История дневника
Классный час:
«ИСТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА»
Школьный дневник – живая история,
хранящая память о людях, эпохе, - это
целый мир…
Учитель: Во все времена дневник был одним из обязательных атрибутов школьника. Современные школьные дневники по своей сути больше напоминают записные книжки или ежедневники. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.
Изменение внешнего вида школьного дневника привело к ослаблению отношения к нему как к документу школьника.
В данной работе сделано сравнение дневников двух основных периодов и приведены рекомендации по восстановлению статуса дневника как документа школьника
Цель данного классного часа заключается в том, чтобы изучить и описать историю и особенности школьного дневника и его значение в жизни школьников.
Задачи:
1. Дать определение школьного дневника и описать историю его появления и развития.
2. Сравнить внешний вид и содержание школьных дневников разных лет.
3. Изучить записи в дневниках современных школьников.
4. Провести анкетирование для выяснения ответа на вопрос «Зачем нужен школьный дневник?».
5. Составить рекомендации по ведению школьного дневника.
Форма проведения: смотр-конкурс, беседа, лекция.
Подготовительная работа: предварительная проверка школьных дневников обучающихся 3 «А» класса, подбор и изучение методической и художественной, научной литературы, изготовление реквизита для постановки сценки, изготовление эмблем - наклеек для дневников, изготовление буклетов, организация смотра – конкурса школьных дневников обучающихся «Лучший дневник».
Оборудование: школьные дневники обучающихся, мультимедийное оборудование, реквизит для сценки, раздаточный материал: буклеты, эмблемки - наклейки.
Участники: обучающиеся 3 «А» класса, педагоги, родители.
Этапы проведения:
1)Смотр – конкурс «Лучший Дневник».
Лучшие дневники обучающихся будут выставлены для публичного просмотра. Жюри смотра-конкурса (это могут быть учителя, родители, обучающиеся старших классов) после осмотра каждого представленного дневника, присуждают звание «Лучший Дневник».
2)«Из жизни Школьного Дневника».
На данном классном часе обучающимся представляется информация о том, что такое «школьный дневник», когда впервые появился школьный дневник. А также, обучающимся даются рекомендации по ведению дневника.
Обучающимися класса подготовлены и представлены вниманию обучающихся, родителей и педагогов инсценированная сказка «Случай в царстве Дневника», стихи про школу и оценки, сценка «Жалобы Школьного Дневника».
В завершении мероприятия, обучающиеся, чьи дневники были признаны лучшими, награждаются Грамотами. Обучающимся, которые приняли активное участие в организации и проведении внеклассного мероприятия «История ученического дневника» объявляются благодарности, вручаются памятные призы.
Ход классного часа:
Исполнение песни « Учат в школе»
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить восток и юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире, и про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
1. Организационный момент:
2. Сообщение темы и цели классного часа:
Учитель: - Как Вы, наверное, догадались, наш классный час будет посвящен Школьному Дневнику, а именно жизни Школьного Дневника.
- Сегодня, мы с вами узнаем, что такое Школьный Дневник, для чего он нужен школьнику и как правильно нужно с ним работать. А также, подведем итоги конкурса «Лучший Дневник».
3. Основная часть.
3.1. Словарная работа.
Определение «дневник».
Учитель: - Ребята, а как Вы думаете, что такое Школьный Дневник?
(ответы детей)
Учитель: - В словаре С.И. Ожегова сказано: Дневник – это «ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении».
В Википедии: Школьный Дневник или Дневник Школьника определяется как «основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося.
Учитель: Слово «Дневник» в переводе с французского «journal», буквально означает — «поденный», «ежедневный». Сравнивая, по какому принципу, и каким способом вносятся записи, информация в Школьный Дневник, его, несомненно, можно сравнить с ежедневником. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
3.2.История появления школьного дневника.
Учитель: Школьный Дневник совмещает разные функции. Это не просто личный документ, зеркало ученика, отражающее характер и пристрастия своего владельца. Это предмет, по которому можно проследить историю страны и особенности каждого этапа ее развития. До того, как дневник приобрел современный облик, он претерпел множество изменений.
- Первый Школьный Дневник или «Спутник школы» появился еще в дореволюционной России, на рубежах 19 – 20 веков и принадлежал гимназистам, учащимся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковно-приходских училищ дореволюционной России.
В Петербурге и Москве дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы.
Обложка у дневника была кожаной. Цена дневника – 15 копеек.
Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой. На 1 - 2 страницах изображались гербы и флаги всех государств. На 3 - 4 страницах - «Памятный листок», в котором указывались индивидуальные характеристики ученика: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель. На 5 странице – график дежурства по классу и по молитве. На 6 - 7 страницах – календарь: памятные даты на текущий год.
Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю. Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры. Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты.
Но как важный школьный документ, дневник был введен лишь в 1934 году.
Дневник имел размеры: 17 х 21см. Страницы в нем были изготовлены из чуть пожелтевшей бумаги.
На первой странице дневника указывался перечень предметов и список учителей.
В конце дневника находились указания к его ведению.
На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону».
На протяжении многих лет менялись облик, содержание дневника, но осталось неизменным только одно - предназначение школьного дневника. В школьный дневник, по-прежнему, ученики записывают домашние задания, делают памятки, необходимые записи, а учителя выставляют оценки, записывают замечания и рекомендации для родителей.
В настоящее время, в помощь обычному школьному дневнику, пришел дневник электронный – Дневник. ру.
Дневник. ру – это уникальный Интернет-проект, целью которого является создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогов.
3.3.Инсценированные представления.
СКАЗКА
«Случай в царстве Дневника»
Действующие лица:
Царь Дневник - Юсуф
Секретарь - Эмилия
Закладка - Милана
Единица - Лаура
Двойка - Илона
Тройка - Илина
Четвёрка - Даяна
Пятёрка - Раяна
На сцене стоит трон, на нём сидит Царь, рядом стоит Закладка.
Учитель:
Между небом и землёй,
Посреди земли одной.
Недалече, здесь в лесочке
(Нет на карте этой точки)
Построены когда-то
Царёвые палаты.
В них живёт владыка – царь,
Местной сказки государь.
Дневник (надевает корону):
Называть себя привык
Я по имени Дневник.
Обитает здесь и бабка
По названию Закладка
Это царский секретарь –
Полагается так встарь.
Учитель:
Секретарь-то у него
Сильно братцы, ведь того…
Если что-то не по ней -
Удирайте поскорей.
Сам Дневник её боится,
Если вдруг Закладка злится.
