Франческа романа
Санта Франческа Романа (Santa Francesca Romana) или, иначе, Санта Мария Нова (Santa Maria Nova) – это титулярная церковь 10 века, основанная, правда, как монастырская. Расположена она на северной стороне Священной Дороги Римского Форума на руинах Храма Венеры и Ромы императора Адриана на склоне маленького холма, известного в античные времена как Велийский. Церковь была посвящена Пресвятой Богородице и, вторично, Святой Франческе Римской.
При основании церкви было дано имя Santa Maria Nova, остающееся ее официальным названием. Тем не менее, римляне обычно называют ее Санта Франческа Романа, и епархия приняла это имя как вспомогательное.
Церковь занимает часть территории большого античного храма, посвященного богиням Венере и Роме, основанного императором Адрианом в 135 году. Храм был построен на месте бывшего атриума Золотого Дома Нерона. Для храма устроили большой подиум размерами 145 на 100 метров, окруженный колоннадами из серого гранита. Колонны были снова установлены в 1935 году. Храм был двойным. Он имел две целлы, направленные противоположно и разделенные стеной, одну — для Венеры, другую — для Ромы. Перед входом в каждую целлу располагался пронаос или подъезд с четырьмя колоннами.
Большая часть здания полностью исчезла. Исключение составляют апсиды целл, восстановленные императором Максенцием в 307 году после уничтожившего храм пожара. Апсида Венеры обращена к Колизею, а апсида Ромы — к церкви. Сохранилась и большая часть южной стены целлы Ромы в ее полной высоте. Устройство потолка апсид оказало значительное влияние на архитекторов Ренессанса.
Храм сохранял свое назначение дольше, чем принято думать. Несмотря на то, что империя приняла христианство в 313 году при императоре Константине, окончательное подавление общественных языческих обрядов произошло только в 390 году. Это произошло при императоре Феодосии I, изгнавшем в 394 году из Рима узурпатора по имени Евгений, который восстановил храм. Что происходило в последующие 200 лет неизвестно, но, похоже, здание простояло без существенных повреждений до 630 года, когда император Гераклий позволил папе Гонорию I снять его позолоченные бронзовые плиты для использования их в базилике Святого Петра.
Окончательное разрушение храма произошло при крупном землетрясении в 9 веке. С тех пор и до 1873 года исторя этого места стала историей церкви и ее монастыря, а с конца 19 века — историей археологических раскопок Форума. Доступ в храм включен в билет на посещение Форума и Палатина.
Начало церкви положила часовня, посвященная святым Петру и Павлу, основанная папой Павлом I в середине 8 века. Она была установлена у предполагаемого западного входа в святилище храма, около того места, где сейчас находится неф современной церкви.
Побуждением к постройке часовни послужила легенда о Святом Петре и Симоне Волхве. Она происходит из Деяний Петра 2-го века. Согласно ей, Симон Волхв был иудейским фокусником, завоевавшим доверие императора Нерона. Он вступил в магическое противоборство с апостолом Петром, в результате которого погиб. Святой Петр во время поединка стоял на коленях, и каменные плиты с их отпечатками были выставлены в построенной часовне. Они до сих пор хранятся в церкви.
Находившаяся неподалеку церковь Санта Мария Антика (Santa Maria Antiqua) была оставлена в середине 9 века (вероятно, она была разрушена землетрясением 847 года). Папа Лев IV передал ее полномочия часовне святых Петра и Павла, не меняя имя последней. Название Санта Мария Антика было передано часовне при папе Григории V (996 — 999 гг), но трансформировалось в Санта Мария Нова. Кроме того, папа перенес сюда из пригородных катакомб реликвии нескольких мучеников, названных Немезием, Экзуперией, Семпронием, Олимпием, Люциллой и Феодулом.
Часовня была перестроена в церковь между 847 и 996 годами. Когда к церкви был пристроен монастырь и каким монахам он принадлежал неизвестно. Предпочтительное предположение — византийский обряд. Первый вариант монастыря располагался за задней стеной церкви в портике Ромы, перед ее разрушенной целлой.
