Дарон аронофски
Так, закончив университет с отличием и двумя фильмами, Даррен уехал в Лос-Анджелес, чтобы снова учиться. В Лос-Анджелесе Даррен поступил в Американский институт киноискусства, через полтора года он, получив степень магистра, защитил дипломную работу фильмом “Протозоа” и отправился обратно в Нью-Йорк работать над полнометражной картиной “Пи”. “Пи” Аронофски снимал три года и презентовал картину в 1998 году во время Фестиваля независимого кино. “Пи” получил премию Фипресси и Гран-при на фестивале в Гиджине. Кроме того, фильм Даррена собрал в прокате более трех миллионов долларов, при том что бюджет картины был около шестидесяти тысяч долларов. “Пи” был принят критиками и киноакадемиками, а Даррен смог вновь снимать кино на заработанные деньги. Через два года после успеха “Пи” Даррен Аронофски презентовал “Реквием по мечте” и снова был на олимпе успеха - фильм получил двадцать кинопремий. В 2006 году Аронофски снял “Фонтан”, работа над которым началась еще в 2002 году, но проект затянулся из-за того, что главный актер Бред Питт поругался с Аронофски и ушел из проекта. Ради работы над “Фонтаном” Аронофски отказался от предложения снимать “Бэтмена” в 2005 году.
Презентация картины “Фонтан” была во время Венецианского кинофестиваля. Спустя два года после выхода философского фильма Аронофски работает с Микки Рурком над фильмом “Рестлер”. “Рестлер” получает “Золотого льва” на Венецианском кинофестивале, а главный актер Микки Рурк получает премию британских киноакадемиков BAFTA и “Золотой глобус”.
В 2010 году выходит самый финансово удачный проект Даррена Аронофски - фильм “Черный лебедь”. В фильме главную роль девушки-балерины играет Натали Портман, которая получила за свою работу “Оскар”, премию гильдии актеров США и “Золотой глобус”.
В 2011 году Аронофски был членом жюри Венецианского кинофестиваля.
С 2001 года Аронофски поддерживал романтические отношения с британской актрисой Рэйчел Вайс, которая родила от Даррена в 2006 году сына, спустя 9 лет отношений пара рассталась, но осталась в хороших отношениях. Ребенка режиссер и актриса воспитывают вместе. Даррен Аронофски считает, что если бы не было успеха картины “Пи” - у него был бы еще один шанс показать себя миру. Но если бы не удался “Реквием по мечте”, его назвали бы “второкурсником, который сделал один хит”.
дарон аронофски
Особенности творческого стиля режиссёра
Даррену Аронофски, как Кристоферу Нолану или Полу Андерсону, удаётся сохранять независимость творческого самовыражения, в то же время добиваясь высоких кассовых сборов. А ещё он просто одержим человеческим безумием.
Его фильмы не спутаешь ни с чем. Герои картин Аронофски движутся к полному саморазрушению, доведённые до крайности собственными навязчивыми идеями и маниями. В съёмке режиссёр часто прибегает к использованию ручной камеры и даже к креплению её на тело актёра. Ещё одна отличительная черта его работ — динамичная съёмка из-за спины героя. Саундтреки к фильмам Аронофски — это струнные мелодии под жёсткий электронный бит. А финал киноленты или логического акта зачастую сопровождается выцветанием кадра до абсолютной белизны.
Аронофски старается снять как можно больше материала, чтобы в течение нескольких месяцев кропотливо заниматься монтажом, доводя проект до совершенства. Он не боится экспериментировать, его не смущает низкий бюджет. Режиссёр считает, что главное — сподвигнуть зрителей на размышления и вызвать ответную реакцию.
Начало карьеры
Даррен Аронофски родился в Бруклине и с ранних лет был очарован театром и кино. Родители часто водили его на бродвейские спектакли. Там мальчик влюбился в искусство. Окончив престижную школу Эдварда Мэроу, он провёл несколько лет в путешествиях, посетив Кению и ряд стран Европы и Ближнего Востока. Вернувшись домой, Даррен поступил в Гарвард, где с отличием окончил курсы кинематографа и социальной антропологии.
Первыми работами Аронофски в кино были короткометражки. Среди них была и лента «Протозоа», где засветилась неизвестная в то время Люси Лью. А через два года он начал работу над своим первым полнометражным фильмом — «Пи».
Фильмы Аронофски
Пи
- Ужасы, фантастика, триллер.
