveable» (1956). Чтобы не отпугнуть верных поклонников The Soul Stirrers, пластинка была выпущена под псевдонимом «Дейл Кук». Инкогнито сохранить не удалось, и контракт с госпел-лейблом пришлось расторгнуть.
Кук воспользовался обретённой творческой свободой для записи песен, в которых впервые органично слились поп-музыка, госпел и ритм-энд-блюз. Особенный восторг критиков вызывали позаимствованные Куком из арсенала приёмов госпела ненавязчивые повторы ключевых строчек с тонкими интонационными нюансами. Прорыв Кука в чартах связан с песней «You Send Me», которая в 1957 г. достигла 1-го места в Billboard Hot 100, разойдясь по США тиражом свыше 2 миллионов.
Отец соула
Хотя Куку было сложно повторить успех «You Send Me» как одной из самых популярных записей десятилетия, Кук продолжал с каждым новым синглом оттачивать свою исполнительскую манеру. Каждый месяц чарты пополнялись новыми романтическими балладами Кука, ориентированными преимущественно на подростковую аудиторию, — «For Sentimental Reasons», «Everybody Loves to Cha Cha Cha», «Only Sixteen», «(What A) Wonderful World» и многими другими.
Записав альбом песен Билли Холидей «Tribute to the Lady», Кук перешёл на один из крупнейших лейблов того времени — RCA Records. Записи на новом лейбле отличает редкое в те времена жанровое разнообразие. В лёгкой, но глубоко прочувственной манере записаны песни, ставшие визитной карточкой самого Кука и зарождавшейся соул-музыки в целом, — «Bring It on Home to Me» и «Cupid». Впоследствии их перепевали Тина Тёрнер, Эми Уайнхаус и многие другие исполнители.
В 1960-е гг. Сэм Кук записывается реже, чем прежде, требуя большей самостоятельности в выборе репертуара и продюсировании собственных записей. Нелепая гибель маленького сына повергла его в депрессию. Кук поддерживал движение чёрнокожих за равноправие и под влиянием дилановской «Blowin' in the Wind» сочинил величественный гимн этого движения — балладу «A Change Is Gonna Come» («Грядут перемены»).
Гибель
Утром 11 декабря 1964 г. жизнь Сэма Кука оборвал пистолетный выстрел. Смерть 33-летнего певца наступила при загадочных обстоятельствах, которые до сих пор вызывают пересуды. Он был найден нагим (в одном плаще и туфле) в дешёвом лос-анджелесском мотеле. В убийстве Кука призналась администратор мотеля, Берта Франклин, которая утверждала, что Кук ворвался в подпитии в её комнату и попытался её изнасиловать.
Официальная версия смерти Кука — убийство в пределах необходимой обороны — вызвала опровержения со стороны близко знавших его людей. Поползли слухи о том, что оно было подстроено из расистских побуждений. В частности, певица Этта Джеймс, которая видела труп Кука, указывала на следы многочисленных побоев, которые невозможно объяснить самообороной.
Память о Куке
После смерти Кука часть его репертуара позаимствовал молодой певец Отис Реддинг, в котором многие видели творческого наследника покойного. Отдельные песни Кука исполняли Арета Франклин, The Supremes, The Animals и The Rolling Stones, а также его протеже Бобби Уомак, женившийся на его вдове Барбаре. Дочь Кука вышла замуж за брата Уомака; в настоящее время с восьмерыми детьми живёт в Африке.
При создании в 1988 году Зала славы рок-н-ролла было объявлено, что его изначальными членами будут считаться три покойных исполнителя — Элвис Пресли, Бадди Холли и Сэм Кук. В 1999 г. Куку была посмертна присуждена «Грэмми» за выдающиеся достижения, а журнал Rolling Stone поставил его на 4-е место в списке самых выдающихся певцов эпохи рок-н-ролла.[2]
Песни Кука нередко исполняются на торжественных для афроамериканского сообщества событиях. В 1965 г. чернокожего активиста Малколма Икса хоронили под звуки «A Change Is Gonna Come». После объявления о победе Барака Обамы на президентских выборах 2008 года он обратился к своим сторонникам, собравшимся в Чикаго, с речью, первые строки которой перефразируют рефрен общеизвестной песни Кука:
«It’s been a long time coming, but tonight, because of what we did on this day, in this election, at this defining moment, change has come to America.»[3]
Примечания
Ссылки22 января могло исполниться 90 лет Сэму Куку – первому исполнителю, который объединил в своем творчестве музыку баптистских церквей и то, что тогда называли поп-музыкой, получив в результате стиль соул. Его влияние испытали на себе не только «воспитанники» студии Motown и современные исполнители нео-соула, но и такие далекие от черной музыки исполнители, как Род Стюарт, Брюс Спрингстин и Элтон Джон. Рассказываем о том, каким был путь Сэма Кука и в чем заключается его влияние на музыку.
