Амару тупак
амару тупак
240 лет назад колониальные власти казнили в Перу лидера одного из крупнейших в истории Южной Америки индейских восстаний против испанского господства — Хосе Габриэля Кондорканки Ногеру, известного под псевдонимом Тупак Амару II, который он взял в честь предка — правителя инков. Тупак Амару II изначально пытался законным путём улучшить условия жизни своих порабощённых соотечественников, но, ничего не добившись от местных властей, возглавил восстание против колониальной администрации. Он нанёс несколько серьёзных поражений испанцам, однако был предан, захвачен в плен и жестоко казнён. По словам историков, личность Тупака Амару II оказала сильное влияние на антиколониальные и революционные движения в Латинской Америке.
18 мая 1781 года испанской колониальной администрацией был казнён вождь индейского восстания в Южной Америке — латиноамериканец Хосе Габриэль Кондорканки Ногера, известный также как Тупак Амару II. По словам историков, его борьба с испанцами стала примером для многих латиноамериканских революционеров.
Причины восстания
Испанские конкистадоры вторглись в Южную Америку в первой половине XVI века. В это время обширные территории в западной части континента занимала империя инков. Пришельцы из Европы захватили в плен и казнили под надуманным предлогом правителя инков Атауальпу и содействовали приходу к власти его племянника — Манко Капака II.
Однако новый правитель вскоре разочаровался в своих европейских союзниках из-за их постоянных грабежей и жестокости по отношению к местному населению. Манко Капак II поднял против испанцев восстание, но так и не смог изгнать их из страны. Он ушёл вместе со своими сторонниками в горы, основал там так называемое Новоинкское государство и продолжил борьбу против захватчиков, однако вскоре был убит предателем.
Сын Манко Капака II — Тупак Амару — также возглавлял сопротивление, но был схвачен и казнён в 1572 году.
По словам историков, на территории бывшей империи инков на несколько столетий установился жестокий колониальный режим. Индейцев принуждали к уплате высоких налогов и фактически рабскому труду на испанских мануфактурах и в рудниках. Кроме того, чиновники насильно заставляли индейцев «покупать» у них в долг ненужные дорогостоящие товары (бархат, скульптуры, книги античных писателей), а за неуплату отбирали имущество и арестовывали родных. При этом испанцы предоставляли различные льготы индейской аристократии, пытаясь опираться на её представителей при проведении своей политики.
19 марта 1738 года в вице-королевстве Перу родился Хосе Габриэль Кондорканки Ногера — прямой потомок Тупака Амару. Наследственный касик (вождь) рано стал сиротой и воспитывался дядей. Он получил хорошее образование в иезуитской школе для детей индейской аристократии.
Молодой Хосе Габриэль Кондорканки был доктором теологии и права, а также хорошо знал испанский язык и латынь. Он получил богатое наследство — 350 мулов, — позволившее ему стать крупным перевозчиком грузов. В 28 лет он официально был признан касиком трёх наследственных селений.
«Нельзя сказать, что он был человеком из народа. Однако он с большим почтением относился к наследию своих предков и за это пользовался уважением соплеменников», — отметил в интервью RT генеральный директор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской.
По словам биографов Кондорканки, во время путешествий по Перу молодой аристократ повсеместно сталкивался с примерами бесчеловечного отношения испанцев к простым индейцам, и это вызывало у него сильное негодование. Он стал выплачивать налоги за разорившиеся семьи в собственных землях и оказывать помощь голодающим, но в масштабах вице-королевства это ничего не меняло. Хосе Габриэль решил, что проблемы связаны со своеволием местных чиновников, и пытался решать их при помощи жалоб и петиций. Однако это ничего не дало. Наоборот, Хосе Габриэлю жёстко дали понять, что он выходит за пределы своих полномочий.
«Кондорканки обладал хорошими знаниями, в том числе юридическими. Изначально он пытался действовать в рамках системы, но у него ничего не получилось, и касик пришёл к выводу, что договориться с испанцами невозможно», — рассказал в беседе с RT главный редактор журнала «Латинская Америка», профессор СПбГУ Виктор Хейфец.
По этой причине потомок инкских монархов решил перейти к революционным формам борьбы. В начале 1780 года в Куско был раскрыт антииспанский заговор. Власти подозревали в причастности к нему Кондорканки, но арестовывать его не стали, опасаясь волнений среди индейцев.
Индейское восстание
В начале ноября 1780 года известный жёсткими поборами и бесчеловечным отношением к индейцам коррехидор (представитель короля) в перуанской провинции Тинта Антонио де Арриага прибыл на торжества в честь дня рождения монарха в селение Янаока. На торжествах присутствовал и касик Кондорканки.
Ночью выехавший из Янаока коррехидор был схвачен и доставлен домой к касику в селение Тунгасука. Хосе Габриэль заставил чиновника подписать несколько документов. От имени коррехидора он потребовал, чтобы в Тунгасуку была доставлена казна провинции, огнестрельное оружие и ключи от всех общественных зданий.
10 ноября 1780 года Кондорканки якобы от имени короля заявил, что Арриага будет казнён как мятежник. Местное население восприняло новость с одобрением, и коррехидора повесили.
После этого Кондорканки заявил, что монарх якобы наделил его чрезвычайными полномочиями для наведения порядка в Перу, и объявил о ликвидации кабальных сборов и трудовых повинностей.
На следующий день после казни Арриаги повстанцы двинулись в соседнюю провинцию Киспиканчи и взяли её под свой контроль. Но руководство провинции смогло бежать и сообщило о восстании в крупный колониальный центр — Куско.
Уже в первые дни восстания к Кондорканки присоединились около 6 тыс. человек. Однако вооружены повстанцы были плохо — большинство индейцев располагали только пиками и пращами, на всё войско насчитывалось всего около 300 мушкетов. Несмотря на это, восстание продолжало разворачиваться.
