Когда родился бэтмен
Изначально авторство образа Бэтмена приписывали художнику Б. Кейну. Однако после расследования и вышедшего по его мотивам документального фильма «Бэтмен и Билл» («Batman Bill», 2017, режиссёры Д. Арготт, Ш. Джойс) стало ясно, что Б. Кейн, признанный отец Бэтмена, несправедливо присвоил себе заслуги малоизвестного писателя Б. Фингера (Tucker. 2017). В основу фильма легли исследования Т. Ноблмэна из книги «Чудо-мальчик Билл: тайный соавтор Бэтмена» (Nobleman. 2012). Образ Бэтмена был придуман после того, как Кейн обратил внимание на успех Супермена и пообещал издателю National Comics (позднее переименованному в DC Comics) подобного героя. Кейн опасался, что первый набросок супергероя не был уникальным, поэтому обратился за помощью к своему однокласснику из Бронкса – Б. Фингеру. Именно Фингер предложил дополнить образ, сделав Бэтмена таким, каким он вошёл в популярную культуру. Фингер написал множество ранних рассказов о Бэтмене, придумав историю происхождения персонажа и создав лично или в соавторстве большинство известных второстепенных персонажей и злодеев.
Бэтмен появился во времена «золотого века» комиксов (1938–1956), создатели черпали вдохновение из современной им культуры и детских увлечений. Авторов вдохновили истории Шерлока Холмса, что выражается в детективной составляющей комиксов. Detective Comics. May 1939, No. 27. Обложка. DC Comics.В автобиографии «Бэтмен и я» (Kane. 1989) Кейн отмечал, что черпал вдохновение из фильма «Шёпот Летучей мыши» («The Bat Whispers», 1930, режиссёр Р. Уэст). Создавая первую версию Бэтмена с большими жёсткими крыльями (вместо привычного плаща), Кейн ориентировался на рисунок орнитоптера (летательного аппарата) Леонардо да Винчи. По словам Б. Фингера, оригинальный дизайн, придуманный Кейном, был больше похож на Супермена, чем на привычного нам Бэтмена. Б. Кейн открыто признавал, что на создание Бэтмена повлиял Зорро: по сюжету родители Бэтмена, Томас и Марта Уэйн, трагически погибли после просмотра фильма о Зорро.
Среди источников вдохновения также предвестник популярности супергероев – аристократ и денди Перси Блейкни, главный герой пьесы 1903 г. «Алый Первоцвет» («The Scarlet Pimpernel») баронессы Э. Орци. Альтер эго Блейкни, Алый Первоцвет, – таинственный герой в маске. Придумывая предысторию Бэтмена, Б. Фингер обращался к популярным в то время комиксам и рассказам, например к «Фантому» («The Phantom»), созданному писателем и мультипликатором Л. Фальком. На становление супергероем Фантома также сподвигло убийство его отца преступниками. Влияние на образ Бэтмена оказал детектив Дик Трейси, главный персонаж комиксов Ч. Гулда (Faraci. 2020). Не случаен выбор Фингером имени Брюс Уэйн, в котором заложена ссылка на две исторических фигуры: короля Шотландии Роберта I Брюса и генерала континентальной армии времён американской революции Энтони Уэйна, который за свой вздорный характер получил прозвище Безумный Энтони (Docevski. 2017).
Образ Бэтмена претерпел множество изменений. Например, в 1957 г. в 241-м выпуске комикса «Детективный комикс» появляется Радужный Бэтмен, в разноцветных костюмах (классический костюм Бэтмена – серый). Бэтмен появлялся в некоторых комиксах в красном костюме, в костюме с принтом зебры, в виде мумии и т. д. (Childers. 2022). Ранний образ Бэтмена включает в себя синюю накидку и жёлтый пояс, трико, а эмблема летучей мыши появляется на груди Бэтмена либо в жёлтом овале, либо без него.