Ну да бог с ней! В этот вечер
С Дневником мы ждали встречи,
Он в портфеле бог и царь,
Наш любезный государь.
Дневник:
Я - Дневник сейчас в печали,
Взвеселишь меня едва ли!
От заботы похудел:
Обыскал весь свой удел –
Пусто! Нету здесь невест!
Даже нет нигде окрест.
Если можно, помогите
И невесту отыщите!
Закладка:
Царь Дневник, уже иду!
Я кручину разведу.
Хошь, сыграю на гармошке?
Не горюй, а спой немножко!
Дневник:
Ты мне здесь не ерунди
И ехидно не гляди.
Пред тобою всё же царь,
А не местный пономарь.
Закладка:
Ты, любезный не серчай,
А кваску испей, давай.
Я на днях нашла газету,
И чего в ней только нету.
Всяких разных поздравлений,
Всяких разных объявлений
В той газете пруд пруди.
Ну-ка Царь Дневник, гляди.
Дневник: А глядеть в какое место?
Закладка:
Вот сюда, здесь о невестах.
Я им письма разослала
И к тебе позазывала
Вот сейчас начнут съезжаться,
Буду с ними я общаться.
Ты гляди на оба глаза.
Кто по нраву - сватай сразу.
Дневник:
Вот денёк, другой промчался,
Кто-то в двери постучался.
Закладка:
Не стесняйтесь, заходите,
Лик Царю свой предъявите.
Единица:
Кто надумал здесь жениться?
Я – невеста Единица.
И стройна, и худа.
Мастерица – хоть куда!
Кто со мною свяжется –
Мало не покажется!
Закладка:
Так влезай скорей на ларь,
Почитай-ка нам букварь.
Единица:
Кара – бура – ляпа - бум,
Таси - маси – ни –бум - бум.
Дневник:
Это что за кавардак?
Что за глупость? Так - растак!
У тебя ума ведь нет!
Брать такую мне не след!
Я же всё- таки государь.
Не какой-то тарабарь.
И тебя прошу я вон –
Так я сильно разозлён!
Единица убегает, снова стук.
Закладка:
Кто там, смело заходите,
Лик царю свой предъявите.
Двойка. Вот и я! Невеста «Два»
Полюбуйтесь какова!
Талия, фигура
И совсем не дура!
Закладка:
Сочини-ка нам стишок,
Чтобы царь послушать мог.
Покажи нам свой талант,
Пусть сверкает как бриллиант.
Двойка:
Что ж стишок не сочинить?
Это ж не урок учить!
Щас я быстро вам срифмую.
Только рифму взять какую?
Без меня ты царь помрёшь!
Лучше Двойки не найдёшь!
Будешь петь мне и плясать,
Всяко-всяко угождать.
Я же буду лишь лениться-
Ведь на то я и царица!
Дневник:
Ты чего мне здесь напела?
До тебя мне нету дела.
Это что ещё за стих?
Убирайся с глаз моих!
Двойка убегает. Стук в дверь.
Закладка:
Кто там? Смело заходите,
Лик царю свой предъявите.
Тройка (вместо «р» она говорит «л»)
Вот и я – невеста «Три»
Что за краля, посмотри!
И кругла я, и румяна –
Никакого нет изъяна!
Закладка:
Нет изъяна с виду, верно.
Только ты лопочешь скверно.
В речи ты поупражняйся,
Во дворе трава. На траве дрова.
(Тройка несколько раз пытается повторить, но путает буквы)
Дневник:
Нет, такая не годится,
Мне не след на ней женится.
Засмеют с такой женой.
Лучше буду холостой.
Тройка, опустив голову, уходит. Стук в дверь.
Закладка:
Ждём вас, ждём вас, проходите.
Лик царю свой предъявите.
Четвёрка:
Здравствуй наш премудрый царь
И добрейший государь.
У меня к тебе известье:
В терему живёт невеста.
Просто диво, как умна.
Да к тому же и скромна.
Нет другой такой в округе.
Мы с ней близкие подруги.
Дневник: Как зовут тебя?
Четвёрка: Четвёрка.
Дневник: А подругу как?
Четвёрка: Пятёрка.
Дневник:
Что ж хорошее известье.
Приводи сюда невесту.
Четверка (возвращается с 5)
Ради милого царя я старалася не зря.
Вот тебе невеста, царь!
Наш достойный государь.
Закладка
Ну-ка, ну-ка посмотрю…
Обращусь я к букварю.
На странице 48
Всё прочти нам, очень просим.
Пятёрка читает букварь.
Дневник:
Выше всяческих похвал!
Я б такую в жёны взял!
Ах, душа моя девица.
Как мечтаю я жениться!
Хорошо как! Браво! Браво!
Царский трон займи по праву!
Ведущий:
Царь недолго размышлял,
В тот же день женатым стал,
В дружбе век они живут
И друг друга берегут.
- Я дневник и тем горжусь,
Что я с детками учусь.
Помогаю вам запомнить,
Все, что нужно записать.
С моей помощью работа
Выполняется на пять.
Я само очарованье,
Это трудное задание!
Чтобы я был так красив,
Нужно тратить много сил!
Нурлан
Опять двойка (по картине Ф.Решетникова "Опять двойка")
Шел из школы ученик,
Нес с оценками дневник.
Там который день подряд
Двойки выстроились в ряд.
Только он не виноват,
Виноват во всем Игнат:
В понедельник он увлёк
Всех на горку и каток!
А во вторник целый день
Так учиться было лень..
После школы чуть прилег,
Вот и вечер на порог...
В среду в школе был диктант,
Нужен там большой талант,
А уж если не учил,
Снова двойку получил!
Ох, у мамы грозный вид,
Наказанием грозит!
Рад мальчишке только пес,
Лижет щёки, лижет нос.
Ибрагим
Про жирную двойку
Горевал Василий Слойкин
И вздыхал: «Вот это да!
В дневнике жирнее двойки
Я не видел никогда!
На странице распласталась,
Нагло выпятив живот.
Будто с радостью питалась
Пирогами целый год.
Словно ела борщ из миски,
Набирая нужный вес,
Или лопала сосиски,
Их, макая, в майонез.
И кругла, и длинновата,
Просто жуть - какой размер!
Ей с четвёрки угловатой
Не мешает взять пример!"
Учиться на отлично сложно.
Терпение, прилежный труд
Успех твой сделали возможным,
Они тебя вперед ведут.
Старайся лучшим быть и дальше,
Экзамены сдавай на пять!
Ведь знания не терпят фальши,
И шпоры их не смогут дать!