Из Куско против повстанцев отправили карательный отряд, состоявший из 1500 испанцев и креолов и 2400 лояльных к властям индейцев. Но сторонники Кондорканки окружили и уничтожили карателей, захватив богатые трофеи.
«Колониальная система выжимала из индейцев всё что могла, многие ею были, конечно, недовольны. Кто-то присоединялся к восстанию по этой причине, кто-то — потому что видели в Кондорканки наследника правителей империи инков», — подчеркнул Виктор Хейфец.
В Куско началась паника. Жена касика, донья Микаэла, настаивала на штурме города, однако Кондорканки, взявший себе в честь знаменитого предка псевдоним Тупак Амару II, развернул свои войска на юг. За считаные недели восстание охватило 24 провинции. Армия повстанцев достигла численности 90 тыс. человек.
Антииспанские бунты вспыхивали даже в столице вице-королевства Перу — Лиме. В итоге вице-король Августин де Хауреги объявил о лишении Кондорканки звания касика, а индейцам пообещал разобраться со злоупотреблениями со стороны коррехидоров.
И всё же многие историки называют отказ от немедленного штурма Куско роковой ошибкой Тупака Амару II.
Воспользовавшись отсутствием основных сил противника, в Куско стали строить оборонительные сооружения, пополнять запасы оружия, набирать ополчение из испанцев, креолов и подданных лояльных короне касиков. Под ружьё ставили монахов и семинаристов.
Тупак Амару II вернулся под стены Куско в конце декабря 1780 года. Он предложил городу сдаться, но не получил никакого ответа. Предпринятые в начале января попытки штурма оказались безуспешными. Повстанцы снова отошли на юг, а окрестности Куско взяли под свой контроль мощные карательные отряды испанцев, прибывшие из Лимы.
Тупак Амару II попытался вступить с властями в переговоры, но от него требовали только капитуляции. Представители аристократии, примкнувшие ранее к революционному лидеру, бежали к испанцам и выдали его планы.
В начале апреля 1781 года на холмах Чекакупе Тупак Амару II дал последний крупный бой. Извещённые заранее о его планах испанцы одержали победу. Вождь повстанцев пытался спастись, но предатель из его окружения заманил его в ловушку и передал испанцам.
Тупака Амару II пытали на дыбе, заставляя выдать тайных единомышленников, но он молчал. 18 мая 1781 года у него на глазах жестоко казнили жену, сына, дядю и шурина. Оставшихся в живых детей бывшего касика бросили в тюрьмы за пределами Перу. Самого вождя повстанцев сначала хотели разорвать с помощью лошадей, но в итоге было принято решение обезглавить Тупака Амару II.
«Индейская аристократия была лишена практически всех своих прав. Однако во время восстания возникли и позднее сохранились идеи независимости Латинской Америки от Испании», — заявил ведущий научный сотрудник ИВИ РАН доктор исторических наук Андрей Щелчков.
По его словам, в современной исторической памяти перуанцев восстание Тупака Амару II воспринимается как начало борьбы за собственную государственность и обретение независимости.
Как отметил Виктор Хейфец, в ХХ веке именем Тупака Амару стали называть себя левые повстанческие движения в Перу, Уругвае и других странах Латинской Америки.
«Это не значит, что они буквально борются за те же идеи, что и он. Имя Тупака Амару II теперь — это символ антиколониальной борьбы, символ борьбы за права бедных масс. Его восстание показало, что с испанцами можно воевать», — пояснил эксперт.
По словам Егора Лидовского, лидеры латиноамериканских левых партий и движений провозгласили Тупака Амару II и его предка, правителя инков, «иконами революционного движения».
«Это касается, в частности, и Уго Чавеса, который сам по происхождению частично индеец. Как и другие лидеры левого движения, он использовал образ Тупака Амару II для политической мобилизации индейского населения. Ведь индейцы и в ХХ веке остаются беднейшей частью населения Латинской Америки», — резюмировал Лидовской.
Как можно рассказать о жизни человека, принадлежащего к черной расе, чьи возможности в детстве были ограничены, а вырос он, мягко говоря «богатым» черным человеком. Все это наводит на мысль, что трудное детство и постоянные переезды не смогли расформировать Тупака как личность. На улицах черных кварталов действуют законы улицы, порой даже полиция не в силах что-либо с этим сделать. В такой атмосфере начинал своё существование один из будущих королей gangsta-рэпа конца 20-ого века, символ отчаяния и злости всего чернокожего населения Нью-Йорка, актёр и музыкант — Тупак Амару Шакур.
Тупак Шакур провел большую часть своих коротких 25 лет, живя в жестких городских кварталах в Нью-Йорке, Мэриленде и Калифорнии. Задумчивый, артистичный молодой, Тупак ворвался на хип-хоп сцену в 1990-х и стал одним из самых популярных и изменчивых фигур рэп-музыки благодаря его высоко заряженным песням и, казалось бы, бесконечным юридическим проблемам.
Для своих критиков Тупак символизировал зло «гангста-рэпа» и его прославление насилия. Его поклонники, однако, видели в нем заставляющего задуматься хип-хоп интеллектуала, который неуклонно озвучивал бедственное положение миллионов недовольных молодых людей в центре города.
2Pac был застрелен в 1996 году при все еще нераскрытых обстоятельствах. Его карьера продолжалась скудные полдесятилетия, но его культовый рост продолжает процветать с каждым годом. Наполненный запоминающимися полноцветными фотографиями, раскрывающим текст и проницательными записями и другими функциями, «Тупак Шакур» обеспечивает мощное исследование для жизни, наследия и влияния, как бестселлера всех времен среди музыкантов.
Тупак был первым исполнителем в истории, который попал в чарты, сидя в тюрьме.