В 1960-х гг. в основном благодаря сериалу «Бэтмен» («Batman», 1966–1968) и одноимённому фильму 1966 г. Бэтмен становится кэмповым персонажем. Кино и телеадаптации ориентировались на аудиторию младшего возраста. Лёгкость и театральность телесериала и комиксов во многом объясняются введённым в 1954 г. кодексом комиксов, который призывал издателей добровольно сократить уровень насилия и жестокости в произведениях. К 1970–1980-м гг. появилась возможность печатать комиксы с более мрачными и жестокими сюжетами, включая насилие и убийства. В 1986 г. выходит комикс Ф. Миллера «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря» («Batman: The Dark Knight Returns»), который был задуман как альтернативная история-антиутопия об Америке 1980-х гг., но в результате оказал влияние не только на канон, но и на сам образ Бэтмена, чей костюм по мере развития сюжета избавляется от ярких цветов и полностью переходит в чёрно-серые оттенки (Tarling. 2018). Позже в комиксах и адаптациях использовались различные элементы из раннего образа Бэтмена или образа Тёмного рыцаря, который на сегодняшний день стал классическим.
Биография Бэтмена
Брюс Уэйн родился в Готэм-Сити в семье богатого врача Томаса Уэйна и его жены Марты (в девичестве Кейн), оба принадлежат к влиятельным семьям. В большинстве комиксов, когда Брюсу было примерно 8–12 лет, он вместе с семьёй отправился на сеанс фильма «Знак Зорро», после которого преступник Джо Чилл попытался ограбить их, но, запаниковав, застрелил Томаса и Марту. После смерти родителей Брюс остался под опекой дворецкого Альфреда Пенниуорта, который является одной из ключевых фигур серии комиксов. Трагические события сильно отразились на юном Уэйне: он предпринял попытку суицида, стал одержим поимкой человека, убившего его родителей, и в результате оказался в реабилитационном центре психиатрической лечебницы Аркхем. Позднее его исключили из Академии Готэма за плохое поведение. В возрасте 18 лет начал длительное путешествие по миру: Тибет, Бразилия, Япония, Норвегия, Европа и т. д. Во время странствий Брюс занимался физическими тренировками и образованием, общался с мастерами боевых искусств и изобретателями. В 25 лет Брюс Уэйн возвращается в Готэм-Сити, чтобы найти всех, кто замешан в убийстве его родителей. Появлению Уэйна рады не все, а особенно родной брат его матери, Филип Кейн, который управлял компанией Уэйнов в отсутствие Брюса. Опасаясь за своё положение, Филип нанимает банду грабителей «Красные колпаки» для убийства Брюса. После того как они совершили на него покушение, взорвав дом, в котором он поселился, раненый Брюс Уэйн отправляется в родовое поместье Уэйнов, где принимает решение стать таинственным мстителем – Бэтменом. Будучи Бэтменом, Брюс отказывается пользоваться оружием, т. к. оно было использовано для убийства его родителей. Он доводит своё тело до физического совершенства.
Иная история изложена в одной из альтернативных вселенных, в которой грабитель, застрелив Уэйнов, вместо того чтобы сразу скрыться, бросает оружие ради жемчужного ожерелья Марты. Брюс, воспользовавшись моментом, забирает пистолет и убивает грабителя. В альтернативной версии это событие также повлияло на юного Брюса, и, в отличие от оригинального Бэтмена, он становится приверженцем оружия.
Однозначно установить возраст Бэтмена довольно трудно, во-первых, из-за того, что он является одним из самых первых супергероев, во-вторых, стоит учитывать многочисленные перезапуски серий комиксов, альтернативные вселенные и различную хронологическую последовательность. В оригинальном комиксе предполагается, что Бэтмен стал защитником Готэм-Сити в середине 1920-х гг., когда ему было примерно 26 лет, как указано в серии комиксов «Бэтмен: Год Первый» («Batman: Year One») Ф. Миллера. В другой серии Миллера, «Бэтмен. Возвращение Тёмного Рыцаря», – в середине 1980-х гг., а Бэтмену 55 лет. В 2011 г. произошёл перезапуск серии «New 52» и возраст Бэтмена сократился до 20–30 лет (Armitage. 2020).