Комплекс был передан каноникам Святого Фридиана Луккского в 1061 году и оставался в их владении до 1119 года. Следующими хозяевами стали Латеранские каноники. Папа Александр III (1159 — 1181 гг) заказал реконструкцию здания, в которую вошло создание сохранившейся мозаики апсиды, постройка колокольни и перестройка монастыря. В 1161 году церковь была повторно посвящена. Во время понтификата Гонория III (1216 — 1227 гг) она была повреждена огнем и после восстановления получила новую крышу. В 1351 году здесь был основан монастырь Оливетанцев, просуществовавший до конфискации его имущества в 1873 году итальянским правительством.
Оливетанцы, названные так в честь Монте Оливето около Флоренции, образовались в результате последней реформы Бенедектинцев, начатой Святым Бернардом Толомеи. Их монастырь занял всю территорию бывшего храма, включая внутренние постройки и сады. Жилье, оставленное канониками, не соответствовало требованиям новых владельцев, и папа Григорий XI (1371 — 1378 гг) реконструировал монастырь.
Основной корпус был ориентирован на северо-восток, небольшое крыло — на юго-запад и соединяющий блок — на северо-запад, через святилище церкви. Юго-восточную сторону оставили в виде простой аркады со стеной на месте входной стены разрушенной целлы Ромы, к которой, видимо, уже относились с почтением. В целле Венеры был устроен небольшой формальный сад. Монастырь владел виноградниками, расположенными с его северной, восточной и южной сторон.
Святая Франческа Римская, Франческа Бусса де‘Леони (1384 — 1440), была замужней римской дворянкой, основала закрытый дом для женщин, посвятивших себя монашеской жизни, в Санта Мария Аннунциата а Тор де‘Спеччи около Капитолия. «Посвятившие себя монашеской жизни», а не монахини, — означает, что они давали только обещания, а не клятвы (в 15 веке для того, чтобы стать монахиней, нужно было быть реальной девственницей). Пожертвования нужно было сделать настоятелю мужского монастыря или епископу и Франческа со своими компаньонами сделали выбор в пользу оливетанского настоятеля Санта Мария Нова. После ее смерти в 1440 году община хотела похоронить ее в основанном ей монастыре, но тело потребовал монастырь оливетанцев (поскольку ее пожертвования были сделаны ему) и она была похоронена в его церкви.
Святая Франческа была канонизирована в 1608 году и это стало стимулом для монахов, чтобы переоборудовать церковь. Фасад, разработанный Карло Ломбарди, был добавлен в 1615 году. Ломбарди контролировал и реконструкцию интерьера, включая добавление к нему великолепного деревянного потолка. После этого церковь получила вторичное посвящение и свое привычное имя — Санта Франческа Романа. Позолоченная бронзовая статуя Святой Франчески перед алтарем — работа Бернини.
Во время французской оккупации 1798 года монастырь и церковь разграбили. Статую Бернини переплавили. В 1816 году монахам вернули их собственность и они наняли архитектора Джузеппе Валадье, чтобы построить новое, юго-западное крыло монастыря. В это же время, видимо, произошло восстановление пола целлы Ромы, не слишком близкое к оригиналу. Работы были закончены в 1829 году. Молитвенник с останками святой реконструировали в 1858 году.
В 1873 году монастырь был закрыт итальянским правительством, хотя монахи и продолжали служить в церкви. Было давление и со стороны «национал-археологов», желающих очистить Форум от всех пост-имперских построек, а значит, снести и церковь и монастырь. Однако, популярность Санта Франческа Романа среди горожан была так велика, что уберегла ее от сноса даже во времена Муссолини.
Вместо этого монастырь стал использоваться в качестве помещения для офисов археологов и хранения найденных на Форуме древностей. Хранилище открыли для обозрения в 1900 году, но к концу 20 века музей пришел в упадок и закрылся. Обещания его восстановления и открытия так и не исполнены. Интерьер церкви был отреставрирован в 1953 году.
В плане Санта Франческа Романа представляет собой базилику с главным и пятью боковыми нефами. Боковые нефы были преобразованы в часовни путем добавления стен. В пятом установили колокольню. Святилище, в реальности, — шестой неф. Вместе с сегментированной апсидой оно входит в юго-западный ряд монастырских строений.
Вышедший из употребления боковой вход с Форума раньше был соединен со средневековым блоком монастыря, идущим от арки Тита. Теперь к нему ведет пара поперечных лестниц, поскольку уровень земли понизился из-за раскопок. Дверная коробка выглядит, как из 17 столетия. Возможно, Валадье перенес ее в 19 веке из другого расположения. Вход окружен парой ионических колонн и парой пилястр в одном стиле. Они поддерживают сегментированный фронтон.