Мать Тупака — Афени Шакур — называла себя революционеркой и была фанатичной в своей борьбе за равные права между белыми и черными. Как и у всех революционеров, ее жизнь не была гладкой и безоблачной. В юности девушку исключили из школы за полную неуправляемость, после чего Афени присоединилась к партии «Черных пантер». Это была организация, которая находилась в постоянной борьбе против шовинизма «белых свиней». Когда у женщины в 71-м году родился Тупак, она была уверена в том, что ее «черный принц» появился на свет для того, чтобы спасти чернокожую нацию. Воспитывала она своего сына без отца, меняя случайные квартиры в полуразвалившихся домах на приюты для бездомных.
В апреле 1969 года Афени Шакур была арестована вместе с 20 другими членами нью–йоркских «черных пантер» (Black Panthers) по подозрению в убийствах, вооруженных ограблениях и планировании терактов. Судебный процесс в целом длился 25 месяцев, и пока Афени ожидала своей очереди появиться в суде, за ней, отпущенной под залог, ухаживали два потенциальных отца Тупака: наркодилер Лэгс и некий Билли, член партии «Черные пантеры». Кто из них ответственен за появление на свет Тупака Шакура, пожалуй, так и останется невыясненным, зато доподлинно известно, что муж Афени, узнав о том, что она беременна, тут же с ней развелся.
«Свобода под залог» вскоре кончилась, и вернувшейся в женскую колонию беременной Афени еще предстояло защищаться в суде по делу «черных пантер», отстаивая в общей камере право на полагающуюся ей пайку: одно яйцо и стакан молока в день. Для женщины да еще в положении это, мягко говоря, не густо, и каждый раз, когда Афени вспоминает о своем пребывании в тюрьме, ее глаза наполняются слезами, ведь она даже не надеялась, что на такой еде сможет родить живого ребенка.
В мае 1971 года с Афени и тринадцати ее товарищей по партии были сняты все обвинения. Месяц спустя родился Тупак. Афени рассказывает, что очень боялась, как бы федеральные службы не отобрали у нее ребенка. Через своего врача она передала новорожденного сестре. К счастью, все обошлось, но через много лет Тупак будет вспоминать свое детство, как один нескончаемый переезд: из соображений конспирации, а то и просто в поисках лучшей доли мать постоянно меняла квартиры, переезжая из одного черного гетто в другое. «Я тогда день и ночь плакал, — говорит Тупак. — Я по жизни не вписывался, потому что всегда был откуда–то еще… Люди думают: раз ты из гетто, значит стоит чуток потусоваться, и ты впишешься куда угодно».
Тупак тяжело переживал безотцовщину, не давшую ему «почувствовать себя мужчиной», к тому же он имел тонкие, женственные черты лица, бывшие причиной насмешек со стороны его друзей и сверстников среди родственников. Он рассказывал, что умел делать все, чему его могла научить мать: готовить, шить, убирать, но есть вещи, которым может научить только отец. В одном из своих интервью Тупак сказал: «Мать не может научить сына, как быть мужчиной. Особенно это касается черных. Я чувствовал себя паршиво, видя, как другие ниггеры получают ответы своих отцов на вопросы, которые были и у меня. Я до сих пор не получил эти ответы».
Тупак признал своего отца в наркодилере Лэгсе, который, как и многие его «коллеги», сам употреблял наркотики. Он познакомил Афени с крэком. (Крэк — сильнодействующий наркотик, забиваемый в стеклянную трубку и разогреваемый пламенем зажигалки. Дым нагретого крэка втягивают в себя.) «Лэгс бывало, приходил посреди ночи, — вспоминает Афени, — и вставлял мне трубку с крэком в рот. Так мы с ним и общались». Через какое–то время Лэгс попал в тюрьму за махинации с кредитными карточками. Ко времени его выхода на волю Афени переехала из Нью–Йорка в Балтимор. Она позвонила оттуда Лэгсу, чтобы сообщить ему о переезде, и узнала, что он умер от сердечного приступа, вызванного передозировкой крэка. По словам Афени, Тупак «охренел от горя», когда она сказала ему, что Лэгс умер. «Я скучаю по своему папе», — все время повторял Тупак.
С отчимом Тупаку тоже не повезло, он был приговорен к 60 годам тюремного заключения за вооруженное ограбление. Тупаку больше никогда не суждено было его увидеть. Все разочарования семейной жизни, оставлявшие рубцы на сердце, не уничтожили Тупака как личность, как лидера, как будущую звезду. Может быть, все дело в имени, первая часть которого — Tupac Amaru на языке инков означает «светящаяся змея», так в мифологии народов Центральной Америки олицетворены мужество и мудрость. Вторую часть — Shakur можно перевести с арабского как «благодарный Богу». Разве мог человек с таким именем покончить свою жизнь у мусорного бачка, не успев вытащить из вены иголку шприца, попав под такой кайф, который заставляет усомниться, на этом ли вы еще свете! Что–то подсказывает сердцу, что «благодарные Богу светящиеся змеи» так не умирают. А вся боль, пережитая ими в детские годы, разрывающая их на части изнутри, не убивает в них способности творить, превращая свои слезы в деньги.
В Балтиморе Тупак написал свой первый рэп, взяв себе псевдоним MC New York. Он поступил в Балтиморскую Школу искусств, директор театрального отделения которой нашел его «крайне одаренным молодым актером». В Школе искусств Тупак познакомился со многими белыми ребятами, с удивлением для себя обнаружив, что с белыми, в принципе, «можно ладить». До этого он свято верил в то, что «белые — дьяволы», как было принято считать в гетто.
В 17 лет Тупак переехал с матерью в Marvin City (Калифорния). Афени утверждает, что именно в Marvin City Тупак прошел школу жизни, в городе, где «ниггеры ставят улицы на уши». Он продавал наркотики, перезнакомившись со всеми в районе, став, по собственным словам, «ходячим приколом» для всех ниггеров, которые «не были дерьмом». Но по–настоящему Тупака «напрягала» только нехватка денег. «Я видел всех этих тупых сраных ниггеров, имевших женщин, машины, дома, в то время как у меня ни хрена не было… Меня любили так, как можно любить дворняжку или местного наркомана».
