Ф лист фото
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании отелей на Trip.com.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
ф лист фото
Венгерско-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижер, публицист, крупный представитель музыкального романтизма
О человеке Деятельность: Композитор Место рождения: Доборян, Венгрия Дата рождения: 22 октября 1811 г. Умер: 31 июля 1886 г. (74 года) Рост: 185 см Знак зодиака: Весы Образование: Венский университет музыки и исполнительских искусств B замужем за: холост , партнер: Мари д’Агу, Каролина Витгенштейн Дети: Бландина, Козима, Даниэль Фото и портреты 1 из 13
Фото Ф. Листа
Портрет молодого Ф. Листа
Фотопортрет Ф. Листа
Ф.Лист за фортепиано
Ф. Лист в молодости
Ференц Лист в молодости
Композитор Ф.Лист
Франц Лист
Мария д’Агу, жена Ф. Листа
Ференц Лист — биография
Ференц Лист – выдающийся композитор XIX века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Он также вошел в историю как дирижер, выдающийся педагог. Однако больше всего он известен как пианист.
У Листа была потрясающая техника даже для его времени, времени виртуозов. Он мог выполнить любую работу, придав ей свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста было очень мало музыкантов, которые могли бы сравниться с его способностями. Лист был известен как виртуоз с раннего возраста.
Сегодня авторские произведения и исполнение композитора считаются вершиной техничности. Делать их могут только настоящие профессионалы, посвятившие много времени учебе.
Помимо прочего, Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешения стилей. Благодаря своим врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностью, гармонией, фактурой. Он внес большой вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Кроме того, он был настоящей идейной творческой личностью. Он часто давал открытые и совершенно бесплатные уроки, бесплатно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.
- Ранние года
- Творчество
- последние годы и смерть композитора
- Личная жизнь
- Слушайте песни
- Произведения
Ранние годы
Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городе Доборян. Сейчас это место называется Ридинг, поселение находится в Австрии.
Ференц Лист в детстве
Отцом ребенка, будущего добродетеля, является Адам Лист. Он был музыкантом, играл в оркестре под управлением самого Франца Йозефа Гайдна. При этом он занимал официальную должность. В юном возрасте, сразу после окончания школы, он хотел стать монахом и присоединиться к католическому ордену францисканцев. Однако позже он передумал.
Потом долго играл на виолончели. Переехав в австрийский Айзенштадт, он продолжил заниматься музыкой. Он выступал со многими ведущими артистами прошлого века: Бетховеном и другими.
Мать будущего композитора, Анна-Мария Люггер, имела простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти отца она осиротела и начала скитаться по стране, пока в юности не встретила Адама Листа.
Ференц или Франц (в зависимости от стенограммы) был единственным сыном в семье. Родители уделяли ему все свое внимание. С самого раннего возраста мальчик проявлял интерес к музыке и недюжинные способности.
Ференц Лист в молодости
Отец, будучи талантливым и искусным исполнителем, дал сыну первые уроки. Примерно в возрасте 5 лет, в 1816 году, юноша начал учиться игре на фортепиано. Параллельно с этим он осваивал пение в местной церкви. Также мальчик регулярно посещал органиста, где пытался справиться со сложным инструментом.
Ференц Лист с раннего возраста получил всестороннее музыкальное образование. Даже для тех лет основное внимание в его обучении было очень фундаментальным.
Когда юноше исполнилось 8 лет, он неплохо выступал и добился успеха. Отец представил сына дворянам. Мальчик играл на фортепиано и был принят очень тепло. В его музыкальности и большом будущем сомнений не было.
Отец понимал, что в маленьком городке невозможно найти достойных учителей и обеспечить сыну необходимое развитие. В 1821 году Адам Лист перевез отпрысков в Вену.
Здесь юноша брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, имевшего репутацию грамотного и опытного педагога. Отношения между учителем и его учеником были сложными, но только вначале. Творческие способности и сила таланта Листа-младшего сделали свое дело.
Ф. Лист в молодости
Уроки были бесплатными, Черни не брал денег. Вскоре юношу заметил Антонио Сальери. Переводческие способности будущего виртуоза настолько впечатлили учителя, что он согласился совершенно бесплатно давать ему уроки теории музыки и грамоты.