Весь год вы усердно трудились
И виден теперь результат
Отличных оценок колонки
Ласкают приятно нам взгляд.
Учиться! Учиться! Учиться!
Лишь так ты пойдёшь далеко!
Пусть будет в учении трудно,
Зато будет в жизни легко!Элина
Иду я по жизни с пятёркой,
Я в школе училась на пять.
И знания, данные в школе
Сумела на «5» применять.
В профессии — тоже отлично!
Имею Отличника знак.
Стараюсь работать прилично
И по — другому никак!
Год закончен — на отлично!
И по всем предметам «пять»!
Постарался(лась) ты прилично,
Молодец! И так держать!
И с успехом поздравляя,
Мы желаем, чтоб во всём,
Шёл(шла) по жизни побеждая!
Будь и дальше молодцом!
Учитель: - Вы знаете, ребята, у Дневника есть друг, но ему не так повезло, он попал к неаккуратному хозяину. Этот человек не записывает домашние задания, получает двойки и тройки. Да Вы сейчас и сами с ним познакомитесь.
Сценка «Жалобы школьного дневника»
Дневник: - Ох, ах, ох-хо-хо! Как же тяжело мне жить на белом свете! Мучаюсь, страдаю, теряю силы, худею, грязные пятна покрыли мою глянцевую кожу.
Учитель: - Кто Вы такой?
Дневник: - Так вы не знаете? Я - школьный дневник.
Учитель: - Почему же Вам так тяжело?
Дневник: - Потому что у меня очень плохой хозяин. Иногда мне кажется, что я живу не в современном обществе, а в древнем мире и мой хозяин - настоящий рабовладелец, которому совершенно все равно, как я себя чувствую, что переживаю.
Учитель: - А кто Ваш хозяин?
Дневник: - Кто мой хозяин? Мой хозяин - мальчик Петя. Он - обыкновенный школьник. Нет, совсем не обыкновенный, а очень плохой школьник.
Учитель: - Почему?
Дневник: - Да потому, что мальчику Пете абсолютно все равно, как чувствуют себя предметы и люди, которые его окружают. Так не бывает, скажете вы. Нет, очень даже бывает. Вчера, например, он разбирался со своим лучшим другом с моей помощью. Именно мной он бил своего друга по голове за то, что он не дал ему перед уроком списать математику. А позавчера он лихо съезжал на мне с горки, при этом долго думал над тем, развернуть дневник на какой-нибудь странице или съезжать, сидя на обложке.
Учитель: - Ну а почему вы терпите такое отношение к себе?
Дневник: - Нет, я не терплю, я активно сопротивляюсь. Вот вчера, например, я, лег на самом видном месте для того, чтобы родители Пети смогли, наконец, заглянуть в дневник и увидеть то, после чего они всегда пьют валерьянку и корвалол. Но они почему-то не захотели: папа смотрел телевизор, мама Пети что то вязала, и я так и не сумел обратить их внимание на жирную двойку по математике, которую учительница поставила на две клеточки вместо одной. Она ставила эту двойку так, что у меня до сих пор страница болит, терпеть невозможно. А ведь я такой ценный предмет! Только пиши аккуратно, сокращай слова правильно, не забывай записывать нужную информацию и я, как старик Хоттабыч, буду верным помощником и другом человека.
О-хо-хо-хо-хо! Больше терпеть не могу. Я решил, что... пришло время послушать ребят, которые расскажут нам как правильно нужно обращаться с Дневником. Может и мой хозяин услышит эти правила.
3.4Правила ведения Дневника
Алим Должен каждый ученик
При себе иметь дневник,
Чтоб задания готовить,
Чтобы маму успокоить,
Показав свои пятёрки
И заметки классной дамы.
Чтобы вспомнить про уроки,
Про поход и про музей.
Номера все уточнить,
Обзвонив своих друзей.
Чтобы чётко представлять,
На какой урок бежать.
Амин
Вы должны его любить,
Не бросать, не рвать, не мыть.
Заполнять аккуратно
И хорошие отметки
(Лучше чтобы все пятёрки)
Регулярно получать.
И суметь не отклониться
От намеченной программы.
Вот такой дневник помощник.
Без него никак нельзя!
И поэтому он рядом должен быть всегда, друзья!
Подведение итогов. Заключение.
Награждение обучающихся.
Учитель: - Спасибо, ребята! Правила действительно поучительные. А сейчас пришло время наградить Грамотами обучающихся за бережное и уважительное отношение к Школьному Дневнику – главному документу школьника.
Вручение Грамот обучающимся класса, чьи дневники признаны «Лучшими Дневниками».
Учитель: - Наше мероприятие подходит к завершению. Я хочу выразить огромную благодарность всем ребятам, участникам, которые приняли активное участие в организации и проведении данного мероприятия. Спасибо Вам!
Вручение благодарностей, памятных призов.
Помните, ребята, в дневнике, как на ладошке, - ваше прилежание, успехи. Можно узнать, аккуратные ли вы, какой у вас почерк, как ведёте себя на уроках, и сделать выводы.
Исполнение песни «Нарядные пятерки»Для чего мы ходим в школу? Чтобы знанья получать,
Для того, чтоб научиться рисовать, читать, считать.
Буквы, знаки, запятые, цифры правильно писать
И задачки непростые с удовольствием решать.
Припев:
Нарядные пятерки, нарядные пятерки
Нам счастье прибавляют за труды
И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу,
Учителю несем всегда цветы.
Полученные знанья добавят всем старанье
И в дальний путь помогут нам идти.
И кружевом вскружится заветное желанье,
Дорога света ждет нас впереди.
Узнаём порою сколько разноплановых вестей,
Сотни разных биографий из истории людей.
Изучаем мир животных, мир растений и страны
Все предметы интересны и не зря они даны.
Припев.
Любим в русском изложение, сочинение и диктант,
В математике сложение, в географии закат,
В астрономии планеты, в геометрии круги,
В биологии букетов голубые васильки.
