Юрий григорович личная жизнь
юрий григорович личная жизнь
‚ О запятой в верхней части строки см. Апостроф. Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:6em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена совсем иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r130061706">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (11-th)
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
Содержание
Биография, родители, семейные традиции
Биография Юрия Григоровича с самого рождения была связана с искусством балета. Его мама Клавдия Альфредовна (в девичестве - Розай) была из балетной семьи. Она училась танцевать, но рано вышла замуж за отца нашего героя – Николая Евгеньевича Григоровича. Он был служащим в одной из административных структур, но любил балет, к тому принадлежал роду известного писателя Антона Григоровича. Залогом их счастливой семейной жизни стал отказ супруги от карьеры балерины. Она не спорила, хотя такое решение немного противоречило традициям ее семьи.
Отец Клавдии Альфредовны Торквато Альфредо Фортунато Розай был родом из Флоренции, где появился на свет в 1857 году. Его родители – цирковые артисты, в свою очередь, переехали в Россию еще во времена правления Петра I, но часто навещали историческую родину. Своим детям дед прививал любовь к искусству. Кроме дочери, у него был сын Георгий Розай. Он стал известным танцовщиком Императорского Мариинского театра, выступал в «Русских балетах» Сергея Дягилева, но в возрасте 30 лет скончался от туберкулеза.
Мама не стала нарушать семейные традиции и отвела сына в балетное училище (нынче хореографическое училище им. Вагановой), когда тому исполнилось 8 лет. Мальчик попал в класс к педагогам Борису Шаврову и Алексею Писареву. Учеба была прервана войной. Юрий Григорович закончил училище в 1946 году и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (в 1992 года ему вернули прежнее название – Мариинский театр).
Интересный факт!
У Григоровича за всю жизнь было всего 2 официальных места работы – Кировский театр в Ленинграде, в котором он честно отслужил 18 лет, и Московский Большой театр, где в течение 33 лет занимался постановкой балетных спектаклей.
Танцевальная практика стала основой его работы с артистами
На ленинградской сцене он солировал до 1957 года. В возрасте 30 лет занялся постановкой спектаклей. Уже тогда его привлекал симбиоз двух видов искусств – опера и балет. Он поставил цикл «Танцев в опере», а также заявил о себе двумя крупными работами – «Каменный цветок» Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» Меликова (1961 г.). После премьер этих спектаклей его тут же пригласили продублировать постановки в Новосибирском театре оперы и балета. С труппой сибирских артистов Григорович сотрудничал до 1977 года. Вместе с ними он поставил «Лебединое озеро» Чайковского (1962 г.) и «Спартак» Хачатуряна в 1977 г. (этот спектакль был восстановлен в 2011 году и вернулся в репертуарный график).
Григорович на ходу придумывал мизансцены и хореографию
Гений и тиран Большого театра
Вскоре талантливого балетмейстера заметили и пригласили в Москву. Вместе с ним в столицу уехал его соратник и единомышленник – грузинский художник-постановщик Симон Багратович Вирсаладзе (1908-1989 гг). Вместе они не только поставили величайшие спектакли столетия, но и полностью изменили эстетику Большого театра. Григорович не стеснялся в выборе средств для достижения цели. Он творил, устанавливал жесткую дисциплину, увольнял тех, кто не с ним, помогал талантливым танцовщикам, которые не мешали ему выводить советский балет на мировой уровень. При нем Большой театр стал эталоном стиля, мастерства и изящества.
Интересный факт!
Свой первый балет «Аистенок» Григорович поставил на сцене Дворца культуры им. Горького (Ленинград) в 21 год, когда был еще танцовщиком.
В Кировском театре он устроил настоящую революцию. Его балетные не показывали общепринятую хореодраму (это когда не танцуют, а изображают действие с небольшими хореографическими движениями), а начали танцевать. Это была его политика – вернуть танцу главенствующее положение в балете.
Первым спектаклем, поставленным в Москве, стал «Щелкунчик» Чайковского. Он полностью обновил хореографию, а на исполнение детских сцен поставил артистов кордебалета. Раньше к массовкам привлекались студенты хореографического училища. Заменив детей взрослыми артистами, постановщик добился более осмысленного и глубокого исполнения.