Всего за несколько лет Ференц Лист приобрел статус известного и искусного музыканта, часто выступающего с концертами в Вене. Во время одного из своих выступлений он заслужил эмоциональную похвалу от самого Бетховена. Этот эпизод музыкант запомнил на всю жизнь.
Творчество
Творческая биография Ференца Листа началась примерно в 1823 году. После блестящих выступлений в Вене отец решил, что пора двигаться дальше. По его инициативе семья переехала в Париж для поступления сына в консерваторию. Однако мальчика не приняли, так как тренировать брали только французов.
Не для чего было жить. Однако отец все равно решил остаться в Париже. Чтобы заработать денег, он стал организовывать концерты. Сам Лист играл в них ключевую роль. Параллельно юноша брал уроки у преподавателей консерватории, правда, в частном порядке.
Портрет молодого Ф. Листа
Примерно в этот же период Лист начал работать как композитор. Основной частью его занятий было писательство. Неудивительно, учитывая, что он виртуозно играл на фортепиано, и наставники уже не могли научить его ничему новому.
К 1826 году юноша устал от постоянных концертов и представлений. Сценическая работа стала для него тяжелым бременем, юноша начал болеть.
Чтобы поправить здоровье сына, а также восстановить его психологическое состояние, отец вместе с Листом-младшим отправился в море. Но здесь глава семейства простудился, заболел воспалением легких и умер в 1827 году.
Смерть отца стала тяжелым событием для музыканта. Он впал в состояние кризиса. Еще хуже ему стало, когда он осознал свою творческую неудачу.
Я не хотел быть салонным шутом, на которого смотрят как на диковинку. Актерство было не последней мечтой молодого и амбициозного человека. Я хотел большего.
Примерно на 3 года Ференц Лист ушел из парижской творческой повестки и вообще редко появлялся на публике. Некоторые всерьез считали, что он мертв. Местные газеты даже печатали некрологи.
Вернуться к творчеству музыкант решился лишь в 1830 году. Только революция, потрясшая Францию и подтолкнувшая к развитию общественных идей и творчеству многих деятелей искусства, смогла пробудить его.
Исполнитель и композитор задумал создать «Революционную симфонию», которая увековечит достижения социального протеста.
Наконец, Лист продолжил действовать. Однако он считал, что его способности оставляют желать лучшего. Музыкант активно совершенствовался, он не скупился, пока не усовершенствовал исполнительское искусство до такой степени, что за ним мало кто мог угнаться.
В тот же период Ференц Лист подружился с музыкантами, оказавшими на него влияние. Среди них были Эктор Берлиоз и Никколо Паганини. Во многом именно скрипач-виртуоз подтолкнул его к тому, чтобы с новой силой взяться за технику.
Вскоре после этого, под впечатлением от произведений коллеги и друга, Лист переводит капризы Паганини на фортепиано.
Среди знакомых музыканта были и другие известные художники: Виктор Гюго, Александр Дюма и другие. Среди своих современников Фредерик Шопен был серьезным конкурентом Ференца Листа.
Сам преподаватель, по некоторым данным, весьма холодно и скептически относился к своему младшему коллеге. Однако даже он признал технический талант Листа.
После 1835 года музыкант много и подолгу ездил за границу. Во время своих путешествий он успел побывать в Швейцарии, Италии и за ее пределами. Периодически композитор и пианист возвращался в Париж. Однако былой популярности она уже не имела. Столичная публика увлеклась новым переводчиком Сигизмундом Тальбергом.
В этот же период виртуоз начал работу над важным сборником пьес «Годы странствий». Лист серьезно интересуется идеями масонства, присоединяется к одной из лож, некоторое время проводит на официальной службе. Однако уже в начале 40‑х он отправился в очередное турне по Европе. В новом десятилетии виртуоз побывал в Испании и Португалии.
Слушайте Франц Лист: Годы странствий Юрия Фаворина на Яндекс.Музыке
Он также посетил Российскую империю. Находясь в Санкт-Петербурге, уже известный и именитый музыкант выступил перед столичной публикой, любителями искусства и коллегами.
