Права на человека паука
В первую очередь, эта новость означает, что Человек-Паук, если все в последний момент не договорятся, покинет ряды Мстителей. Но история эта вообще не про кино. Если говорить совсем честно, это история про жадность — про то, как одни дяди в костюмах не договорились с другими, а страдать из-за этого будут зрители.
Много лет назад, в силу разнообразия финансовых причин, о которых можно написать отдельный текст, права на героев вселенной Marvel оказались у разных студий. FOX получил вселенную Людей Икс, а Sony повезло больше всего — молодая студия сумела купить права на «Человека-Паука».
В своей книге «Будущее кино» Бен Фритц рассказывает прекрасную историю. В 1998 году Sony решила купить у Marvel права на Человека-Паука: он был самым популярным героем во вселенной Marvel, и купить его было для студии логичным шагом. Но неожиданно хозяева Marvel предложили студии купить права на всех героев вообще — за $25 млн. Руководители Sony, в первую очередь Эми Паскаль, над этим предложением даже не думали: зачем нам никому не известные герои? Нам нужен только Человек-Паук. Отдельно за «Паука» просили $20 млн, но эта сумма Sony показалась излишне большой, и в результате договорились о том, что за каждый фильм про Паучка студия будет отдавать $10 млн 5% от прибыли.
Чтобы был понятен контекст, «все остальные герои», которых предлагали Sony, — это Железный Человек, Тор, Капитан Америка, Стражи галактики и прочие уже широко известные миллионам зрителей персонажи. Но Эми Паскаль они тогда показались совершенно не нужными и бессмысленными для покупки.
Потраченные на Человека-Паука деньги оказались для Sony невероятно удачной инвестицией. Первый фильм «Человек-Паук» с Тоби Макгуайером в главной роли собрал в мировом прокате $821 млн. Воодушевленная студия решила поставить производство хитов на поток, но уже сиквел — «Человек-Паук 2» неожиданно показал результат существенно хуже – всего $783 млн мировых сборов, что в принципе довольно необычно — очень редко, когда сиквел, даже неудачный, собирает меньше первой истории. Третий фильм режиссера Сэма Рейми в прокате выступил хорошо — $890 млн — но оказался для студии самым дорогим и проблемным.
Спустя пять лет Sony решили «перезагрузить» историю Человека-Паука. С новым режиссером и новым исполнителем главной роли — им стал Эндрю Гарфилд. Фильм «Новый Человек-паук» показал «скромный» результат — всего $757 млн, и это был худший результат в истории франшизы. Учитывая, что речь шла об очень дорогой картине — по слухам бюджет перезапуска составил примерно $250 млн — это был болезненный урок для студии Sony. Но студия не сдавалась, и в производство был запущен сиквел «Удивительного Человека-Паука», который должен был помочь франшизе наконец встать на ноги. К сожалению вместо этого второй фильм с Эндрю Гарфилдом побил анти-рекорд и собрал совсем «скромные» $708 млн.
К этому моменту — 2014 год — в мировом прокате уже наступила эра Marvel. Под руководством продюсера Кевина Файги, фильмы про «никому не нужных» Железного человека, Тора, Капитана Америку и прочих супергероев устанавливали один кассовый рекорд за другим. Да, иногда пресса была менее восторженна, но с точки зрения сборов и бизнеса ни один фильм Файги не оказался неудачным. Интернет наполнился призывами и петициями к руководству Sony забыть о гордости, зарыть топор войны и объединить усилия с Disney/Marvel, вернув Паучка в ряды Мстителей.
И в 2017 году мечта всех фанатов сбылась. На экраны вышел третий фильм о приключениях Капитана Америки «Первый мститель: Противостояние», в котором впервые появился новый Человек-Паук. Присоединившись ко вселенной Кевина Файги, Паучок стал школьником — никаких больше историй про трагическую смерть дяди Бэна, и никаких больше «перезапусков». Новый Паук — его сыграл Том Холланд — был совершенно самостоятельным персонажем и полноценным членом «Мстителей». Сценаристы Marvel придумали для Человека-Паука очень трогательную историю взаимоотношений с Железным человеком, который по факту заменяет ему отца, становясь ментором и наставником.
