Леонардо ди каприо гэтсби
Здесь все конфликты фильма с романом, который неизмеримо тоньше и глубже.
С первых кадров бросается в глаза безнадежная схватка технологий: режиссура Бэза Лурмэна хочет передать ослепительный блеск декадентского Нью-Йорка 20-х годов, а избранная им технология 3D делает изображение тусклым. Оно станет значительно более впечатляющим, если снять очки, но тогда картинка размыта и окончательно непригодна к употреблению.
Лурмэн явно намерен приблизить историю "ревущих 20-х" к вкусам нынешних тинейджеров и взбил коктейль из патефонных рэгтаймов, "Рапсодии в стиле блюза" Гершвина, электрогитар и хип-хопа от рэппера Джей Z. Никакой новой гармонии не возникло, и эклектичность саундтрека при всей его пышности вызывает скорее досаду - целевая аудитория картины неясна.
Визуальный пир - первое определение, которое приходит на ум при просмотре пятой по счету экранизации романа. Картина оставила далеко позади классическую версию Джека Клэйтона 1974 года: сказочный замок Гэтсби словно взят с логотипа студии Диснея, вечеринки таинственного нувориша для нью-йоркского полусвета походят на пиры Тримальхиона у Феллини или фантасмагорию из "Милой Чарити" у Боба Фоссе. Бюджет ошарашивает и подавляет, он сам стал предметом фильма, и это не бессмысленно: именно его блеск движет героями, для влюбленного Гэтсби богатство - главный аргумент в борьбе за боготворимую Дэзи, а для Дэзи только оно и определяет шансы ее партнера. Все остальное - пустые иллюзии, в чем и придется убедиться герою. В этом драма романа: живые чувства заменены пусть бессознательным, но расчетом. В этом трагедия и величие Гэтсби - пусть и гротескного, но рыцаря любви, ради которой он пойдет на все.
До просмотра фильма Лурмэна мне казалось, что перекрыть силу воздействия классической картины 1974 года невозможно. Между Робертом Редфордом и Миа Фэрроу не было того, что называют "химией", но была магическая, гибельная тяга кролика к пасти удава. То был фильм роковых испепеляющих страстей, помещенных в роскошную раму из вызывающего богатства, медленное сдирание покровов с мишурной красоты, постепенное обнажение настоящих мотивов, движущих миром. Патефонное звучание джазовых мелодий 20-х годов несло аромат уже умершей красоты. Чеховский образ мертвой чайки, выброшенной на скалы, венчал версию Джека Клэйтона. Фильм, состязаться с которым почти невозможно.
Лурмэн бросил ему вызов. Он даже заимствовал один из визуальных лейтмотивов - огромные глаза в очках, висящие в пространстве на рекламе окулиста. Не вообще очки - они есть и у Фицджеральда - именно очки из фильма Клэйтона. Ощущение дежавю не раз возникнет при просмотре новой картины: она делает ровно то же, что старая, но только подробнее и экзальтированнее, а во многих эпизодах - прямолинейней. Недоговоренное там договаривается здесь. И к тексту романа здесь обращаются чаще и пространней. Благо рассказ идет от лица Ника Каррауэя, исполняющего в сюжете роль наблюдателя драмы, своего рода авторского голоса и морального судьи (предельно замороженный Тоби Магуайр).
Леонардо ДиКаприо играет Гэтсби значительно приземленней, чем Роберт Рэдфорд. С героя сразу содран романтический флер тайны - это уже не загадочный граф Монте-Кристо. Типичный парвеню, он еще не освоился в мире богачей и в преддверии встречи с любимой, как неловкий юнец, комически суетится. Здесь есть явный наигрыш, зато в пароксизмах ярости Гэтсби страшен, и тогда видно, что его богатство нажито не совсем праведным путем. В целом это серьезная работа, и очередная попытка взять "Оскара" наверняка состоится. Удачей стала и роль Дэзи: по изощренности и внятности психологического рисунка Кэрри Маллиган переигрывает всех.
Австралиец Бэз Лурмэн всегда работал в эмоциональных жанрах - мюзикла ("Только в танцевальном зале"), музыкальной драмы ("Ромео Джульетта"), кабаре ("Мулен Руж"). Эти пристрастия ощутимы в "Великом Гэтсби": написанные пером строки образуют в воздухе прихотливый, но чужеродный орнамент, драма то и дело опрокидывается в мелодраму, а трагический финал подан на уровне вполне безвкусного клипа. Стилевого единства все это, понятно, не образует.