Но не все было так мрачно для будущей звезды в Marvin City. Пройдя прослушивание, Тупак был принят в группу DIGITAL UNDERGROUND, уже хорошо известную ко времени его прихода туда. Обзаведясь новым вокалистом, группа объехала с гастролями США и Японию, ошарашив публику программой, главным ударным элементом которой был Тупак, исполняющий танцы с резиновой женщиной. Во время этих гастролей Тупак как–то позвонил домой и узнал, что его мать пристрастилась к наркотикам. Для него это был сильный удар. Чувство жалости смешалось с чувством потери уважения к бывшей «черной пантере», все детство бывшей для Тупака идеалом.
Он пытался вычеркнуть мать из своей памяти, но через какое–то время Афени удалось собрать свою волю в кулак и, переехав в Нью–Йорк, навсегда отказаться от наркотиков. В 1991 году Тупак выпустил сольный альбом «2Pacalypse Now», синглы «Trapped» и «Brenda’s Got A Baby» из которого можно смело назвать одними из лучших произведений в современной рэп–музыке. Несмотря на то, что это черные песни, повествующие о проблемах обитателей черных гетто, пафос их текстов понятен любому тинэйджеру, даже не владеющему английским языком. Будучи участником группы DIGITAL UNDERGROUND, Тупак разделил со своими «одногруппниками» радость получения приза «Грэмми» за композицию «Same Song» из альбома «Songs Of The P». В 1992 году он снялся в фильме Эрнеста Дикерсона (Earnest Dickerson) «Juice», годом позже появился на видео Джона Синглтона (John Singleton) «Poetic Justice» с участием Дженет Джексон. 1993 год принес Тупаку Шакуру славу лучшего нового рэп–исполнителя на церемонии «American Music Award», куда он пробил себе дорогу альбомом «Strictly 4 My N.I.G.G.A.Z.» («Строго для моих ниггеров»).
Поэтический дар Тупака раскрылся не только в текстах его песен. Он автор пока еще не опубликованного сборника стихов, проектное название которого — «2 Produce And Create». Тема смерти и необходимости построения нового общества, в котором, по словам Тупака, «мы можем сами себя воспитывать», — центральные темы его поэзии.
В ноябре 1993 года Тупак был арестован по подозрению в изнасиловании. Эта история освещалась и в прессе, и на TV, но, думаю, фанам великого гангста–рэппера будет небезынтересно узнать подробности в версии самого Тупака. Итак, согласно заявлению Тупака Амару Шакура, он познакомился с черной девушкой, имя которой он тут же забыл на дискотеке в клубе «Nell’s». Девушка его, в общем, не заинтересовала, так как ее внешние данные оставляли желать лучшего, и Тупак, оставив своих друзей, пошел танцевать один. Дальше, отыскав Тупака в толпе танцующих, девушка сначала занялась с ним петтингом, а потом, затащив его в темный угол дискотеки, подальше от людских глаз, начавших проявлять нездоровый интерес к любвеобильной паре, приступила к оральному сексу. Урезав интимные детали, о которых Тупак спокойно поведал миру в своем интервью, скажу только, что для Тупака и девушки, имя которой нигде не фигурирует, этот вечер закончился в номере гостиницы, где проживал Тупак.
В суде никто из них двоих не отрицал, что там они занимались любовью. Оба добровольно. «Все было круто», — потом признается Тупак, только когда приехал Найджел (Nigel), один из его друзей, он никак не мог понять, что заставило его с выпученными на лоб глазами не переставая задавать один и тот же вопрос: «Ты трахал ее в задницу» Найджел осознавал, что при желании факты можно было извратить так, что все дело выглядело бы как изнасилование. На первый раз все обошлось. Тупак уже начал забывать о девушке «Х», как однажды вечером раздался телефонный звонок и знакомый женский голос произнес: «Я уже выезжаю». К счастью или несчастью, трубку поднял Найджел, который в тот момент ничего лично против приезда девицы не имел. Через несколько минут подъехало ее такси. Девушка поднялась в номер. Тупак увел ее в отдельную комнату, где она по его просьбе стала делать ему массаж. Неожиданно в комнату зашли несколько ниггеров во главе с уже знакомым нам Нигелем. Тупак, не говоря ни слова, вышел из комнаты и, пообщавшись со своим пресс-секретарем, лег спать на диване в соседней комнате. Проснувшись, он обнаружил девушку «Х», бьющуюся в истерике. После того, как она хлопнула дверью, у Тупака еще долго звенело в ушах: «Почему ты позволил им со мной это сделать!» Он потребовал объяснений, что случилось, пока он спал, но Нигель только развел руками: «Слишком много ниггеров».
Через некоторое время «слишком много ниггеров» обернулись для Тупака 4 с половиной годами тюремного заключения, так как версия девушки «Х» оказалась более убедительной. Она по большинству пунктов повторяла версию Тупака, с той лишь разницей, что на дискотеке, по ее словам, Тупак сам заставил ее заниматься с ним оральным сексом и во время второй встречи с ним участвовал в групповом изнасиловании.
В то время когда Тупак выпустил свой второй альбом, он был очень популярен во всей Америке, и тысячи молодых рэпперов хотели ему подражать. И одним из них был некто Кристоффер Уоллесс (Christopher Wallace). Тупак познакомился с ним в Нью-Йорке и почему-то решил помочь ему стать богатым. Крис стал называть себя Нотариусом Би.Ай.Джи. (Notorious BIG) или Бигги Смолзом (Biggie Smallz). Тупак научил его как надо читать рэп, про что надо рассказывать, и как заставлять людей верить в то, что ты говоришь.
