Самые тяжелые доспехи
Сразу скажу, что мы будем говорить на тему Позднего Средневековья и эпоху Нового времени. То есть кольчуги, ламелляры и подобные доспехи мы сразу отметаем. Нас интересуют латы. Полный латный доспех мог весить от 20 до 30 кг. И пусть вас не смущает такая цифра. Этот вес носят на себе бравые армейские пехотинцы и в наше время. Вес доспеха равномерно распределяется по всему телу и человек в нём чувствует себя замечательно. Есть доспехи, которые весили более 40 кг, но это турнирные доспехи и назывались они «штехцойг». Они не предназначены для боя. Они нужны только для того, чтобы участника турнира ни при каких обстоятельствах не убило на празднике. В этом доспехе подвижность абсолютно не нужна. Хотя даже в таком можно бегать, но зачем?
Боевой латный доспех практически никак не сковывает движения владельца.
Латные доспехи, как правило, делаются анатомическими и подвижными. Места сочленений (например, плечи) сохраняют подвижность за счёт плавающих заклёпок. При желании вы можете даже «колесо» провернуть.
Я могу предоставить массу доказательств этому в GIF формате.Есть интересное видео, где мужчина в полном доспехе (турнирный гарнитур!) демонстрирует невероятную подвижность. Короче говоря, и этот миф уничтожен.
Здесь не всё так однозначно. На этот вопрос можно ответить и да, и нет. Если мы имеем в виду полный доспех в одном стиле, идеально подходящий под фигуру владельца, из качественной стали и от известного мастера — да, такой доспех стоил сумасшедших денег. Здесь понятно.Из дошедших до нас письменных источников известно, что полный доспех конца XIV — начала XV веков стоил 16 фунтов и 8 шиллингов. В переводе на наши деньги это около 11 тысяч долларов. Ежемесячный доход рыцаря регулярной армии тех времён составлял порядка 1,3 тысячи долларов (в переводе на наши деньги). Так что за год на доспех вполне себе реально было накопить. И это я пишу про индивидуальные доспехи хорошего качества. Но ведь большинство пехотинцев носили не полные доспехи, покупали слегка не своего размера, выбирали упрощенную версию, и менее качественную сталь. Доспех вообще мог быть снят с трупа вражеского солдата и перепродан. Это сильно снижало цену. Вполне реально было купить доспех в районе 500 наших долларов. Это то же самое, что купить средненький Xiaomi вместо флагманского Samsung, хотя оба эти аппарата прекрасно справляются со своими задачами.
Высокая готика и максимилиановская эпоха — вершина кузнечного ремесла. Мало того, что это выглядит просто фантастически, так ещё и защищает от... да от всего практически. А с обилием рёбер жёсткости разрушить латы было просто невозможно. На данном видео мы можем наблюдать краш-тест бацинета. Шлем уничтожить так и не удалось.Вы наверняка могли найти другие краш-тесты, где доспехи сминались как фольга. Чепуха это, а не краш-тест. Дело в том, что правильно сделаный доспех не сминается. Он прогибается до определённого момента, а потом сталь лопается. Доспехи не выпускались сырыми. Их калили, а потом разогревали до 750-850 градусов и давали спокойно остыть. Это называется «отпуск стали». Доспех сохранял невероятную прочность и твёрдость. Кроме того, стоит подметить, что обычно для теста берут тонкие (1 мм) доспехи из сырой стали. Конечно, они будут пробиваться и жмакаться, но это и не доспех вовсе. В Средневековье создавали доспехи с максимальной толщиной в 3 мм, а то и в 4 мм. А если их закалить ещё? Да это танк.
Доспех не пробивается луками и арбалетами. Что уж там говорить — не всегда кольчугу удаётся пробить этими орудиями, а латы так и подавно. Под любой доспех — будь то кольчуга или латы — обязательно надевается толстая одежда, что значительно повышает шанс выжить даже после пробития защиты. На гифках вы можете наблюдать как (осадный!) арбалет не может пробить западноевропейскую кирасу. Хотя попал строго под углом 90 градусов. На второй — бесполезность английского лука против стального нагрудника.Не зря форму доспеха старались приблизить к сферической. Стрелы и болты просто рикошетят.
Скорее всего, это и произошло с человеком, который напялил на себя доспех, но, не разбираясь в одежде тех времён, просто обгадился.Дело в том, что даже полный латный доспех оставляет частично открытыми ягодицы и пах владельца. Зачастую там находится кольчужное полотно. Что мешает просто приподнять его, развязать шнурки на белье и сделать свои дела? Для многих будет новостью, но штанины и белье были отдельными частями одежды. Штанины назывались шоссами, а один из вариантов нижнего белья — брэ.