Мультивселенная DC включает в себя не только одну реальность, но и бесконечное множество альтернативных, которые иногда пересекаются, поэтому у Бэтмена есть несколько альтернативных биографий. Один из самых ярких альтернативных образов – «Бэтмен, который смеётся» из Тёмной мультивселенной (тень мультивселенной, созданная из страхов и плохих решений). Он разительно отличается от канонического персонажа не только телосложением и костюмом, но и характером. В тёмной реальности Бэтмен заразился вирусом Джокера и превратился в опасного и безжалостного антигероя, на чьём счету огромное количество смертей. В 3-серийном комиксе М. Миллара «Супермен. Красный сын» («Superman: Red Son») действия переносятся из США в Советский Союз, где Бэтмен стал антисоветским агентом после того, как его родители были застрелены по инициативе руководителя НКВД Петра Рослова. В этой же вселенной Бэтмен борется с советским лидером Суперменом. В книге-комиксе писателя Дж. ДеМаттеиса и художника Э. Баррето «Супермен: Скоростные пули» («Superman: Speeding Bullets») Кал Эл осуществил аварийную посадку не в Канзасе, а в Готэме, где его нашла семья Уэйнов. Далее этот альтернативный вариант Брюса станет свидетелем убийства своих родителей, объединив Бэтмена и Супермена в одном лице. В трилогии автора Д. Монча «Истории мультивселенной: Бэтмен-вампир» Бэтмен превращается в вампира.
Бэтмену посвящены фильмы, анимационные фильмы, мультсериалы, видеоигры и т. д.
Среди прочих персонажей комиксов можно выделить союзников Брюса Уэйна и его врагов. Среди знаменитых союзников – напарник Бэтмена Робин. Робин – скорее должность, нежели персонаж, так как их было несколько и каждый со своей уникальной историей, включая Дэмиена Уэйна, сына Бэтмена от Талии аль Гул – дочери суперзлодея Ра’са аль Гула. Альфред Пенниуорт – преданный дворецкий, законный опекун и лучший друг Брюса Уэйна, а также Бэтвуман и Бэтгёрл. К числу союзников можно причислить членов Лиги справедливости: Чудо-женщину, Супермена, Аквамена, Флэша и т. д. Среди главных врагов Бэтмена в основном преступники Готэма: Джокер, Двуликий (он же окружной прокурор Готэма Харви Дент), глава преступного сообщества «Лига Убийц» Ра'с Аль Гул, Мистер Фриз, Пингвин, Харли Квинн, Загадочник и прочие. Женщина-кошка одновременно является и союзником, и противником. Многие из врагов Бэтмена стали самостоятельными персонажами популярной культуры, как, например, Джокер и Харли Квинн.
Коваль Софья ВикторовнаВ мае минуло 76 лет со дня рождения, пожалуй, самого известного в мире фантастического супергероя — Бэтмена — Брюса Уэйна — Тёмного Рыцаря Готэма. И пусть первую строчку всевозможных рейтингов популярности сверхчеловеков занимает Супермен, а высокобюджетные, но поверхностные кинокартины про всяких там «Мстителей» приносят несравнимо больше доходов в прокате. Уж мы-то знаем, как отличить зёрна от плевел, а агнцев от козлищ. Можно нарисовать кучу комиксов про летающего мужика, стреляющего лазером из глаз, или снять серию фильмов про команду паранормальных фриков. Но станет ли подобный pulp-fiction, рассчитанный на массового потребителя, культурным явлением мирового масштаба? Ой, вряд ли. А вот Бэтмен — стал.
Секрет в том, почему человеку в костюме летучей мыши удалось покорить наши сердца, прост, и лежит он на поверхности. Брюс Уэйн импонирует тем, что он — обычный человек, которого делают особенным не сверхъестественные и необъяснимые способности, а острый аналитический ум, несгибаемая воля, железные кулаки и высокотехнологичные гаджеты.
Создатели вселенной Готэма намекают, что «Бэтменом» теоретически может стать любой парень из соседнего двора с обострённым чувством справедливости, который будет хорошо учиться в школе, подкачает мускулатуру, поставит удар и не сдрейфит, оказавшись в тёмном переулке один против троих. Ну и конечно, найдёт мецената, готового проспонсировать разнообразные high-tech приблуды для забарывания городского зла. История Брюса Уэйна показывает, что в мире нет ничего невозможного, оставляя нам пространство для мечты. И мы благодарны ей за это.
Begins… Origins… а, чёрт, какая разница?
