Начало в чем смысл фильма
Сетевое издание 7дней.ru зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзорp>
Свидетельство Эл № ФС77-62276 от 03 июля 2015 г., учредитель ЗАО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙp>
Главный редактор: Пахомова Анжелика Михайловна
Адрес редакции: 125993, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4, корп. 24. Контакты: official@7dn.ru, 7(495) 742-44-41
Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт 7DAYS.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.
начало в чем смысл фильма
Но помимо всех загадок и символов сторителлинга, у этого фильма есть еще очень мощный маркетинговый смысл.
А именно: идея, положенная через подсознание в наш мозг, разрастается и становится максимально навязчивой.
Ведь по сути, именно так сейчас работает пропаганда и все социальные медиа: ты 15 раз видишь в Инстаграме, как девушки катаются на яхтах, и у тебя постепенно формируется мысль, что тебе тоже обязательно нужно на такой яхте прокатиться!
Это то, что мы делаем с помощью сторителлинга - благодаря его приемам и фишкам закидываем человеку в голову идею, которую потом подкрепляем следующими нашими сообщениями.
Этому я учу на своем курсе "Сторителлинг: как рассказать свою историю".
И то, что мои мысли совпадают с главной идеей фильма, мне в нем особенно нравится.
Ссылка на вторую часть разбора.
Кристофер Нолан в своем фильме «Начало» размывает грань между кино и сновидениями (на сайте есть видео, где об этом подробно рассказано).
Сам Нолан как-то сравнил команду Доминика Кобба, выполнявшую внедрение, со съемочной группой фильма. Это вполне недвусмысленный намек на то, что фильм как коллективное сновидение может быть использован для внедрения определенных идей в сознание зрителя. И наверняка «Начало» не является исключением. Давайте выясним, какую идею поместил в нас режиссер.
Повествование фильма построено вокруг идеи осознанных сновидений. Осознанные сновидения действительно возможны, их особенность в том, что сновидец понимает, что находится во сне, и по своему желанию может управлять содержанием сна. По сути, это обычное фантазирование, но максимально реалистичное за счет того, что от внешней реальности сознание сновидца отключено.
К художественному вымыслу относится идея сна внутри сна с двадцатикратным замедлением времени на каждом уровне и идея совместного сновидения.
↑ наверхЛиния Кобба
Фильм содержит две архетипических сюжетных линии – «избавление от заклятия», когда герой должен освободиться от одержимости некой злой силой и «добыча сокровища». Первую реализует герой Леонардо Ди Каприо – Доминик Кобб, вторую – Роберт Фишер, герой Киллиана Мёрфи.
Рассмотрим подробнее линию Кобба.
На протяжении фильма Кобба преследует образ его жены. Это преследование является следствием чувства вины, которое испытывает Кобб, так как он считает себя виновным в ее самоубийстве.
Насколько нам известно, Моллори жила во Франции до замужества с Коббом. Если перевести ее сокращенное имя Мол с французского, то оно означает болезнь или зло, что точно описывает, кем ее образ стал для Кобба.
В сценах, где Кобб находится во сне или в воспоминаниях, на его левой руке надето обручальное кольцо. С одной стороны, это подсказка режиссера, чтобы не запутать зрителя, с другой – кольцо имеет психологическое значение, указывающее на то, что он не может отказаться от своей роли супруга Мол, не может смириться с ее потерей, и этот факт вызывает негативные последствия в его жизни.
↑ наверхИстория Кобба
Когда-то Доминик Кобб, сделал своей будущей жене Моллори предложение и сказал, что видел сон, в котором они состарились вместе. По-видимому, эти слова пришлись по душе Моллори.
«… что мы состаримся вместе. – это еще возможно.Ты знаешь, как меня найти» 55:08
Это сцена из воспоминаний Кобба.
Фактически, Кобб задал себе программу, сценарий своей жизни, или, проще говоря, поставил перед собой обязательство, согласно которому он должен прожить с Мол до старости. Этот сценарий – «ты должен прожить с Мол до старости» - в дальнейшем станет основой внутреннего конфликта Кобба.