- США, 1997.
- Длительность: 84 мин.
- IMDb: 7,5.
Фильм рассказывает о математике, терзаемом навязчивой идеей объяснить мир с помощью теории чисел. Проект был снят на смехотворный бюджет в 60 тысяч долларов. Большую часть суммы режиссёр одолжил у своих родных и знакомых. В прокате фильм заработал больше 3 миллионов, и Аронофски с удовольствием вернул всем долги с хорошими процентами.
Герои картины ищут разгадку в каббале и древних библейских текстах, развивая теорию о скрытом в них математическом шифре. Главный герой переутомляется и страдает от невыносимых головных болей, однако с маниакальным упорством продолжает научный труд.
«Пи» — история о религии, науке, поиске глубинного смысла и одержимости. Заинтересовавшимся темой читателям рекомендуем также познакомиться с литературным наследием Умберто Эко и Хорхе Луиса Борхеса.
Успех «Пи» заставил многих американских продюсеров поверить в то, что Аронофски можно доверить и более крупные проекты.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Реквием по мечте
- Драма.
- США, 2000.
- Длительность: 102 мин.
- IMDb: 8,4.
В этом фильме Джаред Лето, Марлон Уайанс и Дженнифер Коннелли играют троих наркоманов, каждый из которых пытается достичь собственной заветной мечты. Изначально для усиления посыла о разрушительном влиянии наркотиков и эмоциональной реакции зрителей Аронофски планировал снять в главных ролях 15-летних подростков. Но продюсеры не позволили ему пойти на такую крайность, заметив, что тогда картину не допустят до показа в кинотеатрах.
Фильм был смонтирован в редкой для кинематографа манере хип-хоп-монтажа. Картина состоит из множества невероятно коротких фрагментов, которые позволяют прочувствовать полную потерю героями контроля над собой. Обычно средняя полуторачасовая лента содержит 600–700 киносцен. «Реквием по мечте» же разбит более чем на 2 000.
Несмотря на проблемы с цензурой и прокатный рейтинг R, фильм стал очередным успехом Аронофски. Это одна из самых пугающих картин о наркозависимости, которую тяжело смотреть даже сегодня. А многим «Реквием по мечте» запомнился ещё и эпичным саундтреком, прозвучавшим в трейлере фэнтези «Властелин колец: Две башни».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Фонтан
- Фантастика, драма.
- США, Канада, 2006.
- Длительность: 96 мин.
- IMDb: 7,3.
На волне неожиданного успеха «Реквиема по мечте» Аронофски решил попробовать свои силы в высокобюджетных блокбастерах. Таким стала фантастическая драма «Фонтан», где в одной из ролей снималась Рэйчел Вайс. Для погружения в образ и атмосферу картины она читала книги и дневники смертельно больных людей, а также навещала безнадёжных пациентов в больницах.
Главную роль в фильме исполнил Хью Джекман. Его герой, учёный, путешественник во времени и нечаянный конкистадор, помешался на идее отыскать лекарство от рака для своей больной жены. Его цель — мифическое Древо жизни, благодатный сок которого способен даровать вечную жизнь. Главными темами фильма вновь стала каббала, а также мифология народов майя, философия космических путешествий и исследования в области хирургии головного мозга.
В «Фонтане» Аронофски почти полностью отказался от использования компьютерных спецэффектов. Вместо этого он использовал микросъёмку протекания химических реакций, объясняя это тем, что компьютерная графика лишит фильм ощущения бесконечности времени.
К сожалению, «Фонтан» запомнился лишь великолепной музыкальной темой. От финансового провала его не спасли ни войны майя, ни космические полёты, ни многочисленные ирреальные сцены.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Рестлер
- Драма.
- США, 2008.
- Длительность: 105 мин.
- IMDb: 7,9.
После неудачи с «Фонтаном» Аронофски всерьёз раздумывал о работе над фильмом «Боец», но отказался, понимая, что будет заниматься им лет десять. Чуть позже он покинул команду, снимавшую ремейк «Робокопа». Его четвёртым фильмом стал «Рестлер», в котором Микки Рурк фактически снялся в роли самого себя.
Картина похожа на реалити-шоу благодаря обилию импровизированных сцен. Например, в начале фильма Рурк на камеру принимал заказы у реальных покупателей отдела кулинарии в супермаркете. Также импровизацией были все сцены за кулисами боёв и в раздевалке.