Фасад церкви является отдельной архитектурной единицей. Он выполнен из травертина, тогда как наружные стены нефа сложены из кирпича и выкрашены в светло-оранжевый цвет. Высокая романская колокольня — кампанилла — была установлена в середине 12 века. Она расположена с левой стороны церкви и имеет пять ярусов от линии крыши, отделенных друг от друга карнизами. Материал колокольни — кирпич. Лучший вид на фасад и колокольню открывается со Священной Дороги.
Травертиновый фасад — весьма сложная и изобретательная работа Ломбарди. Больше всего он напоминает одноярусные пропилеи (парадный проход) между парой павильонов. Арочный главный вход окружен двумя гигантскими пилястрами на высоких постаментах. Пилястры поддерживают полный антаблемент и треугольный фронтон. Бордюр содержит надпись: «Virg[ini] Mariae ac S[anctae] Franciscae».
Над входной аркой расположен щит с венками и гирляндами. Надпись гласит: «Paulo V Burghesio Romano P[ontifice] M[aximo] sedente, Olivetana Congregatio suis et monasterii sumptibus, templum hoc in hanc formam construxit et ornavit, anno Domini MDCXV» (Оливетанская конгрегация своими и монастырскими ресурсами построила и украсила этот храм в его форме во время правления Павла V Боргезе, Римского Понтифика).
Выше надписи расположено большое прямоугольное окно, обрамленное парой ионических колонн, поддерживающих антаблемент и сегментированный фронтон. Перед окном — балюстрада.
Фланговые павильоны имеют немного меньшие арки и сдвоенные дорические пилястры в углах. Арки также имеют щиты с надписями. «Ego flos campi et lilium convalli» (Я — полевой цветок и ландыш) — на левой. «Quasi Oliva speciosa in campis» (Как прекрасное оливковое дерево на полях) — на правой. Это отсылки к Богоматери, Святой Франческе и Монте Оливето.
Выше щитов расположены антаблементы с декорированными бордюрами и постаментами с крупными завитками, обрамляющими верхнюю часть центральной пропилеи. Бордюры боковых антаблементов украшены триглифами со вставками рельефов с митрой, пересекаемой посохом и крестом, или со стилизованной горой с оливковыми ветвями. Это имеет отношение к аббатству Монте Оливето.
На фронтоне установлены три большие статуи. Кроме того, две статуи расположены на внешних углах павильонов и одна — в дальнем конце крыши. Перед входом растут несколько оливковых деревьев, что также является частью общей символики.
За дальним концом церкви располагается трехэтажный монастырь. Его северная часть относится к средневековью, а южная — к 19 веку. Если вам удастся посетить его, обратите внимание на сводчатую столовую с фресками 15 века, приписываемыми Антонио да Витербо.
Интерьер Санта Франческа Романа представлен богато декорированным в стиле барокко нефом с боковыми часовнями и небольшой неглубокой апсидой. Неф не имеет галерей, но входы в часовни — это большие арки с прямоугольными окнами над ними, разделенные двойными ионическими пилястрами.
Резной деревянный потолок нефа выполнен в красном, синем и золотом цветах и имеет панели с картинами вдоль своей главной оси. На них изображены Святой Бенедикт, герб кардинала Паоло Сфондрати (оплатившего реставрацию в 17 веке), Мадонна с Младенцем в сопровождении святых Агнессы и Сесилии, герб аббатства Монте Оливето и Святую Франческу с ее ангелом-хранителем. Потолок датируется 1612 годом, а его реставрация — 1867 годом.
Пол нефа сохранил некоторое количество покрытия в технике косматеско с 1216 года, но большей частью переложен в 1953 году мрамором различных оттенков серого с включениями красного. Церковный орган — новый, сконструированный в 1970-х, но помещен в оригинальной барочной нише над входом. За органом — монашеские хоры, находящиеся практически внутри фасада. Их декорации относятся к 1693 году.
Молитвенник был разработан Бернини и закончен в 1649 году, но позже, в 19 веке, реконструирован. Его площадь окружена балюстрадой, имеющей S-образные изгибы со сторон ведущих к нему лестниц. Внутри молитвенника четыре рифленых колонны из красно-белой сицилийской яшмы с бронзовыми капителями создают полукруглую беседку для мраморной скульптуры Святой Франчески и ее ангела. Эта работа была выполнена в 1866 году Джозу Мели на замену позолоченной бронзовой статуи Бернини, похищенную оккупационным правительством. Здесь же находится герб семьи Леони, к которой принадлежала святая.
