Малефисента плачет без крыльев
Margoshka, Маргарита Ливмане, сертифицированный психолог-психотерапевт
Малефисента и прерванный полет
Недавно вышедший на экраны фильм с Анджелиной Джоли в главной роли мы смотрели вместе с младшим сыном в 3D. На него фильм не произвел особого впечатления. А вот я осталась в восторге и даже посмотрела его второй раз - уже одна. После фильма я подумала о том, что в Голливуде сняли толковую целительную сказку для... обиженных женщин. Неудивительно, что у сына она не пошла. Я бы сказала, что основная целевая аудитория фильма - это женщины, пережившие разочарование в любви.
Итак, вспомним сюжет. Встретились двое: он и она. Он - сирота, живущий в амбаре, с амбициозными мечтами о жизни в замке. Она - могущественная фея, не знающая (пока!) людских страстей. Уже при знакомстве юная Малефисента столкнулась с непорядочностью нового друга. Он украл волшебный камень и жалел, что ему пришлось с ним расстаться. Но мы помним, что фея была лишена людских пороков: жадности, зависти и корысти - поэтому не придала этому эпизоду значения. Она была восхищена Стефаном, который с легкостью расстался с единственной ценностью, что у него была — обжигающим ее железным перстнем. На 16-летие Стефан сделал еще один подарок — поцелуй истинной любви. Собственно, вот и все его дары ей, заметьте. Позже он и вовсе отдалился от Малефисенты, занимаясь реализацией своих давних планов. Она же скучала по нему, облетая свое болотное царство. Сильные красивые крылья легко носили ее. Напомню, что материальные ценности не очень интересовали Малефисенту, чем и можно объяснить ее воздушность и некоторую наивность.
Тем временем король, правивший людьми, вознамерился присвоить богатство своих волшебных соседей. В бою сделать это не удалось. Тогда он приказал убить Малефисенту, пообещав взамен, как и положено в сказках, царство и свою дочь впридачу. Пробил час карьерного роста для Стефана, который, недолго думая, решил предать свою крылатую подругу. И способ выбрал очень подлый. Опоил зельем, дождался, когда она забудется крепким сном, и занес кинжал (или как это называется). Но убить не смог - кишка оказалась тонка. И тогда он лишил ее самого ценно - того, что позволяло ей парить в воздухе, не касаясь земли — крыльев. Очнувшись, Малефисента издала страшный вопль отчаяния, от которого лично у меня мурашки пробежали по телу. Все, путь крылатой феи временно завершился. Тот, кто подарил ей поцелуй истинной любви, в буквальном смысле спустил ее с небес на землю. И теперь уже стоящая на земле Малефисента превратилась в обычную земную обиженную женщину, правда, с мощнейшим потенциалом. Смертельно обиженную. На мой взгляд, такое превращение из летающей нимфы не случайно. Мы можем посмотреть на это как на этапы женского развития. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек. В детстве все мы довольно наивны и часто летаем во сне, а после вступления в определенный возраст сталкиваемся с океаном страстей в себе. С которым порой не совсем ясно, как быть. Немногие могут похвастаться умением владеть собой - и в итоге опыт несчастной любви обеспечен.
Итак, Малефисента разочарована, обижена и зла. Это триада обычна в таких случаях. Если кто не знает, то запомните - простить ооочень сложно. На это способны редкие люди, многие из них канонизированы. А если простить не можешь, то остается старый проверенный способ. Правильно! Отомстить и забыть! Узнавая от верного помощника ворона Диаваля (отсылка не иначе, как к дьяволу) о событиях в замке, Малефисента постепенно узнает о причинах, побудивших Стефана так с ней поступить. Тщеславие и корысть! «И это все лишь ради того, чтобы стать королем?» — впадает в ярость она. Так она знакомится с реальным миром и перестает смотреть на мир сквозь розовые очки. Ее гнев в фильме передан очень мощно, Малефисента идет и камни разлетаются из-под ее ног в разные стороны. Было бы здорово уметь так делать, я бы не отказалась.