Фото Ф. Листа
Его произведения, как и пьесы других классиков, с интересом слушали мэтры русского музыкального творчества — Серов, Глинка и другие.
Лист несколько раз посещал Россию. С первого визита он установил тесные контакты с членами сообщества «Могучая кучка», поддерживал постоянную переписку с русскими музыкантами, изучал творчество русских композиторов, перенимал зарубежную литературную традицию.
Известно, что Ф. Лист был очень высокого мнения о классиках, своих предшественниках. Иллюстрационная деятельность играла важную роль в творчестве и общественной жизни музыканта.
При любом удобном случае исполнял произведения Баха, Бетховена. Он участвовал в установке памятников великим классикам, даже материально.
Однако вскоре он разочаровался в своем творчестве, так как широкая публика не особенно интересовалась творчеством Бетховена, Баха и других. С гораздо большим удовольствием горожане слушали модные в то время простые и незатейливые мелодии.
Как показала история, сдаваться было рано. Вскоре судьба дала понять и самому добродетельному.
В 1848 году начинается новая веха в творчестве композитора Листа. В этот период он перемещается между Австрией и Венгрией. И там, и там его принимают с большим уважением.
Виртуоз пользовался уважением у широкого круга слушателей, в том числе у великой аристократии, боготворившей знаменитого музыканта.
Фотопортрет Ф. Листа
Лист давал концерты, но большую часть времени и сил уделял писательству. Именно в этот период появляются самые известные, крупные и удачные произведения композитора: «Мазепа», «Тассо», «Идеалы» и другие. Всего – 12.
Все симфонические поэмы Ференца Листа. Мазепа (1986)
Произведения в жанре тональных поэм — творчество Листа; раньше таких форм не было. Среди его произведений были также многочисленные этюды и пьесы.
Период конца 1940‑х годов стал величайшим достижением Ференца Листа. Большую часть времени он жил в Веймаре. Здесь виртуоз занимается активной просветительской деятельностью. Его попытки популяризировать известных композиторов, заслуживших внимание, наконец увенчались успехом.
Лист проводил сольные концерты, устраивал недели, посвященные тому или иному композитору. Давал закрытые открытые занятия или, как их сейчас называют, мастер-классы (кстати, именно он запустил этот формат дополнительного образования). Он активно поддерживал молодых музыкантов.
Последние годы и смерть композитора
Однако не все было так радужно. Часть веймарской публики не понимала и не хотела воспринимать устремления Листа. Результатом стал бойкот со стороны консервативной части публики.
Иногда выступления по инициативе влиятельных жителей города проходили в полупустом зале.
Вскоре в личной жизни начались проблемы, а затем композитора постигла трагедия: умерли его старший сын и дочь.
В начале 1960‑х Лист играл совсем немного. Он путешествовал по Европе: жил в Риме, потом в Веймаре, потом в Пеште (Венгрия). Мужчина продолжал писать, но уже не так активно. Он был посвящен преподаванию.
Известный композитор и пианист-виртуоз посещал занятия со всего континента, из большинства соседних стран.
В 1886 году, уже в преклонном возрасте, музыкант сильно простудился и заболел воспалением легких. Состояние постепенно ухудшалось: начались проблемы с сердцем, сильные отеки.
Ференц Лист умер 19 июля 1886 года от осложнений пневмонии. После его смерти останки знаменитого композитора были захоронены на кладбище города Байройт в Германии.
Личная жизнь
Лист никогда официально не был женат. Со своим нынешним партнером виртуоз познакомился в конце 1920‑х, уже после смерти отца. Ее звали Мари д’Агу, она была писательницей и подругой Жорж Санд. Женщина была замужем, но это не помешало паре начать совместную жизнь.
Мария Агутская
От королевского брака родилось трое детей: дочь Бландины Козима, а также сын Даниэль.
В конце 1940‑х сосуществование прервалось. Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, дочерью русского чиновника немецкого происхождения. Хотя и он, и она были связаны семейными узами, они отказались от своих обязательств и начали совместную жизнь, которая продлилась до 1861 года.
