Все картины сурикова фото с названиями
Сколько могут стоить картины Сурикова. Примеры уходов
Василий Суриков прославился в первую очередь своими грандиозными картинами на историческую тематику. Многим хорошо знакома его «Боярыня Морозова», кто-то припомнит картину о полководце Суворове или вспомнит холст о покорении Сибири Ермаком. Далее мы расскажем о наиболее известных полотнах мастера и приведем примеры уходов его произведений с аукционов.
Самые знаменитые картины Василия Сурикова
Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»
После окончания Академии художеств Василий Суриков поселился в Москве и с восторгом гулял по его улочкам, рассматривал дома, храмы, прохожих… Во время одной из таких прогулок вблизи Кремля в его воображении внезапно так отчетливо представилась казнь стрельцов, что этот образ больше уже не мог выйти из его головы. Хотя реальные казни проходили в 1689 году, то есть за два века до этого, Суриков словно бы вместе со стрельцами переживал их. Он так погрузился в изучение истории стрельцов, что каждую ночь ему снились казни, он переживал сильный страх и с облегчением просыпался по утрам.
В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.
Возможно, именно эта глубина и помогла ему передать в картине столь глубокие эмоции, что зрители приходили в ужас от увиденного, хотя там не было крови или покойников. Интересно, что по совету Репина Суриков даже попытался нарисовать мелом на холсте покойника, но зашедшая в мастерскую нянька при виде такого обновления лишилась чувств. Чтобы не травмировать лишний раз зрителя, художник даже виселицы перенес с переднего плана на задний.
Картина Сурикова «Боярыня Морозова»
В 1881 году Василий Суриков завершил работу над внушительным полотном «Утро стрелецкой казни» и уже в этот год задумал более масштабную картину «Боярыня Морозова». Сюжет для нее был навеян одноименной повестью, которую некогда в детстве ему рассказывала крестная. При работе над произведением художник придумал и тщательно проработал такое количество персонажей, что холст получился почти 6 метров в длину и более 3 метров в высоту. Такое гигантское полотно и труда требовало титанического, поэтому художник не жалел времени на поиск подходящих персонажей, образов, на изучение литературы, исторических источников и подбор каждого предмета.
В. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884–1887 гг.
Чтобы передать всю напряженность его работы, стоит привести пример хотя бы с санями и посохом. Хотя Суриков виртуозно изобразил сани, зная их с детства до мельчайших подробностей, на холсте никак не создавалось ощущение движения. Художнику же нужно было, чтобы сани зрительно мчались сквозь толпу без остановки. С этой целью ему пришлось не только переписывать улицу вдали, но и до мелочей проработать колею и ее расстояние до края полотна. Работа над картиной заняла у него три года. Продолжая обдумывать сюжет, Суриков все время искал какой-то недостающей до завершенности детали. Но однажды увидел на улице богомолку с посохом и кинулся за ней с красками, прося посох. Бабушка же с испугу бросила посох, думая, что на нее хочет напасть разбойник. Этот искусно вырезанный посох он вложил в руки странника с корзиной, которого, кстати, срисовывал во многом с себя.
Произведение «Боярыня Морозова» Суриков представил на пятнадцатой выставке передвижников. Критики отреагировали на него по-разному. Одни обратили внимание на ошибки в изображении сюжета, в то время как другие были поражены таким проницательным восприятием измученного глубокими душевными тревогами допетровского общества. Высказывались мнения, что эта картина стала первой, которая так глубоко и полно передала старую русскую историю.
Картина Сурикова «Взятие снежного городка»
Василий Суриков родился в Красноярске и в детстве неоднократно был свидетелем такой старинной русской забавы, как взятие снежного города. Эта потеха проводилась во время масленичных гуляний и допускала участие только мужского населения. Одна команда мужчин и парней была пешей и защищала построенный из снега городок. Для этого разрешалось использовать ветки, метлы, снежки и другие предметы. Вторая же имела в своем арсенале лошадей и должна была прорваться сквозь стену. Для победы нужно было разрушить построенную стену с фигурами, после чего веселая толпа купала победителя в снегу и отправлялась праздновать. Именно этот важный момент захвата городка и запечатлел художник на своем холсте.