Для Рурка и Аронофски «Рестлер» стал прекрасной возможностью триумфально вернуться на большой экран. Фильм получил венецианского «Золотого льва», а Микки Рурк за главную мужскую роль стал обладателем «Золотого глобуса» и приза Британской киноакадемии.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Чёрный лебедь
- Триллер, драма.
- США, 2010.
- Длительность: 103 мин.
- IMDb: 8,0.
«Чёрный лебедь» — психологический триллер с Натали Портман в роли юной балерины, помешавшейся на стремлении к творческому совершенству. Она проводит тренировки под неусыпным взором французского злодея Венсана Касселя в надежде заполучить ведущую роль в готовящейся постановке «Лебединого озера». Роль её партнёрши исполнила Мила Кунис, которая была взята в проект без кастинга после недолгой беседы по Skype. Аронофски точно знает, чего ждут зрители, так что не обойдётся без откровенной лесбийской сцены.
Как и все работы Аронофски, «Чёрный лебедь» рассказывает о безумной мании, в данном случае связанной с изнурительным трудом балерин. Тяга к совершенству полностью разрушила психику главной героини и привела к серьёзным невротическим заболеваниям, отражающимся и на её физическом состоянии. Поэтому режиссёр всегда считал «Чёрного лебедя» психологическим фильмом ужасов, хотя публично картина рекламировалась только как драма.
«Чёрный лебедь» имел сенсационный успех и принёс Аронофски долгожданную номинацию на «Оскар» за лучший фильм.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Ной
- Драма, приключения, фэнтези.
- США, 2014.
- Длительность: 138 мин.
- IMDb: 5,8.
Следующим шагом для Аронофски стал самый амбициозный проект в его карьере: фильм о Ное. В нём режиссёр переосмысливает одну из самых странных и страшных историй Нового Завета, в которой Бог наслал на мир Великий потоп, сохранив жизнь лишь семье Ноя и собранным им животным.
«Ной» — один из самых сильных фильмов Аронофски. Главный герой в исполнении Рассела Кроу мало отличается от предыдущих персонажей режиссёра, разве что от его душевного равновесия на этот раз зависит судьба человечества, а его действия послужат уроком для потомков. Несмотря на несколько красочных боевых сражений и отличную графику, главное в фильме — клаустрофобия и чувство нарастающей паники.
«Ной» продолжил погружение Аронофски в библейскую тематику, ранее затронутую в «Пи» и «Фонтане». Картина была встречена критикой со стороны религиозного сообщества. Христианские активисты даже сняли ответный фильм, а ряд мусульманских стран и вовсе запретил «Ноя» к прокату из-за противоречий учению ислама.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
мама!
- Ужасы, триллер, драма.
- США, 2017.
- Длительность: 121 мин.
«мама!» — настоящая тайна за семью печатями. За неделю до премьеры фильма информации о нём было так мало, что приходилось полагаться лишь на немногочисленные слухи.
Официальное описание гласит: «Появление в доме незванных гостей послужит проверкой на прочность для взаимоотношений семейной пары, прервав её безмятежное существование». Известно, что Аронофски написал сценарий всего за пять дней.
Ведущие критики совсем недавно успели познакомиться с лентой и сходятся во мнении, что вдохновение Аронофски черпал в «Ребёнке Розмари». Съёмки велись ручной камерой, усиливающей эффект присутствия, с частыми крупными планами на главной героине в исполнении Дженнифер Лоуренс.
Действие фильма в основном происходит в доме героев. Однако боязнь закрытого пространства не тяготит. Гораздо страшнее выглядит нагнетаемый потусторонний оккультный ужас, разворачивающийся в полной красе в третьем акте.
Не обошлось и без отсылок к Старому и Новому Заветам. В той или иной форме «мама!» описывает все десять египетских казней, взаимоотношения персонажей братьев Глисон напоминают притчу о Каине и Авеле, а героиня Лоуренс мечтает попасть в райский сад.
«мама!» — самый сюрреалистичный и иносказательный фильм Аронофски. Показ на Венецианском кинофестивале сопровождался как аплодисментами, так и насмешливым освистыванием. Интересно, к кому присоединитесь вы.
Биография
Еще в прошлом веке Голливуд прочно закрепил за собой звание лучшего мирового производителя кино. Под его эгидой, забыв о разногласиях, работали профессионалы всех мастей и национальностей, ведь все эти люди трудились ради достижения единой цели — снять очередную шедевральную ленту. Кино стало финансово прибыльным предприятием, а там, где появляются деньги, все остальное уходит на второй план. Однако лучшие картины снимают режиссеры, не дающие слабину студийным боссам. К числу таких относится и Даррен Аронофски.