Зрители от новой истории про Питера Паркера остались в восторге. Кроме того, что Человек-Паук — один из главных героев двух последних фильмов про «Мстителей», он получил и два сольных проекта: «Человек-Паук: Возвращение домой» и «Человек-Паук: вдали от дома». Первый сольник собрал $880 млн, а второй — неслыханные $1,1 млрд, не только став самым кассовым фильмом про Человека-Паука, но и самым коммерчески-успешным фильмом в истории студии Sony.
Студии, которая к этому успеху, имела, кстати, лишь косвенное отношение. От Sony в рамках межстудийных договоренностей, требовалось давать денег и не лезть с советами в творческие вопросы. Как результат «Человек-Паук», перезапущенный Кевином Файги в рамках его кинематографической вселенной, стал для Sony печатным станком по производству денег.
Человек-Паук, и это довольно очевидно, заработал свой миллиард не просто так, а потому, что Файги искусно вплел историю Питера Паркера в мир Мстителей. Не будь всех предыдущих фильмов, «Человек-Паук: Вдали от дома» никогда бы не собрал своего миллиарда. Собственно сотрудничество Sony и Disney и началось с признания руководством Sony банального факта: они не умеют зарабатывать на своем герое так же хорошо, как это умеет делать Disney под руководством Файги (а его послужной список говорит сам за себя: 23 фильма, ни одного коммерческого провала, $26.8 млрд суммарных сборов).
И тем не менее, Sony публично объявляют о разрыве отношений. Формально заявленная причина развода — у Кевина Файги после покупки FOX — недостаточно времени заниматься Паучком, он будет развивать новые активы студии. По слухам на деле Disney предложил передоговориться и впредь все доходы делить 50/50, а Sony отказалась. Сейчас договоренность студий выглядит следующим образом: Disney получает 5% от всех сборов любого фильма с участием Человека-Паука. Кроме того корпорации принадлежат права на производство сувенирной продукции и игрушек — всех этих костюмов, масок, наборов с изображением Человека-Паука. И на самом деле, основные деньги зарабатываются именно там — последняя публично доступная цифра продаж «мерча» с Человеком-Пауком за 2014 год — больше миллиарда долларов.
Другими словами, Disney, действительно, очень хорошо зарабатывает на Человеке-Пауке и никаких особых причин менять сейчас статус-кво не было. Ну кроме простой и понятной жадности. Рассудив, что раз вклад в успех у них больше, Disney решил нажать, а Sony, несмотря на все понятные обстоятельства, на новые условия не согласилось. И собственными руками взяли и задушили курицу, несущую золотые яйца.
Что будет дальше? Если развод состоится, то вселенная Marvel продолжит развиваться без Человека-Паука. Это будет грустно, но что ж поделать. А Sony придется приложить невероятные усилия и инвестировать сотни миллионов в очередной перезапуск персонажа, вероятно на базе фильма «Веном». И для студии это будет проблемой, потому как Человек-Паук был одной из двух франшиз, приносящих Sony деньги — второй была история про Джеймса Бонда, которая перешла к студии Universal.
права на человека паука
Sony выпустили пресс-релиз, в котором попытались обьяснить размолвку с Disney банальной загруженностью Файги в работе с основной киновселенной Marvel и необходимостью разбираться с наследством Fox. Но этот релиз никого не обманул. Настоящая причина, разумеется, в деньгах.
Когда Sony и Disney договорились о совместном использовании Паука, его возвращение домой стало возможным на следующих условиях:
- Производством сольных картин заведуют Marvel, но финансированием, рекламой и дистрибуцией занимаются Sony.
- Sony забирают себе всю кассу, Disney получают только 5% от выручки в день премьеры.
- Зато Disney достаётся вся прибыль от продаж футболок, игрушек, книг, комиксов и прочих сопутствующих товаров. Sony уступили Disney все права на мерчандайз по «Человеку-пауку» в обмен на единоразовый платёж в 175 миллионов долларов.
- Также Disney получили право использовать Паука в других фильмах киновселенной Marvel. Sony не претендовали на прибыль от этих фильмов.
Эти условия действовали первые два фильма. Но настало время продлевать соглашение, и выяснилось, что в Disney не хотят подписывать новый контракт на прежних условиях. Сопредседатели Disney Studios Алан Хорн и Алан Бергман потребовали от Sony делить затраты и прибыль от новых фильмов пополам. Представители Sony — председатель Sony Pictures Motion Picture Group Том Ротман и генеральный директор Sony Pictures Entertainment Тони Винчикерра — наотрез отказались.