Бэтмен/Брюс Уэйн родился в мае 1939 года в недрах студии DC Comics из-под коллективного пера художника Боба Кейна, редактора Вина Салливана и писателя Билла Фингера. Трио стремилось развить успех и приумножить доходы студии, пребывающей в эйфории от коммерчески удачного запуска нового героя Супермена, случившегося годом ранее.
В выпуске Detective Comics №27 «Дело Химического Синдиката» брутальный джентльмен в ушастой маске люто расправляется с гангстерами, попирающими закон и нарушающими покой честных граждан города Готэм (прообразом которого стал Чикаго с элементами Нью-Йорка). А главного зловреда даже окунает в чан с кислотой. Поскольку дело происходило в 1939-м, когда гангстеризм и Великая Депрессия ещё определяли общественную жизнь Соединенных Штатов, такой подход в борьбе со злом пришёлся по душе читателям, замученным безработицей, имущественным расслоением и организованной преступностью.
Бэтсу хватило года чтобы сделаться одним из ключевых образов американской массовой культуры. Постепенно персонаж обрастает союзниками (Робин, Альфред Пенниуорт), использует новые гаджеты (бэтаранг, бэткоготь, бэткрыло), заводит «заклятых друзей» (Джокер и Женщина-Кошка). Уровень насилия, творимого персонажем на страницах комиксов в первый год, правда, зашкаливал: в борьбе с преступностью Бэтмен поначалу не гнушался использовать даже ручной пулемёт.
Правда, уже в середине 1940-го редакторы решили, что гуманизм супергерою ближе, и поумерили накал страстей. А с 1942-го и до начала 1950-х, когда ужасы Второй Мировой войны стояли у общества перед глазами, Тёмный Рыцарь превратился чуть ли не в миротворца. Готового, правда, вдалбливать гуманистические идеалы кулаками в те головы, куда не доходит доброе слово.
Хватит клоунады!
1950-е и начало 1960-х во вселенной Бэтмена многие воспринимают двояко. С одной стороны, в эти годы появляется большинство новых добряков и злодеев, которые любимы нами до сих пор. А с другой, приключения Человека-Летучей мыши начинают приобретать черты бредовости. Бэтмен и Робин путешествуют во времени и пространстве, сражаются с пришельцами и роботами, участвуют в отражении «красной угрозы» и… Постепенно начинают проигрывать в популярности другим суперам из DC Comics и наступавшего студии на пятки извечного конкурента Marvel. К счастью, создатели вовремя сообразили, что герои просто залезли не на свою «поляну». И успели решить проблему падения рейтингов с помощью нехитрого приёма — перезапуска серии. Который подарил Бэтмену новую жизнь.
Редакторы умело «подрихтовали» наиболее сомнительные детали биографии героя, вернули в облик Готэма «нуар» 30-х годов и убрали из сюжета всех сторонних персонажей, не вписывающихся в рамки более или менее реалистичного канона. Делу помог и выпуск одноименного комедийного телесериала 1966-1968 годов о приключениях «Бэтмена и Робина» на 120 эпизодов. Конечно, с позиции современного зрителя, некоторые моменты шоу кажутся примитивными, наряды героев дешевыми, а спецэффекты убогими, но комедия на то и комедия, чтобы расслабляться у телевизора, хрустя попкорном. Кстати, ознакомьтесь при случае.
Мрачняк заказывали?
В середине 80-х, когда популярность франшизы в очередной раз пошла на спад, серию ждал очередной перезапуск. Стартовавший, в первую очередь, с The Dark Knight Returns от неповторимого Фрэнка Миллера. Последний привнёс в франшизу толику реалистичной чернухи, без которой она теперь немыслима. На тот же период (1989) пришлись съёмки полнометражной дилогии режиссера Тимоти Бёртона — «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается». По счастливому совпадению, именно в это время в СССР начали появляться первые видеомагнитофоны, поэтому отечественные зрители, которым культура графических новелл, в общем-то, была чужда, познакомились с Тёмным Рыцарем в его максимально достойном образе.
Впрочем, сам Бэтмен в роли Майкла Китона впечатлил не избалованных качественным голливудским кино homo soveticus не настолько сильно, как герои-антагонисты. Чертовски импозантные Джек Николсон (Джокер) и Дэнни де Витто (Пингвин), и уж тем более — обворожительная Мишель Пфайффер (Женщина-кошка), затянутая в кожаный наряд, сделавший её объектом сексуальных фантазий доброй половины мужчин из бывшего СССР.