Ф. Лист и Каролина Сайн-Витгенштейн
Однако в последние годы отношения пары были холодными и натянутыми. Каролина была ярой католичкой, религиозной женщиной и не смела ослушаться родных, которые были категорически против такого бесчестья.
Слушать композиции
Слушайте Time 4 Love — Ференц Лист на Яндекс.Музыке
Произведения
Произведения Ференца Листа:
Фортепианные произведения:
- До мажор (Прелюдия / Прелюдия)
- ля минор (предохранители)
- Фа мажор (Пейзаж / Пейзаж)
- ре минор (Мазепа / Мазепа)
- B‑dur (Feux follets / Блуждающие огоньки)
- соль минор (Видение / Видение)
- Эс-дюр (героический)
- до минор (Уайльд Джагд / Дикая Охота)
- As-dur (Запись / Память)
- фа минор (страстная)
- Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
- си минор (шассе-неж / метель)
- Этюды о каприсах Паганини S.141 / Bravorstudien nach Paganinis Capricen – (1‑е изд. Бравура, 1838 г., 2‑е изд. Большие этюды о каприсах Паганини – Великие этюды Паганини, 1851 г):
- Тремоло соль минор;
- Октавы ми-бемоль мажор;
- Колокольчик gis-moll;
- Арпеджио ми-мажор;
- Ла Шассе ми мажор;
- Тема и вариации ля минор.
- 3 концертных этюда (около 1848 г)
- 2 концертных этюда (около 1862 г)
- “Альбом путешественника” (1835–1836)
- «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
- 1 год – Швейцария С.160 (9 работ, 1835–1854)
- 2 год – Италия С.161 (7 работ, 1838–1849)
- Дополнение “Венеция и Неаполь” С.162 (3 пьесы, 1859 г)
- 3 курс С.163 (7 пьес, 1867–1877)
- Поэтические и религиозные гармонии, С. 173 (1845–1852)
- «Утешения» (1849 г)
- “Венгерские исторические портреты” (1870–1886)
- 2 легенды С. 175 (1863)
- 2 баллады (1848–1853)
- Соната (1850–1853)
- «Мефисто – Вальс» (около 1860 г., первая оркестровая версия)
- Венгерские рапсодии
- Вальсы, галоп, полонезы, чардаши, марши и др.
Произведения для фортепиано с оркестром:
- Первый концерт ми-бемоль мажор (1849, переработка 1853, 1856)
- Второй концерт ля мажор (1839, редакция 1849, 1853, 1857, 1861)
- «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)
Симфонические стихи:
- Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847–1856)
- Тасо. Жалоба и Триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; редакция – 1850–1854)
- Прелюдии (фр. Les préludes, 1848; редакция — 1850—1854)
- Орфей (Орфей, 1854 г)
- Прометей (Прометей, 1850 г., переработка 1855 г)
- Мазепа (Мазепа, 1851 г)
- Рождественские колокола (нем. Festklänge, 1858 г)
- Плач по героям (фр. Héroïde funèbre, 1850–1854)
- Венгрия (Венгрия, 1854 г)
- Гамлет (Гамлет, 1858)
- Битва гуннов (нем. Huntenschlacht, 1857 г.), с органом
- Идеалы (нем. Die Ideale, 1857 г)
- From Cradle to Grave (нем., Von der Wiege bis zum Grabe, 1881–1882)
Симфонии:
- «Фауст» (1854–1857)
- “Данте” (1855–1856)
Оратории и мессы:
- “Легенда о святой Елизавете” (1857–1862)
- «Христос» (1862–1866)
- Великая месса (1855 г)
- Венгерская коронационная месса (1866–1867)
Песни и романсы (около 90).
Великие композиторы – Ференц Лист
Биография
Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.
Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.
Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.
Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.
Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.
Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро Людвигом ван Бетховеном. Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.
Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж. Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.
Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.
Музыка
Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.
После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и Никколо Паганини.
Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.
Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество Фридерика Шопена.
В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Альфредом де Мюссе.
В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.
Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.
Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.
Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.
В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.
Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».
Личная жизнь
Вскоре после смерти отца Ференц Лист встретил графиню Мари д’Агу. В те годы девушка с небывалой любовью относилась к современному искусству. Помимо этого, Мари писала книги, но публиковала произведения под псевдонимом Даниель Стерн. Примером для подражания д’Агу считала Жорж Санд.