история дневника
ul{list-style:none;margin:0;padding:0}.mw-parser-output .main-plainlist li{margin-bottom:0}.mw-parser-output .main-top-right .mw-ui-quiet:hover,.mw-parser-output .main-top-right .mw-ui-quiet:focus,.mw-parser-output .main-footer .mw-ui-quiet:hover,.mw-parser-output .main-footer .mw-ui-quiet:focus{color:#0645ad}.mw-parser-output .mw-headline-number{display:none}@media(min-width:720px){.mw-parser-output .main-wikimedia{padding-top:1rem;padding-left:1rem;padding-right:1rem}}@media(min-width:1000px){.mw-parser-output .main-wrapper{display:flex;margin:0 -0.75rem}.mw-parser-output .main-wrapper-column{flex:1;margin:0 0.75rem}.mw-parser-output .main-wikimedia{padding-top:1.5rem;padding-left:1.5rem;padding-right:1.5rem}} .mw-parser-output .main-top{clear:both;font-size:1rem;margin-top:1rem;padding-bottom:1.5rem}.mw-parser-output .main-top-left>p{font-size:0.875em;margin:0}.mw-parser-output .main-top-right{font-size:0.875em;margin-top:0.5em}.mw-parser-output .main-top-right>ul{display:none;margin-top:0.5rem}.mw-parser-output .main-top-header{border-bottom:0;margin-bottom:0;margin-top:0}.mw-parser-output .main-top-articleCount{margin-bottom:0}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-articleCount{display:none}.mw-parser-output .main-top-mobileSearch{display:none;margin-top:1rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-mobileSearch{display:block}.mw-parser-output .main-top-mobileSearchButton{background:#fff;border:none;box-shadow:0 2px 2px 0 rgba(0,0,0,0.25);color:#72777d;font-weight:normal;max-width:none;text-align:left;width:100%}@media(min-width:720px){.mw-parser-output .main-top{background-color:#f8f9fa;border:1px solid #c8ccd1;border-radius:2px;box-shadow:0 1px 1px rgba(0,0,0,.15);margin-bottom:1rem;padding:1rem}.mw-parser-output .main-top-right>ul{display:flex;flex-wrap:wrap}.mw-parser-output .main-top-articleCount{margin-bottom:0.5rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-articleCount{display:block}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-mobileSearch{display:none}}@media(min-width:1000px){.mw-parser-output .main-top{align-items:center;background-image:url("https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e3/Wikipedia_logo_letters_banner.svg");background-position:right;background-repeat:no-repeat;display:flex;margin-bottom:1.5rem;margin-top:0.5rem;padding-bottom:0;padding-left:0;padding-top:0}.mw-parser-output .main-top-left{background-image:linear-gradient(to right,#f8f9fa 0%,#f8f9fa 70%,rgba(248,249,250,0)100%);flex:2.5;padding:2rem 0 2rem 1rem}.mw-parser-output .main-top-right{flex:2;margin-top:0;text-align:right}.mw-parser-output .main-top-right>ul{align-items:center;flex-direction:row-reverse;justify-content:right;margin-top:0;text-align:left}.mw-parser-output .main-top-createArticle{margin-left:12px}}@media(max-width:999px){.mw-parser-output .main-top-createArticle{margin-right:12px}}@media(min-width:1280px){.mw-parser-output .main-top{padding-right:1.5rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top,body.skin-vector-2022 .mw-parser-output .main-top{padding-right:1rem}.mw-parser-output .main-top-left{padding-left:1.5rem}body.skin-minerva .mw-parser-output .main-top-left,body.skin-vector-2022 .mw-parser-output .main-top-left{padding-left:1rem}}
Добро пожаловать в Википедию,
свободную энциклопедию, которую может редактировать каждый.
Искать среди 1 925 940 статейСейчас в Википедии 1 925 940 статей на русском языке.
- Создать статью
- Справка
- Порталы
Птицы-мыши
Птицы-мыши (лат. Coliidae) — семейство птиц из одноимённого отряда, которое включает два современных рода и шесть видов, а также несколько ископаемых таксонов. В ископаемом состоянии птицы-мыши известны с эоцена, они были широко распространены в Европе и Северной Америке в палеоцене. Современные птицы-мыши являются эндемиками Африки к югу от Сахары. Птицы получили своё название из-за длинного тонкого хвоста и манеры бегать по веткам, чему способствует характерное строение лапы, в которой первый и четвёртый пальцы обладают большой подвижностью и способны поворачиваться вперёд и назад. Птицы-мыши в основном питаются сочными плодами и листьями и имеют соответствующее строение клюва и пищеварительной системы. Они откладывают 2—3 яйца, из которых через 12 дней появляются почти голые птенцы с закрытыми глазами, уже через две недели имеющие похожее на взрослых оперение и покидающие гнездо.
Род птиц-мышей был описан в 1760 году Бриссоном, в двенадцатое издание «Системы природы» Линнея вошло два представителя семейства — белоспинная и синешапочная птицы-мыши.
- Читать
- 1781 избранная статья
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds
Horizon Zero Dawn: The Frozen Wilds (с англ. — «Горизонт: Новый рассвет. Замёрзшие дебри») — дополнение к компьютерной игре Horizon Zero Dawn, разработанное нидерландской студией Guerrilla Games и изданное Sony Interactive Entertainment для игровых приставок PlayStation 4 в 2017 году. Дополнение вошло в расширенное издание игры, которое было портировано на Windows 10 и вышло в 2020 году на ПК. Оно добавляет новую область в открытом мире, новые внутриигровые предметы, дополнительные виды роботов, новых персонажей и побочную сюжетную линию, которая разворачивается в регионе «Зарубка» — постапокалиптическом Йеллоустонском национальном парке, который к моменту действия игры является заснеженной горной местностью, упирающейся в большой дымящий вулкан и населённой жителями плохо известного племени. Главной героине Элой приходится объединиться с представителями этого племени и решить проблему появления новых, более опасных, чем ранее, роботов-«машин».
Дополнение получило в основном положительные оценки игровых и общетематических СМИ. Критики отмечали, что The Frozen Wilds не привносит чего-либо принципиально нового в Horizon Zero Dawn, однако подчёркивает все её сильные стороны и даёт повод вернуться к игре, чтобы получить удовольствие от привычных занятий и прочих преимуществ оригинала. Обозреватели восторженно встретили визуализацию Зарубки, преимущественно позитивно оценили новые побочные квесты, персонажей, сложность боёв с новыми роботами; сюжетная линия и нововведения в игровой процесс удостоились смешанных отзывов.
- Читать
- Все 4520 хороших статей
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
- Последний избранный список
Список игроков сборной Косова по футболу
- Предыдущий избранный список
Список глав правительства Маврикия
- Другие избранные списки
- Кандидаты
- Просмотр шаблона
Изображение дня
Ночной Квебек
- Просмотр шаблона
Знаете ли вы?
- Хокинг лежит в могиле между Ньютоном (на илл.) и Дарвином.
- Ещё до выхода видеоигры у неё появилась игра-пародия.
- Африканский король подрабатывает автомехаником в Германии и правит своим народом через Skype.