Детство и юность
Родился Даррен в Бруклине, Нью-Йорк. Произошло это 12 февраля 1969 года. Родители мальчика были консервативными иудеями, работавшими преподавателями в местных учебных заведениях. Когда ребенку исполнился год, Абрахам и Шарлотта Аронофски перебрались в итальяно-еврейский квартал Нью-Йорка Манхэттен-Бич, где мальчик и провел свои ранние годы.
Как и многие его ровесники, в молодости юноша полюбил кино после просмотра «Звездных войн». Тогда же возникли мысли о будущей режиссерской карьере. После окончания школы имени Эдварда Р. Марроу родители оплатили путешествие сына по Европе и Ближнему Востоку, а также летний отдых в Республике Гватемала.
Абрахам и Шарлотта считали, что этот шаг поможет сыну отдохнуть после обучения, увидеть мир и понять себя, определиться с будущей профессией. Так и произошло. В 1987 году будущий американский режиссер поступил в Гарвард, чтобы изучать анимацию и кино.
В 1990 году снял свою первую короткометражку «Чистка супермаркета», за которую получил студенческую премию Американской академии кинематографических искусств и наук. Примечательно, что лента создавалась для курсового проекта.
Спустя год молодой человек поставил еще один короткометражный фильм, ставший экранизацией рассказа «Печенье с предсказанием» любимого писателя самого Аронофски — Хьюберта Селби. Позже студент с отличием окончил Гарвардский университет, получив степень бакалавра.
Фильмы
Затем выпускник перебрался в Лос-Анджелес, чтобы записаться на курсы режиссуры в студии при Американском институте киноискусства. Его дипломным проектом стал короткий метр «Простейшие», рассказывающий о людях, деградирующих от информационного наркотика. Главную роль исполнила молодая Люси Лью. В 1993 году Даррен получил степень магистра изящных искусств.
Спустя время американец решился на полный метр. Таким проектом стал психологический триллер «Пи». Названная в честь математической постоянной, картина повествовала о помешавшемся на теории чисел ученом Максе Коэне, который из-за своего неожиданного открытия попал в щекотливую ситуацию. В одном из интервью постановщик признался, что вдохновение черпал в «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине и работах Альфреда Хичкока.
Затем автор презентовал «Пи» на фестивале независимого кино «Санденс». Лента получила награду за лучшую режиссуру и за операторскую работу. Этот успех вдохновил режиссера на экранизацию другого произведения Хьюберта Селби — романа «Реквием по мечте», написанного в 1978 году.
«Реквием по мечте» вышел на экраны в 2000 году. Драма сразу же завоевала популярность у зрителей, а создателю принесла номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Однако следующий проект, «Фонтан», несколько охладил пыл деятеля искусства. Конфликт и последующий уход Брэда Питта застопорили съемки на несколько лет. Тогда же Аронофски впервые пробовал себя в роли продюсера чужих фильмов («Глубина» 2002 года).
Когда «Фонтан» вновь достали с полки (а случилось это с появлением Хью Джекмана в качестве нового исполнителя главной роли), продюсеры согласились выделить на проведение съемок половину изначального бюджета — $ 35 млн.
Чтобы сократить затраты на производство, кинодел попросил свою на тот момент невесту Рэйчел Вайс исполнить главную женскую роль. Премьера «Фонтана» состоялась на Венецианском кинофестивале 2006 года. Зрители и критики тепло встретили фильм, но от провала в мировом прокате это его не спасло (сборы составили $ 15,9 млн).
Следующим проектом голливудского автора стал «Рестлер», в котором засветился Микки Рурк. После презентации картины в 2008 году на очередном Венецианском кинофестивале она получила премию «Золотой лев».
Не обошли стороной исполнителя главной роли такие награды, как «Золотой глобус» и приз Британской киноакадемии. Спортивная драма имела куда больший коммерческий успех, чем «Фонтан» (при бюджете $ 6 млн сборы составили $ 44,7 млн).