Больших восторгов в западной прессе фильм не вызвал. А публика, думаю, будет его рассматривать так же жадно, как Дэзи владения Гэтсби, отмечая заманчивый блеск серебра, музыкальность фонтанов, голубизну бассейна и шик костюмов. И поплачет вместе с Дэзи, допустившей самую роковую промашку своей жизни: а счастье было так возможно, так близко...
леонардо ди каприо гэтсби
Свой роман Фитцджеральд писал в самый разгар бурных 20-х годов прошлого столетия, когда США переживали небывалый подъем. Это позже «американская мечта» станет синонимом кропотливой работы и стремлению к выбранной цели, а тогда великим мог стать любой, кто был готов поймать момент. Роман «Великий Гэтсби» экранизировался пять раз. В среднем, каждые 20 лет появлялась все более пышная и яркая киноверсия. Не думаю, что в ближайшем будущем кому-нибудь удастся сделать более удивительный и красивый фильм об истории Гэтсби и переплюнуть База Лурмана. В то же время, я почти уверен, что этому фильму не светят заветные статуэтки американской киноакадемии, по крайней мере, в «серьезных» номинациях. «Великий Гэтсби» 2013 года – это удивительно красивый и одновременно поверхностный перенос знакового романа на экран. Моя точка зрения не бесспорна, но я попробую ее обосновать.
http://obzorkino.livejournal.com/469755.html
Молодой Ник переезжает в Нью-Йорк – город умопомрачительных возможностей. По соседству с домиком, который он снял на «золотом побережье», находится роскошный особняк. Каждые выходные в него на шумные вечеринки съезжается весь Нью-Йорк. Владелец особняка – загадочный Гэтсби. Его история окутана тайной, как и происхождение его несметных богатств. Гэтсби неслучайно купил особняк именно здесь, ведь он находится прямо напротив дома, где живет любовь всей его жизни. Пять лет назад, когда Гэтсби ушел на фронт, Дэйзи вышла замуж и погасила в себе огонек любви к Гэтсби. Ник, по стечению обстоятельств являющийся ее родственником, устраивает им встречу.
Пересказывать фабулу одного из величайших (для американцев, разумеется) романов современности нет никакого смысла, да и сюжет слишком прост, чтобы его разбирать на косточки. Но в том-то и дело, что роман Фицджеральда настолько же многослоен, насколько глубоким является 3D, в котором снят этот фильм. «Великий Гэтсби» стал вторым после «Аватара» фильмом, в котором трехмерная картинка, на мой взгляд, является мощнейшим инструментом визуализации. Смотреть это кино в стандартном 2D, разумеется, можно, но тогда вам вряд ли удастся оценить тот скачок, который был сделан сценаристом и режиссером Базом Лурманом от «Мулен Ружа» к «Великому Гэтсби». Яркость красок и вечный праздник Парижа слишком схожи с вечеринками Гэтсби, а вот трехмерная картинка выводит их на совершенно новый уровень. Понятно, что сегодня 3D-версия доступна лишь владельцам соответствующих телевизоров, но при большом желании вы можете оценить весь размах, с которым снято это кино.
Глубина 3D, обычно, оценивается количеством слоев пространства, которые одновременно видит зритель. Сам роман, который был перенесен на экран с большой точностью, тоже имеет несколько смысловых уровней. К сожалению, в сценарий было внесено значительное изменение, которое и предопределило жанр, настроение, смысл всего фильма. Все дело в заключительной сцене, которую изменил Баз. В фильме подчеркивается, что проститься с Гэтсби никто не пришел, даже Дэйзи, во имя которой он и стал «великим». В романе же посетитель был – со своим сыном пришел попрощаться пришел отец. О нем Гэтсби и не вспоминал, но именно отцу, отвергнутому и забытому, в итоге оказался нужен. Фицджеральд заложил в концовку романа мощную мысль о том, что есть в мире что-то незыблемое, что у каждого человека, как бы он не ошибался и какой бы жизненный выбор не сделал бы, всегда есть корни.
