Актер петр емельянов
актер петр емельянов
Пётр Григорьевич Емельянов родился 27 июня 1923 года.
В июне 1941 г. сразу по получении школьного аттестата записался добровольцем на фронт. По окончании краткосрочной школы лейтенантов служил в войсках ПВО, командовал зенитной батареей. В 1943 г. был тяжело ранен и контужен под Орлом, после госпиталя вернулся в свою часть. Прошел всю войну, дойдя до Берлина в звании старшего лейтенанта. Награждён двумя орденами «Красная Звезда» и медалями. В 1951 году окончил ВГИК (мастерская А. Гальперина и А. Головни). Начинал работу на киностудии «Мосфильм». Первая лента — короткометражный фильм «Телеграмма» режиссёра Юрия Щербакова (экранизация одноимённого рассказа К. Паустовского). Долгие годы сотрудничал с режиссёрами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым. Был оператором двух ранних фильмов Анатолия Эфроса — «Високосный год» и «Двое в степи».
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), Лауреат Государственной премии СССР за участие в съёмках телевизионного фильма «Вечный зов» (1979).
Биография
Петр Сергеевич Вельяминов — советский и российский актер, народный артист РСФСР и Чувашской республики. Человек с нелегкой судьбой, прославленный знаменитыми телефильмами советской эпохи, начал сниматься только в 45 лет — в этом переходном для артиста возрасте он стал одним из самых популярных исполнителей Советского Союза. Сквозь годы и лишения Вельяминов сумел пронести мужество и благородство, которыми наградили его предки.
Детство и юность
История династии Петра Сергеевича началась еще в XI веке, когда родственник короля Норвегии Хокона II вместе с многотысячной дружиной пришел служить князю Ярославу Мудрому. Он положил начало роду Вельяминовых.
Известным представителем фамилии в XIX веке был Алексей Александрович Вельяминов, военачальник, участник Отечественной войны 1812 года (в честь ветерана позже город Туапсе было решено переименовать в порт Вельяминовский по указу императора), а также генерал-губернатор Иркутска. В Военной галерее Эрмитажа висит портрет его брата Ивана Александровича, участника Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.
Другой представитель именитого рода, Николай Александрович Вельяминов, был знаменитым военным хирургом, возглавлявшим Военно-медицинскую академию на протяжении пяти лет до Первой мировой войны, во время которой он был определен в качестве начальника санитарной службы армии.
Петр Вельяминов появился на свет 7 декабря 1926 года в Москве. Его отец, как и многие представители семьи, был военным. Позже актер с любовью вспоминал о своих родителях:
«Папа мог вспылить на ровном месте, а мама, напротив, была очень спокойным и деликатным человеком. Они дополняли друг друга — мама гасила отцовское раздражение, пресекая ссоры на корню, и в доме постоянно было душевно, тепло и уютно. У нас была дружная семья».
Впечатления от родительского дома, которые Петр Сергеевич получил в детстве, во взрослом возрасте он старался воплотить и в своих отношениях. Артист тосковал по тому ощущению взаимного счастья, которое возникало между любящими членами семьи.
А в годы репрессий родным пережить пришлось многое. В начале 1932 года Сергея Петровича Вельяминова, титулованного офицера царской армии, арестовали и сослали на строительные работы по возведению Беломорканала. На свободу он вышел только спустя четыре года.
В 1941-м, с началом Великой Отечественной войны, Сергей Вельяминов добровольно отправился на фронт — он готов был защищать родину в качестве солдата, ведь после ареста его лишили офицерского звания. Несмотря на самоотверженность, в 1944-м его арестовали сразу после возвращения с фронта на десять лет. Его супругу Татьяну Ермиловну Дивнову советская власть тоже не пощадила — женщине пришлось пережить несколько пятилетних ссылок.