Кобб с женой были архитекторами и погружались в осознанные сновидения, занимаясь творчеством. Но для Мол мир фантазий стал более привлекательным, чем реальный, ведь там они были богами. После десятилетий чистого творчества Мол решила получше обустроиться в лимбе, перенеся туда объекты из воспоминаний.
«Мы строили много лет, а потом взялись за воспоминания» 01:57:07
Помимо тех домов, в которых они жили вместе с Коббом, Мол также перенесла в лимб дом из своего детства, а чтобы не беспокоиться оттого, что всё окружающее нереально, она вытеснила эту мысль в бессознательное. Это образно показано как запирание тотема в сейфе.
Лимб стал ее реальностью 01:17:24
Для Кобба жизнь во сне стала невыносима, что подтверждает отсутствие в лимбе построек из его личной жизни.
Чтобы вытащить Мол из лимба, Кобб заронил в нее идею о нереальности мира, в котором она пребывает, после чего убедил ее лечь с ним под поезд, чтобы выйти из сна. (На всякий случай поясню, что Мол вовсе не требовалось заглядывать в сейф, чтобы увидеть вращающийся волчок, ведь и сейф, и волчок – это элементы ее психики).
По словам Кобба, они пробыли в лимбе почти 50 лет и успели состариться. Режиссер подтверждает это двухсекундной сценой:
02:13:09 (32:11)
Вернувшись в реальный мир, Мол продолжала думать, что это сон, т.к. идея, заброшенная Коббом, укрепилась в ее сознании. Поэтому Мол была убеждена, что они с Коббом должны убить себя, чтобы проснуться. Т.е. повторить то, что они уже делали в лимбе.
Перед самоубийством она получает свидетельства от трех психиатров о своем психическом здоровье и сообщает в полицию, что Кобб угрожал ей и она боится за свою жизнь. После этого устраивает в номере гостиницы беспорядок и спрыгивает с карниза.
После смерти Мол Кобб вынужден скрываться от полиции, так как он не смог бы доказать свою невиновность. Кобб пускается в бега, а его дети остаются жить с родителями жены.
У некоторых зрителей возникла теория, что Кобб специально внедрил идею в сознание Мол, чтобы она покончила с собой в реальности. Что, дескать, он и без внедрения мог доказать ей нереальность лимба.
В принципе, фильм допускает такую трактовку, но никаких явных фактов для подтверждения этой теории не даёт. Правда, психологический анализ (который я провожу в премиум-разборе) показывает, что Мол по-видимому оказывала моральное давление на Кобба, и теоретически это могло стать причиной его желания избавиться от нее. Но на мой взгляд, допущение, что Кобб злоумышленник слишком натянуто. Я думаю, что режиссер хотел донести до нас другую идею.
↑ наверхБорьба Кобба с проекцией
После смерти жены Кобб постоянно испытывает чувство вины, за то, что проник в ее подсознание.
Поскольку Кобб любит Мол, он хочет сохранить возможность видеть ее, для чего сооружает в пространстве сна систему воспоминаний. Это воспоминания о тех моментах, о которых он сожалеет и которые хотел бы изменить. Как заметила Ариадна, это своеобразная тюрьма, в которой Кобб хочет запереть Мол, чтобы, с одной стороны, не расставаться с ней, но с другой, чтобы она не мешала ему.
В моих снах мы всё еще вместе 56:10
Но комплекс вины в сознании Кобба обретает облик Мол и начинает преследовать его в снах.
Краеугольным камнем, на котором вырос комплекс вины Кобба, стало то самое обязательство, которое он взял на себя: «я должен состариться вместе с Мол».
Реальная Мол и проекция
Важно различать в фильме реальную Мол и ее проекцию в сознании Кобба. Неслучайно режиссер называет Мол Тенью: она не живая личность, она то, что осталось от умершей Моллори, лишь ее отражение в душе Кобба.
Поэтому проекция Мол - это часть личности Кобба. И общаясь с проекцией, он, по сути, общается с самим собой. Это значит, что если проекция Мол обвиняет Кобба в том, что он не сдержал свое обещание, то это значит, что Кобб сам себя в этом обвиняет.