- Для создания азербайджанского шедевра нужен абрикос, орех, рог, рыбий пузырь и немного стали.
- Самый старый (на илл.) летающий B-52 имел самый маленький налёт и очень богатую историю.
- Самый молодой президент Вьетнама занял свой пост лишь в 52 года.
- ФИФА признала организацию, проводящую чемпионат тюрьмы, своим почетным членом.
- За покупку консоли с одной из игр про Бэтмена дарили диски с провальным фильмом.
- Апеннины на Апеннинике окружены Антиапеннинами (на илл.).
- Любой приличный человек в Дагестане был обязан пустить своего кунака переночевать, получая взамен помощь с работой в поле.
- Иногда основную славу получает не победитель гонки, а проигравший.
- Авторство шедевра французской литературы долго приписывали португальской монахине.
- Обсудить
- Предложения
- Архив
- Просмотр шаблона
Текущие события
Актуальные темы вторжение России на Украину (июль) блокада Нагорного Карабаха Европейские игры столкновения в Судане (битва за Хартум) | Недавно умершие- SpaceX успешно вывела на орбиту европейский космический телескоп «Евклид».
- После убийства полицейскими в пригороде Парижа подростка алжирского происхождения во многих городах Франции начались массовые беспорядки.
- Впервые с 1991 года математики смогли вычислить новое дедекиндово число.
- Астрономы из NANOGrav обнаружили первое прямое свидетельство существования гравитационно-волнового фона Вселенной.
- На лондонском аукционе «Сотбис» за 74 млн фунтов стерлингов продана последняя завершённая картина Густава Климта «Дама с веером» (на илл.).
- Элтон Джон завершает музыкальную карьеру, он дал последний концерт у себя на родине в рамках прощального тура.
- Другие текущие события
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
3 июля
День Независимости Республики Беларусь
- 1608 — французский первопроходец Шамплен основал Квебек
- 1816 — катастрофа фрегата «Медуза» у берегов Мавритании (на илл.)
- 1866 — решающая битва австро-прусско-итальянской войны
- 1897 — Станиславский и Немирович-Данченко договорились создать народный театр
- 1941 — впервые за годы своего правления Сталин обратился к народу по радио
- 1962 — в Роджерсе открыт первый универмаг сети Wal-Mart, ныне крупнейшей в мире
- 1964 — в США принят Закон о гражданских правах, запрещающий расовую сегрегацию
- 1996 — Борис Ельцин избран президентом РФ на второй срок
- Читать
- Просмотр шаблона
Совместная работа недели
Приглашаем всех желающих принять участие в работе над статьями о театрах Белоруссии, семейном древе Чингисхана, а также циклонах и антициклонах.- .mw-parser-output .ts-templateCallCode-weak{color:#72777d}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe{margin:0 2px}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-pipe,.mw-parser-output .ts-templateCallCode-pipe .ts-templateCallCode-param>.ts-templateCallCode-weak:first-child>.ts-templateCallCode-pipe:first-child{margin-left:0}.mw-parser-output .ts-templateCallCode-param .ts-templateCallCode-closing{margin-left:2px}.mw-parser-output span.ts-templateCallCode>.ts-templateCallCode-templateName a{padding:0 0.5em!important;position:relative;margin:-0.5em}{{Циклоны и антициклоны}}
- Примите также участие в «Неделе Гвинеи-Бисау».
Примите также участие в конкурсах:
- Авиационный марафон
- Летний геймерский марафон 2023
- Кандидаты
- Архив
- Просмотр шаблона
Википедия расположена на серверах Фонда Викимедиа — некоммерческой организации, также обеспечивающей работу ряда других проектов
- Викисловарь Словарь
- Викицитатник Цитаты
- Викиучебник Учебники
- Викитека Библиотека текстов
- Викиновости Новости
- Викиверситет Обучающие материалы
- Викисклад Хранилище медиафайлов
- Викигид Путеводитель
- Викиданные База знаний
- Викивиды Каталог биологических видов
- Мета-вики Координация сообществ
- Медиавики Вики-движок
--> Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Заглавная_страницаoldid=1295608421 Ромашкина М.В. 1
1 Московский Государственный Университет им М.В.Ломоносова Дневник наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. В данной статье рассматривается, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, какие – вспомогательными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как трансформировался данный жанр в современной литературе. В работе также анализируется развитие жанра дневника на протяжении последних пяти столетий. Первые дошедшие до нас дневники относятся к XV веку, однако эти записи не могут считаться дневником в современном понимании этого слова, поскольку это или придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки. В дальнейшем жанр становится все более интимным, личным, однако в современной литературе также претерпевает значительные изменения. Сегодня дневник – это один из немногих живых литературных жанров, интерес писателей, исследователей и читателей к которому не угасает.
дневники
мемуарная литература
Литературоведение
1. Большая Советская Энциклопедия, Москва, Советская Энциклопедия, том 27;
2. Вестник истории, литературы, искусства, М. : Собрание, 2009;
3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925;
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий (гл. ред. А.Н. Николюкин), М., 2002;
5. Литературный энциклопедический словарь, М., БСЭ, 1987;
6. Новое Литературное Обозрение, №61 (2003), №106 (2010);
7. A Critical Edition of John Beadle's A Journal, Or Diary of a Thankful Christian, Taylor Francis, 1996;
8. British Diaries: An Annotated Bibliography of British Diaries Written Between 1442 and 1942, William Matthews, University of California Press, California, 1950;
9. Dutton E.P., Medieval Russia’s epics, chronicles and tales, New York, 1974;
10. Jurgensen M., Das Fiktional Ich (Untersuchungen zum Tagebuch) Franckle Verlag Bern und Munchen 1979;
11. Kendall P. M., The art of biography, W W Norton and Company INC, New York, 1965;
12. Latham R., Matthews W., The diary of Samuel Pepys (11 vols.), eds. Berkeley: University of California Press, 1970—1983;
13. Mckay E. The Diary Network in Sixteenth and Seventeenth Century England, URL: http://www.arts.monash.edu.au/publications/eras/edition-2/mckay.php (дата обращения: 04.11.2014)
14. Spengemann W. C., “The forms of autobiography, Episodes in the History of a Literature Genre”, Yale University Press, New Haven and London, 1980;
15. Wuthenow R. R., Europäische Tagebücher“, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1950;
Ввиду большого количества разнообразных толкований термина «дневник» в литературоведеческой традиции различных стран, а также того факта, что данный жанр приобретает в современном мире все большую популярность, важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.