Святилище приподнято и доступ к нему возможен только по лестницам с двух его сторон непосредственно перед апсидой. Другая пара лестниц ведет в крипту под ним, в которой хранятся мощи Святой Франчески. В области святилища сохранилась большая часть оригинального пола, выполненного в стиле косматеско. Это говорит о том, что крипта уже была на своем месте к 13 веку.
В раковине апсиды находится мозаика 1161 года, изображающая Мадонну с Младенцем в окружении апостолов Иоанна, Иакова, Петра и Андрея. Рука Бога держит венок над головой Богоматери, а все фигуры находятся в арочной галерее, символизирующей дворец. Не очень разборчивая надпись в основании гласит: «Continent in gremio coelum, te in domo, Sancta Dei Genitrix proceres comitantur erilem» (Лидеры следуют за повелительницей, Святой Матерью Божьей, и заключают вас в доме, [вас, кто заключает] небеса в [своем] животе).
Главный алтарь расположен напротив стены апсиды, а над ним находится известная икона (см. ниже). Апсида оформлена четырьмя ионическими пилястами, обрамляющими две фрески Доменико Марии Канути 1684 года, изображающими мученичество Немезия, Экзуперии, Семпрония, Олимпия, Люциллы и Феодула, останки которых были перенесены в церковь папой Григорием V. По краям алтаря — два ангела работы учеников Бернини.
Справа от алтаря находится могила папы Григория XI, вернувшего папский престол в Рим после Авиньонского пленения. Надгробие было выполнено Пьером Паоло Оливьери и помещено здесь в 1585 году за счет благодарного Сената Рима. Центральный барельеф изображает Святую Екатерину Сиенскую, сопровождающую возвращающегося Папу. Именно она убедила Папу вернуться. Статуи, обрамляющие барельеф, — Вера и Надежда. Четыре ионические колонны из сиенского желтого мрамора установлены в 1900 году на замену оригиналов из гранита, которые сейчас находятся снаружи ризницы.
У правой стены святилища установлена пара каменных плит с предполагаемыми отпечатками коленей Святого Петра. Первоначально эти камни находились на Священной дороге, но позже были перенесены в Санта Франческа Романа для сохранности. На стене — изображение Святого Михаила Архангела романской школы конца 17 века.
На левой стене — вырезанная в 15 веке в стиле Ренессанса ниша для хранения елея, приписываемая Мино дель Регно. Здесь же — живопись школы Пьера Сюблейра, изображающая Святого Бернарда Толомеи, успокаивающего зачумленного. Святой приехал в Сиену с несколькими монахами, чтобы облегчить участь больных во время Черной Смерти в 1348 году, заразился сам и умер.
Находящаяся в апсиде икона с изображением Мадонны с Младенцем относится к тосканской школе и датируется 12 веком. Согласно традиции, она была доставлена из геллеспонтской Троады римским крестоносцем Анджело Франджипани в 1100 году. В 1950 году ее очистили от нарисованного поверх изображения 1805 года. Экспертиза, проведенная во время этой реставрации, показала, что работа 12 века также была выполнена поверх более ранней, предположительно 6 века, и сама икона прибыла сюда скорее из Санта Мария Антиква, нежели из Троады.
Это одно из самых древних из существующих изображений Богоматери. Она указывает рукой на Младенца, который одной рукой благословляет, а другой держит свиток. Два изображения были отделены друг от друга, и более старое сейчас хранится в ризнице. Просмотр этой и других работ, хранящихся в ризнице, по-видимому, возможен по записи. Контактная информация находится на интернет-странице епархии.
Доступ к ризнице осуществляется через короткий коридор, дверь в который находится в левом углу святилища. Это большая квадратная комната в оформлении 18 века. Под потолком сохранились фрагменты средневековой мозаики. Здесь собрана большая коллекция картин. Из необычных можно отметить картину начала 16 века, изображающую папу Павла III с кардиналом Реджинальдом Поулом Английским (последним до-реформационным кардиналом) и приписываемую Перино дель Вага.