Нет, не уничтожил. Доспехи продолжали существовать ещё сотни лет. Да и ранний огнестрел у многих ассоциируется с мушкетом, хотя на самом деле в Европе он появился ещё в XV столетии. Да-да, вместе с арбалетами и луками. Назывались такие вундэрвафли аркебузами.Дело в том, что на закате эпохи Ренессанса набирает популярность буржуазия — это всё те же рыцари и лорды, но теперь им больше не нужно было по зову короля идти в бой. Вместо этого они мобилизировали отряды со своих владений, и вчерашние крестьяне уже завтра шли на войну. Вы бы стали покупать каждому из них дорогие доспехи? Конечно же, нет. Вы бы дали им по огнестрелу и отправили в бой. В это же время офицеры, состоятельные наёмники и кирасиры продолжают надевать доспехи аж до XIX века.Скажу больше — доспехи продолжают существовать и на полях сражений Первой и Второй Мировой! Никуда они не исчезали.А это для тех, кто считает, что доспех пробивается мушкетом.Подводя итоги, я хочу сказать, что доспехи уничтожила не пробивная способность огнестрела, а экономическая нецелесообразность. Исчезли не латы, а те, для кого они создавались.
Надеть доспехи можно даже самостоятельно, а если вам помогут, то всё продлится около 10 минут. Но уж точно не час, как пишут некоторые особо-альтернативщики.
Нужно понимать, что доспехи делятся на три категории — боевые, турнирные, парадные. В парадной броне никакой дурак не пойдёт сражаться. В сравнение можно поставить невесту, которая в своём белоснежном платье копает картошку. Парадные доспехи надевались королями и герцогами только на праздники, свадьбы, церемонии и так далее. Это же касается гротескных доспехов. Кузнецы соревновались в мастерстве, а вельможи, которые покупали такие изделия, хвастались перед другими лордами красивым снаряжением. Это как и с брендовой одеждой или гаджетами в наше время.
Почему? Потому что токарь четвёртого разряда сказал, что прокатной стали тогда не было? Кузнецы прекрасно ковали полные латы и без прокатной стали. Есть на YouTube видео, где один бравый парень развеивает этот глупый миф. Из железной болванки он сделал лист, а уже потом из него заготовку под цервельер. Не было пневмомолота? Так ещё тогда изобрели водяной молот, который справлялся не хуже.Последний миф тоже рассыпался. Это были основные заблуждения по поводу латного доспеха. Разумеется, что некоторые и дальше будут верить в мифы даже после прочтения моей или какой-то другой статьи. Будут и дальше верить в плоскую Землю, в вакцины, контролирующие разум, в заговор часовщиков и так далее. Этого никак не изменить, и поэтому будут продолжаться нелепые споры. Но это уже совершенно другая история. А вам большое спасибо за внимание. Удачи!самые тяжелые доспехиЛистая на досуге Дзэн, наткнулся на весьма любопытный материал, посвященный отличиям настоящей рыцарской брони от стереотипов кино и видеоигр. Пользуясь случаем, решил поделиться с Пикабу, раз уж автор сам этого не сделал.
Оставлю ссылку на оригинал, если кому-то будет интересно почитать - на канале еще много поучительных (на мой неискушенный взгляд) статей."Интерес к военной культуре прошлого у современного человека часто появляется благодаря культуре медиа. И если раньше основным источником вдохновения для начинающих медиевистов и реконструкторов были исторические или фантастические романы и фильмы, то сейчас эту нишу все больше занимают компьютерные игры. В некоторых из них (вспомним недавний успех Kingdom come: Deliverance) весьма достоверно демонстрируют особенности быта и культуры Средневековья. Но чаще всего дизайн и игровые условности уступают место здравому смыслу и историчности, порождая целую плеяду мифов.
Одним из самых живучих на сегодняшний день является деление нательной брони на три основных категории:
- легкая: обычно это тканная или кожаная одежда, халаты, робы и импровизированные гибриды
- средняя: как правило это кольчуги, бригантины, кирасы, а также латы из экзотических материалов вроде кости или хитина
- тяжелая: все, что выглядит достаточно массивно, от реплики исторических рыцарских лат до невероятных доспехов весом несколько центнеров
Конечно, подробная классификация варьируется от сеттинга к сеттингу, но этот тройной паттерн закрепился в индустрии достаточно просто. Что неудивительно - для неискушенного игрока он выглядит предельно логичным и доступным.Основной аргумент в пользу такого деления заключается в весе самой экипировки. Мол, она сковывает движения и замедляет подвижность, а потому в бою воин может отказаться надежной защиты в пользу легкой, но удобной униформы. Отчасти это основано на реальной военной тактике: стальной доспех лишь станет обузой разведчику или шпиону, а вот в тесном строю латы уберегут вас от смерти. Так какую же броню выберет благородный рыцарь перед жарким сражением? Тяжелую? Среднюю? Может, легкую?