Эпический момент — у обидчика рождается ребенок. Вы, наверное, помните тот кадр в фильме, где у Малефисенты в глазах играют чертенята от предвкушения расплаты. И вот мы уже в замке короля: гости, все дела, подарки. И тут Она собственной персоной. Король даже вроде и не удивлен ее появлению, он понимает, что настал час Х. Она, оглядывая масштаб празднества и называя статус гостей, явно намекает бывшему, что раскусила его главный порок. Королева, почуяв неладное, в ужасе спрашивает, не в обиде ли могущественная фея. О, нет, отвечает Малефисента, и заводит знакомую нам с детства пластинку:
Принцесса всех прекрасней и светлее
Любимицей всеобщей станет
Но лишь исполнится 16...
бла-бла-бла...
Сладок миг мести, триумфально горят глаза Малефисенты, король наконец-то на коленях (!) умоляет о пощаде (!). Насладившись его унижением, наша героиня немного смягчает проклятие. У девочки будет шанс проснуться, но нужен будет поцелуй истинной любви. Ясен перец, что приказ короля уничтожить все прялки и прятание девочки в лесу ничего не дают в плане спасения от проклятия. И король, и Малефисента после произошедшего действуют в одном стиле — оба отгораживаются от внешнего мира. Она строит терновую стену (снова отсылка к библейским сюжетам), он прячется в замке, где вынашивает планы спасения дочери. Краски в фильме темнеют, Малефисента вся в черном, без крыльев, ведет довольно убогую жизнь. А как иначе, обиды лишают жизнь красок и приводят именно к таким последствиям (молодцы психологи - консультанты фильма!).
И неизвестно, чем бы все закончилось в итоге, если бы не Аврора. Кстати, имена героев в фильме выбраны неспроста. "Малефисента" на латыни — пагубная, причиняющая зло. В то время как "Аврора" — утренняя заря. Девочка, которую Малефисента называет не иначе, как чудищем, и периодически пытается напугать или оттолкнуть, оказывается необыкновенно милой и естественной. Начинают происходить удивительные вещи: не няньки, а ворон поит малышку, когда та плачет от жажды. Малефисента вдруг закрывает уши, не в силах слышать плач девочки, которую сама же совсем недавно проклинала. Она же спасает маленькую принцессу от падения с обрыва. Мы видим, как постепенно ее сердце, замороженное обидой, оттаивает. А вот коварный Стефан сходит в своем вожделенном замке с ума, вынашивая безумные планы и совершенно не заботясь о своей жене-королеве, которая вскорости умирает.
Окончательно Малефисенту обезоруживает признание подросшей Авроры, которая называет ее той, что «всегда неотступно следовала за ней, как тень, и присматривала», и фактически благодарит за заботу. Юнг со своей идеей о тени был бы в восторге от этого поворота сюжета. Малефисента безуспешно пытается снять заклятие, но тут ее же сила оборачивается против нее самой, проклятие наложено мастерски и отмене не подлежит. Тут весьма кстати появляется принц и как будто бы брезжит надежда на скорое избавление от проблемного сна. Однако скептицизм Малефисенты в отношении силы поцелуя красавчика вполне объективен, а не связан с ее травмой, как было заподозрил Диаваль. Помудревшая Малефисента знает цену скоропалительным поцелуям. В этом скоро убедятся и те, кто был другого мнения на этот счет.
Тем временем горький урок получает и Аврора, узнавшая правду о своей любимой крестной, с которой она собиралась жить в волшебном королевстве. В слезах она мчится к отцу, который тут же запирает ее. Но палец уже болит, 16-летие наступает, проклятие вершится, прялка восстает из пепла и палец сам тянется к игле. Аврора засыпает. Обезумевший король обвиняет в произошедшем фей-нянек, которые, конечно, достаточно бестолковы, но явно не при делах. Замечу, что нет ничего более сложного, как осознание своей вины и уж тем более ее принятие.