1:00:00
Проекция Мол постоянно пытается нарушить сознательные намерения Кобба. Это типичное поведение любого психического комплекса. Чем сильнее комплекс подавляется, тем больше энергии он будет затрачивать, чтобы достичь уровня сознания. Поэтому наши комплексы проявляются в самый неподходящий момент, портя наши планы – в момент, когда сознательный контроль ослаблен.
Но главное намерение Тени Мол – затащить Кобба в лимб. В этом проявляется ее сходство с архетипом Великой Матери, которая, и обещаниями блаженства, и угрозами пытается удержать сознание в своём лоне. Также ее можно сравнить с Танатосом, олицетворением смерти в греческой мифологии (который, кстати, считался братом близнецом Гипноса, бога сна). Мол сама является тенью и пытается затащить Кобба в мир теней.
Но откуда черпает свою энергию Тень Мол? Ведь непохоже, что Кобб вытесняет чувство вины; он вполнее ее осознаёт.
Думаю, 1) убежденность в том, что он обязан выполнить своё обязательство, 2) желание искупления вины и 3) желание продлить жизнь Мол хотя бы в реальности сна подпитывают проекцию Мол и поддерживают внутренний конфликт Кобба.
Тень Мол давит именно на эти слабые места Кобба:
«Но ты можешь искупить вину, сдержать обещание» 02:05:20
В душе Кобба идет борьба за то, какую реальность принять: более удобную или более правдивую. Что выбрать: долгую жизнь с возлюбленной во сне или утрату возлюбленной в реальности? Стать воображаемым богом или реальным человеком?
Это борьба между правдой и ложью. Реальность – горька, но правдива. Сон – приятен, но ложен.
Помните, Кобб говорил:
«Подсознание стимулируется эмоциями, не разумом» - 00:50:16
Проекция Мол использует это как зацепку и апеллирует к эмоциям Кобба.
«Во что ты веришь, что ты чувствуешь?» 02:02:12
Парадоксально, но именно чувство вины оказывается тем маркером и критерием, позволяющим Коббу отличить реальность от фантазии.
«Я чувствую вину. Я знаю правду» 02:02:35
То есть: вина напоминает о поступке => поступок напоминает о реальности => следовательно, принять вину, значит принять реальность и отвергнуть иллюзию.
Поэтому в итоге Кобб всё-таки полностью осознаёт образ Мол как лишь проекцию.
«Я не могу остаться, потому что ее не существует» 02:07:50
Еще одним критерием различения фантазии и реальности стала сложность и противоречивость живого человека, которую невозможно представить в воображении.
Ты просто тень моей реальной жены. Но ты недостаточно хороша. 02:08:20
↑ наверхВыводы
Несмотря на то, что многие после просмотра фильма решили, что Нолан заставил нас усомниться в окружающей реальности, думаю, что в наше подсознание он внедрил совсем другую идею. А именно: что бегство от реальности может быть смертельно опасным. Я убежден, что фильм «Начало» - глубоко позитивный. И в то время как нас со всех сторон атакуют идеями об иллюзорности мира, Нолан напоминает нам о том, что наша личность формируется именно здесь, в чувственном мире.
В «Начале» Нолан показывает, что, только принимая неприятное – в первую очередь в самих себе, мы остаёмся в реальности.
Когда Кобб видит своих детей, для него уже неважно, упадет волчок или нет. Неважно не потому, что он был готов остаться во сне (мы видели, что это не так).
Его безразличие к волчку говорит о том, что он избавился от своей привязанности к Мол (ведь это был ее тотем). А также потому, что если у человека есть нечто, что придаёт смысл его жизни, и это нечто лежит за пределами его субъективности (для Кобба это дети), то вопрос о реальности мира становится псевдопроблемой.
↑ наверхВторая часть разбора
Это еще не всё! Я подготовил для вас еще одно видео, в котором разбираю характер Моллори и особенности их с Коббом отношений, даю трактовку линии Фишера и рассказываю о нескольких интересных деталях, которые я заметил в процессе анализа фильма.
Доступ к видео вы можете получить по этой ссылке.
↑ наверх