Что дает актеру оскар
Процесс превращения фильма в номинанта на «Оскар» — дело несложное. Для этого продюсер или прокатчик киноленты должны заполнить специальную форму, в которой будут указаны все данные об их произведении. Правда, перед этим нужно удостовериться, что фильм соответствует необходимым критериям:
хронометраж не менее 40 минут (исключение составляют номинанты в короткометражных категориях);
фильм должен выйти в прокат с 1 января до 31 декабря в год, предшествующий вручению премии;
картина должна идти в прокате на территории Лос-Анджелеса не менее недели;
иностранные фильмы должны выйти на экраны в своей стране не позднее 30 сентября предыдущего года;
все фильмы должны соответствовать длинному списку технических требований по качеству картинки и звука.
При этом создатели фильма сами определяют, в каких категориях они хотели бы быть рассмотрены, и кого из участников творческого процесса номинировать. Поэтому шортлисты в каждой категории отличаются по количеству желающих побороться за «Оскар». Например, в 2018 году на победу в номинации «Лучшие визуальные эффекты» претендовало 20 фильмов, в номинации «Лучший оригинальный сценарий» — 141, а в главной номинации всей церемонии «Лучший фильм» — 341.Судьбу «Оскара» решает Академия кинематографических искусств и наук, которая была основана ещё в 1927 году. Тогда в её состав входило всего 36 кинодеятелей, сейчас же членством в Академии обладают 7258 человек. Для сравнения, в Голливудскую ассоциацию иностранной прессы, которая решает, кому выдать «Золотые глобусы», входят всего около 90 человек.Члены Киноакадемии — это актёры, режиссёры, продюсеры, дизайнеры и любые другие профессионалы, задействованные в кинопроизводстве. Все они поделены на 17 гильдий в зависимости от специальности. При этом полного списка всех членов Академии не существует, а большая часть имён экспертной комиссии держится в секрете.Попасть в эту элитную, секретную организацию очень сложно. Просто подать заявку на получение членства не получится, нужно дождаться приглашения. Получить его можно двумя способами.Первый способ — быть номинантом на «Оскар». Таким образом членство в этом году получил Барри Дженкинс, режиссёр «Лунного света», который в 2017 году получил статуэтку в категории «Лучший фильм». Второй способ — получить поддержку от двух действующих членов Киноакадемии, работающих в той же специальности. В качестве примера «новобранца» возьмём актрису Эль Фаннинг, получившую приглашение в 2017 году. Уже долгое время членом Академии является её старшая сестра актриса Дакота Фаннинг — это первый поручитель. Допустим, Майкл Фассбендер — это второй.После того как Фаннинг получила две рекомендации, её заявку рассматривал руководящий состав гильдии актёров. Они обращали внимание на ряд критериев, который указан в уставе Академии. Для Фаннинг, например, было достаточно того, что она сыграла в трёх качественных фильмах, отвечающих высоким стандартам организации. После их одобрения, заявка по иерархии ушла к специальному комитету «Оскара». Они уже оценивали то, насколько выдача членства Фаннинг будет соответствовать их нынешней политике, то есть увеличению числа женщин, молодых специалистов и не белых людей. У Фаннинг получилось два из трёх попаданий, и она стала членом Академии.Кстати, с 2016 года членство в Академии перестало быть пожизненным. Чтобы не потерять его, нужно соответствовать одному из критериев:работать в течение последних десяти лет;быть номинированным на «Оскар»;иметь рабочий стаж от 30 лет — чем длиннее карьера, тем стабильнее позиция.