Малефисента с вороном приволакивают принца в замок, феи-няньки торопливо принуждают его поцеловать красавицу... нервный момент... она не шелохнется, спит. Робкий поцелуй едва знакомого принца не обладает силой истинной любви, увы. Запомните это, молодые девы! Крайне расстроенная Малефисента у ложа Авроры произносит сакральный текст, где делает то, что сделать, как я писала выше, крайне сложно! Она не просит о прощении, нет! Да и какой в этом смысл? Малефисента смотрит на то, что сделала 16 лет назад, ослепленная жаждой мести, и наконец осознает, что эта девочка спит по ее вине, что с ней не случится всего того, о чем она мечтала, и виной всему она, Малефисента! Со слезами фея обещает до конца своих дней заботиться о девочке и быть рядом с ней. Следует безутешный поцелуй в лоб, и Аврора открывает глаза. Вот он! Поцелуй истинной любви рождается не из страсти или влечения юных созданий! Создатели фильма показывают нам, что он рождается из искреннего и чистосердечного признания прошедшей тяжелые испытания помудревшей женщины!
Дальше брутальная битва между королем и Малефисентой, ворон, превратившийся в дракона, и Аврора, освобождающая крылья. Малефисента, пройдя путь осознания и принятия своей вины, выходит из обиды и снова может ЛЕТАТЬ! Обретшая крылья, она побеждает в схватке с королем, который буквально сам напрашивается на последний удар пощадившей было его феи. С подлым воришкой покончено. Часто сказки рассматривают под таким углом зрения, что каждый герой - это отдельная часть целого. То есть каждый персонаж символизирует какую-то часть нашей психики. Так вот, расквитавшись со Стефаном, Малефисента как бы показывает нам, как мы должны обходиться со своей одержимостью обладать замком ли, богатством ли или славой — то есть не церемониться!
Счастливо вернувшиеся в волшебную страну Малефисента и Аврора заключают договор правления королевствами, от которого снова пришел бы в восторг Юнг с его идеями целостности. «Не герои, а люди примирили королевства. Примирила их та, в которой объединились и зло, и добро!»
Сказке конец, а кто слушал — молодец!
Обсуждаем здесь
Publicēts: понедельник, 28 Июля 2014
Skatīts 6341
© Aizliegts izmantot materiālus bez administrācijas rakstiskas atļaujas
«Мерривеза, твои крылья сегодня выглядят просто великолепно!» — Малефисента постоянно слышала что-нибудь в этом роде, помешивая в котле ягоды паслена. Среди одноклассниц Малефисенты фея Мерривеза пользовалась большим авторитетом, хотя сама она находила её ничем особо не примечательной, разве что большой любительницей покомандовать. Тем не менее учителя тоже очень выделяли и хвалили её, отчего та ещё больше задирала нос, становясь совсем уж несносной. Но, несмотря на привычку грубить и непомерно раздутое самомнение, училась Мерривеза очень хорошо — даже перемены она проводила в школьном дворе за книгами или поучала других фей. Одно время Малефисента думала, что они с ней могли бы подружиться, но Мерривеза и не пыталась скрывать, что бескрылая фея ей страшно не нравится. Дня не проходило, чтобы одноклассницы не дразнили Малефисенту и не унижали её. Когда она корпела над каким-нибудь зельем, феи смеялись над ней за то, что ей приходится бегать между кладовкой и котлом, в то время как остальным достаточно было перепорхнуть, один раз взмахнув крыльями. За спиной у неё постоянно шептали всякие гадости вроде «Уродина бескрылая!» или «Огрица рогатая!».
Как-то раз на одном из послеполуденных уроков фея по имени Фауна, одна из лучших подружек Мерривезы, подняла руку, чтобы задать вопрос учительнице. Это была скромная милая фея с хорошеньким личиком, которая всегда одевалась в зелёное. Обратившись к госпоже Лепесток, она так разнервничалась, что никак не решалась заговорить — пока Мерривеза не подтолкнула её локтем в бок.
— Госпожа Лепесток, а может, было бы… гм… наверное, всем было бы приятнее, если бы Малефисента надевала в школе какой-нибудь головной убор, чтобы прикрыть… прикрыть её отвратительные рога, — тихо прошелестела Фауна.
Малефисента тут же отвлеклась от своего побулькивающего котла и уставилась на учительницу: интересно, что та скажет? Отчаянно краснея под её взглядом, учительница пробормотала, то и дело сбиваясь:
— Полагаю, да, это было бы приятнее и не так… гм… не так отвлекало бы нас от занятий. Пожалуй, мне стоит поговорить об этом с её опекуншей.
