Стэнли в молодости
Обновлено 02 марта 2023, 07:55
Vince Bucci / Getty Images
28 декабря 1922 года родился Стэн Ли — один из создателей Человека-паука, Железного человека, Халка и многих других супергероев. Стэн Ли — культовая личность не только для мира комиксов, но и для всей современной культуры. Значение созданных им персонажей трудно переоценить — одни только фильмы вселенной Marvel с участием Стэна Ли (он появлялся в роли камео в большинстве проектов) принесли их создателям более $30 млрд. РБК Life вспоминает основные вехи биографии знаменитого автора комиксов и рассказывает о его влиянии на культуру.
Комиксы как простой способ увидеть победу добра над злом
Стэн Ли (урожденный Стэнли Мартин Либер) родился в семье еврейских эмигрантов из Румынии в 1922 году. Его детство пришлось на Великую депрессию, семья жила бедно, родителям Стэна и его брату (он также стал автором комиксов) приходилось ютиться в квартире с одной спальней.
Hulton Archive / Getty Images
Стэн Ли провел свое детство во времена Великой депрессии, когда миллионы американцев еле сводили концы с концами
Когда Стэн Ли вспоминал о своем детстве, то чаще всего говорил, что ему постоянно хотелось сбежать: ссоры в семье, экономические трудности, еврейское происхождение, которое в те годы в США могло быть поводом для оскорблений. В своем дневнике в детские годы Ли писал: «Нужно достигнуть вершины и остаться там».
Несмотря на сложные отношения с семьей, именно она помогла ему устроиться на первую работу, которая впоследствии стала отправной точкой в его удивительной карьере автора комиксов. Он устроился ассистентом редактора в Timely Comics Джо Саймона — эта компания в 1960-х превратится в Marvel Comics. После нескольких мелких поручений Саймон дал Стэну первое серьезное задание — написать историю на две страницы для выпуска «Капитана Америки». Она не была примечательной с точки зрения сюжета, но благодаря этому маленькому наброску и появился псевдоним Стэн Ли, который автор сохранит до конца жизни.
Wikipedia
Стэн Ли стремился работать по профессии, даже находясь на службе в армии во время Второй мировой войны
Карьера Ли шла в гору, и вскоре он уже занял кресло редактора в издательстве. Это была успешная эпоха для комиксов. Во время Второй мировой войны ими зачитывались все. Комиксы были простым способом увидеть победу добра над злом, которую так ждали по всему миру в 1940-х. В сюжеты включали реальных нацистских солдат и злодеев, сражающихся на их стороне. Солдат изображали карикатурно — с некрасивыми лицами, острыми носами и маленькими глазами, а на форме рисовали свастику. После победы интерес к комиксам пошел на спад — Ли пришлось заново искать себя до конца 1950-х.
«Наши супергерои — это такие же люди, как я или вы, но со сверхспособностями»
Истории о супергероях стали вновь набирать популярность, поскольку выпускавшиеся в 1950-х комиксы, по мнению взрослых, толкали детей на преступления. Криминальные комиксы оказались под запретом цензуры, и издателям пришлось искать новые сюжеты для привлечения аудитории. Тогда и пригодился талант Стэна Ли.
К началу 1960-х Ли хотел уйти из профессии и наконец заняться «чем-нибудь серьезным», но его жена посоветовала попробовать еще раз и придумать персонажей уже в соответствии с его собственным вкусом. Так родилась «Фантастическая четверка». Стэн Ли придумал персонажей, а его соавтор Джек Кирби их нарисовал. «Фантастическая четверка» стала настоящей революцией в мире комиксов. Ли наделил супергероев фобиями и особенностями характера, а также придумал пару супругов, за взаимодействием которых было интересно наблюдать. «Четверка» была максимально близка и понятна аудитории. Однажды Стэн Ли сказал: «Наши супергерои — это такие же люди, как я или вы, но со сверхспособностями».
Shutterstock
Комиксы Marvel 1960-х, принесшие славу Стэну Ли
На фоне успеха «Фантастической четверки» Ли, Кирби и еще один художник, Стив Дитко, запустили большинство культовых персонажей Marvel — Халка, Человека-паука, Железного человека, Доктора Стрэнджа и Людей Икс. Они были придуманы точно таким же образом. Комиксы постепенно начинали читать не только дети, но и студенты, люди среднего возраста.
Стэн Ли в 1960-х не только сделал супергероев похожими на обычных людей, но и поселил их в мире, напоминающем наш. В нем также шла холодная война и гонка вооружений. «Фантастическая четверка», придуманная Ли, летала в космос, чтобы обогнать коммунистов, а Халк был ученым, который занимался гамма-излучением (в 1960-х продолжалась разработка и улучшение атомного оружия). А еще этот мир был общим для всех героев — в некоторых выпусках они пересекались по сюжету. Именно тогда начала формироваться так называемся вселенная Marvel.