Мотивы обеих сторон понятны. Marvel и лично Кевин Файги заведуют производством сольных фильмов о Человеке-пауке, а получают за это почти символическую сумму. С другой стороны, Disney грех жаловаться на нехватку прибыли. Только за первые восемь месяцев 2019 года фильмы Disney и без учёта «Паука» собрали в прокате свыше 7,5 миллиарда долларов. Требовать в такой ситуации ещё 300 миллионов кажется мелочностью.
Для Sony же «Человек-паук» — едва ли не самая прибыльная франшиза. И делиться с кем-то прибылью они не хотят. Тут источники расходятся: одни утверждают, что боссы Sony готовы были увеличить долю Disney до 30% , другие — что Том Ротман свято верит, что Sony уже всему научились от Кевина Файги и помощь Disney в раскрутке следующих фильмов о Пауке не нужна. В конце концов, сняли же они довольно успешный мультфильм «Человек-паук: Через вселенные».
Sony сейчас действует агрессивно, но у компании есть все основания так поступать, ведь условия Disney — настоящая издевка. Может, если бы они делили права на Говарда Утку, 50/50 было бы честным разменом, но в случае Паучка это и близко не так. Sony нуждается в этой франшизе гораздо больше, чем Disney.
Джефф Бок, старший аналитик Exhibitor Relations
Претензии Disney на честное распределение затрат и доходов от фильмов с Человеком-пауком имеют смысл, только если в ответ Disney поровну разделят с Sony доходы от продажи мерчандайза.
Ещё в 2014 году, до того как Паук впервые появился в киновселенной Marvel, продажи мерчандайза с Человеком-пауком перемахнули за 1 миллиард. Но когда Disney получили возможность интегрировать Паука в киновселенную, компания увеличила выпуск лицензионных продуктов с его изображением. Так что если Sony в лучшем случае заработали на Пауке около миллиарда за четыре года, то Disney в худшем случае зарабатывают на нём миллиард каждый год. И этого им мало.
Владелица сайта kkbbd.com и телеграм-канала «Кимкибабадук» Татьяна Шорохова (бывший редактор «КиноПоиска» и бывший главред «Киноафиши») считает, что даже история с утечкой о ходе переговоров — ещё одна попытка Disney додавить Sony. Судите сами: в изначальной статье Deadline, сообщившей о конфликте, именно Sony выставлены в негативном свете. А то, что Disney сохранили за собой права на весь мерч по «Человеку-пауку», упоминается мельком и без конкретных цифр.
Если же заглянуть в соцсети, то там Sony вообще воспринимают как главного злодея. Петиции на Change.org с призывом Sony передать права на персонажа Marvel или согласиться на условия Disney, флешмоб #SaveSpiderMan, призывы к бойкоту любой продукции Sony… Кстати, пользователь твиттера Dataracer обнаружил, что многие пользователи этой соцсети оставляют сообщения в поддержку Паука, идентичные вплоть до запятой. Можно подумать, что эти сообщения оставляли не живые люди, а боты…
Если подумать, эта ситуация имеет много параллелей с той, из-за которой Паук вообще оказался в совместном пользовании Sony и Disney. После неудачного второго «Нового Паука» Кевин Файги предлагал тогдашней главе Sony Эми Паскаль совместную опеку над персонажем, но Паскаль отказалась. Несколько месяцев спустя северокорейские хакеры взломали почтовые сервера Sony и выложили в свободный доступ терабайты рабочей переписки. Из-за этого переговоры стали достоянием общественности, которая начала давить на Sony с просьбой принять условия Marvel. Тогда Sony согласились.
Пятничным утром в Сети появились слухи о новом предложении Disney. По новым данным, Disney хочет:
- Контракт с Томом Холландом на шесть фильмов с возможностью снять седьмой.
- Ещё три фильма после «Человека-паука 3», которые образуют новую трилогию об университетских годах Паркера. По сюжету Питер познакомится и объединится с Огненной Звездой и Человеком-льдом из «Людей Икс».