Сценарий фильма был переработан таким образом, что вся эта сложная рефлексия о смысле жизни и настоящих ценностях была отодвинута на второй план любовным треугольником между Гэтсби, Дэйзи и ее мужем. Что Базу Лурману действительно удалось, так это тонкая манипуляция симпатией зрителя к главному герою – от восхищения до недоумения, от сочувствия до отвращения. Напомню, что я говорю лишь о себе, и, скорее всего, у вас при просмотре могут возникнуть совершенно иные эмоции. По-моему, Гэтсби – великий мечтатель, но он оказывается безрассудно наивен, когда дело касается не бизнеса, а души. В делах финансовых при должном желании можно все держать под контролем, а в любви контроль невозможен. Но даже не это главное.
«Нельзя вернуть прошлое», – говорит Ник. «Ну конечно же можно», – отвечает Гэтсби. Проблема лишь в том, что Гэтсби под возвратом в прошлое понимает совсем иное. Дэйзи как раз была готова вернуться в то время, когда Гэтсби не был великим и богатым, что и предлагала ему практически сразу: «давай сбежим». Однако, Гэтсби нужно было совсем не прошлое, а ностальгическое настоящее, он хочет жить сейчас, в роскоши и лучах славы, но с Дэйзи. Она же пять лет назад полюбила совсем иного, никому не известного и уж точно не богатого молодого офицера. Неудивительно, что когда ее загоняют в тупик, она не знает, что делать.
Гэтсби большинство читателей и зрителей считают воплощением надежды, но это, на мой взгляд, всего лишь видимость. Не случайно тот самый «зеленый огонек» на другом берегу Гэтсби расценивает как луч надежды, а остальные попросту не понимают, о чем он вообще говорит. Цель Гэтсби слишком ничтожна по сравнению со средствами ее достижения, а потому его романтичные рассуждения не воспринимаются окружающими. Все это отражением отдается в финале – его, самого великого, убивает самый ничтожный персонаж. Это не злой рок, а простая закономерность, подчеркивающая реальную значимость величия, созданного Гэтсби.
После просмотра фильма, невозможно представить в роли Гэтсби кого-то, кроме ДиКаприо. Вообще Леонардо является таким актером, чьи фильмы можно смотреть подряд и каждый раз удивляться. Забавно, но мне сложно даже подумать о том, что ДиКаприо может сняться в какой-нибудь иной роли – все его персонажи в последнее десятилетие исключительно великие, знаковые, многогранные. И несчастные. За этот фильм Лео опять не получит «Оскара» – ведь Гэтсби не гей, не ущемленный в правах, да и сам ДиКаприо еще не так стар, чтобы статуэтку ему вручили «за выслугу лет». Но разве нам, зрителям, это важно?
Кэрри Маллиган лично меня разочаровала. Я не могу сказать, кого я вижу в роли Дэйзи, но это точно не она. Даже Элизабет Дебики вызывает больше эмоций, хотя ее героиня, Джордан, находится глубоко на втором плане. Тоби Магуайр и вовсе изображает жизнерадостного идиота с выпученными глазами, хотя в сценах, происходящих по времени после всех главных событий фильма, выглядит прилично. Может, пучеглазостью и преображением он хотел передать утрату наивности Ника? Меня, если честно, это мало волнует, тем более эту утрату можно было передать и без изображения базедовой болезни.
В заключении, подчеркну шикарную находку в виде современного саундтрека. Действие фильма происходит в начале прошлого века, но не зря эта экранизация была задумана в разгар финансового кризиса 2008 года. История циклична, но для того, чтобы подчеркнуть связь времен, Баз выбрал в качестве музыкального сопровождения «новую музыку» черных – хип-хоп и RB. Ведь в то время толстосумы так же отжигали под «черную» музыку, а перекидывание мостика между столетиями с помощью музыкального сопровождения, на мой взгляд, идеально. В результате и картинку можно оставить именно такой, исторически близкой, и мысль «все повторяется» внедрить без визуального акцента.
Вердикт: фильм, который надо смотреть обязательно. Книгу осилить куда сложнее, а проблемы, поднятые Фицджеральдом, актуальны и сегодня. Тем более сам фильм под стать Гэтсби – яркий, громкий, удивительно красивый и романтичный.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.
(с) Обзоркино