Роман между замужней дамой и музыкантом закружился стремительно. И спустя некоторое время Мари покинула супруга, а вместе с ним и привычное общество. С Ференцом девушка отправилась в Швейцарию. Молодые люди так и не поженились официально. В этом своеобразном браке родились три ребенка: дочери Бландина и Козима, сын Даниэль.
Бландина Лист позже вступила в союз с французским политиком Эмилем Оливье. Девушка умерла в 27 лет. На счету Козимы оказалось два брака. Первый раз дочь Листа вышла замуж за пианиста Ганса Бюлова, позже ушла от мужчины к Рихарду Вагнеру. Единственный сын музыканта Даниэль скоропостижно скончался в 20 лет из-за туберкулеза. Это стало серьезным потрясением для отца.
Счастье Мари и Ференца закончилось после знакомства музыканта с супругой Николая Петровича Витгенштейна Каролиной. Это знаменательное событие произошло в 1847 году. Любовь с первого взгляда заставила семейных людей пойти на преступление: бросить все и сбежать.
Из-за религиозности Каролины требовалось разрешение папы римского и русского императора на новый брак. Ференц отправился ради этого в Европу. Годы шли, но получить желаемого так и не удавалось. Тогда Витгенштейн и Лист решили поехать в Рим.
Смерть
В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.
Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.
Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.
Произведения
- 1835 – 1854 - «Годы странствий»
- 1838, 1851 - Этюды по каприсам Паганини
- 1840 – 1847 - «Венгерские рапсодии»
- 1850 - «Прометей»
- 1850 – 1854 - «Плач о героях»
- 1854 - «Орфей»
- 1857 – 1862 - «Легенда о святой Елизавете»
- 1858 - «Гамлет»
- 1870 – 1886 - «Венгерские исторические портреты»
- 1881 – 1882 - «От колыбели до могилы»
Деятельность:
композитор
Место рождения:
г. Доборьян, Венгрия
Дата рождения:
22 октября 1811 г.
Умер:
31 июля 1886 г. (в 74 года)
Рост:
185 см
Знак Зодиака:
Весы
Образование:
Венский университет музыки и исполнительского искусства
В браке с:
официально не был женат, партнерши: Мари д’Агу, Каролина Витгенштейн
Дети:
Бландина, Козима, ДаниэльФото и портретыФеренц Лист — биография
Ференц Лист — выдающийся композитор 19-го века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Также вошел в историю как дирижер, видный педагог. Однако наибольшую известность получил как пианист.
Лист обладал поразительной даже для своего времени, периода виртуозов, техникой. Он мог исполнить любое произведение, придав ему свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста существовало очень немного музыкантов, способных сравниться с его умением. Виртуозом Лист прослыл с ранних лет.
В наши дни авторские произведения и интерпретации композитора считаются вершиной техничности. Исполнить их под силу лишь настоящим профессионалам, отдавшим немало времени занятиям.
Помимо прочего Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешению стилей. Благодаря врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностями, гармонией, фактурой. Сделал огромный вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Кроме того, он был настоящим идейным творческим человеком. Часто проводил открытые уроки, причем совершенно бесплатно, безвозмездно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.
Содержание
Ранние годы
Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 на территории Венгрии, в городе Доборьян. Сейчас это место называется Райдинг, населенный пункт находится в Австрии.
Отец мальчика, будущего виртуоза — Адам Лист. Был музыкантом, играл в оркестре под руководством самого Франца Йозефа Гайдна. Параллельно занимал чиновничью должность. В раннем возрасте сразу после окончания школы хотел уйти в монахи и примкнуть к католическому ордену францисканцев. Однако потом передумал.
Затем долгое время играл на виолончели. После переезда в австрийский Айзенштадт продолжил заниматься музыкой. Выступал со многими выдающимися деятелями искусства позапрошлого века: Бетховеном и прочими.
Мать будущего композитора, Анна-Мария Лаггер, имела простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти родителя она осиротела, и начала скитаться по стране пока в юные годы не познакомилась с Адамом Листом.