Другие примечательные работы — это Чудо Святого Бенедикта Пьера Сюблейра, Мадонна с Младенцем на Престоле между Святым Бенедиктом и Святой Франческой Римской Либерале да Вероны, Мадонна с Младенцем на Престоле со Святыми Синибальдо Иби (1545), Святой Петр, Идущий по Воде и Троица со Святым Бернардом Толомеи Гиацинто Бранди (1680).
Останки Святой Франчески можно увидеть, спустившись в крипту по одной из двух лесниц, расположенных по сторонам святилища. Оформил крипту Андреа Бузири Вичи. Он создал закрытую стеклом нишу с мозаикой на ее навершии. Добавленные позднее святые Петр, Павел и Мария Магдалена — это невыразительная работа Дж.Гуиди. Оливетанцы никогда не покрывали скелет святой воском, чтобы она выглядела живым человеком (такая «доработка» имеет место с некоторыми святыми в Риме). В ее руках лежит требник, открытый на 72-м Псалме, поскольку легенда повествует о том, что во время чтения ее четырежды звал муж и ей никак не удавалось закончить этот Псалом. Когда же она смогла вернуться к чтению, то обнаружила, что стих чудесным образом оказался написанным золотом.
Овальный барельеф с изображением Святой Франчески с ее ангелом-хранителем, которого она имела привилегию видеть, относится к 17 веку. Книга, которую держит ангел, показывает упомянутый Псалом. Святая Франческа очень популярна в городе и около нее всегда можно увидеть оставленные посетителями письменные молитвенные просьбы и фотографии.
Первая справа от входа часовня посвящена Распятию. Алтарный образ Голгофы анонимный. Картины на стенах принадлежат Джузеппе Марии Креспи. Справа — Святой Бернард Толомеи, слева — Мадонна с Младенцем.
Вестибюль бокового входа содержит два памятника. Мемориал кардиналу Марино Вулкано (умер в 1394 году) выполнен в 15 веке Паоло Романо. Он содержит три аллегорические фигуры — Веру, Надежду и Милосердие, а так же наклоненную фигуру покойного. Другое надгробие относится к Антонио да Рио (или Ридо), кастеляну замка Сант Анджело. Оно выполнено во второй половине 15 века. Оно показывает покойного в виде рыцаря на спине лошади. Эпитафию обрамляют два херувима, держащие щиты с гербом кастеляна.
Следующая справа часовня посвящена Святому Бенедикту. Алтарный образ показывает Святого Бенедикта со Святыми Императором Генрихом и Франческой Римской. Образ создан в 1937 году Аугусто Орланди. Авторы картин на стенах неизвестны. Слева — Святой Бернард Толомеи Дает Духовные Наставления (17 век), справа — Святой Бернард Толомеи Занимается Экзорцизмом (16 век).
Третья справа — часовня Святой Франчески Римской. Она была обновлена и богато украшена в 1729 году Франческо Феррари. Алтарный образ Святой принадлежит неизвестному. Ангел, держащий чашу со святой водой создан учениками Бернини.
Первая слева от входа часовня посвящена Рождеству. Алтарный образ — копия работы Карло Маратты. Настенная живопись приписывается Доменико Марии Канути. Пока Святой Бернард Толомеи молится, Святой Михаил отгоняет дьявола.
Следующая слева — часовня Папы Святого Григория Великого. Алтарный образ Святого — работа Анджело Кароселли.
Третья слева — часовня Богоматери Печалей. В ней находилось мраморное изображение сцены оплакивания Христа девой Марией, проданное в Германию. Нынешний алтарный образ, не совсем уместный здесь, показывает Святого Эмигдия. Он перемещен сюда из оливетанского монастыря в Асколи. Художник — Пьеро Тедески.
Последняя слева — часовня Святого Бернарда Толомеи. Ее богатое оформление из многоцветного мрамора относится к 1660 году. Алтарный образ выполнен Джузеппе Пировани и показывает Святого Бернарда Толомеи на смертном ложе во время Сиенской Чумы.
Чтобы добраться до входа в Санта Франческа Романа, можно воспользоваться подъемом на Кливо ди Венере Феличе (Clivo di Venere Felici) — пандусом со стороны Колизея, или лестницей к востоку от Базилики Максенция. Правда, с 2013 года лестница закрыта в связи со строительством линии С метрополитена. Доступа со стороны Форума нет.
Месса служится в 6:30 в рабочие дни и в 12:00 по воскресеньям. Приходской церковь не была никогда.