В. Суриков. «Взятие снежного городка». 1891 г.
Обратился он к этой теме неспроста. В связи со смертью жены в его жизни возник сложный период, когда нужно было себя вытаскивать из состояния грусти и тоски по любимой женщине. Помог ему в этом родной Красноярск. Долгие прогулки и наблюдение за простой жизнью народа помогло художнику постепенно вернуться к жизни.
Картину встретили по-разному. Одни сочли ее полной радости и назвали хорошим примером живописи русской школы. Другим картина не понравилась из-за того, что Суриков изобразил на ней слишком много персонажей и посвятил ее какому-то незначительному событию. Однако мастера не смутило то, что он отдал предпочтение простому эпизоду из жизни народа и он не раз еще в дальнейшем писал именно на эту тему. Сам же холст по достоинству оценил известный меценат Владимир фон Мекк и приобрел его за огромную по тем временам сумму в десять тысяч рублей. Позже картину представили на парижской выставке, где Суриков был награжден за нее медалью.
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Еще больший успех и доход принесла художнику картина, посвященная переходу суворовской армии через Альпы. Это произведение Суриков завершил к столетию Швейцарского похода армии А.В. Суворова. Посвящено оно неслыханному событию, когда великий полководец ведет свои войска через зимние Альпы. Чтобы продемонстрировать весь драматизм момента, художник располагает полотно вертикально, хотя военные панорамы обычно изображают по горизонтали. Такой шаг избавляет зрителя от необходимости рассматривать окружающее пространство и дает возможность сосредоточиться исключительно на моменте.
В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». 1899 г.
При рассмотрении огромного полота, высота которого занимает почти пять метров, зритель легко заметит на лицах некоторых солдат откровенный ужас. Ведь такой спуск может в любой миг закончиться смертью. Но мы видим на лицах и улыбки, которые показывают, что солдаты безгранично доверяют своего полководцу. Над картиной мастер трудился несколько лет, тщательно подбирая персонажей и работая с этюдами. После демонстрации холста общественности, император Николай II купил ее у художника за 25 тысяч рублей. А сегодня многие помнят это произведение по школьным учебникам.
Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Картина о Суворове при всей значительности выплаченной за нее суммы не стала самой дорогой среди полотен художника и вот по какой причине. В 1895 году Суриков выставил на 23-й выставке передвижников грандиозное полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Ее длина составила целых шесть метров, из-за чего живописцу даже пришлось переехать в более просторную квартиру. Интересно, что воссозданный в картине сюжет пришел ему в голову еще до того, как Суриков познакомился с историческими документами. Самих же воинов он прорисовывал со скрупулезностью, видя не массу людей, но характеры и судьбы.
В. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1895 г.
Произведение произвело большое впечатление на общественность и собрало много восторженных отзывов. Изначально оно должно было отправиться к известному коллекционеру Павлу Третьякову, который купил картину за 30 тысяч рублей. Когда же это стало известно Николаю II, император заплатил за нее гигантскую сумму в 40 тысяч рублей, так как посчитал ее достойной национального музея. Практически сразу после этого был учрежден Русский музей Императора Александра III, в который и отправили картину.
Картина Сурикова «Меншиков в Березове»
Суриков любил изучать русскую историю, размышлять о жизни людей и много наблюдал. В минуты вдохновения или грусти воображение порой уносило его к историческим темам, особенно к тематике Петра I. Так случилось и одним дождливым днем, когда ненастье заставило художника сидеть дома. Он вдруг совершенно отчетливо представил образ Меншикова в Березове и с тех пор уже не расставался с идеей запечатлеть его на холсте.
Хотя он даже посещал имение Меншикова и делал гипсовый слепок с его бюста, образ сподвижника Петра I получился собирательным. Он срисовал его во многом с увиденного на улице учителя математики, а в качестве других персонажей выступили его родственники и знакомые. Суриков изображает сосланного в ссылку Меншикова очень большим, нарушив пропорции по сравнению с другими персонажами. И за это в его адрес полетело много упреков и обвинений в безграмотности. Но это выделение фигуры помогает зрителю прочувствовать всю силу властного человека, привыкшего держать все в своих руках, и всю его боль от роковых обстоятельств и безрадостного будущего для его детей. Многие художники почувствовали это, а иные в дальнейшем использовали такой же прием в своих картинах.
В. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883 г.
На выставке передвижников в 1883 году картину встретили с восторгом, а Павел Третьяков заплатил за нее мастеру пять тысяч рублей.
Картина Сурикова «Степан Разин»
Еще одна известная и огромная по своим размерам картина Сурикова посвящена Степану Разину. Кропотливо трудясь над ней в течение многих лет, художник возлагал на нее большие надежды. Но вместо похвал от общественности посыпалась критика. Сурикова упрекали в бессодержательности картины, в непроработанном блеклом образе Степана Разина и многом другом. На картину не только не отреагировали должным образом, но и не купили на выставке передвижников в 1906 году в Москве. Впрочем, это во многом было связано с определенными причинами. Первой из них стало угасание интереса к живописи передвижников. Критики отмечали, что художники Товарищества себя изжили и из года в год представляют картины на одни и те же сюжеты. Такое отношение побудило Сурикова покинуть объединение и вступить в новое сообщество.
В. Суриков. «Степан Разин». 1906 г., коррекция в 1910 г.
Вторая причина была связана с отсутствием на этой выставке картин Репина, а также слухи о том, что последний пишет картину со схожим сюжетом. Хотя на самом деле у Репина был совсем другой замысел и исполнение.
Но главная причина заключалась в недовольстве Сурикова собственной картиной. Когда ее разместили в выставочном зале, мастер буквально метался. Он то заставлял менять раму для этого шестиметрового полотна, то менять угол наклона, то многократно перекрашивать стены. В конце концов, он понял, что еще не до конца нашел для себя образ Разина и в последующие годы продолжил свои мучительные поиски. Лишь спустя пять лет ему удалось завершить их и воссоздать пронзительный образ донского казака, но уже не на этом холсте, а в виде карандашного рисунка. Саму же картину «Степан Разин» он корректировал в 1910 году.
Портрет О.В. Суриковой в детстве
Василий Сурикова не часто брался за портреты и писал их в большинстве своем не на заказ. Одним из известных его полотен в этом жанре стал портрет дочери Оленьки. Идея написать дочкин портрет пришла художнику в тот момент, когда он услышал, как девочка занимается в соседней комнате с учительницей грамматикой. Выполняя задания, Оля в какой-то момент подошла к печке, о чем сказала вслух. Художник живо представил ее возле печки и даже заглянул через щелку двери в их комнату. Увиденный образ девочки рядом с печкой показался ему столь трогательным, что он решил обязательно запечатлеть его на холсте.
Особая притягательность этой работы заключается в том, что она написана в теплой семейной обстановке, а сама маленькая героиня изображена в своем естественном виде без натянутой улыбки и прикрас, характерных для портретных работ взрослых. Чтобы девочке было легче позировать, вся семья специально собиралась в столовой, где и кипела работа художника. Завершил картину Суриков в 1888 году и был с успехом встречен на очередной выставке передвижников.
В. Суриков. Портрет О.В. Суриковой в детстве. 1888 г.
Хотя в этом же году Оленька осиротела, потеряв мать, ее жизнь сложилась удачно. Повзрослев, она вышла замуж за художника Петра Кончаловского, вместе с которым они подарили Сурикову знаменитых правнуков: кинорежиссера Никиту Михалкова и режиссера театра и кино Андрея Кончаловского.
Сколько могут стоить картины Сурикова. Примеры уходов
Как мы писали выше, Николай II утверждал, что картины Сурикова обязательно должны стать народным достоянием, а не храниться в частных коллекциях. Так и вышло, ведь значительная часть его произведений сегодня рассредоточена во многих крупных музеях, особенно известные масштабные полотна. На аукционах же появляются в основном этюды, эскизы или графика, да и те выставляют редко. Их стоимость отнюдь не маленькая, так как коллекционеры готовы платить за них десятки и сотни тысяч долларов. Например, эскиз жены стрельца к холсту «Утро стрелецкой казни» был продан в 2004 года на торгах Christie`s за 106 тысяч фунтов стерлингов, а этюд казака к холсту «Покорение Сибири Ермаком» ушел за 55 тысяч фунтов стерлингов там же, но уже в 2010 году.