Ференц или Франц (зависит от транскрипции) был единственным ребенком семьи. Все свое внимание родители посвящали ему. Мальчик с юных лет проявлял интерес к музыке и недюжинные способности.
Отец, будучи исполнителем талантливым и умелым, давал сыну первые уроки. Примерно в 5 лет, в 1816 году молодой человек начал учиться играть на фортепиано. Параллельно с этим в местной церкви он осваивал пение. Также мальчик регулярно посещал органиста, где пытался совладать со сложным инструментом.
Ференц Лист с раннего возраста получал всестороннее музыкальное образование. Даже для тех лет подход к его обучению был очень фундаментальным.
Когда молодому человеку исполнилось 8, он был неплох в исполнении и добился успехов. Отец представил сына знатным вельможам. Мальчик сыграл на фортепиано и был встречен очень тепло. Сомнений в его музыкальности и большом будущем не оставалось.
Отец понимал, что в мелком городе найти достойных учителей и обеспечить сыну необходимое развитие невозможно. В 1821 году Адам Лист перевез отпрыска в Вену.
Здесь молодой человек брал уроки фортепианного искусства у Карла Черни, который имел репутацию грамотного и опытного педагога. Отношения учителя и его подопечного складывались сложно, но лишь поначалу. Творческие умения и сила таланта Листа-младшего делали свое дело.
Уроки проходили безвозмездно, Черни денег не брал. Вскоре молодого человека заприметил Антонио Сальери. Исполнительский дар будущего виртуоза произвел на мэтра такое сильное впечатление, что тот согласился давать ему уроки теории и музыкальной грамоты совершенно бесплатно.
Всего за несколько лет Ференц Лист обрел статус умелого, широко известного музыканта, часто играл на концертах в Вене. Во время одного из выступлений он заслужил эмоциональную похвалу самого Бетховена. Этот эпизод музыкант помнил всю свою жизнь.
Творчество
Творческая биография Ференца Листа началась примерно в 1823 году. После блестящих выступлений в Вене, отец решил, что пора двигаться дальше. По его инициативе семья переехала в Париж, чтобы сын поступил в консерваторию. Однако мальчика не приняли, так как на обучение брали только французов.
Жить было не на что. Однако отец решил все равно остаться в Париже. Чтобы заработать денег, он начал организовывать концерты. Ключевую роль в них играл сам Лист. Параллельно молодой человек брал уроки у преподавателей консерватории, хотя и в частном порядке.
Примерно в тот же период Лист начал работать как композитор. Основную часть его занятий составляло именно сочинительство. Не удивительно, учитывая, что на фортепиано он играл виртуозно, и ничему новому наставники научить его уже не могли.
К 1826-у году молодой человек утомился от постоянных концертов и выступлений. Работа на сцене стала для него тяжелой обузой, юноша начал болеть.
Чтобы поправить здоровье сына, а также восстановить его психологическое состояние отец вместе с Листом-младшим поехал на море. Но здесь глава семейства простудился, подхватил пневмонию и в 1827 умер.
Смерть родителя стала для музыканта тяжелым событием. Он впал в состояние кризиса. Еще хуже ему становилось от осознания своей творческой несостоятельности.
Он не желал быть салонным шутом, на которого смотрят как на диковинку. Исполнительство не было пределом мечтаний молодого и амбициозного человека. Он желал большего.
Примерно на 3 года Ференц Лист выбыл из творческой повестки Парижа и вообще очень редко появлялся на публике. Некоторые всерьез полагали, что он умер. Местные газеты даже печатали некрологи.Вернуться к творчеству музыкант решился только в 1830-м. Расшевелить его смогла лишь революция, которая сотрясла Францию и дала толчок развитию общественных идей и творчества многих людей искусства.
Исполнитель и композитор планировал создать «Революционную симфонию», которая позволила бы увековечить достижения социального протеста.
Наконец, Лист продолжил исполнительскую деятельность. Впрочем, он считал, что его навыки оставляют желать лучшего. Музыкант активно совершенствовал, не щадил себя, пока не отточил искусство исполнения до такой степени, что угнаться за ним могли очень немногие.