Санта Франческа Романа очень популярна у свадеб, что делает ее не очень удобной для посещения в выходные дни.
Скачать статью в формате pdf.
Автор публикации
не в сети 1 день
,#44; или #x2c;
UTF-16
0x2C
URL-код
,
Запята́я (,) — знак препинания в русском и других языках. Иногда используется как десятичный разделитель.
Как знак препинания
В русском языке запятая используется на письме:
для обособления (выделения)
- определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
- обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно;
также при использовании:
- причастных и деепричастных оборотов,
- обращений,
- уточнений,
- междометий,
- вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет),
для разделения:
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при однородных членах.
Как десятичный разделитель
В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.
В информатике
В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.
Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.
В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U 002C, совпадающим с кодом в ASCII.
На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:
Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].В культуре
- В детской считалочке:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
- В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена совсем иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Варианты и производные
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятыеlink rel="mw-deduplicated-inline-style" href="mw-dаta:TemplateStyles:r130061706">Изображение
⹌⸴⸲Название
⹌: medieval comma
⸴: raised comma
⸲: turned comma
Юникод
⹌: U 2E4C
⸴: U 2E34
⸲: U 2E32
HTML-код
⹌: #11852; или #x2e4c;
⸴: #11828; или #x2e34;
⸲: #11826; или #x2e32;
UTF-16
⹌: 0x2E4C
⸴: 0x2E34
⸲: 0x2E32
URL-код
⹌: ⹌
⸴: ⸴
⸲: ⸲
В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].
В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].
Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U 2E4C, U 2E34 и U 2E32 соответственно.
См. также
.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.4em;max-width:19em;width:19em;line-height:1.5}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th,.mw-parser-output .ts-Родственный_проект td{padding:.2em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственный_проект th td{padding-left:.4em}@media(max-width:719px){.mw-parser-output .ts-Родственный_проект{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}- Серийная запятая
- Точка
- Точка с запятой
- Число с плавающей запятой
Примечания
↑ Лебедев А. А. Ководство. § 105. Трагедия запятой. Студия Артемия Лебедева (14 июня 2004). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 12 декабря 2007 года. ↑ ichael Everson (editor), Peter Baker, Florian Grammel, Odd Einar Haugen. Proposal to add Medievalist punctuation characters to the UCS (англ.) (PDF) (25 января 2016). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 15 декабря 2017 года. ↑ Michael Everson. Proposal to encode six punctuation characters in the UCS (англ.) (PDF) (5 декабря 2009). Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 7 апреля 2016 года. ↑ Simon Ager. Dialectal Paleotype (англ.) (htm). Omniglot. Дата обращения: 17 мая 2019.Ссылки
- , на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⹌ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸴ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- ⸲ на сайте Scriptsource.org (англ.)
- Орфографические правила употребления запятой на gramota.ru
- Большая норвежская
- Брокгауза и Ефрона
- Britannica (онлайн)
- Britannica (онлайн)
- De Agostini
- Treccani
- BNF: 162295578
- SUDOC: 146880978
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Восклицательный знак (!)
- Вопросительный знакli>
- Многоточиеli>
- Дефис (‐)
- Дефис-минус (-)
- Неразрывный дефис (‑)
- Тиреli>
- Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
- Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
- Двойной вопросительный знакli>
- Двойной восклицательный знакli>
- Вопросительный и восклицательный знакli>
- Восклицательный и вопросительный знакli>
- Иронический знак (⸮)
- Интерробанг (‽)
- Предложенные Эрве Базеном (, , , , , )
- Перевёрнутый восклицательный знак (¡)
- Перевёрнутый вопросительный знак (¿)
- Перевёрнутый интерробанг (⸘)
- Китайская и японская пунктуацияli>
- Паияннои (ฯ, ຯ, ។)
- Апатарц (՚)
- Шешт (՛)
- Бацаканчакан ншан (՜)
- Бут (՝)
- Харцакан ншан (՞)
- Патив (՟)
- Верджакет (։)
- Ентамна (֊)
- Колон (·)
- Гиподиастола (⸒)
- Коронис (⸎)
- Параграфос (⸏)
- Дипла (⸖)
- Гереш (׳)
- Гершаим (״)
- Нун хафуха (׆)
- Иоритэн (〽)
- Средневековая запятая (⹌)
- Повышенная запятая (⸴)
- Двойной дефис (⸗, ⹀)
- Двойное тире (⸺)