Эскиз жены стрельца к картине «Утро стрелецкой казни». 1880 г.
Кстати, сам Суриков не стеснялся называть высокие цены за свои этюды. Когда однажды к нему пришли И. Грабарь и его знакомый коллекционер, художник называл цену за каждый этюд в районе 5 тысяч рублей. В ответ на просьбу сбавить цену он возразил, что он бы и рад, да имя не позволяет ему это сделать. Как видим, сегодня его этюды тоже в цене.
Изредка уходят и небольшие картины художника. Так, в декабре 2013 года с торгов «Знакъ-Арт» продали сразу две его картины. Первой оказался небольшой портрет размерами 30,5 х 21 повзрослевшей Оли Суриковой, написанный художником в 1897 году. Его приобрели почти за 91 тысячу долларов. Вторая работа представляет собой пейзаж «Крым. Ай-Петри», созданный живописцем в начале XX века. Картина ушла с молотка за 121,2 тыс. долларов. Обе эти работы, а также названный выше эскиз жены стрельца образуют тройку самых дорогих на сегодня картин, проданных на официальных торгах.
В. Суриков. Потрет О.В. Суриковой. 1897 г.
Вообще за период с 1989 по 2021 годы на торги выставляли только 63 работы Сурикова, среди которых живописных работ 37, а остальное — графика. Их средняя стоимость составила почти 30 тысяч долларов. Из них была продана 41 работа, причем большая часть уходов состоялась до 2008 года. За последнее же десятилетие число выставленных картин и вовсе сократилось до десятка, так как коллекционеры не торопятся расставаться с уже купленными шедеврами Сурикова. Нетрудно догадаться, что более крупные работы могут вызвать ажиотаж и будут претендовать на многомиллионные суммы.
Большая любовь Василия Сурикова к русской истории, наблюдательность, талант и трудолюбие сделали свое дело. Именно благодаря их сочетанию художник оставил нам в наследие эпические произведения, которые сегодня украшают лучшие музеи и трепетно хранятся в частных коллекциях.
все картины сурикова фото с названиями
Картина возвращает к предыстории трагического противостояния защитников старины и сторонников реформ. Преобразования, призванные вывести Русь на новые международные рубежи, начались еще в царствие Алексея Михайловича с церковной реформы. Исправлялись тексты священных книг по греческим образцам, вносились изменения в церковные обряды, в том числе было приказано креститься не двумя перстами, как издавна сложилось на Руси, а тремя. Двуперстие означало двуединство природы Христа — Бога и человека; новое троеперстное крестное знамение символизировало неразделимую Троицу.
Сани с закованной в цепи Морозовой движутся по зимней московской улице. Чтобы сани «поехали», Суриков оставляет пространство для их разбега в нижней части холста, где переливается всеми цветами радуги искристый снег. Впечатление движения усиливают фигуры бегущего слева подростка и идущей справа в темно-красной шубке княгини Урусовой.
Суриков нашел ключ к образу Морозовой в словах Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев». В исступленном бледном лице боярыни, словно испепеленном сжигающим изнутри пламенем, в ее высоко взметнувшейся над толпой руке с двуперстием воплотились горение духа, самоотречение, порыв к Богу — но и неистовая ненависть к врагам. Это не житийный образ кроткой святой девы, молящейся за своих убийц, а живой человек, в душе которого любовь и ярость горят равно ярко.
Люди на улице с самыми разными чувствами провожают Морозову. Не все разделяют ее убеждения, но большинство сострадает ей, почитая мужество мученицы. Сидящий на снегу юродивый словно благословляет ее ответным двуперстием на крестный подвиг.
Чистые, звучные краски объединены в картине морозной дымкой зимнего воздуха. Иссиня-черный силуэт Морозовой звучит траурным аккордом посреди праздничного многоцветья узорчатых одежд москвичей. Сани, как острый клин, рассекающий живое цветущее древо народной жизни, являют зримый символ эпохи раскола — огромной трагедии русской истории.