После того, как все заявки фильмов одобрены, члены Академии приступают к голосованию, которое состоит из двух этапов. Во время первого каждая гильдия рассматривает фильмы в своей профессиональной номинации. Например, операторы выбирают фильмы с лучшей операторской работой, дизайнеры костюмов — с лучшими костюмами и так далее. При этом каждый из экспертов должен выбрать пять фильмов из шортлиста и составить из них свой собственный мини-рейтинг. После первого этапа голосования все бланки отправляются в консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers, которое занимается подсчётом голосов для Академии уже более 80 лет. Во время первого этапа задача специалистов PWC — составить итоговый список номинантов для каждой из категорий. Для этого применяется принцип преференциального голосования. Аналогичная схема часто используется в политике, например, на выборах в австралийском парламенте. Чтобы фильм был рассмотрен на попадание в список номинантов, ему необходимо быть отмеченным хотя бы в 5% бюллетеней. Не важно на каком месте — главное, чтобы галочка стояла.Разберём преференциальный принцип на примере номинации «Лучший фильм». Формула такая: количество всех голосующих (7258) делится на количество возможных номинантов, к которому добавляется одна лишняя позиция (10 1). В итоге, после округления получается 660 – это количество баллов, необходимое для того, чтобы попасть в итоговый список номинантов.Ещё один важный момент преференциального голосования — «принцип одного процента». Согласно ему, если номинант не набирает поддержки хотя бы 1% голосующих, он сразу же вылетает из гонки за победу. Следующим этапом из числа лидеров выбираются фильмы, которые набрали на 10% голосов больше необходимого. «Лишние» баллы в таких случаях переходят фильмам, которые в бланках стояли на вторых местах. Таким образом, если эксперт проголосовал за фильм, который и так явный фаворит Академии, то его голос будет учитываться и в номинации другого, менее популярного фильма. После того, как расчёты заканчиваются, объявляются списки номинантов, и члены Академии приступают ко второму этапу голосования.
Решающий этап голосования длится неделю. Во время него члены Академии могут оставить свой голос во всех категориях. И это, наверное, одна из главных проблем «Оскара». Получается, что во время «второй волны» большая часть голосов будет не от профессионалов, а от людей, косвенно знакомых с процессом. Ещё одна скрытая угроза этого этапа — голосование из солидарности или по дружбе.Также невозможно контролировать, посмотрят члены Академии все представленные фильмы или будут голосовать, просто прочитав рецензии и посмотрев трейлер. Можно вспомнить недавнее заявление Дженнифер Лоуренс (входит в состав Академии) о том, что она бросила смотреть «Призрачную нить» на третьей минуте. Теоретически, академики могут не голосовать в той категории, в которой не уверены полностью: не видели всех фильмов или не знают, по каким критериям оценивать. Но неизвестно, поступает ли так вообще кто-нибудь.Процесс голосования на втором этапе выглядит просто: членам комиссии необходимо поставить в бланках галочки напротив их любимых номинантов во всех категориях. Исключение, как можно догадаться — «Лучший фильм». Здесь опять необходимо расставить все фильмы по местам от первого до десятого. Когда все голоса собраны, вновь наступает время PWC. В этот раз их задача чуть легче: во всех категориях побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов. Кроме, конечно же, номинации «Лучший фильм». Здесь PWC опять приходится прибегать к системе преференциального голосования. Их задача на втором этапе — добиться такого результата, чтобы у фильма-победителя оказалось больше половины всех голосов (в нашем случае 4251).Как это сделать? Сначала специалисты PWС расставляют фильмы по местам в зависимости от количества полученных первых мест. Затем начинается процесс исключения. Первым с счетов списывается фильм с наименьшим числом голосов. Для удобства, предположим, что его поддержал всего один член Академии. Специалисты PWC берут бланк этого голосовавшего, находят в нём фильм, который стоит на втором месте и перекладывают этот голос в его стопку. Вот наглядное объяснение этого принципа от киножурналиста Стива Понда
Так будет продолжаться до тех пор, пока один из фильмов не наберёт 4251 голос. Таким образом выиграть в итоге может любой фильм, а не только первоначальный фаворит.
Вот так запутано выглядит процесс выбора победителей церемонии «Оскар». Вопрос: нужны ли эти сложности, если результат, чаще всего, можно предугадать заранее? Так или иначе, итоги голосования этого года будут объявлены уже 4 марта. Главное теперь — не перепутать конверты. что дает актеру оскар
Премию «Оскар» в 2023 году можно получить в 23 номинациях:
Лучший фильм.
Лучшая мужская роль.
Лучшая женская роль.
Лучший режиссер.
Лучшая мужская роль второго плана.
Лучшая женская роль второго плана.
Лучший сценарий.
Лучший адаптированный сценарий.
Лучшая операторская работа.
Лучшая работа художника-постановщика.
Лучший фильм на иностранном языке.
Лучший анимационный фильм.
Лучшие визуальные эффекты.
Лучшие костюмы.
Лучший монтаж.
Лучшая песня.
Лучший саундтрек.
Лучший грим и прически.
Лучший звук.