90-летие мэтра было от праздновано именно этим революционны балетом («Щелкунчик», 2017 г.)
Следующим его шедевром стал «Спартак» Хачатуряна. Декорации и костюмы для постановки придумал Симон Вирсаладзе. Он активно помогал Григоровичу в творческом поиске и всегда находил нужное решение в плане оформления. Разница в возрасте позволяла Юрию Николаевичу называть партнера своим учителем.
Со временем власть Григоровича в Большом театре стала практически неограниченной. Он увольнял танцовщиков, достигших пенсионного возраста, не взирая на их заслуги и награды. Под маховик постоянного обновления труппы в свое время попали Майя Плисецкая, Владимир Васильев и даже собственная жена Григоровича Наталья Бессмертнова. Юрий Николаевич преследовал великую цель – возродить былую славу русского балета, которая к этому времени слегка поблекла. Последней из мировых сенсаций были гастроли «Русских балетов» Сергея Дягилева.
Интересный факт!
В 1995 году Юрий Григорович сам положил заявление об уходе на стол министру культуры. Он заявил, что лучше он сам покинет пост художественного руководителя Большого театра, чем его «уйдут» с помощью интриг и злопыхательства.
После увольнения балетмейстер продолжил консультировать молодых постановщиков, стал преподавать в Вагановском училище и стал профессором этого прославленного учебного заведения. Одной из последних сцен в его карьере постановщика стал Краснодарский театр оперы и балета. Он вложил в труппу массу сил, энергии, научил своему мастерству. Сегодня артисты Краснодара успешно конкурируют с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга. Григорович сумел вывести провинциальный театр на мировой уровень.
Он также не оставлял без внимания артистов балета Мариинского театра, частая приезжая к ним и давая мастер-классы
Внезапно очнулась Москва и его вновь пригласили в Большой театр. К этому времени его жена умерла, Симона Вирсаладзе тоже рядом уже не было. Григорович вернулся в столицу. В 2022 году ему исполнилось 95 лет. Он до сих пор ведет трудовую деятельность, не так активно, как раньше, но никогда не отказывает в консультациях и проведении практических занятий.
Любимые женщины великого балетмейстера
Сколько на самом деле было женщин у великого балетмейстера, история умалчивает. Но, судя по его напряженному рабочему графику, личная жизнь Юрия Григоровича должна была сложиться планомерно. У него не хватило бы времени на бесконечные романы, поэтому будем исходить из реальных данных. В его жизни случилось два больших романа.
Его первой фактической женой стала самая романтичная балерина середины 20-го века – Алла Яковлевна Шелест (1927-1998). Ее сравнивали с великой Анной Павловой за грациозность, хрупкость и великолепное перевоплощение в своих сценических героинь. Их отношения пришлись на годы становления Григоровича, как танцовщика и балетмейстера. В 1957 году она стала его ассистентом при подготовке спектакля «Каменный цветок» по Прокофьеву. Когда Григорович уехал в Москву, она осталась в Ленинграде. Затем, получив приглашение от Куйбышевского театра оперы и балета, уехала в нынешнюю Самару, где вплоть до выхода на пенсию занималась постановками балетных спектаклей. Она официально вышла замуж за хореографа Рафаила Вагабова.
Великолепная Алла Шелест
Музой Григоровича и его единственной официальной женой стала балерина Большого театра Наталья Бессмертнова (1941-2008). Разница в возрасте совсем не смущала пару. Они создали не только семью, но и стали духовными единомышленниками. Наталья Игоревна закончила карьеру балерины в 1988 году в связи с выходом на пенсию. Она продолжала выходить на сцену по контракту, заключенному с Большим театром, вплоть до 1993 года. Она стала исполнительницей главных ролей в балетах своего мужа, танцевала в ведущих театрах мира.
В 1995 году она сама ушла из Большого театра, когда его художественным руководителем был назначен Владимир Васильев. В этом она не только поддержала мужа, но и стала его ассистентом в постановках спектаклей. В 2008 году Бессмертнова умерла на 67-м году жизни. Похоронив любимую жену, Юрий Григорович решил вернуться в Большой театр штатным хореографом. Он продолжил дело, которому посвятил всю свою жизнь.