Целью исследования является последовательное выявление особенностей дневника в ряду других литературных жанров, а также анализ его развития за последние пять веков существования.
Материал исследования: дневниковые записи авторов различных стран (преимущественно Англия, Германия, Россия, Франция) и эпох (XV-XXI вв).
Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический.
Дневник как жанр наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. Несмотря на то что появление дневника относится к сравнительно позднему периоду, его следует рассматривать в контексте всей мемуарной литературы, так как жанры с течением времени трансформировались, приобретали новые черты, в то время как прежние формообразующие черты отходили на второй план. Наибольшего рассвета, распространения дневник достигает в конце XVII века, когда формируется особый интерес к личности автора, его внутреннему миру, мыслям, чувствам. Дневник как вид литературного жанра появляется немногим позже, в начале XVIII века («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна). Следует отметить, однако, что жанры, предваряющие дневник, жанры, без которых появление дневника было бы невозможным, к этому времени существуют довольно длительный период.
Важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.
Существует множество определений дневника, во многом похожих, однако каждое из них отмечает ту или иную особенность характерную для жанра. Можно вывести следующие черты, присущие дневнику, проявление которых в том или ином постороннем жанре, будет сближать последний с дневником. Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Именно поэтому дневниковым записям свойственна, как замечает Анна Зализняк, «фрагментарность, нелинейность, нарушение причинно-следственных связей, интертекстуальность, авторефлексия, смешение документального и художественного, факта и стиля, принципиальная незавершенность и отсутствие единого замысла» [7, №106].
Таким образом, разные формообразующие черты дают нам возможность сравнить дневник с несколькими другими жанрами. «Искренность» при создании, ограниченное количество читателей / слушателей позволяет нам сопоставить дневник с исповедью. Датировка и связь с конкретным временем создания, своего рода «гиперактуальность» - с хрониками и связанными с ними жанрами (путешествиями, хождениями, путевыми дневниками). Ограниченное количество читателей также позволяет сопоставить дневники и письма, часто можно наблюдать, как мысли, проявившиеся в дневнике, разрабатываются и в письмах к различным адресатам (например, у Л.Н. Толстого или Ф. Кафки). Особенность создания дневников придает им фрагментарность, свойство, характерное также для жанра записок (поэтому, например, «Записные книжки» Лидии Гинзбург часто называют дневниками). О совпадении жанров дневника и записных книжек в творчестве писателей-«дневниководов» говорит также Анна Зализняк: «все, что пишет писатель, - это часть его профессиональной деятельности, любая запись в дневнике - потенциальный "пред-текст", материал, из которого потом делается "текст". Поэтому дневник писателя фактически мало чем отличается от "записных книжек" (записные книжки, в одном из значений этого термина, - жанр специально "писательский"). И именно потому, что дневник писателя всегда в той или иной степени ориентирован на последующий "художественный" текст, это не "настоящий" дневник, а текст иного типа» [7, №106]. Наконец, дневники - это личный опыт, что сближает жанр с автобиографией и отчасти ее более древней разновидностью, житийной литературой.
В Литературе исповедь проходит весьма долгий путь; жанр назван по одному из семи таинств (наряду с крещением, миропомазанием, евхаристией, браком, соборованием и рукоположением), после появления одноименной книги св. Августина, становится довольно распространенным в литературе. Исповедь считают «литературно-художественным произведением или частью его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира» [4, с. 162].
Ранние дневники (конец XVI - начало XVII века) ученые считают более близкими к жанру исповеди. Так, историк Вильям Халлер отмечает, что «дневник для пуритан становится замещением (substitute) исповеди» [8, с. 37]. Вместе с тем исповедь, в отличие от дневника, жанр априори направленный на последующее прочтение. Кроме того, в дневнике описаны любые события и поступки, впечатлившие автора, поэтому далеко не всегда это поступки, скрываемые от общества или им порицаемые, в то время как исповедь - жанр, предполагающий покаяние в содеянном.
Исповедь принято также соотносить с автобиографией. Однако если автобиографии свойственно описание в первую очередь внешних событий, то исповедь, несмотря на изменения, которые претерпевает жанр с течением времени, описывает, прежде всего, переживания внутреннего мира.
Автобиография наряду с дневником является частью мемуарной литературы. Однако «историчность» описанного, общая в дневниках и автобиографиях, является и основным их отличием. Жанр дневника предполагает длительность творческого процесса, создание текста день ото дня, соотнесенность произошедшего события и сделанной записи, а значит - свежесть, «незамутненность» восприятия. Создатель автобиографии же подводит самим фактом создания подобного произведения своеобразный итог своей жизни, поэтому описываемые события зачастую происходят за много лет до написания.
Еще одно значимое отличие дневника от автобиографии состоит в том, насколько их тексты направлены на читателя, то есть предполагают дальнейшее прочтение. Если в случае автобиографии ответ на этот вопрос очевиден, дневники в этом отношении вызывают споры исследователей.
В то же время исследователи отмечают, что «автобиография - это обзор жизни, в котором автор воспринимает автобиографию как некую тренировку в оценке собственной жизни. Она максимально ретроспектива, в то время как дневник создается по мере возникновения тех или иных событий» [13].
Одной из важнейших отличительных черт дневника является особенность организации теста, непременная датировка, описание событий, еще не успевших стать прошлым. Этот способ структурирования повествования позволяет соотнести жанр дневника с хрониками. Однако системообразующим фактором в хрониках становится время, в дневниках же - жизнь и переживания автора. Значим также и тот факт, что хроники, как и дневники, получают художественный аналог в эпоху Возрождения, начиная с пьес-хроник Шекспира, и вплоть до произведений Дос Пассоса, в которых многие исследователи улавливают черты хроник. Однако хроники не получают такого широкого литературного и художественного распространения, так как на ранних периодах своего развития остаются жанром «для избранных», в то время как развитие жанра дневника обусловлено постепенной «демократизацией» жанра, в результате чего авторами дневников становилось все большее количество людей.
Наконец еще один жанр, который нередко сопоставляют с дневником, это письма. Их сближает в первую очередь ограниченное количество адресатов. Кроме того, на страницах дневников и писем проблемам бытовым и мировым уделяется равнозначное внимание. Вместе с тем, совокупный пласт писем того или иного автора - материал для исследования более широкий и разнообразный, поскольку письма являлись до середины XX века единственным способом заочной коммуникации, а значит, их писали в том или ином формате все грамотные люди. По письмам к разным адресатам одного и того же автора можно проследить как стилевые оттенки, так и особенности взаимоотношения с тем или иным адресатом.