Лучший документальный фильм.
Лучший короткометражный документальный фильм.
Лучший короткометражный игровой фильм.
Лучший короткометражный анимационный фильм.
Посмотреть галереюПобедители «Оскара» выбираются голосованием. «Оскар» — это профессиональная премия, поэтому здесь не может быть самодеятельности: за номинантов голосуют только их коллеги, члены киноакадемии. Лучшего монтажера выбирают монтажеры, за лучшую операторскую работу голосуют операторы и т. д.
Исключение составляет номинация «Фильм года»: свои голоса в ней отдает вся судейская коллегия, то есть больше 8 тыс членов Академии. Все они — признанные профессионалы в своей области, многие из них — бывшие номинанты премии «Оскар» (все номинанты автоматически попадают в киноакадемию), поэтому оценивают работу коллег они максимально объективно. Во всяком случае, имеют для этого все компетенции.
Как оценивают номинантов?
Никакой общей инструкции по оценке номинантов на Оскар нет. Хотя, возможно, какой-нибудь старательный академик и записывает плюсы и минусы номинанта себе в блокнотик, но это уже его личная стратегия. В целом, голосуют судьи «сердцем».
Но если в случае с «Лучшим актером» способ оценки — это трудно поддающееся анализу «Верю-не верю», то с техническими номинациями ситуация чуть более прозрачная.
Посмотреть галереюНапример, номинация «Лучший монтаж».
Монтаж — это не просто набор техник. Он должен быть оправдан драматургией, ритмом фильма и идеально вписываться в его концепцию. Иногда он сам по себе рассказывает историю, передает смыслы и динамику, даже если выключить звук и не слышать реплики героев.
Когда от мельтешащих кадров рябит в глазах, а никакого экшена в сцене и подавно нет, — это плохая работа монтажера. А хорошую работу ты вообще не замечаешь: ты поглощен идеально переданной историей.
Поэтому «Оскар» в этой номинации уходит тому, кто не просто идеально делает склейку, а лучшему мастеру «умного» монтажа.
Посмотреть галереюЛучшая операторская работа — это когда ты смотришь фильм и восхищаешься картинкой. Это визуальный язык, от которого во многом зависит восприятие картины и твои эмоции. Подбор цвета, свет, ракурсы и движения камеры должны идеально раскрывать замысел режиссера, следовать за ним, вызывая у зрителя нужные ощущения.
Посмотреть галереюВыбирая лучший дизайн костюмов, оценивают не только дизайн, но и их историческую достоверность, насколько они подходят персонажам и отражают их личность и эпоху, как они сшиты. Если герой — известная личность вроде Элтона Джона, то оценивается сходство костюмов с оригиналами.
Посмотреть галереюЕще одна номинация — «Лучшая работа художника-постановщика». Год за годом на нее номинирует те же киноленты, которые претендуют на «Лучший фильм». Никаких случайностей: художник-постановщик — «незаметный» соавтор картины.
Эльдар Кархалёв, художник-постановщик российских фильмов, так объясняет специфику работы в соей сфере:
«Плохой работы художника в чистом виде не существует. Перед тем, как что-то из декораций появится на площадке, художник и вся его команда делают большое количество эскизов, макетов, тестов и выкрасок. Все это обсуждается с режиссером, оператором; это внимательно отслеживается продюсерами. Если что-то вызывающее появилось на экране, то это скорее всего плод общих усилий всей творческой группы.
Но за плохие, нереалистичные фактуры, штампы, вроде вывесок, приляпанных не по делу на фасады, и свалку привезенного со склада реквизита вместо обжитой декорации, ответственность несет только художник, — тут ему свалить вину не на кого. С хорошей работой то же самое».
«Оскар» любит номинировать на эту премию исторические фильмы, ведь чтобы воссоздать эпоху, требуется высочайший уровень профессионализма художника. Это, кстати, справедливо и для художников по костюмам, о которых мы говорили выше.
А так ли все объективно?
В идеальной вселенной главные премии всегда получают лучшие из лучших за выдающуюся профессиональную работу, которой нет равных. А что насчет реального мира?
Главная номинация «Оскара» — это «Лучший фильм». Венец карьеры и предел мечтаний любого продюсера. Для достижения такой цели почти всегда прилагают дополнительные усилия.