Остальные девочки ещё хихикали над ответом госпожи Лепесток, когда в класс, обводя учениц и преподавательницу уничтожающим взглядом, неожиданно вошла директриса Академии:
— А вот я полагаю, что Малефисенте было бы приятнее, если бы вы все враз остались без крыльев! Тогда вы не зудели бы вокруг неё как назойливые мухи, пока она трудится над сложным зельем. Да только она, в отличие от вас, не позволяет себе бездумно высказывать всякую чепуху, которая приходит ей в голову.
Малефисента побледнела от смущения так, что её кожа почти утратила зелёный оттенок.
— Я вовсе не… я так не думала… — заикаясь, пролепетала она.
— А хоть бы и думала. Кто тебя осудит? — Нянюшка снова оглядела класс и продолжила: — Стыдно вас слушать, честное слово. Отвратительные рога… подумать только! А вам никогда не приходило в голову, что в мире полно существ, которым могут показаться отвратительными ваши крылья? Или вы считаете, что даже солнце восходит и заходит потому, что так нравится феям? Нет, милые мои, мир населён не одними только феями! В нём есть множество других прекрасных, очаровательных и могущественных созданий, совсем не похожих ни на меня, ни на вас! И тебе, Фауна, лучше бы об этом не забывать! Да и всем остальным тоже!
Фей эта речь не особенно взволновала. Когда Легендарная принималась разглагольствовать о подобных вещах, её слушали вполуха. В самом деле, что за глупости?! Само собой, всем известно, что нет ничего на свете прекраснее крыльев! Разве кто-нибудь может рассуждать иначе? Легендарная слишком уж серьёзно ко всему относится. Она совсем не такая, как её сестра. Фея-Крёстная гордится своими крыльями, поёт красивые песни и преподаёт самый лучший предмет во всей школе — исполнение желаний! Все феи-ученицы ждут не дождутся, когда перейдут в старший класс, чтобы получить возможность изучать его.
Сама Мерривеза не сомневалась, что эта возможность — высшая честь для учениц Академии. И все до единой феи были уверены, что у Малефисенты нет ни единого шанса. О каких шансах можно говорить, если на эту честь претендовали такие её одногодки, как Мерривеза, Фауна и Флора! Да и сама Фея-Крёстная открыто говорила, что Флора, Фауна и Мерривеза вполне способны рассчитывать на эту награду. А поскольку на статус исполнительницы желаний могли претендовать лишь три феи из каждого выпуска, то глупо было даже надеяться, что Малефисента — или, если уж на то пошло, любая другая фея из их класса — может всерьёз рассчитывать сделать исполнение желаний своим призванием. Ну и что с того — существует много других полезных занятий, которым могут посвятить себя выпускницы Академии, дело найдётся для каждой.
Смерив напоследок Мерривезу и её подружек свирепым взглядом, Нянюшка удалилась. Едва за ней закрылась дверь, в классе поднялся протестующий гвалт.
— Да что она так защищает эту Малефисенту?! — негодовала Мерривеза. — Что в ней хорошего?!
— Она даже летать не умеет! — выкрикнула какая-то фея.
— Ты даже вообще не фея! Тебе здесь не место. Убирайся обратно в Аид! — категорично заявила Малефисенте другая.
Малефисента сидела на своём месте, оцепеневшая и перепуганная. Она никак не могла понять, за что остальные феи так её ненавидят. Неужели правда из-за рогов? Или в ней действительно есть нечто ужасное? Может, она злодейка?
Но она не чувствовала себя злой.
Она ощущала себя самой обыкновенной — такой же, как другие. Вернее, она так думала. Но если поразмыслить как следует — то откуда ей знать, как ощущают себя другие? Может, она и в самом деле злая.
«Должно быть, родители знали, что я злая. Поэтому они и бросили меня в дупле с воронами».
Под градом насмешек Малефисента вдруг почувствовала, как внутри неё набухает нечто огромное, жгучее… и ужасное. Её как будто жгло огнём изнутри, и казалось, что этот огонь вот-вот прорвётся наружу. Она и моргнуть не успела, как её тело вдруг охватило удушающим зелёным пламенем.