Однако дневники можно рассматривать также как письма к самому себе. Если дневник принадлежит писателю, у читателя есть возможность проследить «чистый» авторский стиль, который иногда совпадает со стилем произведений, а иногда отличается.
Одной из разновидностей жанра дневника являются путевые дневники, ежедневное фиксирование происшествий того или иного путешествия. Путевые дневники - это слияние жанров дневника, поскольку в путевом дневнике также часто очень много личного, субъективного, а не объективного восприятия событий, и жанра путешествия. Путешествие, которое, как уже было отмечено выше, не является художественным жанром, оказалось очень продуктивным для развития художественной литературы. Помимо уже упомянутого путевого дневника, большое распространение получил также роман-путешествие, который сложился к XVIII веку, объединив в себе черты философского, авантюрного и психологического романов. В таких произведениях путешествие является «движущей силой» сюжета (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, 1719).
Итак, дневники оформляются как жанр мемуарной литературы сравнительно поздно. Однако формирование это занимает определённое время. Сегодня нам доступно более 300 дневников, собранных исследователями в книгу «Английские дневники» [8]. Сохранилось также 20 дневников XVI века. Причина такого резкого увеличения количества дневников, во-первых, в том, что стало больше грамотных людей (по данным сайта http://www.mcsweeneys.net/articles/literacy-rates с 20% мужчин и 5% женщин в XVI веке до 30% мужчин и 10% женщин в XVII веке). Во-вторых - растущий индивидуализм, интерес к собственному я, определяемый эпохой. Так, английский ученый Рой Портер связывает рост количества людей, ведущих дневники, с растущим индивидуализмом в Европейских сообществах [13]. Другие ученые, например, Вильям Хеллер, также отмечают значимость дневников для Пуритан начала XVII века, когда дневник «становится для них эрзацем исповеди» [13, с. 38]
Если обратиться к истории появления дневников, то в мировой литературе дневники восходят к Японии, где первые дневники датируются XI веком. В Индии подобные работы автобиографического характера датируются XVI веком, а в Китае - XII. В то же время нет оснований полагать, что эти работы были известны и, следовательно, оказали какое-либо влияние на западный мир. Поэтому источник автобиографических и дневниковых записей для европейцев лежит в древней Греции и Риме. Однако у современного исследователя дневника возникает следующая сложность. Дневник - жанр до последнего времени рукописный, интимный, а значит - не тиражируемый, существующий только в одной копии. Дневник подвержен уничтожению от любого катаклизма, пожара, наводнения, а значит сохранение записей - это задача, выполнение которой возможно только с случае осознания значимости данного документа для историка, литературоведа и проч.
Интерес к дневниковым записям появлялся во многих странах в разные периоды. Ранее всего эта работа начала вестись в Англии, где уже в начале XIX века Уильям Мэтьюз составляет библиографию дневниковых записей, созданных на территории Англии, Шотландии и Ирландии в период с XV по конец XVII века. Мы также можем проследить историю создания разнообразных немецкоязычных дневниковых записей, начиная с XVI века. Основной же пласт дневниковых записей, созданных на русском языке, относится к довольно позднему периоду, начиная со второй половины XVIII века. Однако и здесь исследователя зачастую ожидает разочарование. Многие документы были уничтожены, многие - хранятся в архивах, не всегда доступные широкому читателю.
Таким образом, история создания дневников насчитывает 5 веков, начиная с XVI века по настоящее время. Интересно проследить структурное и смысловое изменение формы и содержания дневника за этот период. Как уже упоминалось ранее, говоря о дневниках, мы основываемся на достаточно скудном материале. В нашем распоряжении на сегодняшний день имеется несколько (не более десяти) дневников XV века, около 30 дневников XVI века, а, начиная с XVII века, жанр приобретает все большую популярность, англоязычные источники насчитывают уже более 300 текстов, аналогичная тенденция прослеживается и в других странах. Говоря о текстах, предшествующих XVII веку, не следует забывать, что современное слово «дневник» в этот период обозначается различными терминами. Так, наряду с привычным «Diary» в английских источниках также встречаются реже немецкое «Tagebuch», и чаще французское «Journal» и латинское «Diurnal». Все четыре слова обозначают дневник, в каждом из них есть отсылка к факту написания текста на ежедневной основе. Однако данные обозначения могут выступать в одном и том же тексте как синонимы. Слова эти синонимичны, однако, возможно, указывают на характерные особенности тех или иных записей. Здесь необходимо также упомянуть о том, что авторы сами присваивают своим текстам принадлежность Дневниковому жанру, и это определение может быть зачастую ошибочным.
Дошедшие до нас, дневники XV - XVI веков не могут называться дневниками в современном значении этого слова, так как в основе их либо придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки из путешествий (дневник Альбрехта Дюрера «Семейные хроники. Дневник из путешествия в Нидерланды 1520 - 1521 гг»).
К XVII веку тенденция несколько меняется. Дневниковые записи приобретают более «интимный», личный характер, из документа эпохи превращаясь в «оттиск» личности. Кроме того, дневник, как и вся литература, постепенно перестает быть жанром только высших социальных кругов. Помимо того, что уровень грамотности в Европе XVII века значительно возрастает, постепенно и бумага становится более доступной для «среднего класса», что вызывает повышенный интерес к жанру у все большего количества людей. Типичным примером здесь будет являться знаменитый дневник Семюэля Пайпса.
К XVII веку также относится и один из немногочисленных памятников дневникового творчества на русском языке - это дневники Марины Мнишек, а также памятник Армянской истории, дневник Закария Акулисского, описывающий торговые путешествия в восточные (Иран, Турция) и европейские (Италия, Франция, Голландия) страны, их обычаи, природу, природные катаклизмы, пережитые автором в этих странах. Этот дневник велся в период с 1647 года по 1687. Однако, в указанных примерах не затрагивается личность создателя текста, даже его отношение к происходящим событиям. Поэтому книга скорее относится к жанру хроник или путевых заметок.