Подростки 90-х, впрочем, несмотря на половое созревание, больше интересовались видеоиграми. Batman для NES (1989) до сих пор остается культовым платформером большинства камрадов, чьё детство пришлось на первую половину девяностых. Несмотря на то, что игра была адски сложной, благодаря аутентичному визуальному стилю, хорошей графике и бесподобному саундтреку она и сейчас навевает ностальгию по безвременно ушедшей эпохе. «Игронизация» сиквела Batman Returns (теперь уже для NES и SNES) была выполнена уже в другом жанре — изометрическом beat ‘em up, перемежаемом аркадными гонками. Впрочем, она собрала не меньше позитивного фидбэка.
Киноленты середины 90-х — «Бэтмен Навсегда», «Бэтмен и Робин» — и одноимённые видеоигры опять уронили планку качества, ударившись в чистейший комиксовый трэш. Они превратили нуарный героический детектив с сильным сюжетом в нечто, не дотягивающее до комедии, но уже потерявшее право называться серьёзным кино. В общем, что-то вроде «Мстителей», только страннее.
Дело не спасли даже достойные актеры — Джордж Клуни и Вэл Килмер (оба сыграли Бэтмена), Арнольд Шварценеггер (Мистер Фриз) и Джим Керри (Загадочник) — приглашённые на роль героев и злодеев. Видеоигры же, выпущенные на консоли четвёртого поколения, когда на рынке уже вовсю господствовала первая PlayStation, по определению не могли рассчитывать на серьёзную популярность у хардкорных геймеров.
Необходимо также упомянуть одноимённый анимационный сериал 1992 года, ставший важной вехой в становлении Бэт-вселенной в её теперешнем виде. Несмотря на изначально подростковый задел, ему удалось перерасти свой уровень и снискать популярность даже у взрослой аудитории благодаря качественному сюжету. Кстати, именно 105-серийный мультсериал открыл нам с вами заслуженного джедая Марка Хэммилла в новой ипостаси. Люк Скайуокер превратился в закадровое альтер-эго Джокера, чертовски преуспев в озвучке самого харизматичного комиксового суперзлодея в истории.
Две трилогии, изменившие мир
Очередного перезапуска пришлось ждать аж до 2005 года. Без преувеличения прекрасный режиссер Кристофер Нолан и не менее значимый для мирового кинематографа актер Кристиан Бэйл сумели создать образ Бэтмена, который, пожалуй, стал самым удачным с момента основания франшизы. История готэмского рыцаря в умелых руках Нолана превратилась не просто в супергеройский боевик, но — что гораздо важнее и ценнее! — в психологическую драму о страхах и пороках современного общества.
Вопросы морали, самопожертвования, сопротивления злу насилием, которые ранее просто не поднимались или тотально упрощались ввиду их чрезмерной сложности для среднего зрителя/читателя/игрока, принесли прокатчикам более миллиарда долларов кассовой прибыли. Особенно хорошим вышел второй фильм трилогии, в котором блистательный Хит Леджер потрясающе исполнил роль асоциального маньяка-психопата Джокера, одержимого идеей доказать обществу Готэма всю его никчёмность перед лицом злодея, обладающего сильной волей и не отягощённого моралью.
Во многом именно благодаря нолановской трилогии родилась трилогия аркхэмовская — шикарнейшее beat ‘em up приключение для консолей предыдущего поколения, рассказывающее всю (или почти всю) историю Тёмного Рыцаря со множеством сюжетных ответвлений. Появление в 2009-м от малоизвестной студии Rocksteady нового проекта Arkham Asylum по давно забытой «бэтменовской» франшизе произвело на геймерское сообщество эффект разорвавшейся бомбы. Расправы над ордами буйных пациентов Аркхэма и закоренелых преступников Блэкгейта, проводящиеся с обилием комбо, бустеров, подручных средств и всевозможных спецприёмов потрясали и завораживали.