Кроме того, Пак вложил деньги в жирную лапу Бигги. Сам же Смоллз подписал контракт с самой влиятельной звукозаписывающей компанией Восточного побережья Bad Boy Ent. («Плохие парни»), главой которой был (и есть по ныне) Шон «Пафф Дэдди» Комбз (Sean «Puff Daddy» Combs). Итак, все шло хорошо, Тупак продолжал взлет наверх – саундтрэк, записанный с группой «Thug Life» («Жизнь Убийцы/Гангстера”) для фильма «На краю» разошелся более, чем двумя миллионами экземпляров. А Бигги тоже начал потихоньку становиться на ноги. И вот когда на календаре было 30 ноября 1994 года, случилось то, что случилось.
Тупак со своим близким другом рэппером Стретчем (Stretch) и его парнями направлялись в гости к Ди Джею Рону Джи. (Ron G. DJ) для того, чтобы записать с ним одну песню. К ним подошел парень и попросил Пака поучаствовать в записи альбома для Литтл Шона (Little Shawn). За деньги, естественно. Когда они приехали на студию, Тупак немного нервничал, но когда он услышал сверху голос Литтл Сизара (Little Ceasar), близкого друга Бигги, на сердце у Пака отлегло. Но все равно ему было не по себе, т.к. этот парень, с которым они приехали, знал Найджела. А Найджел был одним из тех, кто изнасиловал ту самую девушку. Они с Тупаком не были большими друзьями, скорее хорошими знакомыми. Но этот Найджел был связан с одной крупной преступной группировкой, и кроме проблем, от него нечего был ждать. Тупак ему никогда не доверял.
Все деньги Тупака, которые он зарабатывал на концертах, шли его адвокатам, а гонорары с фильмов — семье. Поэтому все, что ему платили другие рэпперы, были деньги, на которые он жил. А иногда и покупал себе драгоценности. Так однажды, в присутствии Найджела, Тупак приобрел золотой Ролекс и золотую цепь стоимостью 40,000 долларов. Еще неделю назад, Бигги говорил Паку, что на него “точат зуб” некий Король Тат и его парни. Тогда Тупак не обратил на это своего внимания. Так вот, вечером 30 ноября вместе с Тупаком были Стретч, его друг Фрэд (Fred), и бойфрэнд сестры Пака — Зэйн (Zane). В то время у Тупака еще не было телохранителя. Войдя в студию, парни увидели человека, сидящего на стуле и читающего газету. Он мельком взглянул, кто пришел и опять опустил голову. Тупак говорил позже: «Я еще никогда не встречал черного человека, который бы не провожал меня глазами, или с завистью, или, наоборот — с уважением». Через секунду в помещение вошли еще двое черных мужчин. Тупак подумал, что это телохранители Бигги, но вспомнил, что даже они любят его, а эти двое были явно агрессивно настроены.
Когда Стретч потянул Тупака наверх к лифту, эти двое достали пистолеты, и закричали: «Никому не двигаться. Все на пол. Вы знаете, в чем дело. Доставайте свое барахло!». Первая мысль, посетившая Тупака, была «Что же делать». Он подумал, что Стретч будет драться, он ненавидел таких негров. И по идее грабители первым делом должны были вырубить самого здорового парня, а таким был именно Стретч. Но они его не тронули и направились к Паку. Все упали на пол, а Пак продолжал стоять. «Нет, я не то, чтобы смелый или что-то в этом роде, я просто не мог лечь на землю». Эти негры подошли и, проверив, не вооружен ли Пак, приказали ему снимать все драгоценности. Но Тупак не шевелился. Один из нападавших закричал: «Пристрели этого ублюдка!». Холодное дуло пистолета прижалось к животу Тупака. «Вот тогда я действительно испугался». Шакур попытался убрать пистолет в сторону, но прозвучал выстрел и Пак упал на одну ногу. Он еще не знал, что ему прострелили яйца. «Единственное, о чем я подумал, было притвориться, что я умер». Нигеры начали бить его ногами по телу и голове. Тупак просто молчал. Они сняли золотую цепочку и часы. Тупак закрыл свои глаза.
Вдруг он почувствовал острую боль в затылке, как, будто его голову ударили о бетон. «Все что я видел был белый фон. Я ничего не чувствовал и не слышал. Я думал, что я без сознания, но я был в сознании. Я опять почувствовал боль. И опять слух ко мне вернулся. Еще один выстрел — и я снова в тишине. Я ничего не видел, только белый фон. Они опять выстрелили в меня, и я услышал голоса…» Его продолжали избивать. Наконец грабители удалились, а Тупак попытался встать. В него было сделано пять выстрелов: в ногу, в пах, два в живот, и в голову. Но он встал и вышел из здания. На улице, как ни в чем не бывало, стояла полицейская машина. Тупак вернулся в помещение и на лифте поднялся наверх.
NEW YORK — JULY 23: (L-R) Rappers The Notorious B.I.G., Tupac Shakur and Redman backstage at a Tupac Shakur performance at Club Amazon on July 23, 1993 in New York, New York. (Photo by Al Pereira/Michael Ochs Archives/Getty Images)
То, что он там увидел, повергло его в шок. Там был и Пафф Дэдди, и Бигги Смоллз, там был где-то сорок человек, и у всех было намного больше драгоценностей, чем у Тупака. «На их лицах было удивление при виде меня. Не знаю почему». Кто-то сказал Тупаку, что у него из головы течет кровь. Все, что он попросил было: «Забейте мне косячок, и позвоните маме, скажите, что в меня стреляли». Приехали полиция и скорая. Тупака отвезли в больницу. Увидев Тупака, доктор не переставал говорить «О, Боже, о, Боже мой…!». Он показывал на отверстия в голове Шакура, одно – там, где пуля вошла, и другое — там, где она вышла. Его голова была прострелена насквозь, но он был в сознании! Все продолжали говорить, что он невероятно счастливый — в него стреляли пять раз, а он выжил. «Странно, — говорил Пак, — я, например, помню только первый выстрел. » Ему сделали операцию, и через три часа он покинул госпиталь, т.к. ему позвонили и сказали, что закончат начатое. Этот побег с перебинтованной головой, вероятно, спас ему жизнь. С того дня началась вражда между Бигги и Тупаком, вражда между Западом и Востоком. Тупак не обвинял Бигги в том, что это тот устроил это ограбление. Он лишь говорил, что Бигги знал, что это случится, но не предупредил его.