Арест
К несчастью, весной 1943 года арестовали еще одного Вельяминова — на этот раз юного Петра, 16-летнего выпускника средней школы, который мечтал о поступлении в архитектурный институт. Ему было предъявлено обвинение по 58-й статье из-за сочувствия несуществующему антисоветскому объединению «Возрождение России». Вельяминова сослали в Котлас. В общей сложности в лагерях ему предстояло провести без малого десять лет жизни.
В жестких условиях Петр Сергеевич, который на протяжении 1944 года не получал никакой поддержки из дома (его родители сами в это время уже были арестованы), быстро стал увядать. Он страдал дистрофией и пеллагрой, в конце концов будущую звезду советского кинематографа определили в лазарет.
Завхоз лазарета, чья дочь была одноклассницей Вельяминова, с трудом, но смогла его выходить, после чего его перевели в Краснотурьинск. Там Петр Сергеевич занимался строительством жилых домов и попробовал себя в самодеятельности, последовав совету своего товарища по несчастью.
Когда до молодого человека дошла новость об аресте матери, он вскрыл себе вены. Ему чудом удалось выжить благодаря стараниям все той женщины-медика.
Среди заключенных в Краснотурьинске были профессиональные музыканты, студенты, не успевшие окончить консерватории, и просто многочисленные любители музыки. В лагере, несмотря на все невзгоды, среди заключенных витал дух джаза.
После одного из выступлений, во время которого Петр Вельяминов читал отрывки из «Евгения Онегина», его заметил руководитель оркестра Виктор Пржездецкий и предложил прочитать еще несколько стихотворений. В итоге Петр Сергеевич с 1948 по 1949 год играл в оркестре на барабане.
В постановке по произведению Константина Симонова «Русский вопрос» Вельяминову досталась роль Макферсона. Петр Сергеевич был очень хорош — даже начальство лагеря по достоинству оценило его талант, сократив срок заключения почти на полгода.
Освобождение
Под конец 1950 года Петр Сергеевич был отправлен для выполнения работ на Куйбышевскую ГЭС. Спустя два года он стал свободным человеком, однако согласно действовавшему в те времена паспортному режиму жить в Москве ему не разрешалось. Вельяминов отправился в Абакан, где планировал устроиться в театр.
Поначалу ему приходилось работать на лесоповале, сводя концы с концами. Это продолжалось на протяжении трех лет, но благодаря начальнику министерства культуры Мухину Вельяминова в конце концов приняли в местный театр драмы, закрыв глаза на всю его лагерную биографию.
Дебютной ролью Вельяминова в этом театре стал Максим Кошкин из пьесы Константина Тренева «Любовь Яровая». Здесь он проработал еще три года, после чего принял приглашение в Тюменский областной драматический театр.
Театр
После опыта в Тюмени Вельяминов начал путешествовать по различным театрам Советского Союза. В молодости он успел поработать в Новочеркасске, Чебоксарах, Дзержинске, Иванове.
Обаятельная внешность подарила ему амплуа героя-любовника, и карьера актера складывалась благополучно. Несмотря на то что Петр Сергеевич постоянно менял провинциальные театры, на однообразие ролей пожаловаться не мог.
В интервью для документального фильма «Под завесой тайны» артист вспоминал:
«Я был абсолютно независимым человеком, и, когда мне казалось, что пора двигаться дальше, я шел дальше. Тем более что на работу меня звало множество театров. Первое время я считал, что режиссер, с которым я начинаю работать, очень приятный и интересный, но после серьезных творческих разногласий я довольно быстро увольнялся».
По возвращении в Москву 1972 году Вельяминова приняли в труппу театра «Современник», а через два года он устроился в Театр-студию киноактера. Это первое место работы Петра Сергеевича, где он проработал так долго — 21 год. С 1995-го актер постоянно жил в Санкт-Петербурге. Там он работал в Академическом театре комедии имени Н. П. Акимова, а также принимал участие в постановках театра «Приют комедианта».
В честь очередного юбилея творческой деятельности артиста ректор театральной академии подарил ему студенческий билет, ведь у Петра Сергеевича не было никакого профессионального образования, несмотря на более чем 300 ролей.