По прошествии времени мастер решился заменить громилу Рурка на хрупкую Натали Портман, а инфаркт рестлера — на проблемы с психикой у балерины. Так и получился триллер «Черный лебедь», окупивший себя в мировом прокате более чем в 25 раз. Компанию голливудской актрисе, взявшей за работу «Оскар» и «Золотой глобус», составили Мила Кунис и Венсан Кассель.
Пока «Черный лебедь» гремел в кинотеатрах мира, Даррен выступил продюсером биографической спортивной драмы Дэвида О. Рассела «Боец», в которой сыграли Марк Уолберг и Кристиан Бейл. Лента принесла создателям $ 129 млн и десятки номинаций на престижные кинопремии, а Кристиан Бейл на пару с Мелиссой Лео отличился и на «Оскаре», и на «Золотом глобусе».
По прошествии времени новой режиссерской работой американца стал «Ной» 2014 года. Этот библейский герой запомнился голливудской звезде с детства, и еще тогда Даррен подумал, что персонаж Ноя не раскрыт в полной мере. Первые наброски сюжета появились уже в 2007 году, но довести сценарий до ума получилось только благодаря Эри Хэнделу, с которым автор работал в своих некоторых лентах.
Понимая, что размах у проекта серьезный, постановщик решился на основе раскадровок издать полноценный графический роман, который можно будет представить крупным студийным боссам. Дело выгорело: Paramount и New Regency согласились помочь финансово и технически.
«Ною» прочили успех, но судьба распорядилась иначе: в Индонезии, Китае, Пакистане, Египте и ряде других стран фильм запретили к показу из-за религиозного содержания. Библейский эпос с Расселом Кроу и Дженнифер Коннелли с трудом окупил себя в мировом прокате, учитывая, что маркетинговые траты оказались колоссальными и не входили в бюджет. При этом проект получил номинации на «Сатурн» и «Золотой глобус».
После кинодел вновь занимался продюсированием: «Молния» с Патриком Уилсоном, «Джеки» с Натали Портман и Питером Сарсгаардом, а также «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером. Картина с Железным Арни посвящена реальным событиям и основывалась на истории столкновения пассажирского самолета Ту-154М с грузовым Boeing 757-200PF. Лента, к сожалению, не оправдала ожиданий, собрав в 12 раз меньше заявленного бюджета.
Далее постановщик выпустил драму с элементами триллера «Мама!», которую кинокритики называли современным ответом «Ребенку Розмари» и «Отвращению» Романа Поланского. Еще до выхода премьеры Даррен выкладывал фото со съемок на своих страницах в социальных сетях.
Этот фильм был необычен для мастера не только жанром ужасов, но и тем, что сценарий был написан всего за пять дней, из-за чего пришлось прервать работу над другим проектом. Киноработа с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом получила смешанные отзывы, а исполнители главных ролей «удостоились» номинаций на антипремию «Золотая малина».
В 2021 году на платформе Disney вышел документальный сериал «Добро пожаловать на Землю», где зрители увидели Уилла Смита в качестве ведущего, изучающего нашу необъятную планету. Даррен занял позиции режиссера и исполнительного продюсера.
Личная жизнь
В 2001 году голливудский автор начинал строить личную жизнь с актрисой Рэйчел Вайс. В 2005 году знаменитости обручились, а уже через год у пары родился сын, которого решили назвать Генри. Спустя пять лет супруги мирно разошлись, продолжив совместно воспитывать сына.
Позже Рэйчел заметили в компании Джеймса Бонда — Дэниела Крейга, за которым она сейчас замужем, а американский режиссер некоторое время повстречался с канадкой Брэнди-Энн Мильбрадт, но ни к чему серьезному это не привело.
Следующей девушкой постановщика стала актриса Дженнифер Лоуренс, однако роман продлился недолго. С 2018 года поклонники обсуждали связь голливудской знаменитости с российской артисткой Аглаей Тарасовой. Спустя год звездная пара появилась на красной дорожке 67-го Сан-Себастьянского кинофестиваля в Испании. Милые совместные фото наталкивали публику и журналистов на определенные мысли, однако комментировать личную жизнь кинодеятели не стали.
Даррен Аронофски сейчас
Сейчас Аронофски занимается съемками, продюсированием и написанием сценариев для новых киноработ. В сентябре 2022 года на Венецианском кинофестивале анонсирована премьера картины «Кит» с участием Брендана Фрейзера в главной роли. Фильм основан на одноименной пьесе Сэмюэля Д. Хантера. В фильмографии мастера драма стала первой крупной режиссерской работой после выхода «Мамы!».