О том, как происходит борьба за Оскар, можно было бы снять отдельный захватывающий фильм. А потом выдвинуть его на Оскар. Ведь академики — тоже люди, а значит, их благосклонность можно попробовать завоевать.
Для того чтобы повлиять на решение авторитетного жюри, студии проводят масштабные рекламные кампании, бюджеты которых порой в разы превышают бюджет самого фильма. Речь идет о десятках миллионов долларов. Например, промоушен «Гравитации» в 2014 году обошелся в 20 млн. долларов, и это не рекорд. К тому же, не все студии готовы раскрывать карты и называть реальные цифры.
В честь фильмов проводятся банкеты, на которые приглашают академиков, и там в ненавязчивой форме создатель киноленты красочно описывает свой шедевр. Решающую роль здесь часто играет его личное обаяние.
Отличные психологи-кинематографисты нередко тщательно продумывают, как правильно преподнести свое детище, как использовать политический или социальный контекст, показывая, насколько фильм злободневен и актуален, как прекрасно отражает реалии и «боли» современного общества.
Нелишним было бы рассказать еще и том, как тяжело было снимать фильм, через какие испытания пришлось пройти актерам и съемочной группе, тяжело вздохнуть и… добавить себе очков в глазах членов судейской коллегии.
Елена ТвердохлебИстория «Оскара»
Идея создания премии принадлежит основателю кинокомпании Metro Goldwyn Mayer Луису Майеру. В 1926 году Луис решил создать своеобразный профсоюз кинематографистов (Академию кинематографических искусств и наук), который занимался бы решением трудовых конфликтов, а также продвигал сам бренд голливудского кино во всем мире. Вскоре возникла идея награждать деятелей искусства особой премией за вклад в культуру.
В 1929 году состоялась первая церемония награждения под названием «Награды за заслуги» (название «Оскар» появилось чуть позже). Тогда это выглядело как закрытое мероприятие в отеле «Голливуд Рузвельт», куда пригласили лишь 250 человек, а на само вручение премий ушло всего 15 минут — именно столько статуэток и вручили 16 мая 1929 года. То есть по минуте на каждого деятеля искусства (никакой вам красной дорожки, трогательных речей и грандиозного шоу).
Имена победителей академия отправляла в СМИ за три месяца до церемонии, и газетам было запрещено оглашать результаты до или во время мероприятия. Однако в 1940 году газета The LA Times нарушила эмбарго академии и перед началом церемонии опубликовала имена всех лауреатов премии «Оскар». После этого академия ввела традицию запечатывания конвертов, которая практикуется и по сей день.
Откуда появилось название «Оскар»?
Бетт Дэвис и Марлон Брандо на премии "Оскар" в 1955 годуAlamy/Legion MediaНаграды академии («Награды за заслуги») официально получили название «Оскар» в 1934 году. Однако до сих пор неизвестно, как это произошло. Есть три версии событий.
1. В своей автобиографии голливудская актриса Бетт Дэвис утверждала, что «случайно» назвала так статуэтку в честь своего первого мужа — Хармона Оскара Нельсона.
2. Другая история предполагает, что Маргарет Херрик, исполнительный секретарь академии, увидела статуэтку в 1931 году и сказала, что она похожа на ее дядю Оскара.
3. Говорят, что в 1934 году голливудский обозреватель Сидни Скольски впервые использовал это название в статье, посвященной первой награде Кэтрин Хепберн за лучшую женскую роль.
Когда «Оскар» впервые транслировали по телевидению?
Церемония вручения премии «Оскар» впервые транслировалась по телевидению 19 марта 1953 года в США и Канаде. Тринадцать лет спустя церемония вручения премии «Оскар» впервые транслировалась в цвете 18 апреля 1966 года.
История фразы «И "Оскар" достается...»
Фраза «И "Оскар" достается...» впервые появилась в 1989 году. Ее придумал американский продюсер Аллан Карр, так как посчитал, что ее вряд ли будет использовать кто-то еще («вряд ли у нее появится конкурент»).
До этого для объявления победителей использовалась фраза «И победитель...».