Проходят дни, недели, месяцы. Раны на теле зажили. Они беспокоят Тупака только в плохую погоду, и все вроде снова становится на свои места, но вот только ночью Тупак корчится на горячих простынях в холодном поту, снова и снова слыша: «Пристрели этого мазафакера!», чувствуя, как пули вонзаются в его плоть. Потом наступает будильник и запах кофе, и ему кажется, что вот тут–то все определенно должно стать на свои места, но эта боль навсегда. Ничто не будет, как прежде.
В 1994 году Тупак выпускает новый альбом «Thug Life», проходит год и появляется «Me Against The World». Последний имел огромный коммерческий успех, выражающийся в количестве копий, превышающем 1 миллион. В мае 1995 года Тупак, находясь в тюрьме, женился на некой Кейше Моррис (Keisha Morris). В октябре Тупак выходит на волю под залог в 1,4 миллиона долларов. 1996 год — знаменательная дата в истории хип–хопа, связанная с именем Тупака Шакура. В этом году он выпускает первый в истории рэп–музыки двойной альбом — «All Eyes On Me». Общий объем продаж этого двойника превысил 6 миллионов экземпляров. Синглы из этого альбома «How Do You Want It» и «California Love» засветились на первом месте в биллбордовских чартах.
7 сентября 1996 года Тупак присутствовал на боксерском поединке между Майком Тайсоном и Брюсом Сэлдоном. Тайсон в который раз оказался Тайсоном и, честно отрабатывая на ринге свой гонорар, ко всеобщему ликованию завалил Сэлдона. После поединка Тупак направился к своему большому другу Шугу (Marrion «Suge» Knight), по совместительству продюсеру Death Row Records. С ним Тупак намеревался отметить победу Тайсона в одном из клубов Лос–Анджелеса. По дороге на вечеринку с их черным BMW на перекрёстке поравнялся белый Кадиллак, из которого неизвестные открыли огонь, четыре раза ранив Тупака: дважды в грудь, один раз в плечо и бедро. Шугу пуля чуть зацепила голову, так что он был в состоянии развернуть машину на 180g и «сделать ноги». Продырявленный в четырнадцати местах BMW, явно превышающий скорость, через минуту остановил полицейский патруль и, увидев залитого кровью Тупака, вызвал «скорую». Несколько дней Тупак находился в критическом состоянии. Ему была сделана пересадка легкого, но это не спасло жизнь выдающегося рэппера. Ровно неделю Тупак находился в больнице в критическом состоянии и большую часть времени без сознания, когда в пятницу 13 Сентября 1996 года мать рэппера , Афени Шакур, дала одобрение на отключение аппаратов для поддержки жизненных функций организма из-за сильных болей, переносимых ее сыном. В 16:03 была констатирована его смерть. На момент смерти Тупаку было ровно 25 лет.
В одном из своих интервью Тупак сказал: «Все ниггеры, которые изменяют мир, умирают насильственной смертью. Мазафакеры приходят и забирают их жизни».
В последнее время Тупак не раз говорил об опасности, подстерегающей его за углом, да и тема смерти все чаще и чаще появлялась в строках его рэпа. Пресса высказывала предположение, что среди нападавших могли быть такие авторитеты «черной музыки», как Notorious BIG и Sean «Puffy» Combs. Тупак не раз заявлял, что переспал с женой «Biggy», а «Puffy» имел свои личные счеты с Шугом. Достаточно ли этого, чтобы взять пистолет и нашпиговать человека свинцом, можно спорить и гадать сколько угодно, тем более что у гангста–рэпперов, возможно, свои способы выяснять отношения, но одно остается неизменным: Тупак мертв. Мазафакеры пришли и забрали его жизнь, и я, пожалуй, присоединюсь к точке зрения Мобба Дипа, который сказал, что Тупака «убил его рот».
На MTV Europe факту смерти Тупака был уделен один час из запланированных полутора, заполненный его клипами и интервью. Когда Курт Кобейн покончил жизнь самоубийством, европейское отделение MTV «развивало» эту новость в течение нескольких недель. Странно, не правда ли, НО это только начало странностей, «непоняток» и совпадений, связанных со смертью рэп–звезды. Их оказалось так много, что, взятые вместе, они позволили выстроить целую теорию, доказывающую, что Тупак Амару Шакур жив.
Вряд ли можно найти почитателя рэпа, который бы не слышал о Тупаке Шакуре и тем более не любил бы его музыки. Уж слишком большой след оставил в ней этот человек. Его без преувеличения можно назвать самым великим из великих. К сожалению этого мастера слова сейчас уже нет с нами, но его музыка живет и по сей день.
7 сентября 1996 года
В августе Тупак часто говорил о предчувствии скорой смерти и проводил много времени, записывая новые песни.
7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе состоялся боксерский поединок между Майком Тайсоном и Брюсом Селдоном, в котором Тайсон без проблем нокаутировал противника.