В тот же период Ференц Лист сдружился с музыкантами, которые оказали на него влияние. Среди таковых был Гектор Берлиоз и Никколо Паганини. Во многом именно скрипач-виртуоз подтолкнул его к тому, чтобы взяться за свою технику с новой силой.
Чуть позже под впечатлением от произведений коллеги и друга Лист переложил каприсы Паганини на фортепиано.
Были среди знакомых музыканта также другие известные деятели искусства: Виктор Гюго, Александр Дюма и прочие. Среди современников серьезную конкуренцию Ференцу Листу составлял Фредерик Шопен.
Сам мэтр, если верить некоторым источникам, был о младшем коллеге весьма прохладного, скептического мнения. Однако даже он признавал технический талант Листа.
После 1835 года музыкант много и подолгу ездил за границу. За время странствий он успел побывать в Швейцарии, Италии и не только. Периодически композитор и пианист возвращался в Париж. Впрочем, былой популярности уже не имел. Столичная публика увлеклась новым исполнителем Сигизмундом Тальбергом.
В этот же период виртуоз начинает работу над крупным сборником пьес «Годы странствий». Лист всерьез увлекается идеями масонства, вступает в одну из лож, какое-то время посвящает формальному служению. Однако уже в начале 40-х совершает еще одно турне по Европе. В новом десятилетии виртуоз посещал Испанию, Португалию.
Бывал он и в Российской Империи. Находясь в Санкт-Петербурге, уже известный и именитый музыкант играл перед столичной публикой, любителями искусства и коллегами по цеху.
Его произведения, а также пьесы других классиков с интересом слушали мэтры отечественного музыкального творчества: Серов, Глинка и прочие.
Россию Лист посещал несколько раз. С первого же приезда он завязал тесные контакты с членами сообщества «Могучая кучка», постоянно переписывался с русскими музыкантами, изучал творчество отечественных композиторов, извлекая уроки из зарубежной сочинительной традиции.
Известно, что Ф. Лист был очень высокого мнения о классиках, его предшественниках. Большую роль в творчестве и общественной жизни музыканта сыграла просветительская деятельность.
При любом удобном случае он исполнял произведения Баха, Бетховена. Участвовал в установке памятников крупным классикам, в том числе финансово.
Однако вскоре разочаровался в своей работе, поскольку широкая публика в сочинениях Бетховена, Баха и прочих была не особо заинтересована. Куда охотнее обыватели слушали простые и незатейливые мелодии, которые были модными в то время.
Как показала история, опускать руки было рано. Вскоре судьба наглядно дала это понять и самому виртуозу.
В 1848 начинается новая веха творчества композитора Листа. В этот период он перемещается между Австрией и Венгрией. И там, и там его встречают с большим почтением.
Виртуоз пользовался уважением широких кругов слушателей, в том числе крупно аристократии, которая боготворила известного музыканта.
Лист давал концерты, однако большую часть времени и усилий он посвящал сочинительству. Именно в этот период на свет появились наиболее известные, крупные и успешные произведения композитора: «Мазепа», «Тассо», «Идеалы» и прочие. Всего — 12.
" data-back="https://i.ytimg.com/vi/RxoZExijzhs/hqdefault.jpg" readability="6">Все симфонические поэмы Ференца Листа. "Мазепа" (1986)
Работы в жанре симфонических поэм — детище Листа, ранее таких форм не было. Были в числе его трудов также многочисленные этюды и пьесы.
Период с конца 40-х стал для Ференца Листа венцом творчества. Значительную часть времени он жил в Веймаре. Тут виртуоз занимался активной просветительской деятельностью. Его попытки популяризировать известных композиторов, заслуживающих внимание, наконец, увенчались успехом.
Лист проводил сольные концерты, устраивал недели, посвященные тому или иному композитору. Давал частные открытые уроки или, как их называют сейчас, мастер-классы (к слову, именно он положил начало такому формату дополнительного образования). Активно поддерживал молодых музыкантов.Последние годы и смерть композитора
Впрочем, все было не так уж и безоблачно. Часть публики Веймара не понимала и не желала воспринимать устремления Листа. Результатом становился бойкот консервативно настроенной части слушателей.
Иногда выступления по инициативе влиятельных жителей города и вовсе проходили в полупустом зале.