На самом деле - все и сразу!В первую очередь рыцарь облачался в самую обычную одежду. Это были хлопковые панталоны, тканные лосины, льняная рубаха и жилет. Такой комплект не только служил самым первым слоем защиты, но также предохранял тело от натирания о металлические части доспеха. Всадники могли провести в седле целый день, и плохо сидящая кираса могла в кровь натереть шею и бока. В бою же, где важно чувствовать себя максимально комфортно, некстати натертая подмышка или мозоль на пятке могли стоить фатальной ошибки.
Примечательно, кстати, что лосины пристегивались к поясу на специальные застежки и подвязки - подтяжек в старину не знали, да и гульфика с молнией для комфортного справления нужды в поле тогда еще не придумали.После наступал черед гамбезона. Мы еще обязательно посвятим отдельный материал этому чудесному образцу средневековой моды. Он был скроен подобно жилету или кафтану и состоял из 4-6 плотно пригнанных друг к другу слоев льняной материи. Гамбезоны были достаточно плотными, чтобы остановить скользящий удар ножа - и при этом отличались практичностью, удобством и позволяли телу дышать. С XIV века они постепенно вошли в моду, так что богато украшенные гамбезоны носили и в мирное время, как стильную верхнюю одежду.После гамбезона рыцарь надевал поножи и сабатоны. В отличие от расхожих мифов, металл прикрывал лишь переднюю часть бедра и голени, чтобы обеспечить подвижность. В основном это было связано с тем, что большую часть боя рыцарь проводил на коне, и внутреннюю сторону бедер (там, на секундочку, располагается паховая артерия, попадание в которую грозит смертью от кровоизлияния) надежно защищал круп верного скакуна. Металл закрывал целиком лишь колени, чтобы противник не мог подрезать их или выбить кость из сустава метким пинком.
Сабатон - это не только популярная музыкальная группа, но еще и очень практичные "калоши" из стальных ламеллярных пластин. Ступни в бою - одна из самых уязвимых частей, и травмировать ступню было порой равноценно самоубийству. Поэтому их бронировали тщательно и целиком, не оставляя открытых зон для вражеского клинка или копья. Крепились сабатоны к латному щитку на голени с помощью застежек.Кольчуга - обязательный элемент любого латного доспеха. И это неудивительно: чтобы не сковывать подвижность рыцаря, даже самые совершенные латы позднего периода были вынуждены оставлять открытые зоны на суставах и в местах естественного сгиба конечностей. Попадание в них было одним из немногих шансов вывести рыцаря из строя, а потому они становились приоритетной целью для любого противника. Чтобы обезопасить себя, рыцари дополнительно защищали тело кольчужными чулками, рукавами и рубахами, иногда двойного плетения. К тому же, кольчуга помогала гамбезону и прочей одежде лучше прилегать к телу и равномерно распределяла вес доспеха.Наконец наступал черед верхних латных доспехов. Хорошо знакомые всем кирасы были выполнены так, чтобы защищать жизненно важные органы - сердце и область живота. Более поздние разновидности брони обладали дополнительным ребром жесткости (эти линии видны на рисунке), толщина стали в которых была дополнительно увеличена за счет перекрестья стальных пластин. Такую броню не мог пробить ни один прямой удар холодным оружием, особенно если доспех был выполнен из закаленной стали высокого качества. Кузнецам пришлось изобретать специальные противодоспешные средства - одним из них стал чудовищный фламберг, о котором мы уже рассказывали.
Иногда нательная броня состояла из нескольких элементов, которые были призваны дополнительно защитить воина в бою. "Юбки" из стальных полос, показанные на рисунке, служили дополнительной защитой корпуса для всадника - ведь противник бил копьем снизу вверх, в сидящего на коне рыцаря, а значит живот и пах нужно было беречь особенно сильно.Завершалось облачение рыцаря вспомогательными элементами. Круглые розетки защищали подмышки и суставы на локтях, их форма позволяла отвести лезвие во время точного колющего удара клинком или копьем. Наплечники, как нетрудно догадаться, защищали плечи, а горжет опоясывал шею и ключицы.