История статуэтки «Оскар»
Getty Images«Оскар» весит около четырех килограммов, а его высота — 33,5 сантиметра. Заветная статуэтка изготовлена из позолоченного британия (сплав из олова и сурьмы). Дизайн придумал художник-постановщик Metro Goldwyn Mayer Седрик Гиббонс, а скульптор Джордж Стэнли создал физическую версию награды. «Оскар» — это рыцарь, стоящий на киноленте и держащий в руках меч. По легенде, Гиббонс нарисовал этот дизайн в блокноте во время очередного «скучного совещания». А сам рыцарь создан по образу Эмилио Фернандеса, мексиканского режиссера и актера.
С 1942 года и до конца Второй мировой войны победителям вручали статуэтки из гипса в целях экономии металла. Настоящие трофеи они получили уже после того, как война закончилась.
В 1937 году Эдгар Берген получил первую и единственную деревянную статуэтку «Оскар» для своего «партнера» — куклы-чревовещателя Чарли Маккарти.
Первый актер, получивший «Оскар»
Эмиль Яннингс получил первый «Оскар» за лучшую мужскую роль на первой в истории церемонии за роли в фильмах «Последний приказ» и «Путь всякой плоти». Академия вручила ему приз перед церемонией, так как он должен был вернуться в Европу. Это также сделало его первым в истории человеком, получившим премию «Оскар».
Первая актриса, получившая «Оскар»
Джанет Гейнор на первой церемонии премии "Оскар" в 1929 годуCinema Legacy Collection/Legion MediaДжанет Гейнор стала первой обладательницей премии «Оскар» за лучшую женскую роль на первой церемонии за роли в фильмах «Седьмое небо», «Уличный ангел» и «Восход солнца: Песня двух людей».
Луиза Райнер стала первой актрисой, которая получала эту награду два года подряд: за лучшую женскую роль в 1936 году за фильм «Великий Зигфельд» и в 1937 году за «Хорошую Землю».
Софи Лорен, итальянская актриса, стала первой в истории обладательницей награды за фильм не на английском языке («Две женщины») в 1962 году.
Софи Лорен и ее "Оскар" за лучшую женскую роль в фильме "Две женщины", 1962Alamy/Legion MediaКакой фильм первым получил «Оскар»?
«Крылья» Уильяма Уэллмена получили первую в истории награду за лучший фильм. Кроме того, это единственный немой фильм, получивший премию «Оскар» в главной категории. На той же церемонии «Крылья» также получили награду за лучшие визуальные эффекты.
«Крылья» режиссера Уильяма Уэллмена стали самым дорогим фильмом своего времени. Его общий бюджет составил $2 миллиона.
Какой анимационный фильм первым получил «Оскар»?
В 2001 году «Шрек» стал первым анимационным фильмом, получившим «Оскар» (именно в 2001 году была введена категория «Лучший анимационный фильм»).
Какой первый международный фильм получил «Оскар»?
«Оскар» был довольно сложным для международного кино. На протяжении многих лет награда за лучший международный полнометражный фильм практически всегда присуждается европейским фильмам. Из 66 наград с момента создания категории в 1948 году (с 1948 по 1957 год это была лишь «специальная премия», то есть номинировали лишь один фильм, который и получал награду, с 1957 года она стала одной из основных премий академии, то есть номинировалось несколько фильмов, а затем выбирали победителя) 57 были получены европейскими фильмами, восемь — азиатскими, пять — латиноамериканскими и три — африканскими.
Итальянский фильм «Шуша» стал первым лауреатом премии «Лучший международный полнометражный фильм» в 1948 году.
В 2020 году корейский фильм «Паразиты» вошел в историю после получения трех крупных наград, помимо категории «Лучший международный полнометражный фильм». Фильм режиссера Пон Джун-хо получил премию Пон Джун «Оскар» за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм.
Кто был первым режиссером, получившим «Оскар»?
Фрэнк Борзеги получил первую в истории премию «Оскар» за лучшую режиссуру в категории «Драма» за фильм «Седьмое небо».
Льюис Майлстоун получил первую в истории премию «Оскар» за лучшую режиссуру в категории «Комедия» за «Два арабских рыцаря».
Кто был самым молодым обладателем «Оскара»?
Ширли Темпл в 1935 годуThe Legacy Collection/Legion MediaШирли Темпл — самая юная обладательница «Оскара». Она выиграла первую в истории Молодежную награду академии в 1935 году, когда ей было всего шесть лет. Этой категории больше не существует.
Татум О’Нил — самая молодая обладательница «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана. Статуэтку она получила в десять лет за фильм «Бумажная луна» в 1973 году.