Следующие несколько веков - это расцвет дневникового жанра. В этот период появляется все многообразие дневников. Тексты создаются как для того, чтобы быть прочитанными читателем сразу по мере создания («Дневники» братьев Гонкур, «Дневник Писателя» Достоевского), и, напротив, для того, чтобы быть уничтоженными (Дневники Кафки, Дневник Серена Киркегора в период с 1840 - 1850 год), личные дневники ведут большинство писателей (Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Льюис Кэрол, Вальтер Скотт итд), политические деятели (Теодор Рузвельт, королева Виктория, Николай II), актеры, музыканты, художники (то есть представители искусства, не имеющие прямого отношения к созданию текстов (П.И.Чайковский, Вацлав Нижинский, Фрида Кало). Примечательно, что в XX веке словно представляется невозможным, чтобы знаменитый политический деятель не вел дневник, поэтому возникают дневники-подделки, такие как Дневник Адольфа Гитлера. Это период, когда упомянутый выше разрыв между сохранившимися дневниками в разных странах значительно сокращается (мы говорим о европейском материале), количество материала для исследователя достаточно велико. В этот период продолжается тенденция, начавшаяся еще в XVII веке, когда написание дневников постепенно перестает быть прерогативой высшего общества.
Однако увеличившееся количество материала вытесняет дневники простых обывателей из поля научного интереса исследователей. Если дневники XV-XVII века - материал для изучения не только и не столько литературоведа, сколько один из немногочисленных источников информации для историка, социолога, лингвиста, то о более позднем периоде существует целый ряд прочих свидетельств, поэтому все больше внимание исследователей (и значит читателей) концентрируется на дневниках людей, прославившихся в той или иной области. Вместе с тем, в XX веке во Вторую Мировую Войну можно наблюдать обратный процесс, когда Анна Франк, Этти Хильсам, Отто Вульф, Нина Луговская становятся известны широкому читателю только благодаря своим дневникам, описывающим пережитое во время войны.
Дневники XVIII - XX века отличает от предшествовавших периодов еще одна особенность. В конце XVII - начале XVIII века в литературе появляется новый жанр; дневниковые записи оказываются настолько популярны, что становятся объектом для подражания писателей, возникают первые художественные дневники. С этого момента у создателей частных дневников появляется еще один ресурс для подражания, художественные дневники.
Поскольку дневники, как упоминалось ранее, жанр интимный, говорить о частных дневниках, написанных в последние годы еще слишком рано, мало что уже вышло в печать. Однако в последние десятилетия появляется новая разновидность дневниковых записей, веб-дневники, блоги. Каждый желающий может создать свой дневник-блог, добавлять туда записи, сам определять, кого он допускает быть своим читателем. Значимое отличие этого жанра от жанра дневников заключается в том, что это уже не интимный жанр, поскольку большое количество читателей блога является показателем его успешности. В последние годы даже появляется новая профессия «блоггер». Новые дневники продолжают тенденцию предыдущих веков по максимальной демократизации жанра, сейчас любой обладатель выхода в интернет может вести свой блог. Таким образом, дневник в настоящий момент - один из немногих живых литературных жанров, с течением времени он претерпевает определенные изменения, однако интерес исследователей и читателей к жанру не угасает.
Выводы
Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Различные формообразующие черты позволяют рассматривать дневник как эволюцию ряда других жанров, являющихся частью мемуарной литературы.
Рецензенты:
Клинг О.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Теории Литературы Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва;
Липгарт А.А., д.ф.н., профессор кафедры Английского языкознания Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Ромашкина М.В. ДНЕВНИК: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6br>URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15447 (дата обращения: 03.07.2023). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)Школьный дневник является незаменимым атрибутом всякого ученика на протяжении многих поколений. Им пользовались еще наши бабушки и дедушки, также как используют и современные школьники. Но какая же история школьного дневника, как он появился, и как менялся со временем. Об этом наша статья.
Стоит сразу сказать, что ученики школ средневековья или тем более античной эпохи, школьных дневников не имели. Этот важный документ школьного обучения впервые появился на рубеже XIX-XX веков. Первыми его стали использовать гимназисты земских школ в Российской империи. Интересный момент: в странах Европы и США школьных дневников тогда не было, впрочем, они и сейчас там не особо распространенны.
Первые школьные дневники имели множество различных интересных сведений: флаги разных государств, календарь с церковными праздниками и постами, список распространенных в то время болезней и методов их лечения, и даже целый раздел, посвященный императорской, царской семье. Из него же можно было узнать и много разных данных о владельце, вплоть до размера его обуви, роста и любимого писателя, если такой имелся. Там же содержался график дежурств по классу.
Интересный факт: недели в дореволюционных дневниках гимназистов начинались не с понедельника, а с воскресенья.
И разумеется там же содержалась и привычная для современных дневников информация: расписание уроков и оценки по успеваемости того или иного ученика.
После большевистского переворота 1917 года основной характер и назначение школьных дневников остались прежним, правда, из них, разумеется, исчез раздел о царской семье и церковных праздниках, как и многие другие сведения, что имелись в дореволюционных дневниках.
Первые школьные дневники советского периода с плотной картонной обложкой были максимально строгими и официальными, в них уже не было места для картинок и цветных страниц. В начале дневника ученик должен был сам написать список школьных предметов и учителей, а в конце дневника была памятка о том, как следует правильно заполнять школьный дневник. Все страницы дневника были пронумерованы, таким образом, чтобы какой-нить двоечник часом не вырвал страницу с двойками из дневника. И к слову именно в советское время появилась и вошла в обиход пятибалльная система оценивания успешности учеников по школьным предметам.
Школьные дневники в советское время стоили 95 копеек, а перепродавать их дороже строго воспрещалось, на самом дневнике имелась грозная предупреждающая надпись «продажа по цене выше обозначенной карается по закону». За это можно было отправиться в тюрьму до 10 лет.
Во второй половине ХХ века школьные дневники несколько изменились, в них появились поля для заметок классного руководителя, раздел «общественно-полезный труд», «практика», «нормы ГТО». А на задней обложки стали печатать гимн СССР или стихи советских поэтов, патриотического толка, разумеется.
А в 80-е годы отношения к этому важному школьному документу стало более либеральным, дневник перестал быть столь строгим и официальным. Теперь можно было наклеить на дневник цветную наклейку или нарисовать цветочки на его страницах, если за такую самодеятельность раньше могли и из школы выгнать, то в 80-е годы это стало в порядке вещей. В это же время среди предприимчивых двоечников стала популярной практика заводить сразу два дневника: один для «пятерок» и родителей, а другой «для двоек» и учителей. Тем не менее, вплоть до развала Советского Союза школьный дневник был обязательным атрибутом ученика, а за его отсутствие выгоняли с уроков.
И после окончания советской эпохи школьные дневники остались, возможно, в какой-то мере в качестве рудимента той эпохи. Тем не менее, их наличие более не является обязательным, а отношение к школьным дневникам стало еще более либеральным. Современный школьный дневник теперь, прежде всего, призван передавать индивидуальность ученика, это художественно оформленное изделие, имеющее уникальный дизайн, обложку и внутреннее наполнение.