Сюжетная линия, в которой, пусть эпизодически, приняли участие большинство героев и злодеев бэтменовского эпоса (Ра’с Аль Гул, например, в виде трупа в морге), была единодушно признана безупречной. Хитроумные квесты давали отдохнуть натруженным от стиков пальцам, а сюжетные синематики заставляли провести несколько минут, раскрыв рот от дичайшего восторга, ибо новое поколение консолей наконец-то начало оправдывать свое предназначение.
Аркхем-сиквел, посвящённый превращению Готэма в город-тюрьму под управлением зловещего доктора Стрейнджа, вышел ещё более эпичным. В нем было учтено всё. Просто всё. Если задать специалисту игровой индустрии или хардкорному геймеру со стажем вопрос, какая игра, по его мнению, близка к определению идеальной, Arkham City может рассчитывать минимум на место в полуфинале.
Шедевральная сюжетная линия, в ходе которой в полной мере раскрываются достоинства и пороки героев и злодеев. Обилие сопутствующей информации, которая, будучи собранной и систематизированной, превращается в настоящую энциклопедию по вселенной Готэма и его ближайших окрестностей. Геймплей, выверенный до мельчайших деталей, но в то же время способный в неожиданный момент подкинуть неприятный сюрприз «схватившему звездняк» геймеру. DLC, которые стали настоящим украшением кампании и ничуть не уступили основному сюжету...
Даже автор этого материала, известный бэтманьяк, ревностно следящий за соблюдением каноничности вселенной, сумел найти в Arkham City лишь несколько мелких и незначительных нюансов и штрихов, к которым объективно можно придраться. Можно — но не нужно: на общем прекрасном фоне эта ерунда не стоит даже и упоминания.
После Arkham City гениальный коллектив Rocksteady занялся финальной главой саги, а третью часть отдали на откуп новобранцам из WB Games Montreal. Ну, как сказать, «новобранцам» — команду собрали из опытных игроделов, но задачу поставили предельно простую: за 1,5 года сотворить и собрать новый Аркхем-выпуск, повествующий о так называемом втором годе работы Бэтса в супергеройской ипостаси.
Игра выдалась хорошей, но попала под шквал необоснованной критики. Просто её сравнивали не с конкурентами, а с великими предшественниками (а ещё там было море багов) — отсюда и такой расклад. Впрочем, блестящее DLC Cold, cold heart, рассказывающее о становлении Мистера Фриза, частично реабилитировало проект в глаза аудитории.
www.youtube.com/watch?feature=player_embeddedam..
Мобильно-портативные спин-оффы Batman: Arkham City Lockdown и Batman: Arkham Origins Blackgate, освещающие события до Arkham City и Arkham Origins, несмотря на чересчур явное сходство с проектами по выкачиванию денег из доверчивых сторонников популярных брендов, также нашли свою аудиторию. В конце концов, любители поиграть в ААА-продукты на планшетах и мобильных консолях — тоже люди, и они заслужили свой кусочек общего удовольствия. Тем более, за Blackgate для 3DS и PS Vita отвечали экс-создатели Metroid Prime. Лучшие из лучших, в общем.
This is how the Batman died
В преддверии судьбоносного события — релиза Batman: Arkham Knight, — нельзя не замолвить несколько слов о ещё одном ААА-проекте по вселенной Бэтмена — сериале «Готэм», первый сезон которого недавно с успехом завершился на канале Fox. Сериал, главным героем которого стал молодой детектив Джеймс Гордон, а также суперзлодеи Пингвин и Загадочник, находящиеся в периоде становления своих «карьер», повествует о жизни в городе до того, как Брюс Уэйн стал, собственно, Бэтменом. Категорически рекомендуем ознакомиться с этим познавательным и весьма качественным кино даже тем, кто не считает себя фанатом Тёмного рыцаря. Ибо его сюжет и персонажи прописаны на твёрдую пятёрку.
www.youtube.com/watch?feature=player_embeddedam..
А что касается Batman: Arkham Knight… Друзья, вы видели шикарные трейлеры? Смотрели невероятные геймплейные ролики с выставок? Значит, отлично понимаете: уже послезавтра мы с вами будем удостоены счастья пощупать собственными руками главного претендента на звание «Игра года 2015». А журналисты и критики уже успели это сделать и оценили финал аркхемской арки в 91 балл из 100 возможных. В общем, это будут очень тяжелые 48 часов… ждать больше нет никаких сил!