После боя в холле отеля MGM Grand произошла стычка между Тупаком и Орландо «Baby Lane» Андерсоном (англ.), которая попала на камеры видеонаблюдения. После нее Тупак вместе с Найтом отправились в клуб, принадлежавший Death Row — Club 662. Они ехали на BMW 750i. За ними следовали телохранители Тупака и Шуга. Телохранитель Тупака хотел поехать в одной машине с ними, однако Тупак сослался на то, что, возвращаясь из клуба, многие будут нетрезвы и понадобится больше машин, чтобы довезти всех обратно в отель.
В 22:55 во время остановки на светофоре Тупак опустил стекло, и один из его фанатов, Леонард Джефферсон, перебросившись парой фраз, сделал снимок рэпера.
Примерно в 23:00 — 23:05 машина была остановлена патрульным полицейским за слишком громкое воспроизведение музыки и отсутствие номерных знаков. Номера оказались в багажнике. Через несколько минут Шуг и Тупак были отпущены без штрафа. Около 23:10 они остановились на светофоре на перекрестке Фламинго-Роуд и Коувал-Лейн, напротив отеля Maxim. Тупак, который стоял, высунувшись в люк на крыше, обменялся несколькими словами с двумя девушками, остановившимися рядом, и приглашал их в клуб.
Около 23:15 белый 4-дверный Cadillac одной из последних моделей с неизвестным количеством пассажиров остановился по правую сторону от автомобиля Шуга на одном из перекрестков. Нападавшие опустили окна и расстреляли автомобиль Шуга. Пули попали только в Тупака — в грудь, таз и бедро. Одна из пуль срикошетила и попала в правое лёгкое. Шуг был ранен осколками стекол. После нападавшие быстро скрылись. Одна из машин конвоя отправилась следом, однако вскоре вернулась ни с чем.
Прибывшие на место преступления медики доставили Шуга и смертельно раненого Тупака в госпиталь. Шакур потерял сознание, его дыхание поддерживалось искусственно, он был введен в искусственную кому, но ничего не помогло.
13 сентября в 16:03 он умер.
Причиной смерти стала задержка дыхания и остановка сердца, вызванные пулевыми ранениями. Тело Тупака было кремировано, а часть праха смешана с марихуаной и выкурена его друзьями.
Frank Alexander — «После матча Майка мы вышли на улицу. Там нас уже ждали все окружение Тупака. К нему кто-то подбежал, что-то шепнул на ухо и Пак со всех ног помчался внутрь. Все ринулись за ним. Когда я прибежал, то Пак уже дрался с Андерсоном. Я подбежал к Паку, схватил его за плечи и прижал к стене, а все остальные принялись месить лежащего Андерсона. Через несколько минут все закончилось. Мы вернулись в отель Luxor, что бы Тупак переоделся. Далее нам нужно было ехать на выступление в клуб 662. Ехали мы огромной колонной. Повернули на Фламинго и остановились у светофора. Я видел как к головной машине, в которой ехали Тупак и Шуг медленно подъезжает белый кадилак. Потом из него высунулась рука с пистолетом, потом было много дыма. Далее все как на замедленной съемке — доктора вытаскивают Тупака из машины, на нем вовсе нет крови, только на сиденьях. Пак глубоко вдохнул, это был последний раз, когда я видел, как дышит самостоятельно».
Tracy Robinson — «Вокруг больници и внутри нее было очень много поклонников Тупака, такое ощущение, что в больнице дает концерт знаменитая рок группа. Когда человек лежит при смерти, он больше ни какая ни звезда, он обычный человек, которому нужна любовь и защита».
Gobi — «В больнице я слышал страшные слова — «Мы придем, чтобы добить его» Наверно мы не так сильно любили душу Пака и Бог решил забрать ее себе».
Leila Steinberg — «В день смерти Тупака я сидела и просто перечитывала его сочинения. Одного раза он дал мне стихотворение «In The Event Of My Demise» (В случае моей смерти) и сказал — одного раза ты прочитаешь их и поймешь, что я здесь только временно и моя работа велика».
Gobi — «Я считаю, что поводом к тому, что Тупак предсказывал собственную кончину служило то, что он видел как вокруг него скапливалась огромная энергия, которой тяжело было управлять. Он был как Скайвокер, вокруг которого одни Дарт Вэйдеры, перетаскивающие его на темную сторону».
Тупак Шакур — первый представитель мира хип-хопа, удостоившийся памятника. Бронзовая семифутовая статуя героя черной Америки открыта 13 сентября 2005 года в Tupac Amaru Shakur Center в городке Стоун Маунтейн, штат Джорджия.
Так же интересен факт, что количество альбомов, выпущенных после 1996 года — года убийства Тупака — превысило количество дисков, изданных им при жизни. Пластинка «Me against the world» («Я против всего мира») была первой в истории, выпущенной человеком, сидящим в тюрьме. 2Pac внесен в «Книгу Рекордов Гиннеса» как самый успешный рэппер всех времен.
После смерти, большинство людей из окружения Тупака отказались отвечать на вопросы полиции. В то время как в последующие две недели после покушения на жизнь артиста было совершенно множество нападений на представителей различных криминальных группировок, в которых погибло около 20 человек (только по официальным данным).
Убийца Тупака не был найден. В течение следствия имена нескольких подозреваемых были озвучены, хотя никому из них в последствии так и не было предъявлено обвинения.
Помимо рэп карьеры, Шакур так же снимался в фильмах. Впервые он появился в фильме «Сплошные Неприятности» в 1991 году. Главную же роль Пак сыграл в фильме «Juice» в 1992, где он был счастливым подростком. Фильм получил много положительных отзывов от журнала Rolling Stone’s. Он продолжил свою карьеру актера в фильме «Поэтичная Джастис» (с Janet Jackson). После смерти рэппера в 1996, было показано на экранах 3 его законченных фильма — «Пуля»,»В Тупике» и «Преступные Связи». Так же он должен был сняться в фильме «Hughes brothers’ Menace II», но в последний момент все переменилось из-за нападения на режиссера фильма. Режиссер John Singleton заявил, что он написал сценарий для фильма Baby Boy с Тупаком в главной роли. Этот фильм был снят только в 2001 году, через 5 лет после смерти Шакура. В фильме показывается спальня Пака, та же самая, что и в клипе Hail Mary…
В 1997 Afeni Shakur открыла Tupac Amaru Shakur Foundation (TASF) для помощи подросткам 12-18 лет в развитии их творческих способностей.