The Soul Stirrers
Первую свою группу, состоявшую из членов семьи, Сэм Кук «собрал» еще в 6 лет, а в 14 стал известен как участник госпел-группы The Highway Q.C.'s, появившейся на свет еще в 1945 году – среди ее «питомцев» были такие исполнители соула, как Лу Роулз и Джонни Тейлор. Увы, с этой группой Сэм Кук проработал всего около года, а затем ушел в не менее именитый госпел-коллектив – The Soul Stirrers. Первая же песня, записанная с его участием, стала хитом: значительно ускорив темп записи, Сэм Кук сотоварищи придали сумрачной «Jesus Gave Me Water» оптимистичное звучание, которое будет характерно и для более поздних записей исполнителя. Тогда же Кук стал писать и собственные песни, предвосхитив 1960-е, когда музыканты перестали зависеть от возможностей приглашенных авторов. Кроме того, считается, что именно Сэм Кук привлек внимание юной аудитории к госпелу: на концертах The Soul Stirrers юные фанатки рвались к сцене, только чтобы взглянуть на Кука.
Госпел- и поп-музыка: трудный путь первопроходца
Успех молодого вокалиста у светской аудитории не мог не привлечь внимания ушлых продюсеров.
«Раз Кук возымел такое воздействие на любителей госпела, то каковы же были перспективы завоевать светскую аудиторию, сексуально более эмансипированную и "грешную", более восприимчивую к внешним и вокальным данным Сэма!» – пишет биограф Джо МакЭвен.
Однако этот путь таил в себе другую опасность: внести в поп-музыку элементы госпела для многих значило предать «духовную» составляющую. С одной стороны, Рэй Чарльз в своих текстах легко заменил слово «Бог» на слово «женщина» – но он никогда и не был «чистым» исполнителем госпела. И когда Кука, уже ставшего поп-звездой, пригласили исполнить несколько песен на юбилейном концерте The Soul Stirrers в Чикаго, вместо аплодисментов он услышал шиканье и требования «убрать этого блюзовика с христианского концерта». Это положило конец его репутации исполнителя духовной музыки, однако именно Сэм Кук заложил основу того скрещения госпела и поп-музыки, из которой впоследствии вырос стиль соул и вся продукция знаменитых студий Motown и Stax. «Духовная» же составляющая из его песен никуда не уходила: одним из первых его хитов стала написанная им «Touch The Hem of His Garment» о женщине, исцелившейся от прикосновения к одежде Христа. А мгновенно ставшая соул-стандартом «You Send Me» оказалась еще и великолепной иллюстрацией слов, приписываемых Джорджу Харрисону: «Когда любишь женщину – видишь в ней Бога».
Джазовый исполнитель
Те, кто знает Сэма Кука исключительно по сборникам лучших вещей, наверняка приятно удивятся, обнаружив среди его записей альбом номеров из репертуара первой леди джаза. Эта запись, где играют звезды би-бопа и участники оркестров Флетчера Хендерсона и самой Билли Холидей, стала для него попыткой прорваться в ночные клубы, заявив о себе как о серьезном исполнителе.
«Даже когда я пел только в церкви, я слушал всех поп-исполнителей подряд, и больше всех меня трогала именно Билли Холидей», – говорил Сэм Кук.
В дальнейшем такие трибьюты станут обыденностью и даже признаком творческого кризиса, однако пока что слушателям подобные вещи в новинку. К тому же на этой пластинке Сэм Кук в очередной раз демонстрирует правильную всеядность и тягу к экспериментам.
Исполнитель твиста
Еще одна грань Сэма Кука была представлена на пластинке, задуманной как дань тогдашней моде – увлечению твистом. Одной из песен, попавших туда, стала кавер-версия хита Хэнка Балларда «The Twist», однако то, что могло бы стать очередной конъюнктурно-танцевальной записью, оказалось одним из бестселлеров Кука. Его беззаботное пение и аранжировки воскрешают в памяти творческий подход фирмы Motown, и нет ничего удивительного в том, что этот альбом не только попал в чарты, но и стал «первой ласточкой» успехов Кука. А песня, открывшая альбом и давшая ему название, впоследствии вошла в репертуар Рода Стюарта, который всегда называл Сэма одним из своих кумиров.
Продюсер и автор песен Как мы уже говорили, Сэм Кук резко выделялся среди других черных исполнителей прежде всего тем, что был либо автором, либо соавтором большинства своих композиций. Однако это было еще не все: решив обеспечить себе более надежную финансовую базу, Кук основал собственную издательскую компанию и сразу два звукозаписывающих лейбла – SAR и Derby, тем самым проложив дорогу черным звездам, решившим контролировать собственное творчество, от Стиви Уандера до Фаррелла Уильямса. Кук же стал и одним из первых черных продюсеров, записывая на собственном лейбле бывших коллег по The Soul Stirrers и предлагая свои песни другим исполнителям. И если бы не странная гибель Сэма Кука в декабре 1964 года (ему тогда было 33 года), у Берри Горди мог бы появиться достойный конкурент, а более ярко выраженные госпел-корни артистов Кука только обогатили бы тогдашнюю музыку. Кук же первым вышел и из «резервации», в которой черным исполнителям дозволялось петь исключительно блюзы, баллады и комические номера – его мягкая манера в равной мере наследовала и церковному пению, и более светской музыке, а тексты значительно отличались, скажем, от песен Нэта Кинга Коула.
Свидетельством тому стала его последняя композиция «Перед лицом перемен» («А Change is gonna come»), которую многие считают своего рода ответом на знаменитую «Blowing In The Wind» Боба Дилана. В ней нет крика и боли, с которыми обычно ассоциируются песни протеста – и все же «А Change is gonna come» давно уже считается классикой такого рода музыки. И, вероятно, именно эта песня-размышление вдохновила Марвина Гэя на создание собственного задумчивого шедевра – альбома «What’s Going On».