Фильмы
Во время участия в спектакле «Кандидат партии» Свердловского театра драмы на Вельяминова обратили внимание Владимир Краснопольский и Валерий Усков и предложили ему сняться в многосерийном фильме «Тени исчезают в полдень» в роли председателя колхоза по имени Захар Большаков.
К тому моменту судимость с Петра Сергеевича уже сняли. После выхода картины на экраны страны в 1979 году авторы фильма отправились в Париж с премьерным показом. Разрешили выезд режиссерам и актеру только после приказа из КГБ.
В 1976 году Вельяминову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Позже его представляли на получение народного артиста, но он еще не был реабилитирован, так что высокого звания он удостоился только в 1985-м, спустя несколько лет после получения полной реабилитации.
Кроме того, Петр Сергеевич снялся и в самой длинной телеэпопее того времени — «Вечный зов». Многосерийный фильм покорил зрителей всего Советского Союза, а артисты мгновенно стали звездами кино. По фото на киноафишах артиста узнавали поклонники.
Новые фильмы с его участием не заставили себя ждать. Как правило, герои Вельяминова обладали положительными чертами характера, при этом каждого персонажа актер делал непохожим на других. Таким стал супруг главной героини фильма «Сладкая женщина», в котором снялась Наталья Гундарева. В роли майора милиции артист появился в детективной истории «Ночное происшествие», в которой Галина Польских предстала в неожиданном для себя образе преступницы-рецидивистки.
Артист стремился играть только в тех проектах, которые были интересны ему самому. В 1993 году с его участием вышел политический детектив «Серые волки». В сценарии фильма развитие получил ряд сюжетных линий. Несмотря на проработанность текста киноленты, были допущены некоторые киноляпы, такие как появление в кадре техники, выпущенной значительно позже показанных событий.
В старости Вельяминов нечасто появлялся на экране — сказывался возраст и нежелание играть в проходных проектах. Но в 2000-м с его участием вышел детективный сериал «Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат», в котором главного героя сыграл Дмитрий Певцов. К последним работам в фильмографии Петра Сергеевича относится главная роль в экранизации неоконченной пьесы Анны Ахматовой. Картина получила название «Луна в зените».
Личная жизнь
Женщины любили Петра Сергеевича — неудивительно, что он был женат пять раз. Первая жена Вельяминова — актриса Людмила Нюхалова, которая родила ему дочь Екатерину. Семья распалась через пару лет.
Во второй брак он вступил с Галиной Гришиной в 1963 году. У них родились сын Сергей (в 1964-м) и дочь Ирина (в 1968-м). Первое время семья жила в Дзержинске, но вскоре актер начал гастрольную деятельность, а потом и вовсе собрался переезжать в Москву. Галина была против, поэтому в столицу артист отправился вместе с сыном. Развод был оформлен в 1971 году.
Третий брак, с Галиной Добровольской, был вызван неожиданным бурным романом, который так же неожиданно завершился разводом.
С четвертой женой Еленой Маневич Вельяминов прожил десять лет, успев усыновить ее сына Михаила. Казалось, в личной жизни артиста наступила стабильность, но измена Петра Сергеевича поставила точку в отношениях супругов.
Последняя, пятая жена Вельяминова Татьяна Танакова была сотрудницей банка. После замужества в 1988 году она стала домохозяйкой.
Дети Петра Сергеевича пошли по стопам отца и стали театральными актерами.
Смерть
Весной 2009 года Вельяминов заболел гриппом, который перешел в сложную форму пневмонии. Народного артиста доставили в больницу в тяжелом состоянии. К сожалению, даже лучшие врачи не смогли его вылечить. Болезнь прогрессировала.
Петр Сергеевич скончался 14 июня 2009 года. Официальная причина смерти — тяжелая форма воспаления легких.
Похороны прошли 17 июня в Санкт-Петербурге. Проститься с артистом пришли родственники, коллеги и поклонники. Его могила находится на Литераторских мостках Волковского кладбища.