- Среди трёх оставшихся фильмов будет две новые части «Мстителей», где Паук будет играть более важную роль и подружится с Джонни Штормом (Человек-факел из «Фантастической четвёрки»).
- Marvel снимут все сольники о Человеке-пауке и поделит доходы и расходы с Sony в пропорции 30/70.
- Sony сохранят за собой дистрибуцию картины, но Disney достанутся эксклюзивные права на цифровой релиз фильмов на Disney и связанных с компанией телеканалах.
- Marvel снимут игровые спин-оффы мультфильма «Через вселенные» и внесут свою долю в их производство на тех же условиях.
- Веном переедет в киновселенную Marvel.
- Sony получат разрешение на создание игровых телевизионных проектов на основе вселенной Человека-паука.
- Если другая компания купит Sony, права на Паука автоматически вернутся в Disney.
- Disney хотят заключить сделку перед субботней презентацией Marvel на D23, где компания надеется анонсировать возвращение Паука в семью.
Если эти слухи имеют под собой основу, то картина складывается примерно следующая. Disney изначально планировали вести себя агрессивно, но неожиданно получили жёсткий отпор со стороны Sony. Не желая терять лицо и заранее запланировав появление Паука на D23, компания была вынуждена пойти на некоторые уступки и умерить аппетиты, однако новые условия все равно не так выгодны для Sony, как предыдущие.
Впрочем, учитывая, под каким давлением оказались Sony после слива информации о переговорах, и принимая во внимание тот факт, что боссы Sony вроде бы согласны на 30%, есть вероятность, что Ротман и Винчикерра согласятся. В таком случае уже завтра Паук снова станет частью Marvel.
Рассказываем, почему супергерой никак не может вернуться домой.
Человек-паук – самый популярный супергерой Marvel, но в киновселенную он попал только в 2016 году. Сольные фильмы о Питере Паркере вовсе снимает Sony. Рассказываем, почему так вышло и как паучка пытались вернуть домой.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
В 90-х Marvel практически закрылась – лопнул «комиксный пузырь»
История Человека-паука и Sony начинается с «комиксного пузыря» и банкротства Marvel Comics в середине 1990-х. Все 80-е и начало 90-х были прекрасным временем для американского рынка комиксов: появлялись новые культовые серии, продажи росли, несмотря на повышение цен, а издатели получали сверхприбыли и строили наполеоновские планы. В 1993 году Marvel Comics побили очередной финансовый рекорд: годовая выручка – $415 млн, а чистая прибыль – $56 млн. Издательство отправилось за покупками: производитель игрушек Toy Biz, дистрибьютор Heroes World Distribution и Fleer Corporation, выпускающая коллекционные карточки. По некоторым оценкам, на эти приобретения было потрачено более $700 млн.
А уже в 1996 году Marvel Entertainment Group объявила о банкротстве. Как компания за три года дошла от рекордных прибылей до финансового краха? Все просто – рынок комиксов лопнул, как мыльный пузырь.
Успехи 80-х были связаны с ростом качества историй и превращением комиксов в престижный объект коллекционирования. Теперь это не дешевые брошюрки, стоящие 10-15 центов, а произведения искусства, за которые не стыдно отдать больше доллара. Ажиотаж породил спекулянтов, хотя, возможно, все было совершенно наоборот. Бывший глава Marvel Рональд Перельман говорил: «Мы не могли понять, какая часть рынка была движима спекулянтами. Люди покупают 20 экземпляров, читают одну и оставляют 19 копий в качестве коллекций».
Первые номера, самые ценные у коллекционеров и спекулянтов, каждой новой серии сметаются с прилавков. Издатели уверены, что потребители именно этого хотят – новые сюжеты, персонажи, перезапуски, кроссоверы и прочее. Что нужно делать? Правильно, выпускать еще больше серий! В 1985 году у Marvel Comics было 40 серий по 60 центов, в 1988 году – 50 по доллару за штуку, а в 1993 году – 140 серий по 1,25 доллара. Но это не все. Чтобы максимизировать прибыль, выпускались комиксы с несколькими вариантами обложек. У самого продаваемого выпуска в истории – X-Men #1 – пять вариантов обложек: четыре складывались в одну единую картину, а пятая была сразу с этой сборной картинкой.