Вскоре начались неурядицы в личной жизни, а затем композитора постигли трагедии: его сын и старшая дочь умерли.
В начале 60-х Лист играл довольно мало. Ездил по Европе: жил то в Риме, то в Веймаре, то в Пеште (Венгрия). Мужчина продолжал писать, но также не столь активно. Занимался преподаванием.На занятия к известному композитору и фортепианному виртуозу приезжали со всего континента, из большинства ближайших стран.
В 1886 уже в преклонных годах музыкант серьезно простудился и подхватил воспаление легких. Состояние постепенно ухудшалось: начались проблемы с сердцем, сильные отеки.
Ференц Лист умер 19 июля 1886 года от осложнений пневмонии. После кончины останки известного композитора были похоронены на кладбище города Байройт в Германии.
Личная жизнь
Официально Лист ни разу не был женат. Свою фактическую спутницу виртуоз встретил под конец 20-х годов, после смерти отца. Ее звали Мари д’Агу, она была писательницей и подругой Жорж Санд. Женщина находилась замужем, но это не помешало паре начать совместную жизнь.
От фактического брака на свет появилось трое детей: дочери Бландина, Козима, а также сын Даниэль.
В конце 40-х сожительство дало трещину. Ференц Лист встретил Каролину Витгенштейн, дочку русского чиновника немецкого происхождения. Несмотря на то, что и он, и она были связаны семейными узами, оба бросили свои обязательства и начали совместную жизнь, которая продолжалась до 1861.
Впрочем, в последние годы отношения пары были прохладными и натянутыми. Каролина была ярой католичкой, религиозной женщиной и не смела ослушаться родственников, которые стояли категорически против такого бесчестья.
Слушать композиции
Произведения
Произведения Ференца Листа:
Фортепианные произведения:
- C-dur (Preludio / Прелюдия)
- a-moll (Fusées)
- F-dur (Paysage / Пейзаж)
- d-moll (Mazeppa / Мазепа)
- B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
- g-moll (Vision / Видение)
- Es-dur (Eroica)
- c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
- As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
- f-moll (Appassionata)
- Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
- b-moll (Chasse-neige / Метель)
- Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen — (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — Grandes Etudes de Paganini, 1851):
- Tremolo g-moll;
- Octaves Es-dur;
- La campanella gis-moll;
- Arpeggio E-dur;
- La Chasse E-dur;
- Theme et variations a-moll.
- 3 концертных этюда (около 1848)
- 2 концертных этюда (около 1862)
- «Альбом путешественника» (1835—1836)
- «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
- 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)
- 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)
- Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)
- 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)
- «Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)
- «Утешения» (1849)
- «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
- 2 легенды S. 175 (1863)
- 2 баллады (1848—1853)
- Соната (1850—1853)
- «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
- Венгерские рапсодии
- Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.
Произведения для фортепиано с оркестром:
- Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
- Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
- «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)
Симфонические поэмы:
- Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847—1856)
- Тассо. Жалоба и триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; переработка — 1850—1854)
- Прелюды (фр. Les préludes, 1848; переработка — 1850—1854)
- Орфей (Orpheus, 1854)
- Прометей (Prometheus, 1850, переработка — 1855)
- Мазепа (Mazeppa, 1851)
- Праздничные звоны (нем. Festklänge, 1858)
- Плач о героях (фр. Héroïde funèbre, 1850—1854)
- Венгрия (Hungaria, 1854)
- Гамлет (Hamlet, 1858)
- Битва гуннов (нем. Hunnenschlacht, 1857), с органом
- Идеалы (нем. Die Ideale, 1857)
- От колыбели до могилы (нем. Von der Wiege bis zum Grabe, 1881—1882)
Симфонии:
- «Фауст» (1854—1857)
- «Данте» (1855—1856)
Оратории и мессы:
- «Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
- «Христос» (1862—1866)
- Гранская месса (1855)
- Венгерская коронационная месса (1866—1867)
Песни и романсы (около 90).
Ссылки
" data-back="https://i.ytimg.com/vi/Xl5C30vRm6o/hqdefault.jpg" readability="6">Великие Композиторы — Ференц Лист