Кто самый возрастной обладатель «Оскара»?
Энтони Хопкинс и его "Оскар" за лучшую мужскую роль в фильме "Молчание ягнят" в 1992 годуJohn Barr/Liaison/Getty ImagesЭнтони Хопкинс — самый возрастной обладатель «Оскара». Актер получил награду за лучшую мужскую роль в фильме «Отец» (2020) в возрасте 83 лет.
Глория Стюарт — самая пожилая актриса, номинированная на «Оскар» (Глории было 87 лет). Актрису номинировали в 87 лет за роль Розы в фильме «Титаник» (1997).
Кто еще был «первым» в истории «Оскара»?
Холли Берри и ее "Оскар" за лучшую женскую роль, 2002Getty ImagesСидни Пуатье — первый афроамериканец, получивший награду за лучшую мужскую роль в фильме «Лилии полевые» в 1963 году.
Холли Берри — первая афроамериканка, получившая награду за лучшую женскую роль в фильме «Бал монстров» в 2001 году.
Кэтрин Бигелоу — первая женщина, получившая награду за лучшую режиссуру за фильм «Повелитель бури» в 2008 году. Кстати, она тогда обошла своего бывшего мужа, Джеймса Кэмерона, который был номинирован в той же категории с фильмом «Аватар».
«Унесенные ветром» — первый цветной фильм, получивший в 1939 году награду за лучший фильм.
Какой фильм получил больше всего «Оскаров»?
- «Титаник» (1997): номинирован на 14, выиграл 11.
- «Бен-Гур» (1959): номинирован на 12, выиграл 11.
- «Властелин колец: Возвращение короля» (2003): 11 номинаций, выиграл 11.
Какой фильм получил больше всего номинаций на «Оскар»?
Рекорд по количеству номинаций на «Оскар» также приходится на три фильма. Каждый из них получил по 14 номинаций на премию «Оскар»:
- «Титаник» (1997).
- «Все о Еве» (1950).
- «Ла-Ла Ленд» (2016).
«Титаник» получил 11 наград из 14 номинаций, в то время как «Все о Еве» и «Ла-Ла Ленд» смогли получить только по шесть наград каждый.
Забавный факт: есть два фильма-рекордсмена по количеству номинаций на «Оскар», не получивших при этом ни одной награды. «Поворотный момент» в 1997 году и «Пурпурный цвет» в 1985 году номинировались в 11 категориях, но не получили ни одной статуэтки на церемонии.
У кого больше «Оскаров» за лучшую мужскую роль?
Джек Николсон, Клинт Иствуд и Барбра Стрейзанд на премии "Оскар" в 1993 годуJohn Barr/Liaison/Getty ImagesДэниел Дэй-Льюис получал «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильмах «Моя левая нога» (1989), «Будет кровь» (2007) и «Линкольн» (2012).
Джек Николсон также имеет три «Оскара» как актер, в том числе две награды за лучшую мужскую роль в фильмах «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Лучше не бывает» (1997), а также награду за лучшую мужскую роль второго плана за «Выражения нежности» (1983).
Среди других актеров, получивших награду за лучшую мужскую роль:
- Спенсер Трейси;
- Фредрик Марч;
- Гэри Купер;
- Марлон Брандо;
- Дастин Хоффман;
- Том Хэнкс;
- Шон Пенн.
У кого больше «Оскаров» за лучшую женскую роль?
Мерил Стрип и ее первый "Оскар" за лучшую женскую роль, 1983Michael Montfort/Michael Ochs Archives/Getty ImagesКэтрин Хепберн получила «Оскар» за лучшую женскую роль в фильмах «Ипомея» (1933), «Угадай, кто придет к обеду» (1967), «Лев зимой» (1968) и «На золотом пруду» (1981).
Мерил Стрип также рекордсмен по количеству номинаций на «Оскар» (21), однако побеждала она лишь трижды — у нее есть две награды за лучшую женскую роль в фильмах «Выбор Софи» (1982) и «Железная леди» (2011), а также награда за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Крамер против Крамер (1979).
Ингрид Бергман — еще одна актриса, получившая три премии «Оскар», в том числе дважды за лучшую женскую роль в фильмах «Газовый свет» (1944) и «Анастасия» (1956), а также за лучшую женскую роль второго плана за фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (1974).