Она слышала, как завопили вокруг феи. Но прежде чем Малефисента сообразила, что происходит, она вдруг очутилась в одиночестве в своём домике на дереве — совершенно не понимая, как она туда попала. Её всю трясло от бешенства и страха, и она отчаянно рыдала, чего до сих пор с ней ни разу не случалось. Вопли её одноклассниц всё ещё отдавались эхом в её ушах, но тут возле неё появилась встревоженная Нянюшка.
— Я не хотела… не хотела! — заикаясь, выпалила Малефисента.
— Чего ты не хотела, моя милая?
— Не хотела сделать им ничего плохого… — рыдала Малефисента.
— Ты ничего плохого и не сделала, — успокоила её Нянюшка. — Ты совершенно великолепно исполнила заклинание перемещения. Это очень сложные чары, значительно превосходящие школьный уровень. Ты сразила меня наповал, моя ягодка!
— Но все они так кричали!
— Кричали, верно. Но что с вами поделаешь — вы, молоденькие феи, такие нервные, такие впечатлительные! Ты умница, Малефисента. И мне кажется, что ты и сама уже это знаешь. — Нянюшка чуть помолчала и продолжила: — Ты даже не представляешь, Малефисента, как я рада, что ты совсем не похожа на этих дурочек, твоих одноклассниц. Знаешь, если бы ты была самой обыкновенной феей, живущей в дуплистом дереве, я, скорее всего, в тот день просто прошла бы мимо!
— Если бы я была самой обыкновенной феей, меня бы не бросили в дупле.
— Вот именно! — энергично закивала Нянюшка. — Это и есть та причина, почему меня не очень привлекают мне подобные. И почему я не люблю показывать свои крылья. На самом деле феи бывают очень злобными и противными.
Малефисента улыбнулась. Пока она слушала Нянюшку, её слезы высохли. Ей страстно хотелось обнять Нянюшку, сказать, как она её любит, как нравится ей всё, что она говорит, но она не решалась перебивать.
— О, они и сами не осознают всей своей противности, моя ягодка! Думают, что они все такие милые и прелестные, сплошь свет и волшебство! И по нужде-то они ходят исключительно сахаром и мёдом… ну, ты меня поняла.
Малефисента звонко рассмеялась.
— А вот это уже редкость! За все годы, что мы с тобой вместе, я, пожалуй, ни разу и не слышала, чтобы ты смеялась. — Нянюшка помолчала, о чём-то задумавшись. — Хмм… Вот оно что. Ну что ж, теперь всё стало ясно.
— Что? Что стало ясно? — встрепенулась Малефисента.
— Тебе исполнилось семь. Семь лет!
— Ну и что в этом такого?
— Семь лет — очень важный возраст для фей. Особенно для таких, которые не похожи на остальных. Иными словами, для фей вроде меня и тебя, которые на самом деле ближе к ведьмам. Такие феи никогда не довольствуются обычной фейской магией и обычной фейской жизнью. Они понимают, что в нашем мире есть и другие, не менее чудесные формы волшебства. Семь лет — это самое начало увлекательных приключений, которые тебе предстоят. И это, я считаю, нужно как следует отпраздновать! Так, а теперь расскажи-ка мне о чарах перемещения. Я хочу узнать поподробнее, как ты им научилась. Знаешь, Малефисента, ты меня просто восхищаешь. Ты продвинулась в учебе гораздо дальше, чем любая из твоих одноклассниц. Ты ведь у меня целую стопку книг перетаскала, верно? И если они имеют хоть какое-то отношение к стилю магии, который ты пытаешься осваивать, то у нас с тобой впереди ещё куча работы. Но мне кажется, что тебе она будет по плечу. Правда-правда! И знаешь, что ещё? Я думаю, что, судя по всему, пришло время забрать тебя из школы. Не хочу, чтобы какие-то тупицы подавляли твой дух и твой потрясающий потенциал. Пусть как хотят возятся со своей глупой фейской магией и днями напролёт расхваливают крылья друг дружки. А тебе нужно учиться настоящей магии. Той, которая действительно важна.