Шлем - важнейший элемент защиты любого воина, вступающего в поединок на ближней дистанции. Мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах, как воины надевают стальной шлем или кольчужный капюшон прямо на непокрытую голову - это, конечно, полный абсурд. Сначала рыцарь затягивал на голове плотную шапку из нескольких слоев льна (т.н. "подшлемник"), подвязывая ее под подбородком. Она позволяла шлему плотно прилегать к голове и дополнительно гасила энергию удара во время прямого попадания. На подшлемник часто одевался койф - кольчужный капюшон, сплошь закрывавший голову и шею, оставляя свободным лишь лицо. Наконец, поверх этого рыцарь надевал и сам шлем, выполненный из стали и снабженный дополнительными элементами защиты - забралом, нащечниками и т.д.В заключение хочу особо отметить, что это - лишь один из примеров рыцарского облачения. Военное ремесло никогда не стояло на месте, а потому фасон, стиль и состав облачения воинов постоянно претерпевал изменения. Но основным критерием всегда оставалась (и до сих пор остается) практичность, позволяющая как можно лучше уберечь свое тело от травмы в текущих реалиях боевых поединков. При этом облачение для реальных сражений и турниров тоже значительно различалось даже внутри одного исторического периода - об этом мы поговорим в следующий раз."
Еще раз: я не автор, и за достоверность информации не отвечаю, хоть материал и выглядит на редкость логично. Вот ссылка на канал - судя по всему, запустился он недавно, надеюсь что интерес у создателей не пропадет :-)
На этом фото, в центре, изображен немецкий или польский доспех, изготовленный примерно в 1580 году. Хранится он в музее Филадельфии в Штатах и предназначался для какого-то весьма крупного воина.
Однако, «о-Боже-какой-мужчина» был не одинок. В оружейных Европы встречались не только миниатюрные доспехи, но и броня настоящих гигантов.
Инсбрук, Нюрнберг, Чурбург. Между 190 и 260.
В той же комнате, где хранится защита карлика Томерля, выставлены доспехи гиганта Джованни Бона (ака Бартоломео Бон), изготовленные во второй половине XVI века, около 1581-1583 гг. Высота их – 2,60 м. Рост самого итальянца был около 2,40 м.
Вес доспехов, выполненных в 1533 году в Нюрнберге для пфальцграфа Рейнского Отто Генриха из династии Виттельсбахов (1556-1559гг), составлял 33 кг, а высота их была 1,90 м.
Граф Ульрих IX фон Матш носил весьма солидный доспех, изготовленный в 1445 (по другим данным – в 1450) году в миланской мастерской оружейником Антонио Миссалья. Укомплектованные «бургундским» салетом, доспехи хранятся в оружейной Чурбурга.
Литва. Доспех Радзивиллов
Некогда в Несвижском замке хранились доспехи представителей могущественного литовского рода Радзивиллов. Каждый комплект заслуживает самого пристального внимания, но сейчас мы остановимся на доспехе, чей вес был 47, 2 кг.
Это так называемая броня Flumen Belli, изготовленная итальянскими мастерами. Комплект состоял из кирасы, к которой крепилась состоящая из двух полос юбка, а уже к ней, в свою очередь, присоединялась защита бедер, состоящая из трех полос. Дополнялось все поножами, наборными же наплечниками и рукавицами.
Считается , что этот выдающийся доспех принадлежал гетману Крыштофу (Кшиштофу) Радзивиллу. Сейчас он хранится в Варшаве, в Музее Войска Польского.
Англия. Двухметровый принц
А в лондонском Тауэре экспонируется броня Джона Гонтского, сына Эдуарда III. Во всяком случае, в описи 1660 года сказано именно так.
Но сейчас бытует версия о том, что это подарок герцога Брунсвикского принцу Уэльскому Генри, сыну Джеймса I. Чей бы то ни был доспех, выглядит он весьма солидно – 2,10 м высотой.
Как видно из этого краткого обзора, «Скачущей Горе» из «Игры Престолов» в эпоху Средневековья можно было бы подобрать доспех по размеру.
При подготовке текста использованы следующие материалы:
Юрий Бохан. Журнал «Мир металла». Клод Блэр. Рыцарские доспехи Европы. Тоже Форум. www.myarmoury.comФото: Marketeer, социальная сеть «ВКонтакте»,Подпишитесь на ProshloeТолько лучшие материалы и новости науки