У кого больше «Оскаров» за лучшую режиссуру?
Фрэнсис Форд Коппола и его "Оскар", 1975Michael Montfort/Michael Ochs Archives/Getty ImagesДжон Форд — рекордсмен по количеству «Оскаров» за лучшую режиссуру. Он четырежды получал награду за фильмы «Информатор» (1935), «Гроздья гнева» (1940), «Как зелена была моя долина» (1941) и «Тихий человек» (1952).
Второе место разделили Уильям Уайлер и Фрэнк Капра, каждый из которых трижды получал награду за лучшую режиссуру.
Билли Уайлдер также получил шесть «Оскаров», а Фрэнсис Форд Коппола — пять. Однако их награды пришлись на разные категории, включая режиссуру, продюсирование и написание сценариев.
У кого больше всего номинаций и наград?
Уолт Дисней — рекордсмен по количеству номинаций и побед на «Оскаре». Мультипликатор получил 22 «Оскара» из рекордных 59 номинаций.
Кто чаще всего был ведущим церемонии вручения «Оскара»?
Церемонию вручения премии «Оскар» вели одни из самых легендарных личностей киноиндустрии, включая Уилла Роджерса, Фрэнка Капра, Джека Бенни, Фреда Астера, Джека Леммона и Дэвида Леттермана. Однако рекорд по максимальному количеству премий «Оскар» принадлежит Бобу Хоупу. Он провел целых 19 церемоний.
Факты о церемонии вручения премии «Оскар»
Обычно церемония вручения премии «Оскар» длится три с половиной часа. Первая церемония длилась всего 15 минут, а вот самая длинная была в 2002 году — она длилась четыре часа и двадцать три минуты.
После завершения основной церемонии награждения проводится After-Party под названием Vanity Fair Oscar Party. Стоимость билетов на вечеринку может достигать $105 тысяч.
Кто произнес самую длинную речь после получения «Оскара»?
Альфред Хичкок на премии "Оскар" в 1968 годуBettman/Getty ImagesГрир Гарсон произнесла самую длинную речь, которая длилась около шести минут, после получения «Оскара» за лучшую женскую роль за роль в «Миссис Минивер» в 1942 году. Актриса начала свою речь со слов: «Я практически не готова».
А вот Уильям Холден и Альфред Хичкок побили рекорд по самым коротким речам после получения «Оскара». Они оба сказали только «Спасибо» и ушли со сцены.
Каждому обладателю «Оскара» организаторы выделяют около 45 секунд на выступление. Однако выступления обычно длятся около минуты или двух. Если речь затягивается, то ее просто перебивает шум оркестра (это правило ввели как раз после 2002 года, когда хронометраж премии превысил четыре часа).
Каковы критерии для номинации на «Оскар»?
- Фильм должен быть продолжительностью не менее 40 минут (правило не распространяется на короткий метр).
- Он должен быть на 35-мм или 70-мм пленке или в формате цифрового кино с прогрессивной разверткой из 24 или 48 кадров с минимальным разрешением 2048 на 1080 пикселей.
- Он должен находится в кинопрокате на территории округа Лос-Анджелес не менее семи дней подряд в календарный год, за который вручается премия.
Забавный факт: благодаря этим правилам фильм Чарльза Чаплина «В центре внимания» (1952) получил «Оскар» в 1972 году, когда его показывали в Лос-Анджелесе.
За что критикуют премию «Оскар», или стандарты по разнообразию
Барбра Стрейзанд и ее "Оскар" за лучшую женскую роль, 1969Bettmann/Getty ImagesВ 2020 году Академия ввела стандарты по разнообразию, чтобы ввести квоты для притесняемых меньшинств по различным признакам.
Таким образом, фильм может претендовать на номинацию «Лучший фильм», если проходит хотя бы по двум стандартам из списка:
- Наличие представителей меньшинств среди актеров или в тематике фильма;
- Наличие представителей меньшинств среди съемочной группы фильма;
- Предоставление представителям меньшинств стажировок в компании — производителе фильма;
- Наличие представителей меньшинств среди руководства компании.
Премию нередко критикуют за предвзятость. Есть даже особый термин oscar bait — то есть фильм, который снят специально для «Оскара». Обычно это драма (или еще лучше, если это биографическая драма), основанная на реальных событиях или снятая на остросоциальную тему. В 2014 году разразился скандал, когда The Hollywood Reporter провел анонимный опрос среди жюри академии и выяснилось, что большинство из них даже не смотрят номинированные фильмы, а кто-то даже голосует за тот фильм, который не смотрел.