Mario Tama / Getty Images
Вселенная Marvel включает в себя сразу всех придуманных студией персонажей. Многие из них — авторства Стэна Ли
Интересно, что Ли максимально прямолинейно отсылал к холодной войне, чтобы подогреть интерес читателей. Например, во время Карибского кризиса — обострившегося противостояния США и СССР, которое чуть не привело к ядерной войне, — вышел номер комикса про Тора, в котором он назван «заключенным красных» («красными» называли коммунистов, политические силы СССР).
Легенда Marvel
Успех Marvel во многом строился на новаторском для того времени взаимодействии создателей. Если раньше автор сам придумывал историю и даже визуальный ряд, а потом просто отдавал художнику для того, чтобы тот все нарисовал, то при Стэне Ли автор работал с художником максимально на равных. Сначала они обсуждали сюжет и характер персонажей, затем художник начинал свою часть работы и только после этого передавал эскизы автору для прописывания диалогов. Благодаря такому расширению свободы художника комиксы превратились в по-настоящему визуальный медиум, где текст не играет главенствующей роли.
В 1960-е в Marvel работала уже команда авторов и художников. Стэн Ли придумал начинать каждый номер со своеобразной газетной страницы Bullpen Bulletins. В ней он делился новостями о предстоящих выпусках Marvel и рассказывал о сотрудниках. Так он стремился приблизить их к читателям, чтобы те понимали, благодаря кому появляется каждый выпуск.
Wikipedia
Стэн Ли фактически придумал собственное СМИ в рамках компании Marvel — Bullpen Bulletins. Оно было частью комикса
Несмотря на это, внимание общества все больше фокусировалось на Стэне Ли. Вскоре компанию решили покинуть художники Стив Дитко и Джек Кирби. Все персонажи, в том числе их сюжетные линии и особенности характера, рождались в процессе разговоров между Ли, Дитко и Кирби, но последние получали гонорар только как художники. Их перестал устраивать такой расклад. Кроме того, многие участники команды были фрилансерами. Они не получали авторские права за выпуск. Младший брат Стэна Ли Ларри Либер отмечал: «Пока мой старший брат богател, я с трудом находил деньги на аренду квартиры».
Роль Стэна все возрастала. В 1972 году он перестал писать комиксы и стал издателем и президентом Marvel. Фактически — главным героем собственной компании: он постоянно выступал публично, читал лекции, его фотографии не сходили с первых полос газет. Именно тогда появился привычный нам образ Стэна Ли — седые волосы, большие усы и, конечно, очки-авиаторы. В 1980-х Ли переехал в Калифорнию, чтобы попытаться продать там права на выпуск фильма о героях Marvel.
Wikipedia
С 1970-х Стэн Ли становится главным героем компании Marvel, регулярно выступая на пресс-конференциях и читая лекции
Стэн Ли даже провел встречу с будущим режиссером «Титаника» и «Аватара» Джеймсом Кэмероном, но безуспешно. С кино у Marvel в 1980-х все совсем не ладилось. В 1986-м вышел первый официальный полнометражный фильм по мотивам комиксов Marvel — «Говард-утка». Он провалился в прокате и даже получил премию «Золотая малина», несмотря на то что один только костюм главного героя — утки — стоил $2 млн, а продюсером выступил Джордж Лукас.
Lucasfilm Ltd.
Кадр из фильма «Говард-утка», первого официального полнометражного фильма по мотивам комиксов Marvel
В середине 1980-х Marvel начала сдавать позиции DC Comics. В компании в это время работали несколько бывших художников Marvel, благодаря которым DC смогла вырваться вперед. Затем в 1990-х комиксы начали читать меньше, и в индустрии произошел спад. Marvel объявила о серьезных денежных убытках и даже на время расторгла контракт со Стэном Ли, который к тому времени уже перестал быть президентом компании и выступал только в роли издателя. Затем он де-юре вернулся в качестве почетного председателя, хотя на практике не имел никаких обязанностей.
Живой талисман
В конце 1990-х и в начале 2000-х Стэн Ли занимался собственными медиапроектами — Stan Lee Media (компания обанкротилась, а ее сооснователь сел в тюрьму за мошенничество), а затем POW!Entertainment (со столь же неоднозначной репутацией). Он хотел создать что-нибудь, что выстрелит благодаря его имени, но получились мультсериал о супергероине-стриптизерше «Стрипперелла» и еще один похожий проект в коллаборации с Playboy «Hef's Superbunnies», который так и не увидел свет.
Albert Ortega / Getty Images
Стэн Ли долго и упорно пытался продать идею о съемках фильмов по комиксам Marvel в 1980-е, но нужное время еще не наступило
Тем временем дела Marvel начали идти в гору — все благодаря кинематографу. Техника развилась до такой степени, что наконец все задумки из комиксов про супергероев можно было исполнить с применением реалистично выглядящих спецэффектов. В 1998 году вышел фильм Marvel «Блэйд» — про получеловека-полувампира. В первый же год он собрал свыше $70 млн в США. Затем, в 2000-м, последовали «Люди-икс». В этой картине Стэн Ли впервые появился в роли камео, сыграв продавца хот-догов.
Киноуспех Marvel (компания с 2005 года носит название Marvel Entertainment), свидетелями которого мы являемся сейчас, начался с фильма «Железный человек» (2008). После этого сюжеты всех фильмов Marvel разворачивались в единой вселенной, и в каждом из них на радость фанатам находилось место Стэну Ли — компания старалась не забывать одну из главных фигур в собственной истории. Всего с начала 2000-х он появился на экранах более 20 раз. Но это еще не все: в 2006 году Marvel Entertainment отметила 65-летие пребывания Ли в компании, опубликовав серию комиксов, в которых он по сюжету взаимодействует с некоторыми из своих персонажей — например, с Человеком-пауком и Серебряным Серфером.
Charley Gallay / Getty Images for Disney
Стэн Ли за несколько месяцев до своей смерти на премьере фильма «Мстители: Война бесконечности»
Любовь к комиксам не покидала Стэна Ли до последних лет жизни. В 2018 году буквально за несколько дней до смерти он вместе со своей дочерью Джей Си придумал нового персонажа — Человека-грязь. А уже потом на экраны вышли «Мстители: Финал» (2019), где Стэн Ли исполнил свою последнюю роль. Действие сцены с участием Ли происходит в 1970-х, и для нее прославленного автора специально омолодили. «Любите, а не воюйте» (слоган противников войны во Вьетнаме), — выкрикивает Ли из окна автомобиля перед военной базой и уносится вдаль. Звучит как отличное завещание.
Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги
Поляков Илья
Вас может заинтересовать
стэнли в молодости
‚ О запятой в верхней части строки см. Апостроф. Запятая , .mw-parser-output .ts-Скрытый_блок{margin:0;overflow:hidden;border-collapse:collapse;box-sizing:border-box;font-size:95%}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-title{text-align:center;font-weight:bold;line-height:1.6em;min-height:1.2em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-content{overflow-x:auto;overflow-y:hidden;clear:both}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-collapsible-toggle{padding-top:.1em;width:6em;font-weight:normal;font-size:calc(90%/0.95)}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{float:right;text-align:right}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray{padding:2px;border:1px solid #a2a9b1}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent{border:none}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .ts-Скрытый_блок-title{background:#eaecf0;padding:.1em 6em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .ts-Скрытый_блок-title{background:transparent;padding:.1em 5.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray .mw-collapsible-content{padding:.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent .mw-collapsible-content{padding:.25em 0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .mw-collapsible-toggle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:6.5em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle{padding-right:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-rightHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-rightTitle,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent.ts-Скрытый_блок-leftHideLink .ts-Скрытый_блок-title-leftTitle{padding-right:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-gray:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:1em;padding-left:1em}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-transparent:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-title.ts-Скрытый_блок-title{padding-right:0;padding-left:0}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .ts-Скрытый_блок,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок link .ts-Скрытый_блок{border-top-style:hidden}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок .mw-customtoggle{font-weight:normal;color:#202122}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-show,.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок-hide{display:none;color:#0645ad}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок.mw-collapsed .ts-Скрытый_блок-show{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-collapsed) .ts-Скрытый_блок-hide{display:inline}.mw-parser-output .ts-Скрытый_блок:not(.mw-made-collapsible) .ts-Скрытый_блок-customtoggle{display:none}Изображение
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена совсем иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r130061706">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)
Краткая биография
Стэнли Мартин Либер родился в 1922 году в Нью-Йорке. Его родители были еврейскими иммигрантами из Румынии, семья жила на Манхэттене. Когда Стэну исполнилось 9 лет, у него появился младший брат Ларри. Страна в это время переживала Великую депрессию, денег семье не хватало. Отец будущей легенды мира комиксов был закройщиком, но работы для него в 1930-е годы не хватало. Семье пришлось переехать в однокомнатную квартиру в Бронксе.
Стэн старался помогать родителям – он продавал газетные подписки, развозил сэндвичи, писал некрологи в службу новостей и пресс-релизы для туберкулезного центра.
Приход в мир комиксов
В 1939 году авторитетный издатель Pulp-журналов Мартин Гудман создал Marvel Comics, которая в тот момент существовала как группа компаний под общим названием Timely Comics. О Гудмане говорили, что вся его империя представляет собой семейный бизнес. Стэн попал в Timely Comics именно по этой причине – владелец компании был женат на его кузине Джин. Сам Ли такую версию собственного трудоустройства опровергал и утверждал, что устроился работать едва ли не случайно, увидев объявление в газете.
Стэн Ли устроился в Timely Comics в 1939 году, в тот момент ему было 16 лет. Через год он оказался самым молодым редактором во всей индустрии комиксов. Псевдоним Стэн Ли был придуман для того, чтобы подписывать первые работы. Стэнли Либер не хотел разменивать свое настоящее имя на мелочи и берег его для того, чтобы подписать действительно стоящее произведение, например, серьезный роман.
В октябре 1942 года Ли на три года отправляется на срочную службу. Он попадает в войска связи и занимается тем, что у него хорошо получается – пишет инструкции и создает обучающие фильмы для разных родов войск. После армии Стэн возвращается на работу в Timely Comics.
Новый тип героев
Стэн Ли пришел в индустрию в тот момент, когда начинался Золотой век комиксов. За период с конца 1930-х до начала 1950-х годов появились одни из самых известных персонажей. У Marvel это были Капитан Америка и Капитан Марвел, у DC Comics – Супермен, Бэтмен и Чудо-женщина.
Настоящая слава пришла к Стэну Ли в 1960-е годы, когда он начал придумывать супергероев нового типа – саркастических и противоречивых. Так появились Фантастическая четверка, Человек-Паук и другие персонажи. Они оказались той самой порцией свежей крови, которая была так необходима начавшей сдавать позиции индустрии комиксов.
Во многом за счет усилий Стэна Ли Marvel превратилась в одну из главных компаний, издающих комиксы. Основанной Мартином Гудманом организации удалось выйти из тени DC Comics и превратиться в равного ей по силе игрока.
Большинство своих персонажей Стэн Ли создал вместе с Джеком Керби – еще одним выходцем из семьи еврейских иммигрантов. Правда, Керби в итоге покинул компанию. В 1970 году из-за непонимания внутри корпорации он ушел работать в DC Comics.
А сам Ли был главным редактором Marvel Comics больше 30 лет – с 1941 по 1972 год.
Актерские работы
Когда по комиксам стали снимать приносящие огромные деньги блокбастеры, Стэн Ли полюбил появляться на экранах в камео. Его можно увидеть в нескольких частях «Людей Икс», «Человека-Паука», «Фантастической четверки» и других фильмах, снятых по комиксам Marvel. Обычно редактор занимал минимум экранного времени, представая в одном из эпизодов охранником, испуганным зрителем, продавцом мороженого на пляже, случайным собеседником главного героя или почтальоном. Стэн или упоминания о нем появлялись в «Симпсонах», «Теории большого взрыва», «Героях» и других сериалах.
В 2002 году Ли опубликовал автобиографическую книгу под названием «Excelsior! The Amazing Life of Stan Lee».
Последние годы
Стэн Ли продолжал заниматься созданием новых персонажей до самой смерти. За последние несколько лет он переболел пневмонией и стал хуже видеть. По последней причине сценарист и продюсер лишился возможности читать и писать – об этом он признался в начале 2016 года.
Однако и эти проблемы не помешали ему продолжить заниматься творчеством. Здесь Стэну помогала дочь Джей Си. Она всю жизнь упрашивала отца вместе создать нового супергероя, и эта мечта, наконец, сбылась. Стэн и Джей работали над созданием персонажа по имени Dirt Man, то есть Человек-грязь. Отец помогал развивать его историю, и последние ее корректировки он озвучил перед самой смертью. Пока детали сюжета о новом герое держатся в секрете. Джей Си собирается развивать этот проект и надеется, что он однажды перерастет в съемки полнометражного фильма.
В фантастических мирах смерть далеко не всегда становится концом. Великий Стэн умер, но истории его персонажей продолжают развиваться. Да и сам он еще не один раз появится на большом экране – продюсеры рассказали, что Ли успел сняться в нескольких камео для будущих картин.
Собственной главной суперсилой Стэн Ли считал удачу. В то же время он не боялся отдаться воле случая. В одном из интервью Стэн рассказал о том, что всегда хотел написать великий американский роман, но внезапно обнаружил себя доделывающим очередную партию комиксов.
Внимание! Отдельные видеоматериалы, размещенные на настоящем сайте, могут содержать информацию, предназначеннуюдля лиц, достигших 18 лет.