Дискография (представлены официальные релизы):
Альбомы, выпущенные при жизни:
(1991) 2Pacalypse Now (1993) Strictly 4 My N.I.G.G.A.Z (1994) Thug Life (1995) Me Against The World (1996) All Eyez On Me (1996) Don Killuminati: The 7 Day TheoryПосмертные релизы:
(1997) R U Still Down [Remember Me] (1998) Greatest Hits (1999) Still I Rise (совместно с группой Outlawz) (2001) Until the End of Time (2002) Better Dayz (2003) Nu Mixx Klazzics (2003) Ressurection (2004) Loyal to the Game (2006) Pac’s Life (2007) Beginnings: The Lost Tapes 1988-1991 (ранее не издавался) (2007) Nu Mixx Klazzics Vol.2 [Evolution: Duets Remixes] (2007) The Best of 2Pac- Part 1: THUG Part 2: LIFEФильмография
(1992) Juice (1993) Poetic Justice (1994) Above The Rim (1997) Bullet (1997) Gridlock’d (1997) Gang RelatedR.I.P. легенда!
Источник текста: Тупак Амару ШакурНе стесняйтесь заходить к автору и говорить ему спасибо!
Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями 😉
Еще по этой теме:Общекечуанское восстание под руководством Тупака Амару II началось с казни губернатора Арриаги.
Первый этап восстания — похищение губернатора
Кечуанский индеец по имени Сверкающая змея и испанский губернатор Антонио де Арриага виделись много раз. 4 ноября памятного 1780 года они встретились у местного священника Карлоса Родригеса де Авилы в деревне Янакоа.
Продумав до мельчайших подробностей план восстания, Тупак Амару II мог уже начинать борьбу. Как умный вождь он не выложил сразу на стол все свои карты. О конечных целях восстания были информированы только самые близкие соратники.
Когда веселье было в разгаре, вбежал один из тунгасукских индейцев с вымышленным сообщением, что Тупак Амару II у должен немедленно возвратиться домой по крайне важному делу.
Простившись со священником и губернатором, Тупак Амару II покинул приход. За деревней вождь встретился с остальными повстанцами, здесь они и дождались возвращения губернатора. Около полуночи индейцы привезли своего пленника в Тунгасуку, которая позднее, ввиду своего стратегического положения, стала центром восстания. В Тунгасуке повстанцы поместили губернатора в доме Тупак Амару II . Таким образом губернатор для всех просто исчез.
Пленением губернатора закончился первый этап подготовки восстания и начался второй.
Второй этап восстания – поддельные документы
Тупак Амару II заставил своего пленника подписать ряд заранее подготовленных губернаторских распоряжений. В первом содержалось указание кассиру и управляющему складами и арсеналами провинции выдать подателям сего распоряжения — т. е. Тупак Амару II и его индейцам — все деньги и, главное, все оружие, которое находилось в арсенале в Тинте.
В эти пиратские времена вождь восставших легко придумал объяснение: все это оружие губернатору необходимо для охраны от корсаров, которые неожиданно напали на один из перуанских портов. Трюк прошел великолепно. Индейские повстанцы получили сразу же семьдесят пять ружей, другое огнестрельное оружие, много пороху, несколько десятков коней и мулов и целых 22 000 золотых песо.
Второй «губернаторский» приказ касался всех мужчин тинтайской провинции. В соответствии с ним они должны были в течение двадцати четырех часов прибыть в Тунгасуку. В результате в течение одного дня в столице Тунгасуке собралось более 10 000 человек. И не только индейцев. Пришли — до последнего — и все метисы, креолы и даже несколько белых неиспанского происхождения, проживавших в тинтайском губернаторстве.
Тупак Амару II тут же сформировал из них свои первые отряды. Его пост местного касика давал ему такое право, хотя первые воины этого великолепного восстания пока вообще не знали, против кого, когда и где они должны сражаться.
Тупак Амару II подготовил для своего пленника еще одно, третье, распоряжение. Вице-губернатору Мануэлу де Сан Року предписывалось тоже прибыть в Тунгасуку, имея ключи от здания, где размещались провинциальные власти, а также пару новых кандалов. В одни потом был закован тот, кто их доставил, а другие украсили руки тинтайского губернатора. Затем побежденный тиран предстал перед своими подданными. И они все, десять тысяч индейцев, сто пятьдесят метисов и пятьдесят испанцев, были свидетелями приведения в исполнение приговора.
Казнь губернатора
Казнь Арриаги была — так об этом сообщил Тупак Амару II собравшимся людям—совершена по приказу самого короля Карлоса III. Одновременно Тупак Амару II торжественно провозгласил, что — опять-таки по воле Его Милости испанского короля — немедленно и навсегда отменяется большинство налогов, репарто и, главное, мита.
Палачом Арриаги стал его собственный черный раб. И, если уж зашла речь о неграх, то о величии революционной программы Тупака Амару II можно судить по тому, что он, вождь восставших индейцев, провозгласил одним из своих главных требований — немедленное освобождение черных рабов.
Негр (или, возможно, «замбо» — сын негра и матери- индианки) Антонио Облитас надел петлю на шею тинтайского губернатора, но веревка порвалась, и казнь пришлось повторить, Арриага был повешен.
Казнью тинтайского губернатора начал Тупак Амару II восстание индейцев. Сверкающая змея хотел не просто уничтожить это колониальное государство, заменить его новым государством, справедливым ко всем бедным и угнетенным.