Что получают победители «Оскара»?
Грейс Келли и ее "Оскар" за лучшую женскую роль, 1954Bettman/Getty ImagesКонечно, победители получают заветную статуэтку. Однако на самом деле они не ее владельцы. Лауреат подписывает соглашение, в котором говорится, что если он когда-либо захочет продать свой «Оскар», то должен будет предложить его Академии за $1 (следовательно, он никогда не сможет его продать). Это правило действует с 1950 года. Вот почему вы могли видеть более старые статуэтки на аукционах.
Так, например, в 2001 году Стивен Спилберг купил «Оскар» Бетт Дэвис за $578 тысяч и подарил его академии. Он также купил награду Кларка Гейбла за лучшую мужскую роль 1934 года за фильм «Это случилось однажды ночью» по выгодной цене в $550 тысяч в 1996 году.
Помимо статуэтки, лауреаты премии «Оскар» также получают подарочный набор с подарками на сумму 148 000 долларов. Наряду со всем этим, лучшие актеры и актрисы также получают прибавку к гонорару на 20–30%.
Еще несколько фактов
Одри Хепберн и ее "Оскар" за лучшую женскую роль, 1953Bettmann/Getty Images1. Человек по имени Оскар получил «Оскар» только один раз: в 1941 году Оскар Хаммерстайн II получил премию «Оскар» за песню «Последний раз, когда я видел Париж» из фильма «Леди, будь хорошей».
2. За всю историю премии лишь три фильма получили все награды «Большой пятерки» («Большая пятерка» Оскара — это лучший фильм, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучший режиссер и лучший сценарий).
- «Это случилось однажды ночью».
- «Пролетая над гнездом кукушки».
- «Молчание ягнят».
3. «Крестный отец» — единственная кинофраншиза, получившая награду за лучший фильм дважды («Крестный отец» (1972) и «Крестный отец: Часть 2» (1974).
В 1990 году «Крестный отец: Часть III» также был номинирован на «Лучший фильм», однако проиграл «Танцам с волками». «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) также получил награду за лучший фильм как продолжение, однако ни один из его приквелов не получил статуэтку.
4. «Марти» — самый короткий фильм, получивший «Оскар» за лучший фильм. Картина длится всего 90 минут, что делает его самым коротким фильмом, получившим «Оскар» в главной категории.
5. «Унесенные ветром» — самый длинный фильм, получивший «Оскар» в главной категории (он длится 238 минут).
6. У композитора Виктора Янга самый долгий путь к заветной статуэтке. Он оставался без трофеев на протяжение 18 лет (номинировался 22 раза), в 1956 году композитору все же повезло — он получил «Оскар» за музыку к фильму «Вокруг света за 80 дней».
7. В настоящее время звукорежиссер Грег Пи Рассел держит самую длинную серию номинаций на «Оскар» (16), не выигрывая ее.
8. В истории премии три человека отказались от Оскара. Однако один из них, сценарист Дадли Николс, через три года принял награду (в 1936 году фильм «Осведомитель» выиграл статуэтку в номинации «Лучший адаптированный сценарий», через три года Николс все-таки «сжалился» над академией и забрал свою статуэтку).
9. Беатрис Стрейт получила награду за лучшую женскую роль второго плана за фильм «Телесеть» (1976). Однако в кадре актриса появилась всего на пять минут и две секунды.
10. В 2016 году ведущие Уоррен Битти и Фэй Данауэй ошибочно объявили «Ла-Ла Ленд» победителем в номинации «Лучший фильм». Однако спустя 2 минуты и 23 секунды они исправились (тогда лучшим фильмом был признан «Лунный свет», но организаторы перепутали конверты).
11. «Лунный свет», в свою очередь, самый низкобюджетный фильм, когда-либо получивший «Оскар» в этой номинации.
12. Альфред Хичкок никогда не получал «Оскар» за лучшую режиссуру. Но его дебютный голливудский фильм «Ребекка» получил премию «Лучший фильм» в 1940 году.
13. Хьюстоны и Коппола — две семьи, в которых есть три поколения лауреатов премии «Оскар».