В 1994 году все закончилось: люди просто перестали покупать комиксы. Качество упало, бесконечные серии надоели, рост цен оттолкнул бедную аудиторию, а телевидение, видеоигры и интернет уже давно стали отличной альтернативой.
Объявив о банкротстве, Marvel Entertainment Group на несколько лет погрузилась в пучину корпоративных интриг. Многие хотели купить компанию, от киностудий MGM и Warner Bros до Sony совместно с производителем игрушек Hasbro.
Впрочем, как в любой хорошей супергеройской истории, Marvel чудом удалось выжить, и новые руководители издательства Айк Перлмуттер и Ави Арад отправились на поиски денег. Самым простым способом их получить была оптовая распродажа прав на супергероев.
Как создавались фильмы по комиксам до киновселенной Marvel?
Сделаем небольшое отступление. Первые экранизации историй о супергероях появились еще в «золотой век комиксов». Например, в 1936 году вышел киносериал «Флэш Гордон» по мотивам комиксов Алекса Рэймонда. DC стартовал с многосерийного «Приключения Капитана Марвела», а первый полнометражный фильм вселенной «Супермен и люди-кроты» вышел в 1951 году.
Издательства видели в кино лишь источник дополнительного дохода, причем, по нынешним меркам, не очень большого. В 1985 году продюсер и режиссер Менахем Голан купил у Marvel права на фильм о Человеке-пауке всего за $225 тысяч.
Супергерои продавались постоянно – это не только фильмы и сериалы, но прежде всего игрушки, а также мерч, реклама и даже права на использование в тематических парках. Например, Universal Pictures для своего парка развлечений купила права на Халка и некоторых других персонажей Marvel.
Уникальность ситуации, в которой оказалось Marvel Comics, заключалась в необходимости продать все и как можно быстрее.
Как Человек-паук оказался у Sony?
В 1998 году Marvel предложили Sony Pictures приобрести за $25 млн права на всех супергероев, кроме «Людей Икс», «Фантастической четверки» и Халка. Да, оптом взять Человека-паука, Тора, Капитана Америку и других.
Но Sony нужен был только Питер Паркер, в остальных персонажах компания не видела потенциала для киноадаптаций.
Отдельно за главного супергероя руководители Marvel просили всего $20 млн, но и эта сумма показалась японской компании слишком большой. В итоге в 1999 году компании заключили договор на следующих условиях: Sony платит Marvel по $10 млн с каждого фильма плюс 5% дохода от проката. Также к Sony перешли права на реализацию товаров, связанных с героями фильмов, а Marvel сохранила право использовать комиксный образ героя.
Важно: японский сериал 1978 года о Человеке-пауке не имеет никакого отношения к Sony. Это как раз пример, того что Marvel Comics продавала права на персонажей всем подряд и не очень заботилась о следовании канону в экранизациях. Впрочем, Стен Ли хвалил спецэффекты и трюки в японской адаптации.
Насколько ошиблась Sony, не купив всех персонажей Marvel?
В конце 90-х самым успешной комиксной кинофраншизей была серия фильмов о Бэтмене.
Сделаем еще одно отступление. Решение Sony не покупать «весь Marvel» за $25 млн часто называют одной из главных ошибок в истории кинобизнеса, а над руководством компании принято издеваться. Действительно, общие сборы киновселенной Marvel составляют $27,3 млрд, что в тысячу (в тысячу, Кларк!) раз больше, чем компания просила за права. Но посмотрим на ситуацию со стороны Sony из 1999 года:
Рынок комиксов находится в кризисе, от которого он оправится еще не скоро. Поэтому непонятно, насколько аудитории в принципе интересны фильмы о супергероях. По-настоящему финансово успешные кинокомиксы – это истории именно о самых популярных героях: классический «Супермен» с Кристофером Ривом и фильмы о Бэтмене. Причем последний на тот момент супергеройский блокбастер «Бэтмен и Робин» провалился в прокате. Не было не то что успешных, а хоть каких-то комиксных киновселенных. При этом DC Comics c 1969 года принадлежит киноконцерну Warner Bros. Права на персонажей предполагают, что ты берешь на себя обязательства снимать о них фильмы. Sony Pictures появилась только в 1998 году – кинокомпании нужен один сильный герой, а не кабальный договор, вынуждающий клепать бесконечные кинокомиксы.Получается, это не Sony ошиблась, а в кинокомиксы просто никто не верил. Marvel Comics сама оценила права на «всех супергероев» всего в $5 млн. Тогда никто даже не мог представить, что провальный триквел о нишевом Человеке-муравье соберет «всего» $475 млн. Это сейчас кинокомиксы захватили мир, а права на персонажей кажутся студиям шведским столом из рекордных сборов. До появления киновселенной Marvel все было по-другому.
«Что, черт возьми, я буду делать?» Джеймс Ганн рассказал, как Marvel его подставила
Что было дальше: миллиарды в прокате и киновселенная Marvel
Your browser does not support the video tag.Sony выпустила финансово успешную трилогию от Сэма Рэйми, заработав в общей сложности почти $2,5 млрд. Параллельно Marvel запустила киновселенную, которая после выхода первых «Мстителей» сделала кинокомиксы самым прибыльным жанром в истории кино.
Sony, на волне успеха супергероики, задумалась о «киновселенной Человека-паука» в рамках перезапуска франшизы с Эндрю Гарфилдом. Вместе с Питером Паркером компания получила права на множество связанных с ним персонажей – Венома, Карнажа, Морбиуса и других.
Почему у Тоби Магуайра так мало известных ролей? Вот 5 причин
Однако «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» обернулся финансовым провалом – Sony получила всего 20 миллионов чистой прибыли. Тут же на горизонте возникла Marvel Studios с предложением вернуть паучка домой.
Японская компания долго упиралась, но в итоге согласилась. Свою роль сыграли желание воспользоваться ошеломительным успехом Marvel и давление со стороны фанатов. В сеть «слили» внутреннюю переписку Sony, после чего компанию завалили требованиями отдать Паркера Мстителям.
Согласно новому договору, Человек-паук становится полноценной частью киновселенной, а в его сольниках появятся другие персонажи Marvel. При этом компании отдельно финансируют и получают прибыль от собственных фильмов. Также Marvel занимается творческим контролем сольников и получает 5% от их сборов в первый день проката. Главное в новом договоре – Sony вернула Marvel права на весь мерчендайз за единовременную выплату в $175 млн.
Дальше Том Холланд превратился в одного из самых популярных Мстителей, а два сольника с его участием принесли Sony почти два миллиарда долларов.
В 2019 году пришло время нового договора. Японская компания настаивала на тех же условиях, а Marvel считала, что расходы и прибыль от фильмов о Человеке-пауке нужно делить 50 на 50. Возникла реальная вероятность, что супергерой покинет киновселенную. Впрочем, все разрешилось благополучно: согласно текущему соглашению Marvel получает 25% сборов от сольников и компенсирует четверть их бюджета.
Your browser does not support the video tag.Вышедший в 2021 году «Человек-паук: Нет пути домой» оказался не только самым успешным фильмом в истории Sony, но и самым прибыльным сольником киновселенной Marvel.
Сейчас Sony с переменным успехом развивает собственную киновселенную. В 2023 году выйдет «Крэйвен-охотник», а дальше планируется фильма о Мадам Паутине и новый сольник с Томом Холландом.
Sony повелась на мемы и вернула «Морбиуса» в прокат. И фильм снова провалился!
Marvel же ищет новых героев, которые смогли бы хоть немного сравниться с ушедшими. В скором времени может оказаться, что Человек-паук снова их главный актив.
Каких еще супергероев Marvel должна вернуть домой?
Последние 20 лет Marvel планомерно возвращала права на своих персонажей.
Больше всего прав было у Fox: «Фантастическая четверка», «Люди Икс», Дэдпул и другие. Возникла даже парадоксальная ситуация: Ртуть (он же Пьетро Максимофф) появлялся как в фильмах о «Людях Икс», так и в «Мстителях: Эра Альтрона».
Но после того, как в 2019 году Disney купил Fox, все эти персонажи стали доступны для киновселенной Marvel.
Сейчас считается, что помимо Sony, киноправа на супергероев Marvel есть у Universal Pictures. Кинокомпания владеет Халком, Немором и всеми персонажами из их комиксов (например, Женщина-Халк). Впрочем, это не мешает им появляться в фильмах и сериалах от Marvel